О ПРОДЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РОССИИ" УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 19 февраля 1996 года N 210 (СЗРФ 96-9) (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) В целях реализации мероприятий, направленных на создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты, постановляю: 1. Продлить на 1996-1997 годы действие президентской программы "Дети России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N 1696 "О президентской программе "Дети России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 1955), с включением в ее состав федеральных целевых программ "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", а также федеральной целевой программы "Безопасное материнство", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1173 "О федеральной целевой программе "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 28, ст. 2990), изложив президентскую программу "Дети России" в редакции согласно приложению. 2. Правительству Российской Федерации: при доработке проекта федерального бюджета на 1996 год и разработке проекта федерального бюджета на 1997 год предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий президентской программы "Дети России"; разработать в 1996 году проекты целевых программ "Профилактика безнадзорности и правонарушений детей" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей" для последующего включения этих программ в президентскую программу "Дети России". 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Б. Ельцин 19 февраля 1996 года N 210 Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 210 ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ РОССИИ" НА 1996-1997 ГОДЫ Обоснование разработки президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы В Российской Федерации на начало 1995 года число детей составляло 38,8 млн. человек, или 26, 2 процента всего населения. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, обязательства по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с этим Правительством Российской Федерации разработана федеральная программа "Дети России" сроком действия до 1995 года, которой Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N 1696 придан статус президентской программы. Во исполнение этого указа определены дополнительные мероприятия на 1996-1997 годы по утвержденным ранее целевым программам, а также разработаны новые федеральные целевые программы. Цель и содержание президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы Целью президентской программы "Дети России" является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ. В состав президентской программы "Дети России" входят федеральные целевые программы (далее именуются - программы): "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" и "Безопасное материнство". Программа "Дети-инвалиды" направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для их полноценной жизни. В этих целях предусматривается проведение комплекса мероприятий по повышению эффективности профилактики детской инвалидности, созданию системы реабилитации детей-инвалидов, приобщению к занятиям спортом, развитию их творческих способностей, разработке и выпуску технических изделий и средств реабилитации, подготовке специальных кадров, работающих с детьми, имеющими физические и умственные ограничения, а также организация научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности. Программа "Дети-сироты" включает комплекс мер по предупреждению причин появления социального сиротства и созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни. В частности, предусматривается: развитие форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение учреждений для этой категории детей; совершенствование охраны здоровья, психологической поддержки и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также нормативно-правовое обеспечение охраны прав этих детей. Программа "Дети Севера" нацелена на создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей, живущих в районах Крайнего Севера, и в первую очередь детей малочисленных народов Севера; совершенствование социальной и правовой защиты детей, беременных женщин и кормящих матерей, проживающих на Севере; проведение научных исследований по различным аспектам развития детей Севера. Программа "Дети Чернобыля" предусматривает проведение мероприятий, направленных на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы: совершенствование медицинской и реабилитационной помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию; развитие психологической службы в целях создания единой сети медицинской, социальной и психологической помощи детям и семье; обеспечение детей, проживающих на территориях зоны радиационного воздействия, продуктами с повышенными лечебными свойствами; укрепление материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений; проведение научных исследований по проблемам детей, подвергшихся радиационному воздействию. Программа "Планирование семьи" направлена на создание службы планирования семьи; поддержание государственных и общественных структур планирования семьи на федеральном и региональном уровнях; обеспечение управления и организацию правовой основы деятельности службы планирования семьи; совершенствование информационной системы по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этики семейно-брачных отношений; формирование сексуальной культуры в обществе, начиная с детского возраста, в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; производство и закупку современных средств контрацепции; внедрение системы подготовки специалистов по планированию семьи и проведение специальных научных исследований в этой области. Программа "Развитие индустрии детского питания" направлена на решение комплекса задач по обеспечению физиологической потребности детей раннего возраста в специальных продуктах детского питания. Предусмотрены разработка и освоение промышленного производства новых продуктов питания для здоровых и больных детей; создание и серийное изготовление необходимого технологического оборудования, развитие материально-технической базы отрасли за счет технического переоснащения, реконструкция действующих и строительство новых специализированных предприятий; подготовка экологически благополучных сельскохозяйственных зон для обеспечения промышленности сырьем гарантированного качества; организация производства современных видов тары и тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность, необходимую дозировку и транспортировку продуктов детского питания; совершенствование системы их реализации и доставки потребителям. Программа "Одаренные дети" нацелена на создание условий для развития потенциальных возможностей и способностей юных дарований. Она включает систему мер по развитию сети образовательных учреждений и экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми, укреплению их материально-технической базы; подготовке специалистов для работы с одаренными и талантливыми детьми; внедрению новых образовательных технологий обучения и развития одаренных детей; проведению исследований по проблемам одаренности ребенка. Программа "Организация летнего отдыха детей" ориентирована на сохранение и стабилизацию системы детского отдыха и оздоровления в современных условиях; расширение сети учреждений детского отдыха и оздоровления на основе различных форм собственности; увеличение числа детей и подростков, охваченных организованными формами летнего отдыха; разработку научно-методических и правовых основ организации летнего отдыха детей в современных условиях; организационное, санитарно-медицинское и кадровое обеспечение учреждений летнего отдыха и оздоровления детей, повышение эффективности летнего отдыха. Программа "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" включает комплекс мероприятий, направленных на охрану жизни, здоровья и адаптацию детей семей беженцев и вынужденных переселенцев; предупреждение социального сиротства; оказание экстренной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охрану здоровья детей, находящихся в центрах временного размещения семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказание социально-психологической и педагогической помощи этим детям; внедрение новых педагогических технологий компенсирующего обучения; обеспечение правовой и социальной защиты детей семей беженцев и вынужденных переселенцев. Программа "Безопасное материнство" направлена на создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения Российской Федерации. Предусматриваются разработка и реализация дополнительных мер по совершенствованию организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам, проведению специальных научных исследований в области акушерства и гинекологии, улучшению подготовки медицинских кадров в этой сфере, информационному обеспечению населения по вопросам безопасного материнства, ответственного родительства, здорового образа жизни. Финансовое обеспечение президентской программы "Дети России" Общие затраты из федерального бюджета на реализацию президентской программы "Дети России" в 1996-1997 годах оцениваются в 1679,51 млрд. рублей (включая капитальные вложения и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), в том числе в 1996 году - 815,806 млрд. рублей и из них на программы: Дети-инвалиды - 158,86 млрд. рублей в том числе капитальные вложения - 80,0 млрд. рублей Дети-сироты - 85,45 млрд. рублей в том числе капитальные вложения - 84,7 млрд. рублей Дети Севера - 48,53 млрд. рублей в том числе капитальные вложения - 33,2 млрд. рублей Дети Чернобыля - 165,45 млрд. рублей в том числе капитальные вложения - 142,3 млрд. рублей Планирование семьи - 25,86 млрд. рублей Развитие индустрии детского питания -244,37 млрд. рублей в том числе капитальные вложения -228,4 млрд. рублей Одаренные дети - 9,215 млрд. рублей Организация летнего отдыха детей - 0,83 млрд. рублей Дети семей беженцев и вынужденных -75,331 млрд. рублей переселенцев Безопасное материнство - 1,91 млрд. рублей Механизм реализации президентской программы "Дети России" Координацию работы по реализации президентской программы "Дети России" осуществляет Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти - государственные заказчики программ создают для координации работ по их реализации экспертно-координационные советы из числа руководителей структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений, являющихся исполнителями мероприятий программ. Ожидаемые конечные результаты реализации президентской программы "Дети России" Реализация президентской программы "Дети России" позволит добиться улучшения охраны здоровья детей, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности, детской инвалидности, создания условий для интеграции в общество детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, развития талантов одаренных детей, улучшения социально-экономического положения детей, живущих на Севере, снижения воздействия на детей, беременных женщин и кормящих матерей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы, сохранения и развития системы детского отдыха и оздоровления, обеспечения детей раннего возраста полноценным питанием, а также будет способствовать выполнению в России Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" на 1996-1997 годы Наименование программы Дети-инвалиды Наименование, дата и номер Указ Президента Российской Федерации решения о разработке от 18 августа 1994 г. N 1696 "О программы президентской программе "Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик Минсоцзащиты России программы Основные разработчики Минсоцзащиты России Минздравмедпром программы России Минобразование России Цель и задачи программы, повышение эффективности профилактики важнейшие целевые детской инвалидности показатели оснащение учреждений реабилитации для детей-инвалидов, детских домов-интернатов средствами реабилитации, укрепление их материально-технической базы проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию технических изделий для детей с отклонениями в развитии научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности оснащение предприятий оборудованием для производства специальных детских лечебных продуктов и для ортезирования детей строительство домов-интернатов и реабилитационных центров для детей организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами проведение оздоровительно-физкультурной работы и культурно-массовых мероприятий с детьми-инвалидами Сроки реализации программы 1996-1997 годы Исполнители основных Минсоцзащиты России Минздравмедпром мероприятий программы России Минобразование России Минкультуры России Объемы и источники 307,1 млрд. рублей из средств финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 158,86 млрд.рублей (в ценах 1996 года) Ожидаемые конечные уменьшение степени риска рождения результаты реализации детей с врожденными и наследственными программы заболеваниями, детей-инвалидов и детей с различными функциональными нарушениями, приводящими к инвалидности снижение инвалидности детского возраста от тяжелых заболеваний и травм создание предпосылок к обеспечению равных возможностей для детей с отклонениями в развитии, интеграции их в общество Система контроля за Минсоцзащиты России совместно с исполнением программы Минэкономики России, Минфином России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Характеристика проблемы В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие возможностей для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем. Отсутствует государственная система учета детей с умственными и физическими ограничениями. Медицинские учреждения неудовлетворительно оснащены современной диагностической и реанимационной аппаратурой. Не развита сеть учреждений восстановительного лечения. Требует совершенствования система обучения детей с отклонениями в развитии. До настоящего времени не создана консультативная служба, где родители могли бы получить рекомендации по уходу и воспитанию ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии; отсутствует специальная методическая литература в помощь семье, педагогам при работе с этими детьми; не разработаны методы профориентации и трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями. Дети-инвалиды нуждаются в специальной