О НЕВЫПЛАТАХ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 20 марта 1996 г. N 178-II ГД (СЗРФ 96-14) Рассмотрев вопрос о невыплатах заработной платы на предприятиях военно-промышленного комплекса, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что невыплаты указанной заработной платы связаны с неоплатой продукции (выполненных работ, предоставленных услуг), поставленной по государственному оборонному заказу, и федеральных программ, ориентированных на производство гражданской продукции. По состоянию на 1 января 1996 года задолженность государственных заказчиков предприятиям военно-промышленного комплекса составила 4,6 трлн. рублей, из них за изготовленную и поставленную продукцию - 3,8 трлн. рублей, за выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,8 трлн. рублей, что повлекло за собой образование долга этим предприятиям по выплате заработной платы в размере 1,5 трлн. рублей. Государственная компания по экспорту и импорту вооружений и военной техники "Росвооружение" не выплатила ряду предприятий военно-промышленного комплекса свыше 200 млн. долларов США за поставленные на экспорт в 1993-1995 годах вооружение и военную технику. В структуре задолженности предприятиям военно-промышленного комплекса, кроме Министерства обороны Российской Федерации и Государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной техники "Росвооружение", общая задолженность Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации составляет 300 млрд. рублей. Положение усугубилось тем, что уровень бюджетного финансирования соответствующих расходов от предусмотренных федеральным бюджетом на 1995 год составил: закупки вооружения и военной техники, НИОКР Минобороны России - 95% федеральные программы, ориентированные на производство гражданской продукции Госкомоборонпрома России - 75% Федеральная коммерческая программа - 67% конверсионные кредиты, выделенные в 1995 году Минфином России предприятиям военно-промышленного комплекса - 24% Фактически повторилась ситуация предыдущих лет. В результате анализа данных, представленных Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Счетной палатой Российской Федерации и рядом предприятий военно-промышленного комплекса, установлено, что неоплата поставленной для государственных нужд предприятиями военно-промышленного комплекса продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) в последние годы, включая 1995 год, имеет следующие основные причины: переходящая с 1994 года неоплата изготовленной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) в сумме 1,7 трлн. рублей, не имеющая реальных источников покрытия (на 1 января 1995 года неоплата составляла 3,7 трлн. рублей, а в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1995 год" для ее погашения предусматривалось лишь 2 трлн. рублей); утвержденный Правительством Российской Федерации государственный оборонный заказ на 1995 год предусматривал оплату оставшейся части задолженности за 1994 год за счет средств, выделяемых на оплату текущего оборонного заказа 1995 года, и оплату вновь изготовленной в 1995 году отдельными предприятиями военно-промышленного комплекса продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) в 1996 году ; Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, в ведении которого находятся предприятия военно-промышленного комплекса, не имеет рычагов воздействия на механизм финансирования государственного оборонного заказа; Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации не исполняется Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" в части сроков утверждения и размещения государственного оборонного заказа и авансирования работ по выполнению государственного оборонного заказа; отсутствует механизм ежеквартальной индексации ассигнований, выделяемых на оплату государственного оборонного заказа за счет федерального бюджета, в связи с фактическим ростом цен на сырье, материалы и энергоносители; Правительство Российской Федерации вовремя не представило на утверждение Государственной Думы поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на 1996 год, перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к реализации в 1996 году; пополнение оборотных средств предприятий военно-промышленного комплекса в условиях инфляции, неполного и несвоевременного выделения бюджетных средств осуществляется в значительной мере путем привлечения кредитов коммерческих банков, что приводит к удорожанию стоимости государственного оборонного заказа; повторяющиеся в 1994-1995 годах ошибки Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и Президента Российской Федерации в прогнозировании индекса дефлятора при подготовке и утверждении федерального бюджета на очередной год (в 1995 году - в 1,7 раза); финансирование государственного оборонного заказа Министерством финансов Российской Федерации на 47 процентов ценными бумагами (казначейскими обязательствами) и освобождением от налогообложения, что в ряде случаев приводило не к формированию доходов отдельных предприятий военно-промышленного комплекса, а к их потерям (в случае финансирования казначейскими обязательствами); одностороннее сокращение Правительством Российской Федерации в два раза бюджетных средств, согласованных (защищенных) в Министерстве финансов Российской Федерации на стадии формирования проекта федерального бюджета на 1996 год, в части финансирования деятельности закрытых административно-территориальных образований Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Министерства обороны Российской Федерации; неисполнение Правительством Российской Федерации статьи 67 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1996 год" в части защищенности расходов, относящихся к деятельности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, а также Указа Президента Российской Федерации от 23 декабря 1994 года N 2209 "О финансировании особо радиационно- и ядерноопасных производств и объектов"; принятие в сентябре 1994 года Правительством Российской Федерации решения о корректировке