МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И ОФОРМЛЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ОТПУСКА ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ. Рекомендации. Комитет РФ по торговле (Роскомторг). 10.07.96 1-794/32-5


Страницы: 1  2  


  |      |предоставленного кредита (по  продажным|      |          |
  |      |ценам)                                 |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  4   |Поступили от    покупателей   очередные|50, 51|   62-4   |
  |      |платежи в  погашение  задолженности  по|      |          |
  |      |кредиту                                |      |          |
  ------------------------------------------------------------------
     
     4.5.2. Общая  схема  записей  при  продаже  товаров  по кредитным
картам показана в таблице.
     
                                                           Таблица 4.6
     
                                СХЕМА
          КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СЧЕТОВ ПО УЧЕТУ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ
                         ПО КРЕДИТНЫМ КАРТАМ
     
  ------------------------------------------------------------------
  |Номер |       Факт хозяйственной жизни        |Корреспондирующий|
  |записи|                                       |  счет (субсчет) |
  |      |                                       |-----------------|
  |      |                                       |дебет |  кредит  |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  1   |Отражена в  учете реализация товаров по|  57  |    46    |
  |      |кредитным картам     (на      продажную|      |          |
  |      |стоимость)                             |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  2   |Списаны реализованные     товары    (по|  46  |    41    |
  |      |учетным ценам)                         |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  3   |Зачислены деньги,    поступившие     за|51, 52|    57    |
  |      |реализованные товары                   |      |          |
  ------------------------------------------------------------------
     
     4.6. Учет  стеклянной  посуды  и порядок отражения ее в розничном
товарообороте организаций
     4.6.1. Учет  стеклянной  посуды  осуществляется  в соответствии с
Инструкцией о порядке учета стоимости стеклянной  посуды  в  розничном
товарообороте   предприятий  и  организаций  государственной  торговли
РСФСР, утвержденной Приказом Минторга РСФСР от 28.12.63 N 774.
     4.6.2. Приходование стеклянной посуды,  поступившей под товарами,
производится  на  основании   сопроводительных   товарных   документов
поставщиков  (товарно  -  транспортных  накладных,  счетов  - фактур и
т.п.).
     4.6.3. Если  поступающая в торговые организации стеклянная посуда
под товарами включена  в  стоимость  товаров,  то  она  после  продажи
товаров населению не подлежит приему магазинами.
     Если стоимость  стеклянной  посуды   (залоговая)   выделяется   в
сопроводительных товарных документах поставщиков отдельной строкой, то
население,  купив  товар  в  такой  стеклопосуде,  имеет  право  после
освобождения  из-под  товара  сдать  ее  обратно  в магазин и получить
залоговую стоимость.
     4.6.4. Бухгалтерский  учет  стеклянной  посуды  осуществляется по
залоговой стоимости. В розничных торговых организациях учет стеклянной
посуды,  находящейся под товарами и порожней, ведется с использованием
счета 41-2 "Товары в розничной торговле",  на базах и складах отдельно
учитывается  стеклянная  посуда,  находящаяся под товаром,  - на счете
41-1 "Товары на складах" и отдельно порожняя - на счете 41-3 "Тара под
товаром и порожняя" по натурально - стоимостной схеме.
     4.6.5. В розничных торговых организациях,  где  торговая  выручка
учитывается  по  данным  показателей  счетчиков  контрольно - кассовых
машин,  оплата  принятой  от  населения  стеклянной  порожней   посуды
осуществляется  специальными  лицами  (приемщиками),  выделенными  для
приема посуды, которым на эти цели выдаются под отчет денежные суммы.
     На принятую  приемщиками  от населения порожнюю стеклянную посуду
выписывается накладная, на основании которой делается запись:
     Д сч. 41 "Товары" - К сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
     4.6.6. Сдача порожней стеклянной посуды  поставщикам  оформляется
накладной, выписываемой в двух экземплярах, из которых один передается
организации,  принявшей порожнюю посуду, а второй сдается при товарном
отчете в бухгалтерию.
     4.6.7. При     учете     розничного     товарооборота     следует
руководствоваться  Инструкцией по определению розничного товарооборота
и   товарных   запасов   юридическими   лицами,    их    обособленными
подразделениями  независимо  от  формы собственности,  осуществляющими
розничную торговлю и общественное питание, утвержденной Постановлением
Госкомстата России от 01.04.96 N 25.
     Розничный товарооборот показывается включая стоимость  стеклянной
посуды,   проданной   населению   с   товаром,  за  вычетом  стоимости
возвращенной населением порожней стеклянной посуды,  а также стоимость
стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.
     Розничный товарооборот торговых организаций,  отраженный на счете
46  "Реализация  продукции  (работ,  услуг)",  должен  уменьшаться  на
стоимость  порожней  стеклянной  посуды,  возвращенной  населением   в
отчетном  периоде,  а  также  на  стоимость стеклопосуды,  принятой от
населения в обмен на  товары.  Данная  корректировка  согласно  п.  17
Инструкции  Минторга РСФСР о порядке учета стоимости стеклянной посуды
в розничном товарообороте осуществляется  путем  следующих  записей  в
учете:
     Д сч.  46  "Реализация  продукции  (работ,  услуг)"  -   способом
"красное сторно"
     К сч.  46  "Реализация  продукции  (работ,  услуг)"  -   способом
"красное сторно".
     
             5. Учет товарообменных (бартерных) операций
     
     5.1. Порядок   отражения   в   учете  товарообменных  (бартерных)
операций определен письмом Министерства финансов Российской  Федерации
от  30.10.92  N  16-05/4  "О  порядке  отражения в бухгалтерском учете
товарообменных операций  или  операций,  осуществляемых  на  бартерной
основе".
     5.2. Обмен  товаров  между   собственниками   осуществляется   на
основании  товарообменного  договора,  в условиях которого отражаются:
виды,  количество,  согласованные цены обмениваемых товаров,  форма  и
последовательность поставок.
     5.3. Товарообменные операции оформляются накладной  на  отгрузку,
товарно   -   транспортными  накладными,  бухгалтерскими  справками  о
стоимости реализованных товаров по покупной цене и т.д.
     5.4. Учет  товарообменных  операций  зависит от выбранного метода
определения выручки,  то есть  по  оплате  либо  по  отгрузке  товаров
(выполнения работ,  услуг),  а также от совпадения момента получения и
отгрузки товара по времени.
     5.5. Расходы   по  товарообмену  (проведение  экспертизы,  оплата
транспорта и др.) относятся на  издержки  обращения  и  учитываются  в
установленном порядке.
     5.6. Основные  записи   на   счетах   бухгалтерского   учета   по
товарообмену показаны в таблице.
     
