О РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ В 1996 ГОДУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 14 мая 1996 г. N 419 (ВММ 96-13) Правительство Москвы отмечает, что принятая на 1995 год программа строительства жилья в целом выполнена. Построено 3104 тыс. кв. м жилых домов, в том числе на территории города - 2560 тыс. кв. м, что почти на 100 тыс. кв. м больше, чем в 1994 году. Несмотря на то, что жилищное строительство осуществлялось в сложных финансовых условиях, на территории города построено 930 тыс. кв. м жилых домов социального использования; более 765 тыс. кв. м жилья - на продажу; 116 тыс. кв. м - в домах ЖСК; более 749 тыс. кв. м - при непосредственном участии предприятий, организаций и ведомств различных форм собственности. В 1995 году сдано в эксплуатацию 220 тыс. кв. м общей жилой площади по программе реконструкции микрорайонов с 5-этажной застройкой, из которых 93 тыс. кв. м направлено для обеспечения волнового переселения жителей из подлежащих сносу 5-этажных зданий. Префектурами административных округов реализовано более 600 тыс. кв. м площади за выбытием граждан. Полностью выполнена финансовая программа по привлечению денежных средств в объеме 2,6 трлн. руб. для строительства муниципального жилья за счет внебюджетных источников. За минувший год улучшили свои жилищные условия около 59 тыс. семей. В целях стабилизации работы предприятий и организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города, в 1995 году продолжалось направление жилья работникам органов внутренних дел, здравоохранения, народного образования и других служб города. В год 50-летия Победы в Великой Отечественной войне были выполнены обязательства по обеспечению жилой площадью семей инвалидов и участников Великой Отечественной войны (обеспечено 7107 семей). В 1995 году продолжался процесс совершенствования правовых, экономических и организационных механизмов регулирования жилищных отношений. Разработана и утверждена городская программа "Жилище". Осуществляются мероприятия по защите прав собственников жилья: введен порядок лицензирования организаций, осуществляющих операции с жилыми помещениями; ведутся работы по внедрению в Москве системы страхования жилых помещений. Разработана и экспериментально внедряется программа внебюджетного финансирования строительства жилья с использованием жилищных сертификатов. На практике отработан механизм предоставления гражданам безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья. Разработан порядок реализации жилой площади, переходящей в порядке наследования государству. Совершенствуется процесс управления жилыми домами. Разработан и утвержден порядок переселения из жилых помещений, находящихся в собственности граждан. Разрабатывается целевая Комплексная программа паспортизации жилищного фонда. Вместе с тем в 1995 году сложилась напряженная ситуация с продажей муниципального жилья и для обеспечения финансирования строительства потребовалось привлечь кредитные средства, взятые под залог жилой площади. Попытки привлечь средства населения путем выпуска жилищного облигационного займа не принесли положительных результатов и обеспечили поступление лишь 10 процентов денежных средств от планируемого объема. Не в полной мере выполнена программа по вводу в эксплуатацию в 1995 году жилых домов после реконструкции и комплексного капитального ремонта с перепланировкой, что не позволило осуществить переселение граждан, запланированное на 1995 г. Из-за отсутствия достаточных бюджетных средств у Правительства Российской Федерации обеспечено жильем около 60 проц. демобилизованных офицеров и участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В ходе создания единой информационной системы "Жилище" в городе открываются центры регистрации прав собственности на жилые помещения, которые функционируют только в 7 округах. В целях выполнения задач в области жилищной политики, определенных городской программой "Жилище" и Программой правительства Москвы на 1996 год утвержденных постановлениями от 19.09.95 N 782 и от 30.01.96 N 94, правительство Москвы постановляет: 1. Признать необходимым строительство в 1996 г. не менее 4,0 млн. кв. м (Сноска 1) общей жилой площади жилых домов. 2. Согласиться с предложениями Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Департамента строительства и Департамента муниципального жилья о структуре жилищного строительства на 1996 г. (приложение 1) (Сноска 1), в том числе: 2.1. По городскому заказу - 1,50 млн. кв. м. 2.2. По территориальному заказу - 1,26 млн. кв. м.(Сноска 1) 2.3. По отраслевому заказу - 1,24 млн. кв. м. (Сноска 1) 3. Утвердить: 3.1. Перечень жилых домов, подлежащих вводу в эксплуатацию в 1996 году по городскому заказу (приложение 2) (Сноска 1). 3.2. Положение о порядке и условиях продажи муниципального жилья по свободным ценам в Москве (приложение 2а). 