ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ "РОССИЙСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ" ПРИКАЗ ГОСКОМОБРАЗОВАНИЕ РФ 23 апреля 1996 г. N 726 (БКВШ 96-6) С целью дальнейшего развития международного сотрудничества в направлении создания сети образовательных центров за рубежом приказываю: 1. Утвердить комплексную международную программу "Российские учебные заведения за рубежом" (приложение). 2. Утвердить базовой организацией по комплексной международной программе "Российские учебные заведения за рубежом" (далее -программа) государственную организацию по сервисному обеспечению международной деятельности высшей школы (Госвузсервис). 3. Управлению подготовки иностранных специалистов (Мушенкову В.М.) обеспечить координацию выполнения программы. 4. Госвузсервису (Круглову В.И.) разработать до 30 апреля 1996 г. предложения по финансовому обеспечению программы. 5. Ректорам высших учебных заведений Госкомвуза России направлять в адрес Госвузсервиса (113833, Москва, ГСП, Люсиновская ул., 51) заявки и предложения по организации за рубежом представительств и учреждений российской высшей школы. 6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя В.С.Меськова. Первый заместитель председателя А.Тихонов Приложение к приказу Госкомвуза России от 23 апреля 1996 г. N 726 Комплексная международная программа "Российские учебные заведения за рубежом" 1. Обоснование Высшая школа России имеет более чем вековой опыт подготовки специалистов с высшим образованием для зарубежных стран и вносит существенный вклад в повышение интеллектуального уровня и качества образования в мире. Только за последние 40 лет более 400 тысяч иностранных граждан получили дипломы советских вузов, большинство из которых являются российскими. Среди выпускников российских высших учебных заведений - известные ученые, педагоги, врачи, политические и государственные деятели: Премьер-министр Государственного Совета Китайской Народной Республики Ли Пен, Президент Республики Румынии Ион Илиеску, министр топлива и энергетики Республики Монголии Садовын Батхуаг и многие другие, которые с успехом трудятся на благо своей родины более чем в 100 странах мира. Следует отметить, что на протяжении десятилетий иностранные граждане обучались в высших учебных заведениях России главным образом на безвалютной основе в рамках межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, когда фактически все затраты на их обучение, транспорт и проживание в вузовских общежитиях покрывались за счет государственного бюджета, т.е. российских налогоплательщиков. В последние годы в связи с проведением политических и экономических реформ в нашей стране ситуация с обучением иностранных граждан изменилась коренным образом - российские вузы получили возможность привлекать иностранцев для обучения на коммерческой основе и за счет этого существенно пополнять свои внебюджетные средства. Это стимулировало самостоятельный выход российских вузов на международный рынок образовательных услуг, формирование которого происходило десятилетиями без участия российской высшей школы и господствующее положение на котором заняли вузы англоязычных стран, прежде всего США и Великобритании, доходы от образовательного бизнеса которых измеряются десятками миллионов долларов в год. Результатом деятельности вузов России на международном рынке образовательных услуг в последние годы явилось существенное увеличение контингента иностранных учащихся, обучающихся на коммерческой основе. Так, в 1994 г. в российские вузы было принято около 20 тысяч иностранных граждан. Такого приема иностранных студентов на все формы обучения высшая школа России не знала за все годы своего существования. Тем не менее, общее число иностранных студентов, обучающихся в настоящее время в российских вузах (около 60 тысяч человек), значительно меньше, чем в университетах Западной Европы (более 573 тысяч человек) и Северной Америки (около 443 тысяч). При этом следует принять во внимание, что иностранные студенты обучаются в европейских и американских университетах преимущественно в магистратуре и аспирантуре, предпочитая получать общее высшее образование (степень бакалавра) в странах своего постоянного проживания. Ярким примером этого может служить тот факт, что каждый третий студент, обучающийся в магистратуре и аспирантуре в Великобритании, - это иностранный студент. Высшие учебные заведения России обладают большими потенциальными возможностями для значительного увеличения числа иностранных учащихся. Однако подавляющее большинство российских вузов, многие из которых в течение длительного времени в силу известных причин были закрыты для международного сотрудничества вообще и для обучения иностранных граждан в частности, не имеют необходимого опыта самостоятельной работы на международном