О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996-1998 ГОДЫ (ЧАСТЬ 1). Постановление. Правительство РФ. 16.02.96 149

       О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
             РАЗВИТИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996-1998 ГОДЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                          16 февраля 1996 г.
                                N 149

                             (СЗРФ 96-10)

                            (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)

     В целях  стабилизации социально-экономического развития Псковской
области  и  решения  задач  по  обустройству  государственной  границы
Российской  Федерации с Эстонской Республикой и Латвийской Республикой
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить   представленную   Федеральную   целевую   программу
социально-экономического развития Псковской области на 1996-1998  годы
(далее именуется - Программа),  разработанную администрацией Псковской
области  и  согласованную   с   Министерством   экономики   Российской
Федерации,  Министерством финансов Российской Федерации, Министерством
строительства  Российской  Федерации   и   другими   заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти.
     2. Определить государственным заказчиком  Программы  Министерство
строительства Российской Федерации.
     Министерству строительства  Российской  Федерации   передать   на
договорной    основе    часть   функций   государственного   заказчика
администрации Псковской области по согласованию с ней.
     3. Министерству  финансов  Российской  Федерации  и  Министерству
экономики Российской Федерации обеспечить финансирование  мероприятий,
предусмотренных в Программе на 1996 год.
     При формировании   годовых   прогнозов   социально-экономического
развития  страны  и  проектов  федерального  бюджета на 1997-1998 годы
предусматривать   выделение   лимитов   централизованных   капитальных
вложений и финансовых средств для реализации программных мероприятий.
     4. Министерству строительства Российской  Федерации  совместно  с
администрацией Псковской области ежегодно представлять в Правительство
Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации                            В. Черномырдин

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 16 февраля 1996 г.
                                                                 N 149
                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
                          ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                          на 1996-1998 годы

                               ПАСПОРТ

   Федеральной целевой программы социально-экономического развития
                 Псковской области на 1996-1998 годы


Наименование Программы    - Федеральная целевая программа социально
                            - экономического развития Псковской
                            области на 1996-1998 годы

Дата принятия решения о   - распоряжение Правительства Российской
разработке Программы,       Федерации от 18 ноября 1994 г. N
дата ее утверждения         1828-р, постановление Правительства
(наименование и номер       Российской Федерации от 16 февраля 1996
соответствующего            г. N 149
нормативного акта)

Государственный           - Министерство строительства Российской
заказчик, директор          Федерации
Программы

Основные разработчики     - Комитет экономики администрации
Программы                   Псковской области

Цели и задачи Программы,  - развитие социальной сферы жизнеобеспечения
важнейшие целевые           области, в первую очередь
показатели                  приграничных районов

Сроки и этапы реализации  - 1996-1998 годы
Программы (подпрограмм)

Перечень подпрограмм и    - жилищное и коммунальное строительство,
основных мероприятий        образование, здравоохранение,
                            социальное обеспечение, культура,
                            агропромышленный комплекс, транспорт,
                            связь

Исполнители               - администрация Псковской области

Объемы и источники        - федеральный бюджет - 990,395
финансирования              млрд. рублей
                            бюджет Псковской области -
                            142,18 млрд.рублей
                            прочие - 60,65 млрд. рублей
                            Кроме того, общие затраты
                            на развитие отраслей агропромышленного
                            комплекса области в 1996-1998 годах
                            составят 4696 млрд. рублей, в том числе
                            по приграничным районам - 1616,3
                            млрд. рублей.

                            Финансирование мероприятий Программы по
                            АПК осуществляется за счет собственных
                            средств предприятий и организаций,
                            заемных средств и кредитных ресурсов с
                            привлечением средств федерального
                            бюджета, бюджета Псковской области и
                            других источников, включая иностранные
                            инвестиции

Ожидаемые конечные        - преодоление кризисного состояния и
результаты реализации       развитие социальной сферы, в том числе
Программы                   улучшение материально-технической базы
                            здравоохранения, образования,
                            жилищно-коммунального хозяйства

Система организации       - ежемесячное представление информации в
контроля за исполнением     Министерство экономики Российской
Программы                   Федерации

                 Характеристика Псковской области

     Псковская земля - один их древнейших западных рубежей России.  На
севере  она  граничит  с  Ленинградской  областью,  на  востоке  -   с
Новгородской,  Тверской и Смоленской областями. Вся западная и большая
часть  южной  границы  области   является   государственной   границей
Российской   Федерации   с   Эстонией,  Латвией  и  Белоруссией  общей
протяженностью 789 км.  Близость  к  Балтийскому  морю,  а  также  ряд
проходящих по территории области транспортных магистралей, связывающих
область  с  гг.Санкт-Петербургом  и  Москвой,  а  также  со  столицами
государств Балтии, благоприятно характеризуют экономико-географическое
положение области.
     Территория области   разделена  на  24  административных  района.
Численность населения области в последние годы заметно снижается. Если
в 1926 году в области проживало 1,8 млн.  человек,  то в 1959 году уже
954 тыс.человек,  а в настоящее время (по состоянию на 1  января  1995
г.)  только  835,4 тыс.  человек.  В целом,  несмотря на положительное
сальдо  в  миграции  (1994   год   -   плюс   12449   человек),   доля
трудоспособного населения в области снижается.
     Псковская область  не  располагает   запасами   ценных   полезных
ископаемых.  Промышленное  значение  имеют  только запасы известняков,
доломитов,  мергелей,  гипса,  различных  глин   и   песков.   Имеются
значительные  залежи  торфа.  Одно  из главных богатств области - лес.
Общие запасы хвойного и лиственного  леса  составляют  250  млн.  куб.
метров.
     Псковская область    является    сельскохозяйственным    районом.
Промышленность  сконцентрирована преимущественно в гг.Пскове и Великие
Луки.    Развитие    получили     предприятия     пищевой,     лесной,
деревообрабатывающей, топливной, электротехнической, радиоэлектронной,
машиностроительной,  металлообрабатывающей,   легкой   промышленности,
промышленности строительных материалов.

            1. Основные проблемы социально-экономического
                      развития Псковской области