                                                           Таблица 5.1
     
            СХЕМА КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СЧЕТОВ ПО ТОВАРООБМЕНУ
     
  ------------------------------------------------------------------
  |Номер |       Факт хозяйственной жизни        |Корреспондирующий|
  |записи|                                       |  счет (субсчет) |
  |      |                                       |-----------------|
  |      |                                       |дебет |  кредит  |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  1   |Оприходованы товары,    полученные   от|      |          |
  |      |контрагента:                           |      |          |
  |      |а) на покупную стоимость               |  41  |    60    |
  |      |б) на сумму торговой надбавки          |  41  |    42    |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  2   |Отгружены (отпущены) товары контрагенту|  62  |    46    |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  3   |Списаны реализованные товары           |  46  |    41    |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  4   |Начислены бюджету   акцизы    НДС    на|  46  |    68    |
  |      |реализованные товары                   |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  5   |Списан по   назначению   результат   от|      |          |
  |      |реализации товаров:                    |      |          |
  |      |а) доход                               |  46  |    80    |
  |      |б) убыток                              |  80  |    46    |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  6   |Уменьшена задолженность контрагенту  за|  60  |    62    |
  |      |полученные от  него товары на стоимость|      |          |
  |      |отгруженных ему товаров                |      |          |
  ------------------------------------------------------------------
     
     Запись 1б  делается только в том случае,  если товары учитываются
по продажным ценам.
     
         6. Учет товаров, принятых от индивидуальных частных
                           предпринимателей
     
     6.1. Прием   организациями  торговли  товаров  от  индивидуальных
частных предпринимателей осуществляется по  предъявлении  патента  или
регистрационного   удостоверения   и   при   наличии  сертификата  или
нормативно  -  технической  документации,  подтверждающей  качество  и
безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей.
     6.2. В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав
потребителей"  и Гражданским кодексом Российской Федерации организация
торговли несет ответственность за качество товаров.
     6.3. Организация   торговли   по  согласованию  с  индивидуальным
частным  предпринимателем  определяет  цены  на  принимаемые   товары,
порядок   реализации,   размер   вознаграждения   в   пользу  торговой
организации,  условия расчетов  за  принятые  товары  (предварительная
оплата, частичная оплата, оплата после реализации).
     6.4. При определении размера вознаграждения торговая  организация
может установить размер в пределах среднего процента торговой наценки,
сложившейся за отчетный период.
     6.5. Прием   товаров   и   условия   их   реализации  оформляются
соглашением в двух экземплярах. Первый экземпляр соглашения передается
индивидуальному    частному   предпринимателю,   второй   остается   в
организации и служит основанием для учета движения товаров и расчетов.
     6.5.1. В  организациях торговли соглашения учитываются как бланки
строгой отчетности.
     6.6. Торговая  организация  за принятые товары оформляет ценник в
соответствии с письмом Роскомторга от 13.03.95 N 1-304/32-2 "О порядке
оформления ценников на реализуемые товары".
     6.7. Если товар не реализован в установленный  соглашением  срок,
производится  его  уценка  в размере,  указанном в соглашении.  Уценка
изделия оформляется  актом  (код  по  ОКУД  0903134)  с  одновременным
проставлением новой цены.
     6.8. По мере реализации товаров  материально  ответственные  лица
составляют   справку,   в   которой   указывается   номер  соглашения,
наименование проданного товара и сумма.
     6.9. Расчеты   с   индивидуальными   частными   предпринимателями
осуществляются путем перечисления денежных средств  на  лицевой  счет,
указанный в соглашении, или по приходно - расходному кассовому ордеру,
который  выписывается  по  предъявлении   соглашения,   паспорта   или
документа, его заменяющего.
     6.10. Прием товара от лиц,  не имеющих патента,  осуществляется в
соответствии  с  Правилами  комиссионной торговли непродовольственными
товарами,  утвержденными   Постановлением   Правительства   Российской
Федерации   от  26.09.94  N  1090,  и  оформляется  в  соответствии  с
Инструкцией о  порядке  оформления  комиссионных  операций  и  ведения
бухгалтерского  учета  в  комиссионной  торговле  непродовольственными
товарами, утвержденной Приказом Роскомторга от 07.12.94 N 99.
     6.11. Товары,      купленные     у     индивидуальных     частных
предпринимателей,  право  владения  на  которые  перешло  к   торговой
организации, учитываются по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции
с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами  и  кредиторами"  на
отдельном     субсчете    "Расчеты    с    индивидуальными    частными
предпринимателями".  Реализация  товаров  учитывается  на   счете   46
"Реализация продукции (работ, услуг)".
     6.12. Изделия,     принятые     от     индивидуальных     частных
предпринимателей  на  комиссию,  и  условия  их реализации оформляются
"Комиссионным соглашением" (код по ОКУД 0903821) в  двух  экземплярах.
Первый экземпляр комиссионного соглашения передается сдатчику изделий,
второй остается в магазине.
     6.13. На принятые товары в магазине выписывается товарный ярлык с
указанием  изготовителя,  номера  и  даты  комиссионного   соглашения,
наименования и основных признаков изделия, размера и цены.
     6.14. Если изделие не реализовано  в  установленный  комиссионным
соглашением  срок,  производится  его  уценка  в размере,  указанном в
соглашении.  Уценка изделия оформляется "Актом на уценку  комиссионных
товаров"  (код  по ОКУД 0903134).  Одновременно с составлением акта на
уценку изделия  в  товарном  ярлыке  проставляется  новая  цена,  дата
проведения переоценки и номер акта.
     6.15. По мере реализации  товаров  в  магазине  (отделе,  секции)
составляется   справка,  в  которой  указываются  номер  комиссионного
соглашения,  наименование проданного товара  и  сумма.  Выплата  денег
производится   в   порядке   и  сроки,  установленные  в  комиссионном
соглашении.  Оплата может  быть  предварительной,  частичной  и  после
реализации  товаров,  через  кассу  организации  или  по  безналичному
расчету.
     6.16. Изделия,  принятые для комиссионной продажи, учитываются на
забалансовом счете 002 "Товарно - материальные ценности,  принятые  на
ответственное   хранение",   реализация   товаров   -   на   счете  46
"Реализация",  расчеты по сдатчикам - на счете 76 "Расчеты  с  разными
дебиторами  и  кредиторами".  Аналитический учет товаров и расчетов со
сдатчиками ведется на учетных карточках  (код  по  ОКУД  0903822),  на
основании  которых  составляется  оборотная  ведомость  (код  по  ОКУД
0903137) по счетам 002 "Товарно - материальные ценности,  принятые  на
ответственное   хранение"   и   76  "Расчет  с  разными  дебиторами  и
кредиторами".
     
