О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Приказ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 10.06.96 383

       О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ
                 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

                                ПРИКАЗ

      МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ
        СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

                           10 июня 1996 г.
                                N 383

                                (НЦПИ)


     Коллегия МЧС  России,  рассмотрев  вопрос  "О   совершенствовании
экспертной   деятельности   в  интересах  предупреждения  чрезвычайных
ситуаций",  отметила,  что во исполнение Федерального закона "О защите
населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера",  приказов МЧС  России*  созданы  и  действуют
экспертные органы МЧС России - Государственная экспертиза проектов МЧС
России и внештатные экспертные комиссии, образованные при региональных
центрах   по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и
ликвидации  последствий  стихийных  бедствий   и   штабах   по   делам
гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям  субъектов Российской
Федерации.
------------------
     * Приказ МЧС России от 16 марта 1994 года N  96  "Об  организации
государственной экспертизы в системе МЧС России".
     Приказ МЧС России от 23 июня  1995  года  N  446  "О  введении  в
действие  положений  по  вопросам государственной экспертизы в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".

     Экспертные органы МЧС России обеспечивают контроль за выполнением
в   градостроительной   документации   и   в   проектах  строительства
потенциально   опасных   объектов   требований    по    предупреждению
чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий.
     Государственной экспертизой  проектов  МЧС   России   установлено
взаимодействие    с   Главгосэкспертизой   России   и   ведомственными
экспертными   органами,   осуществляется   организационно-методическая
поддержка внештатных экспертных комиссий.
     Основными причинами,  затрудняющими работу экспертных органов МЧС
России,   являются:   несовершенство  нормативно-методической  базы  в
области проектирования  и  экспертизы  мероприятий  по  предупреждению
чрезвычайных  ситуаций,  разрабатываемых  в  составе градостроительной
документации и проектов строительства;  трудности  с  укомплектованием
экспертных органов высококвалифицированными специалистами;  отсутствие
механизма  оплаты  труда  сторонних   специалистов,   привлекаемых   к
экспертизам; нехватка необходимой оргтехники.
     В целях  дальнейшего  развития  экспертной деятельности в системе
МЧС России,  направленной на повышение  эффективности  мероприятий  по
предупреждению  чрезвычайных  ситуаций  и  защите населения в проектах
потенциально опасных  объектов,  и  в соответствии с решением коллегии
приказываю:
     1. Считать  экспертизу  градостроительной документации и проектов
строительства  потенциально  опасных  объектов  одним   из   важнейших
направлений  в  деятельности МЧС России по предупреждению чрезвычайных
ситуаций.
     2. Утвердить   и   ввести  в  действие  прилагаемые  Методические
рекомендации  по   проведению   государственной   экспертизы   раздела
"Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по
предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства.
     3. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных бедствий,
начальникам  штабов  по  делам  гражданской  обороны  и   чрезвычайным
ситуациям   субъектов   Российской   Федерации  не  допускать  случаев
согласования  проектной   документации   при   отсутствии   экспертных
заключений.
     4. Возложить  с  IV  квартала  1996   года   на   Государственную
экспертизу   проектов  МЧС  России  проведение  экспертизы  деклараций
безопасности промышленных потенциально опасных  объектов,  последствия
аварий на которых могут иметь межрегиональные масштабы.
     5. Начальнику  Государственной  экспертизы  проектов  МЧС  России
Совко В.А. до 1 ноября 1996 года подготовить, обосновать и согласовать
с  начальником  Организационно-мобилизационного  управления МЧС России
Пантеленко В.Г.:
     а) предложения    по   увеличению   численности   Государственной
экспертизы  проектов  МЧС  России  в  связи  с  возложением   на   нее
дополнительных    задач    по   экспертизе   деклараций   безопасности
промышленных потенциально опасных объектов;
     б) предложения  по  введению  в  региональных  центрах  по  делам
гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий
стихийных   бедствий   и   штабах   по  делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным  ситуациям   субъектов   Российской   Федерации   штатной
должности  для  организации  и  руководства  деятельностью  экспертных
комиссий.
     6. Начальнику  Департамента  предупреждения чрезвычайных ситуаций
Козлову  Е.А.,  начальнику  Государственной  экспертизы  проектов  МЧС
России       Совко       В.А.       совместно      с      начальниками
Организационно-мобилизационного    управления     Пантеленко     В.Г.,
Департамента  финансово-экономического  Цаликовым  Р.Х.  до 1 сентября
1996 года разработать и представить на утверждение  проект  "Положения
об оплате труда внештатных экспертов при проведении экспертиз проектов
особо сложных потенциально опасных объектов".
     7. Начальнику  Государственной  экспертизы  проектов  МЧС  России
Совко В.А. до 1 июля 1996 года подготовить лекционный материал по теме
"Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций" для включения в  тематический  план  слушателей
факультета  подготовки  и  повышения квалификации Академии гражданской
защиты.
     8. Начальнику Департамента материально-технического обеспечения и
вооружения  Колтунову  И.Н.  совместно  с   начальником   Департамента
финансово-экономического   Цаликовым  Р.Х.  предусмотреть  обеспечение
Государственной   экспертизы   проектов   МЧС   России    необходимыми
телекоммуникационными и электронно-вычислительными средствами.
     9. Приказ   довести   до   заместителей   Министра,   начальников
департаментов,   управлений  и  самостоятельных  отделов  МЧС  России,
начальников  региональных  центров  по  делам   гражданской   обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий в
соответствии с порядком, установленным приказом МЧС России от 30.09.94
N 602.
     10. Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя Министра Хетагурова С.В.

