О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И ВХОДЯЩЕГО В ЕЕ СОСТАВ УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА. Договор. Правительство РФ. 27.05.96

         О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ
         ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
          И ВХОДЯЩЕГО В ЕЕ СОСТАВ УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО
                          АВТОНОМНОГО ОКРУГА

                               ДОГОВОР

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            27 мая 1996 г.


                             (РВ 96-137)




     Исходя из    необходимости     разграничения     полномочий     и
ответственности   между  органами  государственной  власти  Российской
Федерации  и  органами  государственной  власти  Иркутской  области  и
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа,
     учитывая специфические географические, природные, экономические и
национально-культурные особенности Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа,
     в целях   качественного   улучшения   социально-экономических   и
политико-правовых условий жизни  и  деятельности  населения  Иркутской
области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа,
     обеспечения территориальной  целостности  Российской   Федерации,
единства экономического пространства страны,
     гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных
Конституцией Российской Федерации,
     руководствуясь Конституцией  Российской  Федерации,   федеральным
законодательством,     законодательством     Иркутской    области    и
Усть-Ордынского  Бурятского  автономного  округа,  заключен  настоящий
Договор о нижеследующем:

                               СТАТЬЯ 1

     Настоящий Договор   разграничивает   полномочия   между  органами
государственной  власти  Российской  Федерации,  с  одной  стороны,  и
органами  государственной власти Иркутской области (далее - области) и
входящего в ее состав Усть-Ордынского  Бурятского  автономного  округа
(далее   -   автономного  округа),  с  другой  стороны,  по  предметам
совместного ведения,  установленным статьей 72 Конституции  Российской
Федерации,  а  также  по  предметам совместного ведения,  определенным
настоящим   Договором,   исходя    из    природных,    географических,
экономических   и   национальных   особенностей  Иркутской  области  и
Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

                               СТАТЬЯ 2

     Помимо предметов ведения,  установленных статьей  72  Конституции
Российской  Федерации,  к  предметам  совместного  ведения  Российской
Федерации,  Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа,   обусловленным  специфическими  природными,  географическими,
экономическими,  национальными  и  иными   особенностями   области   и
автономного округа относятся:
     а) создание условий для устойчивого функционирования  и  развития
топливно-энергетического      комплекса      области,     производства
целлюлозно-бумажной продукции и алюминия;
     б) вопросы    воспроизводства   и   рационального   использования
минерально-сырьевой   базы,   проведение   геологоразведочных   работ,
эксплуатации рекреационных ресурсов;
     в) регулирование вопросов,  связанных с добычей и  использованием
драгоценных металлов на территории Иркутской области;
     г) отнесение отдельных районов области  и  округа  к  территориям
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
     д) реализация  в  районах  Иркутской  области  и  Усть-Ордынского
Бурятского  автономного  округа,  приравненных  к территориям Крайнего
Севера,  государственных гарантий и компенсаций для лиц,  работающих и
проживающих  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
в пределах  ассигнований,  предусмотренных  на  эти  цели  федеральным
бюджетом,  а  также  принятие  мер  по  обеспечению  досрочного завоза
грузов,  создание  необходимых  сезонных  и  межнавигационных  запасов
топлива, продовольствия и товаров народного потребления;
     е) социально-экономическое   развитие    зоны    Байкало-Амурской
магистрали;
     ж) сохранение и  рациональное  использование  природных  ресурсов
озера Байкал и прилегающей к нему территории;
     з) охрана и восстановление лесных ресурсов области;
     и) ликвидация последствий затопления поймы реки Ангары вследствие
строительства каскада ГЭС;
     к) обеспечение  формирования  финансовой  и  экономической основы
местного самоуправления в области и автономном округе.

