О РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ ГОСКОМОБРАЗОВАНИЕ РФ 15 апреля 1996 г. N 667 (БКВШ 96-6) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" приказываю: 1. Утвердить структуру государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки магистров по направлениям высшего профессионального образования (далее - требования) и методические рекомендации к их разработке (приложения 1 и 2). 2. Учебно-методическим объединениям в срок до 30 июня 1996 г. разработать соответствующие требования по закрепленным за ними направлениям. 3. Исследовательскому центру проблем качества подготовки специалистов (Селезневой Н.А.) обеспечить научно-методическое и организационное сопровождение разработки требований. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление образовательно-профессиональных программ и технологий (Татура Ю.Г.) и Управление гуманитарного образования (Серикова В.В.). Заместитель председателя В.Шадриков Приложение 1 к приказу Госкомвуза России от 15 апреля 1996 г. N 667 Структура государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки магистра ------------------------------------------------------------------ Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию Утверждаю Заместитель председателя Госкомвуза России В.Д.Шадриков "___"__________1996 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистра по направлению________________________ Действуют в качестве временных требований до введения в действие стандарта Москва 1996 год 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ (КОД И НАЗВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ) 1.1. Направление утверждено приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. N 180. 1.2. Нормативный срок освоения профессиональной образовательной программы при очной форме обучения - 6 лет. Квалификация (степень) - Магистр ................... . 1.3. Проблемное поле направления (аннотированный перечень магистерских программ направления). .................................................................. .................................................................. 1.4. Магистр должен быть подготовлен: - к самостоятельной деятельности, требующей широкого образования по направлению и углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и научно-педагогической работы; - к обучению в аспирантуре. 1.5. Основные сферы профессиональной деятельности магистра: - научные и научно-производственные учреждения и организации любой формы собственности; - государственные и негосударственные средние, средние специальные и высшие учебные заведения. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКУ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ (КОД И НАЗВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ) Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра и программы специализированной подготовки. 2.1. Общие требования к образованности магистра Общие требования к образованности магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и требованиями, связанными со специализированной подготовкой. Магистр по направлению................должен быть широко эрудирован, обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам 2.2.1. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам программы обучения бакалавра Требования к знаниям и умениям по дисциплинам программы обучения бакалавра изложены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в части Требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению ...., утвержденных ................ . 2.2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам образовательной части программы специализированной подготовки 2.2.2.1. Требования по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам .................................................................. 2.2.2.2. Требования по математическим и естественнонаучным дисциплинам .................................................................. 2.2.2.3. Требования по дисциплинам направления .................................................................. 2.2.2.4. Требования по специальным дисциплинам Требования к образовательной части программы специализированной подготовки по специальным дисциплинам определяются вузом при реализации конкретной магистерской программы. 2.3. Требования к знаниям и умениям по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки Магистр должен уметь: - формулировать задачи исследования; - формировать план исследования; - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; - выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; - обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; - представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. 3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКУ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ............. ------------------------------------------------------------------- Индекс ¦ Наименование ¦ Объем ¦ дисциплины ¦ в часах -----------¦-------------------------------------------¦----------- 1 ¦ 2 ¦ 3 -----------¦-------------------------------------------¦----------- ¦ ¦ ¦ Обязательный минимум содержания ¦ ¦ программы обучения бакалавра ¦ ¦ ¦ ¦ Обязательный минимум содержания программы ¦ 8000 ¦ обучения бакалавра определен в ¦ ¦ Государственном образовательном стандарте ¦ ¦ высшего профессионального образования в ¦ ¦ части Требований к обязательному минимуму ¦ ¦ содержания и уровню подготовки бакалавра ¦ ¦ по направлению......................... , ¦ ¦ утвержденных.......... ¦ ¦ ¦ ¦ Обязательный минимум содержания ¦ ¦ программы специализированной подготовки ¦ ¦ ¦ ГСЭ-М.00 ¦ Гуманитарные и социально-экономические ¦ 200 ¦ дисциплины ¦ ¦ ¦ ГСЭ-М.01 ¦ Методология научного творчества ¦ ¦ ¦ ГСЭ-М.02 ¦ Философские вопросы естественных, ¦ ¦ гуманитарных и технических наук ¦ ¦ ¦ ГСЭ-М.03 ¦ ......................................... ¦ ¦ ¦ ЕН-М.00 ¦ Математические и естественнонаучные ¦ 72 ¦ дисциплины ¦ ¦ ¦ ЕН-М.01 ¦ Компьютерные технологии в науке и ¦ ¦ образовании ¦ ¦ ¦ ДН-М.00 ¦ Дисциплины направления ¦ 150 ¦ ¦ ДН-М.01 ¦ Современные проблемы науки ¦ ¦ ¦ ДН-М.02 ¦ История и методология науки ¦ ¦ ¦ ДН-М.03 ¦ ........................................ ¦ ¦ ¦ СД-М.00 ¦ Специальные дисциплины ¦ 1400 ¦ ¦ ¦ Обязательный минимум содержания ¦ ¦ специальных дисциплин определяется ¦ ¦ требованиями к профессиональной ¦ ¦ специализации магистра при реализации ¦ ¦ конкретной магистерской программы ¦ ¦ ¦ ДВ-М.00 ¦ Дисциплины по выбору ¦ 446 ¦ ¦ НИР-М.00 ¦ Научно-исследовательская работа ¦ 2268 ¦ ¦ НИР-М.01 ¦ Научно-исследовательская работа в ¦ ¦ семестре ¦ ¦ ¦ НИР-М.02 ¦ Практики:..... нед.;...........час. ¦ ¦ - научно-исследовательская; ¦ ¦ - научно-педагогическая ¦ ¦ ¦ НИР-М.03 ¦ Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦ ¦ ¦ Всего часов по программе ¦ 4536 ¦ специализированной подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ Общий объем часов, включая программу ¦ 12536 ¦ подготовки бакалавра ¦ ¦ ¦ Итоговая государственная аттестация: Защита выпускной квалификационной работы. Профессиональная образовательная программа подготовки магистров составлена исходя из следующих данных: - всего недель на освоение программы обучения бакалавра - 200; - всего недель на освоение программы специализированной подготовки - 100, включая: - общий объем нагрузки студентов-магистрантов - примерно 4536 час. (84 нед.), из них: теоретическое обучение и научно-исследовательская работа в семестре (...нед.); научно-исследовательская и научно-педагогическая практика (...нед.); подготовка магистерской диссертации (...нед.); - каникулы (...нед.); - итоговая государственная аттестация (...нед.); - отпуск после окончания вуза (4 нед.). Примечания. 1. При реализации программы специализированной подготовки вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала (для циклов дисциплин - в пределах 10%). 1.2. Осуществлять преподавание дисциплин, входящих в цикл, в виде авторских курсов, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом. 1.3. Устанавливать соотношение объемов между научно-исследовательской и научно-педагогической практиками. 2. Максимальный объем нагрузки студента, включая все виды его учебной, научно-исследовательской и научно-педагогической работы не должен превышать 54 часа в неделю, при этом максимальный объем аудиторных занятий студента не должен превышать 14 часов в неделю в среднем за весь период обучения. 3. Студентам предоставляется возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часов в неделю и иностранным языком. 4. Дисциплины по выбору студента могут быть ориентированы как на удовлетворение его образовательных потребностей, так и на получение конкретных знаний в сфере будущей профессиональной деятельности; они устанавливаются вузом (факультетом) при реализации конкретной магистерской программы. 5. В период действия данного документа Перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке. 6. Студентам предоставляется возможность за счет дисциплин по выбору без увеличения общего объема часов, отводимых на освоение материала, выполнить Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы". Приложение 2 к приказу Госкомвуза России от 15 апреля 1996 г. N 667 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ Учебно-методические объединения устанавливают федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров по конкретным направлениям. В связи с этим Госкомвуз России считает необходимым дать некоторые методические рекомендации УМО к разработке отдельных положений требований. В общей характеристике направления при обозначении квалификации (степени) после слова "Магистр" (пп.1.2) делается дополнение в соответствии с приложением к Инструкции "О порядке заполнения и выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании лицам, окончившим образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации". Характеристика проблемного поля направления (пп.1.3) дается в форме аннотированного перечня магистерских программ. Под магистерской программой понимается актуальная крупная научная проблема направления. Перечень магистерских программ характеризует проблемное поле направления. Аннотация магистерской программы обрисовывает проблемное поле программы. Данные о подготовленности и основных сферах профессиональной деятельности магистра (пп.1.4 и 1.5) могут быть отражены с учетом специфики направления. При разработке п. 2 и 3 требований учебно-методические объединения имеют право с учетом специфики направлений: - объединять циклы дисциплин при сохранении общего объема часов, отводимых на их освоение; - определять общую трудоемкость образовательной программы, продолжительность и структуру практик, объем каникулярного времени (но не менее объема, установленного ГОСом); - вводить в состав итоговой государственной аттестации итоговые экзамены по отдельным дисциплинам, а также итоговый междисциплинарный экзамен по направлению. Указанные в требованиях виды аттестационных испытаний будут являться обязательными для всех вузов, при этом к требованиям должна прилагаться краткая программа экзамена. Требования к магистерской диссертации будут указаны в документе, определяющем общие требования к выпускной квалификационной работе. Тем не менее учебно-методические объединения при разработке ГОСов имеют право вносить свои предложения по этому вопросу. |