О РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Приказ. Государственный комитет РФ по высшему образованию (Госкомвуз России). 15.04.96 667

          О РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ
       СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                ПРИКАЗ

                         ГОСКОМОБРАЗОВАНИЕ РФ
                          15 апреля 1996 г.
                                N 667

                             (БКВШ 96-6)



     В соответствии    с   постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 12 августа 1994 г. N 940 "Об утверждении государственного
образовательного стандарта   высшего   профессионального  образования"
приказываю:
     1. Утвердить  структуру  государственных  требований  к  минимуму
содержания и  уровню  подготовки  магистров  по  направлениям  высшего
профессионального образования  (далее  -  требования)  и  методические
рекомендации к их разработке (приложения 1 и 2).
     2. Учебно-методическим  объединениям  в  срок  до 30 июня 1996 г.
разработать соответствующие  требования  по   закрепленным   за   ними
направлениям.
     3. Исследовательскому   центру   проблем   качества    подготовки
специалистов (Селезневой   Н.А.)   обеспечить   научно-методическое  и
организационное сопровождение разработки требований.
     4. Контроль   за  исполнением  настоящего  приказа  возложить  на
Управление образовательно-профессиональных   программ   и   технологий
(Татура Ю.Г.) и Управление гуманитарного образования (Серикова В.В.).

     Заместитель председателя                   В.Шадриков


                                                          Приложение 1
                                           к приказу Госкомвуза России
                                           от 15 апреля 1996 г.  N 667


      Структура государственных требований к минимуму содержания
                     и уровню подготовки магистра


     ------------------------------------------------------------------

             Государственный комитет Российской Федерации
                        по высшему образованию

                                             Утверждаю
                                     Заместитель председателя
                                         Госкомвуза России
                                              В.Д.Шадриков
                                     "___"__________1996 г.


               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                      Государственные требования
          к минимуму содержания и уровню подготовки магистра
                по направлению________________________


                                       Действуют в качестве
                                       временных требований
                                       до введения в действие
                                             стандарта

                           Москва 1996 год

                 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ
                      (КОД И НАЗВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ)

     1.1. Направление утверждено  приказом  Государственного  комитета
Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. N 180.
     1.2. Нормативный срок освоения  профессиональной  образовательной
программы при очной форме обучения - 6 лет.
     Квалификация (степень) - Магистр ................... .
     1.3. Проблемное   поле   направления   (аннотированный   перечень
магистерских программ направления).
     ..................................................................
     ..................................................................
     1.4. Магистр должен быть подготовлен:
     - к самостоятельной деятельности,  требующей широкого образования
по направлению  и углубленной профессиональной специализации, владения
навыками научно-исследовательской и научно-педагогической работы;
     - к обучению в аспирантуре.
     1.5. Основные сферы профессиональной деятельности магистра:
     - научные  и  научно-производственные  учреждения  и  организации
любой формы собственности;
     - государственные    и    негосударственные    средние,   средние
специальные и высшие учебные заведения.

            2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО
          ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКУ
                       МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
                     (КОД И НАЗВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ)

     Основная профессиональная       образовательная        программа,
обеспечивающая подготовку  магистра,  состоит  из  программы  обучения
бакалавра и программы специализированной подготовки.

           2.1. Общие требования к образованности магистра

     Общие требования   к   образованности    магистра    определяются
содержанием аналогичного  раздела  требований к обязательному минимуму
содержания и уровню подготовки бакалавра и требованиями, связанными со
специализированной подготовкой.
     Магистр по    направлению................должен    быть    широко
эрудирован, обладать    фундаментальной    научной    базой,   владеть
методологией научного   творчества,   современными     информационными
технологиями, методами   получения,   обработки   и  хранения  научной
информации,  быть     готовым     к     научно-исследовательской     и
научно-педагогической деятельности.

     2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам

     2.2.1. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам
            программы обучения бакалавра

     Требования к знаниям и умениям по дисциплинам  программы обучения
бакалавра изложены в Государственном образовательном стандарте высшего
профессионального образования  в  части  Требований  к   обязательному
минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению ....,
утвержденных ................ .

     2.2.2. Требования   к   знаниям   и   умениям   по    дисциплинам
            образовательной части программы специализированной
                            подготовки

     2.2.2.1. Требования по гуманитарным и
              социально-экономическим дисциплинам

     ..................................................................

     2.2.2.2. Требования по математическим
              и естественнонаучным дисциплинам

     ..................................................................

     2.2.2.3. Требования по дисциплинам направления

     ..................................................................

     2.2.2.4. Требования по специальным дисциплинам

     Требования к образовательной части  программы  специализированной
подготовки по   специальным   дисциплинам   определяются   вузом   при
реализации конкретной магистерской программы.

