О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА. Постановление. Правительство РФ. 08.02.96 123


Страницы: 1  2  


модели участия Российской Федерации в международном разделении труда.
     Динамические показатели развития экспорта в  предстоящие  10  лет
должны обеспечивать некоторое опережение развития экспорта в сравнении
с товарооборотом страны в целом,  а также опережение развития экспорта
по  сравнению  с  темпами  роста произведенного национального дохода и
валового внутреннего продукта.
     Этапы развития экспорта связаны с объективной логикой и динамикой
экономических преобразований и предполагают учет  факторов  инерции  в
развитии экспортного потенциала и экспорта России.
     На первом этапе (1996-1997 годы) необходимо:

     продолжить работу   по   совершенствованию   законодательной    и
нормативно-правовой  базы внешней экономической деятельности,  а также
валютной,  налоговой  и  тарифной  политики,  поощряющей   экспорт   и
эффективные формы торгово-экономического сотрудничества;
     завершить формирование институциональных и организационных  основ
государственной    службы    содействия    экспорту,   предоставляющей
оперативную и качественную помощь экспортерам;
     создать систему  внешнеторговой  информации,  опирающуюся на сеть
информационно-консультационных служб;
     сформировать механизмы   государственной  поддержки  кредитования
оборотных   средств    предприятий-экспортеров,    гарантирования    и
страхования  экспорта,  кредитования  эффективных,  ориентированных на
экспорт  проектов,  в  том  числе  на  базе  продукции   конверсионных
производств,  изготовленной  с  использованием опережающих технических
идей и решений;
     увеличить финансовую   базу  уполномоченного  специализированного
банка,  через  который  будут  осуществляться  программы   экспортного
гарантирования и кредитования;
     решить вопросы  более  эффективного   транспортного   обеспечения
экспортных поставок;
     осуществить ряд мер организационного  характера  по  упорядочению
экспортной деятельности, расширению взаимодействия органов власти всех
уровней с объединениями экспортеров,  созданию при федеральных органах
исполнительной   власти,   органах   исполнительной  власти  субъектов
Российской    Федерации    и    органах    местного     самоуправления
специализированных   подразделений   развития   экспорта,  налаживанию
межведомственной координации в вопросах выработки экспортной  политики
и практической помощи экспортерам;
     повысить роль загранучреждений Российской Федерации, прежде всего
торговых   представительств,   в  работе  по  продвижению  российского
экспорта;
     повысить эффективность       российской       дипломатии       во
внешнеэкономической сфере, в том числе путем расширения участия страны
в   международных   экономических  организациях  с  уделением  особого
внимания тактике взаимоотношений с Всемирной торговой  организацией  и
Европейским  союзом,  сотрудничеству с представительными организациями
Азиатско-Тихоокеанского региона и объединениями нефтеэкспортеров;
     увеличить финансирование    научно-исследовательских   работ   по
комплексному  изучению  экспортного   потенциала   России,   выявлению
приоритетных  отраслей  и  проектов с учетом внутренних возможностей и
мировой конъюнктуры.
     В результате  на  первом  этапе  реализации Программы должны быть
обеспечены устойчивые объемы экспорта на уровне 70-75  млрд.  долларов
США  за  счет  оптимального  использования  наличной  ресурсной базы и
конъюнктуры   на   внешних   рынках,    постепенного    восстановления
традиционного   машинотехнического   экспорта  в  рамках  технического
содействия и развития производственной кооперации.  Товарная структура
экспорта  на  первом  этапе  не  претерпит  существенных  изменений  и
сохранит топливно-сырьевую направленность.
     На втором    этапе    (1998-2000    годы)   на   базе   созданной
институциональной  и  организационной  инфраструктуры   предполагается
приступить     к     реализации    активной    экспортной    политики,
предусматривающей более значительное финансовое участие государства  в
продвижении  отечественной  продукции  на  внешние  рынки.  Для  этого
необходимо:
     существенно увеличить объем бюджетных средств,  резервируемых для
реализации программ гарантирования и страхования экспорта;
     расширить программы   кредитования   ориентированных  на  экспорт
производств и предоставление экспортных кредитов;
     реализовать комплекс  мер  по  стимулированию экспорта субъектами
малого предпринимательства;
     стимулировать увеличение    объемов    страховых    операций   во
внешнеторговой деятельности и расширение  видов  страхуемых  рисков  в
этой сфере;
     проводить масштабные    выставочно-ярмарочные     и     рекламные
мероприятия в поддержку российского экспорта.
     В результате  реализации  Программы   с   учетом   прогнозируемой
конъюнктуры   к   2000  году  (оживление  внутреннего  спроса  и  рост
потребления первичных ресурсов) разработанный комплекс  мер  обеспечит
незначительный,  но устойчивый рост экспорта и расширение ассортимента
вывозимой продукции.  В этой связи можно ожидать  некоторого  снижения
удельного   веса   в   российском  экспорте  основных  сырьевых  групп
(минеральных продуктов,  металлов,  лесоматериалов) до 65-70 процентов
(76  процентов  в  1994  году)  в  пользу  расширения поставок готовой
продукции.
     Совершенствованию товарной  структуры  российского экспорта будут
способствовать  и  изменения  в  его  географической  структуре.  Доля
экспорта  в страны ближнего зарубежья может увеличиться с 22 процентов
в 1994 году до примерно 25-30 процентов к  2000  году,  что  с  учетом
более высокого удельного веса в нем машинотехнической продукции (более
чем в 2 раза превышает соответствующий показатель по всему экспорту  и
почти  в  3,5  раза  по экспорту в страны дальнего зарубежья) способно
повысить значимость указанной товарной позиции  в  суммарном  экспорте
России.  Возрастет  роль  развивающихся  стран  Азии как перспективных
экспортных рынков для  России,  в  том  числе  в  отношении  продукции
базовых  отраслей промышленности,  а также предоставления технического
содействия в сооружении объектов инфраструктуры, энергетики и т. д.
     На третьем   этапе  (2001-2005  годы)  предполагается  обеспечить
диверсификацию экспорта,  под которой понимается  поставка  из  России
современных высококачественных,  преимущественно наукоемких товаров на
зарубежные рынки.
     Для этого необходимо:

