О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА ПОПРАВОК К БОРТОВЫМ СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЯ ЧИСЛА М ПОЛЕТА НА САМОЛЕТАХ ГА. Письмо. Федеральная авиационная служба России. 07.06.96 9/И

            О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА ПОПРАВОК
            К БОРТОВЫМ СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЯ ЧИСЛА М ПОЛЕТА
                           НА САМОЛЕТАХ ГА

                                ПИСЬМО

                ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

                            7 июня 1996 г.
                                N 9/И

                                 (Д)




     В целях подготовки к применению "Метода  числа  М"  и  увеличения
точности  выдерживания заданного значения числа М полета для самолетов
типа:  Ил-96-300,  Ил-86,  Ил-76,  Т,  ТД,  МД, Ту-154А,Б,С,М, Ту-204,
Ан-124   целесообразно   использовать   рекомендации   "Методики-учета
поправок к бортовым средствам измерения числа М полета".
     Для обеспечения   требований   продольного   эшелонирования   при
применении "Метода числа М" на трассах Российской Федерации,  а  также
при полетах по международным авиалиниям предлагаю:
     1. Ввести  в  действие  "Методику  учета  поправок   к   бортовым
средствам измерения числа М полета".
     2. Обеспечить изготовление  и  установку  на  самолетах  бортовых
таблиц  к  указателям  числа  М полета в соответствие с рекомендациями
"Методики ..." при выполнении  форм  технического  обслуживания  (срок
ноябрь 1996 г.) и после ремонта самолетов.
     3. Изучить  "Методику..."  с   летным   и   инженерно-техническим
составом  предприятий  ГА в месячный срок со дня получения и принять к
руководству рекомендации данной Методики.
     4. Летным экипажам использовать рекомендации Методики при полетах
по авиатрассам, использующих "Метод числа М".
     5. Директорам  ГосНИИ  ГА  и ГосНИИ "Аэронавигаций" при очередной
корректировке РЛЭ включить рекомендации "Методики..."  в  части  учета
поправок и выдерживания заданного числа М.
     6. "Метод числа М" и перечень трасс,  для  его  применения  будет
введен отдельным Указанием.

     Приложение: "Методика..." на 11 листах.

Директор Федеральной
Авиационной службы России                                   Г.Н.Зайцев



                                                            Приложение
                                                       к указанию ФАСР
                                               от 7 июня 1996 г. N 9/И


                               Методика
            учета поправок к бортовым средствам измерения
                            числа М полета


                               Введение

     Настоящая Методика разработана для  создания  единого  подхода  к
учету поправок показаний бортовых указателей числа М на самолетах ГА с
целью обеспечения выполнения требований продольного эшелонирования при
использовании "Метода числа М".
     В данной  методике   приведены   основные   требования   экипажам
воздушных судов (ВС),  выполняющих полеты по трассам при использовании
"Метода числа М".
     Методика составлена  применительно  к  самолетам  Ил-62М,  Ил-86,
Ил-76, Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ту-154А, Б, С, М, Ту-204, Ан-124.

                          1. Общие положения

     1.1. Термин "Метод числа  М"  применяется  для  описания  способа
выдачи  турбореактивным  воздушным  судам  (ВС),  выполняющим полет по
одному и тому же маршруту,  диспетчерских разрешений  на  выдерживание
определенных   значений   числа   М  с  целью  сохранения  необходимых
интервалов продольного эшелонирования между  последовательно  летящими
друг  за  другом ВС на одном и том же эшелоне,  выполняющими набор или
снижение высоты до этого эшелона и по расходящимся линиям пути.
     1.2. Этот   метод   позволяет   более   рационально  использовать
воздушное  пространство  и  обеспечить  выполнение  норм   продольного
эшелонирования  между  воздушными судами на участках маршрутов большой
протяженности  при   минимальном   вмешательстве   службы   управления
воздушным движением (УВД).
     1.3. "Метод числа  М"  рекомендуется  применять  в  районах,  для
которых:
     - на всем протяжении или части маршрута  временно  или  постоянно
отсутствует  непрерывный  радиолокационный контроль,  а также возможны
нарушения  непосредственного  радиообмена  между  диспетчером  УВД   и
экипажем ВС;
     - ВС в основном следуют по одним и тем же или расходящимся линиям
пути,   при   этом  на  всем  протяжении  маршрута  минимальные  нормы
продольного эшелонирования остаются постоянными;
     - полеты,   проводимые   в  данном  районе,  включают  достаточно
протяженные (например,  не менее 1  часа)  участки  с  установившимися
режимами.
     1.4. С целью  точного  измерения  бортовыми  средствами  числа  М
полета,  а  также  однотипности  введения  поправок  к этим средствам,
устанавливаются  таблицы  показаний  к  основным  указателям  числа  М
полета, учитывающие величины аэродинамических поправок.
     1.5. Данная Методика применительна для самолетов:  Ил-86,  Ил-76,
Т, ТД, МД, Ил-96-300, Ил-62М, Ту-204, Ту-154А, Б, С, М, Ан-124.
     1.6. Для   самолетов   Ил-96-300,   Ту-204,    Ил-62М,    Ту-154М
(оборудованных  ПНК  "Жасмин") бортовые таблицы показаний к указателям
числа М не составляются.

