ВОПРОСЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ. Постановление. Правительство РФ. 28.02.96 195

           ВОПРОСЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                          28 февраля 1996 г.
                                N 195

                                 (Д)

     Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от
3  мая  1994 г.  N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской
Федерации при  возникновении  и  ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций,  вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами" и
от  5  ноября  1995  г.  N  1113  "О  единой  государственной  системе
предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций"   (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  1995,  N   46,   ст.   4459)
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые:
     Положение о Всероссийской службе медицины катастроф;
     Положение о    межведомственных     координационных     комиссиях
Всероссийской службы медицины катастроф.
     2. Рекомендовать  Министерству  здравоохранения   и   медицинской
промышленности   Российской  Федерации,  заинтересованным  федеральным
органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов
Российской    Федерации   в   3-месячный   срок   привести   структуру
ведомственных   и   территориальных   служб   медицины   катастроф   в
соответствие   с   настоящим  постановлением  и  другими  нормативными
документами, регламентирующими их деятельность.
     3. Министерству   здравоохранения  и  медицинской  промышленности
Российской Федерации,  Министерству  экономики  Российской  Федерации,
Министерству    финансов    Российской   Федерации,   заинтересованным
федеральным  органам  исполнительной   власти   с   участием   органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок
разработать проект  федеральной  целевой  программы  совершенствования
Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 годы и внести его
в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                            В. Черномырдин

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 28 февраля 1996 г.
                                                                 N 195


