О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ. Договор. Президент РФ. 29.05.96

         О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ
         ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

                               ДОГОВОР

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                            29 мая 1996 г.


                                 (Д)


     Исходя из    необходимости     разграничения     полномочий     и
ответственности   между  органами  государственной  власти  Российской
Федерации и органами власти Сахалинской области,
     учитывая специфические географические, природные, экономические и
национально-культурные особенности Сахалинской области,
     в целях   качественного   улучшения   социально-экономических   и
политико-правовых условий жизни и деятельности  населения  Сахалинской
области,
     обеспечения территориальной  целостности  Российской   Федерации,
единства экономического пространства страны,
     гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных
Конституцией Российской Федерации,
     руководствуясь Конституцией  Российской  Федерации,   федеральным
законодательством,  законодательством  Сахалинской  области,  заключен
настоящий Договор о нижеследующем:

                               СТАТЬЯ 1
     Настоящий Договор  разграничивает  предметы  ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и  органами
государственной власти Сахалинской области.

                               СТАТЬЯ 2
     Исходя из     географических,     экономических,      социальных,
национально-культурных  и  иных  особенностей  Сахалинской области,  к
предметам   совместного   ведения   органов   государственной   власти
Российской  Федерации  и  органов  государственной  власти Сахалинской
области,  помимо предметов совместного ведения,  установленных статьей
72 Конституции Российской Федерации, относятся:
     а) разработка  и   утверждение   федеральных   целевых   программ
социально-экономического  развития и структурной перестройки экономики
Сахалинской области;
     б) вопросы   развития   агропромышленного  комплекса  Сахалинской
области, освоения и повышения плодородия земель;
     в) функционирование   особой  экономической  зоны  в  Сахалинской
области и ее администрации, свободных таможенных зон;
     г) вопросы     освоения     и     рационального     использования
минерально-сырьевых,  углеводородных,  водных  биологических  и   иных
природных  ресурсов на территории Сахалинской области,  в том числе на
участке  континентального  шельфа  и  200-мильной  экономической  зоны
Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством;
     д) регулирование вопросов,  связанных с добычей,  переработкой  и
реализацией полезных ископаемых на территории Сахалинской области;
     е) вопросы   воспроизводства   и   рационального    использования
минерально-сырьевой   базы,   проведения   геологоразведочных   работ,
эксплуатации рекреационных ресурсов;
     ж) вопросы социальной защиты военнослужащих,  сотрудников органов
внутренних дел,  граждан,  уволенных с военной  службы  и  из  органов
внутренних дел, и членов их семей;
     з) защита исконной среды обитания и  традиционного  образа  жизни
малочисленных этнических общностей Сахалинской области;
     и) вопросы  регулирования  миграции  на  территории   Сахалинской
области  в  целях  обеспечения  социально-политической  стабильности в
приграничном субъекте Российской Федерации;
     к) вопросы   осуществления  мер  по  предупреждению  и  борьбе  с
чрезвычайными  ситуациями  на   территории   Сахалинской   области   и
ликвидации их последствий;
     л) сертификация и лицензирование отдельных видов деятельности  на
территории   Сахалинской   области,  в  том  числе  иностранных  фирм,
коллективов  и  граждан,  осуществляющих  деятельность  на  территории
Сахалинской области;
     м) проведение согласованной кадровой политики  при  осуществлении
предметов ведения и полномочий, определенных настоящим Договором.

                               СТАТЬЯ 3
     В целях  разграничения  полномочий  между органами исполнительной
власти  Российской  Федерации   и   органами   исполнительной   власти
Сахалинской  области  по предметам совместного ведения,  установленным
статьей 72 Конституции Российской Федерации  и  статьей  2  настоящего
Договора,  администрация Сахалинской области заключает соответствующие
соглашения с Правительством Российской Федерации.
     Соглашения о разграничении полномочий  по  предметам  совместного
ведения являются неотъемлемой частью настоящего Договора.
     Соглашения о разграничении полномочий  по  предметам  совместного
ведения  между  органами  исполнительной власти Российской Федерации и
Сахалинской  области  могут  быть  заключены  в  любое   время   после
вступления в силу настоящего Договора.

