О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА. Постановление. Правительство РФ. 08.02.96 123


Страницы: 1  2  



              О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                          8 февраля 1996 г.
                                N 123

                                 (Д)

     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Одобрить  прилагаемую  Федеральную программу развития экспорта
(далее именуется -  Программа),  разработанную  Министерством  внешних
экономических     связей     Российской    Федерации    совместно    с
заинтересованными  федеральными  органами  исполнительной   власти   и
организациями.
     2. Федеральным органам исполнительной власти организовать  работу
по реализации Программы.
     3. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской   Федерации  разработать  региональные  программы  развития
экспорта  и  экспортного  потенциала  регионов  с   учетом   положений
Программы,  местных  условий  и  накопленного опыта в сфере экспорта и
экспортного производства.
     Министерству внешних  экономических связей Российской Федерации с
участием других заинтересованных  федеральных  органов  исполнительной
власти  оказывать  содействие  органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в разработке указанных региональных программ.
     4. В  целях финансового обеспечения мер государственной поддержки
экспорта, предусмотренных Программой, Министерству финансов Российской
Федерации   по   согласованию  с  Министерством  экономики  Российской
Федерации,  Министерством  внешних  экономических  связей   Российской
Федерации    и   другими   заинтересованными   федеральными   органами
исполнительной власти при формировании проектов  федерального  бюджета
на   очередной   год   предусматривать   отдельной  строкой  выделение
необходимых средств.
     5. Возложить   на   Министерство   внешних  экономических  связей
Российской Федерации координацию  работы  по  выполнению  Программы  и
обеспечение контроля за ее реализацией.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                            В. Черномырдин



                                                              ОДОБРЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 8 февраля 1996 г.
                                                                 N 123


                        ФЕДЕРАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА
                          РАЗВИТИЯ  ЭКСПОРТА


                              СОДЕРЖАНИЕ

                                                        стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                  3

I.    ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА И ЗАДАЧИ ПО ЕГО      4
      СТИМУЛИРОВАНИЮ
II.   ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ           10
III.  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА
      1.  Экономические меры стимулирования экспорта     17
      2.  Организационно-правовые и специальные меры     20
          стимулирования  экспорта
IV.   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ               27
V.    ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ    29
VI.   ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ                   33


                               ВВЕДЕНИЕ

     Федеральная программа развития экспорта (именуемая в дальнейшем -
Программа)  разработана  в  развитие  Послания  Президента  Российской
Федерации Федеральному Собранию  от  16  февраля  1995  г.,  Программы
Правительства  Российской  Федерации  "Реформы  и  развитие российской
экономики   в   1995-1997    годах",    утвержденной    постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  28  апреля  1995  г.  N 439,
Федерального закона "О  государственном  регулировании  внешнеторговой
деятельности"  и  Указа  Президента  Российской Федерации от 30 ноября
1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров".
     Вопросы укрепления   экспортного   потенциала   России   являются
исключительно важными и актуальными на современном этапе экономических
преобразований.    Значимость   экспорта   как   фактора   поддержания
производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд
народного  хозяйства  существенно  возросла  к середине 90-х годов.  В
настоящее время экспорт превратился в  крупнейшую  отрасль  экономики,
через  которую  реализуется  около  пятой  части  валового внутреннего
продукта страны.
     Поэтому закономерно,  что развитие российского экспорта, особенно
продукции обрабатывающей промышленности,  может и должно стать  важным
элементом   структурной  перестройки  и  технологической  модернизации
национального хозяйства страны.
     Необходимость разработки     целенаправленной     государственной
политики содействия экспорту усиливается на фоне неуклонного  снижения
доли  готовых  изделий,  прежде  всего машинотехнической продукции,  в
структуре российского экспорта и в связи с появлением новых  факторов,
способных оказать сдерживающее влияние на его развитие, а именно:
     с введением "валютного коридора" объективно сузились  возможности
влияния "курсового" фактора на продвижение российского экспорта;
     появились весомые признаки исчерпания экстенсивных факторов роста
российского  экспорта  за  счет  увеличения  физических объемов вывоза
топливно-сырьевых товаров;
     в экономике страны наметилось прекращение спада производства, что
в  перспективе  может  способствовать  росту  внутреннего  спроса   на
топливно-сырьевые ресурсы и, следовательно, сокращению их экспорта;
     в последнее  время  отмечается  резкое   усиление   международной
конкуренции  на  фоне  растущей  государственной поддержки экспорта за
рубежом и активного,  зачастую на дискриминационной основе, применения
защитных мер в интересах национальных фирм,  что значительно осложняет
для российских предприятий выход на внешние рынки.
     Стратегической целью    Программы    является   совершенствование
структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный
процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на
основе расширения ассортимента  и  улучшения  качества  экспортируемой
продукции,   совершенствования  товарной  и  географической  структуры
экспорта,    использования    прогрессивных    форм     международного
торгово-экономического  сотрудничества.  Совершенствование  экспортной
деятельности распространяется не только на предприятия-экспортеры,  но
и   на   технологически  связанные  производства,  охватывая  по  мере
вовлечения    в    экспорт    новых    фирм     значительную     часть
народно-хозяйственного комплекса России.
     Достижение поставленной  цели   предполагает   активное   участие
государства  в  развитии  российского  экспорта,  тесную координацию и
сложение усилий  всех  заинтересованных  сторон  в  этом  направлении,
формирование  долгосрочных  партнерских  отношений властных структур и
деловых кругов в обеспечении торгово-экономических интересов России за
рубежом.
     Основное содержание  и   направленность   Программы   состоят   в
обосновании   и   последующей   реализации   комплекса  экономических,
организационно-правовых и специальных мер стимулирования экспорта (см.
приложение N 1).
     Предлагаемые меры представляют собой синтез традиционных и  новых
подходов,  сформулированных  в  последние  годы  на основе тщательного
анализа итогов и проблем развития отечественного  внешнеэкономического
комплекса.  Будучи  изложены в едином документе и дополняя друг друга,
указанные  меры   могут   стать   действенным   механизмом   повышения
эффективности экспортной деятельности.
     Масштабность и  сложность  проблемы  определили  целесообразность
установления периода действия Программы до 2005 года и выделения в ней
промежуточных этапов.

