18 марта 1996 г. (Д) 1. Настоящее Положение определяет основные задачи и организацию работы функциональной подсистемы наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиогеофизическими явлениями и загрязнением окружающей природной среды Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ФП РСЧС-ШТОРМ). 2. ФП РСЧС-ШТОРМ реализуется на базе наблюдательной сети и оперативно-производственных подразделений Федеральной Службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), обеспечивающей органы государственного и местного управления, предприятия, организации и население информацией о чрезвычайных ситуациях на территории страны, в целях предотвращения или снижения ущерба народному хозяйству и обеспечения безопасности населения. 3. Основными задачами ФП РСЧС-ШТОРМ являются: - прогнозирование и обнаружение стихийных гидрометеорологических явлений и резких изменений погоды; - прогнозирование и обнаружение аномальных гелиогеофизических явлений (ухудшение обстановки в околоземном космическом пространстве, геомагнитные бури, ионосферные возмущения); - оповещение о выявленных случаях экстремально высокого загрязнения (включая радиоактивное) окружающей среды и опасных эколого-токсикологических ситуациях, связанных с промышленными, транспортными авариями и катастрофами; - оперативное оповещение органов государственного и местного управления, органов управления РСЧС предприятий, организаций и населения о вышеназванных чрезвычайных ситуациях; - организация и проведение мониторинга (наблюдений, оценки и прогноза) радиоактивного и химического загрязнения окружающей природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв) на территории страны; - обеспечение гидрометеорологической информацией аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах стихийных бедствий, промышленных и транспортных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; - организация и осуществление оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций; - разработка и проведение мероприятий по защите населения и объектов народного хозяйства от воздействия снежных лавин путем предупредительного спуска их; - разработка и проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных культур от градобитий; - подготовка экспертных заключений о возможности строительства объектов на территориях, подверженных подтоплению паводковыми водами, сходу снежных лавин и селям; - информационное взаимодействие с зарубежными странами и международными организациями; - регулярное обеспечение органов государственного управления экстренной, обзорной и аналитической информацией (справки, доклады). 4. Для обеспечения функционирования ФП РСЧС-ШТОРМ привлекаются следующие подсистемы Росгидромета: - наземная подсистема получения данных (гидрометеорологические станции и посты, пункты наблюдения за загрязнением окружающей среды); - космическая подсистема наблюдений (спутники "Метеор", "Океан", "Ресурс"); - подсистема сбора и распространения информации; - подсистема обработки информации и составления гидрометеорологических прогнозов и прогнозов последствий загрязнения территорий; - противолавинная служба Росгидромета. 5. Информационно-прогностическое обеспечение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляют: - 23 территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (МосЦГМС); Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации (Гидрометцентр России); 67 центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, расположенных в административных центрах субъектов России; Центр по представлению оперативной и прогностической информации об аварийной радиационной обстановке на территории Российской Федерации (ОЦ НПО "Тайфун"). При необходимости к работе привлекаются и другие НИУ Росгидромета по направлениям своей деятельности. Гидрометеорологическое обеспечение при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется группами постоянной готовности территориальных органов Росгидромета. 6. Общую организацию работ ФП РСЧС-Шторм осуществляют: - отраслевые управления центрального аппарата Росгидромета, ответственные за соответствующие направления деятельности - Управление гидрометеорологического обеспечения (стихийные гидрометеорологические явления, резкие изменения погоды), Управление экологических программ и мониторинга загрязнения природной среды (экстремально высокое загрязнение, включая радиационное загрязнение), Арктическое, антарктическое и морское управление (стихийные гидрометеорологические явления и резкие изменения погоды на морских акваториях), Управление активных воздействий (борьба с градом, предупредительный спуск лавин), Техническое управление (обеспечение сбора, обработки и передачи информации), Управление космических систем наблюдения и гелиогеофизического мониторинга (гелиогеофизические явления, состояние озоносферы). 7. Порядок функционирования ФП РСЧС-ШТОРМ определяется Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113, "Временным положением о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды" (зарегистрировано Минюстом России 11.09.95 N 946), и действующими нормативными документами Росгидромета: Положением о порядке действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, обнаружении экстремально высокого загрязнении окружающей среды и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий (Приказ Росгидромета от 21.09.93 N 105); Инструкцией о порядке представления органам государственного управления; хозяйственным организациям информации о загрязнении окружающей среды, Инструкцией о порядке действий подразделений Роскомгидромета при ядерных авариях (приказ Роскомгидромета от 24.08.92 N 86); Временным графиком подготовки и представления информации в случае ядерной аварии (Приказ Роскомгидромета от 24.08.92 N 86); Схемой организации связи при приеме-передаче информации о ядерной аварии (Приказ Роскомгидромета от 24.08.92 N 86) и Соглашением о взаимодействии МЧС России и Росгидромета N 140-632 от 02.07.93/1-12/УД-19-2 от 05.07.93. Начальник Управления гидрометобеспечения В.А. Тренин Руководитель Росгидромета А.И. Бедрицкий 5 апреля 1996 г. Заместитель Министра МЧС России С.В. Хетагуров 18 марта 1996 г. |