ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ РАБОТ. Распоряжение. Правительство Москвы. 22.04.96 395-РП

                     ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАЧИВАЕМЫХ
                    ОБЩЕСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ РАБОТ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
                          22 апреля 1996 г.
                               N 395-РП

                             (ВММ 96-11)


     В соответствии со ст.  24 Закона  РФ  "О  занятости  населения  в
Российской Федерации",  Положением  об организации общественных работ,
утвержденным постановлением Министерства труда и  занятости  населения
РФ от  11.06.92  г.  N  21,  Положением  о  временном  трудоустройстве
несовершеннолетних граждан,  утвержденным приказом Федеральной  службы
занятости России   26.04.95  г.  N  94,  во  исполнение  постановления
правительства Москвы от  05.12.95  г.  N  978  "О  ходе  подготовки  к
850-летию основания Москвы":
     1. Одобрить предложенную в записке Департамента труда и занятости
концепцию общественных   и   временных   работ,  предусматривающую,  в
частности, создание выездных агентств занятости на  важнейших пусковых
объектах к 850-летию Москвы (приложение 1).
     2. Руководителям   департаментов,   префектам    административных
округов использовать  указанные  рекомендации в своей работе на данном
участке.
     3. Согласиться с  предложениями Департамента труда и занятости об
упрощении порядка   расчетов   с   участниками   общественных   работ,
устранении бюрократизма  и  волокиты  в  их  организации  и  утвердить
Примерный перечень  видов  и  объемов  оплачиваемых   общественных   и
временных работ в г. Москве на 1996 г. (приложение 2).
     4. Департаменту труда и занятости:
     4.1. Предусмотреть привлечение к общественным и временным работам
в первую очередь безработных и несовершеннолетних,  а  также  граждан,
зарегистрированных органами  службы занятости города в качестве ищущих
работу, нуждающихся в  социальной  защите  и  материальной  поддержке.
Расширить спектр   общественных   и  временных  работ  за  счет  видов
деятельности, отвечающих  образовательному  уровню  безработных  и  не
требующих дополнительной профессиональной подготовки.
     4.2. Разработать порядок финансирования общественных  и временных
работ, предусматривающий еженедельную и поденную формы оплаты труда их
участников, а также процедуру учета и контроля  целевого  расходования
средств.
     4.3. Выделить из Фонда занятости средства:
     на оплату    труда   безработных   и   ищущих   работу   граждан,
зарегистрированных и направленных  на  эти  работы  городской  службой
занятости, в  соответствии  с  условиями  заключенных  договоров между
работодателями и Департаментом труда и занятости;
     для  финансирования  мероприятий  по  организации трудоустройства
несовершеннолетних граждан на временную работу.
     4.4. Осуществлять   финансирование  из  средств  Фонда  занятости
общественных и   временных   работ   в   соответствии   с   Отраслевой
тематической программой  Департамента  труда  и  занятости к 850-летию
основания Москвы,  утвержденной  распоряжениями  заместителя  премьера
правительства Москвы от 20.12.95 г. N 1214-РЗП.
     5. Департаменту труда  и  занятости,  префектам  административных
округов и   руководителям   органов   городского   управления  принять
необходимые меры по организации оплачиваемых общественных  и временных
работ с учетом складывающейся на рынке труда ситуации.
     6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения  возложить  на
первого заместителя премьера правительства Москвы В.А.Коробченко.

      Премьер правительства Москвы                         Ю.М.Лужков



                                             Приложение 1
                                       к распоряжению премьера
                                        правительства Москвы
                                       от 22.04.96 г. N 395-РП

            ЗАПИСКА О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ
                  ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ В Г. МОСКВЕ