             1.1. Анализ социально-экономической ситуации

     Уникальное геополитическое месторасположение области сделало ее в
прошлом одним из центров русской государственности и культуры, создало
предпосылки  для  экономического  процветания.  Однако  в   результате
чрезмерной  централизации  власти  и  диспропорций  в межхозяйственных
связях регион за последние  70  лет  утратил  свое  былое  значение  и
превратился  в  заштатную  российскую  глубинку.  В  условиях плановой
экономики  предприятия  области  были  ориентированы  на  производство
комплектующих  изделий  для  электротехнической  и  машиностроительной
отраслей.
     До 1990   года  выпуск  промышленной  продукции  из  года  в  год
увеличивался.  Однако начиная с 1991  года  промышленное  производство
начало    сокращаться.   Спад   производства   охватил   все   отрасли
промышленности,  включая отрасли, работающие на потребительский рынок.
Физический  объем промышленного производства в 1994 году сократился по
сравнению с 1993 годом почти наполовину (по России - на 23  процента).
И   если   в  1991-1992  годах  одной  из  главных  причин  сокращения
производства на многих предприятиях  была  необеспеченность  сырьем  и
комплектующими  изделиями,  то  в  1993-1995  годах  - главным образом
трудности со сбытом продукции,  что,  в  свою  очередь,  обусловливало
отсутствие оборотных средств.
     В области   практически   отсутствовали   собственные   источники
производства   электроэнергии   (более   70   процентов   потребляемой
электроэнергии  поступало  с  Ленинградской  атомной   станции   через
территорию Эстонии, остальное - через Белоруссию).
     Введенный в эксплуатацию в  декабре  1993  г.  первый  энергоблок
Псковской  ГРЭС  позволил  в  1994  году обеспечить около 40 процентов
потребляемой областью  электроэнергии.  Остальное  количество  энергии
область   получает  от  Ленинградской  атомной  станции  транзитом  по
50-километровому  участку  линии   электропередачи,   проходящему   по
территории Эстонии, в результате чего отпускной тариф увеличивается на
10 процентов.
     Коллективные, кооперативные  и  акционерные  аграрные  структуры,
крестьянские (фермерские) хозяйства получили в собственность  землю  и
имущество в целях ведения сельскохозяйственного производства. Вместе с
тем  аграрная  реформа  проходит  в  сложной   социально-экономической
ситуации,  что  привело  к  спаду производства сырья и продовольствия,
сокращению  посевных  площадей  зерновых,  льна  и   других   культур,
поголовья скота,  ухудшению финансового положения товаропроизводителей
в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
     В связи  с  сокращением  инвестиций  в  агропромышленный комплекс
стареют   и   не    обновляются    производственные    фонды.    Из-за
неплатежеспособности  хозяйств  во  много раз сократилось приобретение
товаров, автомобилей, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники.
Снижается  плодородие  почв,  приходит  в  упадок селекционная работа,
нарушена   работа   элитно-семеноводческих   и   племенных   хозяйств,
значительная часть племенного скота реализуется на мясо.
     В хозяйствах области  прекращено  строительство  производственных
объектов,  свернуто  жилищное  строительство  и строительство объектов
соцкультбыта.
     Одной из ключевых проблем остается проблема обеспечения населения
области жильем.  Дефицит жилья составляет около 4 млн.  кв. метров. На
учете  на улучшение жилищных условий состоят 51,6 тыс.  семей,  первые
встали на учет еще в 1966 году. В области увеличивается число граждан,
которые  должны  обеспечиваться  жильем в первую очередь.  В настоящее
время  на  учете  состоят  около  2  тыс.  семей  уволенных  в   запас
военнослужащих,   более   1   тыс.   семей   беженцев   и  вынужденных
переселенцев.  На  протяжении  многих   лет   не   решается   проблема
обеспечения   жильем   семей,   переселившихся   из   зоны  аварии  на
Чернобыльской атомной электростанции,  и семей  участников  ликвидации
последствий этой аварии.
     В области  сложилась  острая  ситуация  на  рынке  труда.   Число
безработных  увеличивается  с  каждым  месяцем.  По уровню безработицы
область  находится  на  третьем  месте  среди   субъектов   Российской
Федерации.  По  состоянию  на  1  сентября  1995 г.  число безработных
достигло  32,9  тыс.  человек,  что   составляет   7,7   процента   от
трудоспособного населения.
     В результате  активизации  политики   вытеснения   русскоязычного
населения из государств Балтии область принимает на себя значительную,
а может быть и основную, нагрузку по приему переселенцев из указанного
региона.  За  последние  2  года  из  40  тыс.  человек,  прибывших на
территорию области на  постоянное  место  жительства,  более  10  тыс.
человек являются переселенцами из этих государств.  Для предотвращения
возможных  негативных  социально-экономических  последствий   возникла
необходимость  комплексного  обустройства переселенцев,  включающего в
себя   строительство   жилья   и   объектов   занятости,   организацию
промышленного    и    агропромышленного   производства   с   созданием
дополнительных  рабочих  мест,  развитие   социальной   и   инженерной
инфраструктуры  с  учетом  взаимных  интересов  переселенцев и местных
жителей.
     Много нерешенных   проблем  в  области  по  обустройству  участка
государственной границы Российской Федерации и  таможенных  постов,  а
также  по  обеспечению  их  надлежащим транспортным сообщением с сетью
автомобильных дорог, что необходимо для защиты экономических интересов
России.

                      1.2. Обоснование Программы

     Проблемы, возникшие  в  последние  годы,  обостряются  в  связи с
установлением новых границ России.  Связанный с этим процесс вывода на
территорию   области   пограничных   и   других  войсковых  частей  из
сопредельных государств,  а также увеличивающиеся  потоки  беженцев  и
вынужденных  переселенцев  явились  дополнительной  нагрузкой на слабо
развитую систему отраслей жизнеобеспечения области.
     В районах расквартирования пограничных и других войсковых частей,
выводимых на территорию области,  осложняется положение с обеспечением
их жильем,  значительную нагрузку испытывает социальная сфера, требуют
реконструкции  объекты  жилищно-коммунального  хозяйства.   Необходимо
учитывать,  что  вместе  с  военнослужащими,  передислоцированными  на
территорию  области,  прибыли  члены  их  семей,  в  том  числе   дети
дошкольного и школьного возраста. В результате резко возросла нагрузка
на учреждения образования и здравоохранения.  Кроме того, значительная
часть членов семей военнослужащих - это люди трудоспособного возраста,
что  обостряет  ситуацию  на  рынке   труда.   Сложилась   напряженная
обстановка   со   своевременным   обеспечением   всеми   видами  связи
передислоцированных войсковых частей и пограничных подразделений.
     Основная часть  воинских  частей,  дислоцированных  на территории
области,  располагается в приграничных районах, имеющих слабо развитую
социальную сферу.
     Кроме того,  показатели уровня социально-экономического  развития
приграничных  районов  сопредельных  государств  значительно превышают
аналогичные показатели приграничных  районов  Псковской  области,  что
накладывает   свой   отпечаток   на  моральное  состояние  людей,  там
проживающих.
     В целях   создания   условий   для  нормального  функционирования
социальной сферы и обеспечения  жильем  населения  необходимо  принять
неотложные  меры,  направленные  прежде  всего  на  развитие  объектов
социальной сферы,  коммунального хозяйства и жилищного  строительства.
Однако  ряд  проблем  не  может  быть  ограничен  только приграничными
районами.  Развитие средств связи в удаленных и  приграничных  районах
невозможно   без   создания   центрального   узла  связи,  оснащенного
современным  оборудованием.   Обеспечение   электроэнергией   воинских
частей,  постоянно  находящихся на боевом дежурстве,  связано с линией
электропередачи,  проходящей по территории сопредельного  государства.
Это - прямая угроза безопасности России. Социальное развитие отдельных
районов без учета общих интересов области невозможно.
     Однако финансовые  возможности области весьма ограничены и решить
указанные проблемы за счет собственных средств невозможно.
     Установление западного участка государственной границы Российской
Федерации требует осуществления дополнительных  мер,  направленных  на
стабилизацию социально-экономического развития Псковской области,  для
чего необходимо принятие решения на государственном уровне.
     В Федеральной целевой программе социально-экономического развития
Псковской  области  на  1996-1998  годы   предусмотрены   мероприятия,
направленные   в   первую   очередь   на   развитие  социальной  сферы
приграничных районов и решение ряда неотложных проблем.

