О ПРОДЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РОССИИ" УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 19 февраля 1996 года N 210 (СЗРФ 96-9) (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Дети Севера" на 1996-1997 годы _____________________________________________________________________________________________________________________ | | Сроки | | Стоимость (млрд. руб.) | | Мероприятия | | Исполнители |____________________________| | | исполнения | | всего | в том числе | | | | |____________|_______________| | | (годы) | | | 1996 | 1997 | | | | | | год | год | |____________________________________________|______________|__________________________|____________|_______|_______| I. Развитие системы охраны здоровья детей и женщин Совершенствование организации лечебно-профилактической помощи детям и женщинам Организация и направление выездных бригад 1996-1997 Минздравмедпром России 5,0 2,0 3,0 врачей-специалистов в населенные пункты Госкомсанэпиднадзор России проживания малочисленных народов Севера с Сибирское отделение целью оказания лечебно-профилактической Российской академии помощи детям и женщинам медицинских наук Организация санаторных групп в детских 1996-1997 Минздравмедпром России 2,0 0,8 1,2 дошкольных учреждениях Минобразование России Оснащение медицинским оборудованием 1996-1997 Минздравмедпром России 1,2 0,5 0,7 транспортных средств, используемых учреждениями здравоохранения для оказания экстренной и плановой лечебно-профилактической помощи детям и женщинам, в том числе проживающим в труднодоступных районах Севера Введение витаминных препаратов в рацион 1996-1997 -"- 5,0 2,5 2,5 питания детей в дошкольных учреждениях, школах и интернатах Обеспечение республиканских, краевых, 1996-1997 -"- 3,7 1,85 1,85 областных и окружных детских больниц специальным оборудованием и аппаратурой Внедрение корригирующих мероприятий по 1996-1997 Сибирское отделение 0,19 0,095 0,095 профилактике отклонений в состоянии Российской академии здоровья, физического и нервно-психического медицинских наук Российская раз-вития детей в Эвенкийском, Чукотском, академия медицинских наук Ханты-Мансийском, Ненецком автономных округах и г.Игарке и обучение в этих регионах медицинских работников пользованию критериями оценки основных параметров развития детского организма Совершенствование санитарно-противоэпидемических мероприятий Разработка системы мониторинга среды 1996-1997 Госкомсанэпиднадзор 0,25 0,125 0,125 обитания и здоровья детского населения в России районах Севера и оптимизация медико-профилактических мероприятий по их реабилитации Разработка нормативно-методических 1996-1997 -"- 0,25 0,125 0,125 документов по профилактике переохлаждения, холодовых поражений, простудных заболеваний, по региональным нормам потребления основных продуктов и безопасному их использованию для детей Севера Создание единого 1996-1997 -"- 0,25 0,125 0,125 информационно-аналитического центра по контролю за состоянием окружающей среды и здоровьем детского населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Приобретение лабораторного оборудования для 1996-1997 -"- 2,04 1,06 0,98 контроля за качеством продуктов и товаров детского ассортимента в районах Севера (Архангельская, Томская, Сахалинская области) Разработка мероприятий по совершенствованию 1996-1997 Госкомсанэпиднадзор 0,15 0,075 0,075 физиолого-гигиенических основ здорового и России безопасного питания детей Севера Освоение опытно-промышленного выпуска новых 1996-1997 -"- 0,25 0,15 0,1 высокоэффективных препаратов против массовых гельминтозов для применения в северных регионах Проведение массовых оздоровительных 1996-1997 -"- 0,5 0,25 0,25 мероприятий среди детских контингентов в очагах гельминтозов на территориях проживания народов Севера и контроль за распределением антигельминтных препаратов в Чукотском, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах, Приморском, Хабаровском краях, Тюменской области Испытание новых методов и средств защиты 1996-1997 Госкомсанэпиднадзор России 0,14 0,07 0,07 детей от нападения кровососущих Минздравмедпром России членистоногих в условиях Севера в Ханты-Мансийском автономном округе и Тюменской области Организация научных исследований проблем охраны здоровья Внедрение современных методов диагностики и 1996-1997 Сибирское отделение 0,2 0,1 0,1 проведение лечения внутриутробных вирусных Российской академии инфекций у выявленных больных с анализом медицинских наук Российская эффективности проводимых мероприятий по академия медицинских наук снижению числа детей с врожденными Госкомсанэпиднадзор России дефектами раз-вития в Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском, Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах Изучение закономерностей естественных и 1996-1997 Российская академия 0,2 0,1 0,1 антропогенных влияний на формирование медицинских наук растущего организма в условиях циркумполярной зоны Севера (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Мурманская, Архангельская области) Рационализация питания детей организованных 1996-1997 Сибирское отделение 0,05 0,025 0,025 коллективов, включение в его состав Российской академии традиционных продуктов питания народов медицинских наук Севера (Республика Тыва, Ямало-Ненецкий, Минздравмедпром России Чукотский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа) Проведение массового скринингового 1996-1997 Сибирское отделение 0,2 0,1 0,1 тестирования и выборочного углубленного Российской академии обследования репрезентативных групп медицинских наук детского населения и подготовительной Российская академия работы для создания мониторинга здоровья медицинских наук детей Республики Карелия, Мурманской области, Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, Норильского промышленного района и г.Игарки Организация подготовки медицинских кадров для работы в условиях Севера Разработка учебных программ, учебников и 1996-1997 Минздравмедпром России 0,1 0,05 0,05 учебных пособий для медицинских вузов и Сибирское отделение училищ, готовящих кадры для работы на Севере Российской академии медицинских наук Организация центров последипломной 1996-1997 -"- 0,1 0,05 0,05 подготовки врачей и фельдшеров, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на базе Архангельского, Красноярского и Хабаровского медицинских институтов _______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу I 21,77 10,15 11,62 II. Совершенствование социальной и правовой защиты интересов детей Анализ соответствия действующих на 1996 Миннац России 0,05 0,05 - федеральном и местном уровнях законодательных, административных и иных актов, защищающих права детей Севера, требованиям Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, внесение предложений по их совершенствованию Разработка концепции государственной 1997 -"- 0,05 - 0,05 поддержки и социальной защиты детей, беременных женщин, кормящих матерей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом современных социально-экономических условий Разработка предложений по дополнению и 1996-1997 -"- 0,03 0,015 0,015 изменению действующего законодательства о семье, отражающих специфику районов Севера Оказание финансовой поддержки научным 1996-1997 Миннац России 0,09 0,06 0,03 учреждениям педагогического профиля, Минобразование России расположенным на Севере, для проведения систематического комплексного анализа положения детей народов Севера и разработки научно обоснованных предложений по повышению эффективности реализации