ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 22.05.96 30

               ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
               ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И
                     СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                            22 мая 1996 г.
                                 N 30

                                (НЦПИ)


     В целях совершенствования прокурорского  надзора  за  исполнением
законов,  соблюдением прав и свобод человека и гражданина,  приведения
его в  соответствие  с  новыми  правовыми  и  социально-экономическими
реалиями,  руководствуясь  ст.17  Федерального  закона  "О прокуратуре
Российской Федерации"*,

     приказываю:

---------------
     * Далее - Закон о прокуратуре

     1. Заместителям Генерального прокурора,  начальникам управлений и
отделов   Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации,  прокурорам
субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам,
прокурорам  специализированных  прокуратур  в полной мере использовать
предоставленные  Федеральным   законом   "О   прокуратуре   Российской
Федерации"   полномочия   для  укрепления  правовых  основ  российской
государственности,  обеспечения   верховенства   закона   и   единства
законности.
     Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор  за
законностью  правовых  актов,  соблюдением  прав  и  свобод человека и
гражданина,  надзор в сфере экономики  и  экологической  безопасности,
предупреждение преступных проявлений.
     2. В надзорных действиях руководствоваться  положением  о  высшей
юридической силе Конституции Российской Федерации,  прямом ее действии
и применении  на  всей  территории  России,  а  также  общепризнанными
принципами  и нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации.
     3. Надзор за законностью правовых актов,  издаваемых федеральными
министерствами и ведомствами,  представительными (законодательными)  и
исполнительными  органами  субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного самоуправления,  военного управления,  органами контроля,  их
должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации
о нарушениях законности.
     Использовать для этого систематическое ознакомление с протоколами
заседаний,    право    участия    в    заседаниях     представительных
(законодательных),   исполнительных   органов   и   органов   местного
самоуправления, периодические проверки и т.п.
     4. Обеспечить  надзор  за  соответствием  конституций  республик,
уставов,  законов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, а
также   уставов   муниципальных   образований  Конституции  Российской
Федерации и федеральным законам.  При этом прежде  всего  исходить  из
установленного  распределения компетенций между Российской Федерацией,
составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления.
     4.1. В    целях    предотвращения    принятия   представительными
(законодательными) органами субъектов Российской Федерации  законов  и
иных   нормативных   актов,   противоречащих   Конституции  Российской
Федерации и федеральному  законодательству,  в  соответствии  со  ст.9
Закона  о  прокуратуре  наладить  необходимое  взаимодействие  органов
прокуратуры с представительными органами,  обеспечить непосредственное
участие    прокуратуры    в   правотворческом   процессе   (разработка
законопроектов,  имеющих принципиальное значение,  в  составе  рабочих
групп,   подготовка   заключений   на  законопроекты,  выступления  на
заседаниях и др.).
     4.2. При   выборе  форм  реагирования  на  выявленные  незаконные
правовые акты руководствоваться тем,  что прокурор  вправе  по  своему
усмотрению  либо  принести  протест  на незаконный правовой акт,  либо
обратиться по этому поводу непосредственно в суд.
     В случае  отклонения органом власти субъекта Российской Федерации
протеста на противоречащий Конституции России правовой  акт,  принятый
по  вопросам  ведения  Российской  Федерации  или  совместного ведения
Российской Федерации и  ее  субъектов,  все  материалы  с  необходимым
обоснованием незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру.
     При отклонении иных протестов  добиваться  отмены  противоречащих
Конституции  Российской  Федерации  и  законам  правовых  актов  путем
обращения в суды общей юрисдикции, военные или арбитражные суды.
     5. Установить  постоянный  надзор  за  исполнением действующих на
территории Российской Федерации  законов,  включая  не  противоречащие
федеральному  законодательству законы субъектов Федерации.  О наиболее
серьезных   нарушениях   законности   и   возникающих   проблемах    в
осуществлении    прокурорского   надзора   информировать   Генеральную
прокуратуру.
     6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей
в органы прокуратуры информации (обращений граждан,  должностных  лиц,
сообщений   средств  массовой  информации  и  т.п.),  а  также  других
материалов  о  допущенных  правонарушениях,  требующих   использования