               2. Цель и сроки реализации Программы

                      2.1. Цель Программы

     Основной целью  Программы  является  развитие  социальной   сферы
жизнеобеспечения области,  и в первую очередь приграничных районов, за
счет:
     преодоления кризисного   состояния   и   развития   строительного
комплекса,    всей    инфраструктуры     стройиндустрии,     жилищного
строительства,  улучшения  материально-технической  базы всех отраслей
социальной сферы;
     увеличения объема сельскохозяйственного производства, в том числе
продукции перерабатывающих предприятий,  путем проведения технического
и технологического перевооружения;
     сохранения культурного и исторического наследия земли Псковской -
неотъемлемой части Российской Федерации.
     Реализация мероприятий,  предусмотренных Программой,  позволит  в
1996- 1998 годах:
     решить проблему жилищного  обустройства  граждан,  нуждающихся  в
первоочередном получении жилья;
     развить базу жилищно-коммунального хозяйства путем ввода новых  и
реконструкции существующих коммунальных сетей;
     дополнительно ввести  15935  ученических  мест  и  1515  мест   в
дошкольных учреждениях;
     расширить сеть лечебных учреждений  на  1557  мест,  обновить  их
материально-техническую базу;
     провести техническое  перевооружение  предприятий,   занимающихся
переработкой   сельскохозяйственной   продукции,   с  целью  внедрения
современных технологий;
     решить проблему    социального    строительства   и   инженерного
обустройства села;
     обеспечить комплекс    работ    по   восстановлению   утраченного
плодородия почв;
     обеспечить сельскохозяйственным    производителям    всех    форм
собственности условия для дальнейшего наращивания объемов производства
путем    создания   технических   центров   проката   и   обслуживания
сельскохозяйственной техники;
     создать современную судостроительную базу,  позволяющую проводить
ремонт как гражданских, так и пограничных судов;
     стабилизировать работу пассажирского автотранспорта области;
     расширить телефонную сеть, в том числе в приграничных районах;
     увеличить объем платных услуг бытового обслуживания населения.

                 2.2. Срок реализации Программы

     Мероприятия, предусмотренные   Программой,  будут  реализованы  в
3-летний срок (1996-1998 годы).

            2.3. Государственный заказчик Программы

     Государственным заказчиком   Программы   является    Министерство
строительства Российской Федерации.

                3. Ресурсное обеспечение Программы

  Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы

                                                     (млрд.рублей)

|_________________|__________|_________|__________|______________|
|                 |1996-1998 |1996 год |1997 год  |1998 год      |
|                 |  годы    |         |          |              |
|_________________|__________|_________|__________|______________|

 Всего             1193,225   291,785   500,49     400,95

 в том числе:

 федеральный       990,395    215,785   433,35     341,26
 бюджет
 областной бюджет  142,18     59,75     45,94      36,49

 другие источники  60,65      16,25     21,2       23,2

     Кроме того,  общие затраты на развитие отраслей агропромышленного
комплекса области в 1996-1998 годах составят 4696 млрд.  рублей, в том
числе в приграничных районах -  1616,3  млрд.  рублей.  Финансирование
соответствующих  мероприятий  Программы  по развитию агропромышленного
комплекса будет осуществляться за счет собственных средств предприятий
и  организаций,  заемных  средств  и кредитных ресурсов с привлечением
средств федерального  бюджета,  бюджета  Псковской  области  и  других
источников, включая иностранные инвестиции.
     Одним из  главных  условий  реализации  Программы   является   ее
стабильное  финансовое  обеспечение.  С  целью концентрации финансовых
ресурсов, направляемых на ее реализацию, формируется бюджет Программы,
основными источниками которого являются средства федерального бюджета,
средства областного бюджета,  целевые фонды финансирования  отраслевых
проектов,  бюджетные  и  внебюджетные  фонды различного назначения,  а
также иные привлеченные средства,  включая иностранные инвестиции. При
реализации  Программы  предполагается  направить средства федерального
бюджета в основном на финансирование мероприятий,  ориентированных  на
развитие отраслей непроизводственной сферы.

         Сводная таблица потребности в финансовых ресурсах
                   по источникам финансирования

                                                    (млрд. рублей)
|______________|_______________________________|_______________________________|
|Наименование  |          Всего                |   В том числе приграничные    |
|мероприятий   |                               |           районы              |
|              |_________|_______|______|______|_________|_______|______|______|
|              |1996-1998|1996   | 1997 | 1998 |1996-1998|1996   |1997  |1998  |
|              |  годы   |год    | год  | год  |  годы   | год   | год  | год  |
|______________|_________|_______|______|______|_________|_______|______|______|

                                ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

 РАЗВИТИЕ       218,7     97,2    69,9   51,6   192,7     81,7    60,9   50,1
 СРЕДСТВ СВЯЗИ

 БЫТОВОЕ        13,22     6,37    4      2,85   13,22     6,37    4      2,85
 ОБСЛУЖИВАНИЕ

 ТРАНСПОРТ      70,16     13,76   24,4   32     70,16     13,76   24,4   32

 ЖИЛИЩНОЕ       16,89     5,73    5,9    5,26   8,99      2,78    2,6    3,61
 СТРОИТЕЛЬСТВО

 КОММУНАЛЬНОЕ   208,355   62,355  80,23  65,77  146,955   39,695  59,84  47,42
 СТРОИТЕЛЬСТВО

 ОБРАЗОВАНИЕ    68,28     3,12    43     22,16  32,56     1       21,21  10,35

 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 187,7     3,95    109,28 74,47  173,66    3,95    100,51 69,2
 И СПОРТ

 СОЦИАЛЬНОЕ     22,4      3,3     16,1   3      16,15     2,55    10,6   3
 ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 КУЛЬТУРА       20,54             14,54  6      17,7              11,7   6

 РЕСТАВРАЦИЯ    135,05    20      55     60,05  118,8     9,4     52,85  56,55
 ПАМЯТНИКОВ
 ИСТОРИИ И
 КУЛЬТУРЫ

 СТРОИТЕЛЬСТВО  29,1              11     18,1   26,3              11     15,3
 ГАЗОПРОВОДОВ-
 ОТВОДОВ

 ИТОГО          990,395   215,785 433,35 341,26 817,195   161,205 359,61 296,38


                                ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ*

 РАЗВИТИЕ       2,4       1,4     0,5    0,5    1,9       0,9     0,5    0,5
 СРЕДСТВ СВЯЗИ

 БЫТОВОЕ        2,73      1,23    1      0,5
 ОБСЛУЖИВАНИЕ

 ЖИЛИЩНОЕ       29,76     6,68    11,44  11,64  12,94     2,6     4,54   5,8
 СТРОИТЕЛЬСТВО

 КОММУНАЛЬНОЕ   30,82     19,65   7,43   3,74   7,47      5,65    1,32   0,4
 СТРОИТЕЛЬСТВО

 ОБРАЗОВАНИЕ    37,11     15,78   11,41  9,92   19,92     5       7,38   7,54

 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 14,57     5,05    4,78   4,74   5,9       1,9     2,22   1,78
 И СПОРТ