программы "Дети Севера" _____________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу II 0,22 0,125 0,095 III. Совершенствование образования и воспитания Развитие образовательной сети Оснащение опорных учебно-воспитательных 1996-1997 Минобразование России 0,625 0,325 0,3 комплексов (детский сад -школа - центр подготовки кадров), расположенных в отдаленных селениях и стойбищах: на базе неполной средней школы пос. Лянтор Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа; средней школы пос. Сындаско Хатангского района Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа; Яр-Салинской средней школы Ямало-Ненецкого автономного округа; Омолонской средней школы Чукотского автономного округа; Первомайской, Усть-Нюкжинской и Усть-Урикманской средних школ Амурской области; Келлогской неполной средней школы Красноярского края; Суломайской средней школы Эвенкийского автономного округа Оснащение образовательных учреждений в 1996-1997 Минобразование России 0,99 0,39 0,6 местах проживания малочисленных народов Севера специальным снаряжением и инвентарем для обеспечения учебных курсов "Охотоведение", "Оленеводство", "Рыболовство": пос. Полноват, дер. Охетурье, пос. Казым, дер. Ванзеват, пос. Сосьва, дер. Шугур Тюменской области; с. Гижига, с. Гарманда, пос. Нагорный, с. Тауйск, пос. Армань, пос. Эвенск Магаданской области; с. Новое Чаплино, с. Ваеги, с. Канчалан, г. Анадырь Чукотского автономного округа; с. Ивановское Амурской области; с. Вал Сахалинской области; пос. Ербогачен, пос.Качуг Иркутской области; пос. Палана Корякского автономного округа, пос. Корф Камчатской области Оснащение инновационных образовательных 1996-1997 -"- 0,055 0,02 0,035 учреждений для подготовки специалистов в области управления социально-образовательными программами Севера Программно-методическое обеспечение Проведение семинаров авторов учебников для 1996-1997 Минобразование России 0,2 0,1 0,1 общеобразовательных учреждений Севера по подготовке нового поколения учебно-методической литературы в соответствии с концепцией национальной школы Российской Федерации Оснащение школ методиками и внедрение опыта 1996-1997 -"- 0,1 0,04 0,06 организации системы психолого-педагогической помощи детям Подготовка к изданию и издание двуязычных 1996-1997 -"- 0,16 0,06 0,1 словарей для учащихся школ в районах проживания малочисленных народов Севера Разработка алфавитов и букварей 1996-1997 -"- 0,05 0,025 0,025 бесписьменных языков Севера: негидальского, орокского, орочского, алеутского Подготовка к изданию и издание учебных 1996-1997 Минобразование России 0,05 0,025 0,025 программ и пособий по этнопсихологии и Сибирское отделение этнопедагогике народов Севера для Российской академии подготовки учителей и воспитателей детских медицинских наук дошкольных образовательных учреждений Издание серии книг "Библиотека национальных 1996-1997 Минобразование России 0,5 0,25 0,25 школ Сибири и Дальнего Востока" на языках народов Севера Введение в программу подготовки национальных 1996-1997 -"- 0,04 0,02 0,02 педагогических кадров раздела "Народная педагогика малочисленных народов Севера, традиционные промыслы, этническая культура и родной язык" Материально-техническое обеспечение Оснащение образовательных учреждений 1996-1997 Минобразование России 0,4 0,15 0,25 районов Севера аудиовизуальными средствами обучения Оснащение малокомплектных дошкольных 1996-1997 -"- 0,4 0,2 0,2 учреждений и начальных школ в местах компактного проживания малочисленных народов Севера ______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу III 3,57 1,605 1,965 IV. Развитие традиционной этнической культуры Открытие на базе Тюменского института 1996-1997 Минкультуры России 0,2 0,1 0,1 культуры и искусств подготовительного отделения для малочисленных народов Севера Оснащение социально-культурных комплексов 1996-1997 Минкультуры России 0,3 0,1 0,2 "Школа - центр культуры, просвещения и Минобразование России спорта" и "Дом семейного досуга" в населенных пунктах Ненецкого автономного округа: Чиже, Кие, Пылимце, Волонге, Варнеке, на о. Вайгач Создание на базе окружного 1996-1997 Минкультуры России 0,2 0,1 0,1 сельско-хозяйственного техникума пос. Дудинки отделения "Культура коренных народов Севера" Открытие класса баргана для обучения детей 1996 -"- 0,01 0,01 - в Таймырском окружном центре народного творчества Организация базовых учебных мастерских в 1996-1997 Минкультуры России 0,06 0,025 0,035 Эвенкийском автономном округе по обучению детей традиционным видам национального декоративно-прикладного искусства кетов, эвенков, якутов Открытие детских студий северных народных 1996-1997 -"- 0,03 0,015 0,015 ремесел в пос. Пушном, ст. Лопарской, с. Краснощелье Мурманской области Поддержка деятельности детских школ 1996-1997 Минкультуры России Миннац 2,0 0,9 1,1 национальных промыслов, фольклорных России отделений детских школ искусств, детских этнокультурных центров, центров народных художественных промыслов для обучения детей традиционным видам декоративно-прикладного искусства во всех северных регионах Проведение межрегиональных конкурсов 1996-1997 Минкультуры России 0,06 0,03 0,03 детских школ искусств в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Проведение детских конкурсов по истории и 1996 -"- 0,005 0,005 - технологии искусства северных народов в Мурманской области Проведение межрегиональной выставки 1996-1997 -"- 0,05 0,025 0,025 детского творчества в Республике Алтай Проведение детского межрегионального 1996-1997 Минкультуры России 0,08 0,03 0,05 фольклорного фестиваля "Зарниа Силькан" ("Золотой колокольчик") в с. Кочево Коми-Пермяцкого автономного округа Проведение Всероссийского 1996-1997 -"- 2,0 0,8 1,2 фестиваля-эстафеты детского народного творчества Севера и Дальнего Востока "Вслед за солнцем" в регионах Севера и завершение фестиваля в г. Москве Проведение межрегионального фестиваля 1996-1997 -"- 0,08 0,04 0,04 детского творчества "Колыбельная" в Республике Тыва Организация базовой художественной галереи 1996-1997 -"- 0,1 0,05 0,05 творчества детей Севера в Республике Коми Оказание поддержки Межрегиональной школе 1996-1997 -"- 0,1 0,05 0,05 народной культуры детей Севера в г. Владивостоке Оказание поддержки детскому креативному 1996-1997 -"- 0,08 0,04 0,04 лагерю "Дети Севера" в г. Хабаровске Издание учебной, методической и 1996-1997 -"- 0,08 0,04 0,04 художественной литературы для детей о культуре народов Севера _______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу IV 5,435 2,36 3,075 V. Развитие физической культуры и спорта Поддержка работы базовых детско-юношеских 1996-1997 Центральный совет 1,0 0,5 0,5 спортивных школ (отделений) по национальным физкультурно-спортивного видам спорта в районах Крайнего Севера и общества профсоюзов "Россия" приравненных к ним местностях Разработка программ поддержки массовой 1996-1997 -"- 0,9 0,45 0,45 физической культуры и проведения детских соревнований, в том числе по национальным видам спорта Проведение Международной детской Сибириады в 1996-1997 ГКФТ России 0,15 0,04 0,11 Республике Алтай ______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу V 2,05 0,99 1,06 VI. Организационные мероприятия Проведение итоговых научно-практических 1996-1997 Миннац России 0,14 0,07 0,07 конференций по проблемам реализации федеральной целевой программы "Дети Севера" _____________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу VI 0,14 0,07 0,07 VII. Обеспечение ввода в действие объектов здравоохранения, культуры, образования и спорта Строительство и реконструкция учреждений 1996-1997 Миннац России 50,0 33,2 16,8 здравоохранения, культуры, образования ______________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу VII 50,0 33,2 16,8 Примечание. Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно по мере разработки и утверждения проектно-сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий и сооружений. Годовые объемы финансирования по этому разделу уточняются государственным заказчиком программы с Минэкономики России с учетом имеющихся возможностей федерального бюджета на соответствующий год. Всего по программе: 83,185 48,5 34,685 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" на 1996-1997 годы Наименование программы Дети Чернобыля Наименование, дата и номер Указ Президента Российской Федерации решения о разработке от 18 августа 1994 г. N 1696 "О программы президентской программе"Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик МЧС России МЧС России программы Основной разработчик программы Цель и задачи программы, дооснащение лечебно-диагностической важнейшие целевые показатели аппаратурой медицинских учреждений, программы оказывающих медицинскую помощь детям и беременным женщинам оказание консультативной и лечебной помощи детям ( в том числе за рубежом) организация и оснащение передвижных лечебно-диагностических формирований приобретение медикаментов: L-тироксина для назначения его детям с увеличенной щитовидной железой, антианемических препаратов для детей и беременных женщин повышение квалификации медицинских работников, педагогов, психологов проведение профилактических мероприятий по снижению стоматологических заболеваний у детей функционирование Федерального детского научно-практического центра противорадиационной защиты дооборудование детских молочных кухонь в целях выпуска бифидумсодержащей продукции для детей производство продуктов питания с лечебно-профилактическими свойствами организация дополнительного питания детей в республиканских и местных санаториях улучшение материально-технической базы детских домов-интернатов для детей-инвалидов, проживающих на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению психолого-педагогическое обследование детей дооснащение центров службы социально-психологической и педагогической помощи, создание новых центров дооснащение действующих и создание новых "школ здоровья" внедрение новых образовательных технологий проведение научно-исследовательских работ по медицинским, социально-психологическим и педагогическим аспектам улучшение состояния здоровья детей и беременных женщин, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС улучшение содержания детей-инвалидов, подвергшихся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в детских домах-интернатах улучшение психического здоровья и социального самочувствия детей, подвергшихся радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС Сроки реализации программы 1996-1997 годы Исполнители основных МЧС России Минздравмедпром России мероприятий программы Минобразование России Минсоцзащиты России Минсельхозпрод России Госкомсанэпиднадзор России Объемы и источники 365,082 млрд. рублей из средств финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 165,450 млрд. рублей ( в ценах 1996 года) Ожидаемые конечные снижение воздействия на детей и результаты реализации беременных женщин неблагоприятных программы факторов чернобыльской катастрофы улучшение медицинской помощи обеспечение правовой, психологической и социальной защиты Система контроля за МЧС России совместно с Минэкономики исполнением программы России, Минфином России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Характеристика проблемы Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к радиоактивному загрязнению экологической среды 14 административных территорий России, на которых проживают более 600 тыс. детей. Опасность радиационного облучения заключается не только в возможном влиянии на здоровье самого ребенка, но и на его потомство. Чернобыльская катастрофа отрицательно отразилась также на эмоционально-психологическом и социально-нравственном самочувствии детей. За 9-летний период, прошедший после аварии на Чернобыльской АЭС, произошли существенные изменения в эколого-экономическом статусе территорий Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию. Приняты меры по оздоровлению территорий, загрязненных радионуклидами, сохранению здоровья населения. Введены в действие Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и дополнения к нему. В целях медико-социальной и психологической защиты детей Российской Федерации, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, реализуется программа "Дети Чернобыля". За четыре года действия программы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, начато и продолжается дооснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием детских и родильных отделений центральных районных больниц, областных детских больниц и родильных домов, отделений восстановительного лечения детей и женщин во всех центральных больницах загрязненных радионуклидами районов, детских диагностических центров. Созданы и продолжают дооснащаться диспансерные отделения, медико-генетические лаборатории, передвижные лечебно-диагностические формирования. Уделяется большое внимание проблеме диспансеризации детей - более широкое привлечение к осмотру детей специалистов, улучшение качества медицинских осмотров, что в свою очередь привело к повышению выявляемости патологии. Создан и продолжает функционировать Республиканский детский научно-практический центр противорадиационной защиты. Ежегодно в этом центре проходят обследование и лечение 350-400 детей и 150-200 матерей - в стационаре и 3-4 тыс. детей - в поликлинике. На базе центра проходят комплексное обследование и дети, с установленной причинной связью имеющейся патологии с воздействием радиации. На территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, в общеобразовательных учреждениях созданы 11 "школ здоровья", коллективы которых работают в рамках единого протокола совместных действий педагога, психолога и медика. Функционируют 48 центров службы социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям и учителям. Создано и оснащено медоборудованием 11 республиканских центров по оздоровлению детей, подвергшихся радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Ежегодно в них получают санаторное лечение более 15 тыс. детей из подвергшихся радиационному загрязнению территорий, постоянно выделяются дотации на дополнительное питание детей в этих центрах. Продолжаются реконструкция, обеспечение медицинским и спортивным оборудованием, мебелью, медикаментами пяти домов-интернатов для детей-инвалидов, расположенных на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению. Постоянно уделяется внимание повышению квалификации медицинских, педагогических работников, психологов и социологов. Однако проблемы, порожденные аварией на Чернобыльской АЭС, до настоящего времени полностью не решены. В настоящее время наибольшую актуальность приобретают медицинские последствия аварии в силу протяженного во времени характера облучения в малых дозах широким спектром радионуклидов, значительного вклада внутреннего облучения из-за потребления загрязненных радионуклидами продуктов питания, воздействия радиоактивного йода на щитовидную железу в средних дозах в острый период аварии на фоне йодной эндемии. На подвергшихся радиационному загрязнению территориях, продолжается