Страницы: 1 2 имущества или без таковой и с конфискацией перемещаемых товаров или иных предметов. (2) Те же действия, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, - наказываются лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества. (3) Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за нарушение таможенного законодательства или контрабанду, либо организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества. Примечание . Действия, предусмотренные статьей 169-1, признаются совершенными в крупных размерах, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров или иных предметов превышает двести минимальных размеров оплаты труда, установленных действующим законодательством на момент совершения преступления. В работе по защите объектов интеллектуальной собственности от пиратства могут использоваться положения Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (В ред. Законов РФ от 24.06.92 N 3119-1, от 15.07.92 N 3310-1, Федерального Закона от 25.05.95 N 83-ФЗ). Названный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения недобросовестной конкуренции. В указанном Законе используются следующие понятия: - хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели; - конкуренция - состязательность хозяйствующих объектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; - недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации; В статье 10 Закон запрещает недобросовестную конкуренцию и определяет некоторые ее формы: - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров; - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; - продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; - получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Таким образом, статья 10 прямо определяет защиту интеллектуальной собственности путем пресечения недобросовестной конкуренции. К основным задачам федерального антимонопольного органа Закон относит предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Для выполнения этой функции антимонопольные органы имеют право давать обязательные для исполнения предписания в пределах своей компетенции федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и хозяйствующим субъектам и принимать решения о наложении штрафов за невыполнение предписаний. *6) В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели обязаны в соответствии с предписаниями федерального антимонопольного органа прекратить нарушение, расторгнуть договор или внести в него изменения, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием. Если предписание не будет исполнено в срок, то: руководители коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда. Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в повторном в течение года неисполнении в срок предписаний несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст.175-1 УК РСФСР). Таким образом, организациям, должностным лицам, нарушающим авторские права и смежные права, сотрудниками антимонопольного комитета может быть внесено предписание, за невыполнение которого предусмотрены административные и уголовные санкции. Для защиты объектов интеллектуальной собственности в зависимости от характера совершенного правонарушения могут применяться следующие статьи Уголовного кодекса РСФСР: 141, 155, 156, 156-5, 162-1, 162-2, 162-4, 162-6, 169-1. Однако наиболее эффективно может стать применение ст.162-5 УК РСФСР. Статья 162-5 УК РСФСР. Незаконное предпринимательство в сфере торговли "(1) Осуществление торговли, подлежащей регистрации или лицензированию без регистрации или специального разрешения (лицензии), а равно с нарушением условий, предусмотренных в разрешении (лицензии), или с иными нарушениями правил предпринимательства в сфере торговли (незаконное предпринимательство) с извлечением неконтролируемого дохода в крупном размере - наказывается лишением свободы на срок до четырех лет либо штрафом в трехкратном размере величины неконтролируемого дохода с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. (2) Незаконное предпринимательство в сфере торговли, совершенное организованной группой, либо с извлечением неконтролируемого дохода в особо крупных размерах, либо лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, - наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет либо штрафом в пятикратном размере величины неконтролируемого дохода с конфискацией имущества или без таковой и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. Примечание . Неконтролируемым доходом в крупном размере, предусмотренном настоящей статьей, является доход, сумма которого превышает пятьдесят минимальных размеров оплаты труда; неконтролируемым доходом в особо крупных размерах - доход, превышающий сто пятьдесят минимальных размеров оплаты труда." Весь процесс изготовления, хранения, доставки контрафактной продукции в конечном счете нацелен на продажу незаконной продукции и получение неконтролируемого дохода. Анализ имеющейся информации показывает, что в нашей стране существует два наиболее распространенных способа получения незаконной прибыли в крупных размерах, в т.