О НОВОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ". Указ. Президент РФ. 29.03.96 431


Страницы: 1  2  


В  этой  связи  актуальной  проблемой  повышения   энергоэффективности
является улучшение теплозащиты этих зданий.
     61. Основными архитектурно-планировочными  факторами  обеспечения
энергосбережения являются увеличение ширины корпуса зданий, ориентация
их по сторонам света с учетом влияния господствующих ветров, повышение
компактности застройки и другие.
     Конструктивными факторами обеспечения  энергосбережения  являются
применение    слоистых    конструкций   наружных   стен,   на   основе
высокоэффективных   теплоизоляционных    материалов,    обеспечивающих
экономически  целесообразное  сопротивление теплопередаче;  применение
окон с трехслойным остеклением,  использование  в  окнах  селективного
стекла,  повышенная  герметизация  проемов  в  наружных стенах (дверей
входных и балконных),  утепление  кровель  и  полов  первого  этажа  и
другие.
     К   организационно-техническим       факторам,      обеспечивающим 
энергосбережение   в   жилище,    следует       отнести       установку 
контрольно-измерительных   и   регулирующих   приборов,     позволяющих
дополнительно экономить энергоресурсы, в том числе за счет  регулировки
температуры и электроосвещения в помещениях.
     62. За   основу  архитектурно-строительных  систем  рекомендуется
принять модульную координацию и унификацию строительных конструкций  и
изделий.   С  учетом  ужесточения  нормативов  по  теплоэффективности,
изменения системы оплаты жилья и  коммунальных  услуг,  роста  цен  на
традиционную  строительную продукцию предполагается развитие следующих
систем жилых домов:
     для индивидуального   строительства  -  одноэтажные,  мансардные,
двухэтажные  и  трехэтажные  дома  на  основе  легких  конструкций  из
древесины,  мелкоштучных  материалов  и  других  местных  строительных
материалов с эффективными утеплителями;
     для кооперативного, коллективного и коммерческого строительства в
зависимости от  возможностей  инвесторов  и  зон  городов,  в  которых
осуществляется строительство, - малоэтажные, сблокированные жилые дома
высотой до  4  этажей,  секционные  различной  этажности  и  различных
эффективных  строительных  систем (на первом этапе на базе конструкций
панельного домостроения);
     для социального   жилищного   строительства   -   дома  различных
эффективных строительных систем и этажности, в том числе с применением
индустриальных    деталей    панельного   домостроения,   эффективными
многослойными наружными конструкциями.
     63. Архитектурно-строительные     системы     должны    учитывать
природно-климатические   особенности    региона,    наличие    местных
строительных   материалов,   специфику   населения.   Так,   например,
целесообразно разработать систему "Северный дом",  дом для  районов  с
высокой сейсмичностью,  и других. В архитектурно-строительных системах
найдут отражение  особенности,  связанные  с  использованием  основных
конструктивных  материалов:  дерева,  камня,  кирпича,  мелких блоков,
монолитных конструкций,  многослойных панелей и так  далее.  При  этом
общее   направление   на  постепенный  переход  от  тяжелого  сборного
железобетона как базового в прошлом строительного  материала  к  более
легким и энергосберегающим материалам и конструкциям остается ключевым
направлением в архитектурно-технической политике.
     64. Ежегодно 7-9 млн.  кв. м общей площади жилых домов становятся
непригодными для проживания и подлежат  сносу,  а  около  трети  имеет
физический  износ  более  60  процентов.  Объемы капитального ремонта,
реконструкции  и  модернизации   жилья   за   последние   годы   резко
сократились.  Сохранение существующего положения в ближайшие 10-15 лет
в Российской Федерации может привести к тому,  что более 250-375  млн.
кв. м жилья придет в непригодное для проживания состояние.
     65. Важнейшей частью нового этапа реализации  программы  "Жилище"
