О ХАРАКТЕРЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 23.04.96 03-11/7321

        
     Анализ результатов,   достигнутых   подразделениями   собственной
безопасности таможенных органов в первом квартале с.г. показывает, что
порядок   и   организационно-тактические   формы   взаимодействия    с
правоохранительными органами до настоящего времени не находят должного
применения.  Отчетливо прослеживается тенденция снижения эффективности
взаимодействия.   Так,   если  за  аналогичный  период  прошлого  года
выявленные должностные преступления составили 40% от общего количества
всех  совершенных  работниками  таможенных  структур преступлений,  из
которых   27%   было   раскрыто   сотрудниками   отделов   собственной
безопасности    самостоятельно    и    13%    совместно    с   другими
правоохранительными органами,  то за три предыдущих месяца  1996  года
эти показатели резко сократились и составляют соответственно 25%,  20%
и 5%.
     Наиболее слабые   позиции  в  этом  направлении  занимают  отделы
собственной безопасности ВСТУ,  СЗТУ,  СКТУ,  ДТУ,  ЗТУ и ряд  других.
Создавшемуся положению в определенной мере способствовали отсутствие и
пробелы   действующих    законодательных    и    подзаконных    актов,
регламентирующих эту сторону оперативно-розыскной деятельности. Однако
основными  недостатками,  препятствующими   достижению   положительных
результатов   в  борьбе  с  коррупцией,  следует  считать  инертность,
безынициативность,  а порой и  некомпетентность  работников  ОСБ,  что
привело    к    отсутствию    должного   взаимопонимания   с   другими
правоохранительными органами,  четкости в координировании объединенных
усилий  и  качественного  обмена  оперативной информацией.  В конечном
итоге,  указанные причины послужили для органов внутренних  дел,  ФСБ,
ФСНП  и  прокуратуры  поводом  к  тому,  чтобы не рассматривать службу
собственной безопасности таможенных органов в  качестве  равноправного
партнера.
     Для того,  чтобы  снять  существующее  между  правоохранительными
органами    напряжение,   основные   усилия   Управления   собственной
безопасности, отделов собственной безопасности региональных таможенных
управлений  и  таможен  на  данном  этапе  должны быть,  направлены на
поднятие авторитета оперативных таможенных органов  до  уровня  других
правоохранительных   структур,   осуществляющих   оперативно-розыскную
деятельность.
     В то  же  время,  сотрудники ОСБ должны твердо знать,  что не вся
добытая оперативными таможенными подразделениями информация может быть
достоянием гласности для других органов.  В соответствии с Федеральным
законом   "Об   оперативно-розыскной   деятельности"    сведения    об
используемых или неиспользованных при проведении негласных мероприятий
силах,  средствах,  источниках,  методах, планах, организации, тактике
проведения    и    результатах    оперативно-розыскной    деятельности
представляют государственную тайну,  ознакомление с которыми разрешено
строго    определенному    кругу   должностных   лиц,   работающих   в
правоохранительных органах и допущенных к оперативной работе.  Также к
их   числу   можно   отнести   судей,   уполномоченных   рассматривать
представленные таможенными органами оперативные материалы, связанные с
необходимостью ограничения конституционных прав граждан,  и специально
уполномоченных транспортных прокуроров,  которых  Закон  наделил  лишь
только  правом осуществления проверок оперативно-служебных документов,
послуживших основанием для проведения негласных мероприятий.  При этом
следует помнить,  что в порядке надзора прокурор может затребовать для
ознакомления  любые  материалы,  касающиеся  служебных  расследований,
нарушений  таможенных правил и другие,  однако вопросы,  относящиеся к
организации,   тактике,   методиках    и    средствах    осуществления
оперативно-розыскной деятельности,  в предмет прокурорского надзора не
входят.  В исключительных случаях указанным  должностным  лицам  может
быть  предоставлена  возможность  для  ознакомления  со  сведениями об
источниках оперативной информации,  однако такая акция  осуществляется
только  с их письменного согласия,  за исключением случаев привлечения
последних к уголовной ответственности.
     Немаловажное значение  в вопросах взаимодействия придается форме,
в  которую  обличены  просьбы  и  указания  других  правоохранительных
органов.  Следует  исключить  из практики выполнение устных запросов и
поручений  по  договоренности.  Письменный  запрос   должен   отвечать
предъявляемым   требованиям:   четко   сформулированному   содержанию,
исключающему двойственность  восприятия,  и  подписи  соответствующего
руководителя  оперативного  или  следственного  подразделения  органов
внутренних дел,  Федеральной службы безопасности,  налоговой полиции и
прокуратуры.  В  особых  случаях,  когда  ознакомление  с оперативными
материалами не терпит отлагательств, лицо, которому была предоставлена
эта  возможность,  обязано  сделать  отметку в специальной карточке об
ознакомлении с обязательным  указанием  даты,  цели  изучения,  своего
должностного положения и фамилии.
     В целях    улучшения    оперативных    контактов    с     другими
правоохранительными   структурами,  исключающих  возможность  взаимной
конфронтации,  прошу  изучить  рекомендации   Управления   собственной
безопасности  с  личным  составом  ОСБ,  принять  действенные  меры на
улучшение  взаимодействия  и   впредь   не   допускать   нежелательных
инцидентов.    Строго    руководствоваться   при   этом   требованиями
Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности",  положения
"О взаимодействии МВД и ГТК России в борьбе с правонарушениями в сфере
внешнеэкономической  деятельности,  пресечении  незаконного  вывоза  и
ввоза в Российскую Федерацию оружия,  наркотиков,  валюты и культурных
ценностей" (N 01-32/8062 ДСП от 14.06.94.  и N 1/3217  от  11.07.94.),
соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между ГТК и ФСБ России от
24.08.94.,  приказа N465/402 от 13 сентября 1994 года "Об  организации
взаимодействия   между   федеральными   органами   налоговой   полиции
Российской Федерации  и  таможенными  органами  Российской  Федерации,
совместного  указания ГТК России и Прокуратуры Российской Федерации (N
23-у-2-95 и N  12/1295  от  23  октября  1995  года)  и  ведомственных
нормативных документов.

Заместитель начальника Управления              В.В. Агеев