                                                           Таблица 6.1
     
                                СХЕМА
         КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СЧЕТОВ ПО УЧЕТУ ТОВАРОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
              ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
     
  ------------------------------------------------------------------
  |Номер |       Факт хозяйственной жизни        |Корреспондирующий|
  |записи|                                       |  счет (субсчет) |
  |      |                                       |-----------------|
  |      |                                       |дебет |  кредит  |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  1   |Поступление товаров  от  индивидуальных| 002  |          |
  |      |частных предпринимателей по      ценам,|      |          |
  |      |установленным комиссионным соглашением |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  2   |Списание реализованных  и  возвращенных|      |   002    |
  |      |товаров                                |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  3   |Суммы, полученные   со   сдатчиков   за|  50  |    80    |
  |      |хранение товаров                       |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  4   |Отражение в учете уценки товаров       |      |   002    |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  5   |Отражение суммы  реализованных  товаров|  50  |    46    |
  |      |по ценам реализации                    |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  6   |Начислено сдатчику   за   реализованный|  46  |    76    |
  |      |товар по  ценам  реализации  за вычетом|      |          |
  |      |комиссионного вознаграждения           |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  7   |Выплата сдатчику денег за реализованный|  76  |  50, 51  |
  |      |товар (за     минусом     комиссионного|      |          |
  |      |вознаграждения)                        |      |          |
  ------------------------------------------------------------------
     
           7. Учет и порядок закупки продукции от населения
     
     7.1. Закупку сельскохозяйственных продуктов,  дикорастущих  ягод,
грибов   и  орехов  осуществляют  лица,  определенные  и  утвержденные
приказом руководителя организации.
     7.2. Между   лицами,   производящими  закупку,  и  администрацией
организации заключается договор о материальной ответственности.
     7.3. При  закупке  сельскохозяйственных  продуктов,  дикорастущих
ягод,  грибов,  орехов организации торговли должны обеспечить  строгое
соблюдение  порядка  оформления  закупочных  документов с обязательным
указанием  паспортных  данных  сдатчика  этих  продуктов,  места   его
проживания,  а  также  приложением справок о принадлежности ему данной
продукции и заключения ветнадзора о доброкачественной продукции.
     7.4. Расчеты   за   сельскохозяйственные  продукты,  дикорастущие
ягоды,  грибы и орехи,  закупленные у  населения,  производятся  через
кассу   организации  или  путем  перечисления  причитающихся  сумм  по
заявлениям сдатчиков  этих  продуктов  на  их  счета,  а  также  путем
почтовых переводов.
     7.5. На проведение закупки ответственному лицу выдается аванс  из
кассы организации.
     7.6. Закупка оформляется закупочным актом,  который  утверждается
руководителем организации.
     7.7. Закупленная  продукция  сдается  на  склад  или  секцию   по
накладной.
     7.8. Лица,  получившие  деньги  под  отчет,  должны   представить
авансовый  отчет  о  действительном  использовании  выданных им сумм с
приложением утвержденного закупочного акта,  копии накладной  о  сдаче
продукции.  Выдача  новых  авансов  производится  только  при  условии
полного расчета по ранее выданным авансам.
     7.9. Учет  закупленных  продуктов  ведется по закупочным ценам на
счете  41  "Товары".  Разница  между  продажной  и  закупочной   ценой
относится  в кредит счета 42 "Торговая наценка".  Расчеты с населением
отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
     
                      8. Инвентаризация товаров
     
     8.1. Порядок  проведения,  документального  оформления  и   сроки
инвентаризации установлены "Методическими указаниями по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств",  утвержденными Приказом  Минфина
России  от  13.06.95  N  49  и  Положением  о  бухгалтерском  учете  и
отчетности в Российской Федерации.
     8.2. Основные бухгалтерские записи на счетах по учету результатов
инвентаризации товаров представлены в таблице.
     
                                                           Таблица 8.1
     
                                СХЕМА
             КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СЧЕТОВ ПО УЧЕТУ РЕЗУЛЬТАТОВ
                       ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРОВ
     
  ------------------------------------------------------------------
  |Номер |       Факт хозяйственной жизни        |Корреспондирующий|
  |записи|                                       |  счет (субсчет) |
  |      |                                       |-----------------|
  |      |                                       |дебет |  кредит  |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  1   |Оприходованы:                          |      |          |
  |      |а) излишки товаров                     |  41  |    80    |
  |      |б) торговая   надбавка,  относящаяся  к|  41  |    42    |
  |      |излишним товарам                       |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  2   |Отражена в учете:                      |      |          |
  |      |а) недостача товаров                   |  84  |    41    |
  |      |б) торговая  надбавка  на   недостающие|  42  |   83-5   |
  |      |товары                                 |      |          |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  3   |Списана недостача товаров:             |      |          |
  |      |а) в пределах норм убыли               |44, 89|    84    |
  |      |б) сверх  норм  убыли  за счет виновных| 73-3 |    84    |
  |      |лиц                                    |      |          |
  |      |в) на   разность   между   взыскиваемой| 73-3 |   83-3   |
  |      |суммой и стоимостью товаров по  учетным|      |          |
  |      |ценам                                  |      |          |
  |      |г) сверх норм убыли за счет организации|  44  |    84    |
  |------|---------------------------------------|------|----------|
  |  4   |Списана разница   между   учетными    и| 83-3 |    84    |
  |      |покупными ценами,     относящаяся     к|      |          |
  |      |недостающим товарам в пределах  норм  и|      |          |
  |      |сверх норм,    списываемым    за   счет|      |          |
  |      |организации                            |      |          |
  ------------------------------------------------------------------
     
     8.3. Отражение в учете недостачи товаров,  принятых на  комиссию,
производится записями:
     а) на сумму недостачи по учетным ценам:
     К сч. 004 "Товары, принятые на комиссию";
     б) на сумму, подлежащую выплате комитенту:
     Д сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
     К сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
     в) на  разность  между  стоимостью  товаров  по  учетным  ценам и
суммой, подлежащей выплате комитенту:
     Д сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
     К сч. 83-5 "Разница между покупной и оценочной стоимостью".
     
         9. Учет и документальное оформление потерь и уценки
                               товаров
     