является  обеспечение сохранности и обновление существующего жилищного
фонда за  счет  капитального  ремонта,  реконструкции  и  модернизации
домов.  Это позволит получить значительный социально-градостроительный
эффект обновления городской  среды,  качественного  обновления  самого
жилья, удовлетворяющего условиям рынка и приватизации.
     При реконструкции   не   требуется   отвода   новых   территорий,
появляется   возможность  получить  дополнительную  жилую  площадь  на
подготовленных  в  инженерном  отношении  участках   со   значительной
экономией  энергии  и  ресурсов,  что будет в 1,5-2 раза дешевле,  чем
новое строительство.  При этом на 25-40  процентов  снижаются  расходы
материальных   ресурсов,   в  1,5  раза  -  затраты  на  строительство
инженерной  инфраструктуры.  Дополнительная   теплозащита   зданий   с
установкой  контрольно-измерительных  и регулирующих приборов позволит
значительно сократить энергопотребление.
     66. Важнейшей    проблемой    является   капитальный   ремонт   и
реконструкция  районов,  застроенных  домами  первых  массовых  серий,
построенных в 1950-1960 годы.  Объем такого жилищного фонда составляет
около 250 млн. кв. метров.
     В соответствии  с  законодательством  капитальный  ремонт  такого
жилья,   включая    приватизированные    жилые    помещения,    должен
осуществляться   за   счет   соответствующих   бюджетных   средств.  В
последующем за счет  рыночного  перераспределения  жилья  часть  домов
этого поколения начнет выполнять роль социального жилья.
     В то же время в центральных районах крупнейших городов с  высокой
стоимостью   земли  может  оказаться  экономически  обоснованным  либо
реконструкция  домов  первых  серий,  либо   снос   этих   домов   для
строительства  более  комфортного жилья.  Реконструкция или снос домов
первых серий,  в которых значительная часть жилья находится в  частной
собственности, будет осуществляться в основном по воле собственников.
     Только при наличии ветхого жилья и опасности проживания в нем для
жителей  его  снос  будет  осуществляться  с  использованием бюджетных
средств.
     67. Основными  направлениями  работ  по  обновлению  жилых  домов
первых массовых серий должны стать капитальный ремонт,  обеспечивающий
сохранность зданий;  модернизация зданий,  предусматривающая частичную
перепланировку  и  переоборудование  квартир,  повышение   теплозащиты
зданий,      улучшение     архитектуры     фасадов;     реконструкция,
предусматривающая получение дополнительной площади за счет надстройки,
расширения зданий и пристройки новых объемов.
     68. При  реконструкции  зданий  имеется   возможность   получения
дополнительной  площади  за  счет  надстройки  мансардного  этажа  без
больших материальных и финансовых затрат.  Расчеты  подтверждают,  что
надстройка  мансардных  этажей  возможна  с  окупаемостью 1,5-2 года и
сроком выполнения строительных работ в среднем по одному  дому  в  3-4
месяца. Современные технические решения позволяют проводить эти работы
без отселения жильцов.  Устройство мансардных этажей при реконструкции
зданий,  а также при новом строительстве обеспечивает увеличение общей
площади  дома  на  10-15  процентов,  сокращение  теплопотерь  на  5-7
процентов, снижение себестоимости строительства на 10-15 процентов.
     69. Важным элементом нового этапа реализации  программы  "Жилище"
должна стать новая система проектирования жилья, построенная на замене
системы "типовой проект" на "образцовый проект".
     Это приведет  к  отходу  от  жестких рамок типовых проектов жилых
домов или блок-секций,  не учитывающих  в  должной  мере  особенностей
района и места строительства, а также потребностей жильцов.
     Образцовые проекты разрабатываются по заказам конкретных  частных
предприятий  и  предлагаются  при помощи системы каталогов заказчикам.
При строительстве новых типов социального жилья  "образцовые  проекты"
должны  разрабатываться по всем основным типам жилых зданий для разных
регионов на конкурсной основе.