 СОЦИАЛЬНОЕ     6,26      3,44    2,82          4,24      2,42    1,82
 ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 КУЛЬТУРА       16,14     5,93    5,81   4,4    1,3       1,3     2,25   0,75

 ПРОЧИЕ         2,39      0,59    0,75   1,05   0,9                      0,9

 ИТОГО          142,18    59,75   45,94  36,49  57,57     19,77   20,03  17,77

                       СОБСТВЕННЫЕ И ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА

 РАЗВИТИЕ       60,6      16,2    21,2   23,2   60,6      16,2    21,2   23,2
 СРЕДСТВ СВЯЗИ

 ТРАНСПОРТ      0,05      0,05                  0,05      0,05

 ИТОГО          60,65     16,25   21,2   23,2   60,65     16,25   21,2   23,2

 ВСЕГО          1193,225  291,785 500,49 400,95 935,415   197,225 400,84 337,35

     * В  случае  выделения  трансферта  (в  соответствии  с  принятой
методикой расчета), в том числе на 1996 год - 583 млрд. рублей.

                4. Система программных мероприятий

                  4.1.    Жилищное строительство

     Положение с  обеспечением  жильем населения области осложняется в
районах  расквартирования  пограничных  и  других  войсковых   частей,
выводимых на территорию области. В настоящее время здесь дислоцируются
около 57 воинских частей (включая пограничные),  которые располагаются
в  13  районах  и  городах области.  Значительная часть их выведена на
территорию области после 1992 года.  Несмотря на то,  что  обеспечение
жильем  кадровых  военнослужащих  возложено  на  Министерство  обороны
Российской Федерации,  средства на  его  строительство  оно  войсковым
частям  не  выделяет .  Руководство войсковых частей,  расположенных в
области,  обращается к администрациям городов и районов с просьбами  о
помощи в обеспечении их жильем.  Кроме того, необходимо учитывать, что
кадровые военнослужащие со временем переходят в категорию уволенных  в
запас,  в  результате  чего  проблему обеспечения их жильем приходится
решать  уже  органам  исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации.
     Также необходимо   выделение   за   счет   федерального   бюджета
финансовых  ресурсов  на  строительство жилых домов для обслуживающего
персонала   детского   дома   в   г.Невеле    и    дома-интерната    в
пос.Красногородское,  на обеспечение жильем категорий граждан, которые
в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на
соответствующие льготы,  малообеспеченных слоев населения,  работников
образования,  здравоохранения и коммунальных служб в объеме 5,74 млрд.
рублей.

              Перечень объектов жилищного строительства

                                                    (млрд. рублей)

|______________________________________|__________________________|
|                                      |     Лимит капитальных    |
|                                      |         вложений         |
|       Наименование объектов          |______|______|______|_____|
|                                      | 1996-| 1996 | 1997 | 1998|
|                                      | 1998 | год  | год  | год |
|                                      | годы |      |      |     |
|______________________________________|______|______|______|_____|

                        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

 ВСЕГО                                  16,89  5,73   5,9    5,26

 в том числе: Приграничные районы       8,99   2,78   2,6    3,61

 Жилье под реконструкцию (в             1,5    0,5    0,5    0,5
 соответствии с постановлением
 Правительства Российской Федерации от
 16 марта 1993 г. N 233 )

 Строительство жилья в районах          4,17   1,27   1,15   1,75
 размещения выведенных пограничных и
 других войсковых частей

 в том числе: г. Псков жилой дом (72    0,7           0,2    0,5
 квартиры)

 Гдовский район, г. Гдов жилой дом (85  0,64   0,64
 квартир)

 Печорский район, г. Печоры жилой дом   0,33   0,33
 (85 квартир)

 Пыталовский район, г. Пыталово жилой   1,4           0,6    0,8
 дом (85 квартир)

 Себежский район, г. Себеж два жилых    1,1    0,3    0,35   0,45
 дома для пограничников (по 27 квартир)

 Строительство жилья для работников     2,1    0,75   0,55   0,8
 здравоохранения (долевое участие)

 в том числе:

 Красногородский район жилой дом для    1,2    0,45   0,35   0,4
 персонала дома-интерната для инвалидов
 (100 квартир)

 Невельский район жилой дом для         0,5    0,3    0,2
 персонала детского дома (24 квартиры)

 Псковский район, дер. Богданово жилой  0,4
 дом для персонала
 психоневрологической больницы (27
 квартир)

 Строительство жилья для инвалидов,     1,22   0,26   0,4    0,56
 участников Великой Отечественной войны
 и малообеспеченных слоев населения
 (до-левое участие)

 в том числе:

 Невельский район, г. Невель жилой дом  0,96          0,4    0,56
 (60 квартир)

 Усвятский район, пос. Усвяты жилой дом 0,26   0,26
 (36 квартир)

 Другие районы области                  7,9    2,95   3,3    1,65

 Строительство жилья для инвалидов,     4,12   1,95   1,42   0,75
 участников Великой Отечественной войны
 и малообеспеченных слоев населения
 (долевое участие)

 в том числе:

 Бежаницкий район, пос. Бежаницы жилой  0,82   0,4    0,42
 дом (33 квартиры)

 Куньинский район, пос. Кунья жилой дом 0,6    0,2    0,4
 (36 квартир)

 Локнянский район, пос. Локня жилой дом 0,75          0,3    0,45
 (24 квартиры)

 Новосокольнический район,              1      1
 г. Новосокольники жилой дом
 (90 квартир)

 Порховский район, г. Порхов жилой дом  0,3                  0,3
 (100 квартир)

 Пустошкинский район, г. Пустошка жилой 0,65   0,35   0,3
 дом (80 квартир)

 Строительство жилья для выведенных     3,78   1      1,88   0,9
 войсковых частей (долевое участие)

 в том числе:  Опочецкий район,         1,7           0,8    0,9
 г. Опочка жилой дом (60 квартир)

 Островский район, г. Остров жилой дом  2,08   1      1,08
 (135 квартир)

                         ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ

 ВСЕГО                                  29,76  6,68   11,44  11,64

 в том числе:

 Приграничные районы                    12,94  2,6    4,54   5,8

 г. Псков
 жилые дома                             10,49  2,6    3,54   4,35

 Красногородский район,                 0,4                  0,4
 пос. Красногородское  жилой дом (27
 квартир)

 Палкинский район, пос. Палкино жилой   0,6           0,3    0,3
 дом (48 квартир)

 Печорский район, г. Печоры жилой дом   0,55          0,2    0,35
 (27 квартир)

 Псковский район, г. Псков жилой дом    0,5           0,5
 (72 квартиры)

 Себежский район, пос. Идрица жилой дом 0,4                  0,4
 (18 квартир)

 Другие районы области                  16,82  4,08   6,9    5,84

 г. Великие Луки
 жилые дома                             8,4    2,8    2,8    2,8

 Бежаницкий район, пос. Бежаницы
 жилой дом (27 квартир)                 0,3                  0,3

 Дедовичский район, ГРЭС
 долевое участие администрации в        0,5           0,5
 строительстве жилого дома
 (120 квартир)

