О II ЭТАПЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996 - 2000 ГГ. ("ПЛОДОРОДИЕ") (ЧАСТЬ 1.). Приказ. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России). 29.03.96 83

        О II ЭТАПЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ
                 ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               НА ПЕРИОД 1996 - 2000 ГГ. ("ПЛОДОРОДИЕ")
                              (Часть 1.)

                                ПРИКАЗ

                        МИНСЕЛЬХОЗПРОД РОССИИ
                           29 марта 1996 г.
                                 N 83

                                 (Д)


     Минсельхозпрод России   представил   в  Правительство  Российской
Федерации разработанную совместно с Минэкономики, Минфином, Минприроды
России,  Роскомземом,  Роскомнедра  и  Россельхозакадемией федеральную
комплексную программу повышения плодородия почв России в 1996  -  2000
гг. (II этап).
     Правительство Российской Федерации поручением от 27 февраля  1996
г.  N АЗ-П1-06174 предложило Минэкономике,  Минфину,  Минсельхозпроду,
Минприроды   России,   Роскомзему   учитывать   основные    показатели
разработанной   программы   "Плодородие"  при  формировании  ежегодных
расчетов к бюджету страны и прогнозов развития сельского хозяйства  на
1997  -  2000 гг.  Минсельхозпроду России поручено разослать программу
"Плодородие"  органам  исполнительной  власти   субъектов   Российской
Федерации  для  руководства  и  реализации  разработанных региональных
программ.
     Во исполнение   указанного   поручения  Правительства  Российской
Федерации приказываю:
     1. Главводхозу   и   ГлавАКУ   обеспечить  до  10  апреля  т.  г.
размножение  материалов  программы  "Плодородие"  и  рассылку  органам
исполнительной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  а  также
заинтересованным министерствам и ведомствам.
     2. Главфинуправлению,         Главэкономики,         Главводхозу,
Главрастениеводству,  Главхимзащите, Упрлеспрому с учетом Федерального
Закона  "О  мелиорации  земель" и других действующих нормативных актов
разработать  "Порядок"  финансирования  работ,  намеченных  программой
"Плодородие"  на  1996-2000  гг.,  согласованный  с  заинтересованными
министерствами и ведомствами,  для представления Минфину России  до  1
июля 1996 года.
     3. Сохранить  действовавший  до  1996  года  порядок  организации
выполнения  комплекса работ по реализации программы "Плодородие",  при
котором:
     функции заказчика   по  агрохимическому  обеспечению,  применению
удобрений,  комплексу  работ  по  торфу,  химической  мелиорации  почв
осуществляет  Главхимзащита;  мелиорации  земель,  коренному улучшению
сельскохозяйственных   угодий   и   строительству    противоэрозионных
гидротехнических сооружений - Главводхоз;  лесомелиоративным работам -
Упрлеспром;  агротехническим противоэрозионным -  Главрастениеводство;
научному  обеспечению  -  Главнаука;  а  в министерствах,  управлениях
(департаментах)  сельского  хозяйства   и   продовольствия   субъектов
Российской Федерации - соответствующие службы;
     выполнение работ   по   агрохимическому   обследованию   почв   и
сельскохозяйственных угодий, составлению проектно-сметной документации
на  комплексное  агрохимическое  окультуривание  полей  осуществляется
Государственными центрами и станциями агрохимической службы;
     применение удобрений,  комплекс  работ  по  торфу  и   химическая
мелиорация   почв   выполняются  на  договорной  основе  предприятиями
"Агрохимсервис" и другими подрядными  организациями,  а  также  силами
самих землепользователей;
     осуществление мелиоративных  работ  и  мероприятий  по  коренному
улучшению      сельскохозяйственных     угодий     и     строительству
противоэрозионных  гидротехнических  сооружений  -  по   договорам   с
заказчиками    подразделениями   акционерного   общества   "Водстрой",
акционерных корпораций  "Центринжсельстрой"  и  "Сельхозводстрой"  (по
зонам их деятельности) и другими подрядными организациями.
     4. В соответствии с  разделом  IV  п.  2  программы  "Плодородие"
Главживотноводству     обеспечить     контроль    за    использованием
животноводческих и  пометных  стоков  для  приготовления  органических
удобрений.
     5. Рекомендовать   министерствам,   управлениям   (департаментам)
сельского хозяйства и продовольствия субъектов Российской Федерации:
     на основе   федеральной   программы   "Плодородие"    разработать
(уточнить)   региональные   программы   повышения   плодородия   почв,
согласовать в установленном порядке с органами исполнительной власти и
до 1 августа 1996 г. представить их в Минсельхозпрод России;
     осуществлять концентрацию    средств    федерального     бюджета,
выделяемых  Минсельхозпродом  России,  бюджетов  субъектов  Российской
Федерации и внебюджетных  фондов  для  финансирования  мероприятий  по
региональным программам повышения плодородия почв;
     обеспечить сбор необходимой информации  по  прилагаемой  форме  и
представление  ее в установленные сроки для формирования ведомственной
отчетности об  использовании  ассигнований  при  реализации  программы
"Плодородие"  в  целом  и  региональных  программ повышения плодородия
почв;
     активизировать работу имеющихся или создать новые координационные
группы по контролю  за  реализацией  региональных  программ  повышения
плодородия почв.
     6. Главводхозу,  Главхимзащите,  Главрастениеводству совместно  с
заинтересованными  министерствами и ведомствами Российской Федерации в
месячный срок подготовить предложения для представления  Правительству
Российской   Федерации   по   обновлению   состава   межведомственного
консультативного  совета  по   контролю   за   реализацией   программы
"Плодородие".
     7. Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа  возложить   на
заместителей Министра А.В. Колганова и А.Г. Ефремова.

