Анализ результатов, достигнутых подразделениями собственной безопасности таможенных органов в первом квартале с.г. показывает, что порядок и организационно-тактические формы взаимодействия с правоохранительными органами до настоящего времени не находят должного применения. Отчетливо прослеживается тенденция снижения эффективности взаимодействия. Так, если за аналогичный период прошлого года выявленные должностные преступления составили 40% от общего количества всех совершенных работниками таможенных структур преступлений, из которых 27% было раскрыто сотрудниками отделов собственной безопасности самостоятельно и 13% совместно с другими правоохранительными органами, то за три предыдущих месяца 1996 года эти показатели резко сократились и составляют соответственно 25%, 20% и 5%. Наиболее слабые позиции в этом направлении занимают отделы собственной безопасности ВСТУ, СЗТУ, СКТУ, ДТУ, ЗТУ и ряд других. Создавшемуся положению в определенной мере способствовали отсутствие и пробелы действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих эту сторону оперативно-розыскной деятельности. Однако основными недостатками, препятствующими достижению положительных результатов в борьбе с коррупцией, следует считать инертность, безынициативность, а порой и некомпетентность работников ОСБ, что привело к отсутствию должного взаимопонимания с другими правоохранительными органами, четкости в координировании объединенных усилий и качественного обмена оперативной информацией. В конечном итоге, указанные причины послужили для органов внутренних дел, ФСБ, ФСНП и прокуратуры поводом к тому, чтобы не рассматривать службу собственной безопасности таможенных органов в качестве равноправного партнера. Для того, чтобы снять существующее между правоохранительными органами напряжение, основные усилия Управления собственной безопасности, отделов собственной безопасности региональных таможенных управлений и таможен на данном этапе должны быть, направлены на поднятие авторитета оперативных таможенных органов до уровня других правоохранительных структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В то же время, сотрудники ОСБ должны твердо знать, что не вся добытая оперативными таможенными подразделениями информация может быть достоянием гласности для других органов. В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" сведения об используемых или неиспользованных при проведении негласных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах, организации, тактике проведения и результатах оперативно-розыскной деятельности представляют государственную тайну, ознакомление с которыми разрешено строго определенному кругу должностных лиц, работающих в правоохранительных органах и допущенных к оперативной работе. Также к их числу можно отнести судей, уполномоченных рассматривать представленные таможенными органами оперативные материалы, связанные с необходимостью ограничения конституционных прав граждан, и специально уполномоченных транспортных прокуроров, которых Закон наделил лишь только правом осуществления проверок оперативно-служебных документов, послуживших основанием для проведения негласных мероприятий. При этом следует помнить, что в порядке надзора прокурор может затребовать для ознакомления любые материалы, касающиеся служебных расследований, нарушений таможенных правил и другие, однако вопросы, относящиеся к организации, тактике, методиках и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности, в предмет прокурорского надзора не входят. В исключительных случаях указанным должностным лицам может быть предоставлена возможность для ознакомления со сведениями об источниках оперативной информации, однако такая акция осуществляется только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения последних к уголовной ответственности. Немаловажное значение в вопросах взаимодействия придается форме, в которую обличены просьбы и указания других правоохранительных органов. Следует исключить из практики выполнение устных запросов и поручений по договоренности. Письменный запрос должен отвечать предъявляемым требованиям: четко сформулированному содержанию, исключающему двойственность восприятия, и подписи соответствующего руководителя оперативного или следственного подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и прокуратуры. В особых случаях, когда ознакомление с оперативными материалами не терпит отлагательств, лицо, которому была предоставлена эта возможность, обязано сделать отметку в специальной карточке об ознакомлении с обязательным указанием даты, цели изучения, своего должностного положения и фамилии. В целях улучшения оперативных контактов с другими правоохранительными структурами, исключающих возможность взаимной конфронтации, прошу изучить рекомендации Управления собственной безопасности с личным составом ОСБ, принять действенные меры на улучшение взаимодействия и впредь не допускать нежелательных инцидентов. Строго руководствоваться при этом требованиями Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", положения "О взаимодействии МВД и ГТК России в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного вывоза и ввоза в Российскую Федерацию оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей" (N 01-32/8062 ДСП от 14.06.94. и N 1/3217 от 11.07.94.), соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между ГТК и ФСБ России от 24.08.94., приказа N465/402 от 13 сентября 1994 года "Об организации взаимодействия между федеральными органами налоговой полиции Российской Федерации и таможенными органами Российской Федерации, совместного указания ГТК России и Прокуратуры Российской Федерации (N 23-у-2-95 и N 12/1295 от 23 октября 1995 года) и ведомственных нормативных документов. Заместитель начальника Управления В.В. Агеев |