                              ПОЛОЖЕНИЕ

              о Всероссийской службе медицины катастроф

     1. Всероссийская  служба  медицины  катастроф  (далее именуется -
Служба) является  функциональной  подсистемой  единой  государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     2. Служба  руководствуется  в  своей  деятельности   Конституцией
Российской  Федерации,  Федеральным  законом  "О  защите  населения  и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций   природного   и   техногенного
характера",  другими  федеральными законами,  указами и распоряжениями
Президента  Российской  Федерации,  постановлениями  и  распоряжениями
Правительства   Российской   Федерации,   решениями   Межведомственной
комиссии  по  предупреждению  и  ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций,  иными  нормативными  правовыми  актами ,  а также настоящим
Положением.
     3. Основными задачами Службы являются:
     организация и осуществление  медико-санитарного  обеспечения  при
ликвидации чрезвычайных ситуаций*;
     обеспечение готовности  органов  управления,  системы   связи   и
оповещения,   формирований   и   учреждений   Службы   к  действиям  в
чрезвычайных ситуациях;
     сбор, обработка,     обмен     и     предоставление    информации
медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в
условиях чрезвычайных ситуаций;
     участие в осуществлении  государственной  экспертизы,  надзора  и
контроля   в   области   защиты  населения  и  территорий  в  условиях
чрезвычайных ситуаций;
     создание и   рациональное   использование   резервов  финансовых,
медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения  работы
Службы;
     участие в разработке и осуществлении  мер  по  социальной  защите
населения,  проведении  гуманитарных  акций,  обеспечении  условий для
реализации гражданами своих прав и обязанностей в  области  защиты  от
чрезвычайных ситуаций;
     разработка и   постоянное   совершенствование   единой    системы
медицинского  обеспечения  населения  при  возникновении  чрезвычайных
ситуаций;
     прогнозирование и     оценка     медико-санитарных    последствий
чрезвычайных ситуаций;
     участие в  подготовке  населения  и  спасателей к оказанию первой
медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
     научно-исследовательская работа  по  развитию и совершенствованию
структуры и деятельности Службы;
     международное сотрудничество в области медицины катастроф.
     4. Служба  функционально  объединяет  службу  медицины  катастроф
Министерства  здравоохранения  и медицинской промышленности Российской
Федерации,  службу медицины катастроф Министерства обороны  Российской
Федерации,  а  также  предназначенные для ликвидации медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций  силы  и  средства  Государственного
комитета  санитарно-эпидемиологического  надзора Российской Федерации,
Министерства внутренних дел Российской Федерации,  Министерства  путей
сообщения    Российской    Федерации,   других   федеральных   органов
исполнительной власти.
     Задачи, организация   и   порядок  деятельности  служб,  органов,
формирований и учреждений,  входящих  в  состав  Службы,  определяются
положениями о них,  утверждаемыми федеральными органами исполнительной
власти,  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления.
     5. Служба  имеет  следующие  уровни:  федеральный,  региональный,
территориальный, местный и объектовый.
     Служба представлена:
     на федеральном  уровне - Всероссийским центром медицины катастроф
"Защита" (с входящими в него формированиями и  учреждениями),  который
одновременно  выполняет  функции  регионального  центра,  медицинскими
формированиями и  учреждениями  центрального  подчинения  Министерства
обороны  Российской Федерации,  Министерства внутренних дел Российской
Федерации,  Министерства   путей   сообщения   Российской   Федерации,
Государственного    комитета   санитарно-эпидемиологического   надзора
Российской  Федерации,  других  федеральных   органов   исполнительной
власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями
в  ликвидации  медико-санитарных  последствий  чрезвычайных  ситуаций,
клиническими и научными базами;
     на региональном  уровне   -   региональными   центрами   медицины
катастроф  (с  входящими  в  них  формированиями и учреждениями) в гг.
Хабаровске,  Новосибирске, а также создаваемыми региональными центрами
медицины катастроф в гг.  Чите,  Красноярске,  Екатеринбурге,  Самаре,
Санкт-Петербурге,  Ростове-на-Дону,  которые  одновременно   выполняют
функции  территориальных  центров  по  месту дислокации,  медицинскими
формированиями  военных  округов,   флотов   и   федеральных   органов
исполнительной  власти,  участвующих  в соответствии с возложенными на
них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций  на  региональном
уровне.
     Региональный центр медицины катастроф непосредственно подчиняется
Всероссийскому  центру медицины катастроф "Защита",  а применительно к
территории,   где   расположен,   -   руководителю    соответствующего
территориального звена здравоохранения;
     на территориальном и местном уровнях - территориальными  центрами
медицины  катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями),
формированиями постоянной  готовности  военно-медицинских  учреждений,
формированиями   органов   Министерства   внутренних   дел  Российской
Федерации,  Министерства   путей   сообщения   Российской   Федерации,
Государственного    комитета   санитарно-эпидемиологического   надзора
