ПОЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА СТИХИЙНЫМИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИМИ И ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ И ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИ. Положение. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 18.03.96

                           18 марта 1996 г.


                                 (Д)
     

     1. Настоящее  Положение  определяет основные задачи и организацию
работы функциональной подсистемы наблюдения и контроля  за  стихийными
гидрометеорологическими и гелиогеофизическими явлениями и загрязнением
окружающей   природной   среды    Единой    государственной    системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ФП РСЧС-ШТОРМ).
     2. ФП  РСЧС-ШТОРМ  реализуется  на  базе  наблюдательной  сети  и
оперативно-производственных подразделений Федеральной Службы России по
гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей   среды   (Росгидромет),
обеспечивающей   органы   государственного   и   местного  управления,
предприятия,  организации  и  население  информацией  о   чрезвычайных
ситуациях  на  территории страны,  в целях предотвращения или снижения
ущерба народному хозяйству и обеспечения безопасности населения.
     3.  Основными задачами ФП РСЧС-ШТОРМ являются:
     - прогнозирование и обнаружение стихийных  гидрометеорологических
явлений и резких изменений погоды;
     - прогнозирование  и  обнаружение  аномальных  гелиогеофизических
явлений  (ухудшение обстановки в околоземном космическом пространстве,
геомагнитные бури, ионосферные возмущения);
     - оповещение   о   выявленных   случаях   экстремально   высокого
загрязнения  (включая  радиоактивное)  окружающей  среды   и   опасных
эколого-токсикологических   ситуациях,   связанных   с  промышленными,
транспортными авариями и катастрофами;
     - оперативное  оповещение  органов  государственного  и  местного
управления,  органов  управления  РСЧС  предприятий,   организаций   и
населения о вышеназванных чрезвычайных ситуациях;
     - организация и  проведение  мониторинга  (наблюдений,  оценки  и
прогноза)   радиоактивного   и   химического   загрязнения  окружающей
природной среды (атмосферного воздуха,  поверхностных вод и  почв)  на
территории страны;
     - обеспечение         гидрометеорологической          информацией
аварийно-спасательных  и  восстановительных  работ в районах стихийных
бедствий,  промышленных и  транспортных  аварий,  катастроф  и  других
чрезвычайных ситуаций;
     - организация   и   осуществление   оперативного    контроля    и
прецизионных  измерений  радиоактивного  и  химического  загрязнения в
районах чрезвычайных ситуаций;
     - разработка  и  проведение  мероприятий  по  защите  населения и
объектов  народного  хозяйства  от  воздействия  снежных  лавин  путем
предупредительного спуска их;
     - разработка    и    проведение     мероприятий     по     защите
сельскохозяйственных культур от градобитий;
     - подготовка экспертных заключений  о  возможности  строительства
объектов на территориях,  подверженных подтоплению паводковыми водами,
сходу снежных лавин и селям;
     - информационное   взаимодействие   с   зарубежными   странами  и
международными организациями;
     - регулярное   обеспечение  органов  государственного  управления
экстренной, обзорной и аналитической информацией (справки, доклады).
     4. Для обеспечения функционирования  ФП  РСЧС-ШТОРМ  привлекаются
следующие подсистемы Росгидромета:
     - наземная подсистема  получения  данных  (гидрометеорологические
станции и посты, пункты наблюдения за загрязнением окружающей среды);
     - космическая подсистема наблюдений (спутники "Метеор",  "Океан",
"Ресурс");
     - подсистема сбора и распространения информации;
     - подсистема     обработки     информации      и      составления
гидрометеорологических  прогнозов  и прогнозов последствий загрязнения
территорий;
     - противолавинная служба Росгидромета.
     5. Информационно-прогностическое        обеспечение        Единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций осуществляют:
     - 23    территориальные   управления   по   гидрометеорологии   и
мониторингу   окружающей   среды   (УГМС),   Московский    центр    по
гидрометеорологии    и   мониторингу   окружающей   среды   (МосЦГМС);
Гидрометеорологический   научно-исследовательский   центр   Российской
Федерации  (Гидрометцентр  России);  67 центров по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, расположенных в административных центрах
субъектов России; Центр по представлению оперативной и прогностической
информации  об  аварийной  радиационной   обстановке   на   территории
Российской Федерации (ОЦ НПО "Тайфун").
     При необходимости к работе привлекаются и другие НИУ Росгидромета
по направлениям своей деятельности.
     Гидрометеорологическое обеспечение  при  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций осуществляется группами постоянной готовности территориальных
органов Росгидромета.
     6. Общую организацию работ ФП РСЧС-Шторм осуществляют:
     - отраслевые  управления  центрального   аппарата   Росгидромета,
ответственные за соответствующие направления деятельности - Управление
гидрометеорологического обеспечения (стихийные  гидрометеорологические
явления, резкие изменения погоды), Управление экологических программ и
мониторинга  загрязнения   природной   среды   (экстремально   высокое
загрязнение,    включая    радиационное   загрязнение),   Арктическое,
антарктическое и морское управление (стихийные  гидрометеорологические
явления  и резкие изменения погоды на морских акваториях),  Управление
активных воздействий (борьба с градом, предупредительный спуск лавин),
Техническое   управление  (обеспечение  сбора,  обработки  и  передачи
информации),    Управление    космических    систем    наблюдения    и
гелиогеофизического мониторинга (гелиогеофизические явления, состояние
озоносферы).
     7. Порядок функционирования ФП РСЧС-ШТОРМ определяется Положением
о  Единой  государственной   системе   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных   ситуаций,   утвержденным  Постановлением  Правительства
Российской Федерации от  05.11.95  N  1113,  "Временным  положением  о
порядке  взаимодействия  федеральных органов исполнительной власти при
аварийных выбросах  и  сбросах  загрязняющих  веществ  и  экстремально
высоком  загрязнении  окружающей  природной  среды"  (зарегистрировано
Минюстом  России  11.09.95  N  946),   и   действующими   нормативными
документами Росгидромета:  Положением о порядке действий организаций и
учреждений     Росгидромета      при      возникновении      стихийных
гидрометеорологических   и   гелиогеофизических  явлений,  обнаружении
экстремально  высокого  загрязнении  окружающей  среды  и   ликвидации
последствий   аварий,   катастроф   и   стихийных   бедствий   (Приказ
Росгидромета от 21.09.93 N 105);  Инструкцией о порядке  представления
органам   государственного   управления;   хозяйственным  организациям
информации о  загрязнении  окружающей  среды,  Инструкцией  о  порядке
действий  подразделений  Роскомгидромета  при  ядерных авариях (приказ
Роскомгидромета от 24.08.92 N 86);  Временным  графиком  подготовки  и
представления    информации    в   случае   ядерной   аварии   (Приказ
Роскомгидромета от  24.08.92  N  86);  Схемой  организации  связи  при
приеме-передаче информации о ядерной аварии (Приказ Роскомгидромета от
24.08.92  N  86)  и  Соглашением  о  взаимодействии   МЧС   России   и
Росгидромета N 140-632 от 02.07.93/1-12/УД-19-2 от 05.07.93.

Начальник Управления
гидрометобеспечения
                                                           В.А. Тренин

Руководитель Росгидромета
                                                        А.И. Бедрицкий
5 апреля 1996 г.
     
Заместитель Министра
МЧС России
                                                        С.В. Хетагуров
18 марта 1996 г.