     9.1. Товарные  потери,  возникающие  от  естественной убыли,  боя
исчисляются по нормам (размерам) в порядке, установленном действующими
инструкциями.
     9.2. Товарные потери при транспортировании списываются в пределах
установленных  норм по каждому товарно - транспортному документу в том
случае, если при приемке фактическое наличие товаров будет меньше, чем
указано в документах поставщика.
     9.3. Каждый случай брака, порчи, боя, понижения качества товаров,
выявленных  при  транспортировании,  оформляется  актом  (код  по ОКУД
0903003).
     9.4. Сверхнормативные товарные потери при транспортировании могут
относиться за счет поставщика или организации транспорта.
     9.5. Нормы  естественной  убыли  и  боя  в организациях розничной
торговли  при   хранении   и   реализации   применяются   к   товарам,
реализованным    за   межинвентаризационный   период.   Они   являются
предельными  и  применяются  только   в   тех   случаях,   когда   при
инвентаризации товаров установлена недостача.
     9.6. Списание недостачи за счет естественной убыли и боя  товаров
производится  после инвентаризации на основе соответствующего расчета,
составленного и утвержденного в установленном порядке.
     9.7. Недостача товаров сверх установленных норм убыли и потери от
порчи при наличии акта о бое могут быть списаны организациями за  счет
дохода, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены.
     9.8. К товарным потерям относится также завес тары (разница между
фактическим  весом  тары из-под товара и ее массой по трафарету).  Все
товары,  по которым может быть завес  тары,  регистрируются  в  "Книге
регистрации товаров,  материалов,  требующих завеса тары" (код по ОКУД
0903006).
     9.9. Записи  в  книгу производятся на основании приемных товарных
документов.  Завес тары регистрируется в этой книге на основании "Акта
о завесе тары" (код по ОКУД 0903005).
     9.10. Акт  на  завес  тары  составляется  в  двух  экземплярах  и
передается  с  товарным  отчетом  в бухгалтерию.  Первый прилагается к
товарному отчету,  второй экземпляр вместе с рекламацией  направляется
поставщику для возмещения потерь товаров.
     9.11. Акт на завес  тары  составляется  в  срок,  предусмотренный
договором с поставщиком,  но не позднее 10 дней после ее освобождения,
а по таре из-под влажных товаров (повидло,  варенье и т.д.) немедленно
после ее освобождения. На таре делается отметка несмываемой краской об
актировании завеса с указанием даты и номера акта.
     9.12. Выявленная при инвентаризации недостача товаров  вследствие
завеса  тары  списывается с материально ответственных лиц при условии,
что недостающая сумма превышает нормы естественной убыли.
     9.13. Акты  на  завес  рыбы  и  рыбопродуктов  (кроме  икры)   не
составляются.   Завес   тары  по  этим  товарам  списывается  за  счет
дополнительной скидки, предоставленной поставщиком.
     9.14. Завес  тары  списывают  в зависимости от условий договора с
поставщиком.  При  списании  за   счет   поставщика   ему   направляют
претензионное письмо вместе с экземпляром акта о завесе тары.
     9.15. Если предъявить  претензию  поставщику  невозможно,  потери
товаров от завеса тары относят на виновных лиц.  Лишь в исключительных
случаях (если выявить виновных невозможно) потери от завеса тары могут
быть списаны за счет торговой организации.
     9.16. По  некоторым  товарам   поставщики   могут   предоставлять
магазинам  специальную  скидку на завес тары.  При поступлении товаров
эту скидку записывают  на  кредит  счета  42  "Торговая  наценка"  (на
аналитический  счет "Скидка на завес тары").  По таким товарам акты на
завес тары не  составляют  и  претензии  поставщикам  не  предъявляют,
фактический завес тары списывают за счет предоставленной скидки.
     Завес тары за счет скидки списывают только в том случае, если при
инвентаризации   будет   выявлена   недостача   товаров   сверх   норм
естественной убыли. Первоначально списывают сумму полученной скидки на
завес  тары  (за  вычетом  скидки,  относящейся  к  остатку затаренных
товаров), а затем в соответствующей сумме естественную убыль.
     9.17. После  решения  руководителя организации о порядке списания
завеса тары на стоимость товаров по покупным ценам кредитуется счет 84
"Недостачи  и  потери  от  порчи  ценностей"  и  дебетуются счета:  63
"Расчеты  по  претензиям"  -  при  списании  за  счет  поставщика;  42
"Торговая  наценка"  (аналитический счет "Скидка на завес тары") - при
списании за счет специальной скидки;  81 "Использование прибыли" - при
списании за счет торговой организации (отнесение потерь от завеса тары
на  издержки  обращения  действующими  нормативными   документами   не
предусмотрено).
     9.18. Если товары учитывают по продажным ценам,  то  одновременно
на  сумму  торговой  надбавки,  относящейся  к  завесу тары,  делается
запись:
     Д сч. 83-5 "Разница между покупной и оценочной стоимостью"
     К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
     При списании  потерь  от  завеса  тары  за счет виновного лица на
стоимость товаров по учетным ценам делается запись:
     Д сч. 73-3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"
     К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
     9.19. Порчу,  бой  и  лом  товаров  оформляют  актом,  в  котором
указывают наименование,  артикул,  сорт,  цену, количество и стоимость
товаров,   причину   и   виновников  потерь,  возможности  дальнейшего
использования товаров (продажа по сниженным ценам,  сдача в утиль  или
переработку,  откормочным организациям) или уничтожении. Сдачу товаров
в утиль,  переработку или откормочным организациям оформляют товарно -
транспортной  накладной.  Уничтожают  испорченные товары в присутствии
комиссии,  составившей  акт,  во  избежание  повторного  представления
товаров для актирования и списания.
     Акт о порче,  бое,  ломе (код по ОКУД 0903008) товаров передают в
бухгалтерию,  где  проверяют правильность его составления,  после чего
передают на утверждение руководителю организации,  который решает,  за
чей счет списать потери товаров.
     Поскольку порча,   бой,   лом   товаров    являются    следствием
бесхозяйственности,  потери  следует  взыскать с виновных лиц.  Лишь в
исключительных  случаях  (когда   конкретных   виновников   установить
невозможно) потери списываются за счет организации.
     Потери от  порчи,  боя,  лома  товаров   отражают   в   учете   в
общеустановленном порядке.
     Величину потерь вследствие естественной убыли (Е)  определяют  по
формуле:
     
     Е = Т x Н : 100,
     
     где Т - стоимость (масса) проданного товара;
     Н - норма естественной убыли, %.
     
     9.20. При  партионном  способе  хранения  товаров  срок  хранения
исчисляют  по  партионной  карте  исходя из даты поступления товаров и
даты отпуска.
     9.21. При  сортовом  способе  хранения  определяют  средний  срок
хранения товаров (С) по формуле:
     
     С = О : Р,
     
     где О  -  средний  суточный  остаток  товара  за   период   между
инвентаризациями;
     Р - однодневный оборот товара за межинвентаризационный период.
     
     Средний суточный  остаток  товара  рассчитывают  делением   суммы
остатков   товаров   за   каждый   день   хранения  на  число  дней  в
межинвентаризационном периоде.
     Однодневный оборот исчисляется по формуле:
     
     Р = Т : n,
     
     где Т - оборот по товару за межинвентаризационный период;
     n - число дней в межинвентаризационном периоде.
     
     9.22. В розничной торговле оборот по реализации  отдельных  видов
товаров непосредственно выявить,  как правило,  невозможно,  поскольку
аналитический учет товаров по видам обычно не ведут. Поэтому оборот по
реализации  того  или  иного  товара  за  межинвентаризационный период
определяют расчетным путем на основе показателей товарного баланса:
     
     3Н + П = Р + В + 3К.
     