прокурорских  полномочий,  в  первую очередь - для защиты общезначимых
или  государственных  интересов,  прав  и  гарантий  групп  населения,
трудовых   коллективов,   репрессированных,   малочисленных   народов,
граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.
     В качестве   повода   для   прокурорских  проверок  рассматривать
материалы уголовных,  гражданских, арбитражных и административных дел,
результаты  анализа  статистики,  прокурорской  и  правоприменительной
практики,  а также другие материалы,  содержащие достаточные данные  о
нарушениях закона.
     При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах,  на которые
распространяется   действие   законодательства   о   коммерческой  или
банковской тайне,  руководствоваться порядком, установленным для таких
случаев законом.
     7. В области  экономических  отношений  сосредоточить  усилия  на
надзоре за исполнением законов о собственности,  земле,  приватизации,
предпринимательской     деятельности,     финансового,     налогового,
банковского, таможенного законодательства.
     Особое внимание    уделять    положению    дел    на     объектах
военно-промышленного комплекса и предприятиях,  имеющих стратегическое
значение.
     Максимально использовать    потенциал    прокурорской    системы,
имеющиеся права и полномочия в интересах  осуществления  экономических
реформ, для пресечения и устранения нарушений законности.
     8. С учетом экологической обстановки в  каждом  регионе  наладить
эффективный   надзор  за  исполнением  законов  об  охране  природы  и
рациональном использовании ее ресурсов.
     По каждому  факту  экологического  правонарушения  остро  ставить
вопросы  об  ответственности   виновных   и   взыскании   причиненного
материального ущерба.
     9. В надзоре  за  исполнением  законов  контролирующими  органами
первостепенное  значение  придавать  выполнению  ими  обязанностей  по
выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в необходимых случаях
выделения  специалистов  для  выяснения возникших вопросов.  Проверять
законность  и  полноту  принятых  этими  органами  мер  по  устранению
нарушений и привлечению виновных к ответственности.
     В случае  бездействия   органов   контроля   решать   вопрос   об
ответственности их руководителей.
     10. Конкретными  и  систематическими   действиями   реализовывать
приоритетное  направление  прокурорского  надзора  - соблюдение прав и
свобод   человека   и   гражданина   федеральными   министерствами   и
ведомствами,  представительными  (законодательными)  и исполнительными
органами   субъектов   Российской   Федерации,    органами    местного
самоуправления,  органами  военного  управления,  воинскими  частями и
учреждениями,  органами контроля,  их  должностными  лицами,  а  также
органами  управления  и  руководителями  коммерческих и некоммерческих
организаций  (предприятий,  хозяйственных   товариществ   и   обществ,
производственных    и   потребительских   кооперативов,   общественных
объединений, благотворительных и иных фондов).
     10.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции
Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, экологических,
избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина.
     При проверках на  предприятиях  и  в  организациях  анализировать
выполнение   работодателями   обязанностей  по  своевременной  выплате
заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.
     10.2. Решительно   пресекать   факты   незаконного  применения  к
гражданам   административного   задержания,   штрафов   и   иных   мер
административной      ответственности.      Активнее      использовать
предоставленное ст.22 Закона о  прокуратуре  право  освобождать  своим
постановлением   лиц,   необоснованно  подвергнутых  административному
задержанию на основании решений несудебных органов.
     10.3. При  осуществлении  надзора за исполнением законов органами
власти и управления в  обязательном  порядке  оценивать  правомерность
принимаемых  в  отношении  граждан  решений  по  жалобам  на  действия
подчиненных организаций.
     10.4. В  случаях  обнаружения  нарушений прав и свобод человека и
гражданина,  защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда
пострадавший  по состоянию здоровья,  по возрасту или иным причинам не
может лично отстаивать в  суде  или  арбитражном  суде  свои  права  и
свободы,  либо  когда  нарушены  права  и  свободы значительного числа
граждан,  либо если в силу других  обстоятельств  нарушение  приобрело
особое  общественное  значение,  предъявлять  и  поддерживать  в  суде
(арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.
     11. Обеспечить   профилактическую   направленность  прокурорского
надзора.  Систематически  проверять  исполнение  законов  о  занятости
населения,  о  борьбе  с  наркоманией,  пьянством,  нарушением порядка
приобретения и использования оружия.
     Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению
правопорядка,    предпринимаемыми    со    стороны    представительных
