ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ. Указ. Президент РФ. 14.05.96 712

      ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

                                 УКАЗ

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ
                           14 мая 1996 года
                                N 712

                              (РГ 96-94)

     В целях формирования идеологии государственной семейной  политики
в современных социально-экономических условиях постановляю:
     1. Утвердить  прилагаемые  Основные  направления  государственной
семейной политики.
     2. Правительству   Российской   Федерации   учитывать    Основные
направления   государственной   семейной  политики  при  разработке  и
проведении социально-экономической политики в Российской Федерации.
     Считать главными направлениями государственной семейной политики:
     обеспечение условий  для  преодоления  негативных   тенденций   и
стабилизации  материального  положения  российских  семей,  уменьшения
бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;
     обеспечение работникам,  имеющим детей, благоприятных условий для
сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
     кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
     усиление помощи семье в воспитании детей.
     3. Рекомендовать    органам   исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации и  органам  местного  самоуправления  разработать
региональные программы семейной политики с учетом Основных направлений
государственной семейной политики,  а также обеспечивать  приоритетное
финансирование этих программ.

Президент Российской Федерации                       Б. Ельцин
14 мая 1996 года
N 712

                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                     Указом Президента
                                                  Российской Федерации
                                                     от 14 мая 1996 г.
                                                                 N 712

        Основные направления государственной семейной политики

                             I. Введение

     1. Основные   направления   государственной   семейной   политики
разработаны исходя из:
     непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;
     понимания важности семьи в жизни общества,  ее роли в  воспитании
новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса;
     признания необходимости учета интересов семьи и  детей,  а  также
принятия   специальных   мер   их   социальной   поддержки   в  период
социально-экономической трансформации общества;
     учета потребности   в  определении  идеологии,  основной  цели  и
первоочередных мер государственной  семейной  политики  в  современных
условиях.
     2. Государственная семейная политика  является  составной  частью
социальной   политики   Российской   Федерации  и  представляет  собой
целостную  систему   принципов,   оценок   и   мер   организационного,
экономического,       правового,       научного,      информационного,
пропагандистского и кадрового  характера,  направленных  на  улучшение
условий и повышение качества жизни семьи.
     3. Объектом государственной  семейной  политики  является  семья.
Сегодня  преобладающим  типом российской семьи является простая семья,
состоящая из супругов с детьми или без них, - 67 процентов семей.
     Еще 12  процентов  супружеских  пар  живут  с  одним из родителей
супругов или с другими родственниками.  Сложных семей,  включающих две
или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента.
     Все возрастающую  долю  семей  составляют   неполные   семьи   13
процентов.  В  подавляющем  большинстве  случаев  это  семьи  одиноких
матерей,  разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два
ребенка.
     4. Субъектами государственной семейной политики выступают  органы
законодательной  и  исполнительной власти всех уровней,  работодатели,
общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы,
религиозные    конфессии,    благотворительные    фонды,    зарубежные
организации, юридические и физические лица.
     5. Государственная  семейная политика может быть эффективной лишь
в том случае,  когда она является органичным элементом всей социальной
политики,   взаимосвязанным  со  всеми  ее  направлениями  на  стадиях
выработки, принятия и реализации решений.
     6. Содержание   государственной  семейной  политики  находится  в
прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.
     В настоящее   время,   в   условиях  выхода  страны  из  кризиса,
необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и  стабилизацию
положения  семьи,  а  также  создание  предпосылок  для  улучшения  ее
жизнедеятельности в будущем.
     Учитывая невозможность  разработки конкретных мер государственной
семейной  политики  без   детальной   оценки   социально-экономической
ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные
направления государственной семейной политики включают в  себя  только
неотложные мероприятия на переходный период.
     Приоритетность мер государственной семейной политики определяется
на  основе  оценки  остроты  и  значимости  проблем семьи,  степени их
влияния на  реализацию  основных  функций  семьи,  учитывая  при  этом
ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.
     7. Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение
социального правового государства на демократических основах,  как это
установлено Конституцией Российской Федерации,  определяют соотнесение
государственной     семейной     политики    с    положениями    таких
международно-правовых актов,  как Всеобщая декларация  прав  человека,
Международный  пакт об экономических,  социальных и культурных правах,
Конвенция о ликвидации всех форм  дискриминации  в  отношении  женщин,
Конвенция  о  правах ребенка,  Венская декларация и Программа действий
Всемирной конференции  по  правам  человека,  Пекинская  декларация  и
Платформа   действий  четвертой  Всемирной  конференции  по  положению
женщин,  а  также  с  документами  Международной  организации   труда,
Всемирной  организации  здравоохранения,  Детского  фонда ООН и других
международных организаций.