     достичь объемов  государственной  финансовой  поддержки экспорта,
сопоставимых с  аналогичными  ассигнованиями  в  промышленно  развитых
странах;
     наряду с поддержкой  товарного  экспорта  стимулировать  развитие
экспорта  услуг,  способствовать формированию разветвленных сбытовой и
обслуживающей сетей  для  российской  машинотехнической  продукции  за
рубежом;
     активно отстаивать интересы России на внешних рынках, в том числе
участвуя   в   работе   организаций   многостороннего   экономического
сотрудничества   и   международных   валютно-финансовых   организаций,
полноправным членом которых Россия является или станет;
     большую часть работы по продвижению  отечественной  продукции  на
внешние  рынки  передать  окрепшим  в  финансовом,  организационном  и
кадровом отношении  объединениям  экспортеров,  промышленно-финансовым
группам   и   непосредственно   крупным   производителям,  что  явится
закономерным и эффективным  продолжением  усилий  государства  в  этой
области.
     По завершении  третьего   этапа   реализации   Программы   должна
сформироваться более совершенная модель участия страны в международном
разделении труда, основанная на эффективном экспорте сырья и продуктов
его  переработки  при постепенном увеличении роли и повышении качества
последних,  с одной стороны, и активном проникновении на внешние рынки
российских   поставщиков   готовой,   в   первую  очередь  наукоемкой,
продукции,  сравнимой,  а  в  ряде  случаев  превосходящей  зарубежные
аналоги   за  счет  применения  уникальных  технологий  и  технических
решений, с другой стороны.
     Важную часть    российского   экспорта   составит   капиталоемкая
продукция,  прежде  всего  комплектное  оборудование,  поставляемое  в
обеспечение  технического  содействия  России  развивающимся  странам.
Объемы таких поставок существенно возрастут,  что является  отражением
объективной   необходимости   упрочения  технических  и  экономических
позиций  страны  на  наиболее  динамичных   и   перспективных   рынках
развивающихся стран.
     Ежегодные темпы прироста экспорта России составят 5-10  процентов
при  условии  улучшения  экономической  ситуации и выхода экономики на
стадию  роста,   проведения   эффективной   государственной   политики
стимулирования экспорта и сохранения благоприятной внешней конъюнктуры
по основным товарам российского экспорта.
     Товарная структура  экспорта  будет  эволюционировать  в  сторону
дальнейшего снижения удельного веса топливно-сырьевых товаров до 60-65
процентов.  Однако  физические  и  стоимостные  объемы  вывоза сырья и
полуфабрикатов увеличатся,  что в  первую  очередь  связано  с  ростом
мирового  потребления  энергии и цветных металлов.  В рамках топливной
группы товаров следует ожидать повышения доли природного газа, мировой
спрос  на  который  согласно  прогнозу  Международного энергетического
агентства возрастет к 2010 году более чем в 2 раза (до  4  трлн.  куб.
м).
     Доля машин и оборудования в экспорте России увеличится  до  20-25
процентов,  при этом не менее 8-10 процентов всего экспорта, или около
40  процентов  машинотехнического  экспорта,  будет   приходиться   на
высокотехнологичные товары.
     География российского экспорта претерпит определенные изменения в
сторону  дальнейшего  увеличения  удельного  веса  экспорта  в  страны
ближнего зарубежья и развивающиеся страны -  примерно  до  1/3  и  1/4
соответственно.  Рост  поставок  в государства - участники Содружества
Независимых Государств будет основан  на  расширении  производственной
кооперации  и  прямых  хозяйственных  связей.  Во  взаимоотношениях  с
развивающимися странами важную роль сыграет  ожидаемое  увеличение  их
доли в мировом потреблении энергии, металлов и других сырьевых товаров
и материалов.
     По мере   придания   динамизма  российской  экономике,  улучшения
платежного   баланса   повысится   рейтинг   надежности   страны   для
предоставления  кредитов и капиталовложений,  что будет способствовать
расширению притока прямых иностранных инвестиций в экономику, послужит
фактором укрепления экспортного потенциала страны.

               VI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Для реализации   всего   комплекса   мероприятий  по  развитию  и
поддержке  российского  экспорта   потребуются   ежегодные   бюджетные
ассигнования,   объемы  которых  целесообразно  определять  исходя  из
существующей мировой практики, скорректировав их с учетом современного
состояния   российской  экономики  и  сложившейся  структуры  экспорта
страны.
     С учетом того,  что содействие экспорту является важным элементом
государственной промышленной  и  структурной  политики,  и  на  основе
анализа  абсолютных  показателей  и  динамики  расходов  на содействие
экспорту   за   рубежом   можно   рекомендовать   выделять   ежегодные
ассигнования  на  поддержку  российского  экспорта  на уровне 0,3-0,35
процента объема валового внутреннего продукта,  рассчитанного на  базе
итогов года,  предшествующего принятию федерального бюджета. Указанный
показатель вычислен как средний удельный  вес  чистых  государственных
расходов на содействие экспорту в добавленной стоимости обрабатывающей
промышленности  22   стран   -   членов   Организации   экономического
сотрудничества и развития на рубеже 80 - 90-х годов.  Применение иной,
более широкой базы расчетов для  России  с  использованием  показателя
валового  внутреннего  продукта  обусловлено  переходным характером ее
экономики,  испытывающей острый дефицит коммерческого  кредитования  и
страхования экспорта, а также иных средств его стимулирования.
     На этапе  создания  институциональных  и  организационных   основ
государственной  службы  содействия экспорту,  формирования механизмов
его финансовой поддержки предлагается следующая  принципиальная  схема
соответствующей бюджетной статьи:
     1. Финансовое содействие экспорту, в том числе:

     предоставление государственных   гарантийных   обязательств   под
привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для обеспечения
оборотными  средствами  ориентированных  на  экспорт   производств   и
организаций;
     страхование экспортных   кредитов    для    обеспечения    защиты
экспортеров от коммерческих (банковских) и политических рисков;
     предоставление гарантий и контргарантий по экспортным кредитам  и
кредитам для ориентированных на экспорт инвестиционных проектов;
     государственное кредитование экспорта продукции  высокой  степени
обработки  (предоставление  кредитов  предприятиям  и организациям для
финансирования   высокоэффективных    ориентированных    на    экспорт
инвестиционных проектов и экспортных контрактов) как непосредственное,
так   и   через   увеличение   финансовых   средств   в   распоряжении
специализированного государственного банковского института.
     2. Участие в финансировании  организационных  и  специальных  мер
стимулирования экспорта, в том числе путем:
     создания и поддержания инфраструктуры содействия экспорту  внутри
страны и за рубежом;
     создания и обслуживания системы внешнеторговой информации;

     разработки специальных  программ  по  продвижению   отечественной
продукции   за   рубеж   (участие  в  выставках,  ярмарках,  рекламной
деятельности, других мероприятиях по освоению внешних рынков) по линии
Фонда поддержки экспорта;
     расходов на    подготовку    технико-экономических    обоснований
ориентированных  на  экспорт  проектов  и  предконтрактную  проработку
экспортных операций.
     По мере   укрепления   государственной   системы   стимулирования
экспорта,  увеличения средств уполномоченных финансовых  институтов  и
повышения  активности  частного  сектора  в  области экспорта объемы и
пропорции распределения бюджетных  средств,  а  также  направления  их
использования  будут  меняться  в  соответствии  с характером решаемых
задач.
     В федеральном  бюджете  на  1996  год  ассигнования  на  развитие
российского  экспорта  предусмотрены  в  недостаточном   объеме.   Это
позволит приступить к реализации Программы, но не обеспечит выполнение
всего комплекса условий для ее успешного осуществления.
     На цели   государственной   финансовой   поддержки   экспорта   в
федеральном бюджете на 1996 год предусматривается выделение 500  млрд.
рублей (в составе прочих расходов).  Средства выделяются на возвратной
основе  в  обеспечение  гарантийных   обязательств   государства   под
привлекаемые Росэксимбанком и другими банками - агентами Правительства
Российской  Федерации  кредитные  ресурсы  для  пополнения   оборотных
средств ориентированных на экспорт производств.
     Кроме того,  в федеральном  бюджете  на  1996  год  предусмотрено
выделение   3   трлн.  рублей  в  качестве  государственной  поддержки
реализации   размещаемых   на   конкурсной    основе    инвестиционных
быстроокупаемых  проектов,  в  ряде  случаев связанных с производством
товаров на экспорт.
     Целесообразно поручить Министерству финансов Российской Федерации
рассмотреть вопрос о дополнительном  выделении  средств  на  поддержку
экспорта в процессе исполнения федерального бюджета на 1996 год.
     При разработке  Федеральной  программы  развития   внешнеторговой
деятельности  на  последующие  годы  следует  выйти  на  рекомендуемый
уровень государственных ассигнований на поддержку  экспорта,  так  как
без  этого  Россия  не  сможет  эффективно участвовать в международном
разделении труда и в полной мере  использовать  его  преимущества  для
развития национальной экономики.




