О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА ПОПРАВОК К БОРТОВЫМ СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЯ ЧИСЛА М ПОЛЕТА НА САМОЛЕТАХ ГА ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ 7 июня 1996 г. N 9/И (Д) В целях подготовки к применению "Метода числа М" и увеличения точности выдерживания заданного значения числа М полета для самолетов типа: Ил-96-300, Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ту-154А,Б,С,М, Ту-204, Ан-124 целесообразно использовать рекомендации "Методики-учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета". Для обеспечения требований продольного эшелонирования при применении "Метода числа М" на трассах Российской Федерации, а также при полетах по международным авиалиниям предлагаю: 1. Ввести в действие "Методику учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета". 2. Обеспечить изготовление и установку на самолетах бортовых таблиц к указателям числа М полета в соответствие с рекомендациями "Методики ..." при выполнении форм технического обслуживания (срок ноябрь 1996 г.) и после ремонта самолетов. 3. Изучить "Методику..." с летным и инженерно-техническим составом предприятий ГА в месячный срок со дня получения и принять к руководству рекомендации данной Методики. 4. Летным экипажам использовать рекомендации Методики при полетах по авиатрассам, использующих "Метод числа М". 5. Директорам ГосНИИ ГА и ГосНИИ "Аэронавигаций" при очередной корректировке РЛЭ включить рекомендации "Методики..." в части учета поправок и выдерживания заданного числа М. 6. "Метод числа М" и перечень трасс, для его применения будет введен отдельным Указанием. Приложение: "Методика..." на 11 листах. Директор Федеральной Авиационной службы России Г.Н.Зайцев Приложение к указанию ФАСР от 7 июня 1996 г. N 9/И Методика учета поправок к бортовым средствам измерения числа М полета Введение Настоящая Методика разработана для создания единого подхода к учету поправок показаний бортовых указателей числа М на самолетах ГА с целью обеспечения выполнения требований продольного эшелонирования при использовании "Метода числа М". В данной методике приведены основные требования экипажам воздушных судов (ВС), выполняющих полеты по трассам при использовании "Метода числа М". Методика составлена применительно к самолетам Ил-62М, Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ту-154А, Б, С, М, Ту-204, Ан-124. 1. Общие положения 1.1. Термин "Метод числа М" применяется для описания способа выдачи турбореактивным воздушным судам (ВС), выполняющим полет по одному и тому же маршруту, диспетчерских разрешений на выдерживание определенных значений числа М с целью сохранения необходимых интервалов продольного эшелонирования между последовательно летящими друг за другом ВС на одном и том же эшелоне, выполняющими набор или снижение высоты до этого эшелона и по расходящимся линиям пути. 1.2. Этот метод позволяет более рационально использовать воздушное пространство и обеспечить выполнение норм продольного эшелонирования между воздушными судами на участках маршрутов большой протяженности при минимальном вмешательстве службы управления воздушным движением (УВД). 1.3. "Метод числа М" рекомендуется применять в районах, для которых: - на всем протяжении или части маршрута временно или постоянно отсутствует непрерывный радиолокационный контроль, а также возможны нарушения непосредственного радиообмена между диспетчером УВД и экипажем ВС; - ВС в основном следуют по одним и тем же или расходящимся линиям пути, при этом на всем протяжении маршрута минимальные нормы продольного эшелонирования остаются постоянными; - полеты, проводимые в данном районе, включают достаточно протяженные (например, не менее 1 часа) участки с установившимися режимами. 1.4. С целью точного измерения бортовыми средствами числа М полета, а также однотипности введения поправок к этим средствам, устанавливаются таблицы показаний к основным указателям числа М полета, учитывающие величины аэродинамических поправок. 1.5. Данная Методика применительна для самолетов: Ил-86, Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204, Ту-154А, Б, С, М, Ан-124. 1.6. Для самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ил-62М, Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") бортовые таблицы показаний к указателям числа М не составляются. 