рост общей и первичной заболеваемости детей, эндокринной патологии, врожденных аномалий развития; заболеваемость детей злокачественными новообразованиями значительно превышает среднероссийский показатель. Отмечается дальнейшее снижение рождаемости. Дети, пережившие аварию на Чернобыльской АЭС, требуют особого к себе внимания в силу того, что большая их часть продолжает жить в условиях воздействия малых доз радиации; эффекты же радиационного облучения зависят от продолжительности воздействия радиации. Все это вызывает необходимость внесения изменений и дополнений в ранее разработанную программу, продления ее действия на 1996-1997 годы. Цель и задачи программы Целью программы является снижение воздействия неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы на здоровье детей и обеспечение им психологической, социальной и правовой защиты на основе комплексного решения проблем медицинской и психологической реабилитации, а также сохранение здоровья беременных женщин, проживающих на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению. Программа предусматривает решение следующих задач: коррекция структуры существующей сети лечебно-профилактических учреждений в целях обеспечения детского населения всеми видами специализированной медицинской помощи; проведение целевой специализированной диспансеризации детского населения; дооснащение медицинских учреждений, расположенных на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, современным медицинским оборудованием; дальнейшее развитие центров реабилитации и восстановительного лечения, местных детских санаториев для реабилитации и круглогодичного оздоровления детей из территорий, подвергшихся радиационному загрязнению; развитие психологической службы, включающей единую сеть специализированных кабинетов медицинской, социальной и психологической помощи детям и семье; обеспечение детей, проживающих на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, гарантированным питанием, в том числе продуктами с повышенными лечебно-профилактическими свойствами; дальнейшее укрепление материально-технической базы домов-интернатов для детей-инвалидов, расположенных на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению; проведение научных исследований по медицинским, медико-психологическим и педагогическим проблемам реабилитации детей, подвергшихся радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Основные направления реализации программы Оказание медицинской помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Предусматриваются дооснащение современной лечебно-диагностической аппаратурой медицинских учреждений, приобретение лекарственных средств и препаратов, организация лечения за рубежом. Обеспечение гарантированным питанием детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Предполагается наладить выпуск продуктов питания с повышенными лечебно-профилактическими свойствами. Оздоровительное и восстановительное лечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Намечается организация дополнительного питания детей, находящихся в санаториях. Медико-социальное обеспечение детей-инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в детских домах-интернатах Предусматривается дооснащение детских домов-интернатов современным медицинским оборудованием, средствами малой механизации. Оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Планируется реализация мер по созданию новых центров службы социально-психологической и педагогической помощи детям, дооснащению существующих центров, общеобразовательных учреждений, внедрению новых образовательных технологий. Научное обеспечение реализации программы Намечается осуществление медико-социального обеспечения реализации программы по двум аспектам: медицинскому и социально-психологическому, что позволит научно прогнозировать состояние здоровья групп детского населения, исследовать влияние радиационного фактора в развитии наследственных заболеваний и врожденных аномалий, социально-психологических последствий аварии, диагностировать состояние здоровья и отклонения в развитии детей. Капитальное строительство Предусматриваются строительство и реконструкция детских лечебно-профилактических учреждений (санаториев, больниц, реабилитационных центров и других учреждений) и учреждений родовспоможения в 15 субъектах Российской Федерации. Ожидаемые конечные результаты реализации программы Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит добиться снижения воздействия на детей и беременных женщин неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы, улучшить качество медицинской помощи, обеспечить психологическую и социальную защиту детей, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" на 1996-1997 годы ________________________________________________________________________________________________________________________ | Сроки | | Стоимость (млрд. руб.) | | исполнения | |__________________________________| Мероприятия | | Исполнители | всего | в том числе | | (годы) | | |________________________| | | | | 1996 год | 1997 год| __________________________________________|______________|__________________________|_________|_____________|__________| I. Оказание медицинской помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Дооснащение современной 1996- Минздравмедпром России 22,56 5,81 16,75 лечебно-диагностической аппаратурой 1997 медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям и беременным женщинам Оказание консультативной и 1996- -"- 0,21 0,10 0,11 специализированной помощи детям на разных 1997 уровнях Организация и оснащение передвижных 1996- -"- 3,18 0,65 2,53 лечебно-диагностических формирований 1997 Приобретение L-тироксина для назначения 1996- -"- 3,62 0,87 2,75 его детям с увеличенной щитовидной железой 1997 Централизованное приобретение 1996- Минздравмедпром России 4,23 1,18 3,05 антианемических препаратов для детей и 1997 беременных женщин Проведение профилактических мероприятий по 1996- -"- 0,22 0,11 0,11 снижению стоматологических заболеваний у 1997 детей Повышение квалификации медицинских 1996- -"- 0,15 0,08 0,07 работников по вопросам радиационной 1997 медицины и актуальным проблемам педиатрии Ежегодное издание методической, 1996- -"- 0,02 0,01 0,01 статистической литературы и других видов 1997 информации Функционирование Республиканского детского 1996- -"- 4,24 2,12 2,12 научно-практического центра 1997 противорадиационной защиты (оснащение медицинским оборудованием, приобретение медикаментов, дополнительное питание детей) Лечение за рубежом детей (в соответствии с Минздравмедпром России 0,53 0,27 0,26 медицинскими показаниями) с установленной причинной связью заболеваний, инвалидности с радиационным воздействием, включая транспортные расходы ___________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу I 38,96 11,20 27,76 II. Обеспечение гарантированным питанием детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Дооборудование детских молочных кухонь, 1996- Госкомсанэпиднадзор 1,60 0,60 1,00 молочных комбинатов в целях выпуска 1997 России бифидумсодержащей продукции для детей Производство продуктов питания с 1996- Минсельхозпрод 4,16 2,08 2,08 повышенными лечебно-профилактическими 1997 России свойствами для детей районов Брянской области, подвергшихся радиационному загрязнению _______________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу II 5,76 2,68 3,08 III. Оздоровительное и восстановительное лечение детей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Организация