О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ГЕРМАНИЯ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО ОТ 29 МАЯ 1996 ГОДА. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 26.05.98 06-1-14/2

        О ПРИМЕНЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И
       ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ГЕРМАНИЯ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО
      НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО
                         ОТ 29 МАЯ 1996 ГОДА

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                            26 мая 1998 г.
                             N 06-1-14/2

                                (НЦПИ)


     Управление международных  налоговых  отношений рассмотрело письма
по  поводу  применения  Соглашения  между  Российской   Федерацией   и
Федеративной    Республикой    Германия    об    избежании    двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество  от  29  мая
1996 года и сообщает.
     По мнению  Госналогслужбы  России  ряд  положений   протокола   к
Соглашению  не  могут  применяться буквально и требуют дополнительного
толкования по согласованию сторон.
     В этой  связи  Госналогслужбой  России направлены письма в Минфин
России о проблемах,  связанных с применением Соглашения,  и изложением
позиции  Госналогслужбы  России  по данному вопросу.  Учитывая остроту
проблемы,  затронутой в письмах Госналогслужбы России,  Минфин  России
счел    целесообразным    поддержать   предложение   о   необходимости
инициирования  консультаций  для  согласования  одинакового  понимания
положений соглашения российской и немецкой сторонами.
     По мнению Госналогслужбы  России,  положения  п.  3  Протокола  к
Соглашению  должны  применяться  только  к  российским  предприятиям с
существенной долей (не менее 25%) прямого участия немецких  инвесторов
в их капитале.
     У таких  предприятий  расходы  на  оплату  процентов  для   целей
исчисления налогооблагаемой прибыли могут приниматься без ограничений,
независимо от того,  выплачиваются ли эти суммы  процентов  банку  или
другому лицу,  и независимо от срока действия займа. Однако, поскольку
Соглашение не содержит специальной нормы в отношении целей привлечения
заемных  средств,  безограничительному  вычету  могут подлежать только
проценты  по  кредитам,  затраты  на  оплату  которых   относятся   на
себестоимость   в  соответствии  с  Положением  о  составе  затрат  по
производству и  реализации  продукции  (работ,  услуг),  включаемых  в
себестоимость  продукции  (работ,  услуг),  и  о  порядке формирования
финансовых  результатов,  учитываемых  при  налогообложении   прибыли,
утвержденным  постановлением  Правительства  Российской Федерации от 5
августа 1992 года с учетом изменений и дополнений.
     Необходимо также  учитывать,  что  в соответствии с п.3 Протокола
такой вычет не может,  однако,  превышать  сумм  процентов  по  займу,
которые   согласовывались  бы  между  независимыми  предприятиями  при
сопоставимых условиях.
     Что касается  возникающих  у  российских  предприятий  с немецким
участием вопросов о возможности в связи с Соглашением  возмещения  НДС
по   расходам   на   рекламу,   понесенным   ими  сверх  установленных
законодательством норм. Управление исходит из следующего.
     В соответствии  с  Положением  о составе затрат по производству и
реализации  продукции  (работ,  услуг),  включаемых  в   себестоимость
продукции   (работ,   услуг),  и  о  порядке  формирования  финансовых
результатов,  учитываемых при  налогообложении  прибыли,  утвержденным
постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 5 августа 1992
года N 552,  в целях налогообложения, расходы на рекламу принимаются в
пределах установленных законодательством норм.  Исходя из этого,  НДС,
уплаченный   поставщикам   за   приобретенные   материальные   ресурсы
(выполненные   работы,   оказанные   услуги),   принимается  к  зачету
(возмещению) также с учетом установленных ограничений.
     Соглашения об   избежании   двойного  налогообложения  доходов  и
имущества  устанавливают  особый  порядок  налогообложения  только   в
отношении  доходов  и  имущества.  В  соглашениях указывается перечень
налогов или законодательных актов, на которые они распространяются. Ни
в одном из соглашений косвенные налоги не упоминаются.
     Более того,   разрешение   предприятиям   с   немецким   участием
принимать, в отличие от всех других предприятий, к зачету (возмещению)
НДС по расходам на рекламу без ограничений,  установленных действующим
законодательством,  означало  бы  на практике предоставление льготы по
НДС,  не предусмотренной ни Законом Российской Федерации "О налоге  на
добавленную стоимость",  ни каким-либо международным соглашением,  что
противоречит принципам налогообложения.
     Таким образом    в    отношении    косвенных    налогов   следует
руководствоваться  только  национальным  законодательством.   Поэтому,
говоря о пункте 3 Протокола к Соглашению,  Управление исходит из того,
что особенности исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль,
предусмотренные  Соглашением,  никоим  образом  не  должны  влиять  на
порядок исчисления  других  налогов,  в  частности,  НДС,  которые  не
регулируются данным Соглашением.
     Учитывая изложенное,  в  соответствии  с  пунктом  19  Инструкции
Госналогслужбы  России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты
налога  на  добавленную  стоимость"  зачету  (возмещению  из  бюджета)
предприятиям   с   немецким   участием   могут  подлежать  суммы  НДС,
приходящиеся на лимитируемые расходы на рекламу,  в  общем  порядке  в
пределах установленных норм.

     Начальник Управления
     государственный советник
     налоговой службы II ранга
                                                       М.И. Шиенок