О НЕВЫПЛАТАХ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 20.03.96 178-II ГД

            О НЕВЫПЛАТАХ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
                    ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
                           20 марта 1996 г.
                             N 178-II ГД

                             (СЗРФ 96-14)


     Рассмотрев вопрос о невыплатах заработной платы  на  предприятиях
военно-промышленного комплекса,   Государственная   Дума  Федерального
Собрания Российской  Федерации  отмечает,  что   невыплаты   указанной
заработной платы  связаны  с  неоплатой  продукции (выполненных работ,
предоставленных услуг),  поставленной по  государственному  оборонному
заказу, и   федеральных   программ,  ориентированных  на  производство
гражданской продукции.
     По состоянию  на 1 января 1996 года задолженность государственных
заказчиков предприятиям военно-промышленного комплекса  составила  4,6
трлн. рублей,  из  них за изготовленную и поставленную продукцию - 3,8
трлн. рублей,    за     выполненные     научно-исследовательские     и
опытно-конструкторские работы  -  0,8  трлн.  рублей,  что повлекло за
собой образование долга этим предприятиям по выплате заработной  платы
в размере 1,5 трлн. рублей.
     Государственная компания  по  экспорту  и  импорту  вооружений  и
военной техники   "Росвооружение"   не   выплатила   ряду  предприятий
военно-промышленного комплекса  свыше  200  млн.   долларов   США   за
поставленные на экспорт в 1993-1995 годах вооружение и военную технику.
     В структуре   задолженности   предприятиям   военно-промышленного
комплекса, кроме   Министерства   обороны   Российской   Федерации   и
Государственной компании по экспорту и импорту  вооружений  и  военной
техники "Росвооружение",  общая  задолженность Федеральной пограничной
службы Российской Федерации,  Министерства внутренних  дел  Российской
Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации и Федеральной службы  безопасности
Российской Федерации составляет 300 млрд. рублей.
     Положение усугубилось тем,  что уровень бюджетного финансирования
соответствующих расходов  от  предусмотренных  федеральным бюджетом на
1995 год составил:
     закупки вооружения и военной техники, НИОКР
     Минобороны России                                   - 95%
     федеральные программы, ориентированные на
     производство гражданской продукции
     Госкомоборонпрома России                            - 75%
     Федеральная коммерческая программа                  - 67%
     конверсионные кредиты, выделенные в 1995 году
     Минфином России предприятиям
     военно-промышленного комплекса                      - 24%

     Фактически повторилась ситуация предыдущих лет.
     В результате   анализа   данных,   представленных   Министерством
финансов Российской   Федерации,   Министерством   обороны  Российской
Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным
отраслям промышленности,  Счетной палатой Российской Федерации и рядом
предприятий военно-промышленного комплекса,  установлено, что неоплата
поставленной для        государственных       нужд       предприятиями
военно-промышленного комплекса    продукции    (выполненных     работ,
предоставленных услуг)  в  последние  годы,  включая  1995 год,  имеет
следующие основные причины:
     переходящая с   1994   года   неоплата   изготовленной  продукции
(выполненных работ,  предоставленных услуг) в сумме 1,7 трлн.  рублей,
не имеющая  реальных  источников  покрытия  (на  1  января  1995  года
неоплата составляла 3,7  трлн.  рублей,  а  в  Федеральном  законе  "О
федеральном бюджете  на  1995  год" для ее погашения предусматривалось
лишь 2 трлн. рублей);
     утвержденный Правительством  Российской Федерации государственный
оборонный заказ на 1995 год  предусматривал  оплату  оставшейся  части
задолженности за  1994  год  за  счет  средств,  выделяемых  на оплату
текущего оборонного заказа 1995 года,  и оплату вновь изготовленной  в
1995 году   отдельными  предприятиями  военно-промышленного  комплекса
продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) в 1996 году ;
     Государственный комитет   Российской   Федерации   по   оборонным
отраслям промышленности,  в  ведении  которого  находятся  предприятия
военно-промышленного комплекса,   не   имеет  рычагов  воздействия  на
механизм финансирования государственного оборонного заказа;
     Президентом Российской   Федерации  и  Правительством  Российской
Федерации не  исполняется   Федеральный   закон   "О   государственном
оборонном заказе"    в   части   сроков   утверждения   и   размещения
