Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 24 мая 1996 г. N 279 (НЦПИ) В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и приказом МВД России от 16 ноября 1995 года N 437 и в целях определения единых подходов к организации учебного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России - приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации учебного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России. 2. Начальникам образовательных учреждений МВД России привести организацию учебного процесса в соответствие с утвержденной Инструкцией. 3. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-лейтенанта милиции Федорова В.И. Министр, генерал армии А. Куликов Приложение к приказу МВД РФ от 24 мая 1996 года N 279 ИНСТРУКЦИЯ по организации учебного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России Настоящая Инструкция регулирует порядок организации учебного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России (далее - "ссуз" или "образовательное учреждение") в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"), нормативными правовыми актами Российской Федерации, Госкомвуза России и МВД России. Под учебным процессом в ссузах МВД России понимается целенаправленная деятельность руководящего, преподавательского и начальствующего состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала и учащихся (курсантов, слушателей), обеспечивающая подготовку квалифицированных специалистов по специальности и квалификации, предусмотренным учебным планом. 1. Основные задачи учебного процесса 1.1. Удовлетворение потребностей органов внутренних дел в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием. 1.2. Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении среднего профессионального образования, специальности и квалификации. 1.3. Распространение правовых, гуманитарных и технических знаний среди личного состава органов внутренних дел, повышение его общеобразовательного и культурного уровня. 2. Организация учебного процесса 2.1. Общие требования к организации учебного процесса: 2.1.1. Учебный процесс в образовательном учреждении основывается на государственных стандартах среднего профессионального образования по специальностям, примерных учебных планах и примерных программах учебных дисциплин, разработка которых обеспечивается государственными органами управления образованием. 2.1.2. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности рубежного контроля учащихся. 2.1.3. Освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. 2.1.4. Применение методов физического и психологического насилия по отношению к учащимся не допускается. 2.2. Организация учебного процесса призвана обеспечивать: - современный научный уровень подготовки специалистов, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения; - логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса; - органическое единство процесса обучения и воспитания; - внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники, передового опыта деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и других стран; - рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления научной информации с новейшими достижениями педагогики; - создание необходимых условий для педагогической деятельности преподавательского состава и освоения учащимися профессиональных образовательных программ, их творческой самостоятельной работы. 2.3. Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в ссузах, являются: рабочие учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин. 2.3.1. Рабочий учебный план разрабатывается ссузом на основе примерного учебного плана, утвержденного МВД России, обсуждается на совете образовательного учреждения, методическом совете и утверждается начальником образовательного учреждения. Рабочий учебный план включает график учебного процесса, перечень учебных дисциплин, время и последовательность их изучения, виды занятий, виды и продолжительность учебной практики, количество контрольных работ по дисциплинам, формы и сроки рубежного и итогового контроля знаний. Рабочий учебный план должен быть стабильным и рассчитан, как правило, на весь установленный срок обучения в ссузе. 2.3.2. Рабочая программа определяет содержание, последовательность и время изучения разделов, тем учебной дисциплины; знания, умения и навыки, формируемые у учащихся в процессе ее изучения. Она разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана с учетом специализации; ее содержание является единым для всех форм обучения. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематический план изучения дисциплины, основное содержание ее разделов и тем, список нормативно-правовых документов, основной и дополнительной литературы. Рабочие программы разрабатываются циклами, рассматриваются на совете образовательного учреждения, методическом совете и утверждаются начальником ссуза. 2.4. Важнейшим элементом организации учебного процесса является его планирование, которое осуществляется в целях обеспечения полного и качественного выполнения рабочих учебных планов и программ и базируется на следующих исходных данных: - годовом графике учебного процесса; - тематических планах изучения дисциплин;* - графике последовательного прохождения учебной дисциплины;* - графике понедельного прохождения учебных дисциплин; - расстановке преподавателей по лекционным потокам и учебным группам (взводам); - распорядке дня; - перечне аудиторного фонда и его распределении между учебными подразделениями. 