О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ), НА 1996-1997 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА "АНТИ-ВИЧ/СПИД" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 1 мая 1996 г. N 540 (РГ 96-96) В целях предупреждения распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД" (далее именуется - Программа). 2. Определить Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации государственными заказчиками Программы. 3. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Программы на основе межотраслевой координации и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации предусматривать при разработке проектов федерального бюджета выделение необходимых средств для реализации Программы. 5. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации осуществлять финансирование Программы в 1996 году в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на эти цели. 6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить соответствующие региональные программы. Председатель Правительства РФ В. Черномырдин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 540 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы - федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД" Основание для разработки - статья 15 Федерального закона "О Программы предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ Государственные заказчики - Государственный комитет санитарно - Программы эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Основные разработчики - Государственный комитет Программы санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Цели и задачи Программы - цель - предупреждение распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Задачи соответствуют основным направлениям Программы Основные исполнители - территориальные органы и Программы учреждения Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Сроки реализации Программы - 1996-2000 годы (комплексных проектов) Перечень основных - правовое обеспечение мероприятий мероприятий Программы по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией; развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий; обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей; совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции; подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции; социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей; международное сотрудничество Объемы и источники фи- - на 1997 год: из средств нансирования федерального бюджета - 40263 (в ценах 1995 года) млн. рублей, из средств Госкомсанэпиднадзора России и Минздравмедпрома России - 5200 млн. рублей; на весь период: из федерального бюджета - 234016,8 млн. рублей, из средств Госкомсанэпиднадзора России и Минздравмедпрома России - 20078 млн. рублей Ожидаемые результаты - замедление темпов распространения реализации Программы ВИЧ-инфекции на территории России, уменьшение числа больных СПИДом, что, в свою очередь, приведет к снижению расходов на лечение и уменьшению потерь трудоспособного населения Система организации - информация и доклады о ходе контроля за исполнением выполнения Программы и об Программы использовании средств федерального бюджета представляются в установленном порядке ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ Введение Федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД" (далее именуется - Программа) разработана в целях реализации статьи 15 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и в соответствии с протоколом заседания Санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 5. Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к Федеральной целевой программе на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (АнтиСПИД), утвержденной Верховным Советом Российской Федерации 13 июля 1993 г. и является ее логическим продолжением. Состояние проблемы Стремительность нарастания масштабов пандемии ВИЧ-инфекции в мире, отсутствие надежных средств профилактики и лечения дают право отнести эту проблему к самым острым вопросам современности. Актуальность этой проблемы для всего человечества определена Декларацией Парижской встречи на высшем уровне 1 декабря 1994 г. С начала регистрации ВИЧ-инфекции в мире (1981 год) и по состоянию на 1 января 1995 г. по оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения в мире инфицировано 20 млн. человек, из них 1,5 млн. детей. Общее число ВИЧ-инфицированных, у которых болезнь уже достигла поздней стадии (то есть СПИДа), составляет 4,5 млн. человек. Несмотря на то что Россия относится к странам со сравнительно низким уровнем распространения ВИЧ-инфекции, острота проблемы для Российской Федерации не может быть приуменьшена, поскольку наблюдается неуклонное нарастание интенсивности эпидемического процесса. С начала регистрации ВИЧ-инфекции в России (1987 год) и по состоянию на 31 декабря 1995 г. зарегистрировано 1060 ВИЧ-инфицированных. Диагноз СПИДа установлен 192-м из них. Из общего числа зарегистрированных умерли 166 человек, в том числе 74 ребенка. Около одной трети зарегистрированных ВИЧ-инфицированных составляют дети (277), что связано с возникновением в 1989-1990 годах внутрибольничных очагов ВИЧ-инфекции в Калмыкии, Ростовской, Волгоградской областях и Ставропольском крае. Кроме того, 16 детей рождены от ВИЧ-инфицированных матерей. Меры по пресечению распространения инфекции при медицинских манипуляциях дали положительные результаты, и с 1991 года такой путь передачи вируса иммунодефицита человека не зарегистрирован. С этого времени ВИЧ-инфекция передается в России в основном половым путем, 80 процентов среди вновь выявленных