НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 3 сентября 1996 г. N 02-5-09/221/1 (НВ 96-10) Облагаются ли налогом ни имущество предприятий мобилизационные мощности, законсервированные и используемые предприятием в текущем производстве? Пунктами 6 и 8 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1483 "О сокращении мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва" установлено, что с момента опубликования Указа (13.07.94) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей, находящихся на балансе предприятий, не включается в стоимость имущества для обложения налогом на имущество предприятий. Данная льгота внесена в Закон Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (подпункт "и" статьи 5), в соответствии с которым стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. С учетом изложенного в расчетах налога на имущество предприятий начиная с 01.07.94 из стоимости имущества, подлежащего налогообложению, исключается стоимость всего имущества мобрезерва и мобмощностей. Льготирование площадей хранилищ и территории предприятий, используемых для содержания законсервированного имущества и оборудования, а также мобрезерва указанным выше Законом не предусмотрено. Какое имущество относится к страховым и сезонным запасам? В соответствии с пунктом "ж" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Решение руководителя о создании таких запасов и консервации имущества не является основанием для применения данной льготы. При этом под страховыми и сезонными запасами понимаются запасы, созданные в связи со сложными природно-климатическими условиями, когда поставки и работы возможны только в определенные сроки (сезоны), а также запасы, созданные для ликвидации стихийных бедствий, выполнения внезапно возникших, непредвиденных задач в предельно сжатые сроки. Нормы таких запасов рассчитываются в зависимости от создавшейся или прогнозируемой ситуации и определяются соответствующими органами для решения возникших задач и, как правило, не могут быть постоянно действующими, а принимаются по конкретному случаю. Вместе с тем в состав таких запасов не могут включаться запасы, которые обеспечивают повседневную (плановую) деятельность предприятий. Создание запасов не может связываться с простоем предприятия и случаями неравномерности поставок материалов, запасных частей и деталей поставщиками. Дисциплина поставок регулируется договорами поставок и действующим законодательством по этому вопросу. Не может также рассматриваться как создание запасов вывод из эксплуатации (в отстой) материальных ценностей, за исключением случаев их консервации в соответствии с установленным порядком. Для определения соответствующих органов государственной власти и управления, которые могут принять решение о консервации и утверждении норм страхового и сезонного запасов имущества, следует исходить из того, что пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721, установлено, что акционерное общество с момента его регистрации выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации. Поэтому решение о консервации их имущества должен принимать законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации или соответствующий орган исполнительной государственной власти по месту расположения этого юридического лица. Начальник Управления методологии налогообложения юридических лиц Госналогслужбы РФ, государственный советник налоговой службы II ранга А.А.Зенка |