дополнительного питания детей, 1996- Минздравмедпром 1,58 0,79 0,79 находящихся на лечении в республиканских 1997 России санаториях Организация дополнительного питания детей 1996- -"- 2,63 1,31 1,32 в местных санаториях 1997 _______________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу III 4,21 2,10 2,11 IV. Медико-социальное обеспечение детей-инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в детских домах-интернатах Дооснащение детских домов-интернатов 1996- Минсоцзащиты 6,50 2,50 4,00 современным медицинским оборудованием, 1997 России средствами малой механизации, мебелью, технологическим, бытовым и спортивно-реабилитационным оборудованием, автотранспортом _______________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу IV 6,50 2,50 4,00 V. Оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС Психолого-педагогическое обследование 1996- Минобразование 0,70 0,15 0,55 детей из территорий, подвергшихся 1997 России радиационному загрязнению Создание новых центров службы 1996- Минобразование 1,72 0,10 1,62 социально-психологической и педагогической 1997 России помощи детям, их родителям и учителям, Минздравмедпром фильмов для радиоэкологического и России социально-психологического просвещения Дооснащение существующих центров службы 1996- Минобразование 0,52 0,20 0,32 социально-психологической и педагогической 1997 России помощи специальным оборудованием Дооснащение общеобразовательных учреждений 1996- -"- 1,50 0,30 1,20 в целях создания на их базе новых "школ 1997 здоровья" Дооснащение действующих "школ здоровья", в 1996- -"- 0,72 0,36 0,36 том числе системами оздоровления, 1997 средствами физической культуры Внедрение новых образовательных технологий 1996- Минобразование 0,30 0,15 0,15 1997 России Подготовка и переподготовка кадров для 1996- -"- 6,0 1,28 4,72 работы с детьми из территорий, 1997 подвергшихся радиационному загрязнению Дооснащение медицинским оборудованием 1996- Минобразование 2,50 0,50 2,00 детских домов, расположенных на 1997 России территориях, подвергшихся радиационному Минздравмедпром загрязнению России Переоснащение дидактическими и 1996- Минобразование 2,78 0,42 2,36 техническими средствами обучения 1997 России дошкольных и школьных образовательных учреждений, профессионально-технических училищ Информационное обеспечение программы - 1996- -"- 1,05 0,53 0,52 издание инструктивных документов, 1997 рекомендаций, ведение банка данных _______________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу V 17,79 3,99 13,80 VI. Научное обеспечение реализации программы Медицинские аспекты Мониторинг демографических и 1996- МЧС России 0,17 0,07 0,10 эпидемиологических процессов на 1997 территориях, подвергшихся радиационному загрязнению Научное прогнозирование состояния здоровья 1996- -"- 0,14 0,06 0,08 репрезентативных групп детского населения, 1997 получивших радиационное воздействие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС: с известной дозовой нагрузкой на щитовидную железу по йоду - 131 облученных внутриутробно (1986 г.) эвакуированных из 30-километровой зоны отчуждения детей, родившихся от родителей - ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС Разработка и внедрение системы методов 1996- МЧС России 0,24 0,12 0,12 коррекции риска возникновения патологии 1997 щитовидной железы, в том числе рака щитовидной железы и других злокачественных новообразований, у детей, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС Исследование радиационного фактора в 1996- -"- 0,22 0,09 0,13 развитии наследственных заболеваний и 1997 врожденных аномалий развития и внедрение системы генетического мониторинга врожденных аномалий развития Исследование распространенности и 1996- -"- 0,07 0,03 0,04 причинной структуры инвалидности детского 1997 возраста в связи с воздействием радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС Исследование распространенности и 1996- -"- 0,12 0,05 0,07 разработка мер профилактики патологических 1997 желтух новорожденных неясного генеза (феномен "желтые дети") на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению Разработка новых видов и технологий 1996- МЧС России 0,10 0,05 0,05 витаминизированных продуктов питания с 1997 повышенными лечебно-профилактическими свойствами, в том числе радиопротектоными, для детей из территорий, подвергшихся радиационному загрязнению Социально-психологические и педагогические аспекты Исследование социально-психологических 1996- МЧС России 0,04 0,02 0,02 последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1997 Диагностика состояний здоровья и 1996- -"- 0,28 0,11 0,17 отклонений в развитии детей из территорий, 1997 подвергшихся радиационному загрязнению, и их готовности к различным ступеням образования Разработка новых технологий образования на 1996- -"- 0,20 0,08 0,12 территориях, подвергшихся радиационному 1997 загрязнению _______________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу VI 1,58 0,68 0,90 _______________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделам I-VI 74,80 23,15 51,65 VII. Капитальное строительство Строительство и реконструкция детских 1996- МЧС России 290,28 142,30 147,98 лечебно-профилактических учреждений и 1997 учреждений родовспоможения ________________________________________________________________________________________________________________ Итого по разделу VII 290,28 142,30 147,98 Примечание. Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно по мере разработки и утверждения проектно-сметной документации и в зависимости от технического состояния зданий и сооружений. Годовые объемы финансирования по этому разделу уточняются государственным заказчиком программы с Минэкономики России с учетом имеющихся возможностей федерального бюджета на соответствующий год. _________________________________________________________________________________________________________________________ Всего по программе 365,08 165,45 199,63 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Планирование семьи" на 1996-1997 годы Наименование программы Планирование семьи Наименование, дата и номер Указ Президента Российской Федерации решения о разработке от 18 августа 1994 г. N 1696 "О президентской программы программе "Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик Минздравмедпром России программы Основные разработчики Минздравмедпром России Минсоцзащиты программы России Российская ассоциация "Планирование семьи" Цель и задачи программы, развитие службы планирования семьи, важнейшие целевые подготовка и повышение квалификации показатели программы кадров обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения производство и закупка средств контрацепции Сроки реализации программы 1996-1997 годы Исполнители основных Минздравмедпром России мероприятий программы Минобразование России Госкомсанэпиднадзор России Российская академия медицинских наук Минсоцзащиты России Российская ассоциация "Планирование семьи" Минздрав Удмуртской Республики Объемы и источники 66,775 млрд. рублей из средств федеральных финансирования программы бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 25,86 млрд. рублей (в ценах 1996 года) Ожидаемые конечные создание и укрепление службы планирования результаты реализации семьи в Российской Федерации программы внедрение системы подготовки специалистов по планированию семьи внедрение системы полового воспитания и образования подростков и молодежи снижение числа абортов на 30 процентов снижение