2.4.1. Годовой график учебного процесса разрабатывается на основе рабочего учебного плана на учебный год. В нем определяются сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий и каникул, учебно-строевых (лагерных) сборов, учебной практики, стажировки и т.п. Годовой график учебного процесса разрабатывается учебным отделом и утверждается заместителем начальника ссуза по учебной работе. 2.4.2. Тематический план изучения учебной дисциплины разрабатывается на полный курс обучения и при необходимости корректируется с учетом новейших достижений науки и техники и требований практики; в нем определяются: перечень разделов и тем, виды занятий и время, отводимое на их проведение. Тематический план разрабатывается соответствующей предметной (цикловой) комиссией, обсуждается на заседании цикла и утверждается заместителем начальника ссуза по учебной работе. Тематические планы изучения смежных дисциплин, преподаваемых разными циклами, должны быть обсуждены и согласованы на совместных заседаниях циклов. 2.4.3. График последовательности прохождения учебной дисциплины разрабатывается предметной комиссией и утверждается начальником цикла. В нем определяется последовательность проведения конкретных видов учебных занятий по каждой теме и отводимое на их проведение время, отражаются особенности планирования конкретных учебных занятий. 2.4.4. График понедельного прохождения дисциплин разрабатывается учебным отделом на основе годового графика учебного процесса, тематических планов и графиков последовательности прохождения учебных дисциплин и утверждается начальником ссуза. 2.4.5. Расстановка преподавателей по лекционным потокам и учебным группам (взводам) производится циклом, как правило, за три месяца до начала очередного семестра (учебного года) и утверждается начальником цикла. Лекционный курс для потока читается, а семинарские, практические, лабораторные и другие занятия в группе проводятся, как правило, одним преподавателем. Сведения представляются в учебный отдел вместе с тематическими планами и графиками последовательности прохождения учебных дисциплин. 2.4.6. В распорядке дня для каждого учебно-строевого подразделения (курса) устанавливается время проведения учебных занятий и самостоятельной работы учащихся. 2.4.7. Перечень аудиторного фонда и его распределение между учебными подразделениями составляется учебным отделом не позднее чем за месяц до начала учебного года и утверждается начальником ссуза. 2.5. На основании перечисленных в п.2.4 исходных документов учебным отделом ссуза составляется расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса. В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп (взводов), с указанием изучаемых тем и лиц, проводящих занятия. Расписание составляется учебным отделом на месяц (семестр) и утверждается начальником ссуза не позднее чем за десять дней до начала занятий. Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях и только с разрешения начальника ссуза или его заместителя по учебной работе. 2.6. При организации учебного процесса необходимо руководствоваться следующими основными положениями: 2.6.1. При формировании учебных групп (взводов) необходимо добиваться распределения учащихся с учетом изучаемых ими иностранных языков. Численность учебной группы (взвода) не должна быть более 30 человек. Состав учебных групп (взводов) определяется приказом начальника ссуза. Из учебных групп (взводов) формируются курсы. 2.6.2. Учебный год при очной форме обучения делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. 2.6.3. Максимальный объем учебной нагрузки учащегося не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы. 2.6.4. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Допускается проведение сдвоенных занятий, в этом случае продолжительность такого занятия может быть установлена в 80 минут. 2.6.5. Освобождение учащихся от учебных занятий и от самостоятельной подготовки (кроме больных и лиц суточного наряда) допускается в исключительных случаях и только с разрешения начальника ссуза или его заместителя по учебной работе. 2.7. В ссузе ведется основная учетная документация, необходимая для организации учебного процесса: - журналы учета классно-групповых занятий и лекций; - экзаменационная (зачетная) ведомость; - экзаменационный (зачетный) лист для индивидуальной сдачи экзамена или зачета; - зачетная книжка учащегося; - учебная карточка учащегося; - сводная ведомость о результатах выполнения учебного плана учащимися за весь период обучения; - журнал педагогического контроля цикла; - журнал взаимных посещений цикла; - журнал учета консультаций цикла; - журнал учета контрольных проверок, проводимых учебным отделом; - книга учета окончивших ссуз и регистрации выдачи дипломов. Образовательное учреждение может вносить дополнения в перечень основной учетной документации. 2.8. Основными видами учебных занятий являются: - лекция; - урок; - семинарское занятие; - практическое занятие; - лабораторное занятие; - деловая игра, учение; - консультация; - самостоятельная подготовка; - учебная практика; - курсовая работа (проект). Образовательные учреждения могут использовать и другие виды учебных занятий. 