Первый заместитель Министра                                 В.Н.Щербак


                                                            Приложение
                                      к приказу Минсельхозпрода России
                                              от 29 марта 1996 г. N 83

                                Отчет
       об использовании ассигнований из федерального и местного
       бюджетов на выполнение федеральной комплексной программы
                      повышения плодородия почв
           по __________________ за _____________ 199 __ г.


                                             млн. руб. с точностью 0,1
---------------------------------------------------------------------------------------------------
| NN   | Наименование       | Выделено ассигнований | Фактически освоено   | Фактич.профинанс.    |
| п/п  | работ              | (лимит) за отчетный   | ассигнований за      | ассигнований за      |
|      |                    | период                | отчетный период      | отчетный период      |
|      |                    |                       |                      |                      |
|      |                    |-----------------------|----------------------|----------------------|
|      |                    |       | в том числе:  |       | в том числе: |       | в том числе: |
|      |                    |       |---------------|       |------|-------|       |------|-------|
|      |                    | Всего | Фед. | Мес.   | Всего | Фед. | Мес.  | Всего | Фед. | Мес.  |
|      |                    |       | бюд. | бюд.   |       | бюд. | бюд.  |       | бюд. | бюд.  |
|------|--------------------|-------|------|--------|-------|------|-------|-------|------|-------|
|  1   |           2        |   3   |   4  |    5   |    6  |   7  |   8   |   9   |  10  |   11  |
|------|--------------------|-------|------|--------|-------|------|-------|-------|------|-------|
  1.    Всего:
  2.    в том числе
        по  видам работ:

  2.1.  лесомелиоративные
        работы

  2.2.  противоэрозионные
        гидротехнические
        мероприятия

  2.3.  агрохимические
        работы и комплекс
        работ по торфу

  2.4.  мелиорация земель

  2.5.  культуртехнические
        работы

  2.6.  рекультивация    и
        улучшение нарушенных
        земель

  2.7.  прочие работы


     Отчетность представляется ежеквартально не позднее 15 числа после
отчетного периода (почтовая и оперативная)
     Почтовая -    в    адрес    Главного    вычислительного    центра
Минсельхозпрода    России   по   адресу:   117218   г.   Москва,   ул.
Кржижановского, дом 15, корп. 1
     Оперативная -   по   телетайпу   N   111848-Орех,  по  телефонам:
124-78-13, 124-79-35, 124-80-66
     Примечание:
     а) В графу "Федеральный бюджет" включаются капитальные вложения и
операционные средства, выделяемые из Федерального бюджета
     б) В  графу  "Местный  бюджет"   включаются   средства   бюджетов
субъектов  Российской Федерации,  земельного налога,  а также средства
собственников, владельцев и пользователей землей
     в) В   состав   агрохимических   работ   включаются:  гипсование,
мелиоративная    обработка     солонцовых     почв,     известкование,
фосфоритование, комплекс работ по торфу и агрохимическое обследование
     г) Таблица заполняется данными нарастающим итогом с начала года


