О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДОГОВОР ПРЕЗИДЕНТ РФ 29 мая 1996 г. (Д) Исходя из необходимости разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Сахалинской области, учитывая специфические географические, природные, экономические и национально-культурные особенности Сахалинской области, в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Сахалинской области, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Сахалинской области, заключен настоящий Договор о нижеследующем: СТАТЬЯ 1 Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области. СТАТЬЯ 2 Исходя из географических, экономических, социальных, национально-культурных и иных особенностей Сахалинской области, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Сахалинской области, помимо предметов совместного ведения, установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, относятся: а) разработка и утверждение федеральных целевых программ социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Сахалинской области; б) вопросы развития агропромышленного комплекса Сахалинской области, освоения и повышения плодородия земель; в) функционирование особой экономической зоны в Сахалинской области и ее администрации, свободных таможенных зон; г) вопросы освоения и рационального использования минерально-сырьевых, углеводородных, водных биологических и иных природных ресурсов на территории Сахалинской области, в том числе на участке континентального шельфа и 200-мильной экономической зоны Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством; д) регулирование вопросов, связанных с добычей, переработкой и реализацией полезных ископаемых на территории Сахалинской области; е) вопросы воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы, проведения геологоразведочных работ, эксплуатации рекреационных ресурсов; ж) вопросы социальной защиты военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей; з) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей Сахалинской области; и) вопросы регулирования миграции на территории Сахалинской области в целях обеспечения социально-политической стабильности в приграничном субъекте Российской Федерации; к) вопросы осуществления мер по предупреждению и борьбе с чрезвычайными ситуациями на территории Сахалинской области и ликвидации их последствий; л) сертификация и лицензирование отдельных видов деятельности на территории Сахалинской области, в том числе иностранных фирм, коллективов и граждан, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области; м) проведение согласованной кадровой политики при осуществлении предметов ведения и полномочий, определенных настоящим Договором. СТАТЬЯ 3 В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Сахалинской области по предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 2 настоящего Договора, администрация Сахалинской области заключает соответствующие соглашения с Правительством Российской Федерации. Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения являются неотъемлемой частью настоящего Договора. Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между органами исполнительной власти Российской Федерации и Сахалинской области могут быть заключены в любое время после вступления в силу настоящего Договора. СТАТЬЯ 4 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти Сахалинской области и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты по предметам, отнесенным настоящим Договором к совместному ведению; б) обеспечивают приведение нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) разрабатывают с участием органов государственной власти Сахалинской области и утверждают федеральные целевые программы по структурной перестройке экономики Сахалинской области, вопросам ликвидации последствий стихийных бедствий и комплексному развитию региона, включая вопросы развития агропромышленного комплекса; г) осуществляют финансирование приоритетных программ в частности федеральных задач по социально-экономическому развитию Сахалинской области на основе федеральных и региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке. Финансирование федеральных расходов на территории Сахалинской области может осуществляться через территориальное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с отдельным соглашением; д) разрабатывают и финансируют меры по совершенствованию государственных гарантий и компенсаций для хозяйствующих субъектов и лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; е) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в том числе через территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти; ж) решают вопрос об образовании в Сахалинской области особой экономической зоны, свободных таможенных зон. Решения об образовании свободных таможенных зон, их границах и таможенном режиме принимаются Правительством Российской Федерации по предложению администрации Сахалинской области в соответствии с федеральным законодательством. Вопросы образования и деятельности особой экономической зоны в Сахалинской области, в том числе порядок осуществления администрацией Сахалинской области отдельных функций администрации особой экономической зоны в Сахалинской области регулируется Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством; з) осуществляют координацию деятельности субъектов Российской Федерации, взаимодействующих с Сахалинской областью по вопросам настоящего Договора; и) согласовывают с органами государственной власти Сахалинской области кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Сахалинской области, если иное не установлено федеральным законодательством. СТАТЬЯ 5 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Сахалинской области: а) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным настоящим Договором, в соответствии с федеральным законодательством; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов областных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) устанавливают в соответствии с федеральным законодательством условия лицензирования природопользования и других видов деятельности на территории Сахалинской области; г) участвуют в реализации федеральных программ по развитию сырьевой базы, структурной перестройке экономики и развитию агропромышленного комплекса; д) участвуют в создании особой экономической зоны Сахалинской области, обеспечивают функционирование ее администрации в соответствии с федеральным законодательством; е) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Сахалинской области, если иное не установлено федеральным законодательством. СТАТЬЯ 6 При отсутствии федерального закона по отдельным предметам совместного ведения Сахалинская область осуществляет собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего закона или иного федерального нормативного правового акта, законы и иные нормативные правовые акты Сахалинской области приводятся в соответствие с федеральным законодательством. Законы и иные нормативные правовые акты Сахалинской области, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат. СТАТЬЯ 7 Если федеральными нормативными правовыми актами, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации больше, чем установленные настоящим Договором, то в отношении Сахалинской области применяются положения указанных федеральных нормативных правовых актов. В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке подзаконных федеральных нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора. В случае противоречия между законами, нормативными правовыми актами Сахалинской области и настоящим Договором действуют нормы настоящего Договора. СТАТЬЯ 8 Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти Сахалинской области, в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации, может иметь место по согласованию во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или законе не содержится прямого запрета на передачу осуществления соответствующих полномочий. При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий. СТАТЬЯ 9 Законы и иные нормативные правовые акты Сахалинской области подлежат государственной защите и применяются судами в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. СТАТЬЯ 10 Органы государственной власти Сахалинской области имеют право оспаривать в соответствующем суде и вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории области частично или полностью правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации которые: регулируют вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации; не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Сахалинской области, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором. СТАТЬЯ 11 Органы исполнительной власти Сахалинской области могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным администрацией Сахалинской области с Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. СТАТЬЯ 12 Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Сахалинской области, регулируются областными нормативными правовыми актами в соответствии с федеральным законодательством. Сахалинская область самостоятельно определяет систему областных органов государственной власти по управлению объектами государственной собственности Сахалинской области. Разграничение природных ресурсов на территории Сахалинской области, в том числе водных биологических ресурсов на участке континентального шельфа и 200-мильной экономической зоны Российской Федерации, на природные ресурсы федерального и областного значения производятся по отдельным соглашениям. СТАТЬЯ 13 Сахалинская область самостоятельно устанавливает и вводит областные налоги и сборы в соответствии с федеральными и областными законами. Состав и размеры доходов, поступающих в областной бюджет в виде средств от федеральных налогов, определяются соглашением Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области, если они прямо не установлены федеральным законодательством. СТАТЬЯ 14 Сахалинская область вправе выступать самостоятельно, а также по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных федеральных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Сахалинской области. СТАТЬЯ 15 В целях эффективной реализации настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Сахалинской области могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах. СТАТЬЯ 16 Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего Договора, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области по предметам совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. СТАТЬЯ 17 Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке. Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора. СТАТЬЯ 18 Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях и вступает в силу с момента опубликования. Совершено в г. Москве 29 мая 1996 года в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Б.ЕЛЬЦИН ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ И.ФАРХУТДИНОВ |