О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ДОГОВОР ПРЕЗИДЕНТ РФ 13 июня 1996 г. (Д) Исходя из необходимости разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тверской области, учитывая специфические географические, природные, экономические и социально-культурные особенности Тверской области, в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Тверской области, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Тверской области, заключен настоящий Договор о нижеследующем: СТАТЬЯ 1 Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тверской области. СТАТЬЯ 2 Исходя из географических, экономических, социальных, социально-культурных и иных особенностей Тверской области, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Тверской области, помимо предметов совместного ведения, установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, относятся: а) структурная перестройка экономики Тверской области; б) сохранение и воспроизводство уникальной территории водораздела крупнейших рек европейской части России; в) межбюджетные отношения Российской Федерации и Тверской области; г) вопросы развития агропромышленного комплекса Тверской области, в том числе развития льняного комплекса, и создания областного фонда зерна; д) привлечение в область дополнительных трудовых ресурсов; е) вопросы социальной защиты ветеранов, пенсионеров, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей; ж) организация прохождения альтернативной гражданской службы; з) вопросы взаимодействия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация мобилизованной подготовки народного хозяйства; и) вопросы обеспечения устойчивого функционирования энергетических, транспортных, информационных и других систем, действующих на территории области; к) сертификация и лицензирование отдельных видов деятельности на территории Тверской области, в том числе иностранных фирм, коллективов и граждан, осуществляющих деятельность на территории Тверской области; л) проведение согласованной кадровой политики при осуществлении предметов ведения и полномочий, определенных настоящим Договором; м) вопросы таможенной политики Российской Федерации на территории Тверской области, в том числе эффективное использование таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Тверской области, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры, включая вопросы создания и развития локальных таможенных зон. СТАТЬЯ 3 В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Тверской области по предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 2 настоящего Договора, органы исполнительной власти Тверской области заключают соответствующие соглашения с Правительством Российской Федерации. Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения являются неотъемлемой частью настоящего Договора. Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между органами исполнительной власти Российской Федерации и Тверской области могут быть заключены в любое время после вступления в силу настоящего Договора. СТАТЬЯ 4 В целях выполнения настоящего Договора органов государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти Тверской области и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) разрабатывают с участием органов государственной власти Тверской области и утверждают федеральные целевые программы по структурной перестройке экономики Тверской области, строительству железнодорожного и автомобильного путей сообщения на территории области, развитию агропромышленного комплекса, включая разработку федеральной целевой программы "Лен Верховолжья", программ по развитию туризма и рекреационных зон на территории Тверской области; г) обеспечивают финансирование и реализацию федеральных целевых программ на территории Тверской области, включая программу "Социально-культурное развитие Тверской области (территории Великого водораздела) на 1993-2000 годы", в части полномочий федеральных органов государственной власти и в объемах, установленных федеральным бюджетом; д) обеспечивают экономические условия содержания мобилизационных мощностей оборонных предприятий в Тверской области; е) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в том числе через территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти; ж) согласовывают с органами государственной власти Тверской области кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Тверской области, если иное не установлено федеральным законом. СТАТЬЯ 5 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Тверской области: а) принимают областные законы и осуществляют иное правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с федеральным законодательством; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов областных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) устанавливают в соответствии с федеральным законодательством условия лицензирования природопользования на территории Тверской области; г) участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ по социально-экономическому развитию и структурной перестройке экономики Тверской области, строительству железнодорожного и автомобильного путей сообщения между г. Москвой и г. Санкт-Петербургом, развитию агропромышленного комплекса (в том числе "Лен Верховолжья"), программ по развитию туризма и рекреационных зон на территории Тверской области; д) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Тверской области, если иное не установлено федеральным законодательством. СТАТЬЯ 6 При отсутствии федерального закона по отдельным предметам совместного ведения Тверская область осуществляет собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона или иного федерального нормативного правового акта законы и иные нормативные правовые акты Тверской области приводятся в соответствие с федеральным законодательством. Законы и иные нормативные правовые акты Тверской области, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат. СТАТЬЯ 7 Если федеральными нормативными правовыми актами, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем установленные настоящим Договором, то в отношении Тверской области применяются положения указанных федеральных нормативных правовых актов. В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора. В случае противоречия между законами, нормативными правовыми актами Тверской области и настоящим Договором действуют нормы настоящего Договора. СТАТЬЯ 8 Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти Тверской области в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном законе не содержится прямой запрет на передачу осуществления соответствующих полномочий. При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий. СТАТЬЯ 9 Законы и иные нормативные правовые акты Тверской области подлежат государственной защите и применяются судами в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. СТАТЬЯ 10 Органы государственной власти Тверской области имеют право оспаривать в соответствующем суде и вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории области частично или полностью правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, которые: регулируют вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации; не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Тверской области, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором. СТАТЬЯ 11 Органы исполнительной власти Тверской области могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным администрацией Тверской области с Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. СТАТЬЯ 12 Вопросы владения, пользования, распоряжения субъектами, относящимися к государственной собственности Тверской области, регулируются областными нормативными правовыми актами в соответствии с федеральным законодательством. Тверская область самостоятельно определяет систему областных органов государственной власти по управлению объектами государственной собственности Тверской области. Разграничение природных ресурсов на территории Тверской области на природные ресурсы федерального и областного значения производится отдельным соглашением, если иное не установлено федеральным законодательством. СТАТЬЯ 13 Тверская область самостоятельно устанавливает и вводит областные налоги и сборы в соответствии с федеральными и областными законами. Состав и размер доходов, поступающих в областной бюджет в виде средств от федеральных налогов, определяются соглашением Правительства Российской Федерации и администрацией Тверской области, если они прямо не установлены федеральным законом. Финансирование федеральных расходов на территории Тверской области может осуществляться через территориальное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Тверской области в установленном порядке в соответствии с отдельным соглашением, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории области и подлежащих перечислению в федеральный бюджет. СТАТЬЯ 14 Федеральные органы государственной власти совместно с органами государственной власти Тверской области в соответствии с федеральным законом на основе отдельного соглашения разрабатывают и проводят эксперимент по новой системе налогообложения и межбюджетных отношений, направленный на усиление роли органов государственной власти регионов и органов самоуправления городов и районов в решении вопросов установления количества и видов налоговых платежей, регулирования размеров их ставок, распределения доходов между бюджетами всех уровней. СТАТЬЯ 15 Органы государственной власти Тверской области самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства области, образования и упразднения административно-территориальных единиц, установления границ муниципальных образований области в соответствии с федеральным и областным законодательством. Органы государственной власти Тверской области в соответствии с федеральным законодательством вправе устанавливать административную ответственность за нарушение областных законов, иных нормативных правовых актов области, а также актов органов местного самоуправления. СТАТЬЯ 16 Тверская область вправе выступать самостоятельно, а также по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Тверской области. СТАТЬЯ 17 В целях эффективной реализации настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Тверской области могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах. СТАТЬЯ 18 Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего Договора, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тверской области по предметам совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. СТАТЬЯ 19 Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Тверской области могут иметь свои представительства соответственно в г. Твери и в г. Москве. СТАТЬЯ 20 Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке. Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора. СТАТЬЯ 21 Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях и вступает в силу с момента опубликования. СОВЕРШЕНО В Г. МОСКВЕ 13 ИЮНЯ 1996 ГОДА В ДВУХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ, КАЖДЫЙ ИЗ КОТОРЫХ ИМЕЕТ ОДИНАКОВУЮ СИЛУ. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Б. ЕЛЬЦИН ГУБЕРНАТОР ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В. ПЛАТОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В. КУРБАТОВ |