О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ (РЕДАКЦИЯ НА 01.07.2002). Закон. Президент РФ. 17.06.96 74-ФЗ

                  О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
                       (Редакция на 01.07.2002)

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                           17 июня 1996 г.
                               N 74-ФЗ

                                (ГДФС)


(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД. - ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 МАРТА
2002  Г.  N  31-ФЗ  -  СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
2002, N 12, СТ. 1093)

     Принят Государственной Думой            22 мая 1996 года
     Одобрен Советом Федерации               5 июня 1996 года

     Настоящий Федеральный    закон    определяет    правовые   основы
национально-культурной  автономии  в  Российской  Федерации,   создает
правовые  условия  взаимодействия  государства  и  общества для защиты
национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе  выбора
ими путей и форм своего национально-культурного развития.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          Статья 1. Понятие национально-культурной автономии

     Национально-культурная автономия  в Российской Федерации (далее -
национально-культурная автономия) - это форма  национально-культурного
самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан
Российской  Федерации,  относящих  себя  к   определенным   этническим
общностям,   на   основе   их  добровольной  самоорганизации  в  целях
самостоятельного решения вопросов  сохранения  самобытности,  развития
языка, образования, национальной культуры.

         Статья 2. Принципы национально-культурной автономии

     Национально-культурная автономия   основывается   на   принципах:
     свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к
определенной этнической общности; самоорганизации и
самоуправления; многообразия форм внутренней организации
национально-культурной автономии;  сочетания общественной инициативы с
     государственной
поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан
различных этнических общностей; законности.

      Статья 3. Правовой статус национально-культурной автономии

     Образование и   деятельность   национально-культурной   автономии
регулируются    настоящим    Федеральным   законом,   принимаемыми   в
соответствии с ним  другими  федеральными  законами,  соответствующими
положениями  конституций  (  уставов),  законами  и иными нормативными
правовыми   актами   субъектов   Российской   Федерации,    а    также
общепризнанными   принципами   и   нормами   международного   права  и
международными договорами Российской Федерации в  области  обеспечения
прав и свобод человека и гражданина.
     Если международным  договором  Российской  Федерации  установлены
иные  правила,  чем предусмотренные настоящим Федеральным законом,  то
применяются правила международного договора.

           Статья 4. Права национально-культурной автономии

     Национально-культурная автономия имеет право:
     получать поддержку  со  стороны  органов государственной власти и
органов   местного   самоуправления,   необходимую   для    сохранения
национальной  самобытности,  развития  национального (родного) языка и
национальной культуры;
     обращаться в    органы   законодательной   (представительной)   и
исполнительной власти,  органы  местного  самоуправления,  представляя
свои национально-культурные интересы;
     создавать средства массовой информации в  порядке,  установленном
законодательством  Российской  Федерации,  получать  и  распространять
информацию на национальном (родном) языке;
     сохранять и  обогащать историческое и культурное наследие,  иметь
свободный доступ к национальным культурным ценностям;
     следовать национальным   традициям   и   обычаям,   возрождать  и
развивать художественные народные промыслы и ремесла;
     создавать образовательные   и   научные   учреждения,  учреждения
культуры  и  обеспечивать  их  функционирование   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации;
     участвовать через своих полномочных представителей в деятельности
международных неправительственных организаций;
     устанавливать на основании законодательства Российской  Федерации
и  поддерживать  без  какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с
гражданами, общественными организациями иностранных государств.
     Федеральными законами,    конституциями    (уставами),   законами
субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии  могут
быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.
     Участие или  неучастие  в   деятельности   национально-культурной
автономии  не  может  служить  основанием для ограничения прав граждан
Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может
служить   основанием  для  ограничения  их  участия  или  неучастия  в
деятельности национально-культурной автономии.
     Право на  национально-культурную  автономию не является правом на
национально-территориальное самоопределение.
     Осуществление права на национально-культурную автономию не должно
наносить ущерб интересам других этнических общностей.