     2.3. Требования к знаниям и умениям
          по научно-исследовательской части программы
          специализированной подготовки

     Магистр должен уметь:
     - формулировать задачи исследования;
     - формировать план исследования;
     - вести   библиографическую  работу  с  привлечением  современных
информационных технологий;
     - выбирать необходимые   методы    исследования,   модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы исходя из  задач конкретного
исследования;
     - обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать
их с учетом имеющихся литературных данных;
     - представлять  итоги  проделанной   работы   в   виде   отчетов,
рефератов, статей,    оформленных    в   соответствии   с   имеющимися
требованиями, с  привлечением  современных  средств  редактирования  и
печати.

             3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ
             ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,
                  ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКУ МАГИСТРА
                     ПО НАПРАВЛЕНИЮ .............

-------------------------------------------------------------------
   Индекс  ¦              Наименование                 ¦   Объем
           ¦               дисциплины                  ¦  в часах
-----------¦-------------------------------------------¦-----------
     1     ¦                     2                     ¦     3
-----------¦-------------------------------------------¦-----------
           ¦                                           ¦
           ¦   Обязательный минимум содержания         ¦
           ¦      программы обучения бакалавра         ¦
           ¦                                           ¦
           ¦ Обязательный минимум содержания программы ¦  8000
           ¦ обучения бакалавра определен в            ¦
           ¦ Государственном образовательном стандарте ¦
           ¦ высшего профессионального образования  в  ¦
           ¦ части Требований к обязательному минимуму ¦
           ¦ содержания и уровню подготовки бакалавра  ¦
           ¦ по направлению......................... , ¦
           ¦ утвержденных..........                    ¦
           ¦                                           ¦
           ¦     Обязательный минимум содержания       ¦
           ¦  программы специализированной подготовки  ¦
           ¦                                           ¦
  ГСЭ-М.00 ¦ Гуманитарные и социально-экономические    ¦   200
           ¦ дисциплины                                ¦
           ¦                                           ¦
  ГСЭ-М.01 ¦ Методология научного творчества           ¦
           ¦                                           ¦
  ГСЭ-М.02 ¦ Философские вопросы естественных,         ¦
           ¦ гуманитарных и технических наук           ¦
           ¦                                           ¦
  ГСЭ-М.03 ¦ ......................................... ¦
           ¦                                           ¦
  ЕН-М.00  ¦ Математические и естественнонаучные       ¦    72
           ¦ дисциплины                                ¦
           ¦                                           ¦
  ЕН-М.01  ¦ Компьютерные технологии в науке и         ¦
           ¦ образовании                               ¦
           ¦                                           ¦
  ДН-М.00  ¦ Дисциплины направления                    ¦   150
           ¦                                           ¦
  ДН-М.01  ¦ Современные проблемы науки                ¦
           ¦                                           ¦
  ДН-М.02  ¦ История и методология науки               ¦
           ¦                                           ¦
  ДН-М.03  ¦ ........................................  ¦
           ¦                                           ¦
  СД-М.00  ¦ Специальные дисциплины                    ¦  1400
           ¦                                           ¦
           ¦ Обязательный минимум содержания           ¦
           ¦ специальных дисциплин определяется        ¦
           ¦ требованиями к профессиональной           ¦
           ¦ специализации магистра при реализации     ¦
           ¦ конкретной магистерской программы         ¦
           ¦                                           ¦
  ДВ-М.00  ¦ Дисциплины по выбору                      ¦   446
           ¦                                           ¦
  НИР-М.00 ¦ Научно-исследовательская работа           ¦  2268
           ¦                                           ¦
  НИР-М.01 ¦ Научно-исследовательская работа в         ¦
           ¦ семестре                                  ¦
           ¦                                           ¦
  НИР-М.02 ¦ Практики:..... нед.;...........час.       ¦
           ¦   - научно-исследовательская;             ¦
           ¦   - научно-педагогическая                 ¦
           ¦                                           ¦
  НИР-М.03 ¦ Подготовка магистерской диссертации       ¦
           ¦                                           ¦
           ¦ Всего часов по программе                  ¦  4536
           ¦ специализированной подготовки             ¦
           ¦                                           ¦
           ¦ Общий объем часов, включая программу      ¦ 12536
           ¦ подготовки бакалавра                      ¦
           ¦                                           ¦

     Итоговая государственная аттестация:
     Защита выпускной квалификационной работы.