         2. Расчет и составление бортовых таблиц показаний к
                      указателям числа М полета

     Расчет бортовых   таблиц   к   показаниям   указателей   числа  М
производится для крейсерских диапазонов чисел М полета по  приведенным
в  настоящей  Методике  величинам аэродинамических поправок в единицах
числа М.
     Ниже приводится  пример  расчета  бортовой  таблицы  к показаниям
указателя числа М.

                                                             Таблица А

             Расчет показаний к указателю числа М полета
                  с учетом аэродинамических поправок

Самолет: Ту-154Б N 85484
Указатель числа М: УМ-1К
Дата заполнения: 20.01.96 г.

 ____________________________________________________________________
|       М зад.       |        Аэродин.      |  Показания указателя   |
|                    |        поправка      |    числа М с учетом    |
|                    |        Маэр.         |   аэродин. поправок    |
|____________________|______________________|________________________|
|       0.80         |        -0.004        |         0.805          |
|       0.81         |        -0.003        |         0.815          |
|____________________|______________________|________________________|

     Расчет показаний указателя  числа  М  с  учетом  аэродинамических
поправок производится по следующей формуле:

                      Мпр.испр. = Мзад. - Маэр.

     где:
     Мпр.испр. - показания указателя числа М с учетом аэродинамической
поправки;
     Мзад. - заданное значение числа М;
     Маэр. - аэродинамическая поправка по числу М (с учетом знака).

     Для заполнения графы 2 таблицы А используются данные о  величинах
аэродинамических  поправок  Маэр.,  приведенные  в разделе 4 настоящей
Методики.
     Показания к  указателю  числа  М  полета  в  графе  3 таблицы А и
бортовых таблицах,  приведенных в разделе 5 настоящей Методики  должны
быть  округлены  с  кратностью 0.005 ед.  числа М (при величинах более
0,003 числа М).
     Бортовые таблицы  к  показаниям  указателей  числа  М  с   учетом
аэродинамических   поправок   оформляются   единожды   и   не  требуют
переоформления  при  условии  периодической  проверки  их  наличия   и
правильности заполнения.
     Технические службы   авиационных   предприятий   при   оформлении
бортовых  таблиц  к  показаниям  указателей числа М используют данные,
приведенные  в   разделе   5   настоящей   Методики   без   проведения
вышеуказанного расчета.
     Форма, размеры  и  содержание  бортовой  таблицы   к   показаниям
указателей числа М приведены в разделе 5 настоящей Методики.
     Бортовые таблицы к указателям  числа  М  должны  располагаться  в
специальных  кассетах  в  удобном  для  использования  экипажем  месте
(например, в кармане кресла КВС или в столике члена экипажа).