материнской смертности после абортов Система контроля за Минздравмедпром России совместно с исполнением программы Минэкономики России, Минфином России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Характеристика проблемы В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 90 центров планирования семьи и репродукции. Создан центр планирования семьи и репродукции Минздравмедпрома России. Территориальные центры планирования семьи и репродукции обеспечиваются информационно-методическими материалами (брошюры, буклеты, плакаты, видеопродукция). Для центров приобретена оргтехника, закуплены ультразвуковые аппараты "Шимадзу" со специальными датчиками, операционные лапароскопы. Начато регулярное проведение теле- и радиопередач по вопросам планирования семьи и половому воспитанию подростков и молодежи. Для бесплатного использования контрацептивов подростками и женщинами групп риска Минздравмедпромом России осуществляется централизованная закупка гормональных контрацептивов, финансируются разработки отечественных средств предупреждения нежелательной беременности. На базе учреждений здравоохранения Удмуртской Республики проводится отработка территориальной модели организации службы планирования семьи. Минздравмедпромом России совместно с Минобразованием России проводится работа по пересмотру системы подготовки студентов педагогических вузов и институтов повышения квалификации, работников образовательных учреждений по вопросам полового воспитания детей и подростков. Начато проведение эксперимента в общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования по программе "Что ты знаешь о себе?". В результате проводимых мероприятий наметилась устойчивая тенденция к снижению абортов в Российской Федерации, снизилось число криминальных абортов, а также количество абортов по медицинским показаниям в поздние сроки беременности. Произошло уменьшение числа женщин, умерших после всех видов абортов. Охват женщин гормональной контрацепцией остался на уровне 3 процентов. Планирование семьи, по определению Всемирной организации здравоохранения, включает в себя предупреждение нежелательной беременности, выбор времени деторождения в зависимости от возраста, состояния здоровья родителей, рождение только желанных детей. Особенностью ситуации, характеризующей состояние планирования семьи в Российской Федерации, по-прежнему остается высокая распространенность абортов на фоне ухудшающегося состояния здоровья женщин, снижения числа браков и роста разводов. Аборт остается основным методом регуляции рождаемости. Ежегодно производится около 3 млн. абортов. В структуре материнской смертности аборты составляют одну треть, а среди причин перинатальных потерь - ведущее место (65 процентов). Одной из причин высокой распространенности абортов является преобладание во многих регионах России традиционных малоэффективных средств контрацепции, что до настоящего времени связано с негативным отношением населения и части медицинских работников к современным способам контрацепции, отсутствием налаженной системы полового воспитания и сексуального образования подростков и молодежи, несовершенством информационного обеспечения населения в области планирования семьи, недостаточным выбором средств контрацепции. Существующая система полового воспитания и образования не привели к повышению уровня знаний подрастающего поколения в области сексуального и репродуктивного поведения. Недостаточно используются для этих целей средства массовой информации. Сложившаяся ситуация с высокой частотой искусственных абортов, отрицательно влияющих на здоровье матери и будущего ребенка, обусловливает необходимость пристального внимания к проблеме планирования семьи с позиции повышения ответственности семьи к профилактике нежелательной беременности, воспитания ответственного родительства. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости укрепления государственной службы планирования семьи, интеграции усилий медицинских и социальных работников, органов народного образования, средств массовой информации, негосударственных учреждений, продолжения работы по созданию сети центров планирования семьи во всех регионах России. Назрела необходимость создания системы, обеспечивающей население знаниями в вопросах планирования семьи, разработки и внедрения эффективной системы обучения подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этики семейно-брачных отношений, повышения ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков. Цель и задачи программы Целью программы является формирование у населения потребности в реализации права на планирование семьи, создание условий регулирования рождаемости надежными и безопасными методами и средствами контрацепции, сохранение продуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей. Программа предусматривает решение следующих задач: развитие службы планирования семьи, поддержание государственных и общественных структур планирования семьи. Обеспечение управления и создание правовой основы деятельности этой службы; укрепление информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах сексуального и репродуктивного поведения, широкого использования средств контрацепции; внедрение эффективной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, консультирование по вопросам полового воспитания, планирования семьи, профилактики заболеваний, передающихся половым путем; формирование сексуальной культуры в обществе начиная с детского возраста в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; совершенствование подготовки кадров медицинских, педагогических и социальных работников высшего и среднего звена для работы в учреждениях службы планирования семьи, улучшение системы повышения их квалификации, порядка оценки их знаний и допуска к работе; обеспечение потребности населения в различных средствах и методах контрацепции, совершенствование медицинских технологий планирования семьи; проведение специальных научных исследований в области планирования семьи. Основные направления реализации программы Организация службы планирования семьи Предусматриваются мероприятия по поддержке функционирующих центров планирования семьи и репродукции в административных территориях Российской Федерации, дооснащению их необходимым оборудованием и аппаратурой, созданию и оснащению новых центров в регионах и городах, до сих пор их не имеющих. В целях более эффективного внедрения современных методов контрацепции необходимо продолжить проведение медико-социальных и гигиенических научных исследований на конкурсной основе. Для успешного внедрения программы полового воспитания необходимы совершенствование начатого эксперимента в общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования по программе "Что ты знаешь о себе?", разработка системы мероприятий, направленных на предотвращение неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды на формирование репродуктивной функции подростков. Подготовка и повышение квалификации кадров Предусматриваются методическое обеспечение системы подготовки врачей, педагогов, средних медицинских и социальных работников по вопросам планирования семьи (разработка и издание учебных и наглядных пособий, муляжей, методической литературы, в том числе переводной), апробация и внедрение новой системы сексуального образования подростков в условиях общеобразовательных учреждений. Обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения Предполагаются создание регулярных теле- и радиопрограмм по проблеме планирования