Российской    Федерации,    учреждениями    Федерального    управления
медико-биологических   и   экстремальных   проблем   при  Министерстве
здравоохранения и  медицинской  промышленности  Российской  Федерации,
других   федеральных  органов  исполнительной  власти,  участвующих  в
соответствии  с  возложенными  на  них  обязанностями   в   ликвидации
чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне.
     Территориальный центр медицины катастроф непосредственно подчинен
руководителю территориального звена здравоохранения, а функционально -
региональному центру медицины катастроф.
     Структурно центры  медицины  катастроф,  как правило,  включают в
свой состав администрацию,  оперативное, научное (научно-методическое)
и дежурно-диспетчерское подразделения,  оперативную группу управления,
клиническую базу  (госпиталь,  больницу)  с  подвижным  формированием,
бригады  специализированной  медицинской помощи постоянной готовности,
предназначенные  для  выдвижения  в  зону  чрезвычайной  ситуации  для
оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
     6. На всех уровнях Службы на  базе  медицинских  образовательных,
научно-исследовательских,          лечебно-профилактических          и
санитарно-профилактических учреждений создаются нештатные формирования
(отряды,   бригады,   группы).  Обеспечение  их  готовности  к  работе
возлагается   на   руководителей   соответствующих   учреждений,   при
возникновении   чрезвычайных  ситуаций  они  поступают  в  оперативное
подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.
     7. В    зависимости    от    обстановки    различают   3   режима
функционирования   Службы:   повседневная   деятельность,   повышенная
готовность   и  чрезвычайная  ситуация.  Решение  о  введении  режимов
повышенной готовности и чрезвычайной  ситуации  принимают  федеральные
органы  исполнительной власти,  органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации,  органы  местного  самоуправления,  руководители
объектов.
     8. При  ликвидации  медико-санитарных  последствий   чрезвычайных
ситуаций  используются  все  находящиеся  в зоне чрезвычайной ситуации
лечебно-профилактические,                     санитарно-гигиенические,
противоэпидемические   и   аптечные   учреждения   независимо   от  их
ведомственной принадлежности.
     Координация подготовки  и  взаимодействия  органов управления,  а
также использования  формирований  и  учреждений,  входящих  в  состав
Службы,   возлагается   на   службу  медицины  катастроф  Министерства
здравоохранения и  медицинской  промышленности  Российской  Федерации,
которая должна обеспечить:
     разработку научно-методических  принципов  деятельности   Службы;
подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;
     разработку методических основ  подготовки  населения  к  оказанию
первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
     руководство силами  и  средствами,  участвующими   в   ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
     9. Руководящими органами  Службы  на  федеральном,  региональном,
территориальном    и    местном   уровнях   являются   соответствующие
межведомственные координационные комиссии и центры медицины катастроф,
которые  одновременно  выполняют  функции штабов Службы.  На местном и
объектовом  уровнях  функции  штабов  Службы  возлагаются   на   штабы
медицинской  службы  Гражданской  обороны.  Штабы  Службы  подчиняются
руководителям соответствующего звена здравоохранения.
     По оперативно-тактическим  вопросам  в пределах выполняемых задач
при ликвидации чрезвычайных ситуаций Служба руководствуется  решениями
соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
     Основным документом,  регулирующим деятельность Службы,  является
план   медико-санитарного   обеспечения   населения   в   чрезвычайных
ситуациях,  который разрабатывается соответствующими  штабами  Службы,
согласовывается  с  членами  межведомственной координационной комиссии
Службы,  подписывается   ее   председателем,   начальником   штаба   и
утверждается  председателем  соответствующей  комиссии по чрезвычайным
ситуациям.
     Организационно-методическое руководство             планированием
медико-санитарного  обеспечения  населения  в  чрезвычайных  ситуациях
осуществляет Министерство здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации.
     10. Финансирование   Службы   осуществляется   за   счет  средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов,    средств    заинтересованных    организаций    с    учетом
соответствующих федеральных целевых программ.
     Резерв финансовых      и     материально-технических     ресурсов
(медицинского,  санитарно-хозяйственного,  специального  имущества   и
оборудования) создается:
     в составе   государственного   резерва,   предназначенного    для
обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций,
- за счет средств федерального бюджета;
     на федеральном   и   региональном   уровнях  -  за  счет  средств
федеральных органов исполнительной власти,  силы  и  средства  которых
входят в состав Службы;
     резерв субъекта Российской Федерации - за  счет  средств  бюджета
соответствующего субъекта Российской Федерации;
     резерв местного уровня - за счет средств местного бюджета;
     объектовый резерв - за счет собственных средств организации.
     Порядок создания,  расходования,  номенклатура и объемы  резервов
финансовых  и  материально-технических  ресурсов  определяются органом
(организацией), их создающим.