Министр
                                                              С. Шойгу
10 июня 1996 г.
N 383

                                                            Приложение


                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

      о порядке проведения государственной экспертизы в области
        защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
       разделов "Инженерно-технические мероприятия гражданской
         обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных
        ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и
         сооружений производственного и жилищно-гражданского
                              назначения

                          1. Общие положения

     1.1. Государственная  специализированная  экспертиза  проектов  в
области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных   ситуаций
осуществляется   на   основании   действующих   законодательных  актов
Российской  Федерации,   указов   Президента   Российской   Федерации,
постановлений   Правительства   Российской   Федерации   по   вопросам
гражданской   обороны,   предупреждения   и   ликвидации   последствий
чрезвычайных  ситуаций,  вызванных  применением  вероятным противником
средств поражения,  авариями,  катастрофами и стихийными бедствиями, а
также   в   соответствии   с  действующими  специальными  нормативными
документами, приведенными в Приложении 1.
     1.2. Государственная  экспертиза  в  области  защиты  населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  проводится  на  всех   стадиях
разработки инвестиционного проекта. При разработке проекта по очередям
указанные решения и  материалы  включаются  в  состав  первой  очереди
строительства.
     1.3. При   рассмотрении   проектной   документации   и   проверки
выполнения  в  ней  необходимых  мероприятий  по  защите  населения  и
территорий  от   чрезвычайных   ситуаций   следует   руководствоваться
следующими положениями:
     - государственная  экспертиза  в  области  защиты   населения   и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  проводится  в  отношении  всех
проектов строительства независимо от источников финансирования,  видов
собственности и принадлежности объекта строительства;
     - порядок проведения  государственной  экспертизы  и  утверждения
разделов   "Инженерно-технические   мероприятия  гражданской  обороны.
Мероприятия  по  предупреждению  чрезвычайных  ситуаций"   в   составе
инвестиционных  проектов может уточняться с учетом специфики отдельных
отраслей и регионов на основании нормативных документов, разработанных
и  утвержденных  федеральными органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по согласованию с МЧС России и Минстроем России.
     1.4. Глубина     проработки     проектных     решений     раздела
"Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по
предупреждению    чрезвычайных    ситуаций"   должна   соответствовать
стадийности (этапу) инвестиционного проекта и обеспечивать возможность
их   технико-экономической   оценки   при   определении  инвестиций  в
соответствии с действующими нормами и методиками.

           2. Порядок проведения государственной экспертизы
   разделов "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны.
         Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций"