4. Для выполнения программы финансового обеспечения строительства жилья по городскому заказу: 4.1. Одобрить Концепцию финансового обеспечения строительства жилья по городскому заказу (приложение 3) (Сноска 1). 4.2. Возложить на Департамент муниципального жилья функции инвестора по финансированию строительства жилых домов по городскому заказу. 4.3. Департаменту муниципального жилья совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы в течение двух месяцев со дня выхода настоящего постановления разработать комплекс мер по внедрению концепции (п. 4.1) по финансовому обеспечению строительства жилья по городскому заказу в 1996 году. 4.4. Признать необходимым строительство в текущем году по городскому заказу не менее 200 тыс. кв. м общей жилой площади в сложившейся части города. 4.5. Установить, что подбор подрядных организаций для строительства жилья по городскому заказу осуществляется департаментами муниципального жилья и строительства на конкурсной основе. 4.6. Департаменту строительства обеспечить опережающий ввод в эксплуатацию жилых домов, строящихся для продажи, с передачей их под фактическое заселение в установленные сроки. -------------------- Сноска 1. Объемы строительства будут скорректированы при оптимизации программы строительства. 4.7. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы совместно с Департаментом строительства, АО "Москапстрой" и Департаментом муниципального жилья в месячный срок разработать мероприятия по снижению себестоимости строительства жилых домов. 4.8. Департаментам экономической политики и развития г. Москвы, муниципального жилья, строительства и АО "Москапстрой" обеспечить строительство дешевых серий жилых домов для бесплатного предоставления москвичам. 4.9. Департаменту финансов обеспечить перечисление средств из городского бюджета: - для предоставления безвозмездных субсидий москвичам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, для покупки или строительства жилья; - для компенсации затрат очередникам, участвующим в строительстве домов ЖСК в соответствии с распоряжением мэра г. Москвы от 12.02.96 N 70. 5. В связи с подготовкой города к празднованию 850-летия Москвы считать приоритетной задачей 1996 - 1997 гг. обеспечение жильем коренных москвичей, состоящих на учете по улучшению жилищных условий. Рекомендовать предприятиям и организациям города направлять жилую площадь в первую очередь на улучшение жилищных условий данной категории граждан. 6. Утвердить основные пропорции реализации бесплатной жилой площади по городскому заказу (приложения 4 - 12, 19) (Сноска 1). 7. Департаменту муниципального жилья до 01.05.96 подготовить в установленном порядке для внесения в Московскую городскую Думу предложений об определении приоритетных направлений реализации бесплатной площади при решении общегородских задач. 8. Департаменту муниципального жилья, префектам административных округов, предприятиям и организациям обеспечить направление в 1996 г. не менее 1 млн. кв. м общей площади жилых домов, строящихся на территории города, для бесплатного предоставления: - очередникам по месту жительства, - детям-сиротам, - очередникам по месту работы (п. 5), - для переселения граждан с площадок под жилищное строительство, осуществляемое по городскому заказу, а также по отдельным федеральным и городским программам. 9. Установить, что первоочередное право: 9.1. На получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья за счет городского бюджета предоставляется очередникам по месту жительства: - по категории "коренные москвичи"; - по 1987 год постановки на учет; - работникам бюджетных организаций городского хозяйства; - пенсионерам по возрасту. 9.2. На приобретение жилья в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляется: - очередникам, состоящим на учете на получение бесплатного жилья из фонда социального использования, в первую очередь очередникам категории "коренные москвичи"; - очередникам, состоящим на учете на приобретение жилья в домах ЖСК по категориям: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, бывшие малолетние узники концлагерей, семьи погибших воинов, коренные москвичи. 10. Установить, что при выделении субсидии очередникам категории "коренные москвичи" им предоставляется право рассрочки по оплате своего взноса в течение трех месяцев. 11. Департаментам муниципального жилья, экономической политики и развития г. Москвы и строительства внести соответствующие изменения в нормативные документы, определяющие порядок предоставления субсидий. 12. Установить, что: 12.1. Выделение жилой площади для улучшения жилищных условий граждан, уволенных из Вооруженных Сил, и судей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством, осуществляется в пределах средств, поступающих на эти цели из федерального бюджета. 