ч. организованными преступными группами. Первый способ, имеющий разветвленный региональный и международный характер, характеризуется следующим циклом: а) оценка рынка, вычисление наиболее "ходовых" компакт-дисков с музыкальными записями, программами ЭВМ, компьютерными играми; б) вывоз этих дисков за рубеж, в основном, в Китай и Болгарию, изготовление на их основе на пиратских или полупиратских предприятиях указанных стран контрафактной продукции и закупка ее по низким ценам; в) ввоз через границу России только компакт-дисков без буклетов и пластмассовых коробок. Иногда в целях сокрытия преступления диски и буклеты могут ввозиться отдельно различными путями или лицами; г) изготовление в России коробок и буклетов; д) комплектование компакт-дисков, буклетов и коробок; е) распространение по сети реализаторов и реализация контрафактной продукции с извлечением незаконной прибыли; ж) сбор доходов и их распределение между лицами, участвующими в цикле. Увеличенный капитал пускается в следующий оборот. Большое количество компакт-дисков завозится из-за рубежа "челноками". Эти компакт-диски могут включаться на определенном этапе вышеописанный цикл или продаваться с извлечением дохода без буклетов и коробок. Второй способ - в России имеется большой спрос на видео и аудиокассеты. Для производства контрафактной продукции закупается большое количество чистых кассет и с использованием закупленной аппаратуры в домашних условиях, иных помещениях или на имеющихся мощностях различных студий осуществляется их запись, а затем незаконная продажа. Экспертами установлено, что только на рынке около ДК им. Горбунова в г. Москве, дневная прибыль от продажи кассет и компакт-дисков составляет около 1 млн. долларов. Исходя же из Аргумента N 1 (стр.12), никто не может законно выдавать предусмотренные документы на торговлю контрафактными экземплярами. Возможно их получение обманным путем или в результате ошибки. Следовательно, торговля контрафактными компакт-дисками, аудио- и видеокассетами, как правило, будут вуалироваться под законную деятельность и содержать признаки преступления, предусмотренного ст.162-5 УК РСФСР. Как видно из ранее описанного цикла, определенная часть рынка России (особенно рынок компакт-дисков) контролируется организованными преступными группами, имеющими межрегиональные и международные связи. Учитывая отсутствие опыта по защите объектов интеллектуальной собственности и одновременно наличие его в борьбе с незаконной торговлей и реализацией других видов товаров, например, фальсифицированной алкогольной продукции, можно сделать вывод, что приемы и методы документирования преступной деятельности разрабатываемых лиц и доказывания применимы и к сбору доказательств при изготовлении и реализации контрафактной продукции. Поэтому все методические рекомендации по раскрытию преступлений на потребительском рынке могут быть использованы оперативными работниками и следователями в работе по защите объектов интеллектуальной собственности. Статья 156 УК РСФСР "Обман потребителей" (ст.200 нового УК РФ) может быть применена, если, например, аудиокассету, записанную в домашних условиях, продавец реализует, умышленно выдавая ее за записанную на специальной аппаратуре, используя при этом поддельные буклеты. Продавец в этом случае вводит в заблуждение покупателя относительно качества продукции и других параметров, которые обозначены на кассете или буклете. Для применения статьи 156-5 "Нарушение правил торговли" необходимо использовать те же требования, которые изложены в ст.ст.146-4 КОАП РСФСР. Статьи 141 и 145 УК РСФСР будут сопутствующими практически по всем вышеперечисленным статьям Уголовного кодекса РСФСР. Статья 141. Нарушение авторских и изобретательских прав "(1) Выпуск под своим именем чужого научного, литературного, музыкального или художественного произведения или иное присвоение авторства на такое произведение либо незаконное воспроизведение или распространение такого произведения, а равное принуждение к соавторству - наказывается исправительными работами на срок до двух лет или штрафом до трех минимальных месячных размеров оплаты труда. (2) Оглашение изобретения до заявки без согласия изобретателя, присвоение авторства изобретения, принуждение к соавторству на изобретение, а равно присвоение авторства на рационализаторское предложение - наказывается исправительными работами на срок до двух лет или штрафом до трех минимальных месячных размеров оплаты труда. " Федеральный Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый Государственной Думой 16 июня 1995 г. и вступивший в силу 26 июля 1995 г., внес изменения в УПК. Смысл их состоит в том, что часть первая ст. 141 УК выведена из составов (ч. 1 ст. 126 УПК), по которым предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признается необходимым суду или прокурору, и введена в подследственность следственных органов внутренних дел (ч. 4 ст. 126 УПК). Исходя из этого, мероприятия по выявлению признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст. 141 УК РСФСР, могут осуществляться оперативно-розыскными аппаратами МВД России. Также необходимо учесть, что вышеназванным Законом ч. 1 ст. 141 УК РСФСР исключена из ч. 2 и ч. 3 ст. 27 УПК РСФСР. Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 141 выражается в следующих действиях: 1) выпуск под своим именем чужого произведения, иное присвоение авторства на произведение или принуждение к соавторству. Этот состав преступления на практике достаточно редок; 2) незаконное воспроизведение или распространение произведения. Указанные действия нарушителей авторского права и смежных прав (Аргумент N 1, стр. 12) повсеместно распространены в России. Однако необходимо учесть, что данная часть рассматриваемой статьи охраняет только права авторов, т.е. поэтов, музыкантов, писателей и т.