 Дновский район, г. Дно
 долевое участие в строительстве жилого 0,5           0,5
 дома (105 квартир)

 Новосокольнический район,
 г. Новосокольники
 жилой дом (90 квартир)                 2,34          1,2    1,14

 Опочецкий район, г. Опочка
 общежитие педучилища                   1,7           0,9    0,8

 Островский район, г. Остров
 жилой дом под маневренный фонд         0,43   0,43

 Плюсский район, пос. Плюсса
 долевое участие в строительстве жилого 0,8           0,4    0,4
 дома (90 квартир)

 Порховский район, г. Порхов
 жилой дом (27 квартир)                 0,55   0,55

 Пустошкинский район, г. Пустошка
 жилой дом( 80 квартир)                 0,6    0,3    0,3

 Пушкиногорский район, пос. Пушкинские
 Горы
 жилой дом (45 квартир)                 0,7           0,3    0,4

 ИТОГО                                  46,65  12,41  17,34  16,9

                4.2.    Коммунальное строительство

     В области  слабо  развита  база  коммунального хозяйства.  В ряде
районов   области   отсутствуют   очистные   сооружения   канализации,
водоснабжения,    требуют   замены   существующие   инженерные   сети,
отсутствуют резервные мощности источников тепла,  а также  в  связи  с
расквартированием на территории области войсковых частей увеличивается
численность  населения.  Все  это  осложняет   выполнение   работ   по
обустройству   приграничных  районов.  Обеспечить  строительство  всех
коммунальных объектов и газификацию районных центров Псковской области
за  счет  средств  областного  бюджета не представляется возможным,  в
связи  с  чем  необходимо   предусмотреть   финансирование   указанных
мероприятий за счет средств федерального бюджета.
     В целях  перехода  на   использование   в   качестве   топлива
природного   газа   Российскому   акционерному   обществу   Газпром
необходимо построить газопровод-отвод Псков -  Остров  -  Пыталово,
газопроводы-отводы в Дновском,  Псковском,  Локнянском и Палкинском
районах.  В 1996-1998 годах на эти цели  необходимо  выделить  29,1
млрд. рублей капитальных вложений.

             Перечень объектов коммунального хозяйства

                                                    (млрд. рублей)

|_____________________________________|___________________________|
|                                     |Требуемые объемы           |
|                                     |финансирования             |
|                                     |_______|______|_____|______|
| Наименование объектов               |1996-  |1996  | 1997| 1998 |
|                                     |1998   |год   | год | год  |
|                                     |годы   |      |     |      |
|_____________________________________|_______|______|_____|______|

                        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

ВСЕГО                                  208,355 62,355 80,23 65,77

в том числе:

Приграничные районы                    146,955 39,695 59,84 47,42

Вновь начинаемые строительством        100,965 15,265 45,14 40,56
объекты

г. Псков
канализационный коллектор, ул. Яна     4       2      2
Райниса
водоснабжение города от подземных      8       1      4,5   2,5
источников
цех по переработке гальваношламов      6       2      2     2
распределительные сети                 7,5     2      2,5   3
(газопровод-отвод Псков - Остров -
Пыталово)

Гдовский район, г. Гдов
тепловые сети от центральной           0,9            0,4   0,5
котельной

Красногородский район,
пос. Красногородское
водозабор с сетями водопровода         1,25           0,8   0,45
котельная                              5              2     3

Невельский район, г. Невель
расширение котельной N1                0,8            0,3   0,5
трансформаторная подстанция N 3        0,16    0,16

Палкинский район, пос. Палкино
реконструкция сетей водопровода и      0,8            0,8
канализации
очистные сооружения канализации,       3              1,5   1,5
коллектора и канализационная насосная
станция
распределительные сети                 2       1      0,5   0,5

Печорский район, г. Печоры
теплотрасса от котельной               1,7            0,8   0,9
керамического комбината до  жилого
микрорайона
внутриквартальные тепловые сети        0,76           0,3   0,46
реконструкция водозабора и водовода    0,29           0,14  0,15
микрорайона Майский
реконструкция очистных сооружений      5              2     3
канализации
распределительные сети (совхоз         4,5     1,7    2     0,8
"Но-воизборский")

Псковский район
пос. Середка

котельная АО "Большевичка"             1,8     0,8    1,8   0,4
распределительные сети

пос. Дуброво  распределительные сети   0,62    0,62

Пыталовский район, пос. Пыталово
тепловые сети от котельной N 6         3,5     1,8    1,2   0,5

Себежский район г. Себеж
реконструкция очистных сооружений      0,6     0,3    0,3

пос. Идрица реконструкция очистных     1,5            0,7   0,8
сооружений канализации
инженерное обеспечение жилья для       40,485  0,485  20    20
военнослужащих, уволенных в запас или
отставку
Переходящие объекты                    45,99   24,43  14,7  6,86

г. Псков
водовод от очистных сооружений         3,5     1      1     1,5
канализации микрорайона Завеличье до
ул. Рокоссовского
канализационный коллектор от           3       1      1     1
канализационной насосной станции
"Пригородная" до микрорайона Кресты
очистные сооружения канализации        20,06   14,02  6,04

Гдовский район, г. Гдов

реконструкция существующих сетей       0,38    0,19   0,19
водопровода
групповая котельная                    0,5     0,5
центральная котельная                  4,5     2      1,5   1
общегородские очистные сооружения      8       2,4    2,8   2,8
канализации и коллектора,
канализационные насосные станции

Печорский район, г. Печоры
канализационный коллектор (2 очередь)  1       0,6    0,4
теплотрасса (2 очередь)                1       0,8    0,2

Пыталовский район пос. Пыталово
очистные сооружения канализации        1       0,6    0,4
пос. Белорусский, реконструкция        1       0,5    0,5
котельной
реконструкция котельной ПМК-43         1,9     0,67   0,67  0,56
Усвятский район, пос. Усвяты
очистные сооружения канализации        0,15    0,15

Другие районы области                  61,4    22,66  20,39 18,35
Вновь начинаемые строительством        35,49   11     12,14 12,35
объекты

г. Великие Луки
сети канализации                       2,4     0,8    0,8   0,8
городская центральная котельная        18      6      6     6
Бежаницкий район, пос. Бежаницы
очистные сооружения канализации (3     0,3                  0,3
очередь)
распределительные сети                 2,4     0,7    0,7   1

Дновский район, дер. Морино
распределительные сети                 0,2     0,2

Островский район
водозаборные сооружения (26000         2,04    1      1,04
куб. м/сутки)
реконструкция очистных сооружений      3              1,5   1,5
канализации (3 тыс. куб. м/сутки)

Порховский район, г. Порхов
реконструкция котельных                1,8     0,6    0,6   0,6
водозабор из артезианской скважины     0,45                 0,45
водовод (2 нитка)                      1              0,4   0,6
совхоз "Строитель",                    1,9     0,9    0,5   0,5
распределительные сети
колхоз "Россия", распределительные     2       0,8    0,6   0,6
сети

Переходящие объекты                    25,91   11,66  8,25  6

г. Великие Луки
микрорайон "Северный", котельная       10      3,2    3,2   3,6
распределительные сети                 0,5     0,3    0,2
(газопровод-отвод Великие Луки -
Новосокольники)