     Откуда:
     Р = 3Н + П - В - 3К,
     где 3Н - остаток товара на начало межинвентаризационного  периода
(по данным предыдущей инвентаризации);
     П - поступило данного товара за межинвентаризационный период  (по
данным приходных документов);
     В - выбыло данного товара  за  межинвентаризационный  период  (по
данным расходных документов);
     3К - остаток товара на конец межинвентаризационного  периода  (по
данным последней инвентаризации).
     Определив оборот  по  реализации  того  или   иного   товара   за
межинвентаризационный  период  и  умножив  его  на  норму естественной
убыли,  получается  сумма  естественной  убыли  по   данному   товару.
Рассчитав  сумму  естественной  убыли по каждому товару,  определяется
общая сумма естественной  убыли  по  всем  товарам,  реализованным  за
межинвентаризационный период.
     Естественная убыль может быть рассчитана также следующим образом:
     1) естественная    убыль    на    остаток   товаров   на   начало
межинвентаризационного периода;
     2) естественная     убыль     на     поступившие     товары    за
межинвентаризационный период;
     3) естественная убыль на выбывшие товары за межинвентаризационный
период;
     4) естественная    убыль    на    остаток    товаров   на   конец
межинвентаризационного периода;
     5) естественная     убыль    на    товары,    реализованные    за
межинвентаризационный период (п. 1 + п. 2 - п. 3 - п. 4).
     Для магазинов   с   устойчивой   структурой  товарооборота  можно
устанавливать среднюю  норму  естественной  убыли  в  целом  для  всех
товаров.  В  этом  случае  сумму  естественной  убыли определяют путем
нахождения средней нормы убыли от  общего  товарооборота  магазина  за
период между инвентаризациями.
     9.23. Потери товаров при перевозках вследствие естественной убыли
списывают от покупной стоимости записью:
     Д сч. 44 "Издержки обращения"
     К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
     9.24. Потери  товаров  при  хранении  и   реализации   вследствие
естественной  убыли  списывают  в  том  месяце,  в котором проводилась
инвентаризация.   Потери   товаров   вследствие   естественной   убыли
образуются   за  весь  период  между  инвентаризациями  (за  несколько
месяцев) и должны  быть  распределены  между  всеми  месяцами  данного
периода.  Для  более равномерного распределения потерь от естественной
убыли между всеми месяцами межинвентаризационного  периода  ежемесячно
на  издержки  обращения  списывают  плановую  сумму этих потерь,  т.е.
начисляют резерв на естественную убыль.
     Начисление резерва на списание потерь (ежемесячно):
     Д сч. 44 "Издержки обращения"
     К сч. 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей".
     Списание потерь товаров за счет резерва (на покупную стоимость):
     Д сч. 89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"
     К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
     При учете  товаров  по  продажным  ценам  делается дополнительная
запись на разность между стоимостью  товаров  по  учетным  и  покупным
ценам:
     Д сч. 83-5 "Разница между покупной и оценочной стоимостью"
     К сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
     На корректировку резерва составляют запись по его начислению  (на
разность  между суммой недостачи товаров вследствие естественной убыли
и начисленным резервом):  обычными числами,  если сумма резерва меньше
суммы  недостачи товаров;  отрицательными числами - если сумма резерва
больше суммы недостачи.
     9.25. Порядок  списания  потерь  при подготовке товаров к продаже
определен п.  2.13 Методических рекомендаций,  где говорится,  что  на
издержках  обращения отражаются "нормируемые отходы,  образующиеся при
подготовке в розничной продаже колбас,  мясокопченостей и рыбы  чистой
массой (весом); потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели
обсыпной и сахара - рафинада".
     Отражение в учете потерь при подготовке товаров к продаже покажем
на примере списания зачисток масла  при  учете  товаров  по  продажным
ценам.
     Д сч.  62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" -  на  продажную
стоимость зачисток
     К сч.  83-5 "Разница между покупной и оценочной стоимостью" -  на
сумму торговой надбавки на зачистки;
     Д сч.  44 "Издержки обращения" - на  разность  между  покупной  и
продажной стоимостью зачисток;
     К сч.  84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - на  стоимость
зачисток по учетным ценам.
     При учете товаров по покупным ценам не будет записи на счете 83-5
"Разница между покупной и оценочной стоимостью".
     9.26. Потери при продаже товаров  методом  самообслуживания  и  с
открытой  выкладкой  списываются  как и потери вследствие естественной
убыли,  за счет начисляемого резерва.  Сумма ежемесячных отчислений  в
резерв (Р) определяется по формуле:
     
     Р - Тф x Уп : 100,
     
     где Тф   -  фактический  товарооборот  по  самообслуживанию  и  с
открытой выкладкой;
         Уп - плановый уровень товарных потерь, % к товарообороту.
     
     Начисляемые резервы   для  потери  при  продаже  товаров  методом
самообслуживания и с открытой  выкладкой  могут  включаться  в  состав
издержек  обращения,  но  не  должны включаться в состав себестоимости
товаров, предусмотренных Министерством финансов Российской Федерации.
     9.27. Порядок  отражения в учете операций по начислению резерва и
списанию  потерь  аналогичен  порядку  списания   естественной   убыли
товаров.
     9.28. Переоценка  товаров  и  других   товарно   -   материальных
ценностей производится по распоряжению руководителя организации.
     9.29. Переоценка товаров оформляется актом (код по ОКУД 0903007).
     9.30. Если в организации товары учитываются по покупным ценам, то
результаты   переоценки   в  бухгалтерском  учете  не  отражаются,  за
исключением случая,  предусмотренного п.  53 Положения о бухгалтерском
учете и отчетности в РФ.
     9.31. На  основании  инвентаризационных  описей  - актов разность
между стоимостью товаров по старым и новым ценам отражают на счете  14
"Переоценка материальных ценностей" (сумму уценки - на дебете, а сумму
дооценки - на кредите) в корреспонденции со счетом 41 "Товары".  После
проверки  и  утверждения  инвентаризационных  описей - актов,  счет 14
"Переоценка материальных  ценностей"  списываются  на  соответствующие
счета:  счет 42 "Торговая наценка",  а уценку товаров, предусмотренную
п.  52 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, когда потери
от уценки (на сумму превышения стоимости товаров по покупным ценам над
стоимостью по ценам  возможной  реализации)  списывают  на  результаты
хозяйственной деятельности, т.е. в дебет счета 80 "Прибыли и убытки".
     
       10. Документальное оформление и учет недоброкачественных
         товаров, возвращенных покупателями и отправленных на
                             репассировку
     