                               СТАТЬЯ 4
     В целях выполнения  настоящего  Договора  органы  государственной
власти Российской Федерации:
     а) разрабатывают  с  участием  органов   государственной   власти
Сахалинской  области и принимают федеральные законы и иные нормативные
правовые  акты  по  предметам,  отнесенным   настоящим   Договором   к
совместному ведению;
     б) обеспечивают приведение нормативных актов федеральных  органов
исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором;
     в) разрабатывают  с  участием  органов   государственной   власти
Сахалинской  области  и  утверждают  федеральные  целевые программы по
структурной  перестройке  экономики  Сахалинской   области,   вопросам
ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  и  комплексному развитию
региона, включая вопросы развития агропромышленного комплекса;
     г) осуществляют  финансирование приоритетных программ в частности
федеральных задач  по  социально-экономическому  развитию  Сахалинской
области   на  основе  федеральных  и  региональных  целевых  программ,
утвержденных в установленном порядке.
     Финансирование федеральных  расходов  на  территории  Сахалинской
области  может   осуществляться   через   территориальное   управление
Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в
установленном порядке в соответствии с отдельным соглашением;
     д) разрабатывают  и   финансируют   меры   по   совершенствованию
государственных  гарантий  и компенсаций для хозяйствующих субъектов и
лиц,  проживающих в районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностях;
     е) реализуют полномочия по предметам совместного ведения,  в  том
числе   через   территориальные   подразделения   федеральных  органов
исполнительной власти;
     ж) решают вопрос об  образовании  в  Сахалинской  области  особой
экономической зоны, свободных таможенных зон.
     Решения об образовании свободных таможенных зон,  их  границах  и
таможенном  режиме  принимаются Правительством Российской Федерации по
предложению  администрации  Сахалинской  области  в   соответствии   с
федеральным законодательством.
     Вопросы образования и деятельности особой  экономической  зоны  в
Сахалинской области,  в том числе порядок осуществления администрацией
Сахалинской   области   отдельных   функций    администрации    особой
экономической  зоны  в  Сахалинской  области  регулируется Президентом
Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;
     з) осуществляют  координацию  деятельности  субъектов  Российской
Федерации,   взаимодействующих  с  Сахалинской  областью  по  вопросам
настоящего Договора;
     и) согласовывают  с  органами  государственной власти Сахалинской
области кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений,
организаций,  находящихся  в федеральной собственности и расположенных
на  территории  Сахалинской  области,   если   иное   не   установлено
федеральным законодательством.

                               СТАТЬЯ 5
     В целях выполнения  настоящего  Договора  органы  государственной
власти Сахалинской области:
     а) осуществляют правовое регулирование по  предметам  совместного
ведения,   определенным   настоящим   Договором,   в   соответствии  с
федеральным законодательством;
     б) обеспечивают приведение нормативных правовых  актов  областных
органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором;
     в) устанавливают в соответствии с  федеральным  законодательством
условия  лицензирования природопользования и других видов деятельности
на территории Сахалинской области;
     г) участвуют   в  реализации  федеральных  программ  по  развитию
сырьевой  базы,   структурной   перестройке   экономики   и   развитию
агропромышленного комплекса;
     д) участвуют в создании  особой  экономической  зоны  Сахалинской
области, обеспечивают функционирование ее администрации в соответствии
с федеральным законодательством;
     е) участвуют   в   решении   кадровых   вопросов  при  назначении
руководителей  федеральных   предприятий,   учреждений,   организаций,
находящихся  в федеральной собственности и расположенных на территории
Сахалинской   области,   если   иное   не   установлено    федеральным
законодательством.

                               СТАТЬЯ 6
     При отсутствии  федерального  закона   по   отдельным   предметам
совместного   ведения  Сахалинская  область  осуществляет  собственное
правовое регулирование.
     После принятия  соответствующего  закона  или  иного федерального
нормативного правового акта,  законы и иные нормативные правовые  акты
Сахалинской   области   приводятся   в   соответствие   с  федеральным
законодательством.
     Законы и  иные нормативные правовые акты Сахалинской области,  не
приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению
не подлежат.

                               СТАТЬЯ 7
     Если федеральными нормативными правовыми актами, действие которых
распространяется   на   все   субъекты   Российской  Федерации,  будут
установлены права,  льготы и  преимущества  для  субъектов  Российской
Федерации   больше,   чем  установленные  настоящим  Договором,  то  в
отношении  Сахалинской   области   применяются   положения   указанных
федеральных нормативных правовых актов.
     В случае принятия федеральными органами исполнительной  власти  в
одностороннем  порядке  подзаконных  федеральных  нормативных правовых
актов,  противоречащих настоящему Договору,  подлежат применению нормы
настоящего Договора.
     В случае  противоречия  между  законами,  нормативными  правовыми
актами  Сахалинской  области  и  настоящим  Договором  действуют нормы
настоящего Договора.