                                                        Приложение N 1
                             к Федеральной программе развития экспорта



                                                     ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

                                          по стимулированию экспорта на 1996 год
                                               (план реализации Программы)

-----T-------------------------------T-------------------------------------------T-----------T------------------------¬
¦ N  ¦       Содержание мер          ¦          Наименование мероприятий и       ¦   Срок    ¦                        ¦
¦п/п ¦       стимулирования          ¦               документов                  ¦ исполнения¦   Исполнители          ¦
L----+-------------------------------+-------------------------------------------+-----------+-------------------------

                     1. Созданией для формирования и развития экспортного потенциала в промышленности



 1.1. Принятие первоочередных мер     Проект постановления Правительства          I квартал   МВЭС России
      в области государственной       Российской Федерации о дополнитель-         1996 г.     Минэкономики России
      поддержки экспорта, в том       ной поддержке отечественного экспорта                   Минфин России
      числе с привлечением средств    товаров и услуг                                         Банк России
      государственного бюджета                                                                Госкомоборонпром России
                                                                                              Роскоммаш Росэксимбанк

 1.2. Организация системы             Проект постановления Правительства          I квартал   МВЭС России
      страхования экспортных          Российской Федерации об образовании         1996 г.     Минэкономики России
      кредитов при поставках на       Российского экспортно-импортного                        Минфин России
      экспорт промышленной продукции, страхового общества                                     Банк России
      производимой российскими                                                                Росстрахнадзор
      товаропроизводителями                                                                   Госкомоборонпром России
                                                                                              Роскоммаш
                                                                                              Роскомхимнефтепром
                                                                                              Росэксимбанк

 1.3. Принятие комплекса              Предложения в Правительство                 II квартал  Госкомпром России
      организационных мер по          Российской Федерации по вопросам:           1996 г.     Минэкономики России
      формированию условий,           - создания в министерствах (за счет                     МВЭС России
      способствующих расширению       имеющейся штатной численности)                          Миннауки России
      промышленного экспорта и        специализированных подразделений,                       Госстандарт России
      совершенствованию его           осуществляющих практическую                             Роскоммаш
      структуры                       деятельность по изучению и                              Госкомоборонпром России
                                      повышению конкурентоспособности                         Роспатент
                                      промышленной продукции;                                 Российская академия
                                      - по воссозданию и развитию системы                     наук
                                      государственной информации о                            Торгово-промышленная
                                      передовых достижениях зарубежной                        палата Российской
                                      науки и техники, передового                             Федерации
                                      производственного и предпринимательского                Заинтересованные
                                      опыта с использованием возможностей                     федеральные
                                      в этой деятельности российских                          органы исполнительной
                                      загранучреждений;                                       власти и организации
                                      - по организации выставочно-ярмарочной
                                      деятельности в России и за рубежом,
                                      включая единое информационное
                                      обеспечение проводимых мероприятий

 1.4. Дополнительное                  Предложения об увеличении сроков и          I квартал   Минэкономики России
      стимулирование и                объемов кредитования, установленных         1996 г.     Минфин России
      государственная поддержка       Указом Президента Российской Федерации                  МВЭС России
      экспорта наукоемкого и          от 8 июля 1994 г. N 1484 "О порядке                     Роскоммаш
      высокотехнологичного            предоставления финансовой поддержки                     Госкомоборонпром России
      промышленного оборудования      предприятиям за счет средств                            Минатом России
      с учетом длительности цикла     федерального бюджета"                                   Минстрой России
      его изготовления                                                                        Минтопэнерго России
                                                                                              Роскомметаллургия
                                                                                              Госкомпром России
                                                                                              Российская академия
                                                                                              наук

 1.5. Содействие развитию             Мероприятия в рамках федеральной            В сроки,    Госстандарт России
      стандартизации и                программы "Сертификация и метрология"       предусмот-  Госкомпром России
      сертификации экспортной                                                     ренные      Госкомоборонпром России
      промышленной продукции с                                                    Программой  МВЭС России
      использованием механизмов                                                               Минстрой России
      сотрудничества с зарубежными
      организациями по стандарти-
      зации и сертификации, а также
      развитию современной
      испытательной и
      измерительной техники

 1.6. Стимулирование освоения         Совершенствование нормативной базы          IV квартал  Госкомимущество России
      и производства                  по вопросам приватизации и                  1996 г.     Госкомпром России
      конкурентоспособной             использования в хозяйственной                           Госкомоборонпром России
      промышленной продукции          деятельности российских предприятий                     Минфин России
      для экcпорта путем              ускоренной амортизации основного                        Минэкономики России
      реинвестирования на             капитала (основных фондов)                              Минстрой России
      эти цели дивидендов от
      государственной доли в
      уставном акционерном
      капитале приватизированных
      промышленных предприятий

 1.7. Содействие привлечению          Подготовка предложений в Правитель-         В сроки,    Минэкономики России
      иностранных инвестиций          ство Российской Федерации по совер-         предусмот-  МВЭС России
      в сферу                         шенствованию механизма привлечения          ренные      Минфин России
      экспортоориентированных         иностранных инвестиций в приоритетные       Комплексной Госкомпром России
      производств                     отрасли экономики с целью создания и        программой  Госкомоборонпром России
                                      развития экспортоориентированных                        Минстрой России
                                      производств в рамках реализации                         МИД России
                                      Комплексной программы стимулирования                    Роскомхимнефтепром
                                      отечественных и иностранных
                                      инвестиций в экономику Российской
                                      Федерации

 1.8. Содействие транспортному        Предложения в Правительство                 I квартал   Минтранс России
      обеспечению                     Российской Федерации по более               1996 г.     МПС России
      экспортных перевозок            полному использованию потенциала                        Минфин России
                                      отечественных перевозчиков экспортной                   Минэкономики России
                                      продукции, в т. ч. по укреплению                        МВЭС России
                                      инфраструктуры экспортных перевозок                     Заинтересованные
                                                                                              федеральные органы
                                                                                              исполнительной власти

 1.9. Совершенствование               Проект постановления Правительства          I квартал   Минатом России
      существующего порядка           Российской Федерации об особенностях        1996 г.     Минфин России
      налогообложения и               регулирования операций по переработке                   ГТК России
      таможенного оформления          предприятиями Минатома России                           Минэкономики России
      оказываемых предприятиями       сырьевых урановых материалов,                           МВЭС России
      Минатома России услуг по        закупленных иностранными лицами на
      обогащению урана,               таможенной территории России, с
      закупленного инофирмами         последующим вывозом полученной продукции
      на таможенной территории,
      с последующим экспортом
      полученной продукции

 1.10 Сохранение существующего        Новая редакция Положения о порядке          I квартал   Минатом России
      порядка лицензирования,         экспорта и импорта ядерных материалов,      1996 г.     МВЭС России
      при котором экспортно-          технологий, оборудования, установок,                    ВЭК России
      импортные лицензии              специальных неядерных материалов,                       ГТК России
      выдаются юридическим лицам,     радиоактивных источников ионизирующего                  Минэкономики России
      имеющим разрешение              излучения и изотопной продукции
      Госатомнадзора России
      на проведение определенного
      вида деятельности в
      области атомной энергии,
      не предусматривающего
      необходимость получения
      разрешения Госатомнадзора
      России на каждый контракт