   VI. Совершенствование  структуры  производства  основных  видов
   строительных материалов,  изделий и конструкций  для  жилищного
                            строительства

     70. Новый  этап  реализации  программы  "Жилище"   предопределяет
необходимость дальнейшей структурной перестройки производственной базы
домостроения и промышленности строительных  материалов  и  конструкций
для жилищного строительства. Она должна быть направлена на обеспечение
в  жилищном  строительстве  постепенного  снижения  веса  конструкций,
переход  к открытой системе домостроения,  позволяющей возводить жилые
дома  различной  этажности  и  потребительских  качеств;   организацию
производства   прогрессивных   конструкций   на  основе  использования
листовых и плитных экологически чистых и эффективных теплоизоляционных
материалов;    отказ    от    применения    металло-   и   энергоемких
производственных    процессов    на    предприятиях     промышленности
стройматериалов и стройиндустрии (приложение N 6).
     71. Существенное   увеличение   доли    малоэтажного    жилищного
строительства требует:
     переориентации части     домостроительных      комбинатов      на
комбинированные  строительные  системы  с  использованием  в  качестве
несущих  конструкций  сборных  железобетонных  изделий  и  в  качестве
ограждающих   конструкций   -   эффективных  мелкоштучных  материалов,
слоистых конструкций с использованием утеплителя,  дерева,  металла  и
других;
     развития собственной   производственной   базы    индустриального
малоэтажного  домостроения,  ориентированной на строительство и выпуск
изделий домов на основе  слоистых  деревянных  каркасных  и  панельных
конструкций, домов из мелких и крупных блоков с широким использованием
местных материалов,  включая отходы производства  (металлургических  и
деревообрабатывающих предприятий и других);
     развития производства эффективных кровельных  материалов,  в  том
числе  керамической и цементно-песчаной черепицы,  экологически чистых
листовых кровельных материалов и новых долговечных рулонных кровель;
     разработки и  освоения производства автономных систем инженерного
обеспечения   (отопления,   водоснабжения,   канализации)    различной
мощности,   в   том   числе   экологически   чистых  с  использованием
возобновляемых источников энергии (солнце, ветер).
     72. В    ходе   перестройки   производственной   базы   жилищного
строительства  наиболее  сложной  проблемой  является   судьба   сотен
предприятий    крупнопанельного   домостроения,   значительная   часть
мощностей которых недоиспользуется, а продукция не находит сбыта.
     С учетом конъюнктуры рынка, повышения заинтересованности конечных
потребителей  продукции  в  удешевлении   стоимости   приобретения   и
эксплуатации жилья прогнозируется,  что для эффективного использования
этих   предприятий   важное   значение    приобретает    использование
комбинированных  систем,  позволяющих  не  только  использовать,  но и
увеличить эти домостроительные мощности.  Этого можно достичь за  счет
сочетания   конструкций   заводского  производства  с  конструктивными
элементами из монолитного бетона,  а также  с  производимыми  на  базе
местного сырья и отходов производства штучными стеновыми и отделочными
материалами.
     Предприятия, которые  в  ближайшие  годы не осуществят переход на
прогрессивные  конструкции  с  учетом   требований   норм   и   спроса
потребителей, будут обречены на банкротство.
     73. При  возведении  малоэтажных  зданий  должны   использоваться
преимущественно эффективные конструктивные элементы на основе дерева и
легких листовых  и  плитных  материалов,  исключающие  применение  при
монтаже тяжелого кранового оборудования.
     74. Особое внимание следует уделить  организации  производства  и
повышению   качества   деревянных   конструкций  для  малоэтажного,  в
частности  индивидуального,   жилищного   строительства,   которое   в
лесоизбыточных  районах должно стать преобладающим,  что в полной мере
будет отвечать многовековым российским традициям.
     75. В   связи   с   резким   повышением   требований  к  тепловой
эффективности   зданий   преобладающее   развитие   должно    получить
производство и применение утеплителей. При этом наряду с традиционными
эффективными  утеплителями  (пенополистирол,   минераловатные   плиты)
должно  расширяться  производство  и  применение утеплителей на основе
местных материалов (торф, камышит и другие).
     Потребуется перевод    производства    жестких    и   полужестких
минераловатных плит на экологически чистые связующие.
     76. Значительные   изменения   должно   претерпеть   производство
кирпича.  В связи  с  низкой  эффективностью  использования  обжиговых
материалов  в несущих конструкциях применение кирпича будет в основном
ограничиваться ограждающими конструкциями зданий.  При этом  основными
видами  применяемого глиняного и силикатного кирпича станут пустотелые
изделия, а основным видом кладки - эффективные кладки с использованием
плитных и засыпных утеплителей.
     77. В целях сокращения непроизводительных расходов тепла  и  воды
необходимо   разработать   и  организовать  производство  новых  типов
санитарно-технического   оборудования   повышенной   экономичности   и
надежности,  приборов автоматического регулирования,  контроля и учета
предоставляемых коммунальных услуг, а также новых видов и типоразмеров
столярных изделий, в том числе с тройным остеклением.
     78. Совершенствование   структуры   строительного    производства
невозможно  без  перестройки  системы механизации строительных работ в
направлении   развития   малой   механизации,   производства    машин,
приспособлений  и ручного инструмента,  ориентированных на малоэтажное
жилищное  строительство,   что   потребует   существенного   изменения
структуры   производства  в  строительно-дорожном  машиностроении  при
соответствующей государственной поддержке.
     79. Основные направления структурной перестройки производственной
базы  жилищного  строительства  на  долговременную  перспективу  и  на
1994-1995   годы   были   предусмотрены  в  подпрограмме  "Структурная
перестройка производственной базы жилищного строительства".  Однако  в
связи  со  сложной  финансовой  обстановкой  замедлились структурные и
технологические преобразования действующих производств, не осуществлен
ряд научно-исследовательских разработок. Тем не менее тот факт, что по
ряду важных позиций материальной базы строительного комплекса  в  1995
году  спад  производства прекратился,  а по некоторым из них наметился
рост,  свидетельствует о том,  что многие предприятия отрасли  успешно
адаптировались к условиям рынка.
     Предусматривается в  1996-1997  годах  ориентироваться  на  такие
источники финансирования,  как амортизационные отчисления предприятий,
средства, полученные от продажи акций приватизированных предприятий, и
другие внебюджетные источники,  а также средства местных бюджетов.  Из
средств федерального бюджета  возможно  рассчитывать  на  кредитование
ограниченного   числа   наиболее   прогрессивных  и  быстро  окупаемых
инвестиционных проектов, а также проведение научно-исследовательских и
проектно-конструкторских работ, нацеленных на эффективное внедрение их
в практику.
     80. Осуществлению структурной перестройки материально-технической
базы  жилищного  строительства  должно   способствовать   рациональное
использование  жилищного  займа  Международного  банка реконструкции и
развития.  На  этом  займе  будут  отработаны  механизмы   привлечения
иностранных    инвестиций    в   приоритетные   направления   развития
производства строительных материалов и изделий и  созданы  предпосылки
для    повышения   активности   российских   коммерческих   банков   в
финансировании производственно-строительной сферы.

   VII. Градостроительные аспекты нового этапа  жилищной  реформы,
         проблемы развития и управления жилищно-коммунальным
            хозяйством городов и других населенных пунктов