              II. Цель государственной семейной политики

     8. Цель   государственной   семейной   политики   заключается   в
обеспечении  государством необходимых условий для реализации семьей ее
функций и повышении качества жизни семьи.

       III. Основные принципы государственной семейной политики

     9. Самостоятельность и  автономность  семьи  в  принятии  решений
относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические
меры государственной  семейной  политики  должны  не  регламентировать
поведение  семьи,  а  способствовать  ее  саморазвитию,  предоставлять
возможность выбора форм поддержки.
     10. Равенство  семей  и  всех  их  членов  в  праве  на поддержку
независимо от социального положения,  национальности, места жительства
и религиозных убеждений.
     11. Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности
рождения  и  от  того,  в какой семье он воспитывается.  Меры семейной
политики должны быть направлены  на  обеспечение  выживания  и  защиты
ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального
и социального развития.
     12. Равноправие  между  мужчинами  и женщинами в достижении более
справедливого  распределения  семейных   обязанностей,   а   также   в
возможностях   самореализации   в  трудовой  сфере  и  в  общественной
деятельности.
     13. Единство  семейной  политики  на  федеральном  и региональном
уровнях.  Утверждение  Президентом   Российской   Федерации   Основных
направлений    государственной   семейной   политики   и   обеспечение
предоставления семье установленных на федеральном  уровне  минимальных
социальных  гарантий  и  льгот;  их  дополнение  и  развитие на уровне
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     14. Партнерство  семьи и государства,  разделение ответственности
за    семью,    сотрудничество    с    общественными    объединениями,
благотворительными организациями и предпринимателями.
     15. Принятие на себя  государством  обязательств  по  безусловной
защите  семьи от нищеты и лишений,  связанных с вынужденной миграцией,
чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера,  войнами
и вооруженными конфликтами.
     16. Осуществление дифференцированного  подхода  в  предоставлении
гарантий   по  поддержанию  социально  приемлемого  уровня  жизни  для
нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным  членам
семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.
     17. Преемственность и стабильность мер  государственной  семейной
политики.  Сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи,
их дальнейшее совершенствование.