                 I. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА

                  И ЗАДАЧИ ПО ЕГО СТИМУЛИРОВАНИЮ

     При разработке настоящей Программы учитывались  как  наметившиеся
позитивные  изменения  в  экономике и внешнеэкономической ситуации для
России, способные улучшить положение дел в отечественном экспорте, так
и вновь приобретенные или сохраняющиеся многочисленные проблемы в этой
области, в том числе унаследованные от бывшего СССР.
     В настоящее  время  отечественный  экспорт  развивается  на  фоне
тенденции  к  стабилизации  экономики  России,   появления   признаков
оживления деловой,  в том числе инвестиционной, активности, дальнейшей
либерализации  внешнеэкономической  деятельности,  расширения  участия
страны  в  организациях многостороннего экономического сотрудничества,
улучшения  мировой  конъюнктуры  для  основных   товаров   российского
экспорта.
     В ближайшей перспективе важным рычагом модернизации  экономики  и
укрепления   ее   экспортного  потенциала  станет  увеличение  объемов
капитальных вложений.  После их сокращения на 35  процентов  в  период
1992-1994   годов  в  первом  полугодии  1995  г.  появились  признаки
начавшегося оживления инвестиционной деятельности. К ним можно отнести
увеличение  доли долгосрочных кредитов,  предоставленных коммерческими
банками,  с 4 до 12 процентов  общего  объема  кредитов.  В  интересах
закрепления  и  развития  позитивных  процессов в инвестиционной сфере
постановлением Правительства Российской Федерации от 13  октября  1995
г.   N   1016   была  одобрена  Комплексная  программа  стимулирования
отечественных   и   иностранных   инвестиций   в   экономику   России,
предполагающая  их  общий  рост  на  4 процента в 1996 году и еще на 7
процентов в 1997 году.
     Реализация эффективных  экспортных проектов облегчается в связи с
предлагаемыми в рамках вышеупомянутой Комплексной программы схемами  и
механизмами смешанного государственно-коммерческого участия в расходах
по реализации проектов,в  том  числе  предоставлением  государственных
гарантий инвесторам.
     Большие возможности  для  привлечения   капитала   к   реализации
инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации, возникли с
образованием   финансово-промышленных   групп.   В   соответствии    с
Федеральным   законом   "О  финансово-промышленных  группах"  в  целях
повышения инвестиционной  активности  финансово-промышленных  групп  в
приоритетных    отраслях    и    видах    деятельности   предусмотрена
государственная  поддержка  соответствующих  проектов,  в  том   числе
оказываемая   путем   предоставления   государственных   гарантий   на
привлечение инвестиционных кредитов.
     Дополнительным источником  стимулирования экспорта и производств,
ориентированных     на     экспорт,     должно     стать     смешанное
государственно-коммерческое  финансирование  инвестиционных проектов с
использованием  международного  лизинга,  в   том   числе   в   рамках
разрабатываемой   Министерством   экономики   Российской  Федерации  с
участием заинтересованных министерств и ведомств федеральной программы
развития лизинга в Российской Федерации.
     Значительную позитивную  роль  в  развитии  российского  экспорта
играет    последовательно    проводимый    курс    на    либерализацию
внешнеэкономической деятельности. Согласно Указу Президента Российской
Федерации   от   6   марта  1995  г.  N  245  "Об  основных  принципах
осуществления  внешнеторговой  деятельности  в  Российской  Федерации"
количественные   и   иные   нетарифные   ограничения   экспорта  могут
устанавливаться только  в  отношении  отдельных  товаров  и  в  строго
ограниченных   законом  случаях;  отменен  институт  "спецэкспортеров"
стратегически важных  сырьевых  товаров;  не  допускается  ограничение
экспорта  товаров  и  услуг  до  выполнения экспортерами обязательного
объема  поставок  на  внутренний  рынок.  В  соответствии   с   Указом
Президента  Российской  Федерации  от  30  ноября  1995  г.  N 1204 "О
первоочередных мерах по  поддержке  экспортеров"  в  1996  году  будут
отменены  вывозные  таможенные  пошлины на все группы товаров ,  кроме
нефти,  газа и некоторых  других  сырьевых  товаров,  ставки  вывозных
таможенных   пошлин  на  которые  должны  быть  снижены.  Тенденция  к
ограничению административного регулирования экспорта  и  усилению  его
государственной   поддержки   закреплена   в   Федеральном  законе  "О
государственном   регулировании   внешнеторговой    деятельности"    и
упомянутом Указе Президента Российской Федерации.
     В 1994-1995   годах   Россия   активизировала   деятельность   по
формированию    торгово-политических    союзов   и   присоединению   к
международным экономическим организациям.  Были подписаны соглашения о
создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, Таможенного союза между
Россией, Белоруссией и Казахстаном с присоединением к нему ряда других
бывших республик СССР.  Заключено Временное соглашение между Россией и
Европейским союзом  о  торговле  и  связанных  с  торговлей  вопросах.
Начались   переговоры   о  вступлении  России  во  Всемирную  торговую
организацию,  деятельность которой будет строиться на комплексе  новых
или  обновленных  многосторонних  соглашений,  призванных  упорядочить
международную   торговлю    товарами,    услугами    и    результатами
интеллектуального  труда  в условиях прогрессирующей либерализации.  В
1995  году  активизировалась  работа  в   международных   организациях
Азиатско-Тихоокеанского  региона,  в  том числе Россия получила статус
регионального члена в Экономической организации ООН для Азии и  Тихого
океана.  Готовятся  переговоры  о  вступлении  России в Азиатский банк
развития, участие в котором, как и возможное развитие сотрудничества с
другими  региональными  банками  развития,  может  стать  инструментом
поддержки экспорта.
     На сегодняшний     день     Россией     подписаны     более    30
межправительственных  соглашений  о  взаимной   защите   и   поощрении
капиталовложений,  ратифицированы  две  международные конвенции в этой
области:  Вашингтонская конвенция о порядке разрешения  инвестиционных
споров  и  Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства
по гарантиям инвестиций.
     Мировая конъюнктура  для  основных  товаров  российского экспорта
выглядит сравнительно благоприятной:  в течение  1995  года  отмечался
рост   мировых   цен   на  отдельные  сырьевые  товары,  прежде  всего
топливно-энергетической   и   металлургической   групп.    С    учетом
прогнозируемого  международными  институтами  роста мирового спроса на
энергоносители   и   увеличения   потребления   цветных   металлов   в
машиностроении  промышленно  развитых  и  новых  индустриальных  стран
перспективы для значительной части российского экспорта можно  оценить
как хорошие.
     Дополнительными факторами  улучшения   внешней   конъюнктуры   и,
следовательно,  повышения  доходности  российского  экспорта  являются
расширение географии зарубежных  поставок  отечественной  продукции  с
целью   избежания  случаев  затоваривания  рынка,  разработка  системы
определения таможенной стоимости товаров при экспорте для  недопущения
ее   необоснованного   занижения,   расширение  практики  установления
рекомендуемых  отраслевыми  союзами   производителей   и   экспортеров
минимальных экспортных цен (уже применяется в отношении лесоматериалов
и химикатов).
     С учетом   действия  указанных  факторов  и  неуклонного  сужения
внутреннего спроса на продукцию отечественного производства российский
экспорт  после  резкого  сокращения  в  1991-1992  годах до 54,2 млрд.
долларов США вырос на 9 процентов в 1993 году и на 11 процентов в 1994
году.  Тенденция  к  расширению  российского экспорта усилилась в 1995
году:  по оценкам,  темпы прироста всего экспорта  составят  около  21
процента, в том числе в страны дальнего зарубежья - 28 процентов.
     Вместе с тем успехи России в наращивании  экспорта  относительны.
Российский  экспорт развивался медленнее,  чем мировой,  что привело к
сокращению его удельного веса в общемировом объеме с 1,63  процента  в
1993 году до 1,47 процента в 1994 году (подробнее см. приложение N 2).
     Значительное сдерживающее влияние на российский экспорт оказывают
следующие факторы:
     низкая конкурентоспособность      отечественной      промышленной
продукции, прежде всего машинотехнических изделий;
     тяжелое финансовое     положение     большинства      предприятий
обрабатывающей  промышленности  и конверсионных производств,  делающее
практически невозможным инвестирование в перспективные ориентированные
на  экспорт  проекты  за  счет  внутренних ресурсов и коммерциализацию
имеющихся конкурентоспособных разработок;
     резкое повышение  реального  курса рубля в связи со стабилизацией
его номинального курса в рамках "валютного коридора";
     недостаточное развитие   отечественных   систем   сертификации  и
контроля качества экспортной продукции на фоне значительного  усиления
в   первой   половине   90-х  годов  требований  к  потребительским  и
экологическим  характеристикам,  а  также  к  безопасности  продукции,
реализуемой на рынках промышленно развитых государств;
     опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий
по   сравнению   с   увеличением   цен   на   изделия   обрабатывающей
промышленности;
     несовершенная транспортная     инфраструктура,     обеспечивающая
российский экспорт;
     недостаток специальных  знаний  и опыта работы в сфере экспорта у
большинства   российских   предприятий,    нескоординированность    их
выступлений на внешних рынках;
     разрыв традиционных  производственных  связей  на   постсоветском
пространстве    и    со   странами   Восточной   Европы,   свертывание
сотрудничества со многими партнерами из развивающихся стран;
     сохранение элементов   дискриминации  российских  экспортеров  за
рубежом,  применение методов ограничительной деловой практики, включая
картельные   соглашения  для  вытеснения  или  недопущения  России  на
перспективные рынки;
     низкий международный  рейтинг  надежности  России  для кредитов и
инвестиций,  затрудняющий  использование   иностранных   средств   для
развития российского экспорта.
     С учетом  всего  комплекса  факторов,  определяющих  состояние  и
перспективы  российского  экспорта,  очевидна необходимость неотложных
шагов  по  формированию   целостной   системы   мер   государственного
стимулирования    экспорта,    которые,   с   одной   стороны,   будут
способствовать  эффективному  преодолению   существующих   проблем   и
препятствий  в экспортной деятельности,  а с другой стороны,  позволят
максимально использовать в интересах  развития  экспорта  происходящие
позитивные перемены в экономике и внешнеэкономической политике России.
     В этой связи  главной  задачей  Программы  является  формирование
благоприятных экономических,  организационных, правовых и иных условий
развития российского экспорта и повышения его эффективности,  а  также
механизмов   предоставления   государственной  финансовой,  налоговой,
информационно-консультационной,   маркетинговой,   дипломатической   и
других видов помощи отечественным экспортерам.
     Решение главной  задачи  предполагает   осуществление   следующих
мероприятий:
     ежегодная разработка  и  представление  в  Федеральное   Собрание
Российской  Федерации  одновременно  с  проектом  федерального бюджета
Федеральной программы развития  внешнеторговой  деятельности,  включая
перечень   мер  стимулирования  экспорта,  в  соответствии  с  Законом
Российской Федерации "О государственном  регулировании  внешнеторговой
деятельности";
     проведение систематической   работы   по   изучению   и   анализу
экспортного  потенциала страны и динамики ее конкурентных преимуществ,
а  также  тенденций  в  развитии   торгово-политической   ситуации   и
конъюнктуры  мирового  рынка  для  определения  отраслевых приоритетов
содействия экспорту на очередной год в  рамках  федеральной  программы
развития внешнеторговой деятельности;
     проведение постоянного контроля и анализа экспортной деятельности
отечественных  предприятий для своевременного определения и устранения
проблем  и  препятствий  в  развитии  этой  деятельности   посредством
предоставления эффективной поддержки со стороны государства;
     согласование мер,  принимаемых в  сфере  ВЭД,  со  стратегической
целью  и  главной  задачей  настоящей  Программы  и  при необходимости
проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных документов с
точки зрения их влияния на развитие отечественного экспорта;
     увязка разделов федеральных целевых программ, касающихся вопросов
экспорта,    с   основными   направлениями   и   ежегодными   объемами
государственной   поддержки   экспорта,   предусмотренными   настоящей
Программой,   и   включение   их   в  Федеральную  программу  развития
внешнеторговой деятельности на очередной год;
     согласование мероприятий по стимулированию экспорта, содержащихся
в региональных программах экономического  развития,  с  мероприятиями,
предусмотренными настоящей Программой,  в интересах расширения объемов
и повышения качества предоставляемых услуг.
     Формирование эффективных         механизмов        предоставления
государственной  поддержки  экспортерам  предполагает   решение   ряда
следующих специальных задач:
     создание системы        внешнеторговой        информации        и
информационно-консультационных   служб,   включая  их  региональные  и
зарубежные представительства;
     обеспечение функционирования     механизмов     кредитования    и
страхования экспорта с участием государства,  а  также  предоставление
государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам;
     организация оперативной   работы   государственных   органов   по
активному   продвижению   российской  экспортной  продукции  и  защите
интересов отечественных предприятий за рубежом;
     широкое привлечение   российских   деловых  кругов  к  проведению
совместных мероприятий по стимулированию экспорта.
     Важным элементом   Программы  являются  принципы  ее  реализации,
обеспечивающие эффективное решение поставленных задач (см.  приложение
N 3).