     Организацию оплачиваемых   общественных   и    временных    работ
Департамент труда и занятости проводит с 1991 г. За это время более 80
тыс. москвичей были направлены на общественные  работы, организованные
в различных сферах жизнеобеспечивающего комплекса города.
     Создаются временные дополнительные рабочие места для подростков и
молодежи. Ежегодно  удваивается число юношей и девушек,  работающих на
благоустройстве городских  и  пришкольных   территорий,   занимающихся
ремонтом школьных зданий, учебных пособий и инвентаря.
     Вместе с  тем  общественные  работы  еще  не  стали   действенным
инструментом, способным  влиять  на  ситуацию на рынке труда,  а также
оказывать содействие правительству Москвы в решении  проблем,  стоящих
перед городом.
     Существующая практика     организации     работ,      нормативные
документы, разработанные   в   1992   г.,  не  учитывают   сегодняшней
ситуации. Так,  к работам предусматривалось  привлекать  прежде  всего
официально зарегистрированных безработных, которых в Москве было всего
25 тыс.  человек,  из них свыше 65 %  - женщины  среднего  и  пожилого
возраста. Безусловно, эти люди не могут составить основу работников на
тяжелых и непрестижных временных работах.
     Недостаточно эффективно привлекаются в этом  направлении средства
Фонда занятости.  По  имеющимся  нормативам  они   выделяются   только
предприятиям -  организаторам  работ  на  компенсационной  основе  для
оплаты труда безработных.  Процесс выплат длителен,  и деньги зачастую
доходят до  работника  через  1-1,5 месяца.  Как результат - всего 5 %
зарегистрированных в службе занятости москвичей  принимают  участие  в
общественных работах.
     За этим  фактом  стоят  неудовлетворенность  многих   безработных
предлагаемыми им рабочими местами дворников,  грузчиков и переборщиков
овощей, а также недостаточно энергичные действия Департамента  труда и
занятости по  расширению  предлагаемого  перечня общественных работ за
счет соответствующих  высокому  образовательному  уровню   безработных
интеллектуальных видов деятельности.
     Не меньшее  значение   имеет   и   то   обстоятельство,   что   в
административных округах  не  удалось  пока  наладить  четкую  систему
информирования ищущих работу граждан о возможностях службы занятости.
     Проведенный в   конце   1995  года  социологический  опрос  среди
населения города показал, что 91 % из числа обратившихся в департамент
ищущих работу   граждан  хотели  бы  иметь  дополнительный  заработок.
Особенно много  желающих  подработать  среди  студентов   и   граждан,
находящихся в вынужденных отпусках без сохранения содержания.
     В последнее время с особой остротой встал вопрос об эффективности
использования создаваемых временных рабочих мест.  Так,  в 1995 г. для
проведения  оплачиваемых  общественных  работ  в приоритетных отраслях
городского хозяйства организованы свыше 57 тыс.мест,  в  то  же  время
всего  23  тыс.  человек  было  направлено   на эти работы.  По мнению
экспертов,  образовавшиеся вакансии  могли  бы  занять  ищущие  работу
жители  столицы,  студенты  и другие социально не защищенные категории
граждан,  которые по формальным признакам не имеют права участвовать в
общественных  работах,  финансируемых  из  Фонда  занятости  населения
Москвы.
     Масштабы участия москвичей в  общественных  и  временных  работах
объективно сдерживаются      громоздкостью     и     неповоротливостью
существующего механизма  финансирования,  не  позволяющего  работникам
быстро получать вознаграждение за труд и отпугивающего работодателей -
потенциальных поставщиков новых рабочих мест.
     Приведенный анализ  ситуации  с  временной  занятостью  в  городе
позволяет сделать  вывод,  что  при  изменении подходов к  организации
общественных работ  они  смогут  существенно  снизить напряженность на
рынке труда,  предоставить  дополнительный  заработок  многим  тысячам
нуждающихся в  нем  москвичей  и  оказать  помощь  городским властям в
решении вопросов   благоустройства   города,   организации    сезонной
торговли, дорожного строительства и т.п.
     В этих целях Департамент предлагает следующие практические шаги:
     дополнить перечень  общественных  и временных работ новыми видами
деятельности, отвечающими высокому образовательному уровню безработных
и не требующими дополнительной профессиональной подготовки;
     упростить порядок  расчетов  с  участниками  общественных  работ,
устранить бюрократию  и волокиту в их организации,  предусмотрев 100 %
компенсацию из бюджета Фонда  занятости  населения  Москвы  заработной
платы безработных, ищущих работу граждан, студентов и других социально
не защищенных категорий  жителей,  работающих  на  объектах  в  рамках
подготовки к 850-летию Москвы;
     принять участие в возрождении движения  студенческих строительных
отрядов и  организации  трудовой  четверти  для  подростков  в  летних
лагерях труда и отдыха, разработать и осуществить совместные программы
с общественными  организациями  и  объединениями,  имеющими социальную
направленность;
     разрешить участие  в  оплачиваемых общественных работах не только
безработных, но и всех граждан, ищущих работу;
     используя созданное Департаментом городское унитарное предприятие
"Мосгортруд", создать  выездные   агентства   занятости,   позволяющие
оперативно регистрировать  и  оплачивать  труд участников общественных
работ, применяя в том числе поденную и еженедельную формы оплаты;
     обеспечить граждан  Москвы  регулярной информацией о возможностях
трудоустройства на общественные и временные работы;
     изготовить и  разместить  на  территории  города  соответствующую
наружную рекламу;
     Реализация предлагаемых  мер  позволит  разгрузить  рынок  труда,
решить важные задачи,  стоящие перед  правительством  Москвы  накануне
юбилея города.