            3. Учет поправок к бортовым указателям числа М
          и особенности выполнения полета при использовании
                           "Метода числа М"

     При полетах в регионах РФ,  не обеспеченных средствами  вторичной
радиолокации,  экипажи ВС должны выдерживать заданное значение числа М
по указателям систем воздушных сигналов типа СВС.
     Заданное число М полета на самолетах Ил-96-300,  Ил-62М, Ту-204 и
Ту-154М (оборудованных ПНК "Жасмин") выдерживать без учета поправок  к
указателям числа М, а для самолетов Ил-86, Ил-76Т, ТД, МД, Ту-154А, Б,
С и М (не оборудованных ПНК  "Жасмин"),  Ан-124  необходимо  учитывать
аэродинамические поправки, приведенные в бортовых таблицах, показанных
в разделе 5 Методики.
     При подготовке  полета  в  районах с применением "Метода числа М"
экипажи ВС должны включать в план полета информацию о числе М, которое
предполагается выдерживать на маршруте.
     При выполнении полета экипажи  ВС  должны  более  точно  сообщать
время пролета пунктов обязательного донесения (ПОД).
     Экипажи турбореактивных   ВС   выдерживают   число   М    полета,
установленное  органом  УВД,  и  запрашивают  разрешение на какое-либо
изменение этой скорости.  В случае,  если необходимо  срочно  изменить
число  М  полета (например,  вследствие турбулентности) необходимо как
можно  раньше  уведомить  орган  УВД  о  том,  что   такое   изменение
произведено.
     Если летно-технические характеристики ВС не позволяют выдерживать
заданное  число  М при наборе высоты или снижении на маршруте,  экипаж
этого ВС информирует об этом орган  УВД  в  момент  запроса  на  набор
высоты или снижение.
     1.7. Для самолетов Ту-154А,  Б, М (не оборудованных ПНК "Жасмин")
составляются бортовые таблицы показаний к указателям числа М только на
высотах более 10100 м.

        4. Величины аэродинамических поправок Маэр. приемников
          статического давления самолетов ГА на крейсерских
                           числах М полета

     В таблице 4.1 приведены величины аэродинамических поправок  Маэр.
приемников статического давления самолетов Ту-154А,  В,  С, М и Ил-86,
полученные по результатам статистического  анализа  материалов  летных
испытаний.

                                                                    Таблица 4.1.

 ______________________________________________________________________________
|               |            Заданные значения чисел М, ед.ч. М                |
|  Тип самолета |______________________________________________________________|
|               |  0.80  |  0.81  |  0.82  |  0.83  |  0.84  |  0.85  |  0.86  |
|_______________|________|________|________|________|________|________|________|
| Ту-154А,Б,М   | -0.004 | -0.003 | -0.002 | -0.001 |   0    |   0    |   -    |
| (сноска 1)    |        |        |        |        |        |        |        |
| Ту-154С       | -0.005 | -0.005 | -0.004 | -0.004 | -0.004 | -0.004 |   -    |
|               |        |        |        |        |        |        |        |
| Ил-86         | -0.003 | -0.003 | -0.003 | -0.003 | -0.004 | -0.004 | -0.004 |
|_______________|________|________|________|________|________|________|________|

     Сноска 1 -  самолеты Ту-154М, не оборудованных ПНК "Жасмин".

     В таблице  4.2.  приведены  величины  величины   аэродинамических
поправок Маэр.  приемников статического давления самолетов Ил-76Т, ТД,
МД  и  Ан-124,  полученные  по  результатам  статистического   анализа
материалов летных испытаний.

                                                                         Таблица 4.2.

 ___________________________________________________________________________________
|    Тип    |            Заданные значения чисел М, ед.ч. М                         |
|  самолета |_______________________________________________________________________|
|           |  0.70  |  0.71  |  0.72  |  0.73  |  0.74  |  0.75  |  0.76  |  0.77  |
|___________|________|________|________|________|________|________|________|________|
| Ан-124    | +0.009 | +0.010 | +0.011 | +0.012 | +0.013 | +0.014 | +0.015 | +0.016 |
| Ил-76 Т,  |        |        |        |        |        |        |        |        |
| ТД,МД     |   0    | +0.001 | +0.002 | +0.002 | +0.002 | +0.003 | +0.004 |   -    |
|___________|________|________|________|________|________|________|________|________|


          5. Бортовые таблицы показаний к указателям числа М

                                             Таблица 5.1. Таблица 5.2.