2.8.1. Лекция является одним из важнейших видов учебной работы и составляет основу теоретической подготовки учащихся. Ее цель - дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность учащихся, способствовать формированию их творческого мышления. Лекция читается, как правило, для курса. К чтению лекций привлекаются наиболее опытные преподаватели. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые из научных и образовательных учреждений, специалисты из органов внутренних дел и внутренних войск и др. Для чтения лекции преподаватель готовит рабочие материалы (тезисы, конспект или текст лекции), которые обсуждаются на цикле. Каждая дисциплина на цикле должна быть обеспечена фондовыми лекциями. Учебный отдел должен контролировать своевременность обновления лекционного фонда. Фондовые лекции проходят рецензирование на цикле, и, как правило, в других образовательных и научных учреждениях, обсуждаются на заседании цикла или предметной комиссии. 2.8.2. Урок (комбинированный, урок-лекция и др.) проводится, как правило, при изучении сложных вопросов, требующих активной обратной связи, оперативного закрепления знаний, демонстрации техники, приборов и т.п. Для проведения урока преподаватель составляет план-конспект, который утверждается начальником цикла. 2.8.3. Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Его организация должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, в т.ч. в форме дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность учащихся на протяжении всего занятия. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т.п.). Для проведения занятия преподаватель составляет рабочий план, который утверждается начальником цикла. 2.8.4. Практическое и лабораторное занятия и деловая игра проводятся с целью приобретения, отработки и закрепления учащимися умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач. Практическое занятие может проводиться методом тренировок. Главным его содержанием является практическая работа каждого учащегося. Лабораторное занятие знакомит учащихся с методами экспериментальных исследований, прививает навыки самостоятельного анализа и обобщения данных и опыта работы с лабораторным оборудованием, компьютерами, аппаратурой, приборами. Деловая игра проводится для выработки навыков практической деятельности путем моделирования (воспроизведения) профессиональной и общественной деятельности сотрудников органов внутренних дел. При проведении практических, лабораторных занятий и деловых игр учебная группа (взвод) может быть разделена на две подгруппы численностью не менее 8 человек, что должно быть предусмотрено рабочей программой учебной дисциплины. Для проведения практического, лабораторного занятия и деловой игры преподаватель составляет рабочий план, который утверждается начальником цикла. Кроме того, разрабатываются методические рекомендации, в которых указываются: тема, цели занятия, учебные вопросы, общая фабула (оперативная обстановка), содержание вводных, задания учащимся и т.п. Методические рекомендации обсуждаются на цикле и утверждаются ее начальником. 2.8.5. Учения проводятся с целью развития и закрепления у учащихся профессионального образа мышления, умений и навыков решения служебных задач в конкретной должности, в условиях, максимально приближенных к реальной деятельности органов внутренних дел. Они проводятся по специально разработанному плану, в котором определяются: тема, учебные цели, участники, район (место) и время проведения учения, даются краткие организационно-методические указания. В рамках подготовки к учению циклом (циклами) составляются методические рекомендации. План и методические рекомендации утверждаются начальником ссуза (для цикловых учений - начальником цикла). При проведении учения с привлечением работников органов внутренних дел план согласовывается с руководством базового органа. 2.8.6. Консультация является одной из форм руководства работой учащихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной подготовки и носят как индивидуальный, так и групповой характер. Циклом разрабатывается семестровый график проведения консультаций по всем преподаваемым на нем дисциплинам, который представляется в учебный отдел за две недели до начала семестра. Учебным отделом разрабатывается сводный график консультаций, который утверждается заместителем начальника ссуза по учебной работе. 2.8.7. В ходе самостоятельной подготовки учащиеся углубляют и закрепляют знания, полученные на лекциях и других занятиях, вырабатывают навыки самостоятельного приобретения новых, дополнительных знаний, готовятся к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам. Самостоятельная подготовка учащихся проводится в часы, установленные распорядком дня. По решению совета образовательного учреждения учащиеся, не имеющие текущих оценок "удовлетворительно" и "неудовлетворительно", могут осуществлять самостоятельную подготовку по индивидуальному плану. Методическое руководство самостоятельной подготовкой учащихся осуществляют циклы, которые разрабатывают планы семинарских, лабораторных и практических занятий с соответствующими методическими рекомендациями для учащихся, определяют задания учащимся на самостоятельную подготовку, готовят соответствующие методические рекомендации, организуют работу учебных кабинетов и лабораторий. Организует самостоятельную подготовку и контролирует присутствие на ней курсантов руководство курса. Контроль за организационным и методическим обеспечением самостоятельной подготовки осуществляет учебный отдел. Образовательное учреждение при необходимости может разработать положение об организации самостоятельной подготовки, которое должно быть обсуждено на методическом совете и утверждено начальником ссуза. 