      IV. Основные направления государственной семейной политики

     18. Обеспечение условий для преодоления  негативных  тенденций  и
стабилизации  материального  положения  семей,  уменьшение  бедности и
увеличение помощи малоимущим семьям, включая:
     а) меры  по  стабилизации  ситуации  на  рынке труда,  сокращению
уровня безработицы,  в том числе скрытой,  усилению социальной  защиты
работников,  высвобождаемых  в  результате  банкротства  и структурной
перестройки организаций,  с  учетом  семейного  положения  работников,
числа иждивенцев, в том числе детей;
     б) усиление гарантий занятости на рынке труда для  работников  из
семей,  нуждающихся  в  повышенной социальной защите (семей одиноких и
многодетных родителей,  инвалидов,  пенсионеров), путем стимулирования
создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их
профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых
или иных льгот организациям, использующим их труд;
     в) поддержку  развития  индивидуальной   трудовой   деятельности,
семейного предпринимательства и фермерства;
     г) обеспечение  государственных  гарантий  общеобразовательной  и
профессиональной   подготовки  несовершеннолетней  молодежи,  особенно
профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
     д) обеспечение условий для  установления  фактического  равенства
прав  и  возможностей  женщин  и мужчин на рынке труда,  для повышения
конкурентоспособности женской рабочей силы,  адаптации женщин к  новым
экономическим отношениям;
     е) учет при  совершенствовании  налоговой  политики  в  отношении
физических лиц,  оплаты труда, при государственном регулировании цен и
тарифов   для   населения    необходимости    содержания    семьи    с
нетрудоспособными  членами  за  счет  трудовых  доходов  и  социальных
выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей
семьи,  включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта,
коммунального хозяйства, культурных учреждений;
     ж) дальнейшее  развитие  системы  семейных пособий,  охватывающей
поддержкой  все  семьи   с   несовершеннолетними   детьми;   поэтапное
увеличение  доли  расходов  на  семейные  пособия  (включая пособия по
беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора  лет)
в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента.
     Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких
матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются
от уплаты алиментов.  Увеличение  размеров  пенсий  на  детей-сирот  и
детей-инвалидов.  Обеспечение  своевременной и полной выплаты семейных
пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный
контроль на федеральном уровне;
     з) повышение гарантий  материального  обеспечения  ребенка  путем
усиления  государственного контроля за своевременной и полной выплатой
алиментов;  заключение  с  государствами  -  участниками   Содружества
Независимых  Государств,  государствами  ближнего  зарубежья и другими
государствами договоров,  предусматривающих выполнение гражданами этих
государств   и   гражданами   Российской   Федерации  обязанностей  по
содержанию детей;
     и) расширение  натуральных выдач,  льгот и дополнительных целевых
выплат  семьям  с  детьми  в  субъектах  Российской  Федерации   путем
сочетания   различных  форм  социальной  поддержки  семьи  и  детей  в
зависимости от семейного состава населения и  социально-экономического
и демографического развития регионов;
     к) укрепление в ходе жилищной реформы  фонда  государственного  и
муниципального  жилья.  Кредитование и частичное субсидирование семей,
осуществляющих  строительство   и   приобретение   жилья.   Сохранение
льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей
с  инвалидами.  Обеспечение  экономически  обоснованного   соотношения
доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.
     19. Обеспечение работникам,  имеющим детей, благоприятных условий
для   сочетания   трудовой   деятельности   с   выполнением   семейных
обязанностей, включая:
     а) распространение  на  отца прав на льготы в связи с воспитанием
детей,   предоставляемые   в   настоящее   время    на    производстве
женщине-матери;
     б) усиление    государственного    контроля    за     соблюдением
законодательства   Российской   Федерации   в  части  правовой  защиты
интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере
труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в
том числе  в  случае  безработицы,  при  приеме  на  работу  женщин  и
несовершеннолетних, при прекращении трудового договора (контракта), по
обеспечению гарантий и льгот,  предоставляемых работающим  женщинам  в
связи с материнством;
     в) введение   экономических   стимулов   и   льгот,    повышающих
заинтересованность  организаций  в  приеме на работу граждан с высокой
семейной  нагрузкой,  в  том  числе  на  условиях  неполного  рабочего
времени, по гибкому графику или на дому;
     г) бесплатную    профессиональную    переподготовку,    повышение
квалификации  или  переобучение работниц,  имеющих перерывы в трудовой
деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
     д) обеспечение  доступности  для  всех  детей  детских дошкольных
учреждений  путем  развития  сети  таких  учреждений  различных   форм
собственности.   Субъекты   Российской  Федерации  и  органы  местного
самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство,  ремонт  и
текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и
устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;
     е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений,
летних оздоровительных лагерей  для  школьников  в  целях  обеспечения
гармоничного   художественного,  духовно-нравственного  и  физического
развития детей и подростков,  а также надзора за детьми  в  то  время,
когда их родители заняты трудовой деятельностью.
     20. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:
     а) доступная   для   всех  семей  медицинская  помощь  на  основе
сочетания  бесплатной  медицинской  помощи  и  платного   медицинского
обслуживания;
     б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до
18 лет;
     в) профилактика      врожденной      инвалидности,       развитие
медикогенетической  помощи  населению,  совершенствование  и внедрение
перинатальных  технологий  для  ранней  диагностики   плода,   системы
обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
     г) улучшение медико-социальной  помощи  детям-инвалидам,  включая
квалифицированное     восстановительное    лечение,    протезирование,
санаторное лечение,  реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск
специальных тренажеров,  приспособлений,  колясок, мебели, спортивного
инвентаря.  Создание и внедрение программ обучения  родителей  основам
реабилитации   и   воспитания   детей   с  физическими  и  умственными
недостатками;
     д) развитие  учреждений  социального  обслуживания  семьи в целях
оказания услуг по уходу за детьми,  престарелыми  и  больными  членами
семьи,   материальной   и   консультативной  поддержки  нуждающихся  в
посторонней  помощи  семей,  отдельных  членов   семьи   в   кризисных
ситуациях.  Создание  учреждений  для временного проживания беременных
женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также
обеспечение   проживающих   в   указанных   учреждениях   правовой   и
психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;
     е) развитие   системы   охраны  репродуктивного  здоровья  семьи.
Укрепление службы планирования  семьи.  Высококачественное  санитарное
просвещение,  особенно  подростков,  по  вопросам полового воспитания,
безопасного  материнства,   профилактики   заболеваний,   передающихся
половым путем.
     21. Усиление помощи семье в воспитании детей путем:
     а) государственной  финансовой поддержки издания массовым тиражом
и распространения книг по  воспитанию  ребенка  и  уходу  за  ним,  по
проблемам семейных отношений;
     б) распространения  специальной  литературы   для   семьи   среди
молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;
     в) запрета  на  изготовление,  распространение  и  рекламирование
печатных   изданий,   изображений,   видеокассет   или  иных  изделий,
пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
     г) государственной    координации    и    финансовой    поддержки
нравственного,  этического и экологического  просвещения  населения  и
введения  программ  такого  просвещения для детей и молодежи в детских
дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных
заведениях;
     д) формирования   и   укрепления   комиссий   по   защите    прав
несовершеннолетних;
     е) создания  системы  специализированных  социальных  служб   для
безнадзорных  детей  и  подростков  (подкинутых;  утративших семейные,
родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в
учебно-воспитательных учреждениях;  оставшихся без попечения родителей
или лиц,  их заменяющих;  не  имеющих  постоянного  места  жительства,
средств к существованию;  задержанных за бродяжничество;  подвергшихся
любым формам физического или психического насилия);
     ж) совершенствования    деятельности   органов   внутренних   дел
Российской  Федерации,  органов  образования  и   здравоохранения   по
профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

V. Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной
                               политики

     22. Для обеспечения постоянно действующего  механизма  управления
необходимо   укрепить   или  создать  в  составе  федеральных  органов
исполнительной   власти    социальной    направленности    специальные
подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной
политики (в пределах их компетенции).
     23. Обеспечивать     государственную    поддержку    деятельности
общественных  объединений,  благотворительных   фондов,   занимающихся
проблемами семьи.
     24. Обеспечивать   своевременную   и   полную   реализацию   всех
федеральных  и  региональных социальных целевых программ,  в том числе
федеральной программы "Дети России", имеющей статус президентской.
     25. Создать   надежный  механизм  финансирования  государственной
семейной   политики.   Рассмотреть   возможность   финансирования    в
перспективе  из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов
мер  государственной  семейной  политики,  определенных   в   качестве
федеральных   социальных  гарантий.  Активно  привлекать  внебюджетные
средства,  в том числе средства частных  и  благотворительных  фондов,
страховых фондов.
     26. Провести экспертизу  законодательства  Российской  Федерации,
разработать  предложения  по обеспечению его соответствия изложенным в
Основных  направлениях  государственной  семейной  политики  принципам
государственной семейной политики.
     27. Осуществлять экспертизу всех законопроектов  с  точки  зрения
оценки влияния принимаемых мер на положение семьи,  условия реализации
ею своих функций.
     28. Разработать  и  реализовать  программы  правового просвещения
семьи,  разъясняющие  права  семьи  и  ее  членов  на  государственную
поддержку,  в том числе в сфере труда,  здравоохранения,  образования,
социального обеспечения и социального обслуживания, и другие.
     29. Обеспечить изучение экономических, демографических, правовых,
педагогических,  социально-психологических проблем  российских  семей.
Предусмотреть координацию и финансирование научных исследований.
     30. Осуществлять  постоянный  мониторинг   положения   российских
семей.   В   целях   обеспечения  информирования  федеральных  органов
исполнительной  власти,  органов  государственной   власти   субъектов
Российской  Федерации,  органов  местного самоуправления и населения о
проблемах  семей  подготавливать  национальные  доклады  о   положении
российских семей.
     31. Совершенствовать  социальную  и  демографическую  статистику,
характеризирующую положение российских семей.
     Обеспечить своевременную   и   полную    разработку    материалов
предстоящей   Всероссийской  переписи  населения  1999  года  в  части
социально-экономических  и  демографических  характеристик  семей  как
важнейшего источника данных о положении семей.
     32. Сотрудничать  со  средствами  массовой  информации  в   целях
обеспечения широкого и объективного освещения в них проблем семьи.
     33. В  целях  кадрового  обеспечения  разработки   и   реализации
государственной   семейной   политики   осуществлять   в   необходимых
количествах подготовку и переподготовку  научных  и  преподавательских
кадров,  а  также  специалистов  широкого  профиля по работе с семьей:
социальных  работников,  педагогов,  юристов,   демографов,   медиков,
психологов, социологов и других.
     Разрабатывать специальные  учебные  программы,  обеспечивать   их
научной и методической литературой, справочными пособиями.