ВИЧ-инфицированных за последние 5 лет составляют лица в возрасте от 20 до 40 лет. Темпы роста заболеваемости среди взрослого населения с каждым годом увеличиваются, и в 1991 году по сравнению с предыдущим они составили 11,4 процента, в 1992 году - 14,7 процента, в 1993 году - 26,9 процента, в 1994 году - 48,4 процента. Следствием распространения ВИЧ-инфекции является не только урон, наносимый здоровью граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных, утратой ими трудоспособности, воспитанием сирот умерших от СПИДа родителей. С целью предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и снижения социально-экономических последствий от СПИДа Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году была принята Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (Анти-СПИД). Однако эта программа была реализована неполностью из-за неудовлетворительного финансирования (получено 42 процента запланированных на программу средств). Таким образом, несмотря на угрозу эпидемии ВИЧ-инфекции в России, в стране не создана единая система целенаправленного информирования населения через средства массовой информации о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции, не проводится индивидуальная работа с населением. Добровольное (анонимное) обследование на ВИЧ-инфекцию выполняется без проведения до и послетестового консультирования, что резко снижает эффективность этого мероприятия в ограничении распространения заболевания. Материально-техническое состояние 26 процентов лабораторий, осуществляющих диагностику ВИЧ-инфекции в России, не отвечает современным требованиям. В стране не создана единая компьютерная информационная сеть, обеспечивающая закрытые информационные потоки по проблеме СПИДа, а также гарантирующая преемственность в лечении больных и полное сохранение врачебной тайны. Лечение ВИЧ-инфицированных осложняется отсутствием эффективных препаратов для лечения СПИД-ассоциированных заболеваний. Проблема распространения ВИЧ-инфекции в России требует участия в ее разрешении федеральных органов исполнительной власти и должна решаться в рамках Программы и соответствующих региональных программ, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами. Основная цель и задачи, сроки и этапы реализации Программы Основной целью Программы является предупреждение распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией; развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий; обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей; совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции; подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции; социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей; организация международного сотрудничества. Мероприятия, предусмотренные Программой, будут осуществляться в течение 1996-2000 годов. Система программных мероприятий Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции регулируются Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", а также Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами в области здравоохранения. Однако выполнение указанных актов в ряде случаев затруднено в связи с отсутствием эффективных механизмов их реализации. В Программе предусматриваются: развитие системы нормирования, предусматривающей пересмотр действующих и разработку новых правил и норм, методических указаний и инструкций; пересмотр устаревших и подготовка новых организационно-распорядительных документов Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции; проведение необходимых организационных и практических мероприятий по внедрению Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"; разработка и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы. Развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции Основным путем распространения ВИЧ-инфекции является заражение при половых контактах. В связи с этим самыми доступными и эффективными мерами профилактики заболевания являются повышение уровня нравственного и полового воспитания населения, особенно молодежи, применение средств индивидуальной защиты и информирование населения о доступных мерах профилактики. В Программе предусматриваются: создание и трансляция по каналам телевидения и радиовещания тематических видеофильмов, видеоклипов, радиопередач и радиоклипов, их тиражирование и распространение для трансляции по каналам телевидения и радиовещания субъектов Российской Федерации; подготовка пресс-релизов, публикаций в печати, выступлений по телевидению и радио ведущих ученых и работников здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, представителей общественных организаций по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции; подготовка, издание и распространение санитарно-просветительных материалов для различных групп населения; разработка и внедрение дифференцированных учебных программ, пособий по нравственному и половому воспитанию подростков и молодежи; разработка и внедрение в практику совместно с неправительственными организациями, занимающимися вопросами профилактики ВИЧ-инфекции, информационно-пропагандистских материалов для лиц из групп повышенного риска заражения (моряков, шоферов дальних перевозок, представителей сексуальных меньшинств, наркоманов, проституток); систематическое проведение социологических исследований по проблеме ВИЧ-инфекции. Совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий В Российской Федерации разработана и внедрена система эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий. Однако развитие социально-экономических процессов в обществе и особенности эпидемии ВИЧ-инфекции в России требуют пересмотра и