     2.1. Рассмотрение  разделов  "Инженерно-технические   мероприятия
гражданской   обороны.   Мероприятия  по  предупреждению  чрезвычайных
ситуаций" проектов строительства объектов производственного назначения
следует начинать с проверки комплектности представленных на экспертизу
материалов,  их  соответствия  требованиям  нормативных  документов  к
составу и качеству проектной документации.
     На экспертизу должна  представляться  полностью  укомплектованная
проектная документация в следующем составе:
     - задание  на  проектирование,  согласованное  с  территориальным
штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
     - общая пояснительная записка проекта строительства;
     - раздел  проекта  "Инженерно-технические мероприятия гражданской
обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций";
     - заключение  экспертного  органа  МЧС  России (при осуществлении
комплексной экспертизы проектных материалов).
     Для объектов     производственного    назначения    дополнительно
представляются  основные  положения  проекта  Декларации  промышленной
безопасности (для объектов,  деятельность которых связана с повышенной
опасностью производства);
     При необходимости представляются и рассматриваются другие разделы
проекта,  связанные  с  вопросами  обеспечения  безопасности,   защиты
населения и работающего персонала, а также предотвращения чрезвычайных
ситуаций.
     2.2. Экспертная      оценка     проектных     решений     раздела
"Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по
предупреждению    чрезвычайных    ситуаций"    формируется   по   двум
направлениям:
     оценка инженерно-технических  мероприятий  гражданской обороны по
защите  населения  и  работающего  персонала  от  воздействия  средств
поражения   вероятного  противника,  а  также  воздействия  поражающих
факторов аварий,  катастроф и стихийных  бедствий,  разрабатываемых  в
соответствии  с  требованиями  СНиП 2.01.51-90 и на основании исходных
данных территориального штаба по делам ГО и ЧС;
     оценка мероприятий   по   предупреждению   чрезвычайных  ситуаций
техногенного характера,  снижению негативных  последствий  воздействия
природных  катастроф,  уменьшению  риска для персонала и населения при
авариях и катастрофах на проектируемых объектах.

              3. Экспертная оценка инженерно-технических
                   мероприятий гражданской обороны

     3.1. Содержание       и      объем      проектных      материалов
инженерно-технических мероприятий гражданской обороны,  представляемых
на  экспертизу,  должны формироваться в зависимости от группы города и
категории объекта по гражданской обороне, исходя из условий расчетного
воздействия   средств   поражения   вероятного   противника,  а  также
воздействия поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий
и  соответствующих им инженерным решениям по защите и жизнеобеспечению
населения и работающего  персонала,  согласно  СНиП  2.01.51-90,  СНиП
II-11-77* и др.
     3.2. В ходе экспертизы проверяется:
     - правильность  отнесения  проектируемого  объекта  и населенного
пункта,  в котором он располагается,  к соответствующей  категории  по
гражданской обороне и,  исходя из этого,  состав инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны;
     - правильность  определения  и  нанесения  на  зональной  схеме и
генплане зон возможных разрушений  от  воздействия  средств  поражения
вероятного противника,  зон поражения при авариях на АЭС, химических и
взрывоопасных производствах,  зон затопления от водохранилищ в  случае
их разрушения;
     - правильность выбора технических решений по готовности к  работе
в  условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций
сетей водо-, газо- и электроснабжения;
     - наличие  и  качество  систем  охраны  и  контрольно-пропускного
режима на объекте;
     - наличие  и качество проектных решений по созданию систем связи,
сигнализации, а также локальных систем оповещения в районах размещения
потенциально   опасных   объектов   в  соответствии  с  постановлением
Правительства Российской Федерации  от  01.04.93  N  178,  организация
внешней   связи   и  управления  гражданской  обороной  проектируемого
объекта;
     - наличие   и   технические   характеристики  защищенных  пунктов
управления  противоаварийными  действиями   (для   радиационно-опасных
объектов);
     - условия обеспечения проезда  аварийно-спасательных  и  пожарных
команд;
     - наличие и пропускная способность путей эвакуации,  транспортные
возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;
     - наличие и обоснованность схемы размещения  защитных  сооружений
на территории объекта;
     - противопожарные мероприятия;
     - устройство пунктов санитарной обработки;
     - обеспечение условий  безаварийной  остановки  производства  при
возникновении чрезвычайных ситуаций.
     3.3. При   рассмотрении   проектов    строительства    учреждений
здравоохранения   должны   быть  оценены  подготовленность  объекта  к
функционированию  в  условиях  военного  времени  и  при  чрезвычайных
ситуациях мирного времени,  а также мероприятия по защите медицинского
персонала и нетранспортабельных больных.
     3.4. В   ходе   экспертизы  проверяются  решения  по  обеспечению
световой  маскировки  на  объектах,  проектирование   которых   должно
осуществляться  в  соответствии  со  СНиП  2.01.53-84,  а для объектов
железнодорожного,  воздушного,  морского,  автомобильного  и   речного
транспорта   -   в   соответствии   с   ведомственными   инструкциями,
согласованными с МЧС России.
     3.5. При  экспертизе  разделов "Инженерно-технические мероприятия
гражданской  обороны.  Мероприятия  по   предупреждению   чрезвычайных
ситуаций"   проектов   строительства   радиационно-опасных   объектов,
химических  и  взрывоопасных  производств,  крупных  энергетических  и
транспортных  объектов  проверяется  выполнение специальных требований
ведомственных  инструкций  по   проектированию   инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны (ВСН ГО), согласованных с МЧС России.
     3.6. При  экспертизе  проектных   решений   защитных   сооружений
гражданской обороны проверяются:
     - правильность  выбора  принятых   типов   и   классов   защитных
сооружений  в  зависимости  от  предполагаемого  места их размещения в
соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90,  Приложения N  1  к  СНиП
II-11-77* и ВСН ИТМ ГО АС-90;
     - правильность  применения  в  проекте  ограждающих  и   защитных
конструкций,  количества  режимов  вентиляции,  соответствие  принятых
решений  по  гидроизоляции  условиям  строительства   (в   сухих   или
водонасыщенных грунтах), обеспечение общей герметизации сооружений;
     - соответствие  вместимости   защитных   сооружений   численности
наибольшей работающей смены;
     - соответствие состава помещений и объемно-планировочных  решений
действующим нормам;
     - состав,  характеристики и  режимы  работы  оборудования  систем
жизнеобеспечения,     обоснованность     решений     по    обеспечению
воздухоснабжения сооружений по 3-му режиму вентиляции;
     - взаимная увязка конструкций и коммуникаций защитного сооружения
и сооружения (здания), в которое оно встраивается;
     - соответствие  принятых  радиусов  сбора  укрываемых нормативным
требованиям,  проектные  решения  по  обеспечению  условий  и  времени
заполнения защитных сооружений;
     - места расположения и конструкции входных устройств и  аварийных
выходов;
     - возможность и порядок  использования  защитных  сооружений  для
производственно-хозяйственной   деятельности,  порядок  и  условия  их
перевода на режим военного времени,  расчет необходимых для этого сил,
средств и времени.