рынке образовательных услуг и располагают весьма ограниченными финансовыми возможностями для осуществления целенаправленной и систематической деятельности в этом направлении. В результате многие вузы для увеличения контингента иностранных учащихся вынуждены прибегать к услугам посредников, которые во многих случаях используют, мягко говоря, не очень корректные методы работы и часто берут за свои услуги комиссионные, соизмеримые и даже превосходящие стоимость обучения иностранных студентов в российских вузах в течение одного академического года. Кроме того, уровень исходной подготовки многих иностранных абитуриентов, "поставляемых" фирмами-посредниками в российские вузы, не отвечает требованиям к качеству среднего образования, существующим в нашей стране, что создает значительные трудности при обучении иностранных граждан на подготовительных и основных факультетах вузов. Очевидно, по завершении своего обучения в России такие студенты вряд ли станут высококвалифицированными специалистами и , следовательно, будут дискредитировать российский диплом, а значит и систему высшего образования в России в целом, что недопустимо. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию проводит большую работу по увеличению числа и улучшению качества контингента иностранных учащихся в российских вузах. Так, ведется работа по аккредитации отечественных и зарубежных фирм, специализирующихся на поставках абитуриентов-иностранцев для обучения в России, по совершенствованию работы государственных подготовительных отделений для иностранных учащихся, по расширению сотрудничества с консульскими отделами посольств Российской Федерации за рубежом и т.п. Кроме этого, уделяется значительное внимание проведению широкомасштабной рекламной кампании в европейских и азиатских странах в рамках комплексной международной программы "Интеграция", разработанной в 1994 г. (приказ Госкомвуза России от 22 июня 1994 г. N 767), успешно реализованной в 1994/95 учебном году (решение коллегии Госкомитета от 11 октября 1995 г. N 9/1) и пролонгированной на 1995/96 учебный год (приказ Госкомвуза России от 3 октября 1995 г. N 1354). Благодаря целенаправленной политике, проводимой Госкомвузом России, в последнее время существенно улучшился за рубежом имидж российской высшей школы как одной из ведущих в мире, мировая общественность получила возможность ознакомиться с достижениями отечественной системы высшего образования и направлениями ее реформирования на современном этапе, потенциальные абитуриенты во многих странах получили достоверную информацию о рейтинге российских вузов в мировом табеле о рангах, возможных направлениях и финансовых условиях обучения иностранных граждан в России и т.д. Все это безусловно способствует завоеванию российской высшей школой достойных позиций на международном рынке образовательных услуг и увеличению контингента иностранных учащихся в российских вузах. Однако существенного увеличения контингента иностранных учащихся в российских вузах вряд ли удастся достичь в ближайшее время, если не использовать опыт работы зарубежных, в первую очередь американских и британских, университетов на международном рынке образовательных услуг. Уделяя существенное внимание пропаганде своих достижений в области подготовки специалистов с высшим образованием для зарубежных стран, систематически проводя выставки образовательных услуг своих университетов в разных регионах мира, наши зарубежные коллеги создают также благоприятные условия для обучения потенциальных абитуриентов английскому языку - языку, на котором ведется обучение в американских и британских университетах, непосредственно в стране их постоянного проживания, а также дают возможность здесь же получить начальное высшее образование (в рамках программ бакалавриата или первых двух курсов) через сеть своих учебных центров, действующих за рубежом, в виде самостоятельных учебных заведений (Американский университет в Париже, Ричмонд колледж в Лондоне и т.д.) или на базе местных, чаще всего частных учебных заведений. Окончив первые курсы в таком американском или британском учебном центре, иностранный студент, естественно, стремится завершить свое высшее образование в соответствующем американском или британском университете, что как раз и способствует значительному пополнению контингента британских и американских университетов иностранными учащимися на старших курсах бакалавриата, в магистратуре и аспирантуре. Бывший Советский Союз имел достаточно развитую сеть учебных центров в странах Азии, Африки и Латинской Америки, благодаря которым во многом удавалось полностью укомплектовать группы на государственных подготовительных отделениях для иностранных учащихся и в дальнейшем пополнять контингент студентов-иностранцев в ведущих вузах страны. К сожалению, в связи с распадом Советского Союза сеть отечественных учебных заведений за рубежом была практически утеряна. В последнее время необходимость ее восстановления чувствуется особенно остро в связи со стремлением российских вузов найти эффективные пути гарантированного пополнения контингента иностранных учащихся и, следовательно, внебюджетных источников финансирования. 