О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА 1992 ГОД И 1 КВАРТАЛ 1993 ГОДА ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 24 ИЮНЯ 1993г. N НИ-6-04/210 (Д) Государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для практического использования в работе методические указания "О порядке проведения документальной проверки бухгалтерской отчетности и расчетов предприятий по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество предприятий за 1992 год и 1 квартал 1993 года" согласно приложению. В методических указаниях использованы нормативные акты, действовавшие по состоянию на 1 апреля 1993 года. Настоящие методические указания не являются нормативным актом и предназначены для использования в практической работе только в налоговых инспекциях. Передача их другим структурам управления, а также налогоплательщикам и их опубликование запрещается. В целях совершенствования настоящих методических указаний свои замечания и предложения по ним направлять Управлению местных и прочих налогов и сборов. Настоящие методические указания доведите до нижестоящих налоговых инспекций. Заместитель Руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации- налоговой службы 1 ранга Н.В.Иванов Приложение к письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N НИ-6-04/210 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ о порядке проведения документальной проверки бухгалтерской отчетности и расчетов предприятий по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество предприятий за 1992 год и 1 квартал 1993 года В соответствии со статьей 11 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков-предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей. Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы государственной налоговой инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. В график проверок по налогу на имущество в первую очередь включаются предприятия со значительной стоимостью имущества независимо от размеров прибыли (убытков), а также предприятия, допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства. Документальной проверке предшествует камеральная проверка по материалам, находящимся в налоговом органе. Перед началом проверки следует: а) иметь решения Верховного Совета республики, в составе Российской Федерации, и соответствующего Совета народных депутатов: - об установлении конкретной ставки налога на имущество в 1992 году в зависимости от видов деятельности предприятий; - о пересмотре ставки в связи с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"; - о предоставлении льгот по налогу на имущество; б) проверить по материалам плательщика полноту бухгалтерской отчетности, в том числе наличие в ее составе расчета налога на имущество и его среднегодовой стоимости за отчетные периоды, своевременность их представления. Одновременно с бухгалтерской отчетностью предприятия - - налогоплательщики представляют в налоговый орган, расчет налога на имущество, а начиная с 1 января 1993 г. и расчет среднегодовой стоимости имущества в сроки, предусмотренные для представления отчетности. Предприятия с иностранными инвестициями, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций в течение года в налоговый орган представляют только расчеты 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; в) проверить по лицевому счету плательщика своевременность уплаты налога, уточнив сроки фактической уплаты и сумму налога. При несвоевременности уплаты начислить пеню в размере 0,2 процента от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки начиная с установленного срока уплаты по день уплаты включительно (с 1 января 1993 г. в размере 0,3 процента); г) проверить по платежным документам правильность перечисления сумм налога в соответствующие бюджеты (равными долями 50% зачисляется в республиканский бюджет республики, в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа) и в районный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия. При проведении документальной проверки предприятий по налогу на имущество необходимо проверить следующие вопросы: соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими положениями; достоверность бухгалтерского учета, правильность отражения в учете хозяйственных операций, достоверность учета основных средств, товарно-материальных ценностей, издержек производства и обращения, реализации, расчетов, денежных средств, результатов финансово-хозяйственной деятельности, своевременность, полноту и порядок проведения инвентаризаций имущества и финансовых обязательств предприятий, а также правильность отражения на счетах бухгалтерского учета результатов этих инвентаризаций; достоверность отчетности, соблюдение порядка заполнения форм бухгалтерской отчетности; правильность определения среднегодовой стоимости имущества и составления расчета налога на имущество. 1. Соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета в соответствии ¦ с действующими положениями ¦ В течение 1992 года предприятия всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков) осуществляли переход к применению нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (формы годовой отчетности за 1992 год составлены на основании этого Плана счетов). Сберегательные банки ведут бухгалтерский учет по плану счетов и составляют отчетность в порядке, утвержденном Сберегательным банком Российской Федерации, а коммерческие банки и иные кредитные учреждения - Центральным банком Российской Федерации. Страховые организации должны осуществить переход к новому плану счетов в течение первого полугодия 1993 года в соответствии с приказом Федеральной инспекции по надзору за страховой деятельностью от 27.11.92 N 02-02/5, которым утверждены по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Инструкция по его применению. 2. Проверка достоверности бухгалтерского учета, правильности ¦ отражения в учете хозяйственных операций, достоверности учета основных ¦ средств, товарно-материальных ценностей, издержек производства и ¦ обращения, реализации, расчетов, денежных средств, результатов ¦ финансово-хозяйственной деятельности. ¦ Достоверность данных бухгалтерского учета осуществляется (достигается) путем непосредственной проверки первичных документов и записей в учетных регистрах бухгалтерского учета. Она проводится сплошным или выборочным методом в зависимости от целей проверки. При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета за проверяемый период. Сплошной проверке подвергаются операции по постановке на учет (снятия с учета) приобретенных (реализованных, списанных и т.д.) основных средств, товарно-материальных ценностей, в том числе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, кассовые, банковские операции, расчеты с поставщиками, покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами, бюджетом, а также и другие участки деятельности предприятия в случаях, указанных в программе проверки. При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой установлены серьезные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета или злоупотребления, то проверка проводится сплошным способом с обязательным изъятием необходимых документов, свидетельствующих о сокрытии объектов от налогообложения или злоупотреблениях, в порядке, предусмотренном Инструкцией Минфина РСФСР от 26.07.91 N 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан". Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается формальной или арифметической проверками документов. При формальной проверке устанавливается: правильность заполнения всех реквизитов документов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц. В необходимых случаях подпись работника в данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника в форме объяснений по данному факту хозяйственной операции или направить документы в установленном порядке в органы внутренних дел для проведения графологической экспертизы. Порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел определен письмом Минфина СССР и МВД СССР от 21.07.90 N 82/13 "Об организации взаимодействия государственных налоговых инспекций и органов внутренних дел". При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах, например, правильность показанных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах. Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости, может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи. При встречных проверках первичные документы и учетные данные проверяемого сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех предприятиях, от которых получены или которым выданы денежные средства или материальные ценности, причем данные, указанные в актах встречных проверок, должны быть обязательно подтверждены подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, в котором проводится встречная проверка. Непосредственно на предприятии подлежат обязательной проверке: - материалы инвентаризации имущества и финансовых обязательств, соответствие ее результатов данным бухгалтерского учета. В случае расхождений выяснить причины и принятые меры; - результаты переоценки сырья, материалов, топлива и других материальных ценностей по состоянию на 01.01.92, основных фондов (средств) и валютных средств, полнота охвата переоценкой этих фондов и средств и своевременное отражение результатов переоценки по бухгалтерскому учету и в отчетности; - соответствие данных аналитического учета (инвентарные карточки учета основных средств, оборотные ведомости по движению материальных ценностей и другие учетные регистры) данным синтетического учета (Главной книги, журналов-ордеров и ведомостей к ним и др.); - соответствие данных баланса данным Главной книги и журналов-ордеров; - расчеты по начислению износа основных средств, правильность применения норм амортизации; - правильность начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам и списание их по учету; - перевод основных средств в состав средств в обороте в соответствии с п.1.2 Указаний по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности предприятий (письмо Минфина России от 16.03.92 N 6). В состав средств в обороте переводятся основные средства со стоимостью ниже 3000 руб., приобретенные