      ГЛАВА II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ ПОРЯДОК
      УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

                   Статья 5. Организационные основы
                   национально-культурной автономии

     Организационные основы      национально-культурной      автономии
определяются   спецификой  расселения  граждан  Российской  Федерации,
относящих  себя  к  определенным  этническим  общностям,  и   уставами
национально-культурных автономий.
     Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими,
районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными.
     Местные национально-культурные   автономии   могут   образовывать
региональную   национально-культурную   автономию.   Если  в  пределах
субъекта   Российской   Федерации   создана   только   одна    местная
национально-культурная   автономия   граждан   Российской   Федерации,
относящих   себя    к    определенной    этнической    общности,    то
национально-культурная  автономия может приобрести статус региональной
национально-культурной автономии.
     Региональные национально-культурные   автономии  двух  или  более
субъектов Российской Федерации могут создавать органы  межрегиональной
координации    своей    деятельности.   Такие   органы   не   являются
межрегиональными национально-культурны-ми автономиями.
     Федеральные национально-культурные  автономии  граждан Российской
Федерации,  относящих себя к определенной этнической  общности,  могут
образовываться  региональными  национально  -  культурными автономиями
двух  или  более  субъектов  Российской  Федерации.  Если  в  пределах
Российской   Федерации  создана  только  одна  региональная  автономия
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической
общности  ,  то  национально  -  культурная автономия может приобрести
статус федеральной национально-культурной автономии.
     Федеральные, региональные     национально-культурные    автономии
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям,  имеющим  соответствующую  республику  или автономный округ
(область),  и  органы  государственной  власти  субъектов   Российской
Федерации   могут  координировать  свою  деятельность,  участвовать  в
разработке федеральных и региональных программ в области сохранения  и
развития  национальных  (  родных)  языков  и национальной культуры на
основе  взаимных  соглашений  и  договоров  федеральных,  региональных
национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.

             Статья 6. Порядок образования, регистрации,
                   реорганизации и (или) ликвидации
                   национально-культурной автономии

     Национально-культурная автономия  учреждается  в  соответствии  с
законодательством   Российской   Федерации  и  с  учетом  особенностей
национально-культурной    автономии,     предусмотренных     настоящим
Федеральным законом.
     Местные национально-культурные  автономии  учреждаются  на  общих
собраниях (конференциях)    делегатами    национальных    общественных
объединений.
     Региональные национально-культурные   автономии   учреждаются  на
конференциях  (съездах)  делегатами   местных   национально-культурных
автономий.
     Федеральные национально-культурные автономии  граждан  Российской
Федерации,   относящих   себя   к  определенной  этнической  общности,
учреждаются на съездах делегатами региональных  национально-культурных
автономий.
     Национально-культурные автономии  образуют   органы   внутреннего
управления.  Порядок  формирования,  функции  и названия таких органов
определяются  национально-культурными  автономиями  самостоятельно   в
соответствии  с законодательством Российской Федерации об общественных
объединениях.
     Для государственной  регистрации национально-культурной автономии
должны быть представлены документы,  подтверждающие,  что не менее чем
за  три  месяца  до  проведения  учредительного собрания (конференции,
съезда) в средствах  массовой  информации  или  иными  способами  были
сделаны  сообщения  о  предстоящем  учреждении  национально-культурной
автономии (в ред.  Федерального закона от  21.03.2002  г.  N  31-ФЗ  -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).
     Орган, принявший   решение    о    государственной    регистрации
национально-культурной  автономии,  в  десятидневный  срок  направляет
данные  о  государственной   регистрации   в   соответствующий   орган
исполнительной  власти  Российской  Федерации по делам национальностей
для  включения  в  реестр  национально-культурных  автономий  (в  ред.
Федерального   закона   от   21.03.2002   г.   N   31-ФЗ   -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).
     (Часть шестая   исключена;  части  седьмая  -  девятая  считаются
соответственно частями шестой - восьмой (в ред. Федерального закона от
21.03.2002   г.   N   31-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).
     Государственная регистрация,   а   также  реорганизация  и  (или)
ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в  порядке,
установленном Федеральным законом "Об общественных объединениях (часть
десятая считается частью  девятой  и  изложена  (в  ред.  Федерального
закона от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).
     Регистрация, реорганизация        и        (или)       ликвидация
национально-культурной    автономии    осуществляются    в    порядке,
установленном  законодательством  Российской Федерации об общественных
объединениях.