        Федеральная комплексная программа повышения плодородия
         почв России в 1996 - 2000 гг. (II этап) "Плодородие"

                              Содержание

      Паспорт федеральной комплексной программы
 I.   Обоснование разработки
 II.  Основные итоги выполнения программы "Плодородие" за  1992-1995
      годы и современное состояние сельскохозяйственных угодий
 III. Основные цели и задачи программы
 IV.  Комплекс мероприятий по сохранению и повышению плодородия
      почв
      1. Защита почв от эрозии
      2. Агрохимическое обеспечение. Химическая мелиорация почв
      3. Мелиорация земель
      4. Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий
      5. Меры по улучшению и восстановлению нарушенных земель
 V.   Реализация  программы повышения плодородия почв и контроль за
      ее реализацией
      - Организационное обеспечение
      - Ресурсное обеспечение
      - Научное обеспечение
      - Правовое обеспечение
      - Финансовое обеспечение
 VI.  Обеспечение выполнения  комплекса  мероприятий  по сохранению
      и повышению плодородия почв
 VII. Оценка эффективности программы
      Приложения

                               Паспорт

Наименование программы   -   Повышение плодородия почв России в 1996 -
                             2000 годах (II этап).

Дата принятия  решения   -   Постановление Правительства    Российской
о разработке  программы,     Федерации от 17 ноября 1992 г., поручение
дата ее  утверждения         Правительства  Российской Федерации от 28
(наименование   и            декабря 1994 г. N АЗ-П1-41125
номер нормативного акта)

Государственный          -   Министерство сельского хозяйства и
заказчик-координатор         продовольствия Российской Федерации

Государственные          -   Министерство сельского хозяйства и
заказчики                    продовольствия Российской Федерации

Основные  разработчики   -   Министерство сельского хозяйства и
программы                    продовольствия  Российской  Федерации,
                             Министерство экономики   Российской
                             Федерации,
                             Министерство финансов Российской
                             Федерации,
                             Министерство охраны  окружающей  среды
                             и природных  ресурсов Российской
                             Федерации,
                             Комитет Российской Федерации
                             по земельным ресурсам и землеустройству,
                             Комитет Российской Федерации по  геологии
                             и использованию недр,
                             Российская академия  сельскохозяйственных
                             наук,
                             Органы исполнительной  власти   субъектов
                             Российской Федерации.

Цели и задачи программы, -   Восстановление сельскохозяйственного
важнейшие  целевые           производства до уровня 1990 года.
показатели                   Обеспечение прироста гумуса  и  повышение
                             уровня питательных веществ и почве.
                             Улучшение: фитосанитарного      состояния
                             почв,  физико-химических и агрохимических
                             свойств почв, а также мелиоративного
                             состояния ранее осушенных  и  орошаемых
                             земель.
                             Защита от ветровой и водной эрозии.
                             Создание  глубоко  окультуренного
                             пахотного слоя.  Предотвращение развития
                             и устранение процессов деградации почв.
                             Рациональное использование  эродированных
                             земель.
                             Снижение социальной напряженности  в
                             обществе  за  счет  создания
                             дополнительных рабочих мест в
                             сельскохозяйственном  производстве,
                             других областях общественного
                             производства и сфере услуг.