           II. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ

     В середине  90-х  годов Россия оказалась перед выбором адекватной
экспортной стратегии и оптимальных форм международного  экономического
сотрудничества, способных обеспечить стабильно высокий приток валюты и
укрепление позиций страны  на  мировом  рынке.  От  выбора  экспортной
стратегии  зависят  и  средства  ее  реализации,  меняются акценты при
планировании и проведении мероприятий по стимулированию экспорта.
     Современная международная  специализация  России сформировалась в
основном в 70-е годы и определяется прежде всего ее топливно-сырьевыми
ресурсами. В то же время в первой половине 90-х годов положение в этом
комплексе    ухудшилось    в     результате     сокращения     объемов
геолого-разведочных   работ,   неоптимальной   эксплуатации  имеющихся
ресурсов и прогрессирующего  старения  мощностей.  Все  это  привносит
элементы  нестабильности  в  развитие экспорта страны,  основанного на
сырье,  тем  более  что  доля  последнего  в  мировой  торговле  имеет
тенденцию  к  снижению,  а  мировые  цены  на  него  подвержены резким
колебаниям.
     Тем не  менее  в ближайшей и среднесрочной перспективе российский
экспорт сохранит топливно-сырьевую направленность,  и задача состоит в
укреплении материально-технической базы соответствующих отраслей.
     Важным шагом в этом направлении станет  оживление  инвестиционной
деятельности  в  топливно-сырьевых отраслях,  в частности уже отмечено
усиление активности крупного отечественного  капитала  в  нефтегазовой
промышленности, металлургии, базовой химии.
     Необходимо развивать  взаимовыгодное   сотрудничество   оборонной
промышленности  и сырьевых отраслей,  способное обеспечить эти отрасли
высококачественным оборудованием  и  передовыми  технологиями,  что  в
первую  очередь  касается топливно-энергетического и лесопромышленного
комплексов.
     С точки   зрения   повышения   эффективности   топливно-сырьевого
экспорта особое  значение  имеют:  увеличение  глубины  переработки  и
улучшение   качества   вывозимых   за   рубеж   сырьевых   товаров   и
полуфабрикатов;  оптимизация ценовых и иных условий контрактов; гибкое
маневрирование  совокупным  экспортным потенциалом сырьевых отраслей в
зависимости от конъюнктуры  на  внешних  рынках,  в  том  числе  путем
создания,  по  мере  появления  у  государства  необходимых финансовых
ресурсов,  стабилизирующих  экспортных   резервов   для   оперативного
реагирования на изменения мировых цен;  совершенствование транспортной
инфраструктуры в интересах снижения издержек по экспорту.
     Дополнительные резервы  развития сырьевого экспорта заключаются в
государственной   политике   энергосбережения,   суммарный   потенциал
которого составляет порядка 500 млн.  тонн условного топлива,  а также
интенсивном  взаимном  сотрудничестве   оборонной   промышленности   и
сырьевых  отраслей по производству оборудования для более качественной
обработки первичных ресурсов.
     Преобладание топливно-сырьевых   товаров  в  российском  экспорте
является  объективным  отражением   реальных   и   наиболее   значимых
конкурентных преимуществ России в международном разделении труда.
     Вместе с тем интеграция России в  мировую  экономику  в  качестве
равноправного партнера,  усиление ее роли на внешних рынках невозможны
без улучшения структуры  и  пропорций  внешнеэкономического  обмена  в
пользу повышения удельного веса готовой продукции,  активного освоения
более   эффективных   форм   сотрудничества   -   производственной   и
научно-технической    кооперации,    инвестиционного   сотрудничества,
совместной реализации инновационных проектов  и  т.д.  Таким  образом,
основой  долгосрочной  экспортной стратегии России должен быть экспорт
товаров   высокой   степени   обработки,   и    в    первую    очередь
машинотехнических  изделий,  на  основе  государственной поддержки.  С
экспортом машинотехнической продукции связаны процессы модернизации  и
прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства,  увеличения
занятости трудоспособного населения страны,  а также усиления  позиции
страны в мировой экономике.
     В то же время позиции российского машинотехнического экспорта  за
последние годы значительно ослабли.  При общемировой тенденции к росту
удельного веса  продукции  машиностроения  в  структуре  международной
торговли,  достигающего  1/3  и  более,  отечественные  поставки  этой
продукции в дальнее зарубежье сократились с 5,2 млрд.  долларов США  в
1991  году  до 3,1 млрд.  долларов США в 1994 году,  а их доля в общей
стоимости экспорта снизилась почти вдвое - до 6  процентов  (подробнее
см. приложение N 2).
     Динамика российского    экспорта     машин     и     оборудования
свидетельствует   не   только   об   общей  тенденции  утраты  Россией
традиционных рынков,  но и о крайне тяжелом  положении  отечественного
машиностроения по сравнению с другими отраслями.  Ранее существовавшие
конкурентные преимущества в производстве капиталоемкой, материалоемкой
и  энергоемкой  машинотехнической  продукции  в  значительной  степени
сведены на нет опережающим ростом цен на первичные ресурсы, ухудшением
экономического  положения  производителей.  В  этой связи определенное
стимулирующее влияние на производителей готовой продукции,  и в первую
очередь  машинотехнических  изделий,  окажут  меры  по сбалансированию
внутреннего   ценообразования,   содержащиеся   в   Указе   Президента
Российской  Федерации  от  30 ноября 1995 г.  N 1204 "О первоочередных
мерах по поддержке экспортеров"  и  предусматривающие,  что  в  первом
полугодии  1996  г.  среднемесячный  рост  цен  на  продукцию и услуги
естественных монополий (тарифы на энергию, перевозку грузов и т.д.) не
должен  превышать  среднемесячный  рост  индекса  цен  на промышленную
продукцию в целом.
     Для стабилизации   и   последующего   роста   экспорта   машин  и
оборудования необходимы совместные усилия предприятий и государства  в
этой  области,  последовательная деятельность Правительства Российской
Федерации  в  сфере  экономической  и  внешнеэкономической   политики.
Перспективным    является    создание    при    участии    государства
финансово-промышленных групп  и  консорциумов  экспортной  ориентации.
Реализация  конкретных  экспортных проектов должна опираться на четкую
оценку конкурентных преимуществ России,  связанных  как  с  дешевизной
рабочей  силы,  так и с накопленным интеллектуальным и технологическим
потенциалом,  включающим  в  себя  опережающие  технические   идеи   и
разработки    оборонных    производств    и   научно-исследовательских
институтов.
     Ближайшие задачи   в   развитии   российского   экспорта  готовой
промышленной продукции состоят  в  восстановлении  утраченных  позиций
страны на внешних рынках.  Однако не все государства - бывшие партнеры
России смогут обеспечить платежеспособный спрос,  особенно на машины и
оборудование.   В  этой  связи  в  качестве  предварительного  условия
развития сотрудничества выступает разработка адекватных механизмов его
реализации.   С   позиций  расширения  российского  машинотехнического
экспорта на традиционные  рынки  ближнего  зарубежья  важное  значение
имеют подписанные Россией и государствами - участниками СНГ соглашения
об общих условиях и механизме поддержки  и  развития  производственной
кооперации  и  о  льготном  таможенном  режиме  для  участников  такой
кооперации.
     Сотрудничество с  государствами  -  участниками СНГ важно с точки
зрения  восстановления  хозяйственных  связей,  вовлечения  России   в
интеграционные   процессы   и  технологические  цепочки  нарождающихся
межнациональных производственных комплексов.  Объективные  предпосылки
развития сотрудничества с государствами - участниками СНГ определяются
наличием   общей   границы,   транспортных   артерий,    хозяйственной
инфраструктуры,  схожего финансового устройства, культурных традиций и
языка.
     Необходимы усилия   по   расширению   экспорта   в   относительно
благополучные  страны  Восточной  Европы,  которые  заинтересованы  не
только   в   сырье  и  энергоносителях,  но  и  в  создании  сборочных
производств,  восстановлении  и   развитии   кооперации,   техническом
обслуживании   поставленного   оборудования   и   т.д.   Перспективным
направлением     является      активизация      торгово-экономического
сотрудничества с развивающимися странами,  имеющими интерес к развитию
технического содействия,  получению технологического опыта и  ноу-хау,
товарных  поставок.  При  этом  наибольшие  возможности существуют для
экспорта комплектного оборудования.
     Объем экспорта  машинотехнической  продукции  и  услуг  в  рамках
технического содействия  к  2000  году  при  условии  целенаправленной
государственной  поддержки  соответствующей деятельности можно было бы
увеличить с 0,8 млрд.долларов США  до  1,5  млрд.долларов  США.  Кроме