государственного оборонного заказа, что негативно сказалось на финансовом положении предприятий военно-промышленного комплекса в 1995 году. Кроме того, в государственном оборонном заказе на 1995 год предусматривалась поставка продукции (выполнение работ, предоставление услуг) на сумму 2,1 трлн. рублей с оплатой лишь в 1996 году; в течение ряда лет недофинансируются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые предприятиями военно-промышленного комплекса по гражданской тематике, в том числе по технологиям двойного назначения, а также федеральные программы развития гражданской авиационной техники, электронной техники и конверсии; предприятия военно-промышленного комплекса, более удаленные от центра (особенно расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке), находятся в более сложном финансовом положении в связи с несвоевременной и неполной оплатой по государственному оборонному заказу . Это же характерно для предприятий, производящих комплектующие изделия по государственному оборонному заказу, тем в большей степени, чем далее они расположены по кооперационно-технологическим связям от головного исполнителя; Правительство Российской Федерации не сочло нужным выполнить конкретные рекомендации по исправлению создавшегося положения, предложенные в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 июля 1995 года N 995-I ГД "О критическом положении дел на предприятиях военно-промышленного комплекса"; неоправдано затянулся процесс передачи объектов социальной сферы предприятиями военно-промышленного комплекса органам местного самоуправления; в необходимой мере еще не сформирована нормативная правовая база, регулирующая реализацию государственного оборонного заказа. Принимая во внимание, что невыплаты заработной платы и неполная оплата государственного оборонного заказа на предприятиях военно-промышленного комплекса не только снижает уровень национальной безопасности страны, но и порождает обоснованный социальный протест трудовых коллективов этих предприятий, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетики совместно с Комитетом Государственной Думы по безопасности, Комитетом Государственной Думы по обороне с учетом опыта реализации в 1996 году Федерального закона "О государственном оборонном заказе" подготовить проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", а также проекты федеральных законов "О мобилизационных мощностях в промышленности" и "О государственной поддержке приоритетных направлений образования, науки и промышленности, обеспечивающих защиту национальных интересов Российской Федерации". 2. Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике совместно с Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам подготовить проект федерального закона "О государственной финансовой ответственности". 3. Комитету Государственной Думы по конверсии и наукоемким технологиям подготовить проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". 4. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, Комитету Государственной Думы по обороне и Комитету Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетики подготовить в первом квартале 1996 года проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год". При этом предусмотреть: включение в перечень защищенных текущих расходов федерального бюджета на 1996 год расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупку вооружения и военной техники, на федеральные программы "Развитие электронной техники России", "Развитие гражданской авиационной техники России", "Конверсия оборонной промышленности", "Космическая программа России", "Российские верфи"; механизм ежеквартальной корректировки федерального бюджета на 1996 год с учетом фактических темпов инфляции. 5. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам совместно с Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике в июле 1996 года подготовить для рассмотрения Государственной Думой вопрос о финансировании государственного оборонного заказа с учетом итогов первого полугодия 1996 года. 6. Предложить Правительству Российской Федерации: ускорить приведение нормативных правовых актов в соответствие с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе", а также установить порядок равных гарантий оплаты государственного оборонного заказа предприятиям военно-промышленного комплекса независимо от их территориального положения и глубины кооперационно-технологических связей с головными исполнителями; ускорить утверждение на 1996 год помесячного графика оплаты государственного оборонного заказа с учетом возврата долгов предприятиям военно-промышленного комплекса в первом полугодии 1996 года; погасить в первом квартале 1996 года задолженность по оплате, предусмотренную в федеральном бюджете на 1996 год в размере 2,1 трлн. рублей, и остальную задолженность предприятиям военно-промышленного комплекса за изготовленную и поставленную продукцию, выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по государственному оборонному заказу в 1994-1995 годах в соответствии с предложенным к утверждению графиком; ускорить принятие федеральной программы "Национальная технологическая база" и разработку федеральной программы "Двойные технологии"; утвердить и завершить формирование и размещение государственного оборонного заказа на 1996 год в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе"; обратиться к главам администраций субъектов Российской Федерации с предложением о не замедлительном принятии ими мер по приемке объектов социальной сферы предприятий военно-промышленного комплекса. 7. Поручить Счетной палате Российской Федерации начиная с апреля 1996 года ежемесячно представлять в Государственную Думу информацию о ходе погашения задолженности федерального бюджета за 1994-1995 годы предприятиям военно-промышленного комплекса и об исполнении Правительством Российской Федерации графика оплаты государственного оборонного заказа. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г.Н.Селезнев N 178-II ГД 20 марта 1996 г. |