                               СТАТЬЯ 8
     Передача федеральными      органами     исполнительной     власти
осуществления части своих  полномочий  органам  исполнительной  власти
Сахалинской   области,   в  соответствии  со  статьей  78  Конституции
Российской Федерации,  может  иметь  место  по  согласованию  во  всех
случаях,  если  в  Конституции  Российской  Федерации  или  законе  не
содержится прямого запрета на передачу  осуществления  соответствующих
полномочий.
     При передаче    осуществления     конкретных     полномочий     в
соответствующем   соглашении   предусматриваются  необходимые  условия
передачи и осуществления этих полномочий.

                               СТАТЬЯ 9
     Законы и  иные  нормативные  правовые  акты  Сахалинской  области
подлежат государственной защите и применяются судами в соответствии  с
их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

                              СТАТЬЯ 10
     Органы государственной власти  Сахалинской  области  имеют  право
оспаривать в соответствующем суде и вносить в Правительство Российской
Федерации предложения  об  отмене  либо  приостановлении  действия  на
территории области частично или полностью правовых актов министерств и
ведомств Российской Федерации которые:
     регулируют вопросы,  отнесенные  к  ведению  субъекта  Российской
Федерации;
     не соответствуют  полномочиям  федеральных органов исполнительной
власти в сфере совместного ведения  Российской  Федерации  и  субъекта
Российской Федерации;
     перераспределяют в  одностороннем  порядке  предметы  ведения   и
полномочия Сахалинской области,  установленные Конституцией Российской
Федерации и настоящим Договором.

                              СТАТЬЯ 11
     Органы исполнительной   власти  Сахалинской  области  могут  быть
наделены  полномочиями   территориальных   подразделений   федеральных
органов    исполнительной    власти    по   соглашениям,   заключенным
администрацией  Сахалинской  области   с   Правительством   Российской
Федерации  или  уполномоченным  им  федеральным органом исполнительной
власти.

                              СТАТЬЯ 12
     Вопросы владения,     пользования,     распоряжения    объектами,
относящимися  к  государственной  собственности  Сахалинской  области,
регулируются областными нормативными правовыми актами в соответствии с
федеральным законодательством.
     Сахалинская область  самостоятельно  определяет систему областных
органов государственной власти по управлению объектами государственной
собственности Сахалинской области.
     Разграничение природных  ресурсов   на   территории   Сахалинской
области,   в  том  числе  водных  биологических  ресурсов  на  участке
континентального шельфа и 200-мильной  экономической  зоны  Российской
Федерации,  на  природные  ресурсы  федерального и областного значения
производятся по отдельным соглашениям.

                              СТАТЬЯ 13
     Сахалинская область   самостоятельно   устанавливает   и   вводит
областные налоги и сборы в соответствии с  федеральными  и  областными
законами.
     Состав и размеры доходов,  поступающих в областной бюджет в  виде
средств от федеральных налогов, определяются соглашением Правительства
Российской Федерации и администрации  Сахалинской  области,  если  они
прямо не установлены федеральным законодательством.

                              СТАТЬЯ 14
     Сахалинская область вправе выступать самостоятельно,  а также  по
поручению   органов   государственной   власти   Российской  Федерации
участником международных и внешнеэкономических  связей,  если  это  не
противоречит    Конституции    Российской    Федерации,   федеральному
законодательству  и  международным  договорам  Российской   Федерации,
вправе  заключать  соответствующие  договоры (соглашения) с субъектами
иностранных федеральных  государств,  административно-территориальными
образованиями   иностранных   государств,  а  также  министерствами  и
ведомствами иностранных государств.
     Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии
с   федеральным   законодательством   координируют   международные   и
внешнеэкономические связи Сахалинской области.

                              СТАТЬЯ 15
     В целях   эффективной   реализации   настоящего  Договора  органы
государственной власти Российской Федерации и  органы  государственной
власти  Сахалинской области могут создавать совместные комиссии и иные
рабочие органы на паритетных началах.

                              СТАТЬЯ 16
     Споры и разногласия,  возникающие в  ходе  реализации  настоящего
Договора,  а  также споры о компетенции между органами государственной
власти  Российской  Федерации  и   органами   государственной   власти
Сахалинской области по предметам совместного ведения разрешаются путем
согласительных процедур либо  в  порядке,  установленном  Конституцией
Российской Федерации и федеральным законодательством.

                              СТАТЬЯ 17
     Настоящий Договор или  отдельные  его  положения  не  могут  быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке. Дополнения и
изменения вносятся в настоящий Договор по  взаимному  согласию  сторон
путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора.

                              СТАТЬЯ 18
     Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях и
вступает в силу с момента опубликования.

     Совершено в г. Москве 29 мая 1996 года в двух экземплярах, каждый
из которых имеет одинаковую силу.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                 Б.ЕЛЬЦИН

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ                            И.ФАРХУТДИНОВ