совершенствования системы эпидемиологического надзора, усиления государственного контроля за выполнением профилактических и противоэпидемических мероприятий. В Программе предусматриваются: разработка и внедрение методических указаний по организации эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий; подготовка и распространение оперативной эпидемиологической информации, информационных бюллетеней, аналитических обзоров эпидемиологической обстановки; разработка и внедрение единой компьютерной информационно-аналитической системы эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции; оснащение федерального и региональных центров эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции и территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом компьютерной и множительной техникой, средствами телекоммуникаций для обеспечения работы единой компьютерной системы. Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей В результате проведенных мероприятий в течение последних 5 лет в Российской Федерации не было случаев заражения ВИЧ-инфекцией в больницах, практически не регистрируется инфицирование при переливании крови, применении медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей. Однако из-за возможности парентерального заражения ВИЧ-инфекцией при несоблюдении правил дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария, обследовании доноров и заготовки крови, биологических жидкостей, органов и тканей, приготовления медицинских иммунобиологических препаратов из компонентов крови эта проблема остается актуальной для органов и учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. В Программе предусматриваются: пересмотр ОСТа-42-21-2-85 "Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения", разработка соответствующего государственного стандарта; разработка и внедрение системы тестового контроля знаний медицинских работников по вопросам стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения; разработка и внедрение современных методов дезинфекции и стерилизации стоматологического инструментария, наркозно-дыхательной аппаратуры, аппаратов искусственного кровообращения, аппаратов "искусственная почка". разработка и внедрение санитарно-эпидемиологических правил и технологий по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции при заготовке и использовании крови, биологических жидкостей, органов и тканей, приготовлении медицинских иммунобиологических препаратов. Совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Первичная лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции, а также референс-исследования осуществляются в специализированных учреждениях здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. Стационарное обследование и лечение больных проводится в основном в двух специализированных учреждениях в г.Москве и г. Усть-Ижоре Ленинградской области. Для совершенствования диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний требуется улучшить материально-техническую базу этих учреждений, обеспечить их качественными тест-системами, диагностическим оборудованием и лекарственными препаратами, создать систему медико-психологической поддержки ВИЧ-инфицированных. В Программе предусматриваются: расширение сети, а также нормативное и методическое обеспечение работы кабинетов добровольного обследования и консультирования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции при федеральном, региональных центрах эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом, дерматовенерологических и наркологических диспансерах; обеспечение учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфекции, современным оборудованием, тест-системами для диагностики ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний, средствами индивидуальной защиты персонала; создание и развитие системы внешнего контроля качества лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции; создание сети и нормативно-методическое обеспечение кабинетов медико-психологической поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей при центрах СПИДа; обеспечение лечебно-профилактических учреждений и территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом препаратами для лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний; организация опытного производства и проведение клинических испытаний перспективных средств лечения ВИЧ-инфекции. Подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции Подготовка кадров в Российской Федерации по проблеме ВИЧ-инфекции проводится в федеральном и региональных центрах эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, расположенных на базе профильных научно-исследовательских институтов, в институтах повышения квалификации врачей и территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом. Внедрение в практику новых методов диагностики, лечения, профилактики и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции требует совершенствования системы подготовки врачей и среднего медицинского персонала по этим вопросам. В Программе предусматриваются: адаптация и внедрение программ Всемирной организации здравоохранения для обучения медицинских кадров по вопросам ВИЧ-инфекции; организация конференций, семинаров, совещаний по проблеме ВИЧ-инфекции, участие в международных конференциях, семинарах по этой проблеме; составление и издание информационно-методических материалов по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции; перевод и издание зарубежных материалов по проблеме ВИЧ-инфекции; подготовка и издание книг, брошюр по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции; Социальная защита ВИЧ-инфицированных,членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей Несмотря на то что ВИЧ-инфекция в России зарегистрирована с 1987 года, вопросы социальной защиты ВИЧ-инфицированных, членов их семей, а также лиц, работающих с больными ВИЧ-инфекцией или инфицированным материалом, не решались должным образом. Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" определяет меры по защите прав и свобод ВИЧ-инфицированных, персонала, осуществляющего диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, и требует их внедрения. В Программе предусматриваются: обеспечение пребывания с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего; оплата листка временной нетрудоспособности одному из родителей или иному законному представителю ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего на время совместного пребывания с ним в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь; оплата проезда одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно; организация и обеспечение деятельности оздоровительного лагеря для ВИЧ-инфицированных детей; обеспечение обязательного государственного страхования работников предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека; выплата надбавок к должностному окладу, установление сокращенного рабочего дня и дополнительного отпуска работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику ВИЧ-инфекции и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. Научные исследования по проблеме ВИЧ-инфекции Научные исследования по проблеме ВИЧ-инфекции выполняются в рамках государственной научно-технической программы России "Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении". Международное сотрудничество Международное сотрудничество планируется осуществлять в рамках Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу. Предполагается развивать международные связи с аналогичными органами и учреждениями других государств по вопросам профилактики, диагностики, лечения и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции. В Программе предусматриваются: заключение соглашений и участие в реализации международных договоров по вопросам профилактики, диагностики, клиники, лечения и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции; участие в реализации международных проектов и программ, направленных на осуществление профилактики, диагностики, лечения и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции; изучение практики международного законодательства в этой области и ее использование в деятельности государственных служб контроля. Финансирование Программы В таблицах 1 и 2 указаны необходимые для реализации Программы финансовые ресурсы, их объемы и источники поступления. Таблица 1 Источники и объемы финансирования Программы _______________________________________________________________________ | Расходы (млн. рублей, в ценах 1995 года) | |_____________________________________________________________________| | Расходы и источники |Всего |1996 | 1997 |1998-2000| | финансирования | | год | год | годы | ____________________________________|________|_____|________|__________ ВСЕГО 259295,2 - 45463,8 213831,4 в том числе: федеральный бюджет 234016,8 - 40263,8 193753 средства Госкомсанэпиднадзора России и Минздравмедпрома России 25278,4 - 5200 20078,4 внебюджетные источники - - - - КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ - - - - Научно-исследовательские - - - - и опытно-конструкторские работы ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 259295,2 - 45463,8 213831,4 в том числе: федеральный бюджет 234016,8 - 40263,8 193753 средства Госкомсанэпиднадзора России и Минздравмедпрома России 25278,4 - 5200 20078,4 Примечание. Финансирование основных мероприятий Программы в 1996 году обеспечивается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 июля 1995 г. N ВЧ-П12-22299 Таблица 2 Распределение финансовых средств из федерального бюджета по направлениям Программы ________________________________________________________________________ |Объем финансирования | | |Наименование раздела | (млн. рублей, в ценах 1995 года) | | |_________________________________________| | |Всего |1996 |1997 |1998-2000 | | | |год |год | годы | _____________________________|________|______|________|_________________ Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией 50 - 50 - Развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ - инфекции 61365,5 - 15489,5 45876 Совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий 2914,1 - 913,5 2000,6 Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей 372,8 - 227,8 145 Совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции 164067 - 22179,4 141887,6 Подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции 5115,4 - 1370,6 3744,8 Социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей 132 - 33 99 ______________________________________________________________________ ИТОГО 234016,8 - 40263,8 193753 Примечание. Финансирование основных мероприятий Программы в 1996 году обеспечивается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 июля 1995 г. N ВЧ-П12-22299 Механизм реализации и организация управления Программой В Программе предусматриваются назначение руководителей Программы, организация консультативных советов при них, проведение систематического мониторинга независимой комплексной оценки выполнения Программы и при необходимости ее корректировки разработка соответствующих критериев и методик. Основные направления и отдельные разделы Программы ежегодно будут корректироваться с учетом эпидемиологической обстановки, результатов научных исследований, проводимых в этой области, а также социально-экономического положения страны и развития международных связей. Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Текущее управление осуществляется дирекцией Программы, формируемой указанными федеральными органами исполнительной власти. Контроль за ходом реализации Программы Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Реализация мероприятий Программы позволит ограничить распространение ВИЧ-инфекции на территории России. Выполнение мероприятий по созданию единой системы санитарно-просветительной работы среди широких масс населения и групп риска по профилактике данного заболевания, совершенствованию эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, обеспечению безопасности медицинских манипуляций и донорской крови приведет к ограничению распространения ВИЧ-инфекции в России. Своевременная диагностика и квалифицированное лечение ВИЧ-инфицированных позволят отдалить наступление стадии СПИДа, что приведет к сохранению трудоспособности больных и экономии средств, затрачиваемых на их лечение, даст экономию по выплатам пособий по инвалидности, воспитанию детей-сирот умерших от СПИДа родителей. Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом позволит решить проблему защиты прав ВИЧ-инфицированных и членов их семей и снизить смертность в результате суицидов. Таким образом, экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ), НА 1996-1997 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА "АНТИ-ВИЧ/СПИД" Oбьем финансирования из федерального бюджета (млн.рублей, в ценах 1995 г.) ______________________________________________________________________________________________ | Мероприятия | В том числе | | | |_____________________________________| Исполнители | | | всего | 1996 | 1997 |1998-2000| | | | | год | год | годы | | ____________________________|_________|________|________|_________|___________________________ 1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ 1.1. Разработка и 50 - 50 - Минздравмедпром России принятие в установленном Госкомсанэпиднадзор России порядке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы Ожидаемые результаты: пересмотр устаревших и подготовка новых документов по вопросам эпиднадзора, диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции; выпуск сборника разработанных документов ВСЕГО 50 - 50 - 2.РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ДОСТУПНЫХ МЕРАХ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ 2.1. Создание и 16290 - 4072,5 12217,5 Госкомсанэпиднадзор России трансляции по каналам Минздравмедпром России федерального телевидения ФСТР России и радиовещания Роскомкино тематических передач Минобразование России Ожидаемые результаты: создание видеофильмов - 8, видеоклипов - 36, радиопередач - 100, радиоклипов - 150 2.2. Тиражирование и ра- 440,0 - 110,0 330,0 Госкомсанэпиднадзор России спространение видеофиль- Минздравмедпром России мов и видеоклипов для организации трансляции по каналам местного телеви- дения Ожидаемые результаты: намечается тиражирование 44 видеофильмов и видеоклипов 2.3. Подготовка, издание 44000 - 11000 33000 Госкомсанэпиднадзор России и распространение санита- Минздравмедпром России рно-просветительных ма- Роскомпечать териалов для различных Минобразование России групп населения Ожидаемые результаты: разработка и издание 5 млн. плакатов, 50 млн. памяток, 50 млн. буклетов по ВИЧ-инфекции 2.4. Разработка, издание 120 - 120 - Минздравмедпром России и внедрение дифференциро- Госкомсанэпиднадзор России ванных программ по нравс- Минобразование России твенному и половому вос- Госкомвуз России питанию для включения в учебные программы соот- ветствующих учреждений Ожидаемые результаты: разработка, издание указанных программ обучения для начальной, основной, средней общеобразовательных школ, профессиональных учебных заведений, высших учебных заведений 2.5. Разработка учебных 60 - 60 - Минздравмедпром России пособий по нравственному Госкомсанэпиднадзор России и половому воспитанию Минобразование России Госкомвуз России Ожидаемые результаты: разработка учебных пособий для учащихся и учителей начальной, основной и средней общеобразовательных школ, для учащихся и преподавателей профессиональных учебных заведений, для студентов и преподавателей высших учебных заведений 2.6. Разработка и издание 17,5 - 17,5 - Минздравмедпром России комплекта учебно-методи- Госкомсанэпиднадзор России ческих пособий для работы активистов из неправитель- ственных организаций с группами риска заболевания ВИЧ-инфекцией по вопросам ее профилактики Ожидаемые результаты: разработка и издание учебно-методических пособий для моряков, туристов, проституток, наркоманов и предста- вителей сексуальных меньшинств 2.7. Организация и про- 438 - 109,5 328,5 Госкомсанэпиднадзор России ведение систематических Минздравмедпром России социологических исследо- ваний по проблеме ВИЧ-ин- фекции Ожидаемые результаты: использование информации для оценки и кор- ректировки проводимой санитарно-просветительной работы по укрупнен- ным экономическим районам ВСЕГО 61365,5 - 15489,5 45876 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 3.1. Разработка и вне- 12 - 12 - Госкомсанэпиднадзор России дрение методических ука- заний по организации эпи- демиологического надзора за распространением ВИЧ- инфекции и контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий Ожидаемые результаты: подготовка, издание и рассылка указанных методических рекомендаций 3.2. Подготовка, издание 72 - 18 54 Госкомсанэпиднадзор России и распространение оператив- ной эпидемиологической информации, бюллетеней, аналитических обзоров по