 _______________________________     ________________________________
|     Самолет: Ан-124           |   |       Самолет: Ту-154С         |
|     Указатель числа М         |   |       Указатель числа М        |
|     Тип: УСИМ-1               |   |       Тип: УМ-1К               |
|     Дата заполнения:          |   |       Дата заполнения:         |
|_______________________________|   |________________________________|
|    Заданное    |  Показания   |   |    Заданное    |   Показания   |
|    значение    |  указ.числа  |   |    значение    |   указ.числа  |
|    числа М     |  М с учетом  |   |    числа М     |   М с учетом  |
|                |  аэрод.попр. |   |                |   аэрод.попр. |
|________________|______________|   |________________|_______________|
|     0.70       |    0.69      |   |      0.80      |      0.805    |
|________________|______________|   |________________|_______________|
|     0.71       |    0.70      |   |      0.81      |      0.815    |
|________________|______________|   |________________|_______________|
|     0.72       |    0.71      |   |      0.82      |      0.825    |
|________________|______________|   |________________|_______________|
|     0.73       |    0.72      |   |      0.83      |      0.835    |
|________________|______________|   |________________|_______________|
|     0.74       |    0.725     |   |      0.84      |      0.845    |
|________________|______________|   |________________|_______________|
|     0.75       |    0.735     |   |      0.85      |      0.855    |
|________________|______________|   |________________|_______________|
|     0.76       |    0.735     |
|________________|______________|
|     0.77       |    0.755     |
|________________|______________|


                                             Таблица 5.3. Таблица 5.4.

 _______________________________     ________________________________
|     Самолет: Ил-76ТД          |   |     Самолет: Ту-154Б           |
|     Указатель числа М         |   |     Указатель числа М          |
|     Тип: УМС-1                |   |     Тип: УМ-1К                 |
|     Дата заполнения:          |   |     Дата проверки:             |
|_______________________________|   |________________________________|
|    Заданное    |  Показания   |   |    Заданное    |   Показания   |
|    значение    |  указ.числа  |   |    значение    |   указ.числа  |
|    числа М     |  М с учетом  |   |    числа М     |   М с учетом  |
|                |  аэрод.попр. |   |                |   аэрод.попр. |
|________________|______________|   |________________|_______________|
|      0.75      |     0.745    |   |      0.80      |      0.805    |
|________________|______________|   |________________|_______________|
|      0.76      |     0.755    |   |      0.81      |      0.815    |
|________________|______________|   |________________|_______________|


                                                          Таблица 5.5.

 ____________________________________________________________________
| Самолет: Ил-86                                                     |
| Указатель числа М                                                  |
| Тип: УСИМ-1                                                        |
| Дата заполнения:                                                   |
|____________________________________________________________________|
|            Заданное             |            Показания             |
|            значение             |            указ.числа            |
|            числа М              |            М с учетом            |
|                                 |            аэрод.попр.           |
|_________________________________|__________________________________|
|              0.80               |               0.805              |
|_________________________________|__________________________________|
|              0.81               |               0.815              |
|_________________________________|__________________________________|
|              0.82               |               0.825              |
|_________________________________|__________________________________|
|              0.83               |               0.835              |
|_________________________________|__________________________________|
|              0.84               |               0.845              |
|_________________________________|__________________________________|
|              0.85               |               0.855              |
|_________________________________|__________________________________|
|              0.86               |               0.865              |
|_________________________________|__________________________________|

     Примечание:
     1. Величины аэродинамических поправок к бортовым указателям числа
М  используются  только  на  значениях,  которые  приведены в бортовых
таблицах.
     2. Бортовая таблица  5.3.  используется  также  и  для  самолетов
следующих   модификаций:   Ил-76Т,   ТД,  МД.  Бортовая  таблица  5.4.
используется также и для самолетов следующих модификаций:  Ту-154Б,  М
(не оборудованных ПНК "Жасмин").
     3. Бортовые   таблицы   вкладываются  в  специальные  кассеты  из
оргстекла.   На   обратной   стороне   таблицы   указывается   фамилия
заполняющего таблицу и ставится его роспись.
     4. Размеры бортовых таблиц:
     - ширина всех таблиц 70 мм;
     - высота таблиц для указателей М самолетов Ил-86, Ту-154С, Ан-124
- 120 мм;
     самолетов Ил-76, Ту-154А, Б, М - 80 мм.

Утверждаю
Заместитель директора Департамента
воздушного транспорта России
В.В.Горлов
27 мая 1996 г.

Согласовано
И.о. председателя Комиссии
по регулированию воздушного
движения Росаэронавигация
Н.Ф.Зобов
27 мая 1996 г.