(законодательных)   и   исполнительных   органов,   органов   местного
самоуправления.  Шире использовать в профилактических целях  материалы
уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
     12. В документах  прокурорского  реагирования  излагать  правовую
сущность,  а также негативные последствия нарушений закона,  причины и
условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении
и ответственности виновных лиц.  Контролировать фактическое устранение
нарушений   законов,   принципиально   реагировать   на   неисполнение
требований прокурора.
     При внесении представлений и протестов  в  каждом  случае  решать
вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении.
     13. Прокурорский   надзор   осуществлять    гласно.    Гражданам,
общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять
возможность получения в предусмотренных законом  пределах  сведений  о
деятельности   прокуратуры,   состоянии   законности  и  правопорядка.
Регулярно   информировать   об   этом   органы    законодательной    и
исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.
     14. При  обнаружении  пробелов  и  противоречий   в   действующем
законодательстве,  руководствуясь ст.9 Закона о прокуратуре, вносить в
законодательные органы и  органы,  обладающие  правом  законодательной
инициативы,  предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии
законов и иных нормативных правовых актов.
     В случае  выявления  несоответствия  постановлений  Правительства
Российской Федерации Конституции Российской  Федерации  и  федеральным
законам,  несовершенства  федерального  законодательства  представлять
материалы Генеральному прокурору.
     15. Деятельность  прокуроров  по  надзору за исполнением законов,
законностью правовых актов,  соблюдением  прав  и  свобод  человека  и
гражданина   оценивать,  исходя  из  правомерности  и  своевременности
вмешательства,  полноты использования предоставленных  им  полномочий,
принципиальности   и  настойчивости  в  устранении  нарушений  закона,
восстановлении    нарушенных    прав,    привлечении    виновных     к
ответственности.
     16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним
прокурорам    специализированных    прокуратур    обеспечить   должную
организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и  контроль
за  их  работой,  оказывать им необходимую методическую и практическую
помощь.   Создать   эффективную    систему    изучения    действующего
законодательства  и  повышения  профессионального  уровня  подчиненных
работников.
     Направлять в  Генеральную  прокуратуру Российской Федерации копии
документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам,
информировать ее о возникающих проблемах,  имеющих общегосударственное
значение и требующих разрешения на федеральном уровне.
     17. Управлениям  по  надзору за исполнением законов и законностью
правовых актов,  по надзору за исполнением законов на транспорте  и  в
таможенных  органах,  по делам несовершеннолетних и молодежи,  второму
управлению, Главной военной прокуратуре:
     - осуществлять   надзор  за  исполнением  законов,  соответствием
законам издаваемых правовых актов,  соблюдением прав и свобод человека
и   гражданина   федеральными  министерствами,  ведомствами,  органами
контроля,  военного управления,  их должностными  лицами,  соблюдением
законов  общероссийскими  общественными  объединениями по предметам их
ведения;
     - систематически   анализировать  состояние  законности,  изучать
прокурорскую и  правоприменительную  практику,  определять  актуальные
проблемы, вносить предложения по их разрешению;
     - оказывать  практическую   помощь   нижестоящим   прокурорам   в
организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль
за их деятельностью;
     - наладить   взаимодействие  всех  звеньев  органов  прокуратуры,
используя при этом предметный принцип организации  работы.  Установить
тесную  координацию надзорных действий территориальных,  транспортных,
военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур;
     - совместно   с   Научно-исследовательским   институтом   проблем
укрепления  законности   и   правопорядка   и   Институтом   повышения
квалификации  руководящих  кадров  Генеральной  прокуратуры Российской
Федерации разрабатывать нормативно-методические  основы  прокурорского
надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.
     18. Считать  утратившими  силу  пп.2-3,  7.3,   8,   10   приказа
Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.92 N 20.
     Контроль за  исполнением  приказа   возложить   на   заместителей
Генерального  прокурора Российской Федерации Давыдова В.И.  и Паничева
В.Н.
     Приказ направить   прокурорам   субъектов  Российской  Федерации,
прокурорам   городов   и   районов,   прокурорам    специализированных
прокуратур.

     Генеральный прокурор
     Российской Федерации
     Действительный государственный
     советник юстиции
                                                     Ю.И. Скуратов