12.2. Обеспечение жилой площадью участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и внебюджетных источников города в равных долях. 13. Поручить Департаменту экономической политики и развития г. Москвы в течение месяца со дня выхода настоящего постановления согласовать с министерствами экономики и финансов России график перечисления в 1996 г. средств федерального бюджета (п. 12). 14. Перенести сроки исполнения распорядительных документов по отселению граждан из строений, подлежащих сносу, реконструкции, капитальному ремонту и по другим причинам и не обеспеченным площадью в 1996 г., на 1997-1998 гг. 15. Департаменту муниципального жилья совместно с префектами административных округов до 01.07.96 внести в правительство Москвы предложения по корректировке решений, связанных с необходимостью выделения жилой площади на переселение жителей для выполнения программ реконструкции центральной части города, пятиэтажных жилых домов, застройки микрорайонов в сложившейся части города. 16. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы совместно с Департаментом муниципального жилья в месячный срок разработать Концепцию по финансовому обеспечению строительства жилья по территориальному заказу. 17. В целях координации работ по переселению жителей по Программе реконструкции микрорайонов с пятиэтажной жилой застройкой первого периода индустриального домостроения и выработки единых условий по ее реализации: 17.1. Департаменту муниципального жилья в течение месяца со дня выхода настоящего постановления внести предложения по созданию Муниципального унитарного предприятия города Москвы с филиалами в административных округах. 17.2. Признать необходимым создание общегородского резервного фонда Программы реконструкции микрорайонов с пятиэтажной жилой застройкой. Установить, что 5 проц. обшей жилой площади в домах, строящихся в рамках Программы, передается Департаменту муниципального жилья в общегородской резервный фонд. 17.3. Департаменту муниципального жилья в течение месяца со дня выхода настоящего постановления разработать и утвердить Положение об использовании общегородского резервного фонда (п. 15.2). 18. Департаменту муниципального жилья: 18.1. Осуществить в 1996 г. реализацию жилой площади, строящейся по городскому заказу, в соответствии с основными пропорциями (приложения 4 - 19) (Сноска 2). 18.2. Совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы в течение двух месяцев со дня выхода настоящего постановления оформить протоколы с предприятиями и организациями, принимающими долевое участие в строительстве жилья по отраслевому заказу. 18.3. В целях выполнения постановления правительства Москвы от 25.10.94 N 976 "О мерах, направленных на совершенствование использования общежитий": - выделить 2,6 тыс. кв. м бесплатной площади бюджетным организациям городского хозяйства на расселение общежитий, где осталось проживать 1 - 5 семей (приложение 19) (Сноска 2); - предоставить предприятиям и организациям право приобретения площади по себестоимости для ликвидации общежитий, находящихся на их балансе, в которых осталось проживать 1 - 5 семей или признанных аварийными в установленном порядке. 18.4. Обеспечить продажу площади по льготным ценам для переселения граждан из домов, подлежащих реконструкции и комплексному капитальному ремонту с перепланировкой, инвесторам в соответствии с заключенными контрактами. 18.5. Совместно с Городским центром жилищного страхования обеспечить формирование маневренного жилищного фонда для временного проживания граждан на период восстановления жилых помещений, поврежденных (признанных непригодными) в результате страховых событий. 18.6. Разработать в течение двух месяцев со дня выхода настоящего постановления порядок и условия продажи жилья москвичам с зачетом стоимости квартир, принадлежащих им на правах собственности. 19. Префектам административных округов: 19.1. До 01.05.96 совместно с Департаментом муниципального жилья утвердить программы реализации жилой площади на территории административных округов с учетом задач и приоритетов, определенных в п. 5 - 10. 19.2. До 01.06.96 разработать и представить на согласование в Департамент строительства и Департамент муниципального жилья графики отселения жилых домов, подлежащих первоочередному сносу в связи с реконструкцией микрорайонов с пятиэтажным жилым фондом, в "стартовые" жилые дома. 19.3. До 01.06.96 совместно с АО "Москапстрой", Управлением капитального ремонта и строительства Департамента инженерного обеспечения утвердить поадресные списки жилых домов в объеме 300 тыс. кв. м, вводимых в эксплуатацию после реконструкции и комплексного капитального ремонта с перепланировкой в 1996 г. по территориальному заказу. 