государственного оборонного заказа и авансирования работ по выполнению
государственного оборонного заказа;
     отсутствует механизм  ежеквартальной   индексации   ассигнований,
выделяемых на   оплату  государственного  оборонного  заказа  за  счет
федерального бюджета,  в связи с  фактическим  ростом  цен  на  сырье,
материалы и энергоносители;
     Правительство Российской  Федерации  вовремя  не  представило  на
утверждение Государственной Думы поквартальное распределение доходов и
расходов федерального  бюджета  на  1996  год,  перечень   федеральных
целевых программ, предлагаемых к реализации в 1996 году;
     пополнение оборотных  средств  предприятий   военно-промышленного
комплекса в условиях инфляции,  неполного и несвоевременного выделения
бюджетных средств осуществляется в значительной мере путем привлечения
кредитов коммерческих  банков,  что  приводит  к  удорожанию стоимости
государственного оборонного заказа;
     повторяющиеся в  1994-1995  годах ошибки Правительства Российской
Федерации, Федерального Собрания - парламента Российской  Федерации  и
Президента Российской  Федерации  в  прогнозировании индекса дефлятора
при подготовке и утверждении федерального бюджета на очередной год  (в
1995 году - в 1,7 раза);
     финансирование государственного оборонного  заказа  Министерством
финансов Российской   Федерации   на  47  процентов  ценными  бумагами
(казначейскими обязательствами) и  освобождением  от  налогообложения,
что в  ряде  случаев  приводило  не  к  формированию доходов отдельных
предприятий военно-промышленного комплекса,  а к их потерям (в  случае
финансирования казначейскими обязательствами);
     одностороннее сокращение Правительством  Российской  Федерации  в
два раза бюджетных средств,  согласованных (защищенных) в Министерстве
финансов Российской   Федерации   на   стадии   формирования   проекта
федерального бюджета на 1996 год,  в части финансирования деятельности
закрытых административно-территориальных   образований    Министерства
Российской Федерации   по   атомной  энергии  и  Министерства  обороны
Российской Федерации;
     неисполнение Правительством   Российской   Федерации   статьи  67
Федерального закона "О  федеральном  бюджете  на  1996  год"  в  части
защищенности расходов,  относящихся  к  деятельности особо радиационно
опасных и  ядерно  опасных  производств  и  объектов,  а  также  Указа
Президента Российской  Федерации  от  23  декабря  1994 года N 2209 "О
финансировании особо  радиационно-  и  ядерноопасных   производств   и
объектов";
     принятие в сентябре 1994 года Правительством Российской Федерации
решения о   корректировке   государственного  оборонного  заказа,  что
негативно сказалось    на     финансовом     положении     предприятий
военно-промышленного комплекса    в   1995   году.   Кроме   того,   в
государственном оборонном  заказе  на   1995   год   предусматривалась
поставка продукции  (выполнение работ,  предоставление услуг) на сумму
2,1 трлн. рублей с оплатой лишь в 1996 году;
     в течение  ряда  лет недофинансируются научно-исследовательские и
опытно-конструкторские     работы,      выполняемые      предприятиями
военно-промышленного комплекса по гражданской тематике, в том числе по
технологиям двойного  назначения,  а   также   федеральные   программы
развития гражданской   авиационной   техники,  электронной  техники  и
конверсии;
     предприятия военно-промышленного  комплекса,  более  удаленные от
центра (особенно  расположенные  в  Сибири  и  на  Дальнем   Востоке),
находятся в   более   сложном   финансовом   положении   в   связи   с
несвоевременной и  неполной  оплатой  по  государственному  оборонному
заказу . Это же характерно для предприятий, производящих комплектующие
изделия по государственному оборонному заказу,  тем в большей степени,
чем далее  они  расположены по кооперационно-технологическим связям от
головного исполнителя;
     Правительство Российской  Федерации  не  сочло  нужным  выполнить
конкретные рекомендации   по   исправлению   создавшегося   положения,
предложенные в   постановлении   Государственной   Думы   Федерального
Собрания Российской Федерации от 14 июля  1995  года  N  995-I  ГД  "О
критическом положении   дел   на   предприятиях   военно-промышленного
комплекса";
     неоправдано затянулся  процесс передачи объектов социальной сферы
предприятиями военно-промышленного    комплекса    органам    местного
самоуправления;
     в необходимой мере еще не сформирована нормативная правовая база,
регулирующая реализацию государственного оборонного заказа.
