ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПРОКУРОРСКО-СЛЕДСТВЕННЫМ СОСТАВОМ ВОЕННЫХ ПРОКУРАТУР ТРЕБОВАНИЙ СТ.СТ. 21, 21-1, 140 УПК РСФСР УКАЗАНИЕ ГЛАВНАЯ ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 13 июня 1996 г. N СУ-32 (НЦПИ) Рассмотрение на коллегии Главной военной прокуратуры вопроса об исполнении прокурорско-следственным составом военных прокуратур требований ст.ст.21, 21-1 и 140 УПК РСФСР показало, что практически во всех прокуратурах округов, флотов, группы и видов войск организация работы по выявлению при производстве предварительного следствия причин и условий, способствовавших совершению преступлений, принятию мер к их устранению требует коренного улучшения. Только в прокуратурах Забайкальского военного округа, Московского округа ПВО, в/часть 52740 и Московской городской военной прокуратуре требования уголовно-процессуального законодательства в этой части исполняются на должном уровне. В остальных прокуратурах представления вносятся лишь по каждому третьему уголовному делу, 2/3 представлений внесены в конце следствия. В деятельности военных прокуратур проявляется формализм, не обеспечено системы надзора, гарантирующей выявление и пресечение нарушений законности в ходе предварительного следствия. Принимаемые меры подчас не подкрепляются необходимой организаторской работой, четкой постановкой задач и контроля исполнения, надлежащим спросом с прокуроров и следователей за соблюдение требований Закона. Особо неблагополучное положение сложилось в прокуратурах Сибирского, Приволжского военных округов, Северного флота. Неудовлетворительное состояние этой работы обусловлено, в первую очередь, пренебрежением со стороны прокуроров и следователей требованиями ст.ст.20 и 68 УПК РСФСР о принятии всех предусмотренных законом мер для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, в том числе и для выявления причин и условий, способствовавших совершению преступлений, ненадлежащей организацией следствия по уголовным делам на его первоначальном этапе в ВП гарнизонного звена, отсутствием планирования работы по выявлению причин и условий, способствующих совершению конкретных преступлений и принятию мер по их устранению. Низкое качество вносимых командованию и должностным лицам представлений по уголовным делам снижает эффективность проводимых предупредительных мероприятий, лишает объективных данных о причинах распространенности правонарушений, допускаемых в войсках, и возможности обоснованно использовать предоставленные Законом полномочия в качестве одного из основных процессуальных средств предупреждения и искоренения преступлений в воинских частях и подразделениях. Получаемая в ходе расследования уголовных дел информация о нарушениях Закона недостаточно используется в качестве оснований для проведения проверок исполнения законодательства воинскими должностными лицами. Эти просчеты обусловлены отсутствием надлежащего надзора, серьезной аналитической и методической работы со стороны следственных отделов ВП окружного звена. Имеется необходимость в ужесточении исполнительской дисциплины и повышении требовательности к следственным отделам прокуратур округов, флотов, видов и группы войск за безусловное исполнение Закона по данному направлению деятельности со стороны второго управления надзора Главной военной прокуратуры. С учетом изложенного, - требую: 1. Военным прокурорам округов, флотов, видов и группы войск, военным прокурорам гарнизонов и объединений, начальнику 2 управления надзора Главной военной прокуратуры генерал-майору юстиции Яковлеву Ю.П., начальнику 3 управления Главной военной прокуратуры генерал-майору юстиции Анисимову Н.Л., начальникам следственных подразделений Главной военной прокуратуры генерал-майорам юстиции Шепну В.С. и Духанину А.С. обеспечить безусловное исполнение требований ст.ст.21, 21-1, 140 УПК РСФСР о выявлении в ходе следствия по уголовным делам причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и внесении представлений о принятии мер по их устранению. Рассматривать неукоснительное исполнение этих требований Закона в качестве одного из основных процессуальных средств предупреждения и искоренения преступлений в воинских частях и подразделениях. 1.1. Ежегодно анализировать результаты работы по выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также принятию мер по их устранению, состояние надзора за исполнением требований ст.