Сроки и этапы реализации -   1996 - 2000 годы.
программы

Перечень основных        -   Внесение органических удобрений -
мероприятий                  1923 млн. тонн
                             Известкование кислых почв - 24475 тыс. га
                             Фосфоритование почв - 9220 тыс. га
                             Гипсование почв - 830 тыс. га
                             Мелиоративная обработка солонцовых почв -
                             1097 тыс. га
                             Комплекс работ по добыче и  использованию
                             торфа и сапропелей - 398 млн. тонн
                             Поставка минеральных удобрений - 40  млн.
                             тонн в д.в.
                             Коренное улучшение   сельскохозяйственных
                             угодий, включая культуртехнические работы
                             - 3670 тыс.га  Комплексная  реконструкция
                             орошаемых земель - 650 тыс. га
                             Орошение земель - 270 тыс. га
                             Реконструкция и восстановление
                             осушительных систем - 350 га
                             Осушение земель - 330 тыс. га
                             Создание полезащитных лесных полос -  247
                             тыс. га
                             Создание пастбищезащитных
                             фитомелиоративных насаждений -
                             120 тыс. га
                             Создание противоэрозионных
                             овражнобалочных насаждений - 250 тыс. га

Исполнители   основных   -   Минсельхозпрод РФ,  Минэкономики РФ,
мероприятий                  Минфин РФ,  Роскомзем, Рослесхоз,
                             Роскомхимнефтепром,    Госкомпром,
                             Министерство транспорта РФ,
                             Министерство путей сообщения РФ,
                             АО "Ростоппром", органы исполнительной
                             власти  субъектов РФ,  республиканские
                             министерства и  региональные  управления
                             (департаменты) сельского хозяйства

Объемы   и   источники   -   Объем инвестиций на реализацию  программы
финансирования               составляет 130,0 трлн. руб.
                             в том числе:
                             федеральный бюджет  -  25091  млрд.  руб.
                             (19,3%)
                             бюджеты территорий -  104909  млрд.  руб.
                             (80,7%)

Ожидаемые     конечные   -   Повышение жизненного и культурного уровня
результаты  реализации       сельского населения;
программы                    Обеспечение экологической и
                             продовольственной безопасности страны;
                             Увеличение на  30  -  35 миллионов тонн в
                             пересчете на зерно производства
                             сельскохозяйственной продукции;
                             Снижение напряженности в обществе за счет
                             создания  дополнительных  рабочих  мест в
                             сельскохозяйственном производстве, других
                             областях   общественного  производства  и
                             сфере услуг;
                             Восстановление и   развитие  деятельности
                             ряда отраслей промышленности;
                             Предотвращение дальнейшего  снижения
                             плодородия почв как основы
                             жизнеобеспечения;
                             Ослабление отрицательного влияния
                             природных факторов на
                             сельскохозяйственное производство
                             (засуха, ветровая и водная эрозии и др.);
                             Повышение устойчивости    преобразованной
                             агросферы к  природно-антропогенным
                             нагрузкам;
                             Снижение до 3 - 5 лет (было 5 -  12  лет)
                             сроков окупаемости затрат на комплекс мер
                             по улучшению сельскохозяйственных угодий.

Система    организации   -   Контроль за  ходом  выполнения  программы
контроля за исполнением      осуществляют Минсельхозпрод России,
программы                    Минфин России, Минприроды России,
                             Роскомзем, Межведомственный
                             консультативный совет по контролю за
                             реализацией федеральной комплексной
                             программы  повышения  плодородия почв
                             России, органы исполнительной власти
                             республик,  краев,  областей и автономных
                             образований в составе Российской
                             Федерации, органы управления АПК
                             субъектов Российской Федерации;
                             Система контроля предусматривает:
                             - ежеквартальную  оперативную  отчетность
                             органов  управления АПК субъектов
                             федерации Минсельхозпроду России;
                             - систематическое  обсуждение  на
                             Межведомственном консультативном совете.