                 4. Экспертная оценка мероприятий по
                 предупреждению чрезвычайных ситуаций

     4.1. Содержание и объем проектных  материалов  по  предупреждению
чрезвычайных    ситуаций,   представляемых   на   экспертизу,   должны
формироваться в зависимости  от  степени  опасности  производственного
объекта  для  населения,  а  также  предприятий,  зданий и сооружений,
расположенных вокруг этого объекта  с  учетом  возможных  чрезвычайных
ситуаций.
     4.2. В ходе экспертизы проектов строительства объекта проверяются
результаты оценки:
     - вероятности возникновения в районе его размещения  чрезвычайных
ситуаций природного характера;
     - характеристик   интенсивности   их   проявления,   на   которые
ориентирован комплекс мер по защите объекта от неблагоприятных внешних
воздействий;
     - достаточность    проектных    решений    и    рекомендаций   по
предотвращению   чрезвычайных   ситуаций   или   снижению   негативных
последствий возможных аварий и катастроф до минимальных уровней.
     4.3. При оценке техногенных воздействий на  проектируемый  объект
проверяется:
     - правильность оценки вероятности чрезвычайных ситуаций на других
функционирующих в регионе потенциально опасных производствах;
     - правильность определения зон возможных  разрушений  и  действия
вторичных  поражающих  факторов  при  чрезвычайных ситуациях на других
объектах;
     - достаточность   принимаемых   мер   по   снижению   последствий
техногенного воздействия на объект.
     4.4. Оценка   опасности   объекта   для  населения  и  территорий
проверяется для следующих основных ситуаций:
     - эксплуатация объекта в режимах,  зафиксированных в утвержденной
установленным порядком технологической документации;
     - проектная авария;
     - запроектная  авария  или  повреждение  (разрушение)  объекта  в
результате  террористического  акта,  военных  действий  или природных
катастроф.
     4.5. При  экспертной  оценке опасности объекта должны проверяться
обоснования соответствующих расчетов, отражающих специфику объекта как
источника возникновения и распространения поражающих факторов.
     Экспертную оценку опасности объекта  рекомендуется  проводить  по
следующим основным направлениям:
     - полнота перечня возможных чрезвычайных  ситуаций  и  причин  их
возникновения;
     - оценка вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
     - общий   эффект  негативного  воздействия  поражающих  факторов,
характерных для данного объекта;
     - специфика   вызываемых   поражений   (прямое   или   косвенное,
химическое, радиационное, механическое и т.д.);
     - оценка   вероятности  возникновения  аварийных  ситуаций  при
предусмотренных проектом инженерных мерах по их предупреждению;
     - прогнозирование  развития  аварий  в  условиях ввода в действие
предусмотренных  проектом  инженерных  мер  по  локализации  аварийных
ситуаций;
     - характеристика ущерба населению,  окружающей среде  и  объектам
производственной  и  социальной  инфраструктуры в результате возможных
аварий.
     4.6. При экспертизе раздела проверяется:
     - достаточность системы контроля за  безопасностью  промышленного
производства;
     - объем  и  содержание  организационных,   технических   и   иных
мероприятий  по  предупреждению  чрезвычайных  ситуаций техногенного и
природного характера;
     - объем  и  содержание  мероприятий по созданию локальной системы
оповещения  персонала  объекта  и  населения,  проживающего  в  районе
расположения объекта, о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     - порядок оповещения населения и органов местного самоуправления,
на территории которых располагается объект;
     - достаточность сил и  средств  по  предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций, порядок их действия;
     - расчет необходимых объемов и номенклатуры запасов  материальных
и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - объем   и   содержание   организационных,  технических  и  иных
мероприятий  по  снятию  с  эксплуатации   (консервации)   объекта   и
реабилитации территорий.
     4.7. В  проекте  объекта производственного назначения должна быть
проведена  оценка  стоимости  предусмотренных  мероприятий  по  защите
населения  и  территорий,  а  также  дана  комплексная  оценка ущерба,
который может быть нанесен населению и территориям  при  возникновении
природных  и  техногенных  ЧС  без  проведения  на объекте специальных
защитных мероприятий.