2.8.8. Учебная практика является важным средством соединения теоретического обучения с практической деятельностью органов внутренних дел. Она осуществляется в соответствии с требованиями типового Положения об организации и проведении учебной практики курсантов и слушателей учебных заведений МВД России и проводится, как правило, в базовых органах внутренних дел. 2.8.9. Курсовая работа (проект) имеет целью научить учащихся самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки проектирования, производства расчетов, самостоятельного проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Количество курсовых работ (проектов) по всем дисциплинам в семестре должно быть не более одной. Для организации работы учащихся циклом назначается руководитель из числа преподавательского состава или работников органов внутренних дел. Курсовая работа (проект) выполняется учащимся в часы, отведенные на нее рабочей программой, а также в часы самостоятельной подготовки. Основные требования к организации и проведению курсового проектирования, оформлению, проверке, рецензированию и порядку защиты курсовых работ (проектов) определяются Положением о курсовом проектировании, разрабатываемом в ссузе и утверждаемом его начальником. По результатам защиты курсовой работы (проекта) учащемуся выставляется оценка. При получении неудовлетворительной оценки он выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые циклом. 3. Контроль учебного процесса 3.1. Контроль учебного процесса в образовательном учреждении имеет целью установить: - соответствие организации учебного процесса требованиям директивных документов, приказов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность ссуза; - качество подготовки специалистов, уровень знаний, умений и навыков учащихся; - реализацию рабочих учебных планов и программ; - теоретический и методический уровень проведения занятий; - организацию самостоятельной работы учащихся; - уровень материально-технического обеспечения учебных занятий и состояние учебно-материальной базы; - состояние дисциплины на занятиях, выполнение личным составом распорядка дня. 3.2. Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным, действенным и охватывать все стороны учебного процесса. Он должен выявлять положительный опыт и недостатки в учебной и методической работе, сочетаться с оказанием практической помощи циклам, отделам и службам, обеспечивая в конечном итоге повышение качества обучения. 3.3. Контроль проводится в форме: - комплексных и тематических проверок циклов, заслушивания их на совете ссуза или методическом совете; - участия руководящего состава ссуза в заседаниях циклов и совещаниях отделов; - рассмотрения и утверждения соответствующими начальниками учебно-методической документации и документации по организации учебного процесса; - контроля выполнения преподавателями индивидуальных планов работы; - внутреннего и внешнего рецензирования лекций, учебных и учебно-методических пособий и разработок; - проведения проверок выполнения распорядка дня, расписания занятий, посещаемости учащимися занятий; - контроля ведения журналов учета занятий и консультаций; - проведения анкетирования постоянного и переменного состава; - педагогического контроля; - контроля успеваемости и качества подготовки учащихся (текущий, рубежный, итоговый контроль). 3.3.1. Цикл заслушивается на методическом совете или совете образовательного учреждения не реже одного раза в два года. По итогам семестра (учебного года) учебный отдел анализирует выполнение циклами их планов работы. Результаты анализа рассматриваются на очередном учебно-методическом сборе. 3.3.2. Начальник ссуза, его заместители, руководители учебного отдела регулярно участвуют в заседаниях циклов. Не менее одного заседания цикла в год должно проходить с участием руководителей образовательного учреждения. 3.3.3. Начальники, рассматривающие и утверждающие учебно-методическую документацию и документацию по организации учебного процесса, несут ответственность за качество и своевременность ее подготовки. 3.3.4. Начальники циклов, председатели предметных комиссий осуществляют текущий контроль за выполнением преподавателями индивидуальных планов работы. На заседаниях циклов, предметных комиссий периодически заслушиваются отчеты преподавателей о проделанной работе. По итогам семестра (учебного года) учебный отдел анализирует и докладывает на учебно-методических сборах результаты выполнения индивидуальных планов преподавателей. 3.3.5. В ходе рецензирования лекций, пособий, разработок и т.