Для использования в практической деятельности по осуществлению государственной регистрации общественных объединений и контроля за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям направляется информационно-методическое письмо по применению органами юстиции законодательных и других правовых актов в части, касающейся деятельности общественных объединений. Первый заместитель Министра Г.В.Куликов Приложение ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО по применению органами юстиции законодательных и других правовых актов в части, касающейся деятельности общественных объединений При осуществлении государственной регистрации общественных объединений и контроля за соответствием их деятельности уставным целям органы юстиции должны руководствоваться не только Федеральным законом от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях", действие которого распространяется на все общественные объединения, но и названными ниже законодательными актами, которые определяют особенности правового положения отдельных видов общественных объединений. 1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды" предусматривает право граждан создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды (стр.12) и определяет полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды (стр.13). Закон устанавливает, что экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, в частности,имеют право: разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; требовать назначения государственной экологической экспертизы; требовать предоставления своевременной достоверной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны; проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности и т.д. Права общественных объединений в области экологической экспертизы и при проведении ими общественной экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" (глава IV). 2. Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ст.ст. 44 и 46) регламентирует права и устанавливает льготы общественных объединений (кроме политических партий и профессиональных союзов) лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанным общественным объединениям гарантируется своевременное получение полной и достоверной информации по вопросам радиационной безопасности. 3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 15) предусматривает, что общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами. Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 4. Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения" (ст.ст. 12 и 23) предоставляет общественным объединениям в соответствии с действующим законодательством право осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности, а также право на получение объективной информации в пределах выполняемых функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Согласно ст.24 Закона представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения. 5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" наряду с государственной противопожарной службой и ведомственной пожарной охраной предусматривает и такие виды пожарной охраны, как добровольная пожарная охрана и объединения пожарной охраны (ст.ст. 13 и 14). В соответствии с Законом добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделения пожарной охраны. Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов. Всероссийское добровольное пожарное общество, являясь общественным объединением, представляет и защищает законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили его на это. 6. Федеральный закон от 17 ноября 1995 года "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (ст. 23) устанавливает, что общественные профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов (градостроителей, дизайнеров) в соответствии с их уставами осуществляют функции защиты профессиональных интересов архитекторов (градостроителей, дизайнеров и представителей других профессий в области архитектуры и градостроительства). Общественные общероссийские профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов вправе участвовать в лицензировании архитектурной деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 7. Федеральный закон "О защите прав потребителей" (в редакции Закона от 9 января 1996 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях") предусматривает, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и их уставами (ст. 45). Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе: участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг); проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации; обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). 8. Федеральный закон от 12 января 1995 года "О ветеранах" содержит специальную статью (ст. 25) об общественных объединениях ветеранов, которые создаются в целях защиты прав и законных интересов ветеранов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закон устанавливает, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают содействие деятельности общественных объединений ветеранов. Решения по вопросам социальной защиты ветеранов, деятельности общественных объединений ветеранов принимаются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих органов объединений ветеранов. В Законе (ст.ст. 1-3, 5-7) с учетом заслуг при защите Отечества, безупречной военной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветераны труда. Приведенное выше положение Закона может быть использовано также и при классификации видов общественных объединений ветеранов. 9. Федеральный закон от 13 января 1996 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (ст. 11) предоставляет право общественным объединениям, зарегистрированным на территории Российской Федерации, учреждать образовательные учреждения. По Закону (ст. 12) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Негосударственные образовательные организации согласно ст. 11-1 Закона могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 33). 10. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (ст. 16) предусматривает право граждан создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях. По закону (ст. 15) граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) в области культуры по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. В Российской Федерации могут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах организации культуры, основанные на федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, международных организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на смешанных формах собственности. Организации культуры могут быть учреждены: федеральными органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; общественными и религиозными организациями, фондами и другими общественными объединениями; иными, в том числе иностранными, юридическими, а также физическими лицами (ст. 41). Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности. Платные формы культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматривается как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование (ст. 47). При этом необходимо обратить особое внимание на то, что Основы законодательства Российской Федерации о культуре (ст. 4) регулируют культурную деятельность (в том числе применительно к деятельности общественных объединений) в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. 11. "Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте" от 27 апреля 1993 года содержат положения о праве граждан на объединение в общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (ст.ст. 3 и 8), которыми признаются физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и иные объединения граждан, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности руководствуются в своей деятельности законодательством об общественных объединениях и настоящими Основами. Для подготовки спортсменов высокого класса могут создаваться специализированные организации, учредителями которых могут быть также общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, профессиональные союзы и физические лица. Специализированные организации по подготовке спортсменов высокого класса могут быть государственными, негосударственными, в том числе частными и общественных объединений (ст. 22). Профессиональный спорт Закон (ст. 23) относит к коммерческо-спортивной деятельности, предусматривающей экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий. На территории Российской Федерации могут создаваться филиалы и другие структуры международных фондов и организаций физической культуры и спорта. Любое юридическое или физическое лицо имеет право вступать в международные организации физической культуры и спорта в соответствии с порядком, определенным их уставами (ст. 39). Государство признает и поддерживает олимпийское движение в Российской Федерации, которое координируется национальным олимпийским комитетом, являющимся неправительственной независимой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и Олимпийской хартией (ст. 9). 12. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года (ст.ст. 12-14) закрепляют в Российской Федерации государственную, муниципальную и частную систему здравоохранения. В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами. В соответствии со ст. 62 Закона медицинские и фармацевтические работники имеют право на создание профессиональных ассоциаций и других общественных объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, содействия научным исследованиям, решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью медицинских и фармацевтических работников. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие: программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий; в лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности; в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования. Профессиональные медицинские, фармацевтические ассоциации и другие общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 13. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" (пункт 2) расширяет права органов юстиции при осуществлении контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. Министерству юстиции Российской Федерации Указом предоставлено право: запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений; привлекать в необходимых случаях к осуществлению контроля сотрудников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Управление по делам общественных и религиозных объединений |