     10.1. Порядок  обмена  непродовольственных  товаров  регулируется
Законом Российской Федерации от  07.02.92  N  2300-1  "О  защите  прав
потребителей"  (с  изменениями  и дополнениями) и установлен "Типовыми
правилами обмена промышленных товаров,  купленных в розничной торговой
сети государственной и кооперативной торговли", утвержденными Приказом
Минторга СССР от  01.02.74  N  19/19  и  Приказом  Минторга  РСФСР  от
23.08.75   N   108,   а   также   "Типовыми   правилами  обмена  обуви
отечественного  производства  и  импортной,  купленной   в   магазинах
государственной  и  кооперативной  торговли",  утвержденными  Приказом
Минторга СССР от 31.08.79 N 213 и Приказом Минторга РСФСР от  04.06.80
N 190.
     10.2. Товары,  на которые  установлены  гарантийные  сроки  и  не
выдержавшие их, обмениваются на новые изделия той же марки, либо такие
же  изделия  другой  марки  с   соответствующим   перерасчетом,   либо
покупателю  возвращается  уплаченная  им  первоначальная сумма взноса,
сумма погашенного кредита и уплаченная сумма процентов за кредит.
     10.3. Обмен или прием недоброкачественных товаров производится на
основании  заявления  покупателя,  справки   мастерской   гарантийного
ремонта,  представленной  в  двух экземплярах,  паспорта (гарантийного
талона) на товар.
     Прием от   покупателей  недоброкачественных  товаров  оформляется
накладной (код по ОКУД 0903016) в двух экземплярах,  один  из  которых
прикладывается  к  товарному  отчету,  другой  вручается  покупателю и
является основанием для обмена товара или получения денежной суммы  на
сданный товар.
     10.4. Обмен   недоброкачественных   товаров,   для   которых   не
установлены гарантийные сроки (одежда,  ткани, меха, ковры и др.), или
получение денежной суммы за эти товары производится  при  предъявлении
вместе  с  товаром товарного или кассового чека магазина и при наличии
на товаре фабричного ярлыка. Обмен товара или возврат покупателю денег
за  товар,  в котором установлены скрытые недостатки,  производится на
основании акта бюро товарных экспертиз.
     10.5. Отгрузка  товаров  организации  -  изготовителю оформляется
товарной  накладной  (код  по  ОКУД  0903804).  На  основании  справки
мастерской   гарантийного   ремонта,  заявления  покупателя,  паспорта
изделия  предъявляется  претензия  поставщику.   В   сумму   претензии
включается стоимость товаров по покупным ценам, сумма штрафов и, кроме
того,  сумма убытков, причиненных такой поставкой без зачета неустойки
(штрафа),  в  соответствии  с Положением о поставках товаров народного
потребления,  утвержденным Постановлением  Совета  Министров  СССР  от
25.07.88 N 888,  п.  п. 52, 65 и Приказом Минторга РСФСР от 26.06.88 N
171 и Гражданским кодексом РФ.
     10.6. Учет   движения   недоброкачественных  товаров  ведется  по
наименованиям и поставщикам  (заводам  -  изготовителям)  в  карточках
учета претензий.
     10.7. Порядок учета товаров (часов,  секундомеров),  отправленных
организациям  -  изготовителям  на репассировку,  регулируется письмом
Минторга  СССР  от  02.03.84   N   9-18/023   и   письмом   Управления
бухгалтерского  учета Минторга РСФСР от 27.03.84 N 19/01-04.  Отправка
оформляется накладной (код по ОКУД 0903016) в трех экземплярах (первый
вкладывается в посылку, отправляемую поставщику, второй прикладывается
к товарному отчету вместе с копией описи часов и почтовой  квитанцией,
третий остается у материально ответственного лица).
     После репассировки  товары  возвращаются   тем   же   материально
ответственным   лицам,   которыми   они   были  отправлены.  Стоимость
отгруженных товаров  с  подотчета  материально  ответственных  лиц  не
списывается.  Контроль  за  движением этих ценностей осуществляется по
документам на отправку товаров на репассировку и их получение, которые
прилагаются к товарному отчету. В товарных отчетах после суммы остатка
товаров на конец отчетного периода от руки записывается строка "В  том
числе товары на репассировке ____ рублей".
     При проведении инвентаризации товаров  материально  ответственные
лица  предъявляют  инвентаризационной  комиссии  документы на отправку
товаров на репассировку.  Комиссия проверяет правильность документов и
записывает   указанные   на  них  товары  в  инвентаризационную  опись
отдельной строкой с примечанием: "на репассировке".
     
                                                          Таблица 10.1
     
                                СХЕМА
         КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СЧЕТОВ ПО УЧЕТУ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ
                  ТОВАРОВ, ВОЗВРАЩЕННЫХ ПОКУПАТЕЛЯМИ
     
  ------------------------------------------------------------------
  | NN  |   Содержание хозяйственных операций    |      Шифр       |
  | п/п |                                        |корреспондирующих|
  |     |                                        |      счетов     |
  |     |                                        |-----------------|
  |     |                                        |  Дебет | Кредит |
  |-----|----------------------------------------|--------|--------|
  |  1  | Оприходование некачественного товара   |   41   |   76   |
  |     | по продажной цене                      |        |        |
  |-----|----------------------------------------|--------|--------|
  |  2  | Стоимость товара, выданного в обмен    |   76   |   41   |
  |     | на сданный некачественный              |        |        |
  |-----|----------------------------------------|--------|--------|
  |  3  | На сумму выданных денег покупателю за  |   76   |   50   |
  |     | сданный некачественный товар (с учетом |        |        |
  |     | фактически уплаченных денег покупателем|        |        |
  |     | процента за кредит)                    |        |        |
  |-----|----------------------------------------|--------|--------|
  |  4  | На сумму процентов за кредит (красное  |   76   |   44   |
  |     | сторно)                                |        |        |
  |-----|----------------------------------------|--------|--------|
  |  5  | На сумму непогашенного кредита,        |   76   |   62   |
  |     | предоставленного при покупке сданного  |        |        |
  |     | товара                                 |        |        |
  |-----|----------------------------------------|--------|--------|
  |  6  | Уменьшение объема реализации при       |   46   |   46   |
  |     | возврате покупателю денег из кассы за  |        |        |
  |     | сданный товар (красное сторно)         |        |        |
  |-----|----------------------------------------|--------|--------|
  |  7  | Отгрузка некачественного товара        |        |        |
  |     | поставщикам:                           |        |        |
  |     |----------------------------------------|--------|--------|
  |  7.1| а) на стоимость товара по покупным     |   63   |   41   |
  |     | ценам                                  |        |        |
  |     |----------------------------------------|--------|--------|
  |  7.2| б) на сумму штрафов и убытков          |   63   |   80   |
  ------------------------------------------------------------------
     
