О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ САМОУБИЙСТВ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДИРЕКТИВА МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ 31 июля 1996 г. N Д-18 (МОБ) Несмотря на осуществляемые в Вооруженных Силах Российской Федерации мероприятия по укреплению правопорядка, воинской дисциплины и обеспечению безопасности военной службы, в ряде объединений, соединений, воинских частей (кораблей) и военно - учебных заведений продолжают иметь место самоубийства и покушения на них (суицидальные происшествия). Более 80% из них совершаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе две трети солдатами (матросами) и сержантами (старшинами) первого года службы. Возросло число самоубийств среди офицеров и прапорщиков (мичманов). Свыше 60% самоубийств совершаются путем самоповешения. Растет количество суицидальных происшествий в ходе несения караульной службы, каждое третье из них происходит с использованием огнестрельного оружия. На один случай самоубийства приходится до 5 попыток их совершения, вследствие чего военнослужащие получают тяжелые травмы и увечья. На увеличение доли самоубийств в общем количестве погибших военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации влияют возрастание напряженности службы из-за низкой укомплектованности соединений и воинских частей, обострение проблем материально - бытового характера, недостатки в работе по подготовке призывников к военной службе. Такое положение является следствием нестабильности переживаемого обществом периода, слабого физического развития и психического здоровья призывной молодежи, социальной апатии, смещения жизненных ориентиров в материальную сферу. Анализ причин самоубийств и их попыток показывает, что основными из них являются: для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву,- низкий уровень психологической устойчивости призывников, трудности адаптации к военной службе, нездоровый морально - психологический климат в коллективе, межличностные конфликты, и особенно нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, неудовлетворительная организация их жизни и быта, слабая организация психопрофилактической работы с лицами, имеющими признаки нервно - психической неустойчивости; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - служебные конфликты, семейные и личные проблемы. Наиболее слабо профилактика суицидальных происшествий осуществляется в ВВС, МВО, СибВО, УрВО, СКВО, МО ПВО, на ЧФ, в ВДВ и воинских частях Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. Существенно снижают эффективность работы по предупреждению самоубийств: отсутствие стройной системы учета, регистрации и анализа суицидальных происшествий; многочисленные факты сокрытия суицидальных попыток; слабое взаимодействие в профилактической работе командиров, офицеров органов воспитательной работы, медицинских служб, военных психологов и юристов; недостаточный уровень нейтрализации негативного воздействия на военнослужащих криминогенной, социально - экономической и экологической обстановки в районах дислокации войск (базирования сил флота), осуществляемой совместными усилиями государственных органов власти и местного самоуправления и органов военного управления. В работе органов военного управления по предотвращению суицидальных происшествий отсутствует системность и комплексность. Отдельные командующие, командиры (начальники) недооценивают степень негативного влияния этого вида происшествий на сплоченность воинских коллективов, авторитет военной службы, не предъявляют необходимых требований к подчиненным по своевременному вскрытию и устранению предпосылок к самоубийствам, проведению повседневной индивидуальной воспитательной работы, мало занимаются психолого - педагогической подготовкой офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), недостаточно активно развивают связи с родителями, общественностью и религиозными конфессиями. В целях предупреждения психологических и физических срывов у военнослужащих не в полной мере используется спортивно - массовая и культурно - досуговая работа. В работе по профилактике самоубийств недостаточно реализуются возможности войсковых психологов. Командующие, командиры (начальники), должностные лица органов воспитательной работы недооценивают необходимость внедрения современных методик работы с людьми. Продолжается порочная практика привлечения психологов к выполнению задач, не связанных с их должностными обязанностями. В военно - учебных заведениях уделяется недостаточно внимания психологической и, прежде всего, эмоционально - волевой закалке курсантов и слушателей, а также обучению их современным приемам и методам учебно - воспитательной работы с подчиненными. В ряде случаев военные комиссариаты формально подходят к изучению моральных, профессиональных и физических качеств призывников, не учитывают их психологические особенности при предназначении на воинские специальности. В целях предотвращения самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации требую: 1. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группой войск, флотами, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации тщательно проанализировать характерные причины суицидальных происшествий. Определить конкретные задачи подчиненным органам военного управления по предотвращению самоубийств личного состава. Осуществлять комплексное планирование, организацию контроля и оказание помощи подчиненным объединениям, соединениям и воинским частям в проведении работы по предотвращению суицидальных происшествий. До 1 октября 1996 г.: а) обеспечить составление на каждого военнослужащего по завершении обучения в военно - учебных заведениях, в учебных соединениях (учебных частях), школах и на курсах, при переводе из одной воинской части в другую заключения, в котором должны быть указаны индивидуальные психологические качества военнослужащего. Заключение подписывать командиру воинской части (начальнику штаба), военному психологу, врачу воинской части, специалисту по профессионально - психофизиологическому отбору, заверять печатью воинской части и хранить вместе с учетно - послужной карточкой военнослужащего, а копию - в медицинской службе воинской части. Установить персональную ответственность лиц, подписавших заключение, за его объективность; б) организовать