О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЮ РЕФОРМ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 16 апреля 1996 года N 565 (РГ 96-77) В целях стабилизации экономического положения в агропромышленном комплексе, создания благоприятных условий для увеличения производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, повышения социальной защищенности жителей села, дальнейшего углубления аграрных преобразований постановляю: 1. Установить, что основными направлениями государственной политики в реформировании агропромышленного комплекса являются: содействие созданию и деятельности эффективных хозяйственных структур в агропромышленном комплексе с использованием средств, предусмотренных в федеральном бюджете на поддержку сельскохозяйственных организаций независимо от их организационно-правовых форм; государственное финансирование структурной перестройки организаций агропромышленного комплекса, санация убыточных сельскохозяйственных предприятий, информационное и кадровое обеспечение аграрной реформы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников; развитие кооперативных отношений в агропромышленном комплексе как наиболее приоритетное направление аграрной реформы, в том числе поддержка создания сельскохозяйственными товаропроизводителями производственных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных, страховых и других видов кооперативов; оказание вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам стартовой финансовой поддержки для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования. 2. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации основных направлений государственной политики в реформировании агропромышленного комплекса: завершить до 1 августа 1996 г. разработку федеральной и региональных программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов на 1996-2000 годы, направленных на создание организационных, экономических и социальных условий для их устойчивого функционирования; осуществить в 1996-1998 годах меры по оснащению крестьянских (фермерских) хозяйств техникой исходя из следующего расчета: на каждые 50 гектаров пашни - пропашным трактором и 100 гектаров - пахотным трактором с необходимым набором сельскохозяйственных машин, на 150 гектаров - посевов зерновых и масличных культур - зерноуборочным комбайном и грузовым автомобилем. Для улучшения обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств развивать сеть машинно-технологических станций и прокатных пунктов машин и оборудования различных форм собственности; предоставлять бюджетные средства для строительства, расширения и реконструкции сельскохозяйственных и перерабатывающих производственных объектов на возвратной основе для их последующего использования на эти же цели. 3. В целях обеспечения финансовой устойчивости агропромышленного комплекса освободить от платежей по задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей и организации перерабатывающей промышленности, кроме организаций потребительской кооперации: по отсроченному товарному кредиту за 1995 год по состоянию на 1 апреля 1996 г. в сумме 5,1 трлн. рублей до 1998 года; по рассроченным централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам до 2005 года. Правительству Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Государственному фонду занятости населения Российской Федерации и Фонду социального страхования Российской Федерации отсрочить в установленном порядке взимание в 1996 году пеней по задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций перерабатывающей промышленности по налогам и платежам федеральному бюджету и соответствующим платежам во внебюджетные фонды. Освобождение от выплаты сумм задолженности федеральному бюджету по рассроченным централизованным кредитам и начисленным на них процентам, выданным организациям перерабатывающей промышленности, производить при условии, что не менее 51 процента голосующих акций (паев, долей) указанных организаций принадлежит сельскохозяйственным товаропроизводителям. Правительству Российской Федерации принять меры по восстановлению имущественных прав членов-пайщиков в организациях потребительской кооперации, а также в месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего защиту имущественных прав членов-пайщиков в организациях потребительской кооперации. 4. Ввести с 1 мая 1996 г. плату за использованную сельскохозяйственными товаропроизводителями на производственные нужды электроэнергию в размере не более 50 процентов действующих на соответствующих территориях тарифных ставок на электрическую энергию. 5. Правительству Российской Федерации образовать в 1997 году специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. 6. Установить, что организации, закупающие продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей, оплачивают ее стоимость в первоочередном порядке после уплаты налогов в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. 7. В частичное изменение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 22, ст. 2462; 1996, N 4, ст. 267) установить, что срок окупаемости проектов, осуществляемых за счет инвестиций, размещаемых на конкурсной основе, для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности не превышает трех лет и производственных объектов сельского хозяйства - пяти лет, а средства федерального бюджета предоставляются на срок не более 48 месяцев. 8. Правительству Российской Федерации: направить в 1996 году 800 млрд. рублей на кредитование приобретения земли крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими сельскохозяйственными товаропроизводителями; предусматривать начиная с 1997 года в проектах федерального бюджета выделение финансовых средств на образование и деятельность специальных региональных лизинговых фондов для материально-технического обеспечения организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, а также отдельной строкой расходы на инвестиции в агропромышленный комплекс, размещаемые на конкурсной основе; оперативно регулировать размеры ввозных таможенных пошлин в целях защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и при необходимости вводить в соответствии с международными правилами и федеральным законодательством квоты на закупки отдельных видов продовольствия по импорту. 9. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления упорядочить в пределах своей компетенции налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств, имея в виду отмену или сокращение размеров налогов в начальный период их деятельности. Правительству Российской Федерации в месячный срок внести в установленном порядке предложения о продлении срока действия льготы по налогообложению крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставленной статьей 12 Закона РСФСР "О плате за землю", а также о сохранении перерабатывающим, сервисным и строительным предприятиям, выделяющимся в ходе реорганизации колхозов, совхозов, сельских строительных организаций и других агропромышленных предприятий, льгот по налогообложению и финансированию, установленных для сельскохозяйственных предприятий, сроком на пять лет при условии выполнения указанными предприятиями не менее 70 процентов объема работ (услуг) для сельскохозяйственных товаропроизводителей. 10. Поддержать инициативу Белгородской области по созданию фондов поддержки индивидуального жилищного строительства на селе. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно предусматривать в территориальных и местных бюджетах средства на формирование фондов долгосрочного кредитования жилищного строительства на селе. Правительству Российской Федерации: выделить в 1996 году на указанные цели 500 млрд. рублей из федерального бюджета на возвратной основе; предусматривать начиная с 1997 года в проектах федерального бюджета в составе федеральной инвестиционной программы средства в размере не менее 2 трлн. рублей для долгосрочного кредитования жителей сельской местности на индивидуальное жилищное строительство. 11. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: обеспечить передачу до 1 января 1997 г. объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность органам местного самоуправления сельских поселений; предусматривать в соответствующих бюджетах средства на финансирование затрат на содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры, остающихся в ведении сельскохозяйственных предприятий. 12. Определить уполномоченным государственным органам в области мелиорации земель Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установить, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации является головным органом в управлении агропромышленным комплексом и продовольственном обеспечении. Правительству Российской Федерации: передать полномочия по управлению объектами государственной собственности и находящимися в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ агропромышленного комплекса Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и его территориальных органов Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти в агропромышленном комплексе и соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; рассмотреть вопросы организации управления предприятиями по мелиоративному и производственно-техническому обслуживанию агропромышленного комплекса. 13. Во изменение пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 января 1992 г. N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" установить, что Российская академия сельскохозяйственных наук входит в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и является высшей самоуправляемой научной организацией, которая действует на основании федеральных законов и собственного устава. Для координации учебного процесса и научных исследований Президент Российской академии сельскохозяйственных наук является по должности первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. 14. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования. Президент Российской Федерации Б. Ельцин 16 апреля 1996 года N 565 |