        Статья 7. Консультативные советы по делам национально
         - культурных автономий при Правительстве Российской
          Федерации, органах исполнительной власти субъектов
        Российской Федерации и органах местного самоуправления

     При Правительстве  Российской Федерации создается консультативный
совет по  делам  национально-культурных  автономий,  который  является
совещательным органом и действует на общественных началах.
     Консультативный совет по делам  национально-культурных  автономий
при Правительстве Российской Федерации:
     осуществляет согласование   деятельности   национально-культурных
автономий, содействует установлению и укреплению связей между ними;
     представляет и  защищает   в   органах   государственной   власти
Российской  Федерации  культурные  и  социальные  интересы  этнических
общностей;
     участвует в  подготовке федеральных программ в области сохранения
и развития  национальных  (родных)  языков  и  национальной  культуры,
проектов  нормативных  правовых  актов,  а  также  в подготовке других
решений,  затрагивающих права и законные интересы  граждан  Российской
Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям;
     осуществляет консультирование Правительства Российской Федерации,
федеральных  органов  исполнительной  власти по национальным проблемам
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям.
     Консультативный совет по делам  национально-культурных  автономий
при  Правительстве  Российской  Федерации состоит из делегированных на
определенный     срок      представителей      каждой      федеральной
национально-культурной автономии.
     Порядок образования,  деятельности и ликвидации  консультативного
совета  по  делам  национально-культурных  автономий при Правительстве
Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
     При органах  исполнительной власти субъектов Российской Федерации
могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы
по   делам   национально-культурных  автономий.  Порядок  образования,
деятельности  и  ликвидации   этих   органов   определяется   органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных
образований   могут   создаваться   консультативные  советы  или  иные
совещательные  органы  по  делам   национально-культурных   автономий.
Порядок   образования,   деятельности   и   ликвидации   этих  органов
устанавливается   нормативными    правовыми    актами    муниципальных
образований.

         ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ
            И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА

            Статья 8. Государственная защита национальных
                           (родных) языков

     Российская Федерация  обеспечивает  социальную,  экономическую  и
правовую  защиту национальных (родных) языков на территории Российской
Федерации.
     Право граждан   Российской   Федерации  на  сохранение,  развитие
национального (родного) языка,  свободу выбора и  использования  языка
общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской
Федерации,  федеральными законами, конституциями (уставами) и законами
субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

              Статья 9. Обеспечение права на сохранение
               и развитие национального (родного) языка

     Органы государственной  власти   Российской   Федерации,   органы
государственной власти субъектов Российской Федерации:
     обеспечивают проведение государственной политики, направленной на
сохранение и развитие национальных (родных) языков;
     оказывают финансовую (за счет средств соответствующих бюджетов  и
внебюджетных    средств),    организационную    и    иную    поддержку
национально-культурным   автономиям   в   разработке   и    реализации
государственных  программ в области сохранения и развития национальных
(родных) языков.
     Федеральные органы  исполнительной власти,  органы исполнительной
власти      субъектов      Российской      Федерации       содействуют
национально-культурным автономиям в:
     издании книг,   выпуске   периодической    печати,    организации
телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском,
так и на национальных (родных) языках;
     обмене теле-   и  радиопрограммами,  аудио-  и  видеоматериалами,
печатной продукцией на национальных (родных) языках  между  субъектами
Российской   Федерации,   а   также   между  Российской  Федерацией  и
иностранными государствами.

            Cтатья 10. Право на получение основного общего
        образования на национальном (родном) языке и на выбор
                     языка воспитания и обучения

     Граждане Российской  Федерации,  относящие  себя  к  определенным
этническим  общностям,  имеют  право  на  получение  основного  общего
образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания
и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования
в   соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации    и
законодательством субъектов Российской Федерации.

            Статья 11. Обеспечение национально-культурными
           автономиями права на получение основного общего
              образования на национальном (родном) языке
                и на выбор языка воспитания и обучения