Дедовичский район, пос. Дедовичи
водозаборные сооружения                0,31    0,16   0,15

Куньинский район, пос. Кунья
очистные сооружения канализации        2,5     1      1     0,5

Локнянский район, пос. Локня
распределительные сети                 1,6     0,6    0,6   0,4

Новосокольнический район,
г. Новосокольники
очистные сооружения канализации        3,5     1,5    1     1

Опочецкий район, г. Опочка
канализационный коллектор              1,1     1,1

Островский район, г. Остров
микрорайон "Строитель, реконструкция   1,2     0,8    0,4
котельной с тепловыми сетями (2 км)

Плюсский район, пос. Плюсса
очистные сооружения канализации        1,5     0,8    0,7
водозабор                              1,2     0,7    0,5

Порховский район, г. Порхов
реконструкция очистных сооружений      1              0,5   0,5
канализации

Пушкиногорский район, пос. Пушкинские
Горы
реконструкция котельной и тепловых     0,7     0,7
сетей

Стругокрасненский район, пос. Струги
Красные
канализационный коллектор с            0,8     0,8
канализационной насосной станцией

                         ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ

ВСЕГО                                  30,82   19,65  7,43  3,74

в том числе:

Приграничные районы                    7,47    5,65   1,32  0,5

Вновь начинаемые строительством        4,92    4,1    0,82
объекты

г. Псков
ремонт моста через р. Пскову           0,62    0,3    0,32
ремонт моста через р. Великую          0,8     0,3    0,5

Гдовский район, г. Гдов
электросети                            0,65    0,65
трансформаторная подстанция            0,63    0,63
реконструкция высоковольтной линии     0,4     0,4

Невельский район, г. Невель
реконструкция высоковольтной линии     0,2     0,2

Псковский район, пос. Карамышево
реконструкция электросетей             0,54    0,54

Пыталовский район, пос. Пыталово
реконструкция высоковольтной линии     0,54    0,54

Себежский район, г. Себеж
реконструкция высоковольтной линии     0,54    0,54

Переходящие объекты                    2,55    1,55   0,5   0,5

г. Псков

дюкер через р. Великую                 2,55    1,55   0,5   0,5

Другие районы области                  23,35   14     6,11  3,24

Вновь начинаемые строительством        16,68   10,66  4,02  2
объекты

г. Великие Луки
перевод котельных на газ               4,66    4,66
газопровод по ул. Гражданской          2       1      1
канализационная насосная станция N 13  8       3      3     2
с коллектором

Бежаницкий район,  пос. Бежаницы
электросети                            0,51    0,51

Дедовичский район, пос. Дедовичи
канализационные сети                   0,36    0,36

Опочецкий район, г. Опочка
реконструкция высоковольтной линии     0,04    0,02   0,02

Порховский район, пос. Славковичи
перевод котельной на газ               0,5     0,5
перевод жилых домов на природный газ   0,35    0,35
(94 квартиры)

Пушкиногорский район, пос. Пушкинские
Горы
электросети                            0,26    0,26

Стругокрасненский район, пос. Струги
Красные
распределительные сети                 5,5     1,5    2     2

Переходящие объекты                    6,67    3,34   2,09  1,24

Великолукский район, пос. Суханово
насосная станция                       0,22    0,15   0,07

Дедовичский район, пос. Дедовичи
теплотрасса ГРЭС (долевое участие      1,74    0,45   0,64  0,65
администрации района) (5,2 км)
газовые сети                           1,94    0,77   0,58  0,59

Дновский район, г. Дно
внеплощадочные сети к                  0,63    0,63
120-квартирному жилому дому (0,2 км)

Новоржевский район, г. Новоржев
водозабор                              1,6     0,8    0,8

электросети (3,3 км)                   0,54    0,54

ИТОГО                                  239,175 82,005 87,66 69,51

                   Перечень газопроводов-отводов

                                                    (млрд. рублей)
|__________________________|___________________________|__________|
|                          |Требуемые объемы           |Вводимая  |
|     Наименование         |финансирования             |мощность  |
|     объектов             |______|______|______|______|(км)      |
|                          |1996- |1996  |1997  |1998  |          |
|                          |1998  |год   |год   |год   |          |
|                          |годы  |      |      |      |          |
|__________________________|______|______|______|______|__________|

                            РАО Газпром

ВСЕГО                       29,1           11    18,1   124,1

в том числе:

Приграничные районы         26,3           11    15,3   110,1

газопровод-отвод Псков      22             11    11     89,1
-Остров - Пыталово

Палкинский район,
пос. Палкино
газопровод-отвод            3,2                  3,2    12

Псковский район,
пос. Быстрецово

газопровод-отвод            1,1                  1,1    9

Другие районы области       2,8                  2,8    14

Бежаницкий район,
пос. Бежаницы
газопровод-отвод            1,9                  1,9    9,5

Дновский район
газопровод-отвод АО         0,9                  0,9    4,5
"Панкратовский"

                         4.3. Образование

     В области      намечается      дальнейшее       совершенствование
учебно-воспитательного процесса, трудового обучения и профессиональной
подготовки  в  общеобразовательных  школах.  Для  решения  этих  задач
необходимо  создание  современной базы обучения учащихся.  В настоящее
время около 30 тыс. ученических мест в общеобразовательных школах, или
20  процентов  всех школьных зданий,  требуют капитального ремонта или
подлежат сносу. Большая часть таких школ находится в районах. Свыше 18
тыс.   учащихся   занимаются   в  школах  во  вторую  смену.  Особенно
неудовлетворительное положение с обеспеченностью учащихся ученическими
местами   сложилось  в  пограничных  районах  (Гдовском,  Печорском  и
Пыталовском), где растет число учащихся, занимающихся во вторую смену,
классные  комнаты  не соответствуют санитарным нормам.  В связи с этим
поступают жалобы и обращения  в  администрацию  Псковской  области  от
родителей учащихся, военнослужащих о необходимости завершения начатого
ранее строительства школ.
     В плохом  состоянии  находятся  спальные  корпуса вспомогательных
школ-интернатов. Серьезного внимания требуют детские дома, где условия
жизни детей не соответствуют современным требованиям.
     В связи с прибытием в область  семей  военнослужащих  пограничной
службы   возникла  потребность  в  дополнительных  детских  дошкольных
учреждениях в г.  Пскове,  в Красногородском, Пыталовском, Печорском и
Себежском районах . Поэтому намечается ввести в эксплуатацию в течение
3 лет детские дошкольные учреждения на 1515 мест.
     Программа предусматривает  строительство общеобразовательных школ
на  14318  ученических  мест.  На  развитие   и   укрепление   системы
образования планируется направить 105,39 млрд.  рублей, в том числе за
счет средств федерального бюджета - 68,28 млрд. рублей.