после 01.01.92; - законность отражения по учету нематериальных активов и обоснованность списания износа по ним. 3. Проверка соблюдения порядка заполнения форм бухгалтерской ¦ отчетности, достоверности отчетности. ¦ В связи с изменением в новом Плане счетов, по сравнению с ранее действующим, наименований, экономического содержания и кодов отдельных бухгалтерских счетов, а также аннулирования одних счетов и введения новых счетов предприятиям необходимо привести применяемый План счетов в соответствие с вновь введенным. При этом номенклатура статей утвержденного баланса на начало года должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них, установленных для баланса на конец года в соответствии с порядком, изложенным в письме Минфина России от 16.03.92 N 6 "О порядке составления квартальной бухгалтерской отчетности предприятий в 1992 году". Основными вопросами проверки является установление правильности: - отражения в балансе остатков по счетам бухгалтерского учета; - отражения в учете и отчетности результатов переоценки основных и валютных средств. Для проведения проверки правильности отражения в отчетности остатков по счетам бухгалтерского учета следует проверить первичные документы, учетные регистры и отчетность: а) соответствие остатков по счетам бухгалтерского учета в балансе (ф. N1) - Главной книге или оборотному балансу на каждое 1-ое число в отчетном периоде; б) соответствие оборотов и остатков в Главной книге (оборотном балансе) учетным регистрам (ордерам аналитического учета, накопительным ведомостям); в) соответствие отражения движения в учетных регистрах (ордерах аналитического учета, накопительных ведомостях) данных первичного учета (инвентарных карточек учета основных средств (фондов), ведомостей учета движения сырья и материалов, кассовых отчетов кассира "Кассовая книга", журнала-ордера N1 "Касса", банковских приходно-расходных документов, выписок банка из лицевого счета, журнала-ордера N2 "Расчетный счет"). Перечень нормативных документов, используемых при заполнении форм бухгалтерской отчетности, приведен в приложении к настоящим Методическим указаниям. По результатам проверки составить расчет фактической среднегодовой стоимости имущества предприятия и определить сумму налога, подлежащую взносу в бюджет. 4. Правильность определения среднегодовой стоимости имущества и ¦ составления расчета налога на имущество. ¦ Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с последующими изменениями и дополнениями) определено, что объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия. При исчислении стоимости имущества из итога актива баланса на первое число каждого месяца 1992 года исключаются остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: - износ основных средств (02); - износ нематериальных активов (05); - износ МБП (13). Исключение суммы износа из налогообложения установлено в связи с отражением в учете и отчетности основных средств, нематериальных активов и МБП по первоначальной стоимости; - торговая наценка (42), если учет товаров ведется по продажным ценам; - использование прибыли (81). Остатки по счету 81 "Использование прибыли" следует исключать из стоимости имущества предприятия определяемой на каждое 1 число месяца в течение года. В связи с тем, что по окончании отчетного года данный счет закрывается, определяемая стоимость имущества на начало года на данные этого счета не корректируется. Начиная с отчетности на 1 января 1993 г. данные по счету 81 в валюту баланса не входят; - использование заемных средств (82). Предприятия, перешедшие на новый План счетов, уменьшение налогооблагаемой базы на остаток по счету 82 не производят; - расчеты с бюджетом (68) - дебетовый остаток, отражаемый в активе баланса; - кредиты банков для работников (93); - валютный счет (52) - в части средств предприятия в свободно конвертируемых валютах, "замороженных" на счетах предприятий во Внешэкономбанке СССР и уполномоченных банках Российской Федерации в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13.01.92 N 2172-1 "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР" (с учетом переоценки, включая средства, зачисленные на эти счета в течение 1992 года). Кроме того, в 1992 году из налогооблагаемой базы исключаются убытки, а также расходы, не перекрытые средствами фондов и целевого финансирования, отражаемые в квартальной отчетности 1992 года по строкам 080 и 350 баланса формы N1 (разъяснения Госналогслужбы Российской Федерации от 10.01.93 N НИ-6-04/11 и Минфина России от 10.01.93 N 1 сг). В расчете фактической среднегодовой стоимости имущества за 1992 год, начиная с расчетов стоимости имущества на 1 июля 1992 г., отражаются: основные средства по восстановительной стоимости (с учетом переоценки, произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 595); остатки денежных средств на валютных счетах и других статьях бухгалтерского баланса в иностранной валюте с учетом переоценки, проводимой на последнюю дату отчетного месяца в соответствии с пунктом 64 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.92 N 10. Данный порядок