мебели, оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание и жизненную адаптацию. Все это вызывает необходимость проведения на федеральном уровне комплекса мероприятий по созданию условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются. Цель и задачи программы Основной целью программы является формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, создание условий для их полноценной жизни. Программа предусматривает решение следующих задач: повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности; увеличение возможностей для комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов; обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание; создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности; обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами; организация научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности; укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов. Основные направления реализации программы Повышение эффективности профилактики детской инвалидности Предусматриваются мероприятия, направленные на раннее выявление врожденных и наследственных заболеваний, нарушений слуха, центральной нервной системы. Предусматриваются меры по оснащению отделений реанимации детей раннего возраста детских больниц, перинатальных центров, межрегиональных медико-генетических центров и консультаций медицинской аппаратурой, оборудованием, реактивами. По прогнозам создание и развитие медико-генетической службы, перинатальной диагностики на современном уровне позволит в ближайшие пять лет снизить рождение детей-инвалидов на 15-25 процентов. Оснащение техническими средствами реабилитации учреждений реабилитации для детей с умственными и физическими ограничениями, детских домов-интернатов Предусматривается повышение уровня технической оснащенности детских учреждений реабилитации для внедрения современных методов лечения и реабилитации детей-инвалидов. Предполагается обеспечение аппаратурой, оборудованием, тренажерами и другими техническими средствами коллективного и индивидуального пользования реабилитационных центров, детских домов-интернатов, специализированных школ-интернатов и дошкольных учреждений, а также детей с нарушением слуха и зрения. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию технических изделий для детей с отклонениями в развитии, научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности Предусматривается комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание для детей новых современных моделей протезов и ортезов верхних и нижних конечностей, различных модификаций инвалидных колясок, локаторов для ориентировки и мобильности слепых детей, устройств для обучения ходьбе, комплектов бытовых приспособлений, прикроватных комплектов для лечебной гимнастики, учебных занятий лежачих больных, досуга - всего более 40 наименований. Предполагается проведение научных исследований по проблеме детской инвалидности в целях разработки базовых типовых комплексных реабилитационных программ, современных методов снижения числа детей, рождающихся с отклонениями в физическом и умственном развитии и детей-инвалидов; уменьшения степени функциональных нарушений, приводящих к инвалидности; предотвращения инвалидности детей, страдающих хроническими заболеваниями; отработки методов проведения ранней диагностики психофизических и личностных особенностей детей с отклонениями в развитии и реабилитации этих детей. Завершится отработка экспериментальных моделей новых форм содержания, обучения, воспитания и реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями. Оснащение предприятий оборудованием для производства специальных детских лечебных продуктов, а также для ортезирования детей Предусматривается закупка технологического оборудования для производства специальных детских лечебных продуктов, что позволит наладить выпуск диетического питания, предназначенного детям, для которых оно является жизненно необходимым, в частности, при таких заболеваниях, как фенилкетонурия, муковисцидоз, галактоземия, лактозная недостаточность, целиакия, хроническая почечная недостаточность, пищевая аллергия. В общей сложности в строгой диете нуждаются около 5,3 млн.детей, из них для 1,1 млн.детей специальные продукты питания являются единственным средством предотвращения инвалидности. Предполагается закупка оборудования для ортезирования, которое позволит не только наладить выпуск высококачественных ортезов и уменьшить степень инвалидности детей при нарушениях опорно-двигательного аппарата, но и в значительной мере предотвратить инвалидность детского возраста. В настоящее время ортезы показаны более чем при 90 заболеваниях и синдромах, а недополучают ортезную помощь около 80 процентов нуждающихся в ней детей. Строительство и реконструкция детских домов-интернатов, реабилитационных центров Предусматривается завершение начатого в 1993-1995 годах строительства детских домов-интернатов, строительство новых объектов (детских домов-интернатов и реабилитационных центров). Строительство и реконструкция учреждений для детей-инвалидов позволят ликвидировать очередь в детские дома-интернаты, привести их площади в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, что в конечном итоге будет способствовать улучшению условий содержания, воспитания, развития и реабилитации детей-инвалидов. Укрепление материально-технической базы учреждений для детей-инвалидов Предусматривается обеспечение детских домов-интернатов и реабилитационных центров автотранспортом для разных нужд: перевозки больных к лечебным учреждениям и реабилитационным центрам, проведения культурно-массовых мероприятий, медико-педагогических консультаций, социального патронажа, проведения вместе с детьми сельскохозяйственных работ в подсобных хозяйствах. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами, подготовки педагогов-кондукторов для работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом, специалистов по верботональному методу для работы с глухонемыми детьми. Дети-инвалиды и спорт Предусматриваются мероприятия по разработке концепции оздоровительно-физкультурной работы с детьми-инвалидами, выпуску инструктивно-методических материалов по показанным детям-инвалидам видам спорта, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию физкультурно-спортивных изделий и оборудования для детей-инвалидов, проведению республиканских спартакиад, приобретению физкультурно-спортивного оборудования, созданию видеофильмов о спорте детей-инвалидов. Дети-инвалиды и культура Планируется реализация мер по приобщению детей с умственными и физическими ограничениями к активному отдыху и равному участию в культурной жизни. Выявление творческого потенциала ребенка с умственными и физическими ограничениями позволит развить его возможности и привлечь к активному участию в жизни общества. Предусматриваются создание региональных центров творческой реабилитации детей-инвалидов, издание книг для слепых и слабовидящих детей, проведение фестивалей художественного творчества детей-инвалидов. Ожидаемые конечные результаты реализации программы Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: уменьшить степень риска рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями и пороками развития, ведущими к инвалидности; повысить эффективность реабилитации детей с ограниченными возможностями; снизить социальную недостаточность детей с ограниченными возможностями, обеспечив им доступ к образованию, спорту, культуре; создать предпосылки полнокровной жизни детей-инвалидов и интеграции их в общество. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" на 1996-1997 годы _____________________________________________________________________________________________________________________ | | Сроки | | Стоимость (млрд. руб.) | | Мероприятия | | Исполнители |____________________________| | | исполнения | | всего | в том числе | | | | |____________+_______________| | | (годы) | | | 1996 | 1997 | | | | | | год | год | |____________________________________________|______________|__________________________|____________|_______|_______| I. Повышение эффективности профилактики детской инвалидности Организация массового скрининга новорожденных 1996- Минздравмедпром 12,0 6,0 6,0 на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз 1997 России Введение массового аудиологического скрининга 1996- -"- 1,2 0,6 0,6 новорожденных 1997 Оснащение перинатальных центров медицинской 1996- -"- аппаратурой и оборудованием 1997 7,0 3,5 3,5 Оснащение необходимым оборудованием федеральных 1996- -"- 2,0 1,0 1,0 межрегиональных медико-генетических центров и 1997 Обеспечение реактивами лабораторий диагностики 1996- -"- 2,4 1,2 1,2 внутриутробной инфекции плода 1997 Закупка по импорту для больных фенилкетонурией 1996- -"- 8,0 4,0 4,0 продуктов, лишенных фенилаланина 1997 Оснащение центров кардиохирургии новорожденных 1996- -"- 11,0 5,5 5,5 раннего возраста 1997 Итого по разделу I 43,6 21,8 21,8 II. Оснащение техническими средствами реабилитации учреждений реабилитации для детей с умственными и физическими ограничениями, детских домов-интернатов Приобретение для базовых и опорно экспериментальных учреждений, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов и детей с умственными и физическими ограничениями, высокоэффективных средств реабилитации, технических изделий нового поколения, современного отечественного и импортного оборудования в том числе для: детских реабилитационных центров 1996- Минздравмедпром России 4,0 2,0 2,0 Минздравмедпрома России 1997 детских реабилитационных центров, школ - 1996- Минобразование России 5,0 2,5 2,5 интернатов для детей с умственными и физическими 1997 скими ограничениями Минобразования Россия реабилитационных центров для детей-инвалидов 1996- Минсоцзащиты России 17,2 7,11 10,0 9 Минсоцзащиты России 1997 детских домов-интернатов Минсоцзащиты России 1996- -"- 8,5 4,25 4,25 1997 Приобретение технических изделий индивидуального 1996- Минсоцзащиты России 20,0 10,0 10,0 индивидуального пользования для детей-инвалидов 1997 по слуху и зрению, других категорий детей - инвалидов ______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу II 54,7 25,86 28,84 III. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию технических изделий для детей с отклонениями в развитии, научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности Организация научно-исследовательских и 1996- Минсоцзащиты России 3,0 1,5 1,5 опытно-конструкторских работ по созданию 1997 технических изделий для детей-инвалидов Организация научно-исследовательских и 1996- Минобразование России 1,0 0,5 0,5 опытно-конструкторских работ по созданию 1997 технических изделий для детей с умственными и физическими ограничениями Научные исследования, апробация новых форм 1996- Минобразование России 3,2 1,6 1,6 содержания обучения, воспитания и реабилитации 1997 Минздравмедпром России детей с ограниченными возможностями, выпуск Минсоцзащиты России научно-методических и информационных материалов по проблемам детской инвалидности Организация промежуточной и окончательной экспертиз всех разработок программы ______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу III 7,2 3,6 3,6 IV. Оснащение предприятий оборудованием для производства специальных детских лечебных продуктов, а также для ортезирования детей Приобретение импортного оборудования 1996 Минздравмедпром России 3,0 3,0 - для производства специальных детских лечебных продуктов Приобретение оборудования для 1996- Минсоцзащиты России 3,0 1,5 1,5 ортезирования детей 1997 _______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу IV 6,0 4,5 1,5 V. Строительство и реконструкция детских домов-интернатов, реабилитационных центров Строительство и реконструкция детских 1996- Минсоцзащиты России 149,4 80,0 69,4 домов-интернатов, реабилитационных центров 1997 _____________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу V 149,4 80,0 69,4 Примечание. Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно по мере разработки и утверждения проектно-сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий и сооружений. Годовые объемы финансирования по этому разделу уточняются государственным заказчиком программы с Минэкономики России с учетом имеющихся возможностей федерального бюджета на соответствующий год. VI. Укрепление материально-технической базы учреждений для детей-инвалидов Обеспечение автотранспортом и сельскохозяйственными машинами учреждений для детей-инвалидов: санитарными легковыми автомобилями 1996- Минсоцзащиты России 1,0 0,5 0,5 1997 санитарными автомобилями и микроавтобусами 1996- -"- 3,0 1,5 1,5 марки "УАЗ" 1997 автобусами марок "ПАЗ", "КАВЗ" 1996- -"- 3,0 1,5 1,5 1997 грузовыми автомобилями 1996- -"- 3,0 1,5 1,5 1997 сельскохозяйственными машинами 1996- -"- 2,0 1,0 1,0 1997 ______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу VI 12,0 6,0 6,0 VII. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами Переподготовка на базе высших учебных 1996- Минсоцзащиты России 2,4 1,2 1,20 заведений специалистов по социальной 1997 работе с детьми-инвалидами Организация обучения российских специалистов 1996- -"- 7,5 3,75 3,75 методу кондуктивной педагогики в институте 1997 имени Пете (г. Будапешт, Венгрия) и Московском государственном социальном университете Организация обучения российских специалистов 1996- Минобразование России 1,7 0,85 0,85 верботональному методу 1997 _________________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу VII 11,6 5,8 5,8 VIII. Дети-инвалиды и спорт Проведение специальных спартакиад для 1996- Минсоцзащиты России 1,0 0,5 0,5 детей- инвалидов 1997 Минобразование России Минздравмедпром России Приобретение физкультурно-спортивного оборудования 1996- Минсоцзащиты России 3,6 1,8 1,8 и инвентаря для детских 1997 Минобразование России реабилитационных центров Минздравмедпром России Разработка концепции оздоровительно - 1996 Минсоцзащиты России 0,01 0,01 - физкультурной работы с детьми-инвалидами Минобразование России Подготовка и выпуск инструктивно-методических 1996- Минсоцзащиты России 0,19 0,09 0,1 материалов по показанным детям 1997 инвалидам видам спорта Проведение научно-исследовательских и опытно 1996- -"- 1,8 0,9 0,9 конструкторских работ по созданию физкультурно 1997 - спортивных изделий и оборудования для детей-инвалидов ________________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу VIII 6,6 3,3 3,3 IX. Дети-инвалиды и культура Создание межрегионального культурно - 1996- Минкультуры России 0,5 0,25 0,25 реабилитационного тифлологического центра 1997 для слепых и слабовидящих детей (г. Новосибирск) Оснащение 11 региональных центров 1996- Минкультуры России 11,0 5,5 5,5 творческой реабилитации детей-инвалидов 1997 Минсоцзащиты России специальным оборудованием и музыкальными инструментами Проведение Всероссийского фестиваля художественного 1996- Минкультуры России 1,4 0,7 0,7 творчества детей-инвалидов 1997 Минсоцзащиты России Минобразование России Издание серии иллюстрированных книг с объемным 1996- Минкультуры России 3,0 1,5 1,5 изображением для слепых, слепых с остаточным 1997 Минобразование России зрением и слабовидящих детей Подготовка и выпуск научно-методических 1996- Минкультуры России 0,1 0,05 0,05 рекомендаций по вопросам организации художественного 1997 творчества детей-инвалидов ________________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу IХ 16,0 8,0 8,0 Всего по программе 307,1 158,86 148,24 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ-СИРОТЫ" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Дети-сироты" на 1996-1997 годы ___________________________________________________________________ |Наименование программы | Дети-сироты | |_______________________________|_________________________________| Наименование, дата и номер Указ Президента Российской решения о разработке программы Федерации от 18 августа 1994 г. N 1696 "О президентской программе "Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик Минобразование России программы Основные разработчики программы Минобразование России Минсоцзащиты России Минздравмедпром России Цель и задачи программы, предупреждение социального важнейшие целевые показатели сиротства психологическая поддержка развития и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проведение научно-исследовательских работ в области социальной адаптации ребенка-сироты организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей оснащение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами реабилитации, укрепление их материально-технической базы строительство детских домов информационное обеспечение и управление программой Сроки реализации программы 1996-1997 годы Исполнители основных мероприятий Минобразование России программы Минсоцзащиты России Минздравмедпром России Объемы и источники 309,997 млрд. рублей из средств финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе 85, 45 млрд. рублей на 1996 год (в ценах 1996 года) Ожидаемые конечные результаты улучшение физического и реализации программы психического здоровья детей-сирот расширение сети образовательных реабилитационных учреждений нового типа, обеспечивающих комплекс условий для воспитания, развития и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей повышение качества психологической, медицинской, педагогической, социальной и трудовой реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей полноценная интеграция в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Система контроля за исполнением Минобразование России совместно с программы Минэкономики России, Минфином России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Характеристика проблемы Необходимость разработки программы обусловлена постоянным ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обострившейся проблемой социального сиротства. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Несмотря на предпринимаемые усилия по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей, лишенных родительского попечения, по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семьи (под опеку, попечительство, на усыновление), увеличивается число воспитанников детских домов и школ-интернатов. Организационная структура образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается традиционной и нуждается в создании новых форм устройства осиротевших детей. Отсутствие у детей-сирот связей с родственниками, другими взрослыми, недостаточные контакты в социально-культурной сфере усугубляют социальную депривацию, снижают степень готовности воспитанников к вступлению в самостоятельную жизнь. Остро стоят проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Дети-сироты, помещенные в детские дома, подопечные дети и их опекуны испытывают потребность в медицинской и психологической поддержке. Рост контингента воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение объемов ввода в эксплуатацию новых учреждений интернатного типа привели к превышению наполняемости групп и классов, нарушению установленных санитарно-гигиенических норм. Резко снизился уровень материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и бытовой мебелью. Интенсивно стареет и изнашивается станочное оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах. Обострилась проблема обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автотранспортом. Рост числа детей, нуждающихся в государственной опеке, требует экстренной поддержки и развития сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепления их материально-технической базы, разработки научно-методических основ профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми. Принятие программы "Дети-сироты" позволит комплексно осуществить на федеральном уровне систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. Цель и задачи программы Основной целью программы является создание условий для личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Программа предусматривает решение следующих задач: осуществление мер по совершенствованию системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства этих детей, создание научно-методической базы социальной защиты детства, расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий психологической, медицинской и педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; обеспечение интенсивного развития исследований и использование накопленного опыта в организации жизнедеятельности детей в детских домах и школах-интернатах, создание оптимальных условий для организации быта, развития воспитанников детских домов и школ-интернатов; развитие системы подготовки и переподготовки кадров для организации и проведения работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; усиление регулирующей роли региональных программ, направленных на решение проблем социального сиротства; обеспечение координации действий государственных органов, общественных фондов, неправительственных отечественных и зарубежных организаций, коммерческих структур по профилактике социального сиротства, оказанию реальной помощи и поддержки в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные направления реализации программы Предупреждение социального сиротства Разрабатывается комплекс мер по развитию форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сокращению роста числа детей-сирот при живых родителях. Психологическая поддержка развития и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Намечается создание эффективной системы психологической, медицинской и педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их социальной и трудовой адаптации, полноценной интеграции в общество. Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Предусматриваются расширение правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных и других интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Научно-методическое обеспечение Предусматривается проведение научно-исследовательских и научно-практических работ в области формирования личности ребенка, лишившегося попечения родителей. Кадровое обеспечение Ориентируется на улучшение социальной медицинской и психологической подготовки воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов, необходимой для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по развитию их потенциальных возможностей. Материально-техническое обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Создаются для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, равные стартовые возможности, позволяющие удовлетворить их потребности в физическом, психическом и социальном развитии в течение всего периода социализации. Капитальное строительство Предполагается совершенствование материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Информационное обеспечение и управление программой Предусматриваются создание межведомственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечение координации действий министерств и ведомств, распространение научной продукции, отражающей передовой опыт в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ожидаемые конечные результаты реализации программы Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; расширить сеть образовательных реабилитационных учреждений нового типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создать необходимые условия социализации воспитанников детских домов, подготовки их к самостоятельной жизни и труду; укрепить материально-техническую базу учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Дети-сироты" на 1996-1997 годы _____________________________________________________________________________________________________________________ | | Сроки | | Стоимость (млрд. руб.) | | Мероприятия | | Исполнители |____________________________| | | исполнения| | всего | в том числе | | | | |____________+_______________| | | (годы) | | | 1996 | 1997 | | | | | | год | год | |____________________________________________|______________|__________________________|____________|_______|_______| I. Предупреждение социального сиротства Разработка положения о семейной воспитательной 1997 Минобразование России 0,054 - 0,054 группе для несовершенно-летних, содержащихся в Минсоцзащиты России социально-реабилитационных учреждениях (социально-реабилитационном центре для несо-вершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, других учреждениях) Экспертная проверка модели "семейная 1997 -"- 0,05 - 0,05 воспитательная группа" в социально-реабилитационных учреждениях различных регионов России Разработка федеральной системы информации о 1997 Минобразование России 0,023 - 0,023 семьях потенциальных усыновителей, опекунов и попечителей Создание банка данных о детях-сиротах и детях, 1996 -"- 0,01 0,01 - оставшихся без попечения родителей Разработка программы материнства для будущих 1997 Минобразование России 0,015 - 0,015 родителей из числа воспитанников детских домов Минздравмедпром России с последующей апробацией Опытно-экспериментальная апробация модели 1996-1997 Минобразование России 0,02 0,01 0,01 устройства детей в воспитательные семьи (Приморский край, Саратовская область) Создание опытно-экспериментальной площадки для 1996 -"- 0,02 0,02 - отработки новых форм устройства детей-сирот в семьи граждан (под патронаж) (Алтайский край, Калининградская область) ____________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу I 0,192 0,04 0,152 II. Психологическая поддержка развития и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Разработка и апробация критериев комплектования 1997 Минобразование России 0,035 - 0,035 разновозрастных групп в учреждениях интернатного типа с учетом возраста, пола, профессиональной ориентации, этнической принадлежности Разработка рекомендаций для осуществления 1997 Минобразование России 0,015 - 0,015 совместной деятельности педагогических коллективов детского дома и общеобразовательной школы по проблемам психологической, реабилитационной и коррекционной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей Осуществление мониторинга в целях получения 1997 Минобразование России 0,021 - 0,021 сравнительных показателей психического статуса Минздравмедпром России детей, проживающих в детских домах, учреждениях интернатного типа, различных альтернативных учреждениях (в сельской и городской местности) Разработка методического обеспечения и 1997 Минздравмедпром России 0,02 - 0,02 рекомендаций для медицинских и педагогических работников учреждений интернатного типа по формированию навыков здорового образа жизни, санитарно-просветительных знаний Разработка и апробация программ 1997 Минобразование России 0,023 - 0,023 психологической и практической подготовки к Минздравмедпром России труду, профессиональному самоопределению воспитанников детских домов и школ-интернатов в соответствии с их возможностями и потребностями регионов. Апробация программ профессионального самоопределения, социально-трудовой адаптации воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Разработка региональной модели комплексов "дом 1997 Минздравмедпром России 0,02 - 0,02 ребенка - детский дом", "школа - ПТУ" Минобразование России Разработка и апробация программ, методик и 1997 Минобразование России 0,04 - 0,04 организационных форм овладения основами художественных ремесел: роспись по дереву изготовление художественных изделий из дерева резьба по кости художественная обработка меха и кожи русская народная вышивка кружевоплетение берестоплетение другие виды художественных ремесел ______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу II 0,17 - 0,174 III. Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Подготовка предложений об изменении 1997 Минобразование России 0,01 - 0,01 законодательства Российской Федерации в части Минюст России повышения ответственности родителей за Минздравмедпром России воспитание детей, профилактики жестокого обращения с детьми Разработка нормативно-правового обеспечения 1996-1997 Минобразование России 0,006 - 0,006 негосударственных и альтернативных учреждений Минздравмедпром России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Разработка положения о Центре социальной 1996-1997 Минобразование России 0,01 0,005 0,005 адаптации выпускников учреждений для Минсоцзащиты России детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Создание центров постинтернатной адаптации 1996-1997 Минсоцзащиты России 0,042 0,021 0,021 выпускников детских домов и школ-интернатов в Минобразование России 10 регионах России Минздравмедпром России _______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу III 0,068 0,026 0,042 IV. Научно-методическое обеспечение Разработка психологических методов диагностики 1977 Минобразование России 0,02 - 0,02 