2. Расчет и составление бортовых таблиц показаний к указателям числа М полета Расчет бортовых таблиц к показаниям указателей числа М производится для крейсерских диапазонов чисел М полета по приведенным в настоящей Методике величинам аэродинамических поправок в единицах числа М. Ниже приводится пример расчета бортовой таблицы к показаниям указателя числа М. Таблица А Расчет показаний к указателю числа М полета с учетом аэродинамических поправок Самолет: Ту-154Б N 85484 Указатель числа М: УМ-1К Дата заполнения: 20.01.96 г. ____________________________________________________________________ | М зад. | Аэродин. | Показания указателя | | | поправка | числа М с учетом | | | Маэр. | аэродин. поправок | |____________________|______________________|________________________| | 0.80 | -0.004 | 0.805 | | 0.81 | -0.003 | 0.815 | |____________________|______________________|________________________| Расчет показаний указателя числа М с учетом аэродинамических поправок производится по следующей формуле: Мпр.испр. = Мзад. - Маэр. где: Мпр.испр. - показания указателя числа М с учетом аэродинамической поправки; Мзад. - заданное значение числа М; Маэр. - аэродинамическая поправка по числу М (с учетом знака). Для заполнения графы 2 таблицы А используются данные о величинах аэродинамических поправок Маэр., приведенные в разделе 4 настоящей Методики. Показания к указателю числа М полета в графе 3 таблицы А и бортовых таблицах, приведенных в разделе 5 настоящей Методики должны быть округлены с кратностью 0.005 ед. числа М (при величинах более 0,003 числа М). Бортовые таблицы к показаниям указателей числа М с учетом аэродинамических поправок оформляются единожды и не требуют переоформления при условии периодической проверки их наличия и правильности заполнения. Технические службы авиационных предприятий при оформлении бортовых таблиц к показаниям указателей числа М используют данные, приведенные в разделе 5 настоящей Методики без проведения вышеуказанного расчета. Форма, размеры и содержание бортовой таблицы к показаниям указателей числа М приведены в разделе 5 настоящей Методики. Бортовые таблицы к указателям числа М должны располагаться в специальных кассетах в удобном для использования экипажем месте (например, в кармане кресла КВС или в столике члена экипажа). 3. Учет поправок к бортовым указателям числа М и особенности выполнения полета при использовании "Метода числа М" При полетах в регионах РФ, не обеспеченных средствами вторичной радиолокации, экипажи ВС должны выдерживать заданное значение числа М по указателям систем воздушных сигналов типа СВС. Заданное число М полета на самолетах Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204 и Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") выдерживать без учета поправок к указателям числа М, а для самолетов Ил-86, Ил-76Т, ТД, МД, Ту-154А, Б, С и М (не оборудованных ПНК "Жасмин"), Ан-124 необходимо учитывать аэродинамические поправки, приведенные в бортовых таблицах, показанных в разделе 5 Методики. При подготовке полета в районах с применением "Метода числа М" экипажи ВС должны включать в план полета информацию о числе М, которое предполагается выдерживать на маршруте. При выполнении полета экипажи ВС должны более точно сообщать время пролета пунктов обязательного донесения (ПОД). Экипажи турбореактивных ВС выдерживают число М полета, установленное органом УВД, и запрашивают разрешение на какое-либо изменение этой скорости. В случае, если необходимо срочно изменить число М полета (например, вследствие турбулентности) необходимо как можно раньше уведомить орган УВД о том, что такое изменение произведено. Если летно-технические характеристики ВС не позволяют выдерживать заданное число М при наборе высоты или снижении на маршруте, экипаж этого ВС информирует об этом орган УВД в момент запроса на набор высоты или снижение. 1.7. Для самолетов Ту-154А, Б, М (не оборудованных ПНК "Жасмин") составляются бортовые таблицы показаний к указателям числа М только на высотах более 10100 м. 4. Величины аэродинамических поправок Маэр. приемников статического давления самолетов ГА на крейсерских числах М полета В таблице 4.1 приведены величины аэродинамических поправок Маэр. приемников статического давления самолетов Ту-154А, В, С, М и Ил-86, полученные по результатам статистического анализа материалов летных испытаний. Таблица 4.1. ______________________________________________________________________________ | | Заданные значения чисел М, ед.ч. М | | Тип самолета |______________________________________________________________| | | 0.80 | 0.81 | 0.82 | 0.83 | 0.84 | 0.85 | 0.86 | |_______________|________|________|________|________|________|________|________| | Ту-154А,Б,М | -0.004 | -0.003 | -0.002 | -0.001 | 0 | 0 | - | | (сноска 1) | | | | | | | | | Ту-154С | -0.005 | -0.005 | -0.004 | -0.004 | -0.004 | -0.004 | - | | | | | | | | | | | Ил-86 | -0.003 | -0.003 | -0.003 | -0.003 | -0.004 | -0.004 | -0.004 | |_______________|________|________|________|________|________|________|________| Сноска 1 - самолеты Ту-154М, не оборудованных ПНК "Жасмин". В таблице 4.2. приведены величины величины аэродинамических поправок Маэр. приемников статического давления самолетов Ил-76Т, ТД, МД и Ан-124, полученные по результатам статистического анализа материалов летных испытаний. Таблица 4.2. ___________________________________________________________________________________ | Тип | Заданные значения чисел М, ед.