семьи, телерубрик в популярных телепередачах, подготовка и распространение видеофильмов, видеоклипов для различных групп населения, издание и распространение полиграфической продукции по планированию семьи (буклеты, брошюры, плакаты, листовки), организация и проведение республиканских и региональных мероприятий по вопросам планирования семьи. Закупка и разработка средств контрацепции Предусматриваются приобретение средств контрацепции для бесплатного обеспечения подростков и женщин групп риска, приспособлений для обратимой стерилизации, а также поддержка разработок отечественных контрацептивных средств. Ожидаемые конечные результаты реализации программы Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: создать и укрепить службу планирования семьи в Российской Федерации; внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования специалистов, проводящих работу по планированию семьи; внедрить эффективную систему подготовки подростков и молодежи по вопросам полового воспитания и образования, планирования семьи, сексуального и репродуктивного поведения, использования надежных и безопасных средств предупреждения нежелательной беременности; снизить число абортов на 30 процентов; снизить материнскую смертность от абортов во всех регионах России на 20 процентов. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Планирование семьи" на 1996-1997 годы _________________________________________________________________________________________________________________ |Сроки | |Стоимость (млрд. руб.)| |исполнения | |______________________| Мероприятия | | Исполнители | всего | в том числе | |(годы) | | |______________| | | | | 1996 | 1997 | | | | | год | год | _____________________________________________________|____________|______________________|_______|______|_______| I. Организация службы планирования семьи Финансирование деятельности Центра планирования 1996- Минздравмедпром России 0,86 0,43 0,43 семьи и репродукции 1997 Развитие и поддержка деятельности региональных 1996- Минздравмедпром России 6,48 2,68 3,80 центров планирования (дооснащение оборудованием 1997 органы исполнительной действующих 90 центров, оснащение вновь созданных власти субъектов центров планирования семьи и репродукции) Российской Федерации (по согласованию) Разработка программы и организация семинаров по 1996- Минздравмедпром России 0,15 - 0,15 проблеме планирования семьи для работников органов 1997 Минздрав Удмуртской исполнительной власти субъектов Российской Республики Федерации Проведение медико-социологических и гигиенических 1996- Минздравмедпром России 2,0 0,5 1,5 исследований в области контрацептивного поведения 1997 Российская академия населения и профилактики непланируемой беременности, медицинских наук охраны репродуктивного здоровья женщин Госкомсанэпиднадзор России ________________________________________________________________________________________ Итого по разделу I 9,49 3,61 5,88 II. Подготовка и повышение квалификации кадров Апробация учебных программ по сексуальному 1996- Минобразование России 0,83 0,27 0,56 образованию учащихся средних школ на экспери- 1997 Минздравмедпром России ментальных территориях. Разработка методических пособий для учащихся и педагогов. Создание учебно- наглядных пособий, видеофильмов для учащихся Реализация проекта по сексуальному образованию 1996- -"- 0,24 0,12 0,12 подростков в условиях общеобразовательных школ 1997 Проведение научно-практической конференции по 1996- -"- 0,2 - 0,2 вопросам сексуального воспитания и репродуктивного 1997 здоровья молодежи Итого по разделу II 1,27 0,39 0,88 III. Обеспечение информированности в области планирования семьи и сексуальной культуры населения Создание теле- и радиопрограмм по проблемам семьи, 1996- Минздравмедпром России 18,34 8,74 9,6 подготовка видеопродукции по этой проблеме, 1997 Российская ассоциация издание специальной литературы для различных групп "Планирование семьи" населения Организация республиканских и региональных семи- 1996- Минздравмедпром России 0,11 - 0,11 наров для журналистов по вопросам планирования 1997 Минсоцзащиты России семьи и сексуальной культуры _______________________________________________________________________________________ Итого по разделу III 18,45 8,74 9,71 IV. Закупка и разработка средств контрацепции Закупка контрацептивов для бесплатного обеспече- 1996- Минздравмедпром России 24,6 8,2 16,4 ния подростков и женщин групп риска (3-3,5 млн. 1997 упаковок в год) Поддержка разработок отечественных 1996- -"- 0,94 0,42 0,52 контрацептивных средств 1997 Закупка приспособлений для обратимой стерилизации 1996- -"- 0,025 - 0,025 1997 Закупка операционных лапароскопов для центров 1996- -"- 9,7 3,6 6,1 планирования семьи и репродукции 1997 (в 1996 году - 15, в 1997 году - 25 штук) Закупка гистероскопов 1996- -"- 2,3 0,9 1,4 (в 1996 году - 25, в 1997 году - 39 штук) 1997 ______________________________________________________________________________________ Итого по разделу IV 37,565 13,12 24,445 Всего по программе 66,775 25,86 40,915 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ" НА 1996-1997 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие индустрии детского питания" на 1996-1997 годы Наименование программы Развитие индустрии детского питания Наименование, дата и Указ Президента Российской Федерации номер решения о от 18 августа 1994 г. N 1696 разработке программы "О президентской программе "Дети России" постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1299 "О разработке президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы" Государственный заказчик Минсельхозпрод России программы Основные разработчики Минсельхозпрод России, программы Минздравмедпром России, Российская академия сельскохозяйственных наук Цель и задачи программы, создание материально-технической важнейшие целевые базы по производству специальных показатели продуктов питания для детей раннего возраста и повышение уровня обеспечения населения этими продуктами Сроки и этапы реализации 1996-1997 годы программы (подпрограмм) Перечень подпрограмм научно-техническая подпрограмма "Детское питание" Исполнители подпрограмм и Минсельхозпрод России, основных мероприятий Минздравмедпром России, программы Минфин России, Минэкономики России, МВЭС России, Минсоцзащиты России, Госстандарт России, Роскомторг, Госкомсанэпиднадзор России, Миннауки России, Роскомрыболовство, Минатом России, Госкомоборонпром России, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия наук Объемы и источники 658,6 млрд. рублей из средств финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997 годы, в том числе на 1996 год 244,37 млрд. рублей (в ценах 1996 года) предусматривается привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации, собственных и заемных средств предприятий, зарубежных кредитов, банковских кредитов, частных инвесторов и других внебюджетных источников Ожидаемые конечные создание материально-технической базы результаты реализации современного промышленного производства программы продуктов для детского питания с использованием отечественного оборудования, сырья и материалов, стабилизация работы действующих предприятий, обновление ассортимента, повышение качества специальных продуктов для детей раннего возраста и обеспечение в основном спроса населения на эти продукты Система организации Минсельхозпрод России совместно с контроля за исполнением Минэкономики России, Минфином России и программы другими заинтересованными министерствами