     81. Важнейшая  составная  часть  жилищной  реформы и неотъемлемое
условие решения жилищной проблемы -  введение  рыночных  механизмов  и
принципов    обеспечения    доступности    земли   при   эксплуатации,
реконструкции и строительстве жилья.
     Одновременно будет    осуществляться   постепенный   переход   от
неэффективного  планирования  градостроительства  к  сбалансированному
правовому  регулированию  процесса  развития городов и иных населенных
пунктов.
     Несмотря на  введение  в  действие  некоторых  правовых  актов по
градостроительству в предшествующий период,  реформа этой  сферы  идет
крайне медленно.
     82. Градостроительные    аспекты     жилищной     сферы     будут
реализовываться  на  трех уровнях:  федеральном,  субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
     На федеральном   уровне   обеспечивается  правовое  регулирование
градостроительства.  На новом этапе предполагается завершить  создание
целостной системы законодательных и нормативных документов,  связанных
с землями городов и других населенных  мест,  а  также  осуществлением
сделок  с землей и другой недвижимостью.  К ним прежде всего относятся
Земельный  кодекс  Российской  Федерации  и  Градостроительный  кодекс
Российской Федерации, федеральный закон "O государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с  ним",  а  также  земельный  и
градостроительный    кадастры.    В    этих   правовых   актах   будут
устанавливаться  сферы  компетенции  федеральных  органов,   субъектов
Российской    Федерации,    органов    местного    самоуправления    в
градостроительстве, принципы функционального зонирования и зонирования
территории    городов.    На    общегосударственном    уровне    будет
стимулироваться   в   регионах,   рекомендуемых   генеральной   схемой
расселения,   расселение   мигрантов  из  зарубежных  стран,  желающих
поселиться в России,  а также семей военнослужащих,  уволенных в запас
или   отставку,   северян,  лиц,  пострадавших  от  аварий,  стихийных
бедствий, и вынужденных переселенцев.
     83. Для  единого  порядка  координатной  привязки и идентификации
объектов   недвижимости   предполагается   ведение    Государственного
градостроительного    кадастра,    который   будет   базироваться   на
Государственном земельном кадастре.  Государственный градостроительный
кадастр  будет  являться  кадастром  городской  недвижимости,  который
позволит  осуществить  зонирование  территории   городов,   установить
дифференцированные налоговые ставки на недвижимость.
     84. Конкретными мерами градостроительной политики на новом  этапе
реализации  программы  "Жилище" в течение 1996-1997 годов должны стать
на федеральном уровне:
     подготовка и введение в действие правовых актов по установлению в
соответствии   с   градостроительными   нормами   (по    пожарной    и
санитарно-экологической  безопасности)  границ земельных участков,  на
которых находятся строения с жилыми и нежилыми помещениями;
     введение положений по упорядочению прав на владение,  пользование
и распоряжение землей в установленных границах и иной недвижимостью  в
жилищной  сфере  в  существующей  застройке  городов и иных населенных
мест;
     правовое обеспечение возможности для физических и юридических лиц
беспрепятственного получения (по нормативам) или приобретения,  в  том
числе сверх нормативов по конкурсу и на аукционах,  земельных участков
в собственность для реконструкции или строительства строений с  жилыми
и нежилыми помещениями;
     стимулирование использования внутренних резервов развития городов
через введение механизмов приватизации городской земли,  регулирование
землепользования путем  налога  на  недвижимость,  введение  городской
земельной ренты;
     проведение принципов    энергосбережения    в     городском     и
жилищно-коммунальном  хозяйстве,  максимальное  использование  местных
энергоносителей,   модернизация   и   развитие   систем    инженерного
оборудования  и  обеспечение  городских  и  сельских  населенных  мест
широкой номенклатурой инженерных систем  разной  мощности,  адекватных
градостроительным условиям и инвестиционным возможностям.
     Кроме того,  на федеральном уровне  будут  вводиться  в  действие
правоустанавливающие документы городского развития,  предусматривающие
единые правила закрепления городской черты; порядок назначения красных
линий   кварталов,   линий   регулирования   в   пределах   кварталов,
определяющих границы земельных участков  собственников;  корректировку
строительных норм и правил по разделу "градостроительство".
     85. На уровне субъектов  Российской  Федерации  предусматривается
применение    федерального    законодательства    и   нормирования   в
градостроительстве,  создание уставов,  региональных норм  социального
жилища,  объектов социального назначения и их сетей, а также плотности
застройки  и  требования  к  ее  комплексности;  детализируются  права
органов   местного   самоуправления   городов,   поселений,   сельских
населенных мест по градостроительному регулированию.
     86. На   уровне   органов  местного  самоуправления  должны  быть
разработаны и введены в действие  правоустанавливающие  документы  для
города,  его  районов  (частей  города),  жилых  кварталов и земельных
участков  для  жилищного  строительства  или  реконструкции,  а  также
порядок   использования   участков   жилой   застройки,   ограничений,
предписаний, сервитутов для собственников и застройщиков.
     Должна быть     закончена     корректировка     градостроительной
документации с учетом преимущественного развития малоэтажного,  в  том
числе   индивидуального,   жилищного   строительства,   с  сохранением
многоэтажной   застройки   только   для    оборудованных    инженерной
инфраструктурой зон крупных городов. При этом должны быть приняты меры
по ликвидации беспорядочной застройки пригородных зон крупных  городов
дорогими,  долгостроящимися и,  как правило,  низкими по архитектурным
качествам коттеджами.
     В последующие   годы   предполагается  дальнейшее  стимулирование
широкого распространения индивидуальной и коллективной жилой застройки
с  приусадебными  участками.  Это  позволит в ближайшие годы увеличить
долю малоэтажного жилья в малых городах  до  90-100  процентов  общего
объема  строительства,  в  средних  и больших - до 50-75 процентов,  в
крупных и крупнейших - до 20-25 процентов.
     87. Практическое  создание  рынка  недвижимости  в жилищной сфере
путем объединения рынков жилья,  нежилых помещений в жилых  домах  или
иных строениях и рынка земли возможно при постепенном организационном,
финансовом и правовом обеспечении системы регистрации  недвижимости  в
едином реестре недвижимости.
     Предполагается распространение   эффективного    опыта    городов