     Профессиональная образовательная программа  подготовки  магистров
составлена исходя из следующих данных:
     - всего недель на освоение программы обучения бакалавра - 200;
     - всего   недель   на   освоение   программы   специализированной
подготовки - 100, включая:
     - общий  объем  нагрузки  студентов-магистрантов  - примерно 4536
час. (84     нед.),   из  них:      теоретическое      обучение      и
научно-исследовательская работа       в       семестре      (...нед.);
научно-исследовательская и научно-педагогическая  практика  (...нед.);
подготовка магистерской диссертации (...нед.);
     - каникулы (...нед.);
     - итоговая государственная аттестация (...нед.);
     - отпуск после окончания вуза (4 нед.).

     Примечания.

     1. При реализации  программы  специализированной  подготовки  вуз
(факультет) имеет право:
     1.1. Изменять  объем  часов,  отводимых  на   освоение   учебного
материала (для циклов дисциплин - в пределах 10%).
     1.2. Осуществлять преподавание дисциплин, входящих в цикл, в виде
авторских курсов,   обеспечивающих   реализацию   минимума  содержания
дисциплин, определяемого данным документом.
     1.3. Устанавливать        соотношение        объемов        между
научно-исследовательской и научно-педагогической практиками.
     2. Максимальный  объем  нагрузки  студента,  включая все виды его
учебной, научно-исследовательской и  научно-педагогической  работы  не
должен превышать  54  часа   в  неделю,  при  этом  максимальный объем
аудиторных занятий студента не должен превышать 14 часов  в  неделю  в
среднем за весь период обучения.
     3. Студентам предоставляется возможность для  занятий  физической
культурой в объеме 2-4 часов в неделю и иностранным языком.
     4. Дисциплины по выбору студента могут быть ориентированы  как на
удовлетворение его  образовательных  потребностей,  так и на получение
конкретных знаний в сфере будущей профессиональной  деятельности;  они
устанавливаются вузом    (факультетом)   при   реализации   конкретной
магистерской программы.
     5. В  период  действия  данного  документа  Перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
     6. Студентам  предоставляется  возможность  за  счет дисциплин по
выбору без увеличения  общего  объема  часов,  отводимых  на  освоение
материала, выполнить  Государственные требования к минимуму содержания
и уровню  профессиональной   подготовки   выпускника   для   получения
дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы".


                                                          Приложение 2
                                           к приказу Госкомвуза России
                                            от 15 апреля 1996 г. N 667

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    К РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
        И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВЫСШЕГО
           ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
                    СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ


     Учебно-методические объединения     устанавливают     федеральный
компонент государственного    образовательного    стандарта    высшего
профессионального образования,  который   определяет   государственные
требования к  минимуму содержания  и   уровню   подготовки   магистров
по конкретным направлениям.
     В связи  с  этим  Госкомвуз  России  считает   необходимым   дать
некоторые методические   рекомендации   УМО   к  разработке  отдельных
положений требований.
     В общей  характеристике  направления при обозначении квалификации
(степени) после  слова  "Магистр"  (пп.1.2)  делается   дополнение   в
соответствии с  приложением  к  Инструкции  "О  порядке  заполнения и
выдачи государственных   документов    о    высшем    профессиональном
образовании лицам,   окончившим   образовательные  учреждения  высшего
профессионального образования Российской Федерации".
     Характеристика проблемного  поля  направления  (пп.1.3)  дается в
форме аннотированного перечня магистерских программ.  Под магистерской
программой понимается актуальная крупная научная проблема направления.
Перечень магистерских   программ   характеризует    проблемное    поле
направления. Аннотация  магистерской программы обрисовывает проблемное
поле программы.
     Данные о  подготовленности  и  основных  сферах  профессиональной
деятельности магистра (пп.1.4 и 1.5)  могут  быть  отражены  с  учетом
специфики направления.
     При разработке  п.   2   и   3   требований   учебно-методические
объединения имеют право с учетом специфики направлений:
     - объединять  циклы дисциплин при сохранении общего объема часов,
отводимых на их освоение;
     - определять  общую   трудоемкость   образовательной   программы,
продолжительность и структуру практик, объем каникулярного времени (но
не менее объема, установленного ГОСом);
     - вводить  в  состав итоговой государственной аттестации итоговые
экзамены по отдельным дисциплинам,  а также итоговый междисциплинарный
экзамен по направлению.
     Указанные в  требованиях  виды  аттестационных   испытаний  будут
являться обязательными для всех  вузов,  при этом к требованиям должна
прилагаться краткая программа экзамена.
     Требования к  магистерской диссертации будут указаны в документе,
определяющем общие требования к выпускной квалификационной работе. Тем
не менее  учебно-методические  объединения  при разработке ГОСов имеют
право вносить свои предложения по этому вопросу.