восстановления  утраченных  позиций  в  этой  области  сотрудничества,
экспорт в рамках технического содействия представляет  собой  вложение
средств  в развитие экспортного потенциала страны,  и в первую очередь
машиностроительных   отраслей.   Одним   из    основных    направлений
сотрудничества   России   с   зарубежными   партнерами   на  ближайшую
перспективу следует считать  сооружение  объектов  энергетики,  в  том
числе    атомной,    строительство    и    реконструкцию   предприятий
горнодобывающей,        нефтеперерабатывающей,        металлургической
промышленности, транспорта, ирригации и др.
     Расширение военно-технического   сотрудничества   с   зарубежными
странами  является  одним  из  наиболее  мощных  и эффективных рычагов
развития  наукоемкого  машинотехнического  экспорта.  В   этой   связи
необходимо   ускорить   работу  по  подготовке  федеральной  программы
военно-технического сотрудничества Российской Федерации с  зарубежными
странами на период до 2005 года,  имея в виду активную государственную
поддержку соответствующей деятельности.
     Значительным является    экспортный    потенциал    конверсионных
производств,  однако его  эффективная  реализация  осложняется  крайне
неустойчивым   финансовым   положением   соответствующих  предприятий,
отсутствием  навыков  маркетинга  и  специальных  знаний   в   области
внешнеэкономической  деятельности  и  т.д.  Несмотря  на  ограниченные
возможности по наращиванию совокупного экспорта страны в краткосрочной
перспективе,  эти предприятия способны внедряться на зарубежные рынки,
в  том  числе  и   развитых   стран,   как   с   принципиально   новой
машинотехнической продукцией, так и с прогрессивными композиционными и
специальными материалами,  отдельными сложными  узлами  и  агрегатами,
другими изделиями,  в которых воплощены опережающие технические идеи и
решения.
     Кроме "прорывных" разработок и технологий, уже имеющих устойчивый
спрос   на   внешних   рынках,    возможно    поэтапное    налаживание
конкурентоспособного    массового    производства   на   конверсионных
предприятиях,  включающее в себя работу  по  субконтрактам  и  заказам
инофирм  в целях приобретения опыта и навыков эффективной коммерческой
деятельности и поддержки за счет получаемых валютных средств  головных
производств    и   программ   НИОКР,   насыщение   внутреннего   рынка
высококачественной  продукцией  инвестиционного   и   потребительского
назначения в условиях нарастающей конкурентной борьбы, с выходом через
5-10 лет на внешние рынки.
     Существует также значительное число других отраслей и подотраслей
материального производства,  способных  внести  определенный  вклад  в
наращивание объемов и совершенствование структуры продаж.  К ним можно
отнести   химическую   промышленность,   промышленность   строительных
материалов,   рыболовецкую   и   рыбоперерабатывающую  промышленность,
отдельные  производства  пищевой  промышленности,  заготовку   товаров
тибетской  медицины  (с  ориентацией на страны Азиатско-Тихоокеанского
региона) и др.
     Определенные перспективы связаны с увеличением экспорта различных
видов услуг,  в том числе в области  коммерческого  освоения  космоса,
международного  туризма,  обучения иностранных граждан,  осуществления
транзитных перевозок и др.
     Более точные  и  развернутые  отраслевые  приоритеты по поддержке
экспорта  необходимо  устанавливать  в  рамках  ежегодной  Федеральной
программы   развития   внешнеторговой  деятельности  в  разделе  "Меры
стимулирования промышленного экспорта".
     Дополнительные возможности    увеличения   российского   экспорта
открываются при кооперации малых и крупных предприятий в  производстве
продукции,  потенциально  конкурентоспособной  на  внешнем рынке.  Это
может  быть  как  сотрудничество  малых  предприятий  с  традиционными
экспортерами   машинотехнических  изделий,  позволяющее  последним  не
передавать на откуп иностранным  посредникам  доведение  продукции  до
западных    потребительских    стандартов,    поручая   эти   операции
отечественным   субподрядчикам,    так    и    доработка    небольшими
инновационными   фирмами   технологичной   и   качественной  продукции
конверсионных производств в части экспортного дизайна и  комплектации.
Определенную  роль  может  сыграть  мобилизация собственных экспортных
возможностей малого предпринимательства и кустарных промыслов.
     Важным элементом   национальной   экспортной  стратегии  является
оптимальное использование различных форм международного экономического
сотрудничества для развития экспортного потенциала страны.  Для России
основной формой сотрудничества  являются  внешнеторговые  операции.  В
последние  годы получили распространение такие формы,  как привлечение
иностранных   инвестиций   и    создание    совместных    предприятий,
международных    объединений    и   организаций,   сотрудничество   на
компенсационной    основе,    кредитные    соглашения,     переработка
давальческого  сырья,  лицензионная  торговля,  международный  лизинг,
инжиниринг,  прибрежная и приграничная  торговля,  создание  свободных
экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двух
стран, иностранный туризм и др.
     Мировой практике    известно   более   двадцати   основных   форм
экономического сотрудничества,  причем многие формы применяются  не  в
чистом виде,  а в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои
организационные  и  экономические  особенности,  умелое  использование
которых  в  конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу
для российской стороны.  Важно освободить отношение к различным формам
международного     экономического     сотрудничества    от    излишней
идеологизации,  поскольку  все  они,  при  должной  законодательной  и
организационной    проработке,   могут   использоваться   без   угрозы
суверенитету и экономической безопасности страны.
     Важной задачей  в  этом направлении является создание условий для
более  широкого  участия  совместных  предприятий  непосредственно   в
производственной  деятельности  и  особенно  в области машиностроения,
поскольку в настоящее время иностранные партнеры больше заинтересованы
в осуществлении инвестиций в сферу услуг или в развитие ресурсной базы
и модернизацию мощностей топливно-энергетического комплекса.
     Определенное значение  для  развития экспортной базы России может
иметь Федеральный закон "О соглашениях о  разделе  продукции",  в  том
числе для вовлечения в хозяйственный оборот нефтегазовых месторождений
шельфа Сахалина и Якутии.  Актуальной является  постановка  вопроса  о
концессиях,   в  первую  очередь  применительно  к  разработке  лесных
ресурсов страны.
     В настоящее    время   резко   возрастает   значимость   активной
внешнеэкономической  политики  для  развития  как  сырьевого,  так   и
машинотехнического  экспорта.  Включение  России  в  систему  мирового
хозяйства,  в том числе  развитие  ее  экспорта,  происходит  на  фоне
усиления  международной  конкуренции.  Россия  как  экспортер все чаще
сталкивается со скрытыми и явными формами противодействия  со  стороны
группы  промышленно  развитых  стран.  Кроме  того,  в последнее время
активизировали   свою   деятельность    региональные    интеграционные
группировки,  участники  которых  при  общем положительном отношении к
развитию сотрудничества с третьими странами ориентируются на всемерное
укрепление внутрирегиональных связей,  что может иметь неблагоприятные
последствия для России.  В этой связи важную  роль  играет  взвешенное
определение  географических  приоритетов  в  экспортной  деятельности,
обеспечение  баланса  взаимных  интересов  в  целях  последовательного
укрепления геоэкономического положения России.
     При определении экспортной стратегии и ее тактических приоритетов
необходимо  исходить из того,  что решающим фактором развития экспорта
является   повышение   конкурентоспособности   народного    хозяйства,
способствующее  расширению  ассортимента  и совершенствованию товарной
структуры.  Поэтому   актуальной   является   разработка   комплексной
государственной      программы     повышения     конкурентоспособности
отечественной промышленной продукции,  делающей  упор  на  эффективные
формы   государственной   финансовой   и   иной   поддержки   наиболее
перспективных   производств,   смешанные   государственно-коммерческие
проекты,  создание  организационно-правовых и иных условий для притока
частных, в том числе и иностранных, капиталов в освоение прогрессивных
технологий  и продукции.  Активная позиция государства в этих вопросах
наряду с эффективным использованием,  в рамках политики стимулирования
экспорта, имеющихся конкурентных преимуществ (сырье, трудовые ресурсы,
технологический и интеллектуальный потенциал) позволят России  вернуть
утраченные  позиции  на  внешних  рынках  и  занять  достойное место в
системе международного разделения труда.