Барнаула,  Новгорода,  Нижнего Новгорода,  Санкт-Петербурга и Твери по
регистрации прав  на  недвижимое  имущество  и  предоставлению  одного
(главного)   правоустанавливающего   документа   на   право  владения,
пользования и распоряжения землей и строениями на этой земле.
     Особо важно  использование  опыта  городов  Новгорода  и Твери по
объединению в едином информационном и регистрационном центре данных от
разрозненных комитетов и служб.
     88. В  целях  стимулирования  конкуренции  между   застройщиками,
ускорения  сроков  строительства  и  реконструкции  жилья,  пополнения
местных бюджетов для целей финансирования строительства инфраструктуры
предполагается  (с  учетом  опыта  вышеуказанных  городов,  а также г.
Екатеринбурга и Республики Татарстан) принятие на  федеральном  уровне
правовых  актов  по  проведению  конкурсов и аукционов по передаче или
продаже земельных участков в городах и других  населенных  местах  под
жилую застройку.
     89. Общее состояние  жилищно-коммунального  хозяйства  России  не
соответствует  современным  требованиям.  Ассигнования  из  бюджета  и
платежи  потребителей  составляют  лишь   40   процентов   инвестиций,
необходимых  для  нормальной  эксплуатации  и ремонта жилья и объектов
коммунального хозяйства.
     До 40 процентов городов и поселков городского типа, не говоря уже
о сельских населенных пунктах,  лишены  отдельных  видов  коммунальных
услуг.  Более  чем  в  100  городах вода подается по графику.  Дефицит
тепловых   мощностей   испытывает   население   239   городов.   Объем
сбрасываемых  неочищенных  стоков  за последние 5 лет увеличился на 25
процентов,  а площадь городских земель,  занятых под свалки,  - на  15
процентов.  Ежедневно в жилищном фонде России происходит более 4 тысяч
аварий и повреждений, число которых за последние 3 года возросло почти
в полтора раза.
     90. Федеральная   политика   в   области    жилищно-коммунального
хозяйства   на   новом   этапе  реализации  программы  "Жилище"  будет
сконцентрирована  на  решении  следующих  основных  задач  развития  и
деятельности отрасли:
     создании условий для сбалансированного с жилищным  строительством
развития  инфраструктуры путем стимулирования внебюджетных инвестиций,
создания финансово-промышленных групп,  акционерных обществ  и  других
структур для совместного развития жилищно-коммунального хозяйства;
     обеспечении защиты        интересов        потребителей        от
предприятий-монополистов  по  качеству  обслуживания  и  темпам  роста
тарифов  путем  повсеместного  перехода  на  проведение  конкурсов   и
заключения договоров с предприятиями отрасли;
     расширении полномочий  органов   жилищных   инспекций   субъектов
Российской  Федерации  в  части  усиления  контроля  за осуществлением
перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг; разработке
и   начале   реализации   концепции  общественных  работ  в  городском
хозяйстве,  в  первую  очередь   в   благоустройстве,   обеспечивающих
частичное  решение  проблемы  занятости  при  одновременном  повышении
производительности труда в отрасли в целом.
     91. Основными направлениями совершенствования системы управления,
содержания и эксплуатации  жилищного  фонда  являются:  а)  разделение
функций  управления  и  обслуживания  жилищного  фонда;  б) переход на
договорные (контрактные) взаимоотношения заказчиков и подрядчиков;  в)
внедрение конкурсной основы отбора подрядчиков.
     92. Разделение функций  управления  и  обслуживания  предполагает
создание двух взаимодействующих независимых структур,  одна из которых
- служба заказчика  -  обеспечивает  эффективное  управление  жилищным
фондом     от     лица    собственника,    а    другая    сторона    -
ремонтно-эксплуатационные  предприятия,  которые  специализируются  на
выполнении   исключительно   подрядных   функций   по   содержанию   и
эксплуатации жилищного фонда.  Этот  процесс  в  настоящее  время  уже
реализован или осуществляется в городах Российской Федерации:  Москве,
Рязани, Нижнем Новгороде, Новочеркасске и некоторых других.
     Не получила  должного  развития  в  службах  заказчика  работа по
привлечению к эксплуатации жилищного фонда организаций различных  форм
собственности   на   конкурсной  основе.  Не  проводится  приватизация
ремонтно-эксплуатационных управлений (предприятий).
     Необходимо отметить,  что  эти факторы будут в конечном итоге все
больше и больше сказываться на эффективности взаимодействия  заказчика
и подрядных предприятий.
     Для реализации   функций   заказчика   на    жилищно-коммунальное
обслуживание    местные    органы    самоуправления   должны   создать
соответствующие  структурные  звенья  -   службы   заказчика.   Службы
заказчика  должны  заключать договоры с подрядными предприятиями любых
организационно-правовых форм на оказание услуг по содержанию и ремонту
жилищного фонда только на конкурсной основе.
     У заказчика,  кроме того,  должны остаться  функции,  выполняемые
исключительно    государственными   структурами,   а   также   созданы
юридические  группы,  обеспечивающие  стабилизацию  работы  по   сбору
платежей с физических и юридических лиц.
     93. Разделение функций заказчика и подрядчика следует завершить к
концу  1996 года.  В этот же период предполагается введение договорных
отношений  между  собственниками  государственного  и   муниципального
жилищного фонда, а также объектов коммунального хозяйства и субъектами
хозяйствования -  жилищными  ремонтно-эксплуатационными  предприятиями
любой формы собственности и организационно-правового статуса.
     Переход на конкурсный принцип отбора подрядчиков  для  выполнения
работ  по  содержанию,  эксплуатации  и  ремонту  жилищного фонда надо
осуществлять последовательно  с  доведением  доли  государственного  и
муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, к
концу 1996 года -  до  10  процентов,  к  концу  1998  года  -  до  60
процентов, к концу 2000 года - до 100 процентов. При этом обслуживание
вновь построенного жилья государственного или муниципального жилищного
фонда будет осуществляться только на конкурсной основе.
     94. Функции  по  контролю  за  наличием  и  соблюдением   условий
договоров   между  собственниками  государственных  или  муниципальных
объектов  жилищно-коммунального  хозяйства,  производителями  услуг  и
потребителями,   а   также   проведение   конкурсов   на  обслуживание
государственного  и  муниципального  жилищного  фондов  предполагается
возложить  на  государственную  жилищную  инспекцию  при  Министерстве
строительства Российской Федерации.  Одновременно  жилищные  инспекции
будут  осуществлять  контроль  за  стимулированием  процессов  участия
населения в управлении жилищным фондом.