               Перечень объектов системы образования

                                                   (млрд. рублей)

|__________________________|__________________________|___________|
|                          |Лимит капитальных вложений|Количество |
| Наименование объектов    |______|_____|______|______|   мест    |
|                          |1996- |1996 | 1997 | 1998 |           |
|                          |1998  | год |  год |  год |           |
|                          |годы  |     |      |      |           |
|__________________________|______|_____|______|______|___________|

                        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

ВСЕГО                       68,28  3,12   43     22,16

в том числе:

Приграничные районы         32,56  1      21,21  10,35

г. Псков
детский сад                 0,3           0,3           140
микрорайон "Рижский" школа  2,92          2,92          1700
семейный детский дом        0,1           0,1           14
дошкольный детский дом      3,5           2,1    1,4    175

Гдовский район
дер. Смуравьево, школа      1,8           1,8           830
г. Гдов, школа              3             3             1296

Красногородский район
детский сад                 0,8                  0,8    100
школа-интернат N 1,         1,62          1,62          180
спальный корпус
крытый переход школы-       0,4           0,4
интерната N 1
Невельский район, г. Невель
пристройка к школе N 5      1             1             240
Палкинский район,

пос. Палкино
пристройка к школе          1,77          1,77          500
детский сад                 0,2           0,2           75

Печорский район, г. Печоры
детский сад                 1,18          0,4    0,78   280

Псковский район,
пос. Теребище
санаторно-лесная школа      1,18          0,5    0,68

Пыталовский район
совхоз "Светоч", школа      0,51          0,51          108

пос. Вышгород, школа        1      1                    192

г. Пыталово, школа          4,4           1,41   2,99   864

Себежский район

г. Себеж, детский сад       1,46          0,46   1      240

пос. Идрица, школа          4,42          2,4    2,02   846

Усвятский район,
пос. Усвяты
пристройка к средней школе  1             0,32   0,68   108

Другие районы области       35,72  2,12   21,79  11,81

г. Великие Луки
дошкольный детский дом      3,38   1,5    1,88          175
реконструкция школы N 8     4,49          4,49          190
школа N 14                  8,8           4      4,8    1296
ПТУ-8, мастерские           1,4           1,4           400

Дедовичский район,
пос. Дедовичи
средняя школа               4             1,52   2,48   830
ПТУ-29, учебный корпус      1,5    0,62   0,88          120

Дновский район, г. Дно
школа                       4,15          2,02   2,13   1296

Локнянский район,
пос. Локня
пристройка к школе          2,8           1,4    1,4    420

Новоржевский район,
г. Новоржев
детский сад                 0,2           0,2           80

Островский район г. Остров
ПТУ-11, учебный комплекс    1,4           1,4           400
детский сад                 1                    1      100
реконструкция школы         0,6           0,6

пос. Воронцово,             2             2             120
школа-интернат

                         ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ

ВСЕГО                       37,11  15,78  11,41  9,92

в том числе:

Приграничные районы         19,92  5      7,38   7,54

г. Псков
школа                       4,4           2      2,4    196
детский сад ТОО             0,75   0,55   0,2           140
"Гринке
(специализированный)
детский сад МЖК по          0,4    0,1    0,3           140
ул. Юбилейной

Гдовский район
дер. Полично, неполная      0,8    0,4    0,4           108
средняя школа

пос. Самолва реконструкция  0,9    0,4    0,5           108
неполной средней школы

дер. Партизанская неполная  0,02   0,02                 108
средняя школа

пос. Ямм, игровые комнаты   0,07   0,07                 100
вспомогательной
школы-интерната

Красногородский район
ТОО "Ильинская", школа      0,7    0,7                  108
Невельский район,

дер. Сороки, ТОО "Наш       0,9    0,5    0,4           108
путь", школа
вспомогательная             2,74          0,74   2      150
школа-интернат (спальный
корпус)

Палкинский район,
пос. Горский
школа                       0,94   0,5    0,44          108

Печорский район

пос. Новый Изборск          1,2           0,6    0,6
пристройка к школе

пос. Лавры, пристройка к    0,59                 0,59
школе

Псковский район

дер. Ваулино, школа         3,15   0,2    1,3    1,65   108

дер. Гверздонь, средняя     0,68   0,68                 192
школа

Пыталовский район,
пос. Гавры
реконструкция школы         0,88   0,88

Себежский район,
дер. Долысцы
школа                       0,8           0,5    0,3    108

Другие районы области       17,19  10,78  4,03   2,38

г. Великие Луки,

пос. Изоча, реконструкция   0,16   0,1    0,06
базы отдыха
школы-интерната для
детей-сирот

Бежаницкий район

пос. Бежаницы, пристройка к 1,42   1,42                 392
школе

дер. Шилово, ТОО Труд,      6,06   3,08   1,6    1,38   108
школа

Великолукский район

совхоз им. Урицкого школа   0,4    0,4                  108

пос. Поречье, интернат к    0,8    0,8
средней школе
колхоз Заря, школа          0,49   0,49                 48

Дновский район
пристройка к школе N 1      0,02   0,02                 175

Опочецкий район
школа-интернат для          0,14   0,1    0,04
детей-сирот (крытый
переход)

Плюсский район
дер. Заполье, школа         0,7    0,7                  108

дер. Заянье, школа-детский  0,1    0,1                  108
сад

Порховский район
колхоз Путь Ленина,         2,24   0,91   1,33          50
детский сад

Пустошкинский район,

дер. Забелье,школа          0,3    0,3                  320

Пушкиногорский район,
пос. Пушкинские Горы
школа                       2,05   0,05   1      1

Стругокрасненский район
АО Колос, детский сад       2,31   2,31                 95

ИТОГО                       105,39 18,9   54,41  32,08


                  4.4.    Здравоохранение и спорт

     Наиболее острыми   проблемами   здоровья    населения    являются
продолжающееся  падение  рождаемости  (с  10,6  новорожденного на 1000
человек в 1991 году до 8 новорожденных в 1994 году),  рост  смертности
(с  15,3 человека до 22,6 человека) и,  соответственно,  отрицательный
прирост населения.  Существенное влияние  на  эти  процессы  оказывают
трудности   социально-экономических   преобразований.  Снизилась  доля
расходов на здравоохранение и физическую культуру. Недостаток средств,
выделяемых на здравоохранение,  вызвал замедление процессов обновления
материально-технической  базы  отрасли.  В  области   более   половины
больнично-поликлинических  учреждений  размещены  в  неприспособленных
помещениях,  с нарушением санитарно-гигиенических норм. Обеспеченность
водопроводом  и  канализацией составляет соответственно 75 процентов и
67  процентов,  печное  отопление  имеет  35  процентов   зданий.   Не
соответствуют   санитарным   нормам   учреждения   здравоохранения   в
приграничных районах: Красногородском, Печорском, Себежском.
     В областном  центре  остро  ощущается недостаток больничных коек,
обеспеченность ими населения составляет 78  коек  на  10  тыс.человек.
Палатная  площадь  учреждений  почти  в  3  раза  меньше  нормативной.
Лечебные  учреждения  областной   больницы   расположены   в   старых,
дореволюционной постройки зданиях.