познавательной, эмоционально-волевой, двигательной, личностной сферы деятельности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа Разработка коррекционных и реабилитационных 1997 Минобразование России 0,035 - 0,035 приемов работы с детьми в учреждениях Минздравмедпром России интернатного типа Разработка унифицированных программ обучения 1996-1997 Минобразование России 0,065 0,03 0,035 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения Минсоцзащиты России родителей, с отклонениями в развитии Разработка методического руководства по 1997 Минздравмедпром России 0,015 - 0,015 совершенствованию медицинского обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе обследования детей, воспитывающихся в детских домах _______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу IV 0,135 0,03 0,105 V. Кадровое обеспечение Разработка социально-психологических 1997 Минобразование России 0,085 - 0,085 требований, предъявляемых к воспитателю Минздравмедпром России детского дома Проведение Всероссийского конкурса авторских 1997 Минобразование России 0,06 - 0,06 программ по организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, среди воспитателей и педагогов детских домов и школ-интернатов _______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу V 0,145 - 0,145 VI. Материально-техническое обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Разработка проекта реабилитационного центра для 1997 Минздравмедпром России 0,043 - 0,043 детей раннего возраста с лечебно-оздоровительным блоком для комплексного восстановительного лечения Оснащение дополнительным медицинским 1996-1997 Минобразование России 0,3 0,1 0,2 оборудованием детских домов Обеспечение создания развивающей 1996-1997 -"- 0,099 0,05 0,049 предметно-игровой среды в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Переоснащение дидактическими и техническими 1997 -"- 0,307 - 0,307 средствами обучения образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Дооснащение детских домов и школ-интернатов 1996-1997 -"- 0,5 0,25 0,25 технологическим станочным оборудованием Дооснащение центров постинтернатной адаптации 1997 Минсоцзащиты России 0,5 - 0,5 воспитанников детских домов и центров социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей Обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, 1996-1997 Минобразование России 30,648 0,2 30,448 оставшихся без попечения родителей, автомобильным транспортом и сельскохозяйственными машинами Обеспечение функционирования 1996-1997 Минздравмедпром России 0,2 0,033 0,167 научно-исследовательской лаборатории социальной Минобразование России и профессиональной адаптации детей в процессе обучения в структуре экспериментального учебного комплекса (г.Оренбург) и приобретение оборудования для ее оснащения ________________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу VI 32,573 0,609 31,964 VII. Капитальное строительство Строительство и реконструкция детских домов и 1996-1997 Минобразование России 276,5 84,7 191,8 других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу VII 276,5 84,7 191,8 Примечание. Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно по мере разработки и утверждения проектно-сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий и сооружений. Годовые объемы финансирования по данному разделу ежегодно уточняются государственным заказчиком программы с Минэкономики России с учетом имеющихся возможностей федерального бюджета на соответствующий год. VIII. Информационное обеспечение и управление программой Организация издания информационного бюллетеня 1997 Минобразование России 0,020 - 0,020 законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам социально-правовой охраны семьи и детства Организация издания методических и 1996 Минобразование России 0,020 0,020 - информационных пособий в помощь воспитателям, Минсоцзащиты России психологам, педагогам, социальным работникам Изучение и распространение позитивного опыта 1997 Минобразование России 0,020 - 0,020 работы учреждений интернатного типа по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Информационное обеспечение 1997 -"- 0,050 - 0,050 Организация промежуточной и окончательной 1996 -"- 0,025 0,025 - экспертиз всех разработок программы Ведение распределительного банка данных 1997 Минобразование России 0,075 - 0,075 _______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу VIII 0,210 0,045 0,165 Всего по программе 309,997 85,45 224,547 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ СЕВЕРА" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Дети Севера"на 1996-1997 годы Наименование программы Дети Севера Наименование, дата и Указ Президента Российской Федерации от номер решения о 18 августа 1994 г. N 1696 "О разработке программы президентской программе "Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик Миннац России программы Основные разработчики Миннац России, Минобразование России, программы Минкультуры России, Минздравмедпром России, Госкомсанэпиднадзор России, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук Цель и задачи программы, содействие в создании условий для важнейшие целевые нормального физического, психического и показатели культурного развития детей, проживающих в северных регионах, в первую очередь детей малочисленных народов Севера улучшение социально-экономического положения семей с детьми, проживающих в северных регионах совершенствование социальной и правовой защиты интересов детей развитие системы охраны здоровья детей и женщин, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий создание условий для преимущественно семейного дошкольного воспитания, повышение роли семьи в обеспечении выживания и защиты детей содействие развитию детского самодеятельного художественного творчества проведение социологических, медицинских, демографических научных исследований по различным аспектам развития детей Севера Сроки реализации программы 1996-1997 годы Исполнители основных Миннац России, Минздравмедпром России, мероприятий программы Минкультуры России, Минобразование России, Госкомсанэпиднадзор России, Российская академия медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, Центральный совет физкультурно-спортивного общества профсоюзов "Россия" Объемы и источники 83,785 млрд. рублей из средств финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 48,5 млрд. рублей (в ценах 1996 года) Ожидаемые конечные снижение детской смертности, результаты реализации заболеваемости туберкулезом, кишечными программы инфекциями, ликвидация природных очагов инфекций, улучшение в целом показателей здоровья детей Севера, прежде всего детей малочисленных народов создание основ национальной системы образования снижение диспропорции в социально-культурном развитии коренного и пришлого населения Система контроля за Миннац России совместно с Минэкономики исполнением программы России, Минфином России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Характеристика проблемы В северных регионах страны, занимающих 68 процентов ее территории, проживают 12,2 млн. человек, из них 3,5 млн. человек составляют дети, в том числе 62,2 тыс. - дети малочисленных народов Севера. Жизнеобеспечение