     В целях  обеспечения  права   на   получение   основного   общего
образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания
и обучения национально-культурные автономии могут:
     образовывать негосударственные      (общественные)     дошкольные
учреждения  или  группы  в  таких   учреждениях   с   воспитанием   на
национальном (родном) языке;
     создавать негосударственные    (общественные)     образовательные
учреждения   (общеобразовательные;   начального,  среднего  и  высшего
профессионального образования) с обучением  на  национальном  (родном)
языке;
     учреждать другие негосударственные (общественные) образовательные
учреждения с обучением на национальном (родном) языке;
     разрабатывать с   участием    подведомственных    образовательных
учреждений учебные программы, издавать учебники, методические пособия,
другую  учебную  литературу,  необходимые  для  обеспечения  права  на
получение образования на национальном (родном) языке;
     вносить предложения в федеральные органы  исполнительной  власти,
органы  исполнительной  власти субъектов Российской Федерации,  органы
местного самоуправления о создании:
     классов, учебных    групп    в   государственных,   муниципальных
образовательных  учреждениях  с  обучением  на  национальном  (родном)
языке;
     государственных, муниципальных   образовательных   учреждений   с
обучением  на  русском  языке  и  углубленным  изучением национального
(родного) языка, национальной истории и культуры;
     участвовать в    разработке    государственных    образовательных
стандартов,  а  также  примерных  программ   для   государственных   и
муниципальных  образовательных  учреждений с обучением на национальном
(родном) языке, иных языках;
     организовывать подготовку  и переподготовку педагогических и иных
кадров   для    негосударственных    (общественных)    образовательных
учреждений;
     заключать договоры  с   неправительственными   организациями   за
пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права
на получение образования на национальном (родном) языке,  в  частности
договоры   о   подготовке   педагогических   кадров,   об  обеспечении
научно-методической,     учебной,     художественной      литературой,
аудиовизуальными средствами обучения на национальном (родном) языке;
     осуществлять в  соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации  и  законодательством  субъектов Российской Федерации другие
мероприятия по обеспечению права на обучение на национальном  (родном)
языке,   на  выбор  языка  воспитания  и  обучения.  Негосударственные
(общественные) образовательные учреждения с обучением на  национальном
(родном)    языке    обеспечивают    изучение   русского   языка   как
государственного  языка  Российской   Федерации   в   соответствии   с
законодательством     Российской    Федерации    и    государственными
образовательными стандартами,  а также изучение государственных языков
субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством этих
субъектов.

             Статья 12. Обеспечение федеральными органами
            исполнительной власти, органами исполнительной
            власти субъектов Российской Федерации права на
              получение основного общего образования на
                национальном (родном) языке, на выбор
                     языка воспитания и обучения

     Федеральные органы исполнительной власти,  органы  исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации    в   соответствии   с
законодательством Российской  Федерации,  законодательством  субъектов
Российской   Федерации  о  языках  народов  Российской  Федерации,  об
образовании и настоящим Федеральным законом:
     обеспечивают при  необходимости создание групп в государственных,
муниципальных дошкольных учреждениях,  классов  или  учебных  групп  в
государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением
на национальном (родном) языке;
     с учетом    предложений    национально-культурных   автономий   и
конкретных условий  региона  создают  государственные  образовательные
учреждения  с  обучением  на  национальном (родном) языке,  на русском
языке  с  углубленным   изучением   национального   (родного)   языка,
национальной  истории  и культуры,  а также учреждения дополнительного
образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные
центры  и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды
национальных (родных) языков и национальных культур;
     содействуют разработке,  изданию и приобретению учебных программ,
учебников,  методических  пособий   и   другой   учебной   литературы,
необходимых для обучения на национальном (родном) языке;
     осуществляют финансирование    мероприятий,    направленных    на
обеспечение  права  на  получение образования на национальном (родном)
языке в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, за
счет  соответствующих  бюджетов и внебюджетных ассигнований в пределах
средств, выделяемых на образование;
     организуют преимущественно по рекомендации национально-культурных
автономий  подготовку,   переподготовку   и   повышение   квалификации
педагогических   и   иных   кадров   для  образовательных  учреждений,
осуществляющих образовательную деятельность на  национальном  (родном)
языке,  иных языках, в том числе на основе соглашений между субъектами
Российской Федерации и межгосударственных соглашений;
     оказывают материальную,  правовую,  организационную и иную помощь
национально-культурным   автономиям   в   создании   негосударственных
образовательных  учреждений и развитии иных форм воспитания и обучения
на национальном (родном) языке.