                      I. Обоснование разработки

     Федеральная комплексная   программа   повышения  плодородия  почв
России в 1996 - 2000  гг.  (II  этап)  разработана  в  соответствии  с
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1992 г.
N 879 и поручением Правительства Российской Федерации  от  28  декабря
1994   г.   N   АЗ-П1-41125   Министерством   сельского   хозяйства  и
продовольствия  Российской   Федерации   совместно   с   Министерством
экономики  Российской  Федерации,  Министерством  финансов  Российской
Федерации,  Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской  Федерации,  Комитетом  Российской  Федерации  по земельным
ресурсам и землеустройсву,  Комитетом Российской Федерации по геологии
и  использованию недр и Российской академией сельскохозяйственных наук
на основе  материалов,  представленных  министерствами  и  ведомствами
(департаментами)   сельского   хозяйства  и  продовольствия  субъектов
Российской Федерации.
     Настоящая программа   представляет   собой   дальнейшее  развитие
Государственной  комплексной  программы  повышения   плодородия   почв
России, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
N 879 от 17.11.92 года.
     При разработке  данной  программы учитывались основные требования
программы  стабилизации  и  развития  агропромышленного   производства
Российской  Федерации  на 1996 - 2000 годы,  одобренной Постановлением
Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от  4  мая
1995 г. N 464-1 СФ.
     Программа призвана закрепить комплексный подход  к  осуществлению
всех  мероприятий,  обеспечивающих  сохранение  и повышение плодородия
почв.
     Характерной особенностью  второго  этапа  является  то,  что  его
осуществление  будет  проходить  в  условиях  развивающейся   аграрной
реформы,   одной   из   важнейших  задач  которой  является  повышение
плодородия  почв  для  выполнения  программ  увеличения   производства
сельскохозяйственной продукции.
     Реализация программы,  утвержденной  в  1992   году,   при   всех
трудностях  позволила  решить  ряд  задач,  сохранить во многих местах
производственный   потенциал,   обеспечить   необходимую   координацию
деятельности по сохранению и повышению плодородия почв между сельскими
товаропроизводителями,  мелиоративными,  агрохимическими,  научными  и
другими организациями.

       II. Основные итоги выполнения программы "Плодородие" за
               1992 - 1995 годы и современное состояние
                     сельскохозяйственных угодий