д., но не охраняет смежные права, например, производителей фонограммы. Незаконное изготовление или реализация копий аудиокассет или компакт-дисков, подпадает под признаки указанной статьи как нарушение прав автора текста песни, композитора, но не как нарушение прав производителя фонограмм. Под воспроизведением произведения понимается изготовление одного или более его экземпляров. Распространение - это реализация экземпляров произведения любым способом: продажа, сдача в прокат и т.д. Статья 155. "Незаконное пользование товарными знаками (ст.180 нового УК РФ). "Незаконное пользование чужим товарным знаком - наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев или штрафом до трех минимальных месячных размеров оплаты труда." Как показывает исследование контрафактных изделий (компакт-дисков, CD-ROMов, аудио- и видеокассет), их экземпляры, упаковка, буклеты практически полностью копируют законно выпускаемые изделия, в т.ч. на них незаконно переносится и товарные знаки правообладателя. Пиратская продукция, таким образом, производится и распространяется с нарушением прав на товарный знак. Использование чужих товарных знаков нарушает материальные интересы правообладателей и вводит в заблуждение потребителей. Правила пользования товарными знаками определены Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. N 3520-1. Указанный Закон определяет товарный знак как обозначение, способное отличить товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Правовая охрана товарного знака в РФ представляется на основании его государственной регистрации в порядке, определенным Законом, или в силу международных договоров. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения его владельца. Статья 46 названного Закона устанавливает ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара. "1. Использование товарного знака и наименования места происхождения товара или сходного с товарным знаком или наименованием места происхождения товара обозначения для однородных товаров, противоречащее положениям пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 40 настоящего Закона, влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков осуществляется также путем: - публикация судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего; - удаления с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения. 3. Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано по требованию обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, общественной организации или прокурора: - прекратить его использование, а также возместить всем потерпевшим причиненные убытки, а также внести в доход местного бюджета сумму полученной при незаконном использовании наименования места происхождения товара прибыли, превышающую возмещенные убытки; - опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего; - удалить с товара или его упаковки незаконно используемое наименование места происхождения товара или обозначение, сходное с ним до степени смешения, или уничтожить изготовленные изображения наименования места происхождения товара или обозначения, сходного с ним до степени смешения. 4. Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку или наименованию места происхождения товара, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации". О законодательстве, вступающим в силу с 1 января 1997 г. Новый Уголовный кодекс Российской Федерации в статье 146 прямо определяет и усиливает ответственность за "Нарушение авторских и смежных прав". 1. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, - наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом и размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок до четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет." В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Уголовнопроцессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятым Государственной Думой 16 июля 1995 года, одновременно с новым Уголовным Кодексом т.е. с 1 января 1997 года вступает в силу статья 150-4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. "Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм в случаях, если: - экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, или - на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей, или - на экземплярах произведений или фонограмм уничтожен либо изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные обладателем авторских и смежных прав, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, - влекут наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Конфискованные в соответствии с частями первой и второй настоящий статьи экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению в порядке, предусмотренном статьей 244 настоящего Кодекса, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе." Для применения вновь принятых статей Уголовного и Административного кодексов приемлемы данные методические рекомендации, так как основы Закона Российской Федерации об "Авторском праве и смежных правах" не претерпели существенных изменений, а основные их понятия, изложенные в диспозиции статей 146 УК РФ и 150-4 КОАП РСФСР нашли свое отражение в данной работе. Основные признаки определения контрафактности музыкальных компакт-дисков и аудиокассет I. Музыкальное пиратство - это запись фонограмм, их воспроизведение (копирование) и распространение (продажа или прокат) в коммерческих целях без разрешения правообладателя. Музыкальное пиратство подразделяется на три основных вида: 1) Простое пиратство: а) Полное воспроизведение (копирование) ранее опубликованной фонограммы. Оформление и упаковка пиратской копии отличается от оригинала и зачастую ниже качеством. Пиратские компакт-диски и кассеты этой категории обычно намного дешевле оригинальных. б) Нелегальный монтаж - комбинация различных фонограмм в последовательности, не свойственной оригиналу, но с сохранением оригинальных названий. в) Нелегальное смешение (компиляции) - компоновка фрагментов оригинальных фонограмм без сохранения оригинальных названий. 