   VIII. Организационное обеспечение нового этапа жилищной реформы

     95. За прошедший период осуществлен ряд важных мер,  направленных
на    организационное   обеспечение   жилищной   реформы.   Образовано
Министерство строительства Российской Федерации,  на которое возложена
разработка федеральной жилищной политики и участие в ее реализации.  В
структуру  указанного  Министерства  включены   Департамент   жилищной
политики и Департамент жилищно-коммунального хозяйства.
     Таким образом, впервые в федеральном органе исполнительной власти
объединены   функции   по  руководству  жилищной  политикой,  жилищным
строительством   и   жилищно-коммунальным   хозяйством,   что    имеет
принципиальное  значение  для  осуществления  нового  этапа реализации
программы "Жилище".
     96. Образована   и  функционирует  межведомственная  комиссия  по
вопросам реализации Государственной  целевой  программы  "Жилище",  на
которую    в   соответствии   с   постановлениями   и   распоряжениями
Правительства Российской Федерации возложены  функции  по  координации
действий   министерств   и  ведомств  Российской  Федерации,  а  также
субъектов   Российской   Федерации   по   жилищной   политике    путем
осуществления жилищной реформы.
     97. Образован и функционирует Межведомственный совет по  вопросам
архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
     Большое значение для  ускорения  жилищной  реформы  должно  иметь
создание Федерального агентства по ипотечному кредитованию.
     98. Практика   первых   лет   реализации    программы    "Жилище"
подтвердила,   что  конечные  результаты  зависят,  прежде  всего,  от
организации работы на местах органов исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации,  органов  местного самоуправления,  структурных
подразделений,     ведающих     строительством,     архитектурой     и
жилищно-коммунальным хозяйством. Перебои с финансированием, уменьшение
бюджетных  ассигнований,   неполнота   федерального   законодательства
коснулись всех регионов, однако результаты совершенно несопоставимы.
     99. В значительной  части  субъектов  Российской  Федерации  ввод
жилья в 1993-1995 годах не только не снизился, но и возрос. К их числу
относятся города Москва и  Санкт-Петербург,  Республика  Башкортостан,
Республика   Саха  (Якутия),  Чувашская  Республика,  Краснодарский  и
Ставропольский края,  Белгородская,  Рязанская,  Московская, Тверская,
Тамбовская, Ростовская, Новосибирская, Тюменская, Амурская области.
     Некоторые органы исполнительной власти ряда субъектов  Российской
Федерации  и  органы  местного  самоуправления  проявили  инициативу в
изыскании  и  использовании  дополнительных  внебюджетных   источников
финансирования  жилищной  сферы.  Так,  в  Нижегородской  и  Тюменской
областях существенно улучшилось обеспечение жильем граждан,  уволенных
с военной службы,  в городах Санкт-Петербурге,  Ульяновске,  Тамбове и
некоторых других успешно реализуются  жилищные  ценные  бумаги,  в  г.
Рязани  создаются  товарищества  собственников  жилья,  в  Ярославской
области проделана большая работа по переходу на новую  систему  оплаты
жилья и коммунальных услуг.
     Значительный эффект комплексного  использования  различных  видов
внебюджетных   инвестиций   достигнут   в   г.  Москве,  Белгородской,
Новосибирской областях и некоторых других регионах.
     В то  же  время  в  некоторых  регионах  ввод  жилья  существенно
снизился.
     100. Опыт показывает,  что на новом этапе целесообразно расширить
возможности реализации программы "Жилище" для  органов  исполнительной
власти    субъектов    Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления,  передав  им  некоторые  права,  которые   сегодня   в
соответствии с действующими законодательными и нормативными актами,  а
также ведомственными инструкциями сосредоточены на федеральном уровне.
Это  будет  полностью  соответствовать  вступившему  в  действие  с  1
сентября 1995г.  Федеральному закону "Об общих  принципах  организации
местного самоуправления в Российской Федерации".
     101. В  связи  с  созданием   Межправительственного   совета   по
сотрудничеству   в   строительной   деятельности   стран   Содружества
Независимых Государств и формированием при  этом  совете  комиссии  по
вопросам  жилищной  политики и градостроительства на современном этапе
реализации  программы  "Жилище"  возникает  новый  комплекс   проблем,
связанных   с  координацией  усилий  этих  стран  в  области  создания
законодательной,  нормативной базы и архитектурно-технической политики
в  жилищной сфере;  обмена опытом и взаимной информацией;  обеспечения
прав граждан на жилище;  координации мероприятий, связанных с участием
в работе международных организаций в области жилищного строительства и
градостроительства, и рядом других вопросов.

                                                        Приложение N 1
                                        к Основным направлениям нового
                                      этапа реализации государственной
                                            целевой программы "Жилище"


            Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов
               за счет всех источников финансирования*
                          (млн. кв. метров)

1991 год                                             49,4
1992 год                                             41,5
Итого 1991-1992 гг.                                  90,9
1993 год                                             41,8
1994 год                                             39,2
1995 год                                             42,8
Итого 1993-1995 гг.                                  123,8
1996 год                                             43,0 - 45,0
1997 год                                             46,0 - 50,0
Итого 1996-2000 гг.                                  259,0 - 294,0
в том числе 2000 г.                                  80,0
Всего 1993-2000 гг.                                  417,0

     Примечание:
     максимальные показатели прогнозируемых объемов ввода определены с
учетом   выделения  необходимых  средств  из  федерального  и  местных
бюджетов на субсидии для строительства или приобретения  жилья,  более
полного   использования  ипотеки  и  других  источников  внебюджетного
финансирования жилищного строительства.