                               2. Координация и содействие развитию промышленного экспорта

 2.1. Развитие форм взаимодействия    Подготовка и проведение заседаний           по графику  МВЭС России
      с региональными и негосудар-    Координационного совета по                  Совета      Другие федеральные
      ственными структурами           внешнеэкономическим связям при                          органы исполнительной
      экспортеров промышленной        МВЭСе России                                            власти - члены
      продукции                                                                               Совета

                                      Подготовка и проведение заседаний           по графику  МВЭС России
                                      Совета по внешнеэкономической политике      Совета      Другие федеральные
                                      при МВЭСе России                                        органы исполнительной
                                                                                              власти - члены
                                                                                              Совета

                                      Подготовка и проведение заседаний           по графику  МВЭС России
                                      Совета отраслевых объединений               Совета      Другие федеральные
                                      экспортеров при МВЭСе России                            органы исполнительной
                                                                                              власти - члены
                                                                                              Совета

 2.2. Содействие развитию             Оказание методического содействия           В сроки     МВЭС России
      внешнеэкономической             регионам в разработке программ              разработки  Минэкономики России
      деятельности регионов           развития экспорта промышленной              программ    Другие федеральные
      с учетом задач развития         продукции                                               органы исполнительной
      экспорта и совершенствования                                                            власти
      его структуры                                                                           Органы исполнительной
                                                                                              власти субъектов
                                                                                              Российской Федерации

                                      Участие в работе рабочих групп              По графику  МВЭС России Другие
                                      межрегиональных ассоциаций по               работы      федеральные органы
                                      вопросам внешнеэкономической деятельности   групп       исполнительной власти
                                      в интересах развития экспорта промышленной
                                      продукции и совершенствования его структуры

 2.3. Повышение роли межправи-        Проекты межправительственных протоколов,    В сроки     МВЭС России
      тельственных комиссий в разви-  учитывающих интересы российских             заседаний   Минэкономики России
      тии торгово-экономических       товаропроизводителей и экспортеров          комиссий    Минфин России
      отношений с зарубежными                                                                 Минстрой России
      странами с учетом задач
      развития экспорта российской
      промышленной продукции

 2.4. Содействие гармонизации права   Участие в работе ЮНСИТРАЛ и УНИДРУА         IV квартал  МИД России
      международной торговли и                                                    1996 г.     Минэкономики России
      международного права                                                                    МВЭС России
                                                                                              Минюст России
                                                                                              Банк России
                                                                                              Внешэкономбанк

                   3. Формирование благоприятного торгового режима для развития промышленного экспорта

 3.1. Обеспечение долгосрочных        Проведение экономического и правового       IV квартал  МВЭС России
      торгово-политических            анализа соответствия действующего и         1996 г.     Минюст России
      интересов России в мировой      разрабатываемого законодательства                       Российская академия
      торговле, в том числе в         требованиям ГАТТ/ВТО, подготовка                        наук
      целях развития экспорта         предложений в Правительство Российской                  Другие федеральные
      российской промышленной         Федерации                                               органы исполнительной
      продукции                                                                               власти

 3.2. Обеспечение текущих             Проведение консультаций и переговоров       I полугодие МВЭС России
      торгово-политических            в связи с принятием за рубежом              1996 г.     Минэкономики России
      интересов России, особенно      антидемпинговых, защитных и иных                        ГКАП России
      в области экспорта              нетарифных мер против экспорта российских               ГТК России
      промышленной продукции          товаров.

                                      Подготовка предложений Правительства
                                      Российской Федерации

 3.3. Содействие развитию             Проведение и участие в международных        В течение   МВЭС России
      долгосрочного сотрудничества    конференциях и региональных семинарах       года        МИД России
      с зарубежными странами          по проблемам и перспективам развития                    Минэкономики России
      как важной предпосылки          сотрудничества с зарубежными странами                   Минстрой России
      развития российского                                                                    Российская академия
      промышленного экспорта                                                                  наук
                                                                                              Другие федеральные
                                                                                              органы исполнительной
                                                                                              власти

 3.4. Обеспечение текущих             Разработка предложений Правительства        III квартал Минсотрудничество
      торгово-политических            Российской Федерации по основным            1996 г.     России
      интересов в отношениях с        принципам сотрудничества Российской                     МВЭС России
      гоcударствами-участниками       Федерации с государствами -                             Минэкономики России
      СНГ, в том числе в целях        участниками СНГ при сооружении                          Минстрой России
      развития российского            объектов в третьих странах
      экспорта промышленной
      продукции

 3.5. Обеспечение мер защиты          Подготовка и введение мер защиты            IV квартал  ГКАП России
      внутреннего рынка и             внутреннего рынка, вытекающих из            1996 г.     Госкомпром России
      российских производителей       функций Комиссии Правительства                          Госкомоборонпром России
                                      Российской Федерации по защитным                        Роскомхимнефтепром
                                      мерам во внешней торговле, с                            Роскоммаш
                                      учетом практики ГАТТ/ВТО                                МВЭС России
                                                                                              Минэкономики России
                                                                                              Минфин России
                                                                                              ГТК России

 3.6. Дальнейшее совершенствование    Предложения в Правительство Российской      II квартал  МВЭС России
      мер нетарифного регулирования   Федерации по постепенной отмене мер         1996 г.     Минэкономики России
      внешнеторговой деятельности     нетарифного регулирования при вывозе                    ГТК России
      при экспорте в рамках           товаров и оказании услуг                                Минфин России
      Федерального закона "О                                                                  другие федеральные
      государственном регулировании                                                           органы исполнительной
      внешнеторговой деятельности"                                                            власти


 3.7. Совершенствование системы       Предложения в Правительство Российской      III квартал ГТК России
      тарифных преференций в          Федерации о совершенствовании системы       1996 г.     МВЭС России
      отношениях с                    тарифных преференций в отношениях с                     МИД России
      зарубежными странами            зарубежными странами, исходя из                         Минэкономики России
                                      интересов России

                4. Организационное, информационное и кадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности

 4.1. Разработка мер стиму-           Федеральная программа развития              IV квартал  МВЭС России
      лирования российского           внешнеторговой деятельности на              1996 г.     Минфин России
      экспорта на 1997 год            1997 год;                                               Банк России
                                      раздел "Меры                                            Минэкономики России
                                      стимулирования экспорта"                                Роскоммаш
                                                                                              Госкомоборонпром России
                                                                                              Госкомпром России


 4.2. Совершенствование системы       Продолжить работу по кодификации            IV квартал  МВЭС России
      информационного обеспечения     действующего законодательства в             1996 г.
      внешнеэкономической             области ВЭД в разрезе экспорта
      деятельности                    промышленной продукции и услуг

 4.3. Подготовка кадров в области     Подготовка предложений в Правительство      III квартал МВЭС России
      внешнеэкономической             Российской Федерации по повышению           1996 г.     Минфин России
      деятельности                    квалификации работников сферы                           Минтруд России
                                      внешнеэкономических связей и российских                 МИМБ
                                      участников внешнеэкономической
                                      деятельности в области экспорта
                                      промышленной продукции в Московском
                                      институте международного бизнеса
                                      (МИМБ) и за границей

 4.4. Организация делового Клуба      Подготовка конференции делового             III квартал Роскоммаш
      экспортеров                     Клуба экспортеров машиностроительного       1996 г.     Госкомоборонпром
      машиностроительного             комплекса России.                                       России
      комплекса России                Выявление изготовителей                                 Госкомпром России
                                      высококачественной продукции для                        МВЭС России
                                      организации их кооперации в                             Заинтересованные
                                      производстве конкурентоспособных                        федеральные органы
                                      экспортных изделий.                                     исполнительной власти
                                      Подготовка базы данных разработок,                      и фирмы
                                      технологий, комплектующих и материалов
                                      машиностроительного комплекса.
                                      Издание бюллетеней по имеющимся
                                      возможностям в развитии кооперации с
                                      зарубежными фирмами.