                               СТАТЬЯ 3

     В целях разграничения полномочий  между  органами  исполнительной
власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Иркутской
области по предметам совместного  ведения,  установленным  статьей  72
Конституции Российской Федерации и перечисленным в настоящем Договоре,
органы исполнительной  власти  Иркутской  области  по  согласованию  с
органами  исполнительной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа   заключают   соответствующие   соглашения   с   Правительством
Российской Федерации.
     Соглашения о разграничении полномочий  по  предметам  совместного
ведения  являются  неотъемлемой составной частью настоящего Договора и
вступают в силу после его подписания.
     Соглашения о  разграничении  полномочий  по предметам совместного
ведения между органами исполнительной власти  Российской  Федерации  и
органами  исполнительной власти Иркутской области могут быть подписаны
в любое время после вступления в силу настоящего Договора.

                               СТАТЬЯ 4

     В целях выполнения  настоящего  Договора  органы  государственной
власти Российской Федерации:
     а) разрабатывают  с  участием  органов   государственной   власти
Иркутской  области  и  Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и
принимают федеральные законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  по
предметам, отнесенным настоящим Договором, к совместному ведению;
     б) обеспечивают приведение в соответствие с  настоящим  Договором
нормативных  актов  федеральных  органов исполнительной власти в части
регулирования отношений, вытекающих из настоящего Договора;
     в) разрабатывают   с   участием  органов  государственной  власти
Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского  автономного  округа  и
утверждают   федеральные  целевые  программы  социально-экономического
развития области  и  автономного  округа  по  вопросам,  отнесенным  в
соответствии с настоящим Договором к предметам совместного ведения;
     г) участвуют в финансировании  программ  органов  государственной
власти  Иркутской  области  и  Усть-Ордынского  Бурятского автономного
округа   по   сохранению   и   развитию   национальной   самобытности,
национального языка и культуры населения автономного округа;
     д) реализуют полномочия по предметам совместного ведения,  в  том
числе   через   территориальные   подразделения   федеральных  органов
исполнительной власти;
     е) осуществляют  иные  исполнительные  полномочия  по  реализации
положений настоящего Договора.

                               СТАТЬЯ 5

     В целях выполнения  настоящего  Договора  органы  государственной
власти области и автономного округа:
     а) осуществляют  в   соответствии   с   Конституцией   Российской
Федерации  и федеральными законами правовое регулирование по предметам
совместного ведения, определенным настоящим Договором;
     б) обеспечивают  приведение  законов и нормативных правовых актов
областных и окружных органов исполнительной власти  в  соответствие  с
настоящим Договором;
     в) участвуют в  разработке  и  реализации  федеральных  программ,
осуществляемых на территории области и автономного округа;
     г) осуществляют иные исполнительные и распорядительные полномочия
по реализации положений настоящего Договора.

                               СТАТЬЯ 6

     До принятия    федерального   закона   или   иного   федерального
нормативного  акта  по  конкретному   предмету   совместного   ведения
Российской   Федерации  и  субъектов  Федерации  Иркутская  область  и
Усть-Ордынский Бурятский  автономный  округ  осуществляют  собственное
законодательное   регулирование  по  указанному  предмету  совместного
ведения.
     После принятия  соответствующего  федерального  закона  или иного
федерального нормативного правового акта  законы  и  иные  нормативные
правовые   акты   Иркутской   области   и  Усть-Ордынского  Бурятского
автономного округа проводят в соответствие с федеральным  законом  или
иным федеральным нормативным правовым актом. Законы и иные нормативные
правовые  акты  Иркутской   области   и   Усть-Ордынского   Бурятского
автономного  округа,  не  приведенные  в  соответствие  с  федеральным
законом или иным федеральным нормативным правовым актом, применению не
подлежат.

                               СТАТЬЯ 7

     Передача федеральными      органами     исполнительной     власти
осуществления части своих полномочий  органами  исполнительной  власти
Иркутской  области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа,  в
соответствии со статьей 78  Конституции  Российской  Федерации,  может
иметь  место  по  соглашению  во  всех  случаях,  если  в  Конституции
Российской Федерации  или  федеральном  законе  не  содержится  прямой
запрет на передачу осуществления соответствующих полномочий.
     При передаче  осуществления  конкретных  полномочий  федеральными
органами исполнительной власти органам исполнительной власти Иркутской
области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа,  а также  при
передаче осуществления конкретных полномочий,  органами исполнительной
власти Иркутской  области  и  Усть-Ордынского  Бурятского  автономного
округа  федеральным  органам  исполнительной  власти в соответствующем
соглашении   предусматриваются   необходимые   условия   передачи    и
осуществления     этих     полномочий     (условия     финансирования,
материально-технического обеспечения и другие).