                                                        Приложение N 2
                                        к Основным направлениям нового
                                      этапа реализации государственной
                                            целевой программы "Жилище"


                  ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                        (на начало 1995 года)

-------------------------------------------------------------------
|               |      Всего      |     в том числе:              |
|               |-----------------|-------------------------------|
|               |млн. кв.| доля в |  в городских  |   в сельской  |
|               |метров  | общем  |  поселениях   |   местности   |
|               |общей   | фонде  |---------------|---------------|
|               |площади |        |млн.   |доля в |млн.   |доля в |
|               |        |        |кв. м. |общем  |кв. м. |общем  |
|               |        |        |общей  |фонде  |общей  |фонде  |
|               |        |        |площади|       |площади|       |
|---------------|--------|--------|-------|-------|-------|-------|
ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД    2608,2    100     1882,3   72,17   725,9   27,83
РОССИИ всего
в том числе:
ЧАСТНЫЙ          1312,2     50,3    725,7   27,8    586,5   22,5
из него:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ   1077,6     41,3    575,6   22,1    502,0   19,2
ЖСК, ЖК            98,3      3,77    97,8    3,75     0,5    0,02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   349,6     13,4    277,5   10,6     72,1    2,8
(ведомственный)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ     732,4     28,1    697,1   26,8     35,3    1,3
ОБЩЕСТВЕННЫЙ        2,6      0,1      1,7    0,07     0,9    0,03
КОЛЛЕКТИВНЫЙ      211,4      8,1    180,3    6,9     31,1    1,2
(смешанная
форма
собственности)
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ     17,7*)     -      17,5     -      18,4     -
(средняя в кв. м
на 1 жителя)

     *) Ожидаемая обеспеченность на начало 1996 года составит  18  кв.
метров общей площади на 1 жителя.
     *1991-1995 гг. - отчет, 1996-2000 гг. - прогноз.


                                                        Приложение N 3
                                        к Основным направлениям нового
                                      этапа реализации государственной
                                            целевой программы "Жилище"


                                              ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДИ ЖИЛЫХ ДОМОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,
                                         ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ЗАСТРОЙЩИКАМИ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                         |1993 год  (отчет)      | 1994 год  (отчет)    | 1995 год (отчет)     |  1996 год (прогноз)    | 1997 год (прогноз)    | 2000 год (прогноз)   |
|                         |-----------------------|----------------------|----------------------|------------------------|-----------------------|----------------------|
|                         |Введено  |Доля в       | Введено  |Доля в     |Ввод     |Доля в      |  Ввод*)  | Доля в      | Ввод*)   |Доля в      | Ввод*)   |Доля в     |
|                         |млн. кв. |общем        | млн. кв. |общем      |млн. кв. |общем       |  млн. кв.| общем       | млн. кв. |общем       | млн. кв. |общем      |
|                         |метров   |вводе        | метров   |вводе      |метров   |вводе       |  метров  | вводе       | метров   |вводе       | метров   |вводе      |
|                         |общей    |(процентов)  | общей    |(процентов)|общей    |(процен-    |  общей   | (процентов) | общей    |(процентов) | общей    |(процентов)|
|                         |площади  |             | площади  |           |площади  |тов)        |  площади |             | площади  |            | площади  |           |
|-------------------------|---------|-------------|----------|-----------|---------|------------|----------|-------------|----------|------------|----------|-----------|
Предприятия и                41,8       100            39,2      100         42,8     100        43,0 45,0     100         46,0 50,0    100       65,0 80,0     100
организации всех форм
собственности

в том числе:

государственная              15,0        36            10,0       25,5        9,8      22,9       5,2  5,4      12,1        5,3  5,8     11,5      6,9  8,6      10,7
собственность

из нее: федеральная          11,7        28,1           7,8       19,9        7,4      17,4       3,0  3,1       7,0        3,0  3,3      6,5      2,8  3,5       4,3
собственность

собственность субъектов       3,3         7,9           2,2        5,6        2,4       5,5       2,2  2,3       5,1        2,3  2,5      5,0      4,1  5,1       6,4
Федерации

муниципальная                 7,0        16,6           4,3       11,0        4,2       9,8       4,3  4,5      10,0        4,6  5,0     10,0      7,4  9,1      11,4
собственность

собственность                 0,1         0,2           0,1        0,2        0,1       0,1       0,2            0,4          0,2         0,4         0,3         0,4
общественных объединений

частная собственность        10,2        24,5          11,8       30,1       15,3      35,9      15,9 16,7      37,0       16,9 18,4     36,8     23,3 28,6      35,8

из нее

индивидуальных                5,6        13,3           7,1       18,2        9,9      23,2      10,0 11,5      23,3       12,0 13,5     26,1     18,6 22,9      28,6
застройщиков

смешанная российская          9,5        22,7          13,0       33,2       13,4      31,3      17,4 18,2      40,5       19,0 20,6     41,3     27,1 33,4      41,7
собственность (без
иностранного участия)

     *) В  знаменателе  приведены прогнозируемые объемы ввода с учетом
выделения необходимых средств из федерального и  местных  бюджетов  на
субсидии  для  строительства  или  приобретения  жилья,  более полного
использования ипотеки и других источников внебюджетного финансирования
жилищного строительства.

                                                        Приложение N 4
                                        к Основным направлениям нового
                                      этапа реализации государственной
                                            целевой программы "Жилище"

               ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ
             ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ
               И НЕКОТОРЫХ ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


-----------------------------------------------------------------------------------
|  |Распределение            |   Города,                | Города,                 |
|NN|регионов Российской      |   сдерживающие рост      | форсирующие рост        |
|пп|Федерации по             |   оплаты                 | оплаты жилищно -        |
|  |затратам на              |   жилищно-коммунальных   | коммунальных услуг      |
|  |содержание               |   услуг                  |                         |
|  |жилищного фонда          |                          |                         |
|  |-------------------------|--------------------------|-------------------------|
|  | типы    |наименование   | среднемесячные | города  |среднемесячные |  города |
|  | затрат  |               |                |         |               |         |
|  | по      |экономических  | затраты        |         |затраты        |         |
|  | объемам |               | в тыс.         |         |в              |         |
|  |         |районов        | рублей         |         |тыс.           |         |
|  |         |               |                |         |рублей         |         |
|--|---------|---------------|----------------|---------|---------------|---------|
1   Районы с    Центрально -     от 20 до        Курск      от 60 до     Астрахань
    относительно Черноземный      40              Тамбов     80           Элиста
                                                 Казань                  Краснодар
    низкими     Поволжский                       Ульяновск               Ростов -
    затратами   Северо-Кавказский                Пенза                   на-Дону
                                                 Махачкала

