О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РФ 24 июля 1996 г. N 83 (НЦПИ) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" приказываю: 1. Ввести в действие прилагаемое Положение о функциональной подсистеме связи и оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Установить, что в соответствии с Федеральным законом от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ "О связи" действие настоящего Положения распространяется на все предприятия и организации связи, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. 3. Руководителям организаций связи разработать и в установленном порядке утвердить Положения о комиссиях по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, имея в виду, что на них возложены задачи и функции, ранее выполняемые службами оповещения и связи гражданской обороны, и они являются их правопреемниками. 4. Считать утратившим силу Типовое положение о службах оповещения и связи гражданской обороны, утвержденное Министерством связи СССР 15 ноября 1977 года. Федеральный министр В.Б. БУЛГАК 24 июля 1996 г. N 83 УТВЕРЖДАЮ Федеральный министр связи В.Б. БУЛГАК 24 июля 1996 года Согласовано Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. ШОЙГУ 16 июля 1996 года ПОЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Федерального закона от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ "О связи" и Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет принципы организации, структуру, задачи и функции функциональной подсистемы связи и оповещения Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 1.2. Действие настоящего Положения распространяется на все организации связи, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. 1.3. Функциональная подсистема связи и оповещения Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ФП СО РСЧС) предназначена для организации и проведения работы по защите рабочих и служащих организаций связи при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, обеспечения средствами и каналами связи в интересах гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. 2. Задачи подсистемы 2.1. Разработка целевых и научно - технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций связи в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время. 2.2. Обеспечение готовности к действиям органов управления связи, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2.3. Сбор, обработка, обмен и выдача информации по вопросам связи в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2.4. Подготовка рабочих и служащих организаций связи к действиям при чрезвычайных ситуациях. 2.5. Прогнозирование и оценка социально - экономических последствий в отрасли вследствие чрезвычайных ситуаций. 2.6. Разработка и реализация мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах связи. 2.7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и, при необходимости, их использование для оказания помощи организациям связи, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций. 2.8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты сетей и систем связи от чрезвычайных ситуаций. 3. Функции подсистемы 3.1. Организация и осуществление мероприятий по устойчивому функционированию систем централизованного оповещения и связи федерального, регионального, территориального и местного уровней во всех режимах функционирования подсистемы. 3.2. Обеспечение средствами и каналами связи органов управления Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 3.3. Руководство деятельностью функциональной подсистемы РСЧС связи и оповещения. 4. Структура подсистемы 4.1. Функциональная подсистема связи и оповещения имеет пять уровней: 4.1.1. Федеральный. 4.1.2. Региональный. 4.1.3. Территориальный (на уровне субъектов Федерации). 4.1.4. Местный. 4.1.5. Объектовый. 4.2. Функционирование подсистемы на каждом уровне обеспечивается: 4.2.1. Органом управления. 4.2.2. Координирующим органом. 4.2.3. Рабочим органом. 4.3. На соответствующих уровнях подсистемы действуют нижеследующие органы: ------------------------------------------------------------------------------------- | Уровень | Орган управления | Координирующий | Рабочий | | | | орган | орган | |-----------------|------------------------|-------------------|--------------------| | Федеральный | Минсвязи России | КЧС Минсвязи | УМПЧС | | | | России | | |-----------------|------------------------|-------------------|--------------------| | Региональный | ТЦМС АО "Ростелеком". | КЧС ТЦМС | ОМПЧС | |-----------------|------------------------|-------------------|--------------------| | | СОУ - ТТ Главного | КЧС ГТУ зоны | ОМПЧС | | | телеграфного узла зоны | | | |-----------------|------------------------|-------------------|--------------------| | Территориальный | АО "Электросвязь" | КЧС АО | ОМПЧС | | | | "Электросвязь" | | |-----------------|------------------------|-------------------|--------------------| | | ГП "Электросвязь" | ГП "Электросвязь" | ОМПЧС | |-----------------|------------------------|-------------------|--------------------| | Местный | Городское предприятие | КЧС городского | Ответственный | | | связи, выполняющее на | предприятия | исполнитель по | | | территории города | | МПЧС | | | функции по ГО и ЧС. | | | |-----------------|------------------------|-------------------|--------------------| | | Районный узел | КЧС РУЭС | Ответственный | | | электросвязи | | исполнитель по | | | | | МПЧС | |-----------------|------------------------|-------------------|--------------------| | Объектовый | Объект связи | КЧС объекта связи | Ответственный | | | | | исполнитель по | | | | | МПЧС | ------------------------------------------------------------------------------------- 4.4. Комиссии по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (КЧС), создаваемые на каждом уровне, имеют целью решение задач, вытекающих из требований Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в объеме, предусмотренном на данном уровне, который определяется соответствующим Положением. 4.5. Положения о комиссиях по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются: 4.5.1. КЧС Министерства связи Российской Федерации - приказом Министерства связи Российской Федерации. 