19.4. До 01.06.96 совместно с АО "Москапстрой" и Управлением капитального ремонта и строительства Департамента инженерного обеспечения разработать и представить в Департамент муниципального жилья графики отселения жителей из домов, подлежащих реконструкции и комплексному капитальному ремонту в 1996 - 1997 гг. 19.5. Обеспечить совместно с Департаментом муниципального жилья в соответствии с графиками (п. 19.4) переселение граждан из домов, подлежащих реконструкции и комплексному капитальному ремонту с перепланировкой, на площадь: - приобретаемую для этих целей инвесторами в соответствии с заключенными контрактами; - освобождающуюся за выбытием граждан; - поступающую в муниципальный фонд в домах, реконструкция которых завершена. 19.6. Совместно с Департаментом муниципального жилья продолжить работу по учету очередников по месту жительства изъявивших желание использовать безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья, и обеспечить с учетом выделенных субсидий 2,4 тыс. семей. 20. Считать программу улучшения жилищных условий москвичей, принятую на 1995 г., в основном выполненной; постановление правительства Москвы от 14.03.95 N 211 "О программе реализации жилья в 1995 г." с контроля снять. 21. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства г. Москвы Коробченко В.А., министра правительства Москвы Сапрыкина П.В. (в целом) и членов правительства Москвы по разграничению обязанностей. Премьер правительства Москвы Ю.М. Лужков -------------------- Сноска 2. Приложения 2, 3 - 19 не печатаются. Приложение N 1 к постановлению правительства от 14 мая 1996 г. N 419 СТРУКТУРА жилищного строительства в 1996 году ----------------------------------------------------------------------------- | По программе | В том числе: |-----------------------|-------------------------------- | тыс кв. м | уд. вес % | на территории | вне города | | | города | | | |---------------|---------------- | | | тыс. | уд.вес | тыс. | уд.вес | | | кв.м | | кв. м | --------------------|-----------|-----------|------|--------|-------|-------- 1. Городской заказ | 1500 | 37,5 | 1430 | 36,7 | 70 | 70 2. Территориальный | 1260 (*) | 31,5 | 1260 | 32,3 | | заказ | | | | | | 3. Отраслевой заказ | 1240 (*) | 31,0 | 1210 | 31,0 | - | - | | | (*) | | 30 | 30 --------------------|-----------|-----------|------|--------|-------|-------- ИТОГО: | 4000 (*) | 100 | 3900 | 100 | 100 | 100 (*) (*) - объемы строительства будут скорректированы при оптимизации программы строительства Приложение N 2-а к постановлению правительства Москвы от 14 мая 1996 г. N 419 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке и условиях продажи муниципального жилья по свободным ценам в Москве 1. Основные положения 1.1. Настоящее Положение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации определяет порядок и условия продажи муниципального жилья по свободным ценам физическим и юридическим лицам на территории г. Москвы. 1.2. Продажа муниципального жилья осуществляется с целью привлечения денежных средств для обеспечения финансирования строительства жилья по городскому заказу и расширения возможностей для приобретения жилья жителями Москвы и других регионов Российской Федерации. 1.3. Объемы муниципального жилья, направляемого на продажу ежегодно, определяются постановлением правительства Москвы. 1.4. Перечни адресов муниципальных домов, направляемых на продажу, утверждаются распоряжениями первого заместителя премьера правительства Москвы, ответственного за строительный комплекс по предложениям Департамента муниципального жилья и Департамента экономической политики и развития г. Москвы. 1.5. Адреса жилых домов, направляемых на продажу по свободным ценам, определяются Межведомственной комиссией при правительстве Москвы по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе (далее Межведомственная комиссия). На реализацию по свободным ценам направляются жилые дома строительство которых завершено (продажа жилой площади), и жилые дома, строительство которых еще не закончено (продажа права инвестирования). 1.6. Средства от продажи муниципального жилья перечисляются во внебюджетный инвестиционный фонд правительства Москвы и используются для финансирования строительства муниципального жилья и объектов социальной сферы. 1.7. По поручению правительства Москвы продажу муниципального жилья осуществляет Департамент муниципального жилья. 1.8. Для продажи жилой площади Межведомственной комиссией, как правило, на конкурсной основе привлекаются коммерческие структуры, имеющие лицензии на право занятия риэлторской деятельностью, на условиях, предусмотренных договорами - поручениями, заключенными между Департаментом муниципального жилья и риэлторами. За работу по подготовке и реализации жилой площади риэлторам выплачивается вознаграждение в размере до 3 проц. от суммы сделки, если жилая площадь реализуется по минимальной цене продажи, установленной Межведомственной комиссией, и 10 проц. от суммы ее превышения. Размер вознаграждения устанавливается Межведомственной комиссией ежемесячно по итогам работы за предыдущий месяц. 