     *Розыск пораженных,  их  извлечение  из-под  завалов,  из  очагов
пожаров,  вынос  (вывоз)  с местности (участка,  объекта),  зараженной
радиоактивными и  сильнодействующими  ядовитыми  веществами,  оказание
первой    медицинской    помощи   на   месте   поражения   выполняются
аварийно-спасательными формированиями единой  государственной  системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 28 февраля 1996 г.
                                                                 N 195

                              ПОЛОЖЕНИЕ

             о межведомственных координационных комиссиях
               Всероссийской службы медицины катастроф

     1. Межведомственные  координационные  комиссии (далее именуются -
комиссии) Всероссийской службы медицины катастроф (далее  именуется  -
Служба)  создаются  на  федеральном,  региональном,  территориальном и
местном уровнях.
     2. В  своей  деятельности  комиссии  руководствуются Конституцией
Российской Федерации,  федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента  Российской  Федерации,  постановлениями  и  распоряжениями
Правительства  Российской  Федерации,  иными  нормативными   правовыми
актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,  а также
настоящим Положением.
     Комиссии осуществляют   свои   полномочия   во  взаимодействии  с
федеральными органами исполнительной власти,  органами  исполнительной
власти    субъектов   Российской   Федерации   и   органами   местного
самоуправления,  юридическими лицами  Российской  Федерации,  а  также
общественными объединениями.
     3. Основными задачами комиссий являются:
     участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по
предупреждению  чрезвычайных  ситуаций   и   уменьшению   тяжести   их
медико-санитарных последствий;
     разработка проектов законодательных и других нормативных правовых
актов по вопросам, относящимся к компетенции Службы;
     участие в разработке и выполнении научно-технических программ  по
совершенствованию организации и деятельности Службы;
     решение наиболее важных вопросов совершенствования организации  и
деятельности  Службы,  в  том  числе определение перечня,  количества,
места создания, порядка обеспечения формирований и учреждений Службы;
     обеспечение постоянной     готовности     органов     управления,
формирований и учреждений  Службы  к  выполнению  возложенных  на  них
задач;
     решение принципиальных   вопросов   комплексного    использования
входящих   в   состав   Службы  формирований  и  учреждений  различных
федеральных   органов    исполнительной    власти    при    ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
     участие в   разработке   плана   медико-санитарного   обеспечения
населения в чрезвычайных ситуациях;
     реализация единой системы подготовки сил и средств Службы;
     координация создания   и   использования   резервов   финансовых,
медицинских и материально-технических ресурсов;
     определение научных и клинических баз Службы;
     комплексная разработка проблем подготовки и деятельности Службы;
     разработка предложений  по экономическому и правовому обеспечению
работы личного состава органов управления,  формирований и  учреждений
Службы;
     определение основных направлений международного сотрудничества  в
области медицины катастроф.
     4. В состав комиссии федерального  уровня  входят  по  должности:
Министр   здравоохранения   и  медицинской  промышленности  Российской
Федерации    (председатель     комиссии),     заместитель     Министра
здравоохранения  и  медицинской  промышленности  Российской  Федерации
(заместитель председателя),  президент Российской академии медицинских
наук   (заместитель   председателя),   председатель   Государственного
комитета санитарно-эпидемиологического  надзора  Российской  Федерации
(заместитель  председателя),  директор  Всероссийского центра медицины
катастроф "Защита", руководители медицинских (медико-санитарных) служб
Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел
Российской  Федерации  и  Министерства  путей   сообщения   Российской
Федерации,  председатель  центрального  комитета  Российского общества
Красного Креста.
     Состав региональных     комиссий     определяется     федеральной
межведомственной координационной комиссией Службы  по  согласованию  с
органами  исполнительной  власти  соответствующих субъектов Российской
Федерации,  командованием  военных  округов,   федеральными   органами
исполнительной  власти,  участвующими в соответствии с возложенными на
них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций  на  региональном
уровне.
     Состав территориальных     комиссий     определяется     органами
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации,  гг.  Москвы и
Санкт-Петербурга,  а местных комиссий - органами исполнительной власти
и  органами  местного  самоуправления  районов  и  городов (населенных
пунктов).  В  состав  указанных  комиссий  входят  руководители   всех
медицинских,   медико-санитарных,   санитарно-профилактических  служб,
учреждений  скорой   медицинской   помощи,   службы   крови,   органов
обеспечения  медицинским имуществом и медицинской техникой,  директора
центров   медицины   катастроф,   расположенных   на   соответствующей
территории.
     5. Организационно-техническое   обеспечение    работы    комиссий
осуществляют соответствующие центры медицины катастроф.
     6. Комиссия  осуществляет  свою  деятельность  в  соответствии  с
планом  работы,  принимаемым  на  заседании комиссии и утверждаемым ее
председателем.
     Заседания комиссии  проводятся по мере необходимости,  но не реже
одного раза в квартал. Решения комиссии оформляются протоколом.
     Решения, принимаемые  комиссией в соответствии с ее компетенцией,
являются обязательными для всех органов,  представленных в комиссии, а
также для организаций, действующих в сфере ведения этих органов.
     7. При необходимости для участия в заседаниях комиссии по решению
ее  председателя  могут  приглашаться  представители  иных федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации,  органов местного самоуправления,  предприятий,
учреждений  и  организаций   Российской   Федерации,   участвующих   в
соответствии   с   возложенными  на  них  обязанностями  в  ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     8. Комиссия  может создавать рабочие группы по основным вопросам,
относящимся к ее деятельности, и определять порядок их работы.