 4.5. Содействие расширению           Подготовка предложений Правительству        II квартал  Госкомоборонпром
      экспортных возможностей         Российской Федерации по созданию            1996 г.     России
      предприятий путем вхождения     Российского международного центра                       Госкомпром России
      в систему международной         субконтрактации для содействия                          Роскоммаш
      кооперации через                предприятиям в получении заказов от                     Минэкономики России
      организацию поставок            иностранных фирм на изготовление и                      Минфин России
      по субконтрактам с              поставку за рубеж комплектующих                         МВЭС России
      зарубежными фирмами             изделий, узлов, деталей и заготовок                     Торгово-промышленная
                                                                                              палата Российской
                                                                                              Федерации


                                                       ____________


                                                        Приложение N 2
                                               к Федеральной программе
                                                     развития экспорта



                   ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
                       РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА

                             Динамика

     Российский экспорт после резкого сокращения в 1991-1992 годах  до
54,2  млрд.  долларов  США  вырос  на  9 процентов в 1993 году и на 11
процентов в  1994  году  (таблицы  1  и  2).  Тенденция  к  расширению
российского  экспорта  усилилась  в  1995 году:  по имеющимся оценкам,
темпы прироста всего экспорта составят около 21 процента,  в том числе
в  страны  дальнего  зарубежья - 28 процентов (таблица 3).  Расширение
экспорта связано  с  курсом  на  либерализацию  внешней  экономической
деятельности, дальнейшим сокращением внутреннего потребления продукции
отечественного производства,  а также  с  повышением  мировых  цен  на
основные товары российского экспорта.
     На фоне  продолжающегося  снижения  объема  валового  внутреннего
продукта   страны   коэффициент  эластичности  экспорта  по  валютному
внутреннему продукту (соотношение темпов роста) увеличился  с  1,02  в
1992  году  до  1,31  в  1994 году.  За тот же период экспортная квота
(отношение экспорта к валовому внутреннему продукту,  рассчитанному на
основе   паритета   покупательной  способности  валют)  выросла  на  3
процентных пункта  (на  9  процентных  пунктов  при  расчете  валового
внутреннего   продукта  по  методике  МБРР),  что  служит  объективным
показателем  усиления  экспортной  ориентации   российской   экономики
(таблица 4).
     Вместе с  тем  успехи  России  в   наращивании   экспорта   носят
относительный  характер  и  их  нельзя рассматривать в отрыве от общей
динамики международной торговли.  В 1994 году коэффициент эластичности
российского экспорта по мировому экспорту составил 0,9,  что привело к
сокращению его доли в общемировом итоге с 1,63 процента в 1993 году до
1,47 процента в 1994 году (таблицы 5-7).

                     Географическая структура

     В первой половине 90-х годов произошла фактическая переориентация
российского экспорта со стран ближнего зарубежья  на  страны  дальнего
зарубежья.   Удельный   вес   государств   -   участников  Содружества
Независимых Государств в общем товарообороте, по оценкам, сократился с
56  процентов в 1991 году до 24 процентов в 1994 году,  в том числе по
экспорту - до 22 процентов (таблица 8). По итогам 11 месяцев 1995 года
доля  экспорта в страны ближнего зарубежья в экспорте России еще более
снизилась и составила 17 процентов.
     Наибольший удельный   вес   (около  54  процентов)  в  российском
экспорте занимают европейские страны.  Их доля стабильна,  поскольку в
этот  регион  поступает  основная  часть  вывозимых  Россией  сырьевых
товаров.
     В течение    1992-1994   годов   заметно   выросла   роль   стран
Юго-Восточной Азии как  потребителей  российских  экспортных  товаров:
поставки в Республику Корея,  Сингапур,  Гонконг, Таиланд и на Тайвань
увеличились почти в 2 раза,  опережая в 5  раз  темпы  прироста  всего
экспорта   страны.  Умеренно  высокими  темпами  расширяются  поставки
российских товаров в Японию  и  стремительными  -  в  США.  В  течение
1992-1994 годов экспорт в США вырос в 4,5 раза (на 2,7 млрд.  долларов
США в абсолютном выражении),  что не  имеет  прецедентов  в  отношении
других  стран.  В связи со сказанным отмечается усиление позиций стран
Азиатско-Тихоокеанского региона в качестве рынков сбыта для российской
экспортной продукции.
     В целом,  характеризуя географическую структуру экспорта  страны,
следует  отметить,  что  круг  торговых партнеров России весьма широк,
однако  пока  еще  не  стабилен  и  по  ряду  параметров  недостаточно
диверсифицирован.  Так,  по-прежнему  крайне  мала  доля развивающихся
стран  и  непропорционально,  в  соотношении  со  структурой  мирового
импорта   и   торгово-политическим   положением  России,  велика  доля
промышленно  развитых  стран,  имеющих  возможность  в  рамках   НАТО,
Организации  экономического сотрудничества и развития,  Международного
энергетического агентства и  других  организаций  координировать  свою
политику в отношении России.  Неоправданно мал экспорт в государства -
участники Содружества Независимых Государств и бывшие социалистические
страны,  который  возможно  осуществлять  на  более прочной правовой и
организационной основе.

                        Товарная структура

     В товарной    структуре    российского    экспорта    сохраняется
преобладание   топливно-сырьевой   продукции,   усилившееся  в  первой
половине  90-х  годов.  На  долю  минеральных   продуктов,   металлов,
драгоценных  камней и изделий из них,  древесины и целлюлозно-бумажных
изделий приходилось 72 процента поставок в страны дальнего зарубежья в
1992  году,  74 процента продаж - в 1993 году и около 78 процентов - в
1994 году (таблицы 9-10).  Аналогичный показатель по всему российскому
экспорту  (в страны ближнего и дальнего зарубежья) по итогам 1994 года
составил около 76 процентов.  Стабильным - на уровне 45-50 процентов -
является   удельный  вес  топливно-энергетических  товаров;  неуклонно
повышается доля металлургической группы,  в  первую  очередь  за  счет
увеличения  вывоза  цветных  металлов  в  страны  дальнего  зарубежья.
Закономерным следствием динамичного развития сырьевого экспорта  стало
повышение  экспортной  квоты большинства добывающих отраслей.  Так,  в
настоящее время свыше 40 процентов добытой нефти,  около  одной  трети
объема  природного  газа  и  каждая пятая тонна произведенных в России
нефтепродуктов поставляются за рубеж.  Экспортная квота по минеральным
удобрениям  и  целлюлозе  составляет  соответственно  85  и 31 процент
(таблица 11).  В 1995 году наблюдалась ситуация, когда по ряду цветных
металлов  (например,  по никелю,  меди) экспортные поставки в 2-3 раза
превышали текущие объемы производства,  то есть за рубеж  направлялись
старые   товарные   запасы.   Приведенные  данные  свидетельствуют  об
исчерпании экстенсивных  факторов  роста  экспорта  и  отражают  резко
возросшую  зависимость  сырьевых  отраслей  промышленности  от спроса,
формируемого на внешнем рынке.
     На фоне сказанного экспорт готовых изделий постоянно сокращается.
Поставки машин и оборудования в страны дальнего зарубежья  уменьшились
с 5,2 млрд.  долларов США в 1991 году до 3,1 млрд. долларов США в 1994
году,  а их удельный вес снизился с 10 до 6 процентов (таблица 12).  С
учетом  экспорта  в  страны  Содружества  Независимых  Государств доля
указанной товарной группы в экспорте  страны  была  несколько  выше  и
достигла  в  1994  году  8,5  процента,  или 5,4 млрд.  долларов США в
абсолютном   выражении.   В   1995   году   продолжалось    сокращение
машинотехнического экспорта,  составившее за первые 11 месяцев 1995 г.
около 3 процентов,  а его удельный вес  в  общем  экспорте  страны  (в
страны  ближнего и дальнего зарубежья) снизился до 5,9 процента против
8,3 процента за аналогичный период 1994 года.