п., подготовленных на циклах, анализируется их теоретический и методический уровень, актуальность, связь с деятельностью ОВД, использование их практического опыта и др. 3.3.6. Учебный отдел осуществляет повседневный контроль за выполнением преподавательским составом и учащимися распорядка дня, расписания, периодически анализирует посещаемость учащимися занятий. Результаты контроля обсуждаются с начальниками циклов, курсов и фиксируются в соответствующих журналах. Здесь же отражаются принятые по результатам проверок меры. 3.3.7. Учебный отдел периодически контролирует ведение журналов учета учебных занятий. Результаты контроля периодически фиксируются в соответствующем разделе журнала. 3.3.8. С целью совершенствования организации учебного процесса, содержания и методики обучения, а также анализа работы отдельных циклов учебным отделом совместно с отделом кадров проводится анкетирование учащихся, выпускников, преподавательского состава и руководителей практических ОВД. 3.3.9. Общие требования к организации и проведению педагогического контроля: 3.3.9.1. Педагогический контроль осуществляется начальником и заместителями начальника образовательного учреждения, начальниками учебного отдела, циклов и их заместителями, председателями предметных комиссий, а также лицами по поручению руководителей образовательного учреждения, циклов. 3.3.9.2. Педагогический контроль проводится в соответствии с планами, графиками, разрабатываемыми учебным отделом и циклами на семестр (учебный год), а также по мере необходимости. Педагогический контроль каждого преподавателя должен проводиться не реже одного раза в семестр. 3.3.9.3. Лица, контролирующие учебные занятия, обязаны входить в аудиторию вместе с преподавателем и присутствовать на занятиях до их окончания. В ходе занятия им не разрешается вмешиваться в работу преподавателя или делать ему замечания. 3.3.9.4. По окончании контрольного посещения (но не позднее следующего дня) проверяющий проводит с преподавателем анализ занятия, на котором при необходимости присутствуют руководители цикла (предметной комиссии). В ходе анализа проверяющий выделяет положительные и отрицательные стороны занятия, дает рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков, совершенствованию обучения. Результаты проверки записываются проверяющим в журнал контроля учебных занятий цикла не позднее следующего дня после контрольного посещения. Запись должна содержать всесторонний разбор занятия с указанием его положительных и отрицательных сторон и соответствующие рекомендации и предложения. Преподаватель должен расписываться в журнале об ознакомлении с результатами контрольного посещения. 3.3.9.5. Результаты педагогического контроля анализируются начальником цикла (председателем предметной комиссии) и периодически обсуждаются на заседании цикла (предметной комиссии). Ход и итоги педагогического контроля в масштабе образовательного учреждения анализируются учебным отделом, обсуждаются на учебно-методических сборах, заседаниях методического совета; по результатам обсуждений разрабатываются мероприятия по совершенствованию учебного процесса. 3.3.9.6. Для организации и проведения педагогического контроля учебным отделом ссуза разрабатывается соответствующее положение, которое обсуждается на методическом совете и утверждается начальником ссуза. 4. Контроль успеваемости и качества подготовки учащихся 4.1. Контроль успеваемости и качества подготовки учащихся проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы учащихся. 4.2. Основные виды контроля успеваемости учащихся: текущий, рубежный и итоговый. 4.2.1. Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения учащимися изучаемого материала, своевременного вскрытия недостатков в их подготовке и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации работы учащихся и оказанию им помощи, в т.ч. индивидуальной. К текущему контролю относятся: проверка знаний, умений и навыков учащихся на занятиях, проверка конспектов лекций, нормативных правовых актов и иных материалов; проверка выполнения групповых упражнений и учений, контрольных, курсовых работ (проектов) и т.п. Результаты текущего контроля учитываются преподавателями в журнале учета занятий и периодически обсуждаются на заседаниях циклов и предметных комиссий. Учебный отдел периодически анализирует состояние текущей успеваемости по учебным дисциплинам и учебным подразделениям. 4.2.2. Рубежный контроль организуется отделом ссуза и проводится циклами один-два раза в семестр в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости. Он преследует цель оперативного влияния на успеваемость учащихся в течение всего семестра. По результатам рубежного контроля совет образовательного учреждения рассматривает вопрос о возможности дальнейшего обучения учащихся, получивших более двух неудовлетворительных оценок. В обсуждении участвуют преподаватели, ведущие занятия с данными учащимися. 4.2.3. Итоговый контроль проводится с целью оценки уровня теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся за полный курс или часть дисциплины и проводится в объеме рабочей программы учебной дисциплины. К итоговому контролю относятся: зачеты за полный курс или часть (раздел) дисциплины, зачеты по курсовым работам (проектам) и по учебной практике; семестровые (курсовые) экзамены за полный курс или часть дисциплины. 4.3. Экзамены проводятся, как правило, после изучения всей дисциплины или ее части в период экзаменационных сессий, а зачеты, как правило, в период между сессиями. В отдельных случаях допускается проведение экзаменов до окончания семестра, а зачетов во время экзаменационных сессий. Перечень экзаменов и зачетов, а также период их проведения устанавливаются рабочим учебным планом. 