ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 5 июля 1996 г. N 08-09-143-96 (Д) Министерством юстиции Российской Федерации обобщены некоторые вопросы, возникающие у органов юстиции при осуществлении государственной (уведомительной) регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций) и первичных профсоюзных организаций в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". В дополнение к методическим рекомендациям Министерства юстиции от 01.03.96 N 08-09-38-96 о применении действующего законодательства об общественных объединениях, направленным в органы юстиции субъектов Российской Федерации, разъясняем следующее. Федеральный закон "Об общественных объединениях" распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, в том числе на профсоюзы как отдельный вид общественных объединений. Исключением являются религиозные организации, а также коммерческие организации и создаваемые ими некоммерческие союзы-ассоциации (ст. ст. 2, 4 Закона). С вступлением в силу Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" законодательством об общественных объединениях регламентируется правовое положение профсоюзов в части, не урегулированной данным Законом. В соответствии с Федеральным законом о профсоюзах (ст. 8) профсоюзы в течение месяца со дня их образования направляют в органы юстиции копии учредительных документов для осуществления государственной (уведомительной) регистрации. Положение ст. 8 Закона, устанавливающее месячный срок для направления в регистрирующий орган учредительных документов, относится к вновь образованным профсоюзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям. В отношении государственной перерегистрации профсоюзов, созданных до вступления в силу Федерального закона о профсоюзах, действует положение ст.52 Федерального закона "Об общественных объединениях", устанавливающее срок для перерегистрации всех общественных объединений - 1 июля 1999 года. Государственная (уведомительная) регистрация структурных подразделений профсоюзов, действующих на основании общих уставов (положений) своих профсоюзов, а также подразделений профсоюзов, принявших собственные уставы (положения), осуществляется применительно к профсоюзам в порядке ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях". Федеральный закон о профсоюзах предоставляет возможность осуществления государственной регистрации первичных профсоюзных организаций по доверенности. Доверенность оформляется от имени первичной профсоюзной организации, удостоверяется подписью руководителя профсоюзного комитета, подпись скрепляется печатью профсоюзной организации. Доверенность вместе с копиями учредительных документов направляется в профсоюз, которому доверяется получение государственной регистрации. В дополнение к учредительным документам, перечисленным в ст. 8 Закона, в регистрирующий орган необходимо представлять документ, подтверждающий юридический адрес профсоюза. Это может быть заверенная копия гарантийного письма организации (учреждения) о предоставлении профсоюзу помещения в качестве его юридического адреса. В числе учредительных документов, направляемых профсоюзами к регистрации, Закон (ст. 8) обязывает представлять копии перечней участников соответствующих профсоюзов и их объединений. Участниками профсоюзов являются их профсоюзные организации, участниками объединений (ассоциаций) профсоюзов - профсоюзы и профсоюзные организации, входящие в состав объединений (ассоциаций) в качестве юридических лиц. Закон не устанавливает ограничений относительно формы удостоверения копий учредительных документов, направляемых профсоюзами в органы юстиции для получения государственной регистрации. Копии документов могут быть заверены в любой произвольной форме, в том числе подписью руководителя профсоюзного органа или руководителя организации, предприятия, учреждения, где действует профсоюз, с соответствующей печатью, а также нотариально. Федеральный закон о профсоюзах (ст. 7) предоставил профсоюзам право самостоятельно разрабатывать и утверждать положения о первичных профсоюзных организациях. Закон не определяет содержание положений, относя этот вопрос к компетенции самого профсоюза, поскольку первичная профсоюзная организация действует на основании положения, принятого ею в соответствии с уставом или на основании положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ст. 3 Закона). Это не противоречит ст. 52 (пункт 1 части первой ГК РФ, предусматривающей право юридического лица (некоммерческой организации) действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Государственная регистрация профсоюзов носит уведомительный характер. Это означает, что профсоюз, направляя в орган юстиции копии учредительных документов с просьбой осуществить его государственную регистрацию, уведомляет таким образом регистрирующий орган о факте создания профсоюза как самостоятельного субъекта, желающего получить статус юридического лица в порядке действующего законодательства (ст. ст. 49 (пункт 3), 51 (пункт 2) части первой ГК РФ). Орган юстиции, приняв копии учредительных документов, осуществляет государственную регистрацию профсоюза как общественного объединения, а не регистрацию его устава. Никаких отметок о регистрации регистрирующий орган в уставе не делает. Копии учредительных документов направляются в органы юстиции в одном экземпляре и по осуществлении регистрации приобщаются к соответствующему регистрационному делу. Документом, удостоверяющим государственную (уведомительную) регистрацию профсоюза, внесение его в единый государственный реестр общественных объединений, открытый для всеобщего ознакомления, является выданное свидетельство о государственной регистрации профсоюза единого образца для всех общественных объединений. Федеральный закон о профсоюзах не предоставил регистрирующему органу право контроля за деятельностью профсоюзов и право на отказ в их государственной регистрации. В соответствии со ст. 22 Федерального закона "Об общественных объединениях" регистрирующий орган обязан в месячный срок рассмотреть письменную просьбу профсоюза о государственной регистрации, осуществить регистрацию, о чем выдать соответствующее свидетельство. Вместе с тем регистрирующий орган вправе обратить внимание профсоюза на допущенные нарушения действующего законодательства, другие недостатки правового характера, если они будут выявлены при ознакомлении с копиями учредительных документов, и рекомендовать профсоюзу (в письменной или устной форме) их устранить. Настоящие разъяснения даны для использования при применении действующего законодательства о государственной регистрации профсоюзов. В Министерстве юстиции продолжается работа по изучению и обобщению практики применения действующего законодательства об общественных объединениях, в том числе о профсоюзах. В связи с этим Министерство юстиции (Управление по делам общественных и религиозных объединений) заинтересовано в получении от органов юстиции субъектов Российской Федерации конкретных предложений и аналитических материалов по данному вопросу. Первый заместитель Министра Государственный советник юстиции 1 класса Г.В.Куликов |