переоценки валюты установлен для предприятий, объединений, организаций и учреждений, включая банки, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями и международные объединения и организации. Приведенный перечень счетов, остатки по которым исключаются из налогообложения, является исчерпывающим и может быть изменен только в законодательном порядке. На основании статьи 3 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с учетом внесенных в него изменений и дополнений Законом Российской Федерации от 22.12.92 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" с 1 января 1993 года из налогооблагаемой базы следует исключать остатки по следующим счетам бухгалтерского учета, приведенным в пункте 4 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 16.03.92 N7 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий": - счет 68 "Расчеты с бюджетом" - дебетовый остаток, отражаемый в активе баланса; - счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" дебетовый остаток, отражаемый в активе баланса; - счет 93 "Кредиты банков для работников"; - счет 52 "Валютный счет" в части средств предприятия в свободно конвертируемых валютах, "замороженных" на счетах предприятий во Внешэкономбанке и уполномоченных банках Российской Федерации в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13.01.92 N 2172-1 "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР" (с учетом переоценки, включая средства, зачисленные на эти счета в течение 1992 года). При проверке правильности составления расчета налога на имущество предприятия следует проверить: - правильность определения среднегодовой стоимости имущества, подлежащей налогообложению, рассчитанной с учетом применения налоговых льгот; - правильность применения ставки налога. При условии пересмотра ставки налога в течение года, расчет налога и среднегодовой стоимости имущества предприятием должен составляться раздельно за периоды, в которых действовали разные налоговые ставки; - соответствие начисленной суммы налога данным расчетов за предыдущий отчетный период; - арифметические расчеты. По льготируемым объектам должен вестись раздельный учет по всем видам имущества, отражаемым в активе баланса. Основными принципами такого учета должно быть тождество данных аналитического учета оборотом и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета. Заместитель Руководителя Госналогслужбы Российской Федерации - государственный советник налоговой службы 1 ранга Н.В.Иванов Приложение к Методическим указаниям Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке проведения документальной проверки по налогу на имущество предприятий за 1992 год и 1 квартал 1993 года ПЕРЕЧЕНЬ нормативных актов, писем и разъяснений Госналогслужбы России по налогу на имущество, направленных по системе Государственным налоговым инспекциям Российской Федерации 1. Инструкция Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. N 7 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". 2. Изменения и дополнения N 1 от 28 августа 1992 г. к Инструкции Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. N 7. 3. Изменения и дополнения N 2 от 5 февраля 1993 г. к Инструкции Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. N 7. 4. Изменения и дополнения N 3 от 23 апреля 1993 г. к Инструкции Госналогслужбы России от 16 марта 1992 г. N 7. 5. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 12 августа 1992 г. N ВГ-4-2/47 "О взимании налога на имущество с предприятий лесного хозяйства". 6. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 18 ноября 1992 г. N НИ-4-04/75н/N 107 "О налоге на имущество предприятий". 7. Письмо Госналогслужбы России от 2 ноября 1992 г. N НИ-6-04/373 "О налоге на прибыль предприятий и доходы банков и страховых организаций". 8. Разъяснения Госналогслужбы России по отдельным вопросам, связанным с применением Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" с учетом внесенных в него изменений и дополнений Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", от 10 января 1993 г. N НИ-6-04/11, согласованное с Минфином России (N 1 сг). 9. Телеграмма Госналогслужбы России о расчете налогооблагаемой базы налога на имущество от 25 января 1993 г. N НИ-6-04/48. 10. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 11 января 1993 г. N НИ-4-04/1н и Минфина России от 10 января 1993 г. N 4-5-01 "О налоге на имущество предприятий". 11. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 22 февраля 1993 г. N НИ-6-04/86/N 4-5-01 "О налоге на имущество внебюджетных фондов". 12. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 25 февраля 1993 г. N НИ-4-04/18н/N 4-5-01 "О налоге на имущество банков и предприятий связи". 13. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 6 апреля 1993 г. N НИ-4-04/50н/N 4-5-01 "О налоге на имущество предприятий". 14. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 27 апреля 1993 г. N НИ-4-04/64н/N 54 "О налоге на имущество предприятий связи". 15. Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 5 мая 1993г. N НИ-4-04/69н/N 58 "О налоге на имущество предприятий". |