     Принимая во внимание,  что невыплаты заработной платы и  неполная
оплата государственного     оборонного    заказа    на    предприятиях
военно-промышленного комплекса не только снижает уровень  национальной
безопасности страны,  но  и  порождает обоснованный социальный протест
трудовых коллективов   этих    предприятий,    Государственная    Дума
Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
     1. Комитету    Государственной    Думы     по     промышленности,
строительству, транспорту   и   энергетики   совместно   с   Комитетом
Государственной Думы по безопасности,  Комитетом Государственной  Думы
по обороне  с  учетом опыта реализации в 1996 году Федерального закона
"О государственном оборонном заказе" подготовить  проект  федерального
закона "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Федеральный закон "О
государственном оборонном заказе", а также проекты федеральных законов
"О мобилизационных  мощностях  в  промышленности" и "О государственной
поддержке приоритетных    направлений     образования,     науки     и
промышленности, обеспечивающих     защиту    национальных    интересов
Российской Федерации".
     2. Комитету     Государственной     Думы    по    промышленности,
строительству, транспорту   и   энергетике   совместно   с   Комитетом
Государственной Думы   по   бюджету,   налогам,   банкам   и  финансам
подготовить проект федерального закона "О  государственной  финансовой
ответственности".
     3. Комитету  Государственной  Думы  по  конверсии  и   наукоемким
технологиям подготовить   проект   федерального   закона  "О  внесении
изменений и дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  "О  конверсии
оборонной промышленности в Российской Федерации".
     4. Комитету Государственной Думы по бюджету,  налогам,  банкам  и
финансам, Комитету   Государственной   Думы   по  обороне  и  Комитету
Государственной Думы по промышленности,  строительству,  транспорту  и
энергетики подготовить в первом квартале 1996 года проект федерального
закона "О внесении изменений  и  дополнений  в  Федеральный  закон  "О
федеральном бюджете на 1996 год". При этом предусмотреть:
     включение в перечень  защищенных  текущих  расходов  федерального
бюджета на   1996   год   расходов   на   научно-исследовательские   и
опытно-конструкторские работы,  закупку вооружения и военной  техники,
на федеральные   программы   "Развитие  электронной  техники  России",
"Развитие гражданской   авиационной   техники   России",    "Конверсия
оборонной промышленности", "Космическая программа России", "Российские
верфи";
     механизм ежеквартальной  корректировки  федерального  бюджета  на
1996 год с учетом фактических темпов инфляции.
     5. Комитету  Государственной Думы по бюджету,  налогам,  банкам и
финансам совместно с Комитетом Государственной Думы по промышленности,
строительству, транспорту  и  энергетике  в июле 1996 года подготовить
для рассмотрения  Государственной  Думой   вопрос   о   финансировании
государственного оборонного  заказа  с учетом итогов первого полугодия
1996 года.
     6. Предложить Правительству Российской Федерации:
     ускорить приведение нормативных правовых актов в  соответствие  с
Федеральным законом  "О  государственном  оборонном  заказе",  а также
установить порядок равных гарантий оплаты государственного  оборонного
заказа предприятиям  военно-промышленного  комплекса  независимо от их
территориального положения  и  глубины   кооперационно-технологических
связей с головными исполнителями;
     ускорить утверждение  на  1996  год  помесячного  графика  оплаты
государственного оборонного    заказа   с   учетом   возврата   долгов
предприятиям военно-промышленного комплекса в  первом  полугодии  1996
года;
     погасить в первом квартале 1996  года  задолженность  по  оплате,
предусмотренную в  федеральном бюджете на 1996 год в размере 2,1 трлн.
рублей, и остальную  задолженность  предприятиям  военно-промышленного
комплекса за   изготовленную  и  поставленную  продукцию,  выполненные
научно-исследовательские и    опытно-конструкторские     работы     по
государственному оборонному  заказу в 1994-1995 годах в соответствии с
предложенным к утверждению графиком;
     ускорить принятие     федеральной     программы     "Национальная
технологическая база"  и  разработку  федеральной  программы  "Двойные
технологии";
     утвердить и завершить формирование и размещение  государственного
оборонного заказа  на 1996 год в соответствии с Федеральным законом "О
государственном оборонном заказе";
     обратиться к  главам администраций субъектов Российской Федерации
с предложением  о  не  замедлительном  принятии  ими  мер  по  приемке
объектов социальной сферы предприятий военно-промышленного комплекса.
     7. Поручить Счетной палате Российской Федерации начиная с  апреля
1996 года  ежемесячно представлять в Государственную Думу информацию о
ходе погашения задолженности федерального бюджета  за  1994-1995  годы
предприятиям военно-промышленного    комплекса    и    об   исполнении
Правительством Российской Федерации  графика  оплаты  государственного
оборонного заказа.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания РФ                                  Г.Н.Селезнев
N 178-II ГД
20 марта 1996 г.