О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 НОЯБРЯ 1995 Г. N 1113 ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ 22 мая 1996 г. N 200 (МОБ) Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" приказываю: 1. Создать в Вооруженных Силах Российской Федерации функциональную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и утвердить прилагаемое Положение об этой подсистеме. 2. Возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОУ) организацию в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 3. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, флотами, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации: до 1 сентября 1996 г. представить в Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ) предложения по изменениям к штатам, касающиеся включения в органы военного управления в пределах установленной им штатной численности подразделений и отдельных должностей военнослужащих, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: организовать в подчиненных органах управления разработку и ежемесячное уточнение планов действий органов военного управления, войск (сил) при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; расходы, связанные с созданием функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, действующей в Вооруженных Силах Российской Федерации, производить в пределах ассигнований, предусмотренных сметой Министерства обороны. 4. Начальнику инженерных войск, начальнику войск радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны Российской Федерации в целях организации и проведения первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах (районах) чрезвычайных ситуаций определить в соединениях постоянной готовности силы и средства и порядок их действий. 5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОУ). 6. Считать не действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации Приказ Министра обороны СССР 1991 г. N 0118 и признать утратившим силу Приказ Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 029. 7. Приказ разослать до объединения включительно. Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации, генерал армии М. КОЛЕСНИКОВ 22 мая 1996 г. N 200 Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 200 ПОЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение определяет назначение, состав функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, действующей в Вооруженных Силах Российской Федерации <*>, задачи органов военного управления, войск (сил), основы взаимодействия и управления в этой области. -------------------------------- <*> Далее в тексте настоящего Положения функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, действующая в Вооруженных Силах Российской Федерации, будет именоваться для краткости функциональная подсистема Вооруженных Сил Российской Федерации. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Вооруженных Силах Российской Федерации организуются и проводятся на основании настоящего Положения и планов действий органов военного управления, войск (сил) при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Положение не распространяется на аварии с ядерным оружием, порядок ликвидации которых определяется отдельным положением о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации. II. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Функциональная подсистема Вооруженных Сил Российской Федерации является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время, а в случае возникновения на них чрезвычайных ситуаций - для ликвидации их последствий и оказания помощи пострадавшему населению. Функциональная подсистема Вооруженных Сил Российской Федерации объединяет органы военного управления, войска (силы), ориентированные (предназначенные) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 1. Органы военного управления функциональной подсистемы Вооруженных Сил Российской Федерации включают: а) постоянные (штатные) органы управления. Постоянные (штатные) органы управления предназначены для непосредственного решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К постоянным (штатным) органам управления относятся: в Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации - Главное оперативное управление (7 направление 2 Управления); в главных штабах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабе Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, штабах округов, флотов, в главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации, имеющих потенциально опасные объекты <*>, - штатные подразделения (отделы, службы, группы). -------------------------------- <*> Под потенциально опасным объектом в настоящем Положении понимается объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрывоопасные и опасные химические вещества. В других органах военного управления до соединения включительно для выполнения задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются военнослужащие, освобожденные от других обязанностей или решающие их в порядке совмещения воинских должностей. Основными задачами постоянных (штатных) органов управления являются: разработка и уточнение планов действий органов военного управления, войск (сил) при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; подготовка проектов приказов, директив, других руководящих документов соответствующих командиров (начальников) по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководство разработкой и контроль за проведением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации; организация наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации; прогнозирование последствий возможных чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации; контроль за мероприятиями по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вблизи их; контроль за подготовкой соответствующих подчиненных органов военного управления, войск (сил) к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также поддержание в готовности временно создаваемых органов управления к выполнению задач по руководству ликвидацией чрезвычайной ситуации; организация сбора и обмена информацией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; взаимодействие в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация и участие в разработке нормативно-правовых актов и других документов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; участие в разработке и осуществлении специальных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части, касающейся Вооруженных Сил Российской Федерации; б) оперативно-дежурные службы органов военного управления. К оперативно-дежурным службам органов военного управления, ориентированным на решение вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями, относятся: Центральный командный пункт Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, центральные командные пункты видов Вооруженных Сил Российской Федерации, оперативные службы штабов округов и флотов, управлений Министерства обороны Российской Федерации, служб Вооруженных Сил Российской Федерации, объединений, соединений, дежурные по воинским частям, учреждениям Министерства обороны Российской Федерации. Основными задачами оперативно-дежурных служб органов военного управления при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций являются: сбор, обобщение данных обстановки в зоне (районе) возможной или возникшей чрезвычайной ситуации, доклад данных обстановки руководству, обмен информацией о чрезвычайной ситуации, передача необходимой информации в заинтересованные органы исполнительной власти и местного самоуправления, доведение первичной информации до соответствующих структурных подразделений, оповещение и сбор оперативных групп (где они предусмотрены); в) оперативные группы. Оперативные группы - временно создаваемые органы управления на период ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий. Основой оперативных групп являются постоянные (штатные) органы управления. В зависимости от возникшей чрезвычайной ситуации в состав оперативных групп включаются специалисты соответствующих родов войск и служб. Основными задачами оперативных групп являются: сбор, анализ и обобщение данных обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации; подготовка докладов, предложений, проектов приказов, распоряжений, связанных с возникшей чрезвычайной ситуацией; осуществление руководства ликвидацией чрезвычайной ситуации, возникшей на объекте Вооруженных Сил Российской Федерации; распределение усилий и согласование действий войск (сил), привлеченных к ликвидации чрезвычайной ситуации; планирование и организация эвакуации военнослужащих, населения военных городков, а также имущества и технических средств воинских частей (учреждений), их размещения и возвращения после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в места прохождения службы, проживания, дислокации и постоянного хранения; взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти, участвующими в ликвидации чрезвычайной ситуации; другие вопросы, обусловленные характером и масштабом чрезвычайной ситуации. В тех случаях, когда сбор оперативных групп не осуществляется, их обязанности выполняют постоянные (штатные) органы управления. 