2) Фальсификация (подделка под идентичность) - полное повторение оригинала. При этом пиратские копии и их упаковка внешне практически не отличаются от оригинала. Товарные знаки и символы оригинальной фонограммы также воспроизводятся с тем, чтобы ввести покупателя в заблуждение. 3) Незаконная запись (бутлегерство) - нелегальная запись исполнения музыкального произведения. Например, запись концерта без разрешения исполнителей или фирмы звукозаписи с помощью тайно пронесенной звукозаписывающей аппаратуры. В Российской Федерации наибольшее распространение получили 1-ый и 2-ой способы музыкального пиратства как в отнесении музыкальных компакт-дисков, так и аудиокассет. II. Признаки нелегальной фонограммы Отличие оригиналов от нелегальных копий заключается не только в качестве звукозаписи, но также может определяться визуально по ряду внешних отличительных признаков футляров, компакт-дисков и аудиокассет, полиграфического исполнения вкладных буклетов и оформления самих компакт-дисков и аудиокассет. Рассмотрим в отдельности признаки отличия каждого из перечисленных предметов: Компакт-диск 1. Футляр компакт-диска. а. Некоторые фирменные компакт-диски имеют красочный картонный футляр, оформленный полиграфическим способом. Фото 1. б. Некоторые фирменные компакт-диски имеют картонную коробку, выполненную полиграфическим способом. Фото 2. в. "Пиратские" компакт-диски, как правило, имеют только обычный пластмассовый футляр. См. фото 3. 2. Оформление вкладных буклетов компакт-дисков. а. У подлинных компакт-дисков вкладные буклеты представляют собой многостраничные, красочно оформленные миникнижки или книжки "раскладушки". См. фото 4, 5 и 5а. б. У "пиратских" компакт-дисков вкладные буклеты простые, как правило, двухстраничные. См. фото 6 и 7. в. У некоторых поддельных компакт-дисков вкладные буклеты с внутренних сторон незапечатаны, отсутствуют названия музыкальных произведений и другая информация. См. фото 8. г. Полиграфическое оформление вкладных буклетов подлинных компакт-дисков характеризуется четкими контрастными иллюстрациями. См. фото 9. д. Полиграфическое оформление вкладных буклетов "пиратских" компакт-дисков характеризуется низким качеством, нечеткими иллюстрациями, непропечатками штрихов, упрощенными изображениями и точками "марашками". См. фото 10. 3. Оформление компакт-дисков. а. Полиграфическое оформление лицевой стороны "пиратских" компакт-дисков низкого качества: нечеткие иллюстрации (иногда другого цвета), шрифт другого размера и начертания, много непропечаток и упрощенных изображений. В то время как подлинные компакт-диски характеризуются четкими, контрастными иллюстрациями. См. фото 11а, 11б, 11в, 12а, 12б, 12в. б. На оборотной стороне у большинства подлинных компакт-дисков в центре, вдоль концентрических окружностей, нанесена специальная маркировка завода-изготовителя: внутренний код для обозначения КД, код источника идентификации изготовителя, код разработки КД-оригинала, название завода-изготовителя. См. фото в. На оборотной стороне "пиратских" компакт-дисков имеется всего лишь один номер без каких-либо других изображений. Штриховые коды отсутствуют. См. фото 14. Аудиокассета 4. Футляр аудиокассет. "Пиратские" аудиокассеты могут изготавливаться как на отечественном, так и на импортном материале, поэтому в футляре подлинника "пиратских" аудиокассет не представилось возможности установить какой-либо закономерности, т.к. наряду с признаками различия имеется много признаков сходства. 5. Оформление вкладных буклетов аудиокассет. а. У подлинных аудиокассет вкладные буклеты иногда представляют собой многостраничные книжки-"раскладушки", либо имеется вклады с рекламой. См. фото 15 и 16. б. У "пиратских" аудиокассет вкладные буклеты, как правило, одностраничные, простые. на оборотной стороне отпечатаны только названия музыкальных произведений. Цветных иллюстраций нет. См. фото 17 и 18. в. У "пиратских" аудиокассет иногда отсутствует вкладной буклет, а названия музыкальных произведений на иностранном языке выполнены машинописно на отдельном листе белой бумаги. См. фото 19. г. Полиграфическое оформление вкладных буклетов подлинных аудиокассет характеризуется четкими контрастными иллюстрациями, отсутствием брака, непропечаток и упрощенных изображений. См. фото 20 и 21. д. Полиграфическое оформление вкладных буклетов "пиратских" аудиокассет низкого качества: нечеткие иллюстрации, много непропечаток, повторных и упрощенных изображений. Не совсем точно указаны названия некоторых музыкальных произведений. См. фото 22 и 23. 6. Оформление аудиокассет. Полиграфическое оформление "пиратских" аудиокассет либо полностью отсутствует, либо низкого качества: нечеткий шрифт, иногда другого размера и начертания, отсутствует специальная маркировка, много непропечаток и упрощенных изображений. В то время как подлинные аудиокассеты характеризуются четкими контрастными текстами и соответствующей маркировкой. См. фото 24 и 25. III. Заключение. Таким образом, первичными признаками контрафактности компакт-дисков и аудиокассет могут быть: 1) Вкладной буклет прост, состоит из одной, двух страничек. Иногда внутренние стороны буклета незапечатаны. Полиграфическое оформление буклетов низкого качества - нечеткость и нерезкость изображения. Иногда вкладной буклет скопирован на ксероксе (черно-белый) либо выполнен на машинке или от руки. 2) Оформление компакт-диска и аудиокассеты низкого качества: нечеткость в изображениях и текстах. Более категоричные признаки могут быть выявлены при наличии самих подлинных компакт-дисков и аудиокассет и их сравнении с контрафактными: - товароведческой экспертизой для административных и таможенных дел; - криминалистическим исследованием или экспертизой для уголовных, административных и таможенных дел. При затруднениях по определению контрафактности компакт-диска, аудиокассеты, а также для получения легального, фирменного компакт-диска или аудиокассеты Вы можете обращаться в Представительство Международной Федерации производителей фонограмм (1FPI) по адресу: 125047 г.