             11. Организация аналитического учета товаров
     
     11.1. В торговых организациях аналитический учет товаров ведется:
     а) по хозяйствующим субъектам,  являющимся юридическими лицами, и
их обособленным подразделениям;
     б) по   каждому   хозяйствующему   субъекту   -   по  материально
ответственным лицам;
     в) по  каждому  материально ответственному лицу - по ассортименту
товаров;
     г) а также в удобном для предприятия разрезе.
     Разрезы аналитического учета "По хозяйствующим субъектам"  и  "По
материально   ответственным   лицам"   совпадают,   если  материальную
ответственность  за  товары,  находящиеся  в  той  или  иной  торговой
единице, несет одно лицо (одна бригада).
     В комиссионной торговле учет ведется по каждой  единице  товаров,
поскольку  расчеты  с  комитентами  осуществляются  за  каждую  вещь в
отдельности.
     11.2. Учет   товаров   материально  ответственными  лицами.  Учет
товаров ведет материально ответственное лицо.  Этот  учет  может  быть
организован  разными  способами  в  зависимости  от  способа  хранения
товаров (партионный или сортовой).
     При любом  способе  хранения материально ответственные лица ведут
учет  товаров  в  натуральном  измерении  на  основании  приходных   и
расходных   товарных   документов  или  в  натуральном  и  стоимостном
измерениях одновременно.
     Продажа населению некоторых товаров (изделий из золота,  платины,
серебра и драгоценных камней и  др.,  а  также  товаров,  принятых  на
комиссию)  в  организациях  розничной  торговли  оформляется товарными
чеками,  где указываются  наименование,  цена  и  количество  товаров.
Поэтому  по  вышеперечисленным товарам аналитический учет ведется и по
наименованиям  (в  комиссионной  торговле  отдельно  по  каждой  вещи,
сданной  на  комиссию).  При  наличии  на  товарах  штриховых  кодов и
соответствующей   вычислительной   техники   аналитический   учет   по
наименованиям   возможен  и  без  составления  документов  на  выбытие
товаров.
     11.3. При  партионном  способе  хранения на каждую партию товаров
материально ответственное лицо выписывает  партионную  карту  (код  по
ОКУД  0903066)  в  двух  экземплярах,  где  указываются  наименование,
артикул,  сорт,  цена и количество (масса) товаров.  Партионные  карты
регистрируют в специальной книге.  Порядковый номер регистрации в этой
книге  является  номером  данной  партии   товаров.   Один   экземпляр
партионной  карты  остается  на  складе  и служит регистром складского
учета товаров,  второй передают в бухгалтерию. По мере отпуска товаров
материально  ответственное  лицо  указывает  в  партионной  карте дату
отпуска,  номер расходного документа и количество (массу)  отпущенного
товара.  Одновременно в расходном документе указывают номер партионной
карты.
     После полного  выбытия  данной  партии  товаров  партионную карту
склада передают в бухгалтерию  для  проверки.  Если  при  проверке  по
данной   партии   выявляется   недостача   товаров,   то,   не  ожидая
инвентаризации, недостачу в пределах норм естественной убыли списывают
за  счет  организации,  а  сверх  норм естественной убыли взыскивают с
материально  ответственных  лиц.  Излишки  товаров,   выявленные   при
проверке, приходуются.
     11.4. При сортовом  способе  хранения  материально  ответственные
лица ведут учет товаров в товарных книгах или на карточках.  На каждое
наименование и сорт товаров открывается одна или несколько  страниц  в
товарной  книге  (в зависимости от объема операций по приему и расходу
товаров) или отдельная карточка.  Для сокращения  числа  аналитических
счетов товары различного наименования,  имеющие одинаковую цену, могут
учитываться на одной странице книги или карточке. В заголовке страницы
книги  (карточки)  указываются  наименование,  артикул,  сорт,  цена и
другие отличительные признаки товара. В остальной части страницы книги
(карточки) отражаются приход, расход и остатки товаров.
     На плодоовощных базах для облегчения  контроля  за  правильностью
отражения поступления и выбытия товаров остатки и движение всех сортов
(кондиций) того или иного товара обычно отражаются на  одной  карточке
(странице  товарной  книги),  где  для  каждого сорта (кондиции) как в
приходной,  так  и  расходной  части  предусмотрена  отдельная  графа.
Остатки,  приход  и расход записывают не только по сортам (кондициям),
но и в целом по данному товару.
     Записи в  товарные  книги  (карточки) делают на основании каждого
приходного и расходного документа,  а при большом объеме операций  для
сокращения   числа   записей  -  на  основании  итогов  предварительно
составленных накопительных документов.
     При наличии     на    складе    фактурных    или    бухгалтерских
многосчетчиковых машин с вычислительной  приставкой  учет  товаров  на
карточках   ведут   документально   -   копировальным   методом  путем
объединения  в  один  рабочий  прием  выписки  приходных  и  расходных
документов  и  разноски  в  карточки  поступления  и выбытия товаров с
автоматическим выведением остатков.
     11.5. На  складах  с  узким  ассортиментом  товаров  и  небольшим
объемом товарных операций материально ответственные лица  могут  вести
учет  непосредственно  в  товарном  отчете.  В  этом случае карточки и
товарные книги на складе не ведут.
     11.6. Организация аналитического учета товаров в бухгалтерии. При
сортовом способе в условиях ручного труда  на  каждое  наименование  и
сорт    товара    открывают   карточки   натурально   -   стоимостного
(количественно - суммового) учета  (код  по  ОКУД  0903121).  Карточки
хранят в картотеке отдельно по каждому материально ответственному лицу
и месту хранения товаров.
     11.7. Для  проверки  правильности  учетных  записей  по окончании
месяца в карточках подсчитывают итоги прихода  и  расхода,  определяют
остатки  товаров  на  начало  следующего месяца.  На 1-е число каждого
месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам к  счету
41  "Товары",  где по каждому наименованию и сорту товаров указывают в
натуральном и денежном выражении остаток на начало  месяца,  приход  и
расход за месяц,  а также остаток на конец месяца. Суммовые итоги этой
ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета  41
"Товары".
     Натуральные показатели  оборотной  ведомости  сверяют   также   с
данными  складского  учета,  который  ведут  материально ответственные
лица.
     Такая оборотная   ведомость   составляется   на  дату  проведения
инвентаризации товаров.
     11.8. При   партионном   способе   аналитический  учет  ведут  на
партионных   картах,   передаваемых    в    бухгалтерию    материально
ответственными  лицами.  Для  проверки правильности учетных записей на
1-е число каждого месяца (а также на дату  инвентаризации)  по  данным
партионных  карт  составляют  оборотную  ведомость,  в  которой каждую
партию товаров  записывают  отдельной  строкой.  Суммовые  итоги  этой
ведомости  сверяют  с  оборотами  и  сальдо  синтетического  счета  41
"Товары",  а натуральные  показатели  -  с  данными  складского  учета
материально ответственных лиц.
     11.9. Результаты сверки данных бухгалтерского учета товаров  (как
при сортовом, так и при партионном способах) или оформляют специальным
актом, который подписывают бухгалтер и материально ответственные лица,
или вышеуказанные работники расписываются в оборотных ведомостях.
     После сверки  составляют  оборотную  ведомость  по  аналитическим
счетам  и  сопоставляют  ее  итоги  с  данными синтетического счета 41
"Товары" (сальдо на начало и  конец  месяца,  дебетовый  и  кредитовый
обороты на месяц).
     11.10. Выявленные ошибки исправляются  для  достижения  тождества
между  стоимостными  данными синтетического и аналитического учета,  а
также  между  данными  учета  в  натуральных  показателях  материально
ответственных лиц и бухгалтерии.
     11.11. При  оперативно  -   бухгалтерском   (сальдовом)   способе
бухгалтерия  не  ведет учет остатков и движения каждого вида товара и,
следовательно,  не дублирует записей  складского  учета.  Периодически
(ежедневно   или  один  раз  в  несколько  дней)  бухгалтер  проверяет
правильность записей в регистрах складского учета (товарных книгах или
карточках),  которые ведут материально ответственные лица.  Выявленные
ошибки сразу исправляют.
     Для проверки  правильности  учетных  записей,  ведущихся  как  на
складе,  так и в бухгалтерии,  на 1-е число каждого месяца (а также на
дату   инвентаризации)   составляют  сальдовую  ведомость.  В  ней  на
основании регистров складского  учета  указывают  остатки  товаров  по
наименованиям,   артикулам,   сортам,   количеству   и   цене.   Затем
осуществляется  таксировка,  и  подсчитывается  общая  стоимость  всех
товаров.  Этот  итог  должен быть равен сальдо синтетического счета 41
"Товары".  Сальдовые ведомости составляют по материально ответственным
лицам  (бригадам),  а  если  целесообразно,  по  укрупненным  товарным
группам.
     