         ГЛАВА IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
                        НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

           Статья 13.  Обеспечение национально-культурными
              автономиями права на сохранение и развитие
                        национальной культуры

     В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих
себя  к  определенным  этническим общностям,  на сохранение и развитие
национальной культуры национально-культурные автономии могут:
     создавать негосударственные       (общественные)       учреждения
национальной культуры:  театры,  культурные центры, музеи, библиотеки,
клубы,  студии,  архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их
функционирование;
     организовывать творческие  союзы,  коллективы профессионального и
самодеятельного   искусства,   кружки   по   изучению    национального
культурного наследия, достижений национальной культуры;
     проводить массовые мероприятия в области  национальной  культуры:
фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия;
     содействовать организации   национального   краеведения,   охране
национальных  памятников истории и культуры;  создавать краеведческие,
этнографические и иные общественные музеи;
     учреждать организации,   занимающиеся  художественными  народными
промыслами и ремеслами;
     издавать произведения исторической,  художественной, музыкальной,
фольклорной,  этнографической литературы на  национальных  (родных)  и
иных языках;
     создавать негосударственные    (общественные)     образовательные
учреждения по подготовке творческих работников,  педагогических и иных
кадров в области национальной культуры;
     разрабатывать и    представлять    в    соответствующие    органы
государственной власти,  органы местного самоуправления предложения  о
сохранении и развитии национальной культуры;
     заключать договоры    с    неправительственными    организациями,
находящимися за пределами Российской Федерации,  о культурном обмене и
сотрудничестве в области сохранения национальной культуры.

             Статья 14. Обеспечение федеральными органами
            исполнительной власти, органами исполнительной
             власти субъектов Российской Федерации права
            на сохранение и развитие национальной культуры

     Федеральные органы  исполнительной власти,  органы исполнительной
власти   субъектов   Российской    Федерации    в    соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации,  законодательством субъектов
Российской Федерации о культуре и настоящим Федеральным законом:
     учитывают при    разработке   и   осуществлении   федеральных   и
региональных  программ  национально-культурного  развития  предложения
национально-культурных автономий;
     рассматривают предложения  национально-культурных   автономий   о
включении    в    государственные    образовательные   стандарты   для
образовательных учреждений,  реализующих образовательные программы  на
национальном  (родном)  языке,  курсов по изучению истории,  культуры,
этнографии,  традиционных видов трудовой деятельности,  художественных
народных промыслов и ремесел и принимают соответствующие решения;
     направляют деятельность    государственных    и     муниципальных
учреждений    культуры    на   удовлетворение   национально-культурных
потребностей;
     организуют в  системе  государственных  и  муниципальных  архивов
соответствующие  разделы  по  культуре,  истории,  общественной  жизни
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям;
     оказывают помощь  национально-культурным  автономиям  в  создании
негосударственных  (общественных)  учреждений  национальной  культуры,
открытии  негосударственных  (общественных) образовательных учреждений
по подготовке творческих работников и  иных  специалистов,  проведении
различных массовых мероприятий в области национальной культуры;
     обеспечивают сохранность   памятников   истории    и    культуры,
представляющих  ценность  для граждан Российской Федерации,  относящих
себя  к  определенным  этническим  общностям,  и   являющихся   частью
культурного наследия Российской Федерации;
     осуществляют иные мероприятия по созданию условий для сохранения,
возрождения    и    развития    национальной    культуры,   реализации
национально-культурных прав граждан  Российской  Федерации,  относящих
себя к определенным этническим общностям.

           Статья 15. Обеспечение органами государственной
           власти права национально-культурных автономий на
      освещение их деятельности в средствах массовой информации

     Государственные аудиовизуальные   средства   массовой  информации
предоставляют   национально-культурным   автономиям   эфирное   время.
Периодичность,  продолжительность  передач и язык,  на котором ведутся
передачи,  определяются договорами с учредителями и редакциями теле- и
радиопрограмм.
     Органы государственной  власти   Российской   Федерации,   органы
государственной  власти  субъектов Российской Федерации поддерживают и
поощряют негосударственные средства массовой информации,  безвозмездно
предоставляющие    национально-культурным    автономиям    возможность
освещения их деятельности.
     В федеральных  программах  финансовой и организационной поддержки
средств  массовой  информации   предусматривается   помощь   средствам
массовой информации национально-культурных автономий.
     В программах субъектов Российской Федерации и местных  программах
финансовой  и  организационной  поддержки  средств массовой информации
может  быть  предусмотрена  помощь   средствам   массовой   информации
национально-культурных автономий.