2. В состав войск (сил) функциональной подсистемы Вооруженных Сил Российской Федерации, ориентированных (предназначенных) для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, входят: соединения и воинские части инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны Российской Федерации; специальные аварийные формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенные для ликвидации последствий аварий с ядерным оружием и ядерными боеприпасами; силы и средства поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота; авиационные поисково-спасательные силы и средства видов Вооруженных Сил Российской Федерации; военные команды противопожарной защиты и спасательных работ, военные пожарные расчеты, пожарные команды и формирования местной обороны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации; служба экстренной медицинской помощи Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные войска (силы) являются силами постоянной готовности и привлекаются к ликвидации чрезвычайной ситуации в зависимости от ее вида, места возникновения и исходя из своего предназначения. К ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, могут привлекаться и другие войска (силы) в соответствии с разработанными планами действий органов военного управления, войск (сил) при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными задачами войск (сил) являются: приобретение личным составом практических навыков, направленных на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ, в ходе специальных занятий, учений и тренировок, проводимых по вопросам ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций; перевод установленным порядком в готовность к действиям при возникновении чрезвычайной ситуации; организация и осуществление передвижения в зону (район) чрезвычайной ситуации; организация внутреннего порядка в районах временной дислокации; ведение соответствующих видов разведки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации, прилегающих населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и движения войск; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. При возникновении стихийных бедствий, крупных аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотий на территории округа (флота) войска (силы) привлекаются к ликвидации их последствий или для оказания помощи пострадавшему населению в порядке, установленном главой 12 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующие войсками округов, флотами в месячный срок после выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций подчиненными войсками (силами) обязаны представлять в соответствующие главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации отчеты о проделанных работах и израсходованных при этом финансовых и материальных средствах. III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Взаимодействие по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации организуется: а) между органами военного управления и органами управления исполнительной власти в зависимости от уровней: на федеральном уровне - между Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также между заинтересованными штабами, управлениями Министерства обороны Российской Федерации, службами Вооруженных Сил Российской Федерации и соответствующими министерствами, ведомствами Российской Федерации, входящими в РСЧС, в сфере своей деятельности; на региональном уровне - между штабами округов (флотов) и региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; на территориальном уровне - между штабами оперативных (оперативно-тактических) объединений и органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местном уровне - между гарнизонами и органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления; б) между органами военного управления функциональной подсистемы Вооруженных Сил Российской Федерации. Основными направлениями взаимодействия при решении вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка нормативно-правовых и других руководящих документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обмен информацией при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации; участие в разработке планов взаимодействия на региональном и местном уровнях между органами управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Руководством по взаимодействию между названными министерствами; участие в разработке и проведении совместных учений, тренировок по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; прогнозирование возможной обстановки на потенциально опасных объектах и оценка ее влияния на действия войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации; обмен опытом, участие в работе комиссий, конференций, семинаров по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие мероприятия по видам деятельности. При организации работы по ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации руководители соответствующих органов военного управления определяют конкретные вопросы и порядок взаимодействия исходя из обстановки и предстоящих задач. IV. УПРАВЛЕНИЕ Управление при планировании и проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Вооруженных Силах Российской Федерации применительно к уровням РСЧС организуется: на федеральном уровне - Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, а также штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, управлениями Министерства обороны Российской Федерации, службами Вооруженных Сил Российской Федерации; на региональном уровне - командованием и штабами округов, флотов; на территориальном уровне - командованием и штабами оперативных (оперативно-тактических) объединений; на местном уровне - командованием и штабами соединений, командованием гарнизонов. Управление мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает: организацию и осуществление мероприятий по поддержанию войск (сил) в готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях; изучение, анализ и оценку потенциально опасных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации и прогнозирование возможной обстановки на них; принятие решения на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникших на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации; постановку задач подчиненным органам военного управления, войскам (силам) на ликвидацию чрезвычайной ситуации: планирование и организацию действий войск (сил) при возникновении чрезвычайной ситуации; организацию и поддержание взаимодействия; организацию и выполнение мероприятий по всестороннему обеспечению задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий войск (сил); организацию системы управления при ликвидации чрезвычайной ситуации; практическую работу в соединениях (воинских частях), входящих в состав войск (сил) функциональной подсистемы Вооруженных Сил Российской Федерации, по руководству их непосредственной подготовкой к действиям в чрезвычайных ситуациях; организацию выполнения поставленных задач в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации. При возникновении чрезвычайных ситуаций управление осуществляется, как правило, через оперативные группы, штабы соответствующих уровней в зависимости от места возникновения, масштаба и характера чрезвычайной ситуации. При привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на объектах других министерств и ведомств, стихийных бедствий по распоряжению Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (командующего войсками округа, флотом) для организации взаимодействия, непосредственного управления задействованными войсками (силами) в органы управления соответствующих министерств и ведомств могут дополнительно выделяться специальные представители, группы от органов военного управления. Органы военного управления свою работу осуществляют со штатных пунктов управления или развернутых, при необходимости, в зонах (районах) чрезвычайных ситуаций. Начальник Главного оперативного управления - Первый заместитель Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-полковник В. БАРЫНЬКИН |