            12. Учет валового дохода от реализации товаров
     
     12.1. Расчет валового дохода от реализации товаров
     12.1.1. Прибыль  от  реализации товаров определяется как разность
между  валовым  доходом  и  издержками   обращения,   относящимися   к
реализованным товарам.
     Вышеуказанный показатель  есть   разность   между   выручкой   от
реализации  (продажной  стоимостью  реализованных  товаров) и покупной
стоимостью проданных товаров. Эта разность представляет собой торговую
надбавку,  относящуюся  к  реализованным товарам,  или,  иначе говоря,
реализованную торговую надбавку.
     12.1.2. Если  товары  учитывают по покупным ценам при организации
учета по количественно  -  стоимостной  схеме,  то  валовой  доход  от
реализации  выявляется  автоматически как кредитовое сальдо счета 46 в
результате  записей  по  отражению  в  учете  реализации  и   списанию
реализованных товаров.
     При организации учета по  стоимостной  схеме  покупная  стоимость
реализованных товаров определяется расчетным путем (ст. 4.3.4).
     12.1.3. Если товары учитывают  по  продажным  ценам,  то  валовой
доход от реализации определяется расчетным путем.  Основными способами
расчета являются:  1) по  общему  товарообороту;  2)  по  ассортименту
товарооборота;  3)  по  среднему проценту;  4) по ассортименту остатка
товаров.
     12.1.4. При  способе  расчета  по  товарообороту валовой доход от
реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле:
     
     ВД = Т x РН : 100,
     
     где Т - общий товарооборот,
     РН - расчетная торговая надбавка.
     
     В свою очередь:
     
            ТН
     РН = -------,
          100+ТН
     
     где ТН - торговая надбавка, %.
     
     Способ расчета    валового   дохода   по   общему   товарообороту
используется в том случае,  когда на все товары применяется одинаковый
процент торговой надбавки.  Если ее размер в течение отчетного периода
изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам
применения разных размеров торговой надбавки.
     12.1.5. Валовой доход по ассортименту товарооборота  определяется
по формуле:
     
          Т  x РН  + Т  x РН  + ... + Т  x РН
           1     1    2     2          n     n
     ВД = ------------------------------------,
                         100
     
     где Т - товарооборот по группам товаров,
         РН - расчетная торговая надбавка по группам товаров.
     
     Способ расчета  валового  дохода  по  ассортименту  товарооборота
используется, если на разные группы товаров применяются разные размеры
торговой надбавки.  Он предполагает обязательный учет товарооборота по
группам  товаров,  каждая  из  которых  включает  товары  с одинаковой
надбавкой.
     12.1.6. Валовой  доход  по  среднему  проценту  рассчитывается по
формуле:
     
           Т x П
     ВД = -------,
            100
     
     где П - средний процент валового дохода.
     
     В свою очередь:
         ТН  + ТН  - ТН
           н     п     в
     П = --------------- x 100,
              Т + ОК
     
     где ТН -  торговая  надбавка  на  остаток   товаров   на   начало
           н
отчетного  периода  (сальдо  счета  42 "Торговая  наценка"  на  начало
отчетного периода);
     ТН  -  торговая  надбавка  на  товары,  поступившие  за  отчетный
       п
период (кредитовый оборот счета  42  "Торговая  наценка"  за  отчетный
период);
     ТН -  торговая  надбавка  на   выбывшие   товары <*>   (дебетовый
       в
оборот счета 42 "Торговая наценка" за отчетный период);
  --------------------------------
     <*> Под   выбытием   товаров   в  данном  случае  понимается  так
называемый  документальный  расход   (возврат   товаров   поставщикам,
списание порчи товаров и т.п.).
     
     ОК -  остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41
"Товары" на конец отчетного периода).
     Способ расчета  валового  дохода  по  среднему  проценту является
простым и может применяться в любой организации.
     12.1.7. Расчет  валового  дохода  по ассортименту остатка товаров
определяется по формуле:
     
     ВД = (ТН  + ТН  - ТН ) - ТН ,
             н     п     в      к
     
     где ТН  -  торговая   надбавка  на  остаток   товаров  на   конец
           к
отчетного периода.
     
     12.2. Отражение в учете валового дохода от реализации товаров
     12.2.1. При любом варианте учетных цен на товары на кредите счета
46  "Реализация продукции (работ,  услуг)" всегда отражается продажная
стоимость реализованных товаров.  Этот показатель можно назвать иначе:
"выручка от реализации товаров" или "товарооборот".
     12.2.2. При учете  товаров  по  покупным  ценам  система  учетных
записей  по  реализации товаров предусматривает необходимость отражать
на дебете счета 46 сразу на покупную стоимость реализованных  товаров,
что  соответствует  природе  данного  счета.  Вследствие этого валовой
доход от реализации товаров выявляется автоматически  на  счете  46  в
сумме его кредитового сальдо.
     12.2.3. При учете товаров по продажным ценам на  дебет  счета  46
первоначально  записывают  стоимость  реализованных товаров по учетным
(т.е.  продажным) ценам,  а  не  по  покупным,  что  не  соответствует
экономической сущности данного счета.  Поэтому возникает необходимость
корректировки  дебетового  оборота   на   сумму   торговой   надбавки,
относящейся к реализованным товарам.  Кроме того, при учете товаров по
продажным ценам применяется  счет  42  "Торговая  наценка"  для  учета
торговой  надбавки на поступающие и выбывающие товары.  Поэтому,  если
торговое предприятие реализовало покупателю товары, оно должно списать
со счета 42 относящуюся к этим товарам торговую надбавку.
     Корректировка дебетового оборота счета 46 и списание со счета  42
торговой  надбавки  на  реализованные товары на сумму валового дохода,
рассчитанного одним из вышеуказанных способов, осуществляется записью:
     Д сч. 42 "Торговая наценка" - обычным способом
     Д сч.  46  "Реализация  продукции  (работ,  услуг)"  -   способом
"красное сторно".
     После списания  реализованной  торговой  надбавки  на  счете   46
образуется  (как  и  при  учете  товаров по покупным ценам) кредитовое
сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.
     

Заместитель Председателя
Комитета РФ по торговле                                     Н.А. ЛУПЕЙ

Страницы: 1  2