         III. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА

     Изложенная в   настоящем   разделе    Программы    система    мер
государственной поддержки экспорта призвана обеспечить согласованность
и логическую последовательность осуществления  единой  государственной
внешнеэкономической  политики,  способствовать объединению усилий всех
заинтересованных сторон в развитии российского экспорта.

           1. Экономические меры стимулирования экспорта

     Принципиально новый подход к решению  общегосударственной  задачи
развития  экспорта  отражен в Указе Президента Российской Федерации от
30 ноября  1995  г.  N  1204  "О  первоочередных  мерах  по  поддержке
экспортеров".   В   соответствии   с  Указом  первостепенное  значение
придается поддержке экспорта продукции высокой степени обработки путем
разработки  комплекса  мер  государственного  содействия отечественным
производителям этой продукции,  в том  числе  с  привлечением  средств
федерального   бюджета,  предусматривающего  использование  механизмов
кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления
государственных гарантий.
     Финансовое содействие  является  наиболее  эффективным  средством
мобилизации   экспортного   потенциала   страны.   Предлагаемые   меры
стимулирования  экспорта  за   счет   средств   федерального   бюджета
предполагают  их  соответствие нормам и требованиям Всемирной торговой
организации, определяющим принятый в мировой практике порядок оказания
государственной   поддержки   экспорту,   а  также  учитывают  условия
присоединения России к этой организации.
     С учетом современного состояния российской экономики и актуальных
проблем развития  ее  внешнеэкономического  комплекса  первоочередными
задачами в области финансового содействия экспорту являются следующие:
     предоставление Правительством   Российской   Федерации   в   лице
Министерства финансов Российской Федерации гарантийных обязательств по
привлекаемым   уполномоченными   банками   кредитным   ресурсам    для
обеспечения   оборотными   средствами   производств   и   организаций,
ориентированных на экспорт;
     предоставление государственных    гарантийных    обязательств   и
страхование  экспортных  кредитов  от  коммерческих   (банковских)   и
политических рисков для обеспечения защиты экспортеров.
     В рамках  дальнейшего  развития  и  совершенствования  механизмов
финансовой  помощи  экспортерам  будет  продолжена  работа по изучению
возможностей кредитования с участием  государства  ориентированных  на
экспорт  НИОКР,  освоения  наукоемкой и высокотехнологичной продукции,
закупки оборудования для развития экспортного производства (кредиты на
длительный  период  в  зависимости  от  сроков  окупаемости проектов);
кредитования производства экспортной  продукции  с  длительным  циклом
изготовления,   включая   закупку  не  производимых  в  России  сырья,
материалов и комплектующих частей.
     Среди других   направлений   финансового   содействия,  способных
оказать  заметное  стимулирующее  влияние   на   российский   экспорт,
целесообразно рассмотреть возможность таких мер, как:
     предоставление государственных  гарантий  банкам,   финансирующим
экспортные  поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180
дней;
     обеспечение государственных  гарантий  по  кредитам  на участие в
международных торгах;
     страхование операций по освоению внешних рынков.