Москва, ул.1-ая Тверская-Ямская, д.23, телефон (095) 956 6057, 956 6058, факс 956 2609. Экспертизу на предмет подлинности музыкального компакт-диска и аудиокассеты может провести ЭКЦ МВД России, в дальнейшем и его подразделения на местах. Особенности правоприменительной практики по изобличению лиц и групп, проводящих и реализующих контрафактную продукцию I. Изучение оперативной обстановки. Как показывает практика, изготовление и доставка контрафактной продукции осуществляется тайно или вуалируется под законную деятельность. Противоправные действия наиболее явно проявляются при перемещении через границу и продажу в розничной сети. Визуальным наблюдением, несложными разведопросами без большого труда можно выявить продажу контрафактной продукции. Ввиду отсутствия борьбы с пиратством в России это явление находится в пике расцвета и пираты не скрывают, что продают контрафактную продукцию. Индикатором таких изделий в настоящее время является цена, которая характеризуется следующими параметрами. В начале 1996 г. в г.Москве контрафактные компакт-диски китайского производства в среднем стоили: оптом - 7,5 тыс. руб.; в розницу - 15 тыс. руб. за штуку. Болгарские пиратские компакт-диски - оптом - 10 тыс. руб.; в розницу - 20 тыс. руб. за штуку. В то же время законно произведенные в России компакт-диски продавались по цене: оптом - 25 тыс. руб.; в розницу - до 45 тыс. руб. и более за штуку. Зарубежные - соответственно 45 тыс. руб. и более 100 тыс. руб. Контрафактные аудиокассеты - оптом 2 тыс. руб.; в розницу - до 4 тыс. руб. Законно изготовленные соответственно 3 и 5 тыс. руб. и более за штуку. Исходя из цены и ранее описанных признаков контрафактности можно приступать к негласным закупкам и исследованиям закупленных экземпляров в экспертно-криминалистических подразделениях. После чего возможно реально оценить обстановку о распространенности пиратства, репертуаре незаконно в произведенных произведений и фонограмм, лицах, причастных к этому планировать и проводить мероприятия профилактического характера и документирование преступной деятельности групп, занимающихся получением доходов в крупных и особо крупных размерах. II. Проверка отдельного предприятия торговли. Проверку желательно проводить со специалистом, который может определить контрафактность изделия. Специалистом может быть хорошо изучивший данную методику работник милиции, налоговой полиции, таможни, сотрудник экспертно-криминалистического произведения. Кроме этого, в каждом областном центре, как правило, имеют представители (дилеры, дистрибьюторы) различных крупных фирм, заинтересованные в сбыте законной продукции и борьбе с пиратством, а также работники магазинов, ранее входивших в фирму "Мелодия", или сотрудники отделений Торгово-промышленной палаты, хорошо знающие предмет исследования. Проверку желательно проводить в следующем порядке: 1) Представиться и приостановить торговлю. (Если есть возможность, пригласить администратора, директора или другое должностное лицо данного или вышестоящего предприятия). 2) Попросить представить документы: а) свидетельство о государственной регистрации предприятия или его заверенную копию; б) разрешение на право осуществления розничной торговли или его заверенную копию; в) документы об источнике получения товара, товаро-транспортные накладные, акты о закупке или другие документы; г) товарную книгу, деятельности ведется оприходование товара. При анализе документов необходимо помнить, что никто не может выдавать законно документы на реализацию контрафактной продукции. 3) Принять меры к сохранности имеющихся в торговой точке контрафактной продукции и приступить к снятию кассеты: а) подсчитать и зафиксировать покупюрно наличные деньги, составить акт; б) изъять контрольные ленты и погашенные чеки, составить акт (иметь в виду, что в некоторых случаях по ценам на кассовой ленте можно установить количество проданной контрафактной продукции); в) изъять кассовый отчет о сдаче выручки. 4) Приступить к внешнему осмотру кассет, компакт-дисков, наличию ценников, проведению инвентаризации и сличению результатов с первичными учетными документами. В излишках, как правило, должны остаться контрафактные кассеты, компакт-диски (или они будут завуалированы поддельными документами) и часть денежных средств за их реализацию. 5) Одновременно произвести осмотр торгового места продавца, зала, складов. В случае обнаружения упаковки контрафактной продукции, черновых записей о поставках, количестве, адресах поставщиков и т.д. отразить это в протоколе осмотра. 6) Изъятие контрафактной продукции, документов и записей, это подтверждающих, целесообразно отражать отдельным протоколом с описанием внешнего вида кассеты, диска, репертуара, упаковки и буклета. 