4.5.2. КЧС ТЦМС и КЧС ГТУ зоны - руководителями ТЦМС и ГТУ зоны соответственно. 4.5.3. КЧС АО "Электросвязь", КЧС ГП "Электросвязь" КЧС РУЭС, КЧС городского предприятия, выполняющего на территории города функции по ГО и ЧС, - начальниками гражданской обороны, руководителями администраций субъектов Российской Федерации, городов и районов. 4.5.4. КЧС Объекта - руководителями соответствующих организаций связи. 5. Режимы функционирования подсистемы и осуществляемые мероприятия 5.1. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов, в котором может функционировать ФП СО РСЧС соответствующего уровня. 5.1.1. Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. 5.1.2. Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно - промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. 5.1.3. Режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. 5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми в соответствующих режимах при функционировании ФП СО РСЧС являются: 5.2.1. В режиме повседневной деятельности: - организация и обеспечение мероприятий устойчивого функционирования систем связи и централизованного оповещения федерального, регионального, территориального и местного уровней во всех режимах работы ФП СО РСЧС; - планирование и выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты рабочих и служащих, сокращению возможных потерь и ущерба; - организация и контроль за эксплуатационно - техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения, установленных на предприятиях связи, находящихся в ведении штабов МЧС (региональных, территориальных, местных); - совершенствование подготовки органов управления ФП СО РСЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения рабочих и служащих способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; - создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - осуществление целевых видов страхования. 5.2.2. В режиме повышенной готовности: - принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием соответствующих уровней ФП СО РСЧС; - формирование при необходимости оперативных групп для выяснения обстановки по связи непосредственно в районе возможного бедствия и выработки предложений; - усиление дежурно - диспетчерской службы; - усиление наблюдения и контроля за обстановкой на сетях связи, прогнозирование возможной обстановки в результате воздействия чрезвычайной ситуации; - принятие мер по защите рабочих смен для обеспечения устойчивого функционирования сетей связи; - приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение, при необходимости, в предполагаемый район чрезвычайной ситуации; - контроль за подготовкой к выделению органам управления МЧС междугородных каналов связи по паролю "БЕДСТВИЕ" в соответствии с их заявками; - подготовка обходных и резервных каналов и линий связи взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. 5.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации в мирное и военное время: - выделение органам управления МЧС России междугородных каналов связи в соответствии с их заявками; - обеспечение в приоритетном порядке средствами и каналами связи органов управления, осуществляющих руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации, а также при ведении спасательных и неотложных аварийно - восстановительных работ; - организация централизованного использования для ликвидации чрезвычайных ситуаций и целей ГО ведомственных каналов и средств связи в мирное и военное время по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами; - защита работающих смен в районе чрезвычайной ситуации; - выдвижение резервных сил и средств связи в район возникновения чрезвычайной ситуации для участия в ее ликвидации; - проведение мероприятий по обеспечению устойчивой работы средств, линий и каналов связи в мирное и военное время; - обеспечение устойчивой работы каналов связи и технических средств сетей вещания, используемых в системах централизованного оповещения населения. 6. Финансирование и создание резервов 6.1. Финансирование ФП СО РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета (федерального, субъекта Российской Федерации, местного) и средств организаций связи. 6.2. Финансирование целевых программ по обеспечению устойчивого функционирования предприятий, организаций, систем и сетей связи осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6.3. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций связи, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. 6.4. При отсутствии или недостаточности средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из перечисленных в п. 6.3 источников, в установленном порядке, ставится вопрос об их выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации. 6.5. В целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций создаются резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации их последствий. Ведомственный резерв создается за счет средств федерального бюджета, территориальные и объектовые резервы по связи - за счет собственных средств соответствующих организаций связи. 6.6. Создание и использование резервов, восполнение использованных ресурсов этих резервов осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 7. Планирование в рамках подсистемы 7.1. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь, которые могут произойти на объектах связи в случае их возникновения, осуществляется планирование действий в рамках ФП СО РСЧС. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. 7.2. В отрасли "Связь" планирование проводится на всех уровнях на основе планов действий федерального, регионального, территориального и местного уровней РСЧС. 7.3. Организационно - методическое руководство планированием действий осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также Министерство связи Российской Федерации с учетом особенностей и конкретных задач отрасли. 7.4. Взаимодействие ФП СО РСЧС с МЧС России по вопросам организации связи в чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии со специально разрабатываемым и совместно утверждаемым Положением по этому вопросу. Заместитель Федерального Министра связи России Э.Г. ОСТРОВСКИЙ |