и ведомствами ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ Рациональное питание является одним из важнейших факторов сохранения здоровья детей, их гармоничного физического и умственного развития, обеспечения устойчивости растущего организма ребенка к воздействию негативных факторов внешней среды. По данным Минздравмедпрома России, более половины детей в возрасте до 3 лет не получают питание в необходимых объемах. Несбалансированность питания привела к тому, что у 60 процентов детей раннего возраста наблюдаются проявления рахита, гипотрофии, аллергодерматозов, более 7 процентов - страдают анемией. Увеличивается число детей, нуждающихся в искусственном вскармливании. В 1994 году их количество достигло 60 процентов от общего числа детей первого года жизни. Проводимые в 1991-1995 годах мероприятия по улучшению обеспечения детей раннего возраста специальными продуктами питания не решили эту проблему. Сохраняется острый недостаток таких продуктов отечественного производства. В то же время действующие предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям, сопровождаемым распадом централизованной системы поставок детского питания и снижением покупательной способности населения, оказались в сложном финансовом положении, что сдерживает возможность их эффективной деятельности. Сократилась выработка сухих молочных смесей, мясных и плодоовощных консервов для детей раннего возраста. В связи с изменившейся экономической и демографической ситуацией в стране, ограничением бюджетных инвестиций приостановлены строительство и реконструкция ряда специализированных предприятий по производству детского питания. Не завершены работы по созданию отечественного технологического оборудования для производства продуктов детского питания, что сдерживает возможность обновления техники на действующих предприятиях и ввод в эксплуатацию строящихся объектов. Не в полной мере отвечают потребности ассортимент и качество выпускаемых продуктов детского питания, нуждается в совершенствовании система обеспечения населения этими продуктами. Для решения социально значимой проблемы обеспечения детей раннего возраста специальными продуктами питания необходима государственная поддержка на федеральном уровне. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Главной целью программы является обеспечение физиологической потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания. Программа предусматривает решение следующих задач: создание и освоение нового технологического оборудования для производства детского питания; развитие материально-технической базы отрасли за счет технического перевооружения и реконструкции действующих и строительства новых специализированных предприятий; создание сырьевой базы для производства экологически чистых продуктов детского питания; разработка и освоение промышленного производства нового поколения современных продуктов питания для здоровых и больных детей; повышение качества и безопасности продуктов детского питания; совершенствование системы обеспечения потребителей продуктами детского питания. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Создание и модернизация технологического оборудования для производства продуктов детского питания Предусматривается решение ключевой задачи по созданию и освоению серийного производства отечественного оборудования для производства детского питания на молочной, мясной, злаковой и плодоовощной основах. В разработке и изготовлении этой техники участвуют более 80 научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов военно-промышленного комплекса и гражданского машиностроения. В настоящее время завершена разработка конструкторской документации практически на все основные виды оборудования. Свыше 100 опытных образцов машин изготовлено, часть из них отгружена на промышленные предприятия и прошла производственные испытания. В 1996-1997 годах предстоит завершить работы по созданию и освоению серийного производства 20 комплектов и линий (более 350 машин и аппаратов) для выработки жидких и пастообразных молочных продуктов, творога, зерномолочных продуктов, мясных паштетов, включая оборудование для выпуска детских молочных продуктов в условиях малых производств (на молочных кухнях). Весь комплекс работ по созданию новой техники для производства детского питания объединяется в подпрограмму, разрабатываемую Минсельхозпродом России, Госкомоборонпромом России и Минатомом России. Вопросы финансирования подпрограммы из федерального бюджета уточняются ежегодно с Минэкономики России и Миннауки России. Предусматривается также осуществить модернизацию технологического оборудования на ряде действующих предприятий. Развитие материально-технической базы производства продуктов детского питания Предполагается завершить строительство, монтаж оборудования и обеспечить ввод мощностей в основном на пусковых объектах, имеющих высокую степень готовности. Главным образом это объекты федерального значения, продукция которых предназначена для поставки в регионы, не имеющие собственного производства. В этот период практически не предусматривается начало строительства новых объектов. Приоритет отдается техническому переоснащению ряда существующих производств с освоением и внедрением новых технологий и ассортимента продукции. В 25 крупных промышленных центрах России намечено техническое перевооружение молочных кухонь за счет дооснащения их вновь разрабатываемым технологическим оборудованием. Намечается ввод мощностей по производству специальных лечебных продуктов и продуктов направленного действия. Предусматриваются строительство и реконструкция предприятий по изготовлению современных видов тары и упаковочных материалов, обеспечивающих сохранность и необходимую дозировку продукции. Развитие сырьевой базы для производства продуктов детского питания В целях обеспечения действующих и строящихся предприятий детского питания экологически чистым сырьем определены специальные сельскохозяйственные зоны из 400 животноводческих и 140 плодо-овощеводческих хозяйств. В 1996-1997 годах с помощью комплекса мер, включая экологический мониторинг территории Российской Федерации, предусмотрено продолжение работ по определению наиболее благоприятных зон производства санитарно-безопасного сельскохозяйственного сырья, проведению селекционных работ по улучшению поголовья скота молочного и мясного направлений, развитию специальных зон овощеводства, закладке новых плантаций садовых и ягодных культур, сертификации сырья и готовой продукции по показателям безопасности. Предусматриваются разработка и внедрение системы экономического стимулирования организации специализированных сырьевых зон. Научное обеспечение программы Предусматривается осуществление комплексного научного обеспечения программы посредством реализации научно-технической подпрограммы "Детское питание". В задачи данной подпрограммы входят, в первую очередь, разработка и промышленное освоение нового поколения современных продуктов питания, включая лечебные, для детей раннего возраста. Предусматриваются разработка перспективных технологий производства, обеспечивающих повышенные потребительские характеристики продуктов для ординарного и профилактического питания детей, создание высокоточных методов лабораторного контроля показателей качества сырья и готовой продукции, освоение наукоемких технологий специальных пищевых добавок и премиксов, осуществление методологического, нормативно-технологического и информационного обеспечения промышленности. |