25 апреля 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление N 418 "О концепции государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР", которое должно стимулировать активизацию работ по созданию и функционированию российских образовательных центров за рубежом. Однако очевидно, что в ближайшее время государство вряд ли сможет выделить значительные финансовые средства для проведения этой работы. Поэтому задача создания сети российских многопрофильных и многофункциональных учебных центров за рубежом с привлечением наряду с государственными внебюджетных средств вузов и других государственных и коммерческих отечественных и иностранных учреждений и организаций представляется весьма актуальной. Решению этой задачи призвана способствовать предлагаемая комплексная международная программа "Российские учебные заведения за рубежом", разработанная во исполнение решения коллегии Госкомвуза России от 11 октября 1995 г. N 9/1. 2. Цель программы Консолидация усилий российских вузов по созданию при поддержке государства на принципах самофинансирования и самоокупаемости российских образовательных центров за рубежом для решения комплекса задач по привлечению иностранных граждан на различные формы обучения как непосредственно в странах их постоянного проживания, так и в учебных заведениях России. 3. Концепция Российский учебный центр за рубежом (далее - центр) является некоммерческим образовательным учреждением, создаваемым российскими и зарубежными юридическими и физическими лицами для осуществления деятельности, направленной на популяризацию достижений российской системы высшего образования и привлечения иностранных граждан для обучения в учебных заведениях Российской Федерации. Предметом деятельности центра является: - обучение иностранных граждан русскому языку по программам различного уровня и продолжительности, в том числе по специальным программам ("Русский язык для бизнесменов", "Научный стиль речи", "Русский язык для детей" и т.п.); - организация стажировок по русскому языку в России; - прием экзаменов по русскому языку как иностранному с выдачей сертификатов единого образца (по аналогии с известным экзаменом по английскому языку как иностранному TOEFL); - обучение иностранных граждан по программам подготовительных факультетов российских вузов с учетом профиля последующего обучения в России; - обучение иностранных граждан по программам первого и второго курсов бакалавриатов российских вузов, принимающих участие в создании центра; - организация заочного обучения иностранных граждан в российских вузах по программам магистратуры и аспирантуры; - организация краткосрочных курсов повышения квалификации и переподготовки кадров по приоритетным направлениям науки и техники с привлечением ведущих российских ученых и преподавателей вузов, в том числе с последующей стажировкой в учебных и научных учреждениях, на предприятиях и в коммерческих фирмах России; - отбор кандидатов для обучения в учебных заведениях России, содействие в оформлении контрактов, получении въездных виз для учебы, оказание других услуг, облегчающих приезд иностранных граждан для обучения в российских учебных заведениях; - распределение на конкурсной основе стипендий, выделяемых вузами - учредителями центра, содействие в получении наиболее одаренными слушателями центра государственных стипендий Российской Федерации и страны, в которой функционирует центр; - реклама российской системы высшего образования и образовательных услуг российских вузов; - другие виды деятельности, способствующие популяризации российского высшего образования за рубежом и привлечению иностранных граждан для обучения в учебных заведениях Российской Федерации. Центр создается в соответствии с законами Российской Федерации, страны-партнера и нормами международного права, определяющими организационно-правовую форму регистрации центра как юридического лица. Центр учреждается совместно российскими и зарубежными партнерами, каждый из которых вносит свой финансовый, имущественный, интеллектуальный или иной вклад в организацию его работы в соответствии с учредительными документами. На начальном этапе государство оказывает финансовую поддержку учредителям в организации работы центра. Впоследствии центр действует самостоятельно на принципах самофинансирования, самоокупаемости, строгого соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и страны-партнера, а также своих обязательств перед