ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ РАБОТ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 22 апреля 1996 г. N 395-РП (ВММ 96-11) В соответствии со ст. 24 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Министерства труда и занятости населения РФ от 11.06.92 г. N 21, Положением о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан, утвержденным приказом Федеральной службы занятости России 26.04.95 г. N 94, во исполнение постановления правительства Москвы от 05.12.95 г. N 978 "О ходе подготовки к 850-летию основания Москвы": 1. Одобрить предложенную в записке Департамента труда и занятости концепцию общественных и временных работ, предусматривающую, в частности, создание выездных агентств занятости на важнейших пусковых объектах к 850-летию Москвы (приложение 1). 2. Руководителям департаментов, префектам административных округов использовать указанные рекомендации в своей работе на данном участке. 3. Согласиться с предложениями Департамента труда и занятости об упрощении порядка расчетов с участниками общественных работ, устранении бюрократизма и волокиты в их организации и утвердить Примерный перечень видов и объемов оплачиваемых общественных и временных работ в г. Москве на 1996 г. (приложение 2). 4. Департаменту труда и занятости: 4.1. Предусмотреть привлечение к общественным и временным работам в первую очередь безработных и несовершеннолетних, а также граждан, зарегистрированных органами службы занятости города в качестве ищущих работу, нуждающихся в социальной защите и материальной поддержке. Расширить спектр общественных и временных работ за счет видов деятельности, отвечающих образовательному уровню безработных и не требующих дополнительной профессиональной подготовки. 4.2. Разработать порядок финансирования общественных и временных работ, предусматривающий еженедельную и поденную формы оплаты труда их участников, а также процедуру учета и контроля целевого расходования средств. 4.3. Выделить из Фонда занятости средства: на оплату труда безработных и ищущих работу граждан, зарегистрированных и направленных на эти работы городской службой занятости, в соответствии с условиями заключенных договоров между работодателями и Департаментом труда и занятости; для финансирования мероприятий по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу. 4.4. Осуществлять финансирование из средств Фонда занятости общественных и временных работ в соответствии с Отраслевой тематической программой Департамента труда и занятости к 850-летию основания Москвы, утвержденной распоряжениями заместителя премьера правительства Москвы от 20.12.95 г. N 1214-РЗП. 5. Департаменту труда и занятости, префектам административных округов и руководителям органов городского управления принять необходимые меры по организации оплачиваемых общественных и временных работ с учетом складывающейся на рынке труда ситуации. 6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы В.А.Коробченко. Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к распоряжению премьера правительства Москвы от 22.04.96 г. N 395-РП ЗАПИСКА О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ В Г. МОСКВЕ Организацию оплачиваемых общественных и временных работ Департамент труда и занятости проводит с 1991 г. За это время более 80 тыс. москвичей были направлены на общественные работы, организованные в различных сферах жизнеобеспечивающего комплекса города. Создаются временные дополнительные рабочие места для подростков и молодежи. Ежегодно удваивается число юношей и девушек, работающих на благоустройстве городских и пришкольных территорий, занимающихся ремонтом школьных зданий, учебных пособий и инвентаря. Вместе с тем общественные работы еще не стали действенным инструментом, способным влиять на ситуацию на рынке труда, а также оказывать содействие правительству Москвы в решении проблем, стоящих перед городом. Существующая практика организации работ, нормативные документы, разработанные в 1992 г., не учитывают сегодняшней ситуации. Так, к работам предусматривалось привлекать прежде всего официально зарегистрированных безработных, которых в Москве было всего 25 тыс. человек, из них свыше 65 % - женщины среднего и пожилого возраста. Безусловно, эти люди не могут составить основу работников на тяжелых и непрестижных временных работах. Недостаточно эффективно привлекаются в этом направлении средства Фонда занятости. По имеющимся нормативам они выделяются только предприятиям - организаторам работ на компенсационной основе для оплаты труда безработных. Процесс выплат длителен, и деньги зачастую доходят до работника через 1-1,5 месяца. Как результат - всего 5 % зарегистрированных в службе занятости москвичей принимают участие в общественных работах. За этим фактом стоят неудовлетворенность многих безработных предлагаемыми им рабочими местами дворников, грузчиков и переборщиков овощей, а также недостаточно энергичные действия Департамента труда и занятости по расширению предлагаемого перечня общественных работ за счет соответствующих высокому образовательному уровню безработных интеллектуальных видов деятельности. Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что в административных округах не удалось пока наладить четкую систему информирования ищущих работу граждан о возможностях службы занятости. Проведенный в конце 1995 года социологический опрос среди населения города показал, что 91 % из числа обратившихся в департамент ищущих работу граждан хотели бы иметь дополнительный заработок. Особенно много желающих подработать среди студентов и граждан, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения содержания. В последнее время с особой остротой встал вопрос об эффективности использования создаваемых временных рабочих мест. Так, в 1995 г. для проведения оплачиваемых общественных работ в приоритетных отраслях городского хозяйства организованы свыше 57 тыс.мест, в то же время всего 23 тыс. человек было направлено на эти работы. По мнению экспертов, образовавшиеся вакансии могли бы занять ищущие работу жители столицы, студенты и другие социально не защищенные категории граждан, которые по формальным признакам не имеют права участвовать в общественных работах, финансируемых из Фонда занятости населения Москвы. Масштабы участия москвичей в общественных и временных работах объективно сдерживаются громоздкостью и неповоротливостью существующего механизма финансирования, не позволяющего работникам быстро получать вознаграждение за труд и отпугивающего работодателей - потенциальных поставщиков новых рабочих мест. Приведенный анализ ситуации с временной занятостью в городе позволяет сделать вывод, что при изменении подходов к организации общественных работ они смогут существенно снизить напряженность на рынке труда, предоставить дополнительный заработок многим тысячам нуждающихся в нем москвичей и оказать помощь городским властям в решении вопросов благоустройства города, организации сезонной торговли, дорожного строительства и т.п. В этих целях Департамент предлагает следующие практические шаги: дополнить перечень общественных и временных работ новыми видами деятельности, отвечающими высокому образовательному уровню безработных и не требующими дополнительной профессиональной подготовки; упростить порядок расчетов с участниками общественных работ, устранить бюрократию и волокиту в их организации, предусмотрев 100 % компенсацию из бюджета Фонда занятости населения Москвы заработной платы безработных, ищущих работу граждан, студентов и других социально не защищенных категорий жителей, работающих на объектах в рамках подготовки к 850-летию Москвы; принять участие в возрождении движения студенческих строительных отрядов и организации трудовой четверти для подростков в летних лагерях труда и отдыха, разработать и осуществить совместные программы с общественными организациями и объединениями, имеющими социальную направленность; разрешить участие в оплачиваемых общественных работах не только безработных, но и всех граждан, ищущих работу; используя созданное Департаментом городское унитарное предприятие "Мосгортруд", создать выездные агентства занятости, позволяющие оперативно регистрировать и оплачивать труд участников общественных работ, применяя в том числе поденную и еженедельную формы оплаты; обеспечить граждан Москвы регулярной информацией о возможностях трудоустройства на общественные и временные работы; изготовить и разместить на территории города соответствующую наружную рекламу; Реализация предлагаемых мер позволит разгрузить рынок труда, решить важные задачи, стоящие перед правительством Москвы накануне юбилея города. Приложение 2 к распоряжению премьера правительства Москвы от 22.04.96 г. N 395-РП ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ И ОБЪЕМОВ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ РАБОТ В Г. МОСКВЕ НА 1996 г. ---------------------------------------------------------------------------- ¦ ¦ Подано ¦ Отрасль ¦ Направление работ ¦ заявок на ¦ народного хозяйства ¦ ¦ количество ¦ ¦ ¦рабочих мест¦ ¦ ¦ в 1996 г. ¦ ---------------------------¦----------------------------------¦------------¦ ¦ ¦ ¦ 1. Здравоохранение, ¦ Уход за больными, престарелыми ¦ 2200 ¦ социальное обеспечение ¦ и инвалидами; работы по ¦ ¦ ¦ перерасчету пенсий и пособий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. Городское хозяйство ¦ Благоустройство, уборка и ¦ 12400 ¦ ¦ озеленение территории города, ¦ ¦ ¦ дорожные работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. Транспорт ¦ Уборка станций, остановок, ¦ 2100 ¦ ¦ служебных помещений, расчистка ¦ ¦ ¦ снега, уборка салонов ¦ ¦ ¦ троллейбусов и автобусов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. Промышленность ¦ Погрузочно-разгрузочные работы, ¦ 2100 ¦ ¦ подсобные и другие не требующие ¦ ¦ ¦ дополнительной профессиональной ¦ ¦ ¦ подготовки работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. Торговля, ¦ Мелкорозничная торговля, бытовое ¦ 1300 ¦ общественное питание, ¦ обслуживание, переборка, фасовка ¦ ¦ бытовое обслуживание ¦ плодоовощной продукции, ¦ ¦ ¦ погрузочно-разгрузочные и другие ¦ ¦ ¦ работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6. Сельскохозяйственные ¦ Работы по уходу за ¦ 2300 ¦ работы ¦ сельскохозяйственными культурами,¦ ¦ ¦ уборка урожая и т.п. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7. Строительство ¦ Подсобные работы ¦ 4000 ¦ ¦ ¦ ¦ 8. Предприятия и ¦ Распространение газет, лотерейных¦ 800 ¦ организации различных ¦ билетов, технические работы на ¦ ¦ форм собственности ¦ предприятиях культуры, работа ¦ ¦ ¦ торговых агентов, интервьюеров, ¦ ¦ ¦ другие виды работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9. Дополнительно: ¦ Уборка помещений, пришкольных ¦ 7000 ¦ трудовая адаптация ¦ территорий, мелкие ремонтные, ¦ ¦ подростков ¦ подсобные работы и др. ¦ ¦ ---------------------------------------------------------------------------- |