1.9. Координацию и контроль за продажей муниципального жилья осуществляет Межведомственная комиссия. 1.10. Ответственность за своевременный ввод домов в эксплуатацию, передачу под заселение и качество жилья возлагается на Департамент строительства. 2. Продажа муниципального жилья по свободным ценам 2.1. Реализация муниципального жилья на коммерческой основе осуществляется путем свободной продажи, а в сложившейся части городов и домах, пользующихся повышенным спросом, как правило, путем проведения аукционов. Решение о проведении аукционов принимает Межведомственная комиссия. 2.2. Минимальная цена продажи одного квадратного метра общей жилой площади определяется Межведомственной комиссией ежемесячно по конкретным объектам, выставляемым на продажу, при этом минимальная цена продажи 1 кв. м обшей площади не может быть меньше текущей средней строительной стоимости с учетом 60 проц. отчислений на развитие социальной и инженерной инфраструктуры города. Исходя из хода реализации и конъюнктуры рынка жилья, а также в целях решения социальных вопросов, Межведомственная комиссия может производить корректировку цены по отдельным объектам. 2.3. Право приобретения жилой площади по свободным (рыночным) ценам предоставляется: - гражданам, постоянно проживающим в г. Москве и Московской области; - иногородним гражданам - жителям Центральных областей Российской Федерации, районов Урала, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; - юридическим лицам, зарегистрированным в Москве и Московской области; - предприятиям нефтяной и газовой промышленности для своих работников. 2.4. При продаже права инвестирования строительства дома инвестору может быть предоставлено право рассрочки платежей до окончания строительства дома при условии единовременной выплаты не менее 50 проц. от суммы инвестиций в течение 5 банковских дней с момента заключения договора. Погашение невыплаченной суммы производится инвестором равномерно по месяцам; от 1 до 3 месяцев - без взимания процентов за предоставленную рассрочку; свыше 3 месяцев - с начислением 3 проц. от неоплаченной суммы ежемесячно. В случае несвоевременного погашения задолженности предусматривается взимание пени в размере 0,1 проц. от суммы задолженности за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за истечением установленного срока. Полная сумма должна быть внесена инвестором не позднее одного месяца со дня приемки дома в эксплуатацию актом Госкомиссии, утвержденным префектурой в установленном порядке. При расторжении договора по инициативе инвестора последний уплачивает неустойку в размере 10 проц. от суммы сделки. 2.5. В целях активизации продажи жилой площади по свободным ценам разрешить Департаменту муниципального жилья предоставить покупателям и инвесторам скидки: 2.5.1 - жителям г. Москвы и Московской области, приобретающим не более 1 квартиры, - в размере 15 проц. от свободной цены продажи; 2.5.2 - жителям Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, проработавшим в указанных районах не менее 10 лет, - в размере 10 проц. от свободной цены продажи; 2.5.3 - организациям Министерства обороны РФ, войск МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Службы внешней разведки, Главного управления охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ, ФАПСИ и ГУВД г. Москвы, приобретающим жилье для очередников и бесквартирных военнослужащих - в размере 25 проц. от свободной цены продажи; 2.5.4 - предприятиям и организациям (независимо от форм собственности), приобретающим жилье для своих работников, являющихся одновременно очередниками по месту жительства и месту работы, - в размере 25 проц. от свободной цены продажи; 2.5.5 - предприятиям и организациям, приобретающим жилье для очередников по месту работы, - в размере 15 проц. от свободной цены продажи; 2.5.6 - предприятиям и организациям, приобретающим жилье в порядке взаимозачетов за выполненные работы по городскому заказу, - в размере 15 проц. от свободной цены продажи; 2.5.7 - оптовым покупателям, приобретающим жилую площадь: - от 1,0 тыс. кв. м до 2.0 тыс. кв. м - в размере 5 проц. - от 2,0 тыс. кв. м до 3,0 тыс. кв. м - в размере 10 проц. - от 3,0 тыс. кв. м до 5,0 тыс. кв. м - в размере 15 проц. - свыше 5,0 тыс. кв. м - в размере 20 проц. Жилая площадь, реализованная по свободным ценам, оформляется в собственность физическим и юридическим лицам, за исключением пп. 2.5.3 - 2.5.5, когда жилая площадь передается по распоряжению ("О передаче жилой площади") для поордерного заселения. Не подлежит оформлению в собственность и площадь, приобретенная государственными и муниципальными унитарными предприятиями. |