ст.21, 21-1 и 140 УПК РСФСР. По результатам анализа военным прокурорам окружного звена, второму управлению ГВП направлять информационные письма и обзоры, содержащие конкретные требования, рекомендации, ориентированные на оперативное устранение выявленных недостатков. 1.2. При аттестовании подчиненных офицеров обращать особое внимание на результаты и эффективность проводимой ими работы по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, принимаемые в связи с этим меры и учитывать это в дисциплинарной практике и кадровых назначениях. Случаям отступления от установленных требований Закона давать принципиальную оценку. 2. Решительно пресекать волокиту, бесплановость и беспринципность в этой работе. Принимать все предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры к внесению представлений уже на первоначальном этапе предварительного следствия по уголовным делам, контролировать их рассмотрение и добиваться от командования, должностных лиц, которым они адресованы, принятия реальных мер по устранению выявленных нарушений Закона. Шире практиковать участие военных прокуроров и следователей в обсуждении с командованием и должностными лицами, которым внесены представления, содержащейся в них информации о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, и мерах, необходимых для их устранения. 3. В соответствии с п.VIII, пп.2-2 Приказа ГВП N 100 1993 г. военным прокурорам гарнизонов и объединений копии представлений по уголовным делам в пятидневный срок после их внесения представлять вышестоящему прокурору. В военных прокуратурах окружного звена сосредоточивать эти документы в одном наряде, максимально использовать содержащуюся в представлениях информацию при анализе состояния законности в поднадзорных войсках, планировании всех направлений прокурорско-следственной деятельности, в борьбе с преступностью. При выявлении не отвечающих требованиям Закона, некачественных представлений, отзывать их, немедленно принимать меры для исправления допущенных просчетов. 4. Офицерам военных прокуратур округов, флотов, группы и видов войск при выездах в прокуратуры гарнизонов (объединений) в обязательном порядке проверять исполнение требований ст.ст.21, 21-1 и 140 УПК РСФСР, обращать на это особое внимание при проведении комплексных проверок, оказывать практическую и методическую помощь. 5. Всем военным прокурорам принять неотложные меры к повышению профессионализма прокурорско-следственных кадров в вопросах исполнения требований ст.ст.21, 21-1 и 140 УПК РСФСР, исключить формализм в проведении учебных занятий. При их организации в обязательном порядке планировать изучение следователями требований общевоинских уставов. Учитывая особенности работы по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятию мер к их устранению, военным прокурорам практиковать обучение следователей приемам и навыкам этой работы путем личного участия в выполнении отдельных следственных действий, совместного планирования и проведения мероприятий, направленных на установление причин и условий преступлений, детальных разборов имеющихся недостатков и оказания практической помощи в составлении соответствующих процессуальных документов. 6. Максимально использовать данные о нарушениях Закона, полученные в ходе расследования по уголовным делам, для организации проверок исполнения должностными лицами законодательства в воинских частях и учреждениях, выработки и реализации мер по обеспечению правопорядка и законности в войсках. При установлении при производстве следствия по уголовным делам о воинских преступлениях фактов призыва на военную службу лиц, негодных к ней по состоянию здоровья, а равно имеющих иные основания для освобождения от призыва, в обязательном порядке направлять информацию об этом в военную прокуратуру по месту призыва для принятия мер прокурорского реагирования. Копии этих документов приобщать к материалам уголовных дел. 7. Военным прокурорам округов, флотов, группы и видов войск направить настоящее указание всем подчиненным военным прокурорам, обеспечив его исполнение. 8. Контроль за выполнением указания возложить на заместителя Главного военного прокурора. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор Генерал-полковник юстиции В.Н. Паничев 13 июня 1996 г. N СУ-32 |