4.4. Порядок проведения зачетов: 4.4.1. Порядок проведения зачетов определяется циклом. Зачет, как правило, принимает преподаватель, ведущий семинарские, лабораторные и практические занятия в данной учебной группе (взводе). 4.4.2. К зачету допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме программу учебной дисциплины и не имеющие неисправленных текущих неудовлетворительных оценок. 4.4.3. При оценке теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся на зачете учитывается их участие в работе на семинарских, практических и лабораторных занятиях, выполнение ими контрольных и курсовых работ, программы учебной практики. В случае необходимости преподаватель проводит с учащимися беседу по тем разделам или темам учебной дисциплины, по которым их знания вызывают у него сомнения. Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса тем учащимся, которые показали высокую успеваемость в текущем семестре по данной дисциплине и активно работали на семинарских, практических и других видах занятий. 4.4.4. Учащиеся, не получившие зачета, сдают его повторно в срок, установленный учебным отделом и в порядке, обозначенном в п.п. 4.12, 4.13. настоящей Инструкции. 4.5. Расписание экзаменов составляется учебным отделом в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, с учетом предложений циклов, утверждается начальником ссуза и доводится до сведения преподавателей и учащихся не позднее одного месяца до начала экзаменационной сессии. Время на подготовку к экзамену устанавливается с учетом объема и сложности предмета, но не менее двух дней. Разрешается сдача только одного экзамена в день. 4.6. Учащиеся допускаются к экзаменационной сессии только при условии выполнения ими учебного плана данного семестра (сдачи всех зачетов, успешного выполнения контрольных работ, защиты курсовых работ (проектов), прохождения и защиты учебной практики), а также при условии исправления текущих неудовлетворительных оценок. При наличии уважительных причин начальнику образовательного учреждения предоставляется право допускать к экзаменам учащихся, не получивших зачеты не более чем по двум дисциплинам, которые не выносятся на экзаменационную сессию. 4.7. Форма проведения экзамена определяется циклом. Для проведения экзаменов на циклах разрабатываются: - экзаменационные билеты, количество которых, как правило, должно быть больше числа учащихся в учебной группе (взводе); - практические задания и задачи, выполняемые учащимся на экзаменах; - перечень средств материального обеспечения экзамена (приборы, техника, оружие и т.п.) и справочных материалов, разрешенных для использования учащимися на экзамене. Материалы для проведения экзаменов обсуждаются на заседании цикла и утверждаются заместителем начальника ссуза по учебной работе за 10 дней до начала экзаменационной сессии. В экзаменационный билет должны, как правило, включаться два-три теоретических вопроса из разных разделов программы и в зависимости от специфики предмета - одна-две задачи или одно-два практических задания. Предварительное ознакомление учащихся с экзаменационными билетами не разрешается. 4.8. Экзамен, как правило, принимается преподавателем, ведущим занятия в данной группе (взводе). На экзамене имеют право присутствовать начальник и заместители начальника образовательного учреждения, начальник учебного отдела и его заместители, начальник цикла, председатель предметной комиссии. Другие лица - только с разрешения руководства ссуза. 4.9. Порядок проведения устного экзамена: 4.9.1. В аудитории (учебном кабинете), где проводится экзамен, должны быть: программы учебной дисциплины, экзаменационная ведомость, комплект экзаменационных билетов, перечень вопросов экзаменационных билетов с указанием номеров билетов, практические задания и задачи, необходимые справочники, карты, таблицы, макеты, техника, оружие и другое обеспечение, не содержащее прямого ответа на вопросы билетов. 4.9.2. Перед началом экзамена учебная группа в полном составе представляется экзаменатору. Учащиеся, явившиеся на экзамен, но имеющие документ о временной нетрудоспособности по болезни, к сдаче экзамена не допускаются. Учащийся, почувствовавший себя больным во время экзамена, направляется в медицинское учреждение. Он может быть допущен к индивидуальной сдаче конкретной дисциплины по личному рапорту с приложением медицинского свидетельства. В аудитории могут одновременно находиться не более пяти экзаменуемых. 4.9.3. Учащийся, после доклада о прибытии для сдачи экзамена, предъявляет экзаменатору свою зачетную книжку, после чего лично берет билет, называет его номер, получает чистые листы бумаги со штампом учебного отдела для записей ответов и решения задач и приступает к подготовке ответа. Для подготовки к ответу учащемуся отводится не более 30 минут. 