О МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ. Письмо. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (Минздравмедпром России). 01.07.96 2510/3016-96-27

       О МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
           ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

                                ПИСЬМО

     МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

                            1 июля 1996 г.
                          N 2510/3016-96-27

                                (НЦПИ)


     Проверки состояния  работы  по  профилактике  общественно опасных
действий   (ООД)   психически   больных,   проведенные   по   указанию
Минздравмедпрома  России  в  ноябре  1995  -  мае  1996  гг.,  а также
посвященные этим вопросам кустовые рабочие совещания зон  обслуживания
Орловской  и  Ленинградской республиканских психиатрических больниц со
строгим  наблюдением  выявили  ряд  существенных  и  характерных   для
различных  территорий  недостатков  в  организации  этой деятельности.
Очевидно,  они играют определенную  роль  в  росте  числа  общественно
опасных  действий  психически  больных,  которое в конце 80-х - начале
90-х годов не превышало 7 тысяч в год,  а в 1995 г., по данным судебно
-  психиатрических экспертных комиссий,  превысило 11 тысяч.  Наиболее
существенные  из  выявленных  недостатков  не  связаны  с  какими-либо
объективными   факторами,   их   устранение  не  требует  значительных
материальных затрат и может  быть  достигнуто  чисто  организационными
мерами,  а  также с помощью повышения уровня методического руководства
этой работой со стороны главных психиатров органов  здравоохранения  и
руководителей психиатрических и психоневрологических учреждений.
     Так, в   Новгородской,    Тверской,    Орловской,    Кемеровской,
Воронежской, Мурманской, Ленинградской, Псковской, Читинской областях,
Приморском крае,  в Республиках  Карелия,  Ингушетия,  Саха  (Якутия),
Алтай,  Адыгея,  Бурятия,  Тува,  Карачаево - Черкесской до сих пор не
созданы  специализированные  отделения  с  усиленным  наблюдением  для
принудительного лечения лиц с психическими расстройствами, совершивших
ООД.  В  связи  с  этим  судебно  -  психиатрические   комиссии   этих
территорий,  как  правило,  не  рекомендуют судам применение этой меры
медицинского  характера  даже  при  наличии  показаний,  что  является
нарушением  закона  и Инструкции о порядке применения принудительных и
иных мер медицинского характера (приложение 18 к Приказу МЗ СССР N 225
от 21.03.1988).
     В тех территориях, где такие отделения созданы, уровень лечебно -
реабилитационной  работы  в них нередко остается неудовлетворительным:
не организована должным образом трудовая  терапия,  не  укомплектованы
штаты психологов и социальных работников,  введенные Минздравом в 1994
г.  (приложение 2 к Приказу МЗМП РФ от 12.08.94 N  167)  (Магаданская,
Вологодская  обл.,  Краснодарский и Алтайский края),  что не позволяет
проводить  психокоррекционные   мероприятия,   оказывать   необходимую
социальную   помощь.  Интерьеры  этих  отделений  и  режим  содержания
пациентов нередко напоминают тюремные,  что не может способствовать их
ресоциализации.
     Существенное значение      имеет      отсутствие      необходимой
преемственности  между  различными  звеньями  психиатрической  службы,
участвующими в осуществлении мероприятий по профилактике ООД. Проверка
показала,  что  в  выписных эпикризах,  которыми обмениваются лечебные
учреждения стационарного и амбулаторного звена психиатрической  помощи
при  переводе  больных,  отсутствуют  необходимые  конкретные данные о
проведенных   лечебно   -   реабилитационных   мероприятиях    и    их
эффективности,  а  так  же  рекомендуемая  программа терапевтических и
социально - психиатрических мер хотя бы на первое время после перевода
больного. Примером могут служить проанализированные выписки из историй
болезни республиканских психиатрических больниц со строгим наблюдением
г.  г.  Орла  и  Санкт  - Петербурга,  а также психиатрических больниц
Липецка, Тулы, Вологды, Новгорода, Республики Карелия и др.
     В значительной   мере   в   результате   отсутствия   необходимой