                     Состояние здравоохранения

|______________________________|__________|_______|_______|_______|
|                              | Единица  |1992   |1993   |1994   |
|                              | измерения|год    |год    |год    |
|                              |          |(отчет)|(отчет)|(отчет)|
|______________________________|__________|_______|_______|_______|
Обеспеченность больничными       коек       129,7   115,3  128,9
койками на 10 тыс. человек
Число посещений на 1 жителя      посещений  7,6     7,3    7
Обеспеченность врачами на 10     врачей     33,1    29,2   35,5
тыс. человек
Обеспеченность средним           человек    103,1   87,1   106,6
медицинским персоналом на 10
тыс. человек

                Рост социально опасных заболеваний

|_________________________________|________|________|_____________|
|                                 |  1993  |  1994  |  1994 год к |
|   Основные виды заболеваний     |  год   |  год   |  1993 году  |
|                                 | (отчет)| (отчет)|(в процентах)|
|_________________________________|________|________|_____________|

Туберкулез на 100 тыс. человек       41,7     49,7     162,4
Сердечно-сосудистые заболевания на   23       128,9    560,4
10 тыс. человек
Желудочно-кишечные заболевания на    17,6     21,9     124,4
10 тыс. человек
Острые кишечные инфекции на 100      308,4    722,7    146,9
тыс. человек

     В области  увеличивается  младенческая смертность.  Для улучшения
медицинского обслуживания населения,  снижения  уровня  заболеваемости
намечается  в  1996-1997  годах  ввести  в эксплуатацию новые лечебные
корпуса  на  1557  коек,  в  том  числе  на  замену   существующих   в
неприспособленных и ветхих помещениях.
     В целях укрепления материально-технической базы в области  охраны
детства   и   материнства  предусматривается  закончить  строительство
городской  детской  больницы  в  г.Пскове  на  300   коек,   построить
акушерско-гинекологический   корпус  Островской  центральной  районной
больницы на 120 коек.  Предусматривается развитие и  совершенствование
специализированных   видов  помощи  населению  за  счет  строительства
лечебных   корпусов   центральных   районных   больниц,   инфекционных
отделений,   особенно   в   приграничных  районах.  Для  осуществления
профилактической работы и ранней  диагностики  заболеваний  необходимо
построить  амбулаторно-поликлинические  помещения общей мощностью 1740
посещений в смену.
     На реализацию   всех   мероприятий   по   улучшению  медицинского
обслуживания населения потребуется 202,27 млрд. рублей, в том числе за
счет средств федерального бюджета 187,7 млрд. рублей и за счет средств
областного и местных бюджетов 14,57 млрд. рублей.
     Предусмотрены мероприятия   по  развитию  материально-технической
базы спортивных сооружений. Намечается реконструкция стадионов во всех
приграничных    районах    (Гдовском,   Красногородском,   Палкинском,
Печорском,  Пыталовском,  Себежском), строительство спортивных залов и
спортивных лагерей.

             Перечень объектов системы здравоохранения

                                                    (млрд. рублей)
|__________________________|__________________________|___________|
|                          |Лимит капитальных вложений|Вводимая   |
| Наименование объектов    |______|_____|______|______|мощность   |
|                          |1996- |1996 | 1997 | 1998 |           |
|                          |1998  | год |  год |  год |           |
|                          |годы  |     |      |      |           |
|__________________________|______|_____|______|______|___________|

                        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

ВСЕГО                       187,7  3,95 109,28  74,47

в том числе:

Приграничные районы         173,66 3,95 100,51  69,2

г. Псков
городская детская больница  49     2,2  28,4    18,4   300 коек
медико-санитарный комплекс  80     1,75 41,85   36,4   350 коек
здание Центра               5,93        4       1,93
государственного
санитарно-
эпидемиологического надзора
лабораторный корпус         1,5         1,5
суд-медэкспертизы
приобретение медицинского   18          12      6
оборудования
приобретение оборудования   3           3
для Центра
государственного
санитарно-
эпидемиологического надзора

Красногородский район
лечебный корпус             1,58        0,2     1,38   100 коек
центральной районной
больницы

Палкинский район
поликлиника                 1,77        1,77           150
                                                       посещений
                                                       в смену
инфекционное отделение      1,1         0,8     0,3    25 коек
центральной районной
больницы
здание Центра               2,96        2,4     0,56
государственного
санитарно-эпидемиологическо
го надзора

Псковский район
здание Центра               2,96        1       1,96
государственного
санитарно-
эпидемиологического надзора

Пыталовский район
инфекционное отделение      1,4         0,5     0,9    25 коек
центральной районной
больницы

Себежский район
поликлиника                 1,77        0,4     1,37   150
                                                       посещений
                                                       в смену

инфекционное отделение      1,79        1,79           25 коек
центральной районной
больницы

Усвятский район
пристройка к лечебному      0,9         0,9            100 коек
корпусу центральной
районной больницы

Другие районы области       14,04       8,77    5,27

г. Великие Луки
терапевтический корпус      4,08        4,08           240 коек

Дедовичский район
здание Центра               0,58        0,58
государственного
санитарно-
эпидемиологического надзора

Опочецкий район
здание Центра               0,58        0,58
государственного
санитарно-
эпидемиологического надзора
лечебный корпус             2,58        0,55    2,03
центральной районной
больницы

Островский район
акушерско-гинекологическое  2           0,5     1,5    120 коек
отделение центральной
районной больницы

Порховский район, г. Порхов
поликлиника                 0,5         0,5            600
                                                       посещений
                                                       в смену
Пустошкинский район
здание Центра               1,22        1,22
государственного
санитарно-
эпидемиологического надзора
Стругокрасненский район
лечебный корпус             2,5         0,76    1,74   100 коек
центральной районной
больницы


                         ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ

ВСЕГО                       14,57  5,05 4,78    4,74

в том числе:

Приграничные районы         5,9    1,9  2,22    1,78

г. Псков
пристройка операционного    3,94   0,5  1,72    1,72   9
блока к областной больнице                             операцион-
                                                       ных, 3
                                                       тыс. кв. м

Гдовский район
пос. Чернево, спорткомплекс 0,32   0,32
(реконструкция стадиона)

Красногородский район
реконструкция стадиона      0,08        0,08

Невельский район

г. Невель, станция скорой   0,25   0,25
помощи

Палкинский район
спортзал                    0,14        0,14

Печорский район
реконструкция стадиона      0,08        0,08
спортзал                    0,12        0,12

Псковский район
спортивный лагерь "Нептун"  0,38   0,38

Пыталовский район
реконструкция стадиона      0,15   0,15
спортзал                    0,12        0,06    0,06

Себежский район
реконструкция стадиона      0,18   0,18
спортзал                    0,12   0,1  0,02

Усвятский район
стадион                     0,02   0,02

Другие районы области       8,67   3,15 2,56    2,96

г. Великие Луки
поликлиника Северного       3           1,4     1,6    600
района                                                 посещений
                                                       в смену

ортопедическое отделение в  0,6    0,6                 919 кв. м
32-квартирном жилом доме

Бежаницкий район
хозкорпус к больнице        2,21   0,5  0,5     1,21

Великолукский район

пос. Суханово, областная    0,95   0,95                122 койки
психоневрологическая
больница N 2 (лечебный
корпус)

Локнянский район
реконструкция стадиона      0,15   0,15

Новоржевский район
спортивный зал              0,15                0,15

Порховский район,
пос. Славковичи участковая  1,06   0,4  0,66           50 коек
больница

Пустошкинский район
реконструкция стадиона      0,5    0,5

Стругокрасненский район
спортивный лагерь           0,05   0,05

ИТОГО                       202,27 9    114,06  79,21