при призыве (поступлении по контракту) на военную службу, поступлении в военно - учебное заведение выработку заключений о профессиональной пригодности призывника (кандидата для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не являющихся военнослужащими) с учетом всех сведений об индивидуально - психологических качествах и способностях, общеобразовательной и профессиональной подготовленности граждан. В этих целях обеспечить полноту и качество проведения мероприятий профессионально - психологического отбора, предусмотренных Приказом министра обороны Российской Федерации 1994 г. N 202; в) ввести в систему проведение военными психологами постоянного изучения и анализа психологического состояния военнослужащих. Выводы и рекомендации военных психологов учитывать при разработке лечебно - профилактических мероприятий по итогам углубленного медицинского обследования, внесении изменений в режим службы и отдыха в порядке, установленном нормативными актами по медицинскому обеспечению в Вооруженных Силах Российской Федерации. Лиц с кризисными состояниями, а также с признаками заболеваний направлять на медицинское обследование; г) в военно - учебных заведениях, исходя из специфики учебно - воспитательного процесса, разработать и с 1997/98 учебного года ввести систему мероприятий по формированию высокой психологической устойчивости слушателей (курсантов), способности противостоять негативным факторам воздействия в условиях современной войны, укреплению психологического здоровья и привитию навыков индивидуально - психологической работы с подчиненными, включая введение в учебные программы по социально - гуманитарным дисциплинам отдельных тем (учебных вопросов) по психологии отклоняющегося поведения. 2. Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации (Главному организационно - мобилизационному управлению), Главному управлению воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации, Главному военно - медицинскому управлению Министерства обороны Российской Федерации до 1 декабря 1996 г. проработать вопросы и доложить предложения по созданию в Вооруженных Силах Российской Федерации системы медико - психологического обеспечения прохождения военной службы и центров психического здоровья и реабилитации военнослужащих. 3. Командующим армиями, командирам соединений и воинских частей: а) начиная с 1997 года при планировании боевой и специальной подготовки предусматривать комплекс мер по повышению психической устойчивости личного состава, мероприятия по психологическому тренингу военнослужащих, обучению их приемам психологической само- и взаимопомощи в ходе занятий по боевой и специальной подготовке; б) при проведении начальной военной подготовки вновь прибывшего пополнения обеспечить всесторонний учет уровня профессиональной и физической подготовки, психологических качеств, состояния здоровья каждого военнослужащего, руководствуясь при этом рекомендациями специалистов медицинской службы и военных психологов; в) добиться высокого качества работы должностных лиц и комиссий, ответственных за прием и распределение прибывающих военнослужащих. При комплектовании подразделений в обязательном порядке учитывать заключения о профессиональной пригодности военнослужащих, а также выводы и рекомендации специалистов медицинских служб и военных психологов; г) установить индивидуальный контроль должностных лиц за военнослужащими с неустойчивой психикой, отстающими в освоении военной специальности и физическом развитии, из неблагополучных семей, склонными к употреблению спиртных напитков (наркотиков), а также привлекавшимися ранее к уголовной ответственности; д) привести в строгое соответствие с требованиями общевоинских уставов и других нормативных актов, действующих в Вооруженных Силах Российской Федерации, объекты учебно - материальной базы, жилищно - казарменного фонда. В казармах, общежитиях, караульных помещениях иметь уголки психологической разгрузки и иные элементы оборудования, способствующие снятию психологической напряженности; е) обеспечить строгое выполнение требований ст. 130 Устава гарнизонной и караульной служб с учетом морально - психологического состояния личного состава. Военнослужащих, совершивших попытки самоубийства, для несения службы в караулах не назначать; ж) предусматривать предоставление военнослужащим возможности установления телефонной и почтовой связи с родными и близкими; з) улучшить организацию досуга, создать необходимые условия для занятий физической культурой и спортом с учетом интересов военнослужащих. Проводить регулярные встречи и консультации со специалистами в области психологии, сексологии, наркологии, экологии, духовного и физического здоровья; и) при работе с офицерами, прапорщиками (мичманами) и другими военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, обращать особое внимание на условия жизни и быта, соблюдение регламента служебного времени, решение социальных проблем; к) обеспечить своевременность и полноту реализации решений и рекомендаций собраний военнослужащих, общественных советов и комиссий, действующих в воинских коллективах, сосредоточив основные усилия на создании безопасных условий военной службы, пресечении грубости и хамства в армейской и флотской среде, формировании здорового морально - психологического климата в воинских частях (на кораблях), духовной поддержке, поощрении и чествовании военнослужащих и членов их семей, разрешении межличностных конфликтов. Соблюдать принципы социальной справедливости в служебных отношениях и при решении бытовых проблем, организовывать досуг, помощь семьям; л) исключить случаи несвоевременного и необъективного проведения расследования по фактам самоубийств и попыток их совершения, тщательно анализировать их причины и последствия, вырабатывать конкретные рекомендации по поддержанию морально - психологического здоровья военнослужащих и доводить их до подчиненных органов военного управления. 4. Контроль за выполнением настоящей директивы возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Управление службы войск и безопасности военной службы). 5. Признать утратившей силу директиву министра обороны Российской Федерации 1992 г. N Д-2. 6. Директиву разослать до отдельной воинской части. Министр обороны Российской Федерации, генерал - полковник И.РОДИОНОВ 31 июля 1996 г. N Д-18 |