О ПОРЯДКЕ УВОЛЬНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПО ИНИЦИАТИВЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА В СВЯЗИ С ДОСТИЖЕНИЕМ ПРЕДЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Письмо. Министерство труда и социального развития РФ. 23.02.96 109-ПР

           О ПОРЯДКЕ УВОЛЬНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
          ПО ИНИЦИАТИВЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА
              В СВЯЗИ С ДОСТИЖЕНИЕМ ПРЕДЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                ПИСЬМО

             МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          23 февраля 1996 г.
                               N 109-Пр

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

                          23 февраля 1996 г.
                               N 109-Пр

                                (НЦПИ)


     По поручению Правительства Российской Федерации от 16 января 1996
года  N  ОС-П17-01206  Министерство  труда  Российской   Федерации   и
Министерство   юстиции   Российской   Федерации  рассмотрели  вопросы,
связанные с порядком применения  статьи  25  Федерального  закона  "Об
основах  государственной  службы  Российской  Федерации",  и  сообщают
следующее.
     В соответствии  со  статьей  25  Федерального  закона "Об основах
государственной службы Российской Федерации" одним  из  дополнительных
оснований   увольнения   государственного   служащего   по  инициативе
руководителя    государственного    органа     является     достижение
государственным  служащим  предельного  возраста,  установленного  для
замещения государственной должности государственной службы (пп.1 части
2 статьи 25).
     Этой же статьей Федерального закона установлен предельный возраст
нахождения  на  государственной  должности государственной службы - 60
лет,  а также предоставлено право руководителю государственного органа
своим  решением (однократно не более чем на год) продлевать нахождение
на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие,
главные   и  ведущие  государственные  должности,  до  достижения  ими
возраста 65 лет.  Нахождение на государственной службе государственных
служащих, достигших возраста 65 лет, не допускается.
     Для лиц,  увольняемых по этому основанию,  названным  федеральным
законом дополнительных гарантий и компенсаций не установлено.
     Вместе с тем,  впредь до принятия  соответствующего  федерального
закона,  Президент Российской Федерации Указом от 16 августа 1995 года
N  854  установил  право  государственных  служащих   на   доплату   к
государственной    пенсии.    Правительство    Российской    Федерации
постановлением от 31  января  1996  года  N  83  "О  реализации  Указа
Президента  Российской  Федерации  от  16  августа  1995 года N 854 "О
некоторых  социальных  гарантиях   лиц,   замещающих   государственные
должности Российской Федерации и должности федеральных государственных
служащих"  утвердило  положение  о  порядке  установления  и   выплаты
ежемесячной   доплаты   к  государственной  пенсии  лицам,  замещавшим
государственные должности федеральных государственных служащих. Размер
этой  доплаты  зависит  от стажа государственной службы и основания ее
прекращения.
     Указанными нормативными правовыми актами предусмотрено, что право
на ежемесячную доплату к государственной пенсии имеют лица, замещающие
государственные должности Российской Федерации и должности федеральных
государственных служащих  и  высвобождаемые  в  связи  с  прекращением
полномочий,  увольнением с федеральной государственной службы в случае
ликвидации  или  реорганизации  федеральных   органов   исполнительной
власти,   сокращения   численности   аппаратов   федеральных   органов
государственной власти (п.1 статьи 33 КЗОТ), а также в связи с выходом
на государственную пенсию (статья 31 КЗОТ).
     Лица, уволенные  по  другим  основаниям,  право  на   доплату   к
государственной пенсии не имеют. Поэтому не будут иметь такого права и
лица,  уволенные по инициативе руководителя государственного органа  в
связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения
государственной должности государственной службы (пп.1 части 2  статьи
25  Федерального  закона "Об основах государственной службы Российской
Федерации"),  если соответствующие изменения не будут внесены  в  Указ
Президента  Российской  Федерации  от  16  августа  1995 года N 854 "О
некоторых  социальных  гарантиях   лиц,   замещающих   государственные
должности Российской Федерации и должности федеральных государственных
служащих".
     Учитывая изложенное,    лицам,    достигшим    предельного    для
государственной   службы   возраста   и   подлежащим   увольнению    с
государственной  службы  по  инициативе  руководителя соответствующего
государственного  органа,   первоначально   должно   быть   предложено
увольнение  по собственному желанию (статья 31 КЗоТ) в связи с выходом
на государственную пенсию с предоставлением права на доплату к пенсии.
Увольнение  по  пп.1 части 2 статьи 25 Федерального закона "Об основах
государственной службы Российской Федерации",  по нашему мнению, может
быть  произведено только в случае отказа государственного служащего от
увольнения по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
     Государственному служащему,   достигшему   возраста   60   лет  и
занимающему высшую,  главную или  ведущую  государственную  должность,
руководитель  федерального государственного органа может продлить срок
его нахождения на государственной службе (однократно - не более чем на
год  до  достижения  65 лет).  В этом случае руководитель федерального
государственного органа  издает  распоряжение  (приказ)  со  следующей
формулировкой:  "Продлить  срок  нахождения  на государственной службе
(должность,  фамилия,  имя,  отчество) на 1 год  до...  (дата,  месяц,
год)".
     С указанными лицами,  достигшими 65-летнего возраста и уволенными
с  государственной службы,  руководитель федерального государственного
органа может заключить срочный трудовой договор на занятие  должности,
не   являющейся   государственной,   т.е.   не   включенной  в  Реестр
государственных должностей федеральных государственных служащих,  а  в
дальнейшем  в Реестр государственных должностей государственной службы
Российской Федерации.
     Лица, достигшие  предельного  возраста  и  принятые  на  работу в
государственный орган на негосударственную должность,  будут  получать
соответствующую   заработную   плату   и   государственную   пенсию  с
установленной   к   ней   доплатой,   на   что   в   соответствии    с
законодательством  Российской Федерации не имеют права государственные
служащие.  Законодательство  Российской  Федерации   о   труде   будет
распространяться   на   них   в   полном   объеме   без  особенностей,
установленных  для  государственных  служащих.  Таким  образом,  после
перехода с государственной должности на негосударственную материальное
положение этих лиц не ухудшится.
     В настоящее  время указанные лица могут приниматься в федеральные
органы  исполнительной  власти  на  должность  "специалист".   Однако,
учитывая,  что эти лица являются высококвалифицированными работниками,
представляется целесообразным дополнительно  ввести  негосударственную
должность  "эксперт",  установив  вилку  должностного оклада на уровне
должностных окладов ведущего  и  главного  специалистов.  Это  решение
может  быть принято Минтрудом России по согласованию с Минфином России
в соответствии с абзацем  вторым  пункта  8  постановления  Президиума
Верховного  Совета  Российской  Федерации  и  Правительства Российской
Федерации от 30 декабря  1992  года  N  4249-1/1042  "Об  упорядочении
оплаты  труда  работников  органов  представительной  и исполнительной
власти".