4.9.4. После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени учащийся с разрешения преподавателя или по его вызову отвечает на поставленные в билете вопросы. По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задавать учащемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен. Если экзаменуемый отвечает в рамках поставленных в билете вопросов, прерывать его не рекомендуется. При приеме экзаменов комиссией ответ экзаменуемого выслушивается всем ее составом. Члены комиссии делают краткие заметки по ответам, выставляют оценки за ответы по каждому основному вопросу билета, оценку за дополнительный вопрос (вопросы) и итоговую оценку по результатам экзамена. После ответа на все вопросы учащийся докладывает об этом принимающему экзамен, сдает билет и конспект (тезисы) ответа. 4.9.5. Оценка по результатам экзамена объявляется учащемуся сразу после ответа (если экзамен принимается не комиссией), заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационной ведомости (в зачетные книжки не заносятся). Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости: "не явился". Если эта неявка была по неуважительной причине, то начальником учебного отдела (его заместителем) в ведомости проставляется неудовлетворительная оценка. Другие записи или прочерки в экзаменационной ведомости не допускаются. 4.10. Порядок проведения письменного экзамена: 4.10.1. Перед началом экзамена учебная группа в полном составе представляется экзаменатору. Учащимся выдаются задания и учебные пособия, которыми разрешено пользоваться на экзамене, другие материалы, необходимые для выполнения задания. Одновременно выдается необходимое количество листов чистой бумаги со штампом учебного отдела. Пользоваться другими листами бумаги, кроме выданных, не разрешается. Все листы выданной бумаги по окончании работы должны сдаваться принимающему экзамен. 4.10.2. Выход учащегося из помещения, где проводится письменный экзамен, может быть разрешен принимающим экзамен лишь в случае особой необходимости. При этом учащийся обязан сдавать свою работу экзаменатору. 4.10.3. Учащиеся, выполнившие работу, сдают ее принимающему экзамен. По истечении времени, отведенного на экзамен, все работы сдаются, в т.ч. - незавершенные. 4.10.4. Оценки по письменным экзаменам проставляются в экзаменационную ведомость и зачетную книжку не позднее следующего после экзамена дня. 4.11. Учащиеся, нарушающие установленные правила проведения экзамена, замеченные в помощи друг другу, пользующиеся неразрешенными пособиями и записями, привлекаются к дисциплинарной ответственности. По решению экзаменатора (председателя комиссии) им может быть предложено взять другой билет (задание) или даны дополнительные вопросы (задания). 4.12. Учащиеся, получившие неудовлетворительную оценку, пересдают экзамен не ранее, чем через два дня после окончания экзаменационной сессии в данной учебной группе (взводе). Учебным отделом составляется расписание пересдачи экзаменов, готовятся экзаменационные ведомости или экзаменационные листы для индивидуальной сдачи, которые подписываются начальником (заместителем начальника) учебного отдела. 4.13. Пересдача экзамена по одному предмету допускается не более одного раза. При получении учащимся повторной неудовлетворительной оценки окончательное решение об уровне его подготовленности принимает комиссия, назначаемая приказом начальника ссуза по рапорту начальника соответствующего цикла. Учащийся, знания которого комиссией оценены как неудовлетворительные, отчисляется из ссуза. 4.14. Пересдача экзаменов с целью повышения оценок разрешается на последнем году обучения не более, чем по двум ранее изучавшимся предметам, на основании рапорта учащегося на имя заместителя начальника ссуза по учебной работе. 4.15. Учащиеся, не выполнившие учебного плана предыдущего семестра, к занятиям в следующем семестре не допускаются и подлежат отчислению из ссуза. Перенос сроков сдачи экзаменов и зачетов или предоставление учащимся возможности сдачи экзаменов и зачетов по индивидуальному графику допускается лишь по представлению учебного отдела при наличии уважительных причин и с разрешения начальника ссуза. 4.16. В конце учебного года по представлению учебного отдела издается приказ о переводе учащихся на следующий курс. 4.17. Для более полного регламентирования организации и проведения экзаменов и зачетов в ссузе разрабатывается соответствующее положение, которое обсуждается на методическом совете, совете образовательного учреждения и утверждается его начальником. 4.18, Знания, умения и навыки учащихся при текущем, рубежном и итоговом контроле определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой "зачтено" и "не зачтено". 4.19. Критерии оценки знаний учащихся: 4.19.1. "Отлично" - если учащийся глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, логически стройно его излагает, тесно увязывает с задачами и деятельностью органов внутренних дел, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок. 4.19.2. "Хорошо" - если учащийся твердо знает программный материал, последовательно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. 4.19.3. "Удовлетворительно" - если учащийся усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает частичные затруднения в выполнении практических заданий. 4.19.4. "неудовлетворительно" - если учащийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи. 4.20. При оценке знаний и практических навыков учащихся по дисциплинам, имеющим утвержденные нормативы, преподаватели руководствуются ими. 4.21. Учет успеваемости ведется в: - журналах учета занятий, - экзаменационных (зачетных) ведомостях и листах, - зачетных книжках, - учебных карточках, - сводных ведомостях о результатах выполнения учебного плана за весь период обучения. 