                               СТАТЬЯ 8

     Область и  автономный  округ  самостоятельно  определяют  систему
областных  и  окружных  органов  государственной  власти по управлению
объектами государственной собственности области и автономного округа.
     Разграничение государственной собственности на территории области
и автономного округа, включая собственность на земельные, водные, иные
природные   ресурсы   и  объекты  электроэнергетики,  на  федеральную,
областную и окружную производится на  основании  отдельных  соглашений
между   исполнительными  органами  государственной  власти  Российской
Федерации, области, автономного округа.
     Разграничение государственной           собственности           в
электроэнергетическом  комплексе  области   осуществляется,   учитывая
результаты  состоявшихся  акционирования  и  приватизации  предприятий
электроэнергетики.     Предметом     разграничения     государственной
собственности  является  государственный пакет акций приватизированных
предприятий электроэнергетики, расположенных на территории области.
     Отчуждение, залог   государственного   пакета  акций  предприятий
электроэнергетического  комплекса,  а  также   передача   функций   по
управлению   ими   осуществляется   по   соглашению   между   органами
государственной власти Российской  Федерации  и  Иркутской  области  в
порядке, установленном федеральным законом.
     В пользование,  владение и распоряжение Иркутской  области  может
передаваться  часть  государственного  пакета  акций приватизированных
федеральных  предприятий,  расположенных  на  территории  области   по
соглашению между органами исполнительной власти Российской Федерации и
Иркутской области.
     Областные и  окружные  органы  государственной власти участвуют в
управлении  объектами   федеральной   государственной   собственности,
расположенными на территории области и автономного округа.

                               СТАТЬЯ 9

     Иркутская область  и  Усть-Ордынский  Бурятский  автономный округ
самостоятельно устанавливают и вводят областные и  окружные  налоги  и
сборы в соответствии с федеральными, областными и окружными законами.
     Состав и размер доходов,  поступающих  в  областной,  окружной  и
местные бюджеты в виде средств от федеральных налогов,  определяются в
соответствии    с    федеральным    законодательством     соглашениями
Правительства Российской Федерации,  администрации Иркутской области и
администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа,  если они
прямо не установлены федеральным законом.
     Финансирование федеральных  расходов  на   территории   Иркутской
области   и   Усть-Ордынского   Бурятского  автономного  округа  может
осуществляться   через   территориальное    управление    Федерального
казначейства  Министерства  финансов Российской Федерации по Иркутской
области  в  установленном   порядке   в   соответствии   с   отдельным
соглашением,  в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых
на территории области и автономного округа и подлежащих перечислению в
федеральный бюджет.

                              СТАТЬЯ 10

     Органы государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского   автономного   округа   самостоятельно   решают    вопросы
административно-территориального   устройства  области  и  автономного
округа,  образования  и  упразднения   административно-территориальных
единиц,   установления  границ  муниципальных  образований  области  и
автономного  округа  в  соответствии   с   федеральным   и   областным
законодательством.
     Органы государственной власти Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского   автономного   округа   в   соответствии   с   федеральным
законодательством      вправе      устанавливать      административную
ответственность  за  нарушение  областных  и  окружных  законов и иных
нормативных правовых актов области и автономного округа, а также актов
органов местного самоуправления.
     Органы государственной власти Иркутской области в соответствии  с
федеральным законодательством Российской Федерации,  Уставом Иркутской
области  и  настоящим  Договором  создают,  формируют  и  обеспечивают
деятельность Уставного суда Иркутской области.