ч. М | | самолета |_______________________________________________________________________| | | 0.70 | 0.71 | 0.72 | 0.73 | 0.74 | 0.75 | 0.76 | 0.77 | |___________|________|________|________|________|________|________|________|________| | Ан-124 | +0.009 | +0.010 | +0.011 | +0.012 | +0.013 | +0.014 | +0.015 | +0.016 | | Ил-76 Т, | | | | | | | | | | ТД,МД | 0 | +0.001 | +0.002 | +0.002 | +0.002 | +0.003 | +0.004 | - | |___________|________|________|________|________|________|________|________|________| 5. Бортовые таблицы показаний к указателям числа М Таблица 5.1. Таблица 5.2. _______________________________ ________________________________ | Самолет: Ан-124 | | Самолет: Ту-154С | | Указатель числа М | | Указатель числа М | | Тип: УСИМ-1 | | Тип: УМ-1К | | Дата заполнения: | | Дата заполнения: | |_______________________________| |________________________________| | Заданное | Показания | | Заданное | Показания | | значение | указ.числа | | значение | указ.числа | | числа М | М с учетом | | числа М | М с учетом | | | аэрод.попр. | | | аэрод.попр. | |________________|______________| |________________|_______________| | 0.70 | 0.69 | | 0.80 | 0.805 | |________________|______________| |________________|_______________| | 0.71 | 0.70 | | 0.81 | 0.815 | |________________|______________| |________________|_______________| | 0.72 | 0.71 | | 0.82 | 0.825 | |________________|______________| |________________|_______________| | 0.73 | 0.72 | | 0.83 | 0.835 | |________________|______________| |________________|_______________| | 0.74 | 0.725 | | 0.84 | 0.845 | |________________|______________| |________________|_______________| | 0.75 | 0.735 | | 0.85 | 0.855 | |________________|______________| |________________|_______________| | 0.76 | 0.735 | |________________|______________| | 0.77 | 0.755 | |________________|______________| Таблица 5.3. Таблица 5.4. _______________________________ ________________________________ | Самолет: Ил-76ТД | | Самолет: Ту-154Б | | Указатель числа М | | Указатель числа М | | Тип: УМС-1 | | Тип: УМ-1К | | Дата заполнения: | | Дата проверки: | |_______________________________| |________________________________| | Заданное | Показания | | Заданное | Показания | | значение | указ.числа | | значение | указ.числа | | числа М | М с учетом | | числа М | М с учетом | | | аэрод.попр. | | | аэрод.попр. | |________________|______________| |________________|_______________| | 0.75 | 0.745 | | 0.80 | 0.805 | |________________|______________| |________________|_______________| | 0.76 | 0.755 | | 0.81 | 0.815 | |________________|______________| |________________|_______________| Таблица 5.5. ____________________________________________________________________ | Самолет: Ил-86 | | Указатель числа М | | Тип: УСИМ-1 | | Дата заполнения: | |____________________________________________________________________| | Заданное | Показания | | значение | указ.числа | | числа М | М с учетом | | | аэрод.попр. | |_________________________________|__________________________________| | 0.80 | 0.805 | |_________________________________|__________________________________| | 0.81 | 0.815 | |_________________________________|__________________________________| | 0.82 | 0.825 | |_________________________________|__________________________________| | 0.83 | 0.835 | |_________________________________|__________________________________| | 0.84 | 0.845 | |_________________________________|__________________________________| | 0.85 | 0.855 | |_________________________________|__________________________________| | 0.86 | 0.865 | |_________________________________|__________________________________| Примечание: 1. Величины аэродинамических поправок к бортовым указателям числа М используются только на значениях, которые приведены в бортовых таблицах. 2. Бортовая таблица 5.3. используется также и для самолетов следующих модификаций: Ил-76Т, ТД, МД. Бортовая таблица 5.4. используется также и для самолетов следующих модификаций: Ту-154Б, М (не оборудованных ПНК "Жасмин"). 3. Бортовые таблицы вкладываются в специальные кассеты из оргстекла. На обратной стороне таблицы указывается фамилия заполняющего таблицу и ставится его роспись. 4. Размеры бортовых таблиц: - ширина всех таблиц 70 мм; - высота таблиц для указателей М самолетов Ил-86, Ту-154С, Ан-124 - 120 мм; самолетов Ил-76, Ту-154А, Б, М - 80 мм. Утверждаю Заместитель директора Департамента воздушного транспорта России В.В.Горлов 27 мая 1996 г. Согласовано И.о. председателя Комиссии по регулированию воздушного движения Росаэронавигация Н.Ф.Зобов 27 мая 1996 г. |