                5. Обобщение результатов экспертизы и
                  оформление экспертного заключения

     5.1. Критерием   оценки   качества   проектных   решений  раздела
"Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по
предупреждению    возникновения    чрезвычайных   ситуаций"   является
обеспечение устойчивого функционирования объекта в условиях применения
средств поражения и воздействия поражающих факторов аварий, катастроф,
стихийных  бедствий,  сохранение  жизни  и  здоровья  людей,  снижение
размеров материальных потерь и ущерба окружающей среде.
     5.2. На основе результатов рассмотрения проектных решений, оценки
качества  документации  и  анализа  достигнутых  технико-экономических
показателей проекта  составляется  экспертное  заключение  по  разделу
"Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по
предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций".
     При формулировании   каждого   замечания  экспертного  заключения
следует дать принципиальное описание принятого решения, обосновать его
нерациональность  или допущенное отступление от требований действующих
нормативов  и  изложить  рекомендацию  по  изменению   или   улучшению
проектного  решения  с  указанием  ссылки  на действующий норматив или
результаты расчетов.
     Формулировка каждого   замечания   и   предложения   должна  быть
технически грамотной, лаконичной, исключать двойное толкование.
     При наличии    серьезных   нарушений   и   замечаний,   требующих
переработки проектных решений,  а также при некомплектности  проектных
материалов возможен возврат проекта на переработку.  После переработки
проект должен быть представлен на повторную экспертизу.
     При наличии нарушений,  не вызывающих  необходимости  переработки
проекта  и  увеличения  объема  инвестиций  возможна  рекомендация  на
утверждение при условии устранения замечаний,  изложенных в экспертном
заключении.
     5.3. Оформление    экспертного    заключения    производится    в
соответствии  с  примерным  макетом  (Приложение  2)  и  на  основании
требований "Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства" (РДС II-201.р95).


                                                          Приложение 1

                               ПЕРЕЧЕНЬ

          основных законодательных и нормативных документов,
           используемых при разработке и экспертизе раздела
            "Инженерно-технические мероприятия гражданской
         обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных
                              ситуаций"