     Механизмы использования   бюджетных  средств  для  финансирования
конкретных  проектов   в   области   развития   российского   экспорта
разрабатываются  Министерством внешних экономических связей Российской
Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством
финансов  Российской  Федерации  с участием других федеральных органов
исполнительной   власти    в    рамках    направлений    деятельности,
предусмотренных настоящей Программой. В качестве основного мероприятия
предусматривается разработка  порядка  предоставления  государственной
финансовой поддержки экспортерам промышленной продукции.
     С учетом ограниченных объемов  средств,  предусмотренных  на  эти
цели   в   федеральном   бюджете  на  1996  год,  в  указанный  период
предлагается  осуществить  принципиальные  и  первоочередные  меры  по
стимулированию  отечественного  машинотехнического  экспорта.  Вопросы
поддержки ориентированных на экспорт производств  предлагается  решить
за   счет   кредитования   оборотных  средств  производств,  способных
выпускать конкурентоспособную  продукцию.  Финансирование  капитальных
вложений,  учитывая  острый  дефицит средств в бюджете на 1996 год,  в
настоящее время реально может осуществляться в рамках  государственной
инвестиционной   программы.   В   этой  связи  Министерство  экономики
Российской  Федерации   при   проведении   конкурсов   по   размещению
централизованных   инвестиционных   ресурсов   и   последующем  отборе
инвестиционных предложений,  обеспечивающих в промышленности  и  сфере
услуг   производство  экспортных  товаров  на  уровне  лучших  мировых
образцов,  будет предусматривать долевую государственную  поддержку  в
размере до 40 процентов стоимости проекта.
     С целью  создания  системы  страхования  экспортных  кредитов   и
предоставления   государственных  гарантий  готовятся  предложения  по
образованию  Российского  экспортно-импортного  страхового   общества.
Указанное  страховое  общество,  используя  механизм перераспределения
рисков среди страховых компаний, включая зарубежные, могло бы повысить
возвратность  государственных экспортных кредитов,  а также обеспечить
пополнение  собственных  средств,  которые   могут   и   должны   быть
использованы   в   будущем  для  экспортного  страхования  в  условиях
ограниченной государственной поддержки, а затем и без нее.
     Одно из  важных направлений поддержки экспорта,  особенно товаров
высокой степени обработки,  связано с  использованием  мер  налогового
регулирования.  В  связи  с  этим в рамках совершенствования налоговой
системы Российской Федерации и усиления ее стимулирующего  воздействия
в  отношении  отечественных товаропроизводителей целесообразно изучить
возможные  формы  налогового  поощрения   экспортеров   для   внесения
обоснованных  предложений  в  ежегодную Федеральную программу развития
внешнеторговой деятельности, в том числе:
     восстановление системы    возмещения    налога   на   добавленную
стоимость,  уплаченного на внутреннем  рынке  при  закупке  товара,  в
случае  последующего  экспорта  этого товара.  Возможные исключения из
этого правила могли бы распространяться только на экспорт  подакцизных
товаров и продукции, реализуемой по бартерным контрактам;
     определение порядка исчисления и уплаты  налога  на  прибыль  для
предприятий - экспортеров готовой, в первую очередь машинотехнической,
продукции с точным указанием кодов по  ТН  ВЭД,  идентичного  порядку,
установленному для малых предприятий;
     стимулирование производственной   кооперации   путем   расширения
масштабов    эффективного    использования   российскими   участниками
внешнеэкономических   связей   таможенных   режимов   переработки    в
соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
     разработка комплекса мер по снижению  косвенного  налогообложения
экспорта  услуг.  В связи с этим привести в соответствие с положениями
Всемирной торговой организации вопросы регулирования экспорта услуг;
     освобождение экспортеров    от    уплаты   налога   на   рекламу,
осуществляемую в отношении экспортных товаров;
     снижение размера   государственной  пошлины  при  рассмотрении  в
арбитражных судах  исков,  связанных  с  производством  и  последующим
экспортом товаров и услуг.
     В дальнейшем,  по мере улучшения экономической ситуации в стране,
станет  возможным принятие мер,  направленных на укрепление зарубежной
инфраструктуры  по  сбыту  и  обслуживанию  поставляемого  на  экспорт
оборудования   (создание  сбытовых  фирм,  дилерской  сети,  сервисных
центров и т.п.).
     Кроме того,   целесообразно  изучить  возможности  стимулирования
использования промышленного оборудования для  производства  экспортной
продукции  путем  снижения ставки налога на имущество либо посредством
его частичной компенсации через снижение иных обязательных платежей.
     В числе  первоочередных  мер,  осуществляемых  в  развитие  Указа
Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204, в течение
1996 года необходимо отменить или снизить вывозные таможенные пошлины.
     Учитывая входящие в стоимость зарубежных поставок оборудования  и
материалов  значительные  транспортные  затраты,  которые  существенно
превышают   международные   показатели   и   приводят    к    снижению
конкурентоспособности   российской  экспортной  продукции,  необходимо
продолжить   работу   по   совершенствованию    действующей    системы
транспортных тарифов.

   2. Организационно-правовые   и   специальные   меры  стимулирования
                             экспорта