                                                         Таблица 1


                   Объем внешней торговли России
                (млрд. долларов США, текущие цены)

----------------T-------T--------T-------T-------T-------T--------¬
¦               ¦1990 г.¦1991 г. ¦1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦11      ¦
¦               ¦       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦месяцев ¦
¦               ¦       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦1995 г. ¦
L---------------+-------+--------+-------+-------+-------+---------

 Оборот          183,3    121,9    97,2    101,7   111,7  123,3

 Экспорт         88,5     66,8     54,2    59,2    65,8*  72,1

 Импорт**        94,8     55,1     43,0    42,2    46,0   51,2

     * Уточненный показатель на основе данных Госкомстата России
       по экспорту рыбопродуктов и в связи с дополнительными
       расчетами по экспорту природного газа.

     ** Включая неорганизованную торговлю физическими лицами
        и гуманитарную помощь.

     Источник: Таможенная    статистика   за   1994   год,   данные
Госкомстата России за 11 месяцев 1995 г.

                                                         Таблица 2

            Годовые темпы роста внешней торговли России
                               (в %)

------------------------T---------T----------T----------T---------¬
¦                       ¦1991 г.  ¦ 1992 г.  ¦1993 г.   ¦1994 г.  ¦
L-----------------------+---------+----------+----------+----------

 ОБОРОТ
 Индекс стоимости        66,5       79,7      104,3      110,2
 Индекс физического      89,7       93,3      96,5       101,9
 объема
 Индекс средних цен      74,1       85,4      108,1      108,1

 ЭКСПОРТ
 Индекс стоимости        75,5       81,1      109,3      111,1
 Индекс физического      94,6       93,0      119,6      110,6
 объема
 Индекс средних цен      79,8       87,2      91,4       100,4

 ИМПОРТ
 Индекс стоимости        58,1       78,0      98,1       109,0
 Индекс физического      86,3       95,0      74,5       91,5
 объема
 Индекс средних цен      67,3       82,1      131,6      119,1

     Примечание. Резкое сокращение экспорта в стоимостном выражении
                 в 1991-1992 годах связано прежде всего с падением
                 мировых цен.

     Источник: Рассчитано  на  основе  данных  Госкомстата  России  за
соответствующие годы.

                                                         Таблица 3

                Внешняя торговля России в 1995 году
                        (млн. долларов США)

--------------------T---------T----------T-----------T------------¬
¦                   ¦I квартал¦II квартал¦III квартал¦IV квартал *¦
L-------------------+---------+----------+-----------+-------------

 Оборот                30740     33903     34663      36245
 Экспорт               18172     20154     19805      21231
 Импорт**              12568     13749     14858      15014

     * Оценка на основе данных Госкомстата России

     ** Включая  неорганизованную  торговлю  физическими  лицами  и
        гуманитарную помощь

     Источник: Оперативные данные Госкомстата России.

                                                         Таблица 4

               Отношение экспорта и импорта товаров
            к ВВП у ведущих государств и России (в %)*

-----------------T------------------------T-----------------------¬
¦                ¦       Экспорт          ¦      Импорт           ¦
¦                +--------T-------T-------+-------T-------T-------+
¦                ¦ 1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦
L----------------+--------+-------+-------+-------+-------+--------

 Россия            5,8     7,1     9,0     4,6     4,3     5,3
                   13,5**  17,0**  21,0**

 Австрия           23,8    22,1    23,1    29      26,7    28,3
 Великобритания    18,3    19,3    20,1    21,1    21,9    22,4
 Германия          21,8    19,1    20,2    20,7    17,3    19,9
 Италия            14,6    16,8    22,6    15,5    14,8    19,2
 Нидерланды        43,7    42,4    47,5    41,8    39,5    42,6
 Финляндия         22,1    28      28,7    19,4    21,6    24
 Франция           17,6    16,5    21,3    18,1    16,1    19,1
 Швейцария         25,5    25,3    25,5    25,6    24,4    24,7
 Швеция            22,7    27      31      20,1    23      27,6
 США               7,6     7,4     9,7     9,3     9,6     10,9
 Канада            23,8    26,5    29,7    22,9    25,4    30,3
 Япония            9,3     8,6     8,7     6,4     5,7     6,5

     * ВВП рассчитан  на  основе  паритета  покупательной  способности
валют.
     ** ВВП рассчитан по методике Мирового Банка.

     Источник: "Main Economic Indicators", April 1995; "The World Bank
Atlas", 1995.

                                                         Таблица 5

      Общий объем мировой торговли и доля ведущих стран и России

------------------T----------------T----------------T-------------¬
¦                 ¦    1992 г.     ¦    1993 г.     ¦   1994 г.   ¦
¦                 +--------T-------+-------T--------+-------T-----+
¦                 ¦ млрд.  ¦ %     ¦ млрд. ¦ %      ¦ млрд. ¦ %   ¦
¦                 ¦ долл.  ¦       ¦ долл. ¦        ¦ долл. ¦     ¦
¦                 ¦ США    ¦       ¦ США   ¦        ¦ США   ¦     ¦
L-----------------+--------+-------+-------+--------+-------+------

                              Экспорт

 ВСЕГО              3656     100     3635    100     4477    100

 РОССИЯ*            54,2     1,5     59,2    1,6     65,8    1,5

 Промышленно        2642     72,3    2542    69,9    2900    64,8
 развитые страны

 Австрия            44,4     1,2     40,2    1,1     45,2    1,0
 Великобритания     191      5,2     182     5,0     204     4,6
 Германия           430      11,8    365     10,0    419     9,4
 Испания            64,3     1,8     62,9    1,7     73,3    1,6
 Италия             178      4,9     167     4,6     190     4,2
 Нидерланды         140      3,8     131     3,6     156     3,5
 Франция            232      6,4     206     5,7     236     5,3
 Финляндия          23,5     0,6     23,5    0,7     29,7    0,7
 Португалия         18,3     0,5     15,4    0,4     17,5    0,4
 Швеция             56,1     1,5     50      1,4     61,3    1,4
 Швейцария          61,4     1,7     58,7    1,6     66,2    1,5
 США                448      12,2    465     12,8    513     11,4
 Канада             134      3,7     145     4,0     165     3,7
 Япония             340      9,3     362     10,0    397     8,9

                               Импорт

 ВСЕГО              3804     100     3714    100     4358    100

 РОССИЯ*            43,0     1,1     42,2    1,1     46,0    1,1

 Промышленно        2711     71,3    2526    68,1    2885    66,3
 развитые страны
 Австрия            54,1     1,4     48,6    1,3     55,3    1,3
 Великобритания     222      5,8     206     5,6     227     5,2
 Германия           408      10,7    330     8,9     373     8,6
 Испания            99,8     2,6     81,9    2,2     92,5    2,1
 Италия             189      5,0     147     4,0     168     6,2
 Нидерланды         134      3,5     122     3,3     140     3,2
 Франция            239      6,3     201     5,4     230     5,3
 Финляндия          20,7     0,5     18,1    0,5     23,2    0,5
 Португалия         30,3     0,8     24,3    0,7     26,6    0,6
 Швеция             49,9     1,3     42,7    1,2     51,7    1,2
 Швейцария          61,8     1,6     56,7    1,5     64,1    1,5
 США                554      14,6    603     16,3    689     15,8
 Канада             129      3,4     139     3,8     155     5,4
 Япония             233      6,1     242     6,5     275     6,3

     * Включая страны СНГ.