учредителями. Центр является бесприбыльной организацией и направляет свой доход после уплаты налогов на развитие сети российских образовательных учреждений за рубежом, выделение стипендий для обучения иностранных граждан в вузах России, совершенствование своей инфраструктуры и решение других задач, определяемых учредителями. В роли учредителей центра с российской стороны выступают высшие учебные заведения, государственные, негосударственные и общественные организации и учреждения, а также физические лица, способные профинансировать работы по организации центра на начальном этапе и обеспечить необходимые условия для успешного его функционирования в дальнейшем. Координацию работ по созданию российских учебных центров за рубежом осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию на принципах гласности и конкурсного отбора претендентов. При этом наряду с финансовыми возможностями, уровнем профессиональной подготовки иностранных учащихся, должна приниматься во внимание целесообразность участия того или иного вуза в организации центра в данной стране-партнере, которая определяется в первую очередь потребностями национального рынка образовательных услуг и рынка труда в специалистах с высшим образованием того или иного профиля. Образовательная деятельность центра осуществляется с привлечением российских преподавателей из вузов-учредителей, а также местных преподавателей, прошедших переподготовку/повышение квалификации в российских вузах. Российские преподаватели, в первую очередь русского языка, могут работать в центре либо постоянно (например, в течение одного академического года), либо "вахтовым" методом, приезжая в страну-партнер на ограниченный период времени (от двух недель до двух месяцев) для чтения лекций, в том числе на английском языке, по программам бакалавриата и консультирования студентов, обучающихся заочно по программам магистратуры и аспирантуры. При определении стран, наиболее привлекательных для организации центров в первоочередном порядке, представляется целесообразным принять во внимание, что по данным доклада ЮНЕСКО о положении дел в области образования в настоящее время имеются два региона в мире, которые являются основными поставщиками студентов на международном рынке образовательных услуг,- Западная Европа и Юго-Восточная Азия/Океания. Кроме этого, в последнее время наблюдается тенденция увеличения численности студентов из арабских стран в европейских и американских университетах. Рост числа студентов из европейских стран, обучающихся за рубежом, решающим образом обусловлен процессами экономической и политической интеграции в самой Европе, в которой разработан и успешно осуществляется ряд трансъевропейских образовательных программ (ЭРАЗМУС, ЛИНГВА, ТЕМПУС, КОМЕТТ, ПЕТРА и др.). Увеличение числа студентов из арабских стран и стран Юго-Восточной Азии и Океании в европейских и американских университетах связывают в основном с повышением доходов на душу населения в этих странах и бурным экономическим ростом во многих из них, наблюдаемым в последнее время. Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным на первом этапе сосредоточить усилия по организации российских учебных центров в арабских странах и странах Юго-Восточной Азии с наиболее высоким уровнем развития. Из арабских стран особый интерес для создания центров могут представлять Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, из стран Юго-Восточной Азии - Южная Корея, Таиланд, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Сингапур. 4. Сроки проведения 1 мая 1996 г. - 31 декабря 2000 г. 5. Базовая организация Государственная организация по сервисному обеспечению международной деятельности высшей школы - ГОСВУЗСЕРВИС (генеральный директор - Круглов В.И.). Ответственный исполнитель - Межвузовский центр международных образовательных программ (директор - Кулик С.Г.). 6. План работ на 1996 год Разработка типовых документов, определяющих организационно-правовые формы деятельности центров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предполагаемых стран-партнеров. Разработка типовых бизнес-планов по созданию и функционированию центров. Разработка рекомендаций по организации учебного процесса в центрах. Проведение исследований рынка образовательных услуг предполагаемых стран-партнеров и определение приоритетных направлений и форм обучения иностранных граждан в центрах. Поиск партнеров в предполагаемых странах-партнерах для организации центров, установление деловых контактов и подготовка необходимых документов. Разработка методического обеспечения центров за рубежом. Подготовка и тиражирование учебных материалов. Размещение рекламы о российской высшей школе в зарубежных средствах массовой информации. Составление квартальных отчетов о ходе выполнения отдельных этапов программы. |