               ГЛАВА V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
                   НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ

                  Статья 16. Принципы финансирования
                   национально-культурных автономий

     Финансирование деятельности,   связанной   с   реализацией   прав
национально-культурной автономии, осуществляется за счет средств:
     национально-культурных автономий,  их  учреждений  и организаций,
частных лиц;
     федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской Федерации,
местных бюджетов.
     В этих   целях   могут   формироваться  специальные  федеральные,
региональные и местные фонды.
     Финансовые средства     предоставляются    национально-культурным
автономиям   для   финансирования   общественно   значимых    программ
национально-культурного  развития,  для  осуществления  мероприятий  в
области  культуры,  образования   и   благотворительных   мероприятий.
Поступление  средств из внебюджетных источников не является основанием
для    сокращения    бюджетных    ассигнований,    направляемых     на
национально-культурное  развитие  в  порядке,  установленном настоящим
Федеральным законом.

      Статья 17. Собственность национально-культурных автономий

     Национально-культурные автономии обладают правом собственности  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Статья 18. Имущество национально-культурных автономий

     Федеральные органы  исполнительной власти,  органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления
могут передавать национально-культурным автономиям,  их некоммерческим
учреждениям и организациям государственное и муниципальное имущество в
собственность  или  аренду в порядке,  установленном законодательством
Российской  Федерации   и   законодательством   субъектов   Российской
Федерации.
     Для осуществления уставных целей  и  деятельности  национально  -
культурные автономии, их некоммерческие учреждения и организации могут
использовать помещения, переданные им на условиях договора аренды.
     Размер платы   за   аренду   помещений    национально-культурными
автономиями,   их   некоммерческими   учреждениями   и   организациями
определяется в порядке,  установленном для некоммерческих  организаций
культуры  и  образования  на  территории  данного  субъекта Российской
Федерации,  а также в соответствии с Гражданским  кодексом  Российской
Федерации,   другими   федеральными   законами,   законами   и   иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

        Статья 19. Финансовая поддержка национально-культурных
      автономий со стороны государства и местного самоуправления

     В целях    сохранения    национальной    самобытности,   развития
национального (родного)  языка  и  национальной  культуры,  реализации
национально-культурных  прав  граждан Российской Федерации,  относящих
себя  к  определенным   этническим   общностям,   федеральные   органы
законодательной   и   исполнительной  власти,  органы  законодательной
(представительной)  и  исполнительной  власти   субъектов   Российской
Федерации:
     предусматривают в  федеральном  бюджете,  а  также   в   бюджетах
субъектов  Российской  Федерации  ассигнования  для оказания поддержки
национально-культурным автономиям;
     учитывают национальные    потребности    при    формировании    и
расходовании федеральных фондов регионального развития;
     создают специальные      федеральные,      региональные     фонды
национально-культурного развития;
     предоставляют национально-культурным    автономиям    льготы   по
налогам,  сборам  и  кредитам  в  соответствии   с   законодательством
Российской   Федерации   и   законодательством   субъектов  Российской
Федерации.
     Органы местного    самоуправления   решают   вопросы   финансовой
поддержки местных национально-культурных автономий  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

      Статья 20. Основные условия предоставления государственной
        финансовой поддержки национально-культурным автономиям

     Федеральные органы исполнительной власти,  органы  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации оказывают национально-культурным
автономиям финансовую поддержку, предусмотренную статьей 19 настоящего
Федерального  закона,  при  условии,  что  эти  средства имеют целевой
характер и могут использоваться только на конкретные мероприятия.  При
необходимости   такая  поддержка  оказывается  на  основе  договора  с
соответствующей национально-культурной автономией.
     Выбор программ  и  проектов  национально-культурного развития для
государственного финансирования осуществляется органами исполнительной
власти   субъектов  Российской  Федерации  с  участием  представителей
национально-культурных автономий.
     Федеральные финансовые   органы,   финансовые   органы  субъектов
Российской   Федерации   осуществляют   контроль   за   использованием
предоставленных     средств     по     их     целевому     назначению.
Национально-культурные  автономии  обязаны  в  установленном   порядке
своевременно   представлять   отчет   о  расходовании  полученных  ими
государственных средств.  В случаях использования  финансовых  средств
государственной   финансовой   поддержки  не  по  целевому  назначению
руководители национально-культурных автономий несут ответственность  в
установленном порядке.

                  ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

              Статья 21. О вступлении в силу настоящего
                         Федерального закона

     Настоящий Федеральный   закон   вступает   в   силу  со  дня  его
официального опубликования.

17 июня 1996 г.
N 74-ФЗ