4.21.1. Журнал учета учебных занятий является документом, в котором фиксируются все проведенные в учебной группе (взводе) занятия, выставляются текущие оценки знаний учащихся, делаются отметки о посещаемости занятий. Порядок ведения журнала определяется в инструкции, разрабатываемой образовательным учреждением и прилагаемой к журналу. 4.21.2. Экзаменационная (зачетная) ведомость составляется учебным отделом на каждый экзамен (зачет) в одном экземпляре на каждую учебную группу (взвод). Она выдается экзаменатору перед началом экзамена (зачета). Каждая оценка, проставленная в ведомости, заверяется подписью экзаменатора. По окончании экзамена (зачета) экзаменатор предоставляет ведомость в учебный отдел. Учащимся, которые по каким-либо причинам (болезнь, командировка, повторная или комиссионная сдача экзаменов при получении неудовлетворительной оценки) сдают экзамен (зачет) отдельно от своей учебной группы (взвода), учебным отделом вместо экзаменационной ведомости выдается экзаменационный лист. Этот лист возвращается в учебный отдел после окончания экзамена (зачета) и подшивается к экзаменационной ведомости. Экзаменационные (зачетные) ведомости и листы хранятся в учебном отделе как документы строгой отчетности 4.21.3. На каждого зачисленного в ссуз учащегося оформляется зачетная книжка установленного Госкомвузом России образца, которая выдается учащемуся в начале обучения. В зачетную книжку заносятся оценки экзаменов и зачетов, заверенные подписями экзаменаторов. Исправления должны быть точно оговорены и заверены подписью экзаменатора. При переводе учащегося в другое учебное заведение, а также при отчислении из ссуза, зачетная книжка у него изымается, взамен ее выдается академическая справка установленного образца. При переводе учащегося из другого учебного заведения ему оформляется зачетная книжка, в которую заносятся оценки по экзаменам и зачетам из представленной им академической справки и заверяются подписью заместителя начальника ссуза по учебной работе. Академическая справка подшивается к учебной карточке учащегося. Порядок выдачи академических справок определяется нормативными актами Госкомвуза России. 4.21.4. Учебная карточка учащегося ведется в учебном отделе. В нее переносятся из экзаменационных (зачетных) ведомостей и листов оценки, полученные на экзаменах и зачетах. Она предназначена для документирования и контроля за выполнением учащимся учебного плана. При компьютерном варианте ведения учетной документации по окончании учащимся образовательного учреждения делается распечатка учебной карточки, которая заверяется начальником учебного отдела. Учебная карточка хранится 85 лет. 4.21.5. Сводная ведомость о результатах экзаменационных сессий составляется учебным отделом на каждую учебную группу (взвод) за весь срок обучения и представляется в Государственную экзаменационную комиссию. 4.22. Учащийся, выполнивший все требования учебного плана, допускается к итоговой государственной аттестации (государственным экзаменам, защите дипломной работы, проекта). Порядок создания Государственной экзаменационной комиссии, проведения государственных экзаменов и защиты дипломных работ (проектов) определяется Положением о Государственной экзаменационной комиссии учебного заведения МВД России. 4.23. Выпускник, имеющий по результатам экзаменов и дифференцированных зачетов оценку "отлично" не менее чем по 75% дисциплин, предусмотренных учебным планом, а по остальным - оценку "хорошо" или "зачтено", сдавший государственные экзамены и защитивший дипломную работу (проект) на оценку "отлично", показавший за время обучения примерную дисциплину, получает диплом с отличием. Дисциплины, по которым предусмотрены дифференцированные зачеты, учитываются при определении возможности выдачи диплома с отличием. Дисциплины, по которым учебным планом предусмотрена итоговая оценка "зачтено", при расчете 75% не учитываются. Если по одной дисциплине были зачеты и более одного экзамена, в приложение к диплому вносится последняя экзаменационная оценка, которая и учитывается при определении возможности выдачи диплома с отличием. 5. Методическая работа 5.1. Методическая работа является одним из основных видов деятельности руководства и преподавательского состава образовательного учреждения, направленной на повышение качества учебного процесса. Центром методической работы в ссузе является цикл. 5.2. Методическая работа в ссузе осуществляется по следующим основным направлениям: 5.2.1. Разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию управления учебным процессом, организации педагогического труда. 5.2.2. Разработка и обсуждение рабочих учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин и других документов планирования учебного процесса. 5.2.3. Разработка и обсуждение методик проведения различных видов занятий учебно-методических пособий и др. 5.2.4. Создание частных методик, средств методического обеспечения процесса обучения по дисциплинам. 5.2.5. Внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, изучение и обобщение положительного опыта методической работы. 5.2.6. Совершенствование методики организации самостоятельной Страницы: 1 2 |