                              СТАТЬЯ 11

     Иркутская область  и  Усть-Ордынский  Бурятский  автономный округ
вправе  выступать   самостоятельными   участниками   международных   и
внешнеэкономических  связей,  если  это  не  противоречит  Конституции
Российской Федерации,  федеральному законодательству  и  международным
договорам  Российской Федерации,  и заключать соответствующие договоры
(соглашения)  с  субъектами   иностранных   федеративных   государств,
административно-территориальными образованиями иностранных государств,
а также министерствами и ведомствами иностранных государств.
     Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии
с   федеральным   законодательством   координируют   международные   и
внешнеэкономические связи области и автономного округа.

                              СТАТЬЯ 12

     Федеральные органы   исполнительной  власти  могут  создавать  на
территории Иркутской области единые для области и  автономного  округа
территориальные органы.
     Областные органы   исполнительной   власти    могут    наделяться
полномочиями   территориальных   подразделений   федеральных   органов
исполнительной   власти   на   основании   соглашений,   подписываемых
Председателем  Правительства  Российской Федерации либо уполномоченным
им  представителем  федерального  округа   исполнительной   власти   и
губернатором Иркутской области.
     Руководители областных     органов     исполнительной     власти,
осуществляющих  полномочия  территориальных  подразделений федеральных
органов   исполнительной   власти,   назначаются   на   должность    и
освобождаются   от   должности   губернатором   Иркутской  области  по
согласованию с федеральными органами исполнительной власти,  если иное
не установлено федеральным законодательством.

                             СТАТЬЯ 13

     Органы государственной  власти области и автономного округа имеют
право  оспаривать  в  соответствующем  суде   и   вносить   Президенту
Российской  Федерации и Правительству Российской Федерации предложения
об отмене  либо  приостановлении  действия  на  территории  области  и
автономного округа частично или полностью правовых актов министерств и
ведомств Российской Федерации, которые:
     - регулируют вопросы,  отнесенные к ведению области и автономного
округа;
     - не  соответствуют  федеральным  полномочиям в сфере совместного
ведения Российской Федерации, области, автономного округа;
     - устанавливают   и   перераспределяют  в  одностороннем  порядке
предметы  ведения  и  полномочия  по  предметам  совместного   ведения
Российской Федерации, области, автономного округа.

                              СТАТЬЯ 14

     Если федеральными нормативными правовыми актами, действие которых
распространяется  на  все   субъекты   Российской   Федерации,   будут
установлены  права,  льготы  и  преимущества  для субъектов Российской
Федерации  большие,  чем  установленные  настоящим  Договором,  то   в
отношении области и автономного округа применяются положения указанных
федеральных нормативных правовых актов.
     Законы и  нормативные  правовые акты области и автономного округа
подлежат государственной защите и применяются судами в соответствии  с
их компетенцией.

                              СТАТЬЯ 15

     Положения настоящего Договора действуют на территории автономного
округа в части, предусмотренной настоящим Договором. Отношения области
и автономного округа в процессе осуществления обязательств, вытекающих
из настоящего Договора, определяются настоящим Договором, прилагаемыми
к   нему   соглашениями,   а   также   Договором   и   соглашениями  о
взаимоотношениях  между  органами  государственной  власти   Иркутской
области и  органами  государственной власти Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа в соответствии с частью  4  статьи  66  Конституции
Российской Федерации.

                              СТАТЬЯ 16

     Настоящий Договор  или  отдельные  его  положения  не  могут быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
     Дополнения и  изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному
согласию сторон.

                              СТАТЬЯ 17

     Споры и  разногласия,  возникающие  при   исполнении   настоящего
Договора, разрешаются с использованием согласительных процедур, либо в
порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным
законодательством.

                              СТАТЬЯ 18

     Настоящий Договор   вступает  в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.
     С момента вступления в силу настоящего Договора ранее заключенные
между органами государственной власти Российской Федерации и  органами
государственной  власти Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского
автономного  округа  договоры  и  соглашения  действуют  в  части,  не
противоречащей настоящему Договору.

     Совершено в г.  Москве 27 мая 1996 г.  в трех экземплярах, причем
все три текста имеют одинаковую силу.

Президент Российской Федерации                                Б.Ельцин

Губернатор Иркутской области                                 Ю.Ножиков

Глава Администрации Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа                               А.Батагаев