жителей Севера всегда являлось одной из наиболее острых социальных проблем, что связано с экстремальными природно-климатическими условиями, низкой плотностью населения, объективными трудностями в обеспечении потребности людей в медицинской помощи, образовании и других социальных благах. Социально-экономические реформы в условиях Севера привели к спаду производства, высокому уровню безработицы, значительному росту цен на потребительские товары, резкому снижению качества жизни населения, особенно малочисленных народов Севера. Увеличилась миграция медицинских, педагогических и других кадров специалистов из северных в центральные районы России, что усложнило положение в здравоохранении, образовании, в деятельности учреждений культуры. Наименее защищенными в этих условиях оказались дети. В сложившейся обстановке своевременно не приняты предупредительные правовые, социальные, экономические и другие меры для поддержания благосостояния детей на уровне, необходимом для выживания, нормального роста и развития. Ухудшаются показатели физического, психического развития детей, наблюдается рост частоты хронических, инфекционных, паразитарных заболеваний, врожденных пороков развития. Среди малочисленных народов Севера показатель младенческой смертности в 1,7 раза превышает общероссийский. Безработица и многомесячные задержки выплаты заработной платы, неуверенность в будущем вызывают социальную напряженность. Нередки случаи, когда в семьях безработных единственным источником существования становятся детские пособия. Нарастает духовный кризис и, как следствие, распространяются алкоголизм, безразличное отношение к детям в семьях, растет преступность среди молодежи. Усиливаются неблагоприятные процессы в сфере образования: уменьшается число педагогов коренных национальностей, обычным явлением становится слабое знание учащимися родного языка, культуры, искусства своего народа. Учитывая эти и другие многочисленные факты, свидетельствующие об угрожающем ухудшении положения подрастающего поколения в северных регионах страны, есть все основания признать, что в настоящее время дети Севера находятся в особенно трудных условиях. Цель и задачи программы Цель программы - создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей, живущих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в первую очередь малочисленных народов Севера. Достижение этой главной цели предполагает решение ряда основных задач: улучшение социально-экономического положения семей с детьми, живущих в северных регионах; обеспечение доступности квалифицированной медицинской помощи для всех детей с учетом структуры заболеваний, характера расселения, наличия транспортных коммуникаций, традиционной культуры и обычаев, а также других специфических особенностей Севера России; усиление внимания к проблемам профилактики заболеваний и диспансеризация детей и подростков; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; разработка рекомендаций по рациону питания детей начиная с раннего возраста на основе набора продуктов из местного сырья; создание условий для преимущественно семейного дошкольного воспитания; организация сети малокомплектных школ, расположенных по месту жительства родителей, а также новых школ, обеспечение возможности выбора форм обучения учащимися и их родителями; содействие развитию детского самодеятельного художественного творчества с учетом местных традиций и особенностей, расширение выпуска национальной детской литературы, теле- и радиопередач; организация подготовки медицинских и педагогических кадров для работы в условиях Севера. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Развитие системы охраны здоровья детей и женщин Предусматриваются конкретные здравоохранительные меры помощи детям и женщинам, включающие организацию выездных врачебных бригад; оснащение медицинским оборудованием транспортных средств для оказания экстренной медицинской помощи; оздоровление, диспансеризацию и лечение детей; разработку инновационных программ по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании у подростков, внедрение этих программ в практику работы медицинских и образовательных учреждений; усиление санитарно-эпидемиологического контроля за качеством детского питания, товарами детского ассортимента; совершенствование подготовки медицинских кадров для работы в условиях Севера. Совершенствование социальной и правовой защиты интересов детей Формируется единая государственная политика, направленная на комплексное решение всех проблем детей, проживающих на Севере. Анализируется соответствие действующих в России нормативных актов, касающихся защиты прав детей Севера, положениям Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, готовятся предложения и рекомендации. Разрабатывается концепция государственной поддержки и социальной защиты детей, беременных женщин, кормящих матерей, проживающих на Севере, с учетом современных социально-экономических преобразований в стране. Совершенствование образования и воспитания Продолжается выполнение мероприятий по созданию условий для преимущественно семейного дошкольного образования, созданию сети малокомплектных школ, обеспечению возможности выбора форм обучения учащимися и их родителями; осуществлению перестройки учебно-воспитательного процесса применительно к психологическим особенностям малочисленных народов Севера для приобщения учащихся к занятиям, характерным для данной местности, обеспечению глубокого изучения национальной культуры и языка. Предусматриваются мероприятия организационно-методологической помощи инновационным учебным заведениям. Развитие традиционной этнической культуры Предполагаются мероприятия по содействию в развитии детского самодеятельного художественного и технического творчества, приобщения детей к духовным и культурным ценностям не только своего народа, но и всех национальностей России. Предусмотрено развитие сети детских внешкольных учреждений и центров досуга. Развитие физической культуры и спорта Предусматриваются мероприятия по приобщению детей к занятиям физической культурой, по поддержке материально-технической базы существующей сети детско-юношеских спортивных школ, по разработке программы массовой физической культуры и проведению межрегиональных соревнований, в том числе по национальным видам спорта. Организационные мероприятия Намечается проведение итоговых научно-практических конференций по проблемам реализации программы. Обеспечение ввода в действие объектов здравоохранения, культуры, образования и спорта Предусматривается ввод в действие объектов социальной сферы за счет средств федерального бюджета. Ожидаемые конечные результаты реализации программы Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: снизить уровень детской смертности, количество заболеваний туберкулезом, кишечными инфекциями; ликвидировать природные очаги инфекций; создать основы национальной системы образования, условия для преимущественно семейного дошкольного образования; оказать содействие развитию детского самодеятельного художественного творчества с учетом местных традиций и особенностей, расширить выпуск национальной детской литературы, теле- и радиопередач. |