     На современном этапе экономических преобразований в России, когда
идет  активный  процесс  формирования  принципиально  новой правовой и
институциональной  основы  открытого   рыночного   хозяйства,   особое
значение    приобретают   целенаправленные   усилия   государства   по
совершенствованию   нормативной   базы,   организационному   и   иному
обеспечению   экспортной  деятельности.  С  уменьшением  вмешательства
государства в предпринимательскую деятельность,  в том числе  в  сфере
внешней    торговли,    существенно    возрастает    роль    косвенных
(неадминистративных) форм его участия  в  реализации  общенациональных
целей   и   задач   в   этой  области.  Предлагаемая  в  дополнение  к
экономическим     механизмам     поддержки     экспортеров     система
организационно-правовых  и  специальных  мер  стимулирования  экспорта
позволит более эффективно выполнять возложенные на государство функции
по его развитию и расширению участия России в международном разделении
труда.
     Соответствующие функции  закреплены  и  обоснованы  в Федеральном
законе "О государственном регулировании внешнеторговой  деятельности",
предусматривающем комплекс мер по государственному содействию развитию
внешнеторговой деятельности и ее стимулированию. Указанный Федеральный
закон  охватывает  широкий,  но  не  исчерпывающий  перечень  вопросов
государственного   регулирования   внешнеторговой   деятельности.    В
частности,  в  нем  не  нашли  достаточного отражения такие важные для
экспортеров   вопросы,   как   бартерная   и   клиринговая   торговля,
ценообразование во внешнеторговой деятельности,  гарантии партнерам по
сотрудничеству,  порядок разрешения хозяйственных споров  и  некоторые
другие  вопросы,  требующие  своего  решения в последующих нормативных
документах.
     Согласно этому  Федеральному закону регулирование различных видов
внешнеэкономической деятельности (кроме  внешней  торговли)  и  особых
экспортно-импортных     режимов     осуществляется    соответствующими
федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. В
этой   связи  разработаны  проекты  федеральных  законов  "О  внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР  "Об  иностранных  инвестициях  в
РСФСР",  "О  свободных экономических зонах",  "О соглашениях о разделе
продукции",  "О концессионных договорах,  заключаемых с российскими  и
иностранными инвесторами". Их скорейшее принятие позволит приступить к
решению важных вопросов развития экспортного потенциала России.
     Необходимо также   подготовить   проекты   федеральных   законов,
относящихся к сфере внешнеэкономических  связей,  прямо  или  косвенно
содействующих  развитию  экспорта,  и представить их в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации.  В числе этих законов
-  закон  о  сотрудничестве  на компенсационной основе,  о переработке
давальческого  сырья,  о  приграничной  и   прибрежной   торговле,   о
внешнеэкономических операциях с лицензиями, о лизинге, о франчайзинге,
об оффшорных зонах на территории России и другие.
     Неотложные вопросы   развития   экспорта   связаны  с  улучшением
информационного    обеспечения    внешнеторговой    деятельности.    В
соответствии  с  Федеральным  законом "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности" первоочередной  задачей  в  этой  области
является создание системы внешнеторговой информации,  финансируемой за
счет  средств  федерального  бюджета  и   управляемой   уполномоченным
федеральным   органом   исполнительной  власти.  Министерству  внешних
экономических    связей    Российской    Федерации     совместно     с
заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти следует
в ближайшее время разработать  принципы  создания  и  функционирования
такой системы.
     Необходимым условием   эффективного   функционирования    системы
внешнеторговой      информации      является     формирование     сети
информационно-консультационных  служб,  обеспечивающих  эффективное  и
оперативное предоставление информации в удобной для клиента форме.
     Среди актуальных проектов в области  информационного  обеспечения
экспорта можно выделить следующие:
     создание Российского    центра    информационно-консультационного
содействия  экспорту  (по  аналогии  с  Российским  центром содействия
иностранным  инвестициям   при   Министерстве   экономики   Российской
Федерации);
     организация Российского информационного центра Всемирной торговой
организации  по стандартизации,  сертификации и техническим барьерам в
торговле;
     воссоздание и   развитие   системы   информации   о   современных
достижениях отечественной и  зарубежной  науки  и  техники,  передовом
производственном   и   предпринимательском   опыте   с  использованием
возможностей   научно-исследовательских   центров,   включая    высшие
образовательные учреждения, и российских загранучреждений.
     Для повышения   конкурентоспособности   отечественной   продукции
необходимо     организовать     эффективную    систему    сертификации
экспортируемой  продукции  (в  том  числе  как  вариант  -  воссоздать
государственную  инспекцию  по  качеству  экспортных  товаров),  что в
значительной мере облегчит ее доступ на внешние рынки.
     В отличие от инспекции,  существовавшей в СССР,  новая российская
инспекция должна не только  служить  барьером  на  пути  проникновения
некачественной продукции на внешний рынок, но и способствовать выпуску
конкурентоспособной  продукции   с   учетом   требований   иностранных
потребителей к ее качеству. Важным аспектом этой деятельности является
участие России в работе международных и  региональных  организаций  по
сертификации   в   целях  взаимного  признания  результатов  испытаний
продукции.
     Процессы стандартизации  в  настоящее время затрагивают не только
сферу  материального  производства,  но   и   применение   современной
электронной  версии  документооборота  во  внешней  торговле,  который
основывается на  стандарте  Европейской  экономической  комиссии  ООН.
Использование прогрессивных форм ведения внешнеторговой документации и
переписки позволяет сократить предпродажные расходы и экономить время.
В этой связи следует активизировать работу по популяризации и широкому
внедрению соответствующего стандарта в делопроизводство и практику его
использования в работе российских экспортеров.
     Одним из направлений государственной поддержки экспорта  является
содействие в продвижении российской продукции на внешние рынки.
     Совершенствование рекламы российских экспортных товаров  является
органической  частью  политики  стимулирования  экспорта.  В настоящее
время уже имеется конкурентоспособная продукция,  которая  может  быть
объектом  рекламы  (в том числе разработки конверсионных предприятий).
Поэтому следует шире использовать традиционные и новые формы рекламной
деятельности для продвижения отечественных товаров на внешние рынки, а
именно:
     создавать передачи, пропагандирующие по каналам российской службы
международного   теле-   и   радиовещания   отечественную   экспортную
продукцию;
     воссоздать специализированное  периодическое  издание  (по   типу
журнала   "Советский   экспорт"),   распространяемое   через   систему
официальных   зарубежных   представительств   Российской    Федерации,
предпринимательские  союзы  и  общественные  организации,  а  также по
подписке;
     использовать технические  и иные возможности Торгово-промышленной
палаты Российской Федерации  и  торговых  представительств  Российской
Федерации за рубежом для организации презентаций российской экспортной
продукции,  проведения семинаров  и  симпозиумов  для  демонстрации  и
обоснования достижений страны в перспективных для экспорта областях.
     Одной из форм экспортной рекламы  являются  торговые  выставки  и
ярмарки.     В     последние     годы     государственная    поддержка
выставочно-ярмарочной  деятельности  была  практически  свернута,  что
привело   к   значительному   обеднению   российских   экспозиций   на
традиционных  выставках.  Работу  на   этом   направлении   необходимо
восстановить и расширить,  сконцентрировав внимание на наиболее важных
с точки зрения развития  экспорта  мероприятиях.  В  рамках  ежегодной
Федеральной  программы  развития  внешнеторговой  деятельности следует
определять перечень подобных мероприятий, пользующихся государственной
поддержкой.
     Перспективными формами  продвижения   российской   продукции   на
экспорт  являются проведение специфических выставочных мероприятий,  в
том  числе  ярмарок  субконтрактов,   дней   международных   контактов
субъектов  малого предпринимательства,  выставок идей и технологий,  а
также организация под эгидой государства  специализированных  торговых
делегаций   для   ознакомления   с   ситуацией  на  внешних  рынках  и
установления деловых связей.
     Значительная часть   экспортной  деятельности  осуществляется  за
границей.  Поэтому важно укреплять связи  экспортеров  с  официальными
загранучреждениями и представительствами других российских организаций
за    границей    в     интересах     обеспечения     организационной,
информационно-консультационной,   дипломатической   и  иной  поддержки
российского экспорта.
     Следует предусмотреть  разработку ведомствами документов о правах
отечественных   предпринимателей   на    получение    организационной,
информационной и других видов помощи в российских загранучреждениях, а
также об условиях оказания  подобных  услуг.  Основными  направлениями
работы загранучреждений России с российскими предприятиями являются:
     содействие в    организации    деловых     визитов     российских
предпринимателей,    включая    планирование    деловых    встреч    и
предоставление,   по   возможности,   помещений    для    переговоров,
переводческих  услуг,  торгово-политической и конъюнктурной информации
по стране;
     проведение предварительных  маркетинговых исследований по просьбе
российских   экспортеров,   в   том   числе   в   форме   ознакомления
заинтересованной   зарубежной   аудитории  с  планируемой  на  экспорт
продукцией и информирование клиента о результатах презентации;
     обеспечение дипломатической     поддержки    наиболее    значимым
экспортным проектам путем их представления в ходе официальных визитов,
церемоний и иных протокольных мероприятий;
     консультирование отечественных    экспортеров     по     вопросам
зарубежного  законодательства,  норм  и  правил  поведения  на  рынке,
существующих стандартов и иных требований к качеству товаров;
     выдача заключений  о  фирмах  страны пребывания с учетом практики
торгово-экономических отношений этих фирм с российскими организациями.
     Важным элементом  национальной  политики  стимулирования экспорта
является организация рекламно-пропагандистских  кампаний  в  поддержку
экспортеров,   включая   награждение  лучших  из  них.  С  этой  целью
необходимо  разработать  порядок  присуждения  государственных  премий
отечественным    субъектам   внешнеэкономической   деятельности   (как
юридическим,  так   и   физическим   лицам),   добившимся   выдающихся
результатов  в  развитии  российского экспорта на протяжении последних
трех или более лет.  Следует учредить систему морального поощрения  (с
вручением  почетных  грамот  по указу и от имени Президента Российской
Федерации) отечественных, а также иностранных юридических и физических
лиц,  внесших  наибольший  вклад  в  развитие  российского экспортного
потенциала,  осуществление  крупных  экспортных  проектов,  расширение
экспорта промышленной продукции,  особенно тех видов, в производстве и
реализации которых были использованы новые идеи или технологии.
     В целях формирования общественного сознания,  благоприятствующего
развитию экспорта,  а также в интересах повышения  статуса  экспортной
деятельности   целесообразно   поддержать   идею   разработки   Хартии
российских экспортеров,  проводить рекламно-просветительские  кампании
на  тему  "Внешние  рынки  для  России",  в том числе для приобщения к
экспортной  деятельности  новых  фирм,  а   также   ежегодные   недели
международной    торговли,    предусматривающие   награждение   лучших
экспортеров.
     Осуществление указанных организационно-правовых и специальных мер
стимулирования экспорта  потребует  определенных  расходов.  Их  сумма
будет невелика, поскольку соответствующие мероприятия, как правило, не
являются высокозатратными и могут осуществляться поэтапно, совместно с
заинтересованными фирмами и их объединениями. Эффективным инструментом
стимулирования   экспорта,    и    в    первую    очередь    поддержки
выставочно-ярмарочных,   рекламных  и  иных  мероприятий  по  освоению
внешних рынков,  может стать фонд поддержки экспорта при  Министерстве
внешних   экономических   связей   Российской  Федерации  при  условии
выделения ему необходимых средств.
     Мероприятия по  стимулированию  экспорта  должны также включать в
себя   подготовку   квалифицированных   кадров,    развитие    научных
исследований  в  сфере  внешней  экономической  деятельности,  а также
создание  необходимых   организационных   условий   для   эффективного
управления Программой.
     В рамках  совершенствования  государственной  системы  подготовки
кадров  для  внешней  торговли  следует  расширить программы обучения,
представляющие особую важность для развития и повышения  эффективности
экспортной  деятельности.  Актуальной  задачей является формирование и
реализация      государственного      заказа       на       подготовку
высококвалифицированных  специалистов  в  области  внешнеэкономических
связей.
     Государственная система   подготовки  кадров  должна  дополняться
системой  коммерческих   учебных   заведений.   В   структуре   высших
образовательных   учреждений   университетского  уровня  целесообразно
создать  специальные  информационно-консультационные  подразделения  и
учебные   курсы,   призванные   способствовать   развитию   экспортной
деятельности российских регионов.
     В условиях    кардинального   реформирования   внешней   торговли
возрастает роль научного подхода к решению текущих проблем и к  оценке
перспектив  экспортной  деятельности.  При  этом  необходимо  повысить
актуальность,  научный  уровень   исследований   проблем   в   области
российской внешней торговли.  Необходимо учитывать,  что государство в
этой сфере имеет свои специфические цели и  задачи  и  оно  не  должно
уходить  от  решения  этих  проблем  и  полностью  переводить науку на
коммерческие рельсы.  Затраты на науку,  как  правило,  сопровождаются
ростом объема и эффективности экспорта.
     Представляется целесообразным для определения приоритетности  тех
или  иных  мер в рамках Программы создать в министерствах и ведомствах
(за   счет   имеющейся   штатной    численности)    специализированные
подразделения,  осуществляющие  практическую  деятельность по изучению
конкурентоспособности соответствующей отрасли и готовящие рекомендации
по конкретным мероприятиям и проектам.
     Важно укрепить  и   далее   развивать   механизмы   консультаций,
взаимного  согласования  интересов  и обсуждения перспектив с участием
представителей   федеральных   органов   исполнительной    власти    и
экспортеров.  Работа в этом направлении уже ведется:  при Министерстве
внешних экономических связей Российской Федерации функционирует  Совет
отраслевых    объединений   производителей   и   экспортеров,   издано
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995  г.  N
872-р  о  взаимодействии  органов  исполнительной власти с отраслевыми
объединениями производителей и экспортеров.
     В соответствии   с  задачей  по  созданию  условий  и  механизмов
предоставления квалифицированной помощи по экспорту и с учетом мировой
практики    объединения    экспортеров   могут   выполнять   следующие
информационно-консультационные и другие функции:
     координация деятельности российских экспортеров на внешних рынках
и согласование условий выхода на рынки между заинтересованными членами
объединения   в   интересах  оптимального  использования  конъюнктуры,
соблюдения правил конкуренции и международных обязательств  Российской
Федерации;
     сбор и распространение  среди  членов  объединения  информации  о
государственном  регулировании внешней торговли в зарубежных странах и
предоставление консультационных услуг начинающим экспортерам;
     сбор и  распространение  информации  о  состоянии  и перспективах
развития мировых товарных рынков,  представляющих интерес  для  членов
объединения;
     сбор и  распространение  информации  о  требованиях  к   качеству
экспортируемых   товаров   за   рубежом   (с  точки  зрения  интересов
потребителя,  безопасности изделий,  соблюдения экологических и других
обязательных  норм)  и  содействие  повышению  качества  этих товаров,
удовлетворяющего всем таким требованиям.
     Последовательная деятельность     государства    по    укреплению
объединений экспортеров,  в  том  числе  поощрение  создания  подобных
объединений  в  обрабатывающей  промышленности,  и  в первую очередь в
машиностроении,  позволит в перспективе значительно расширить объемы и
разнообразить    формы    содействия    экспорту.   Взаимодействие   с
объединениями экспортеров позволит выработать неадминистративные  меры
воздействия   на   экспорт  на  основе  государственной  поддержки  их
деятельности.

             IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ

     По мере роста и совершенствования структуры российского  экспорта
последний   будет  все  в  большей  мере  затрагивать  так  называемые
чувствительные сектора экономики зарубежных  стран  и,  следовательно,
подвергаться  различного рода мерам торгово-политического воздействия.
В этой связи особое значение приобретают вопросы  обеспечения  доступа
отечественных   экспортеров   на  внешние  рынки,  в  решении  которых
государство призвано сыграть важную и ответственную роль.
     На уровне  межгосударственных  отношений  большое  значение имеет
деятельность межправительственных комиссий  по  торгово-экономическому
сотрудничеству,  в  рамках  которых  можно  рассматривать долгосрочные
перспективы  будущей  динамики  и  структуры  торговых   потоков,   не
вызывающих    нареканий    у    сторон.   Благоприятное   влияние   на
торгово-политический  климат   для   российских   экспортных   товаров
оказывает   подписание  комплексных,  ориентированных  на  перспективу
соглашений, в частности Временного соглашения о торговле и связанных с
торговлей    вопросах    между    Россией    и   Европейским   союзом,
предусматривающего значительную либерализацию их взаимной торговли  на
основе  принципов Всемирной торговой организации.  Действие Временного
соглашения  прекращается  при  вступлении  в   силу   полномасштабного
Соглашения  о  партнерстве  и  сотрудничестве,  которое  пока  еще  не
ратифицировано парламентами России и ряда стран Европейского союза.
     Следует продолжить работу по подготовке дополнительных документов
к уже подписанному Россией и более чем 40 другими странами Договору  к
Энергетической   хартии,  обеспечивающему  применение  правил  ГАТТ  к
экспортируемым российским энергетическим  материалам  и  продуктам,  а
также  право  их  свободного  транзита  по территориям стран-участниц.
Ожидаемое  участие  России  в  деятельности   новой   организации   по
многостороннему  контролю  за  экспортом  товаров  военного и двойного
назначения,  призванной  заменить  ликвидированный  в  марте  1994  г.
Координационный комитет по контролю над экспортом (КОКОМ),  позволит в
большей степени влиять на ее дальнейшую  деятельность,  которая  будет
иметь  прямое  отношение  к  развитию  соответствующих  направлений  в
экспорте страны.
     Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации
будет  способствовать   созданию   условий   предсказуемости   доступа
российской   продукции   на   внешние   рынки,   устранению   торговой
дискриминации и  применению  общепринятой  правовой  базы  для  защиты
интересов   российских   экспортеров  за  рубежом.  Только  устранение
торговой дискриминации на Западе по отношению к  российскому  экспорту
позволяет  рассчитывать  на  увеличение поставок ряда товаров на общую
сумму более 1 млрд. долларов США (примерная оценка).
     Задачи зарубежных  торговых представительств Российской Федерации
на  этом  направлении  заключаются  в  отслеживании  текущей  рыночной
ситуации по российским экспортным товарам в целях избежания осложнений
торгово-политического  характера,  а  в  случае  возникновения  угрозы
применения  принимающей  страной  защитных  мер  -  в посредничестве и
прямом участии  в  преодолении  конфликтной  ситуации  с  минимальными
издержками,   в   использовании  дипломатических  каналов  для  защиты
интересов российских  экспортеров  в  случаях  их  явной  или  скрытой
дискриминации, в содействии в урегулировании торговых споров.
     При большом  количестве   проводимых   в   отношении   российских
экспортеров  антидемпинговых  расследований  полезными являются тесные
рабочие контакты уполномоченных государственных структур конфликтующих
сторон,  позволяющие  предотвратить  эскалацию  конфликта  и  введение
компенсационных пошлин.  При этом  в  современных  условиях  требуется
активизация  деятельности,  чтобы  разъяснять,  убеждать,  а  порой  и
заставлять отечественных участников внешнеэкономической деятельности в
их  же интересах соблюдать общепризнанные правила поведения на мировом
рынке и тем самым избегать многих торговых  споров  и  противодействия
российскому экспорту.
     Кроме того, целесообразно создать при участии Росэксимбанка центр
по   содействию  доступу  российских  экспортеров  на  внешние  рынки.
Указанный центр,  выполняя юридико-консультационные  функции,  мог  бы
оказывать  содействие российским поставщикам товаров и услуг в решении
проблем,  с которыми они  сталкиваются  в  работе  на  внешних  рынках
(антидемпинговые  процедуры,  защитные  и  иные  меры),  анализировать
условия   соглашений   и    контрактов    экономических    операторов,
намеревающихся  получить  доступ к национальной системе кредитования и
страхования экспорта.
     Выгоды от   либерализации  доступа  России  на  зарубежные  рынки
товаров, услуг и капитала в ближайшие годы будут более ощутимыми, если
активизировать  деятельность в области повышения конкурентоспособности
и развития экспорта продукции обрабатывающей промышленности.
     Вопросы доступа  на  внешние  рынки  тесно  связаны  с  проблемой
оптимальной защиты  отечественных  товаропроизводителей.  С  принятием
Федерального  закона  "О  государственном регулировании внешнеторговой
деятельности" появилась  необходимая,  приведенная  в  соответствие  с
мировой практикой, нормативная база для применения защитных мер.
     Эффективная защита     национальных     производителей     должна
основываться   на   поддержке  в  первую  очередь  конкурентоспособных
отечественных предприятий обрабатывающей промышленности для накопления
ими  финансовых  средств,  навыков  маркетинга  и  иных материальных и
нематериальных активов,  важных для выхода на внешний рынок. При таком
подходе  защита  внутреннего рынка России выступает как важный элемент
национальной экспортной стратегии.  В свою очередь, развитие экспорта,
особенно     продукции    обрабатывающей    промышленности,    создает
долговременные     стимулы     к     модернизации     и      повышению
конкурентоспособности   национальной  экономики,  которая  закономерно
становится менее восприимчивой к давлению импорта.

        V. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Программа направлена на  формирование  новой,  более  эффективной

Страницы: 1  2