преемственности со  стационарными  учреждениями,  а  также  недооценки
руководителями  психиатрических учреждений роли внебольничного звена в
предупреждении    ООД    диспансерное    наблюдение    за    больными,
представляющими  общественную  опасность  (так  называемый  спецучет),
осуществляется формально,  недостаточно дифференцированно,  как и само
формирование этой группы диспансерного наблюдения (г. г. Тула, Липецк,
Новгород,  Вологда, Санкт - Петербург и Ленинградская обл., Республика
Карелия).    Состав    группы    спецучета    длительное    время   не
пересматривается,  количество включенных в нее больных, не совершавших
ООД,   но   по   клиническим   признакам   представляющих   опасность,
неоправданно  мало,  само   наблюдение   сводится   к   посещениям   с
установленной    инструкцией   периодичностью,   даже   редуцированные
рекомендации больниц, осуществляющих принудительное лечение конкретных
больных, не выполняются.
     Для устранения отмеченных недостатков и  повышения  эффективности
работы  по  предупреждению  общественно  опасных  действий  психически
больных  Министерство  здравоохранения  и  медицинской  промышленности
Российской Федерации считает необходимым:
     создать специализированные отделения для принудительного  лечения
с   усиленным  наблюдением  во  всех  административных  территориях  -
субъектах Российской Федерации  с  количеством  коек,  соответствующим
потребностям  региона,  исходя из расчетных данных о том,  что в такие
отделения,  в соответствии с установленными критериями отбора,  должно
направляться не менее 50 - 60% всех лиц, признающихся невменяемыми;
     обязать все психиатрические  учреждения  при  передаче  больного,
представляющего общественную опасность,  другому учреждению сообщать в
медицинских документах,  наряду с диагнозом и другими общемедицинскими
сведениями,  следующие  дополнительные  данные,  входящие  в  "формулу
общественной опасности":  ведущий синдром;  тип  течения  заболевания;
психопатологический механизм,  характер и кратность ООД;  личностные и
ситуационные   факторы,   способствующие   или    препятствующие    их
осуществлению; проведенные лечебно - реабилитационные мероприятия и их
эффективность; рекомендуемые меры по предотвращению ООД;
     принять необходимые   меры   к   введению  в  штатное  расписание
отделений  для  принудительного  лечения   должностей   психологов   и
социальных   работников   в   соответствии  со  штатными  нормативами,
утвержденными Приказом МЗМП РФ N 167 от 12.08.94, и укомплектованию их
соответствующими    специалистами;    широко    привлекать   указанных
специалистов к работе по психокоррекции и оказанию  социальной  помощи
больным, находящимся на принудительном лечении;
     в деятельности  внебольничных   психиатрических   учреждений   по
профилактике   ООД   психически   больных   строго   руководствоваться
Инструкцией об организации взаимодействия  органов  здравоохранения  и
органов  внутренних дел по предупреждению общественно опасных действий
психически больных,  утвержденной Приказом Минздрава СССР и  МВД  СССР
N 357/93  от  5 мая 1988 г.,  регулярно осуществлять коррекцию состава
группы спецнаблюдения,  привлекать социальных работников для  оказания
социальной  помощи  пациентам этой группы;  шире применять в отношении
них  дифференцированные  лечебно  -  реабилитационные  мероприятия,  в
частности,   рекомендованные   врачами   психиатрического  стационара,
осуществлявшего принудительное лечение;
     обязать председателей   судебно   -   психиатрических  экспертных
комиссий при выборе рекомендуемой меры медицинского  характера  строго
руководствоваться критериями,  содержащимися в Уголовном кодексе РСФСР
и во Временной инструкции о порядке применения принудительных  и  иных
мер   медицинского   характера   в   отношении   лиц   с  психическими
расстройствами,  совершивших общественно опасные действия  (приложение
18  к  Приказу  МЗ  СССР  N  225  от 21.03.1988),  а не конъюнктурными
соображениями    и     неправомерными     указаниями     руководителей
психиатрических служб.

Первый заместитель Министра
                                                        А.М. МОСКВИЧЕВ
1 июля 1996 г.
N 2510/3016-96-27