ПРОТЕСТ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ УСТАВА ГОРОДА МОСКВЫ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПОРЯДКУ ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОРОДА МОСКВЫ. Протест. Мэр Москвы. 09.04.96 4-14-6062/6

          ПРОТЕСТ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
            "О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ УСТАВА ГОРОДА МОСКВЫ,
             ОТНОСЯЩИХСЯ К ПОРЯДКУ ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ
                 В СИЛУ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОРОДА МОСКВЫ

                               ПРОТЕСТ

                              МЭР МОСКВЫ

                           9 апреля 1996 г.
                            N 4-14-6062/6

                              (ВМД 96-6)


     На основании  статьи  17  Закона города Москвы "О законодательных
актах  города  Москвы"  вношу  протест  на  постановление   Московской
городской  Думы  от  27 марта 1996 года "О толковании положений Устава
города  Москвы,  относящихся  к  порядку  принятия  и   вступления   в
юридическую силу правовых актов города Москвы".
     В целом,   принятое   постановление   противоречит   ряду    норм
Конституции Российской Федерация,  Устава города Москвы и иных законов
города Москвы, а именно:
     1. Постановление  Думы  не  является  разъясняющим документом,  а
фактически  устанавливает  новые  нормы  либо  изменяет   действующие.
Установление   же   новых   норм   или  изменение  действующих  должно
производиться в виде изменений и дополнений нормативным актом  равной
юридической  силы.  В  данном  случае  это  может  быть сделано только
Законом города Москвы.
     2. Перечень  толкуемых  статей Устава города Москвы,  указанный в
пункте 1 постановления,  слишком широк и включает в  себя  статьи,  не
имеющие   прямого   отношения  к  предмету  постановления.  Из  текста
постановления не ясно, какие конкретно статьи Устава толкуются.
     3. Толкование не может сужать нормы Устава.  Таким образом, абзац
1 подпункта "а" пункта 1 противоречит статье 76 Конституции Российской
Федерации и статьям 14 и 15 Устава города Москвы.
     Часть 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации  и  статья  15
Устава  города  Москвы устанавливают,  что по предметам ведения города
Москвы принимаются не только законы,  но и иные  нормативные  правовые
акты города Москвы.
     Согласно части 2 статьи 76  Конституции  Российской  Федерации  и
статьи  14  Устава  города  Москвы  по  предметам  совместного ведения
Российской Федерации  и  города  Москвы  на  территории  города  могут
действовать федеральные законы прямого действия,  на основании которых
городская   администрация   вправе    принимать    подзаконные    акты
(распоряжения Мэра,  постановления Правительства и др.),  не дожидаясь
принятия аналогичных законов города Москвы.
     4. В абзаце 2 подпункта "а" пункта 1 сказано,  что "Постановления
Московской городской Думы о введении в действие законов города  Москвы
составляют с ними единое целое и имеют юридическую силу законов города
Москвы в части,  останавливающей порядок введения в  действие  законов
города  Москвы".  Эта норма противоречит Уставу города Москвы и Закону
города Москвы "О законодательных актах города Москвы", устанавливающих
для  законов  и  постановлений  Московской  городской  Думы  различную
юридическую силу и неодинаковую процедуру принятия.
     5. Подпункт  "б"  пункта 1 постановления устанавливает положение,
согласно которому Дума "по своему усмотрению" принимает  постановления
и  законы  города  Москвы.  Однако Дума не вправе по своему усмотрению
решать,  что ей принимать:  постановление  или  закон  города  Москвы,
поскольку  это  противоречит  статьям  10,  46  Устава города Москвы и
статье 1 Закона города Москвы "О законодательных актах города Москвы",
которыми установлены различия между законами и постановлениями Думы.
     Принятая норма  также  грубо   нарушает   право   законодательной
инициативы,  установленное статьей 46 Устава города Москвы и статьей 2
Закона города  Москвы  "О  законодательных  актах  города  Москвы",  и
позволяет Думе игнорировать законодательную инициативу жителей Москвы,
Мэра и других субъектов законодательной инициативы.
    6. Подпункт   "в"   пункта   1   постановления   дублирует   норму
предусмотренную статьей 59 Устава города Москвы.
     7. Подпункт  "г"  пункта  1  постановления  предусматривает,  что
Московская городская администрация вправе  принимать  нормативные  или
иные  правовые  акты  города  Москвы "по всем вопросам,  относящимся к
предметам ведения и компетенции Московской городской Думы".  Эта норма
противоречит  части  3  статьи  5  и  статье 10 Конституции Российской
Федерации,  части 2 статьи 7 Устава города Москвы и нарушает  один  из
основополагающих  принципов  основ  конституционного  строя Российской
Федерации - принцип разделения властей.
     8. Подпункты  " д" и " е" пункта 1 постановления не соответствуют
Закону города Москвы "О законодательных актах города Москвы",  так как
при  вступлении в силу закона города Москвы и постановлений Московской
городской Думы должна применяется  норма  части  3  статьи  25  Закона
города  Москвы  "О  законодательных  актах  города  Москвы" следующего
содержания:  "После вступления в силу настоящего Закона законы  города
Москвы,  противоречащие  нормам  ранее принятого закона города Москвы,
могут приниматься лишь при наличии в них статьи, устанавливающей такие
изменения ранее принятого закона,  которые исключают противоречия, или
при указании на то, что ранее принятый закон утрачивает силу".
     На основании   изложенного   прошу   Московскую   городскую  Думу
удовлетворить настоящий протест и  отменить  постановление  Московской
городской  Думы  от  27 марта 1996 года "О толковании положений Устава
города  Москвы,  относящихся  к  порядку  принятия  и   вступления   в
юридическую силу правовых актов города Москвы" в полном объеме.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков

     От редакции

     После обсуждения протеста Мэра и заключения Прокурора  Москвы  на
постановление Московской городской Думы "О толковании положений Устава
города  Москвы,  относящихся  к  порядку  принятия  и   вступления   в
юридическую  силу  правовых  актов  города Москвы" N 27 от 27.03.96 r.
городская Дума рассмотрела протест Мэра, которые по итогам голосования
не  был  отклонен.  В  результате  указанное  постановление Московской
городской Думы утратило свою юридическую силу.