                                              Приложение 2
                                        к распоряжению премьера
                                          правительства Москвы
                                        от 22.04.96 г. N 395-РП

              ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ И ОБЪЕМОВ ОПЛАЧИВАЕМЫХ
           ОБЩЕСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ РАБОТ В Г. МОСКВЕ НА 1996 г.

----------------------------------------------------------------------------
                           ¦                                  ¦   Подано   ¦
          Отрасль          ¦         Направление работ        ¦ заявок на  ¦
    народного хозяйства    ¦                                  ¦ количество ¦
                           ¦                                  ¦рабочих мест¦
                           ¦                                  ¦  в 1996 г. ¦
---------------------------¦----------------------------------¦------------¦
                           ¦                                  ¦            ¦
 1. Здравоохранение,       ¦ Уход за больными, престарелыми   ¦     2200   ¦
    социальное обеспечение ¦ и инвалидами; работы по          ¦            ¦
                           ¦ перерасчету пенсий и пособий     ¦            ¦
                           ¦                                  ¦            ¦
 2. Городское хозяйство    ¦ Благоустройство, уборка и        ¦    12400   ¦
                           ¦ озеленение территории города,    ¦            ¦
                           ¦ дорожные работы                  ¦            ¦
                           ¦                                  ¦            ¦
 3. Транспорт              ¦ Уборка станций, остановок,       ¦     2100   ¦
                           ¦ служебных помещений, расчистка   ¦            ¦
                           ¦ снега, уборка салонов            ¦            ¦
                           ¦ троллейбусов и автобусов         ¦            ¦
                           ¦                                  ¦            ¦
 4. Промышленность         ¦ Погрузочно-разгрузочные работы,  ¦     2100   ¦
                           ¦ подсобные и другие не требующие  ¦            ¦
                           ¦ дополнительной профессиональной  ¦            ¦
                           ¦ подготовки работы                ¦            ¦
                           ¦                                  ¦            ¦
 5. Торговля,              ¦ Мелкорозничная торговля, бытовое ¦     1300   ¦
    общественное питание,  ¦ обслуживание, переборка, фасовка ¦            ¦
    бытовое обслуживание   ¦ плодоовощной продукции,          ¦            ¦
                           ¦ погрузочно-разгрузочные и другие ¦            ¦
                           ¦ работы                           ¦            ¦
                           ¦                                  ¦            ¦
 6. Сельскохозяйственные   ¦ Работы по уходу за               ¦     2300   ¦
    работы                 ¦ сельскохозяйственными культурами,¦            ¦
                           ¦ уборка урожая и т.п.             ¦            ¦
                           ¦                                  ¦            ¦
 7. Строительство          ¦ Подсобные работы                 ¦     4000   ¦
                           ¦                                  ¦            ¦
 8. Предприятия и          ¦ Распространение газет, лотерейных¦      800   ¦
    организации различных  ¦ билетов, технические работы на   ¦            ¦
    форм собственности     ¦ предприятиях культуры, работа    ¦            ¦
                           ¦ торговых агентов, интервьюеров,  ¦            ¦
                           ¦ другие виды работ                ¦            ¦
                           ¦                                  ¦            ¦
 9. Дополнительно:         ¦ Уборка помещений, пришкольных    ¦     7000   ¦
    трудовая адаптация     ¦ территорий, мелкие ремонтные,    ¦            ¦
    подростков             ¦ подсобные работы и др.           ¦            ¦
----------------------------------------------------------------------------