     Источник: "Monthly Bulletin  of  Statistics",  уточненные  данные
Госкомстата России за 1994 г.

                                                         Таблица 6

                  Место России в мировом экспорте

--------------T-----------------T----------------T----------------¬
              ¦1985 г.          ¦ 1992 г.        ¦  1993 г.       ¦
              +-----T-----T-----+-----T----T-----+-----T----T-----+
              ¦млрд.¦%    ¦место¦млрд.¦%   ¦место¦млрд.¦%   ¦место¦
              ¦долл.¦     ¦     ¦долл.¦    ¦     ¦долл.¦    ¦     ¦
              ¦США  ¦     ¦     ¦США  ¦    ¦     ¦США  ¦    ¦     ¦
--------------+-----+-----+-----+-----+----+-----+-----+----+------
США            219,0 11,4  1     448,0 12,2 1     513,0 11,4 1
Германия       184,0 9,5   2     430,0 11,8 2     419,0 9,4  2
Япония         176,0 9,1   3     340,0 9,3  3     397,0 8,9  3
Франция        97,6  5,1   5     232,0 6,4  4     236,0 5,3  4
Великобритания 110,0 5,7   4     191,0 5,2  5     204,0 4,6  5
Италия         79,0  4,1   8     178,0 4,9  6     190,0 4,2  6
Канада         84,5  4,5   6     134,0 3,7  8     165,0 3,7  7
Нидерланды     68,4  3,5   9     140,0 3,8  7     156,0 3,5  8
Гонконг        30,2  1,6   11    120,0 3,3  9     151,0 3,4  9
Китай          27,3  1,4   13    84,9  2,3  10    121,0 2,7  10
Сингапур       22,8  1,2   15    63,4  1,7  13    96,7  2,2  11
Южная Корея    30,3  1,6   10    76,6  2,1  11    95,9  2,1  12
Испания        25,1  1,3   14    64,3  1,8  12    73,3  1,6  13
Швейцария      27,5  1,4   12    61,4  1,7  14    66,2  1,5  14
Россия         87,3* 4,5*  7     59,2  1,5  15    65,8  1,5  15

     * СССР.
     Источник: "Monthly Bulletin of Statistics",  August 1992,  May
1995.

                                                         Таблица 7

                 Стоимость экспорта на душу населения
                        ведущих стран и России
                         (тыс. долларов США)

------------------------------T-----------------T-----------------¬
¦                             ¦1993 г.          ¦1994 г.          ¦
L-----------------------------+-----------------+------------------

Россия                         0,4               0,4
Австрия                        5,0               -
Великобритания                 3,1               -
Германия                       4,5               5,1
Испания                        1,6               1,9
Италия                         2,9               3,3
Нидерланды                     8,6               9,5
Франция                        3,6               4,1
Финляндия                      4,6               5,8
Швеция                         5,7               -
Швейцария                      8,5               9,5
США                            1,8               2,0
Канада                         5,0               5,6
Япония                         2,9               3,2

     Источник: "Monthly Bulletin of Statistic", June 1995.

                                                      Таблица 8

                  Географическая структура экспорта
                         Российской Федерации

-----------------------------T----------T---------T-------T-------¬
¦                            ¦1985 г.*  ¦1992 г.  ¦1994 г.¦11 мес.¦
¦                            ¦          ¦         ¦       ¦1995 г.¦
L----------------------------+----------+---------+-------+--------

ЭКСПОРТ, ВСЕГО                100        100       100      100
Дальнее зарубежье, всего      100        72,8      78,0     82,7
Европа                        74,4       58,1      53,8     55,7
в том числе: бывшие           46,8       14,2      5,8      -
страны-члены СЭВ
другие страны                 27,6       43,9      48,0     -
Азия                          14,9       16,2      16,1     17,2
в том числе: Япония           1,3        3,1       1,6      -
Китай                         1,1        5,2       4,5      -
НИС и АСЕАН                   0,3        1,2       1,6      -
Америка                       8,2        2,7       7,3      8,9
в том числе: США              0,4        1,4       5,2      -
Африка                        2,5        1,1       0,8      0,9
Австралия и Океания           0,0        0,0       0,0      0,03
Ближнее зарубежье             -          21,8      22,0     17,3

 * CССР.

 Источники: Внешняя торговля СССР 1985 г.,  Внешнеэкономические
            связи Российской  Федерации  1993  г.,   Таможенная
            статистика   Российской   Федерации 1994 г., данные
            Госкомстата России за 11 месяцев 1995 г.

                                                     Таблица 9

     Товарная структура экспорта Российской Федерации

                                              (в %   к итогу)

--------------------------T--------T--------T--------T--------T-------¬
¦                         ¦1985 г.*¦1992 г.*¦1994 г.*¦1994 г.*¦11 мес.¦
¦                         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦ 1995  ¦
¦                         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦ г.*** ¦
L-------------------------+--------+--------+--------+--------+--------
 Всего                      100      100      100      100      100

 Продовольственные товары   2,5      3,9      3,8      3,7      3,3
 и сельскохозяйственное
 сырье

 Минеральные продукты       47,2     52,1     42,3     44,7     44,1

 Продукция химической       3,9      6,1      7,9      8,3      7,2
 промышленности, каучук

 Кожевенное сырье и         0,2      0,2      0,7      0,6      0,6
 пушнина, изделия из них

 Древесина и                3,0      3,7      4,2      4,0      4,6
 целлюлозно-бумажные
 изделия

 Текстиль и текстильные     1,9      0,6      1,7      2,0      2,1
 изделия, обувь

 Металлы, алмазы и изделия  5,4      16,4     31,9     26,9     29,6
 из них

 Машины, оборудование и     37,2     8,8      6,2      8,5      5,9
 транспортные средства

 Другие товары              1,7      8,2      1,3      1,3      2,6

     *СССР (рассчитано  на  основе  товарной  номенклатуры,  несколько
отличной от принятой в настоящее время,  однако это не влияет на общие
пропорции приведенных показателей).
     **Дальнее зарубежье.
     ***Дальнее и ближнее зарубежье.  Источники: Внешняя торговля СССР
1985  г.,  Внешнеэкономические  связи  Российской  Федерации  1993 г.,
Таможенная статистика Российской Федерации 1994 г., данные Госкомстата
России за 11 месяцев 1995 г.

                                                            Таблица 10

            Уровень концентрации экспорта некоторых стран
      (доля отдельных товарных позиций в общем объеме экспорта)

  -----------------T--------T-------T--------T----------T-------T-----¬
  ¦Товарные позиции¦Россия  ¦США    ¦ Канада ¦ Бразилия ¦Респуб-¦Индия¦
  ¦                ¦        ¦       ¦        ¦          ¦лика   ¦     ¦
  ¦                ¦        ¦       ¦        ¦          ¦Корея  ¦     ¦
  L----------------+--------+-------+--------+----------+-------+------

   Три основных      38       18       25       21        17       28
   Пять основных     48       25       35       30        25       35
   Десять основных   57       37       50       44        39       50

     Источник: Данные Госкомстата Российской Федерации за  11  месяцев
1995 г., ЮНКТАД ООН 1987-1988 гг.