7) Оформить протокол об административном правонарушении. При анализе документов, характеризующих товарооборот продукции, результатов опроса должностных лиц, ранее проведенных мероприятий и сличения их с банковскими отчетами возможно выявить периодически скрываемые суммы денежных средств, с которых должен взиматься налог. В этом случае необходимо сообщить в налоговую инспекцию или вызвать ее представителя, и дальнейшую проверку целесообразно проводить совместно. III. Выявление лиц, групп, мест изготовления контрафактной продукции. Как показывает зарубежный и российский опыт, сложившиеся устойчивые группы на протяжении длительного времени занимаются незаконным изготовлением объектов интеллектуальной собственности, извлекают миллиардные доходы. Признаками такой деятельности является закупка крупных партий, порой сотнями, аппаратуры для копирования - аудио и видеомагнитофонов и большого количества кассет без записи. Иногда в домашних условиях, чаще в специально снятых производственных помещениях или с использованием различных студий и их оборудования, производят миллионы единиц контрафактных изделий. Часто вуалируют свою деятельность под законную. Выйти на такие места легче всего можно через реализацию незаконного товара. При проведении рейдов, проверке отдельных торговых точек важен анализ изъятых черновых записей, адресов, номеров телефонов, что позволит выявить производителей и распространителей контрафактной продукции. Отличие незаконного производства от законного состоит в том, что законопослушные производители приобретают права (заключают договоры) с правообладателями, платят налоги в бюджет и отчисляют установленные суммы вознаграждения авторам, композиторам и т.д. Сотрудники службы налоговой полиции при выявлении правонарушений, отнесенных к их компетенции, руководствуются нормативными актами ФСНП России. IV. Проведение рейдов. Мероприятие будет оправдано, если изучение обстановки показывает о распространенности правонарушения на обслуживаемой территории. В этом случае рейд проводить целесообразно в отношении торговых точек одной фирмы, что позволит быстрее выявить законспирированные оптовые склады, крупных поставщиков и изготовителей контрафактной продукции или более целенаправленно документировать их преступную деятельность. Остальные элементы планирования и проведения рейдов должны осуществляться на основе имеющейся практики. V. Мероприятия, по пресечению незаконного оборота через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности. Изучение рынка показывает, что в 1995 г. через границу Российской Федерации было перемещено около 6 млн. штук контрафактных компакт-дисков. Транспортировка производилась практически на всех видах транспорта. Выявление этого незаконного действия может проводиться довольно простым способом, пока правонарушители не предприняли более изощренных мер. В настоящее время, если компакт-диски и буклеты перевозятся отдельно, не собранные в единое изделие, то это будет являться первым признаком пиратской продукции. Лица, ее перевозящие, должны проверяться более углубленно на основе предписаний, изложенных ниже. Таможенный кодекс Российской Федерации (ст. 10) среди основных функций, выполняемых таможенными органами, определяет, что таможенные органы "ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу ... объектов интеллектуальной собственности..." В связи с тем, что действующее законодательство Российской Федерации в области интеллектуальной собственности не повлекло изменений других законодательных актов и действующий Таможенный кодекс Российской Федерации не относит нарушения прав на интеллектуальную собственность к видам нарушений таможенных правил, до внесения соответствующих изменений надлежит руководствоваться следующим: 1. При осуществлении таможенного контроля за товарами, на которые распространяются авторские и смежные права (например: компакт-диски, записанные аудио- и видеокассеты, печатная продукция) или права на товарные знаки, необходимо применять действующий порядок таможенного оформления и контроля. 2. В случае выявления признаков нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена таможенным законодательством, надлежит составлять протокол о нарушении таможенных правил и осуществлять производство по делу независимо от наличия или отсутствия нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности. При наличии признаков преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, таможенный орган возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. 3. При наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав в отношении экземпляров произведений и фонограмм надлежит: 3.1. производить отбор двух образцов каждого наименования в порядке и с обязательным соблюдением процессуальных норм, определенных "Положением о порядке взятия таможенными органами Российской Федерации образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации", утвержденным Приказом ГТК России от 25.06.93 N 264. 3.2. в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" статьей 114 УПК РСФСР, статьей 304 Таможенного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 разъяснения ГТК России от 23.05.94 N 01- 13/5628 "О некоторых особенностях применения норм УПК РСФСР при проведении дознания таможенными органами по делам о контрабанде и иным таможенным преступлениям" принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 141 "Нарушение авторских и изобретательских прав" УК РСФСР, и направлять имеющиеся материалы органам дознания, прокурору и органу внутренних дел по подследственности; 3.3. информировать Управление по борьбе с таможенными правонарушениями (Отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды) о выявлении контрафактных экземпляров произведений, фонограмм с предоставлением копий документов. 