2   Районы      Северо -         от 20 до        Брянск     от 70 до     Калининград
    со          Западный         40              Орел       90
    средними    Центральный                      Тула                    Новгород
    затратами                                    Саранск                 Владимир
                Волго-Вятский                    Чебоксары               Москва
                                                 Нижний                  Тверь
                                                 Новгород                Киров

3   Районы с    Северный         от 50 до        Сыктывкар  от 85 до     Мурманск
    высокими    Уральский        70              Уфа        160          Нарьян-Мар
    затратами   Западно -                        Анадырь                 Тюмень
                Сибирский                        Чита                    Норильск
                                                 Магадан                 Хабаровск

                                                        Приложение N 5
                                        к Основным направлениям нового
                                      этапа реализации государственной
                                            целевой программы "Жилище"

                                                     Динамика стоимости жилищно-коммунальных услуг

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                        |                                                      П е р и о д ы                                                          |
|------------------------|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                        |      01.01.91      |       01.01.93      |      01.01.93*     |      01.01.94      |      01.01.95     |       01.01.96     |
|                        |--------------------|---------------------|--------------------|--------------------|-------------------|--------------------|
|                        |руб/кв. м |% от     | руб/кв. м| % от     |руб/кв. м |% от     |руб/кв. м |% от     |руб/кв.м |% от     |руб/кв. м |% от     |
|                        |общей     |реальных | общей    | реальных |общей     |реальных |общей     |реальных |общей    |реальных |общей     |реальных |
|                        |площади   |затрат   | площади  | затрат   |площади   |затрат   |площади   |затрат   |площади  |затрат   |площади   |затрат   |
|------------------------|----------|---------|----------|----------|----------|---------|----------|---------|---------|---------|----------|---------|
Общая стоимость
жилищно-коммунальных
услуг (по экономически
обоснованным
тарифам), в т.ч.             2,1        -        146         -         520         -       1071         -        3800        -       5470        -
- услуг по содержанию и      1,0        -         41         -         125         -        240         -         650        -        740        -
ремонту жилья
- коммунальных услуг         1,1        -        105         -         395         -        831         -        3150        -       4730        -
Существующий уровень         0,38      18,1        5,32     3,64        25,62      4,9       32,82      3,1       494       13       1586        29
оплаты услуг населением
в т.ч.
- услуг по содержанию и      0,12      12,0        0,12     0,3          0,12      0,1        0,12      0,05      169       26        280        38
ремонту жилья
- коммунальных услуг         0,26      23,6        5,2      5,0         25,5       6,5       32,7       3,94      325       10,3     1306        28

     * До  выхода  постановления  Совета  Министров  -   Правительства
Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую
систему оплаты жилья и коммунальных  услуг  и  порядке  предоставления
гражданам  компенсаций  (субсидий)  при  оплате  жилья  и коммунальных
услуг".


                                                        Приложение N 6
                                        к Основным направлениям нового
                                      этапа реализации государственной
                                            целевой программы "Жилище"

       Структура жилищного строительства в Российской Федерации
                      по конструктивным решениям

                                                (млн. кв. метров)
----------------------------------------------------------------------------
|Типы домов,      |1993 г.|1994 г.|1995 г.|1996 г.   |1997 г.   |2000 г.   |
|материал стен,   |(отчет)|(отчет)|(отчет)|(прогноз)*|(прогноз)*|(прогноз)*|
|конструктивные   |       |       |       |          |          |          |
|решения          |       |       |       |          |          |          |
|-----------------|-------|-------|-------|----------|----------|----------|
Крупнопанельные и    19,07   16,81   17,0    15,0        14,0       10,0
объемно-блочные                              15,5        15,0       11,0
Смешанные системы с  нет     нет     0,20    0,40       1,5 2,0      8,0
несущими             данных  данных          0,45                   10,0
конструкциями из
сборного
железобетона и
ограждающими из
мелкоштучных
материалов с
утеплителем
Каркасные            0,58    0,47    0,45    0,40        0,35       0,30
                                             0,45        0,40       0,40
Крупноблочные        1,11    0,97    0,95    0,80        0,70       0,50
                                             0,90        0,80       0,60
Монолитные и         0,44    0,41    0,40    0,50        0,70        2,0
сборно-монолитные                            0,60        1,0         3,0
Кирпичные и каменные 10,75   15,72   17,5    19,0        20,0       22,0
                                             19,5        20,5       25,0
в том числе:
эффективная кладка   нет     нет     4,0    8,0 8,5      16,0       22,0
с утеплителем        данных  данных                      17,0       25,0
Ячеистобетонные      0,06    0,39    0,50    0,70       1,0 1,3      4,0
                                             0,80                    5,0
Деревянные, включая  2,24    3,66    4,70  5,0 5,4      6,0 7,0     15,0
каркасные,                                                          20,0
панельные,
модульные и др. с
эффективным
утеплителем
Прочие               нет     нет     1,1   1,2 1,4       1,75       3,2
                     данных  данных                      2,0        5,0
Всего                41,8    39,2    42,8    43,0        46,0       65,0
                                             45,0        50,0       80,0

     * В  знаменателе  приведены  прогнозируемые объемы ввода с учетом
выделения необходимых средств из федерального и  местных  бюджетов  на
субсидии   для  строительства  или  приобретения  жилья,более  полного
использования ипотеки и других источников внебюджетного финансирования
жилищного строительства.

Страницы: 1  2