ВИЧ-инфекции Ожидаемые результаты: составление и издание бюллетеней тиражом 200 экземпляров и рассылка их по территориям 3.3. Разработка и внед- 1196,5 - 468,5 701 Госкомсанэпиднадзор России рение единой компьютерной Минздравмедпром России информационно-аналитичес- кой системы эпидемиологи- ческого надзора за распро- странением ВИЧ-инфекции "Анти-СПИД" Ожидаемые результаты: создание единой системы передачи информации о ВИЧ-инфицированных в целях соблюдения ее конфиденциальности и обеспечения преемственности в лечении 3.4. Оснащение региона- 1660,6 - 415 1245,6 Минздравмедпром России льных и территориальных Госкомсанэпиднадзор России центров по профилактике и борьбе со СПИДом оборудова- нием для создания еди- ной компьютерной системы "Анти-СПИД" Ожидаемые результаты: оснащение 96 центров по профилактике и борьбе со СПИДом компьютерной и множительной техникой, средствами телекоммуникаций ВСЕГО 2914,1 - 913,5 2000,6 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ, ДОНОРСКОЙ КРОВИ, МЕДИЦИНСКИХ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕ- ПАРАТОВ, БИОЛОГИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ, ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ 4.1. Пересмотр ОСТа-42-21- 13 - 13 - Госкомсанэпиднадзор России 2-85 "Стерилизация и дезинфекция изделий ме- дицинского назначения", разработка соответствую- щего ГОСТа Ожидаемые результаты: создание стандартов, отвечающих современным требованиям 4.2. Разработка и внед- 340,8 - 195,8 145 Госкомсанэпиднадзор России рение современных методов Минздравмедпром России дезинфекции и стерилиза- ции Ожидаемые результаты: разработка и внедрение современных методов дезинфекции и стерилизации стоматологического инструмен- тария, наркозно-дыхательной аппаратуры и эндоскопической аппа- ратуры, кювезов для новорожденных, аппарата искусственного кро- вообращения, аппарата "искусственная почка" 4.3.Разработка и внед- 19 - 19 - Госкомсанэпиднадзор России рение санитарно-эпидеми- Минздравмедпром России ологических правил по во- просам профилактики ВИЧ- инфекции при заготовке и использовании крови, био- логических жидкостей, ор- ганов и тканей Ожидаемые результаты: внедрение разработанных правил в ра- боту учреждений госсанэпидслужбы и здравоохранения ВСЕГО 372,8 - 227,8 145 5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ 5.1. Обеспечение учреж- 10549 - 2567,5 7981,5 Минздравмедпром России дений здравоохранения и Госкомсанэпиднадзор России госсанэпидслужбы тест-си- стемами для диагностики ВИЧ-инфекции и СПИД-ассо- циированных заболеваний Ожидаемые результаты: закупка высококачественных тест-систем для референс-диагностики ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциирован- ных заболеваний 5.2. Создание и разви- 152,4 - 38,7 113,7 Госкомсанэпиднадзор России тие системы контроля Минздравмедпром России качества лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции Ожидаемые результаты: повышение уровня лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции 5.3. Создание сети ка- 2178 - 330 1848 Минздравмедпром России бинетов медико-психоло- гической поддержки ВИЧ- инфицированных и членов их семей Ожидаемые результаты: оказание систематической квалифицированной помощи ВИЧ-инфицированным и членам их семей, а также осуществление профилактики распространения ВИЧ-инфекции 5.4. Обеспечение ле- 149500 - 18399,4 131100,2 Минздравмедпром России чебно-профилактических учреждений и территори- альных центров по про- филактике и борьбе со СПИДом препаратами для лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний Ожидаемые результаты: обеспечение ВИЧ-инфицированных на должном уровне лекарственными препаратами 5.5. Проведение клини- 1687,6 - 843,8 843,8 Минздравмедпром России ческих испытаний нового противовирусного препа- рата "Фосфазид" Ожидаемые результаты: внедрение новых лекарственных препаратов для лечения ВИЧ-инфекции ВСЕГО 164067 - 22179,4 141887,6 6. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ПО ВОПРОСАМ ДИАГНОСТИКИ, КЛИНИКИ, ЛЕЧЕНИЯ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ 6.1. Составление, изда- 2887,2 - 721,8 2165,4 Госкомсанэпиднадзор России ние и распространение ин- Минздравмедпром России формационно-методических материалов по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ- инфекции Ожидаемые результаты: повышение уровня подготовки медицинского персонала 6.2. Перевод и издание 1603,2 - 398,8 1204,4 Госкомсанэпиднадзор России зарубежных материалов по Минздравмедпром России проблеме ВИЧ-инфекции Ожидаемые результаты: повышение уровня подготовки медицинского персонала 6.3. Подготовка и изда- 625 - 250 375 Минздравмедпром России ние руководств по вопро- Госкомсанэпиднадзор России сам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции Ожидаемые результаты: повышение уровня подготовки медицинского персонала ВСЕГО 5115,4 - 1370,6 3744,8 7. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ И ЛИЦ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ РИСКУ ЗАРАЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ 7.1. Организация и обес- 132 - 33 99 Минздравмедпром России печение деятельности оз- доровительного лагеря для ВИЧ-инфицированных детей Ожидаемые результаты: направление не менее 150 ВИЧ-инфицированных детей ежегодно для отдыха и лечения ВСЕГО 132 - 33 99 _____________________________________________________________________________ ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 234016,8 - 40263,8 193753 Примечание. Финансирование основных мероприятий программы в 1996 году обеспечивается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 июля 1995 г. N ВЧ-П12-22299. |