4. При наличии сомнение в отношении того, являются ли компакт-диски, записанные аудио- и видеокассеты и т.д. контрафактными или нет, надлежит: 4.1. руководствоваться положениями п. 3.1. по отбору образцов товаров; 4.2. незамедлительно информировать подразделения УБЭП органов внутренних дел для последующего привлечения специалистов для оказания содействия в проведении таможенного контроля и выявления нарушений авторских и смежных прав; 4.3. в случае отказа должностных лиц органов внутренних дел в выделении специалистов для выявления нарушений авторских или смежных прав, а также в случае непредоставления специалистов в установленные таможенными органами сроки, информировать руководство вышестоящих органов внутренних дел и Управление по борьбе с таможенными правонарушениями (Отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды); 4.4. при наличии заключения специалистов о том, что предъявленные товары являются контрафактными, руководствоваться положениями подпункта 3.2 о направлении органом дознания имеющихся материалов прокурору по посредственности и принятия мер к предотвращению или пресечению преступления, а также подпункта 3.3 об информировании Управления по борьбе с таможенными правонарушениями. 5. Если товары, на которые распространяются авторские или смежные права, не являются объектами таможенных правонарушений, положения пунктов 3 и 4 не применяются в случаях перемещения товаров физическими лицами не для коммерческих целей (включая товары, пересылаемые физическими лицами в международных почтовых отправлениях), если общее количество таких товаров не превышает: а) для компакт-дисков - 20 штук (независимо от ассортимента); б) для записанных аудиокассет - 20 штук (независимо от ассортимента); в) для записанных видеокассет - 20 штук (независимо от ассортимента). 6. Изъятия, установленные пунктом 5, не применяются по отношению к физическим лицам в случаях неоднократного перемещения ими (в том числе в международных почтовых отправлениях) через таможенную границу товаров, являющихся объектами интеллектуальной собственности. 7. При наличии достаточных данных о нарушении прав владельцев товарных знаков, зарегистрированных на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и принятых под защиту таможенных органов в связи с обращениями владельцев исключительных на товарные знаки в Управление по борьбе с таможенными правонарушениями, надлежит руководствоваться: а) положениями нормативных документов ГТК России по вопросам охраны объектов интеллектуальной собственности; б) предписаниями и ориентировками Управления по борьбе с таможенными правонарушениями; в) положениями статьи 114 УПК РСФСР по направлению органом дознания имеющихся материалов прокурору по подследственности и принятию мер к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления, предусмотренного статьей 155 "Незаконное пользование товарными знаками" УК РСФСР; г) статьей 304 Таможенного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 разъяснения ГТК России от 23.05.94 N 01-13/5628 "О некоторых особенностях применения норм УПК РСФСР при проведении дознания таможенными органами по делам о контрабанде и иным таможенным преступлениям". Консультацию по определению законности изготовления и наличия прав на реализацию музыкальной продукции в России, в частности, при перемещении крупных подозрительных партий компакт-дисков, можно получить по адресу на стр. 42. IV. Оперативно-розыскные мероприятия. Более глубокая разработка лиц и групп, занимающихся производством и продажей контрафактных объектов интеллектуальной собственности в виде промысла и извлекающих неконтролируемые доходы в крупных и особо крупных размерах, должна осуществляться оперативными аппаратами МВД, ФСНП и Таможенного комитета Российской Федерации. Для документирования групп и лиц, совершающих тяжкие преступления в указанной области, может применяться весь арсенал лиц и средств, предусмотренный Законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". Исходя из описанного цикла преступной деятельности (стр.23 - 24), оперативно-розыскные меры в первую очередь должны быть нацелены на выявление: 1) источника производства и путей доставки из-за рубежа контрафактной продукции; 2) мест сборки, комплектаций изделия и баз складирования для последующей реализации. Именно эти этапы прохождения контрафактной продукции позволяют определить размах деятельности преступной группы, роли ее членов, собрать необходимые данные о размере неконтролируемого дохода. Как уже ранее указывалось, для производства пиратской продукции необходимо большое количество записывающих средств и исходного материала в виде чистых кассет. Кроме этого, в качестве доказательств в дальнейшем могут послужить данные о количестве заказанных на производстве или закупаемых футляров для компакт-дисков и кассет, размещенные заказы в типографиях на полиграфическую продукцию (если буклеты будут печататься без выходных данных, следует иметь в виду ст.