     1. Закон Российской Федерации "Об обороне".
     2. Закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
     3. Указ Президента Российской Федерации "О  гражданской  обороне"
от 8 мая 1993 года N 643.
     4. Постановление Правительства Российской Федерации  "О  создании
локальных  систем оповещения в районах размещения потенциально опасных
объектов" от 1 марта 1993 года N 178.
     5. "Положение  по  установлению запретных зон и запретных районов
при арсеналах,  базах и складах Минобороны,  КГБ и МВД",  утвержденное
постановлением СМ СССР от 17 февраля 1988 года N 224 (ДСП).
     6. Инструкция о порядке разработки,  согласования,  утверждения и
составе проектной документации на строительство предприятий,  зданий и
сооружений (СНиП II-01-95).
     7. Порядок  разработки   согласования,   утверждения   и   состав
обоснований   инвестиций   в   строительство   предприятий,  зданий  и
сооружений (СНиП II-101-95).
     8. Инструкция  о  порядке  проведения  государственной экспертизы
проектов строительства (РДС 11-201-95).
     9. Перечень  потенциально  опасных  и  технически  особо  сложных
объектов, объявленный письмом Минстроя России от 20 апреля 1995 года N
БЕ-19-2\24.
     10. Постановление Правительства РФ "Об  утверждении  Положения  о
порядке   использования   объектов  и  имущества  гражданской  обороны
приватизированными предприятиями,  учреждениями и организациями" от 23
апреля 1994 года N 359.
     11. Положение   о  Министерстве  Российской  Федерации  по  делам
гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий
стихийных    бедствий,   утвержденное   постановлением   Правительства
Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 457.
     12. Приказ  МЧС  России  от 23 июня 1995 года N 446 "О введении в
действие положения по вопросам государственной  экспертизы  в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
     13. Положение о разграничении функций между  органами  экспертизы
МЧС  России и Главгосэкспертизой России при проведении государственной
экспертизы градостроительной документации  и  проектов  строительства,
объявленное приказом МЧС России от 16 марта 1994 года N 96.
     14. СНиП    2.01.51-90     "Инженерно-технические     мероприятия
гражданской обороны" (Д.З.).
     15. СНиП  П-11-77  (издание  1985  года)   "Защитные   сооружения
гражданской обороны".
     16. Приложение  N  1  к  СНиП   II-11-77   "Защитные   сооружения
гражданской обороны" (Д.3.).
     17. ВСН ИТМ ГО АС-90 "Нормы проектирования, инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны на атомных станциях" (Д.З.).
     18. СН 148-76  "Инструкция  по  проектированию  приспособления  и
использования  метрополитенов  для  защиты  и  перевозки  населения  в
военное время " (Д.З.).
     19. ВСН  ВК  4-90  "Инструкция  по  подготовке  и  работе  систем
хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях (ДСП).
     20. СНиП 2.01.53-84 "Световая  маскировка  населенных  пунктов  и
объектов народного хозяйства " (ДСП).
     21. Приложение N 1 к СНиП 2.01.53-84 (Д.З.).
     22. СНиП  2.01.54-84.  "Защитные сооружения гражданской обороны в
подземных горных выработках" (ДСП).
     23. Приложение N 1 к СНиП 2.01.54-84 (Д.З.).
     24. СНиП 2.01.55-85  "Объекты  народного  хозяйства  в  подземных
горных выработках".
     25. СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового
назначения  для  санитарной  обработки  людей,  специальной  обработки
одежды и подвижного состава автотранспорта".
     26. СНиП  2.01.28-85  "Полигоны  по  обезвреживанию и захоронению
токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию".
     27. ПНАЭ  Г-03-33-93  "Размещение   атомных   станций.   Основные
критерии и требования по обеспечению безопасности".
     28. СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы".
     29. СНиП 2.09.03-95 "Сооружение промышленных предприятий".
     30. СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территорий от затопления и
подтопления".
     31. СНиП  2.01.15-90  "Инженерная  защита  территорий,  зданий  и
сооружений  от  опасных  геологических  процессов.  Основные положения
проектирования".
     32. СНиП  2.07.01-89 "Градостроительство.  Планировка и застройка
городских и сельских поселений".

     Примечание: (Д.З.) - документ закрытый
     (ДСП) - документ для служебного пользования

                                                          Приложение 2

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            по разделу "Инженерно-технические мероприятия
           по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
         Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций

----------------------------------------------------------------------
                       (наименование проекта)
----------------------------------------------------------------------

     1. Общие характеристики проекта
     заказчик;
     проектная организация;
     место расположения объекта;
     основание и сроки разработки проекта;
     назначение объекта и краткое описание проектных решений;
     краткое описание   решений   раздела   "ИТМ  ГО.  Мероприятия  по
предупреждению ЧС".

     2. Замечания и предложения по разделу  "ИТМ  ГО.  Мероприятия  по
предупреждению ЧС":
     оценка комплексности и качества оформления;
     оценка подготовительной  работы  и  согласований  исходных данных
решений;
     замечания и предложения по проектным решениям и их обоснованиям;

     3. Выводы и рекомендации по разделу в целом.

     Подписи: Начальник экспертного органа ---------------------------

     Ведущий эксперт -------------------------------------------------