                                                            Таблица 11

              Отношение экспорта к объемам производства
                    по отдельным товарам в России

                                                                  (в %)

-------------------------T---------T----------T---------T---------¬
¦                        ¦1992 г.  ¦1993 г.   ¦1994 г.  ¦10 мес.  ¦
¦                        ¦         ¦          ¦         ¦1995 г.  ¦
L------------------------+---------+----------+---------+----------

Электроэнергия            0,4*      0,58*      0,94*     2,4
Нефть                     35,4      34,7       40,2      40,9
Нефтепродукты             14,8      20,3       25,2      25,8
Уголь                     10,1      8,9        8,8       11,6
Газ                       30,2      27,6       30,4      33,0
Минудобрения              69,3      72         85,1      -
Целлюлоза                 13,3      24,5       30,8      31,2
Цемент                    3,7       2,6        1,9       2,7
Чугун                     4,2       5,7        9,5       6,7
Станки металлорежущие     31,6      65,3       94,4      -

 * В страны дальнего зарубежья.
 Источник: Данные Госкомстата России за соответствующий период.

                                                        Таблица 12

       Показатели изменения относительной специализации России
      в международном разделении труда по машинам и оборудованию

-----------------------------------T----------T---------T---------¬
¦                                  ¦1985 г.   ¦1992 г.  ¦1995 г.I ¦
¦                                  ¦          ¦         ¦полугодие¦
L----------------------------------+----------+---------+----------

 Удельный вес машин, оборудования и
 транспортных средств в экспорте:

 (А) России                         13,6*      8,8**      5,0***

 (Б) Мировом                        31,1       37,0       38,5****

 Индекс относительной специализации 43,7*      23,8       13,0
 России в международном разделении
 труда (А/Б)

        * СССР.
       ** Дальнее зарубежье.
      *** Дальнее и ближнее зарубежье.
     **** Оценка.

     Источники: Данные Госкомстата России;  Внешняя торговля СССР в
                1985 г., "Handbook of International   Trade     and
                Development Statistics", UNCTAD, 1989;     "Monthly
                Bulletin of Statistics", UN May 1995.

Примечание.  Индекс относительной специализации страны в
             международном разделении труда показывает степень
             соответствия структуры ее экспорта общемировым
             тенденциям в развитии торговли. Согласно данным
             таблицы, удельный вес машин и оборудования в экспорте
             России неуклонно снижается, тогда как доля
             соответствующей товарной группы в мировом экспорте в
             течение последних десяти лет возросла почти на
             четверть. В результате индекс относительной
             специализации России в международном разделении труда
             по машинам и оборудованию только за период с 1992 по
             1995 год снизился почти вдвое.



                                                        Приложение N 3
                                               к Федеральной программе
                                                     развития экспорта



                    ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

       Приоритетное место в системе государственного управления

     Настоящая Программа   должна   быть   важной   составной   частью
государственного управления  экономикой,  учитываться  при  разработке
других   народно-хозяйственных   программ.   Текущую   нормотворческую
деятельность следует согласовывать с целями настоящей Программы и, при
необходимости,  осуществлять  экспертизу  готовящихся  законов  и иных
нормативных документов в сфере внешней  экономической  деятельности  с
точки зрения их влияния на перспективы отечественного экспорта.

                             Научность

     Определение основных  препятствий  на  пути российского экспорта,
оптимальных путей их преодоления,  отраслевых,  географических и  иных
приоритетов  в  развитии  экспорта - все это требует научного подхода,
проведения    поисковых    исследовательских    работ,     специальных
статистических    расчетов,    социологических    опросов    и   т.д.,
обеспечивающих постоянный контроль  и  анализ  экспортного  потенциала
страны, проблем и перспектив экспортной деятельности.

                              Реализм

     При общей   оценке   возможностей  реализации  Программы  следует
учитывать, что конкурентный потенциал российской экономики, и в первую
очередь  обрабатывающей  промышленности,  был  в  значительной степени
подорван и сегодня находится на крайне низком уровне (согласно докладу
об уровне конкурентоспособности 48 стран мира,  подготовленному в 1995
году  Всемирным  экономическим  форумом  и  Международным   институтом
менеджмента  и  развития  (Швейцария),  Россия  заняла  последнее - 48
место,  значительно  уступая  промышленно  развитым  странам,   многим
развивающимся  и  бывшим социалистическим государствам).  Поэтому даже
скромные успехи в  развитии  экспорта  могут  быть  достигнуты  только
эволюционным путем и при активном участии государства.

               Участие всех заинтересованных сторон

     Развитие экспорта     следует     рассматривать     как    задачу
общенационального значения,  что подразумевает включение в эту  работу
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органов    местного
самоуправления, торгово-промышленных палат, предпринимательских союзов
и  общественных  организаций.  Целесообразно  рассмотреть  возможность
подписания  всеми заинтересованными сторонами специального документа в
целях развития экспорта,  своего рода Национальной хартии, где были бы
четко  обозначены  роль  и  функции  каждого  участника по продвижению
российских  товаров  на  внешние  рынки,  механизмы   координации   их
деятельности    в   указанном   направлении,   процедура   и   порядок
представления  рекомендаций  Правительству  Российской   Федерации   и
Федеральному Собранию Российской Федерации.

                     Тесная связь с экспортерами

     Необходимо совершенствовать   механизмы  консультаций,  взаимного
согласования   интересов   и   обсуждения   перспектив   с    участием
представителей  органов  власти  и  деловых кругов.  Активизация такой
деятельности позволит оперативнее преодолевать возникающие трудности и
препятствия в развитии российского экспорта, придаст его росту большую
стабильность и предсказуемость.

                   Универсальность и комплексность

     Осуществление Программы   предполагает   формирование   целостной
системы  мер  общеэкономического характера,  призванных способствовать
наращиванию совокупного  экспортного  потенциала  страны  и  повышению
конкурентоспособности   отечественной  продукции  на  внешних  рынках.
Принцип универсальности не отрицает необходимость выделения отраслевых
и  иных  приоритетов  содействия экспорту на конкретном этапе развития
страны   и   предполагает    их    реализацию    посредством    единой
общегосударственной системы поддержки экспортной деятельности.
     В рамках настоящей Программы  следует  предусмотреть  возможности
получения  заинтересованными российскими предприятиями всего комплекса
услуг  в  сфере  экспортной  деятельности,   а   именно:   финансовых,
информационно-консультационных, маркетинговых, организационных и т. д.

                         Экстерриториальность

     Реализация настоящей Программы не должна замыкаться исключительно
на деятельности внутри страны.  Ее  успешное  претворение  в  жизнь  в
значительной  степени  зависит  от  эффективной дипломатической и иной
поддержки российского экспорта через  систему  официальных  зарубежных
представительств страны,  а также представительств организаций деловых
кругов, банков и информационных служб.

                            Оперативность

     Результативность экспортной деятельности в  значительной  степени
зависит   от   возможностей   оперативно  воспользоваться  финансовыми
механизмами  стимулирования  экспорта,  конъюнктурной  и  коммерческой
информацией,  что  делает  необходимым  широкое  применение в практике
предоставления экспортных услуг современных средств связи  и  передачи
информации.

                     Открытость и информативность

     Мероприятия, предусмотренные  настоящей  Программой,  должны быть
открыты для участия всех заинтересованных российских экспортеров, а ее
основные цели и задачи,  механизмы и средства их реализации необходимо
широко пропагандировать и разъяснять в предпринимательской среде.

Страницы: 1  2