ст.171-1, 171-2 КОАП РСФСР). По этим действиям также можно определить размер неконтролируемого дохода. Доказывание незаконного предпринимательства в сфере торговли потребует неоднократных негласных контрольных закупок контрафактной продукции и документирования связки между производством такой продукции и торговой сетью, между оптовыми базами и торговой сетью. Эти операции можно осуществить с помощью сотрудников оперативно-поисковых подразделений, опроса лиц, перевозящих и продающих продукцию. Для применения ст. 162-5 УК РСФСР необходимо доказывание двух основных квалифицирующих признаков: контрафактности (подробно рассмотрены в предыдущей главе) и суммы неконтролируемого дохода. Согласно разъяснению Генеральной Прокуратуры и МВД России (исх. N 15-13-94; N 1/2564 от июля 1994 г.) "Неконтролируемым доходом применительно к ст. 162-5 УК РСФСР признается полученная разница между покупной и продажной ценой товаров, если лицо не зарегистрировало предпринимательскую деятельность, либо зарегистрировано, но совершает сделки купли-продажи без отражения этих операций в учетных документах". В случаях с компакт-дисками и кассетами сумма неконтролируемого дохода определяться числом изъятых контрафактных изделий и количеством задокументированных при несогласных контрольных закупках. В среднем суммы неконтролируемого дохода определяется следующим образом. Примерная цена чистой (незаписанной) аудиокассеты - 1500 руб., запись, изготовление буклета - 750 руб. Укомплектованная контрафактная кассета продается за 7 тыс. руб. Разница между покупной ценой, затратами на запись и комплектование составляет 4750 руб. за штуку. Следовательно, для привлечения к ответственности по ст. 162(5) УК РСФСР количество изъятых контрафактных кассет должно составлять при нынешнем минимальном размере оплаты труда - 800 шт. Это небольшая цифра, так как в 1995 г. в стране было изготовлено и продано 260 млн. шт. контрафактных аудиокассет, неконтролируемый доход от реализации которых составил около 1 трлн. 300 млрд. руб. Для привлечения к уголовной ответственности за реализацию контрафактных компакт-дисков необходимо задокументировать и изъять не менее 700 компакт-дисков китайского производства и 350 шт. - болгарского изготовления. В год в России продается более 5 млн. шт. пиратских компакт-дисков из этих стран. В планах реализации оперативных материалов в обязательном порядке необходимо учитывать: 1) Включение в группу специалиста по определению контрафактности изделия (перечень дан на стр. 42 в пункте II). 2) Меры по доказыванию суммы неконтролируемого дохода путем изъятия документов на изделие, упаковку, футляры, буклеты, черновых записей о продаже, доходах и расходах. 3) Определение мест изготовления изделий, футляров, буклетов (сверка документов позволит доказать количество реализованной контрафактной продукции). 4) Изъятие аппаратуры для копирования - магнитофонов, видеомагнитофонов, так как у экспертов имеется возможность определить на этой ли аппаратуре производилась контрафактная продукция. VII. В последнее время начала проявляться практика по разоблачению преступных групп. Так, Западно-Сибирским РУОП МВД России после несложных оперативно-розыскных мероприятий была установлена организованная преступная группа, занимающаяся незаконным производством кассет. В начале февраля 1996 г. удачно спланированная и проведенная операция по реализации материалов позволила задокументировать группу в количестве 20 человек, имеющую коррумпированные связи и бандитское прикрытие, располагающую цехом по изготовлению контрафактных кассет и 4 торговыми точками по их реализации. Одновременно проведенными обысками установлено и изъято 160 видеомагнитофонов, 40 аудиомагнитофонов, на которых незаконно записывались произведения отечественных и зарубежных авторов, 1349 видеокопий и 1300 аудиокассет с записями, другая аппаратура, документы, также были расшифрованы сведения о количестве произведенной и реализованной продукции, находящейся в компьютере. Уголовное дело возбуждено по ст. 141 УК РСФСР, проводятся оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, решается вопрос о предъявлении обвинения по другим статьям УК РСФСР. УЭП ГУВД г.Москвы в конце марта 1996 г., получив информацию и предварительно сделав контрольные закупки, выявило три студии по записи контрафактных кассет и один оптовый склад. С участием специалистов одновременно проведена их проверка. Установлено, что запись производилась без согласия правообладателей с последующей оптовой реализации не менее 5 тысяч штук одному клиенту. Изъято 112 аудиомагнитофонов, импортного производства, 40 тыс. штук аудиокассет с записями, большое количество буклетов. Общая сумма изъятого составляет около 500 миллионов рублей. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. *1) Пиратство - использование объектов интеллектуальной собственности без согласия правообладателей с целью извлечения коммерческой выгоды. *2) Вступил в силу 3 августа 1993 г. (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1242; собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 30, ст. 2866). *3) С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 16 июня 1995 г., который вступил в силу 26 июля 1995 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2866). *4) См. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1224 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст. 3046). При возникновении вопросов по указанным проблемам можно обращаться по адресу, указанному на стр. 42. *5) За исключением последующих перепродаж законно произведенных легальных экземпляров. *6) Вопрос о выдаче предписания или принятия решения о наложении штрафа решается антимонопольными органами через рассмотрение комиссией дел о нарушениях антимонопольного законодательства в порядке, установленном в "Правилах рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства", утвержденных приказом ГКАП России от 12.05.94 г. N 53 и зарегистрированных в Минюсте РФ 23.05.94 г. Страницы: 1 2 |