     Важной причиной   значительного   снижения  сельскохозяйственного
производства  в  1992  -   1995   гг.,   наравне   с   экономическими,
организационными  и  климатическими  явилось  то,  что  не  удалось за
истекшие  годы   улучшить   состояние   сельскохозяйственных   угодий,
продолжалось  снижение  плодородия  почв,  а  в  некоторых  местах  на
значительных площадях оно утрачено.
     По данным      государственного      учета      общая     площадь
сельскохозяйственных угодий в стране по состоянию на 1 января 1995  г.
составляет 221,8 млн. га, в том числе пашни - 130,7 млн. га (59%).
     При снизившихся      объемах      проведения       мелиоративных,
противоэрозионных и культуртехнических работ и с учетом влияния других
факторов площади сельскохозяйственных угодий сократилось  на  01.01.95
г.  по  сравнению  с  01.01.92 г.  на 0,3 млн.  га и пашни на 1,3 млн.
гектаров.
     Итоги выполнения  показателей  программы  за  1992  -  1995  годы
(первый  этап),  приведенные  в  таблице   1,   свидетельствуют,   что
реализация утвержденной Правительством России программы "Плодородие" и
принятых  на  местах  региональных  программ   осуществлялась   крайне
неудовлетворительно.   Объемы   внесения   органических  удобрений  за
указанный период, по сравнению с заданием по программе и достигнутым в
1986  -  1990  годах  среднегодовым  уровнем сократились в 2,5-3 раза,
минеральных удобрений - в 4-5 раз.  Объемы  проведения  агрохимических
мероприятий    по    известкованию,   фосфоритованию,   гипсованию   и
мелиоративной обработке солонцовых почв уменьшились в 2,5 - 5 раз.
     Особо резко    снизились    объемы   мелиоративных   мероприятий:
культуртехнических работ - в 5 - 7  раз  против  заданий  программы  и
среднегодовых показателей за 1986 - 1990 годы,  по орошению и осушению
земель, реконструкции мелиоративных систем - в 5 - 8 раз.
     Выполнение лесомелиоративных   работ   по  закладке  полезащитных
лесных полос,  пастбищезащитным фитомелиоративным и  противоэрозионным
насаждениям  составило  от 40 до 94%  против задания по программе.  Не
выполнены намеченные объемы работ  по  закреплению  песков  на  Черных
землях и Кизлярских пастбищах.
     Только частично выполнена  программа  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских   работ.   Значительно  ухудшилось  обеспечение
сельскохозяйственных производителей мелиоративной, почвообрабатывающей
и дождевальной техникой.
     Особенно резкое  снижение  выполняемых  работ  по  сохранению   и
повышению плодородия  почв произошло  в  1994  - 1995 гг.,  показатели
значительно ниже достигнутых в 1992 - 1993 гг.
     Неудовлетворительное выполнение  основных  показателей  программы
привело    к    дальнейшему    качественному    ухудшению    состояния
сельскохозяйственных   угодий,   снижению  их  плодородия  и  усилению
эрозионных процессов.
     Наблюдается интенсивный  процесс оврагообразования.  По различным
оценкам ежегодно площадь оврагов увеличивается на 40 - 100  тыс.га,  в
большей  степени  за счет сельскохозяйственных угодий.  Из-за ветровой
эрозии  сложилась  тяжелая  экологическая  обстановка  в  ряде   южных
регионов России - Республика Калмыкия, Астраханская область, восточная
часть Ставропольского края и Ростовской области. Продолжаются процессы
опустынивания  Черных земель и Кизлярских пастбищ.  Эффективная защита
почв  от  эрозии   невозможна   без   реализации   полного   комплекса
противоэрозионных мероприятий.
     По данным  агрохимического   обследования   за   последние   годы
произошло увеличение площади пашни с низким и очень низким содержанием
гумуса в почве.  Так, если в 1988 году площади с низким и очень низким
содержанием гумуса составляли,  соответственно, 17,0 и 12,2 млн.га, то
в 1994 г. 30,6 и 18,4 млн. гектаров.
     Особую опасность  представляет  наблюдающаяся  в  настоящее время
тенденция  систематического  снижения  продуктивности   черноземов   в
регионах ЦЧО, Северного Кавказа, Сибири и других.
     В условиях  богарного  земледелия  и  монокультуры   зерновых   и
пропашных   на   черноземах   наблюдается  ускоренный  распад  гумуса,
несбалансированный  вынос  элементов  питания,  подкисление  на   фоне
отрицательного  баланса  кальция,  переуплотнение  и значительный рост
переувлажненных площадей,  слитизация,  опасное  развитие  ветровой  и
водной  эрозий.  На  орошаемых  массивах,  кроме  того,  в  результате
использования минерализованных  поливных  или  подъема  грунтовых  вод
происходит  активное ощелачивание,  осолонцевание и засоление почв.  В
условиях современного производства черноземы являются сложным объектом
сельскохозяйственного  производства,  который часто легко подвергается
деградационным изменениям.
     Уменьшилась площадь   мелиорированных   угодий.  На  01.01.95  г.
имеется 10,1 млн.  га,  в том  числе  5,3  млн.  га  орошаемых  и  4,8
осушенных. Из-за выхода из строя оросительных и осушительных систем, а
также передачи  мелиорированных  земель  в  ведение  органов  местного
самоуправления  и  перевода  их  в  земли запаса,  в 1991 - 1994 годах
исключены из числа мелиорированных 1025 тыс.  га орошаемых и 455  тыс.
га  осушенных  земель.  Мелиоративное  состояние орошаемых и осушенных
земель характеризуется следующими показателями:

                                                     тыс. гектаров
------------------------------------------------------------------------
|                                | На 01.01.91 г.   | На 01.01.95 г.   |
|                                |-------------------------------------|
|                                | Всего  | в % к   | Всего  | в % к   |
|                                |        | наличию |        | наличию |
|----------------------------------------------------------------------|
| 1. Наличие орошаемых земель      6155,5    100      5262,8    100    |
| 2. Мелиоративное состояние                                           |
|    2.1. Хорошее                  4086,6     66      3358,9     63    |
|    2.2. Удовлетворительное       1226,8     20      1142,7     22    |
|    2.3. Неудовлетворительное      842,2     14       738,7     15    |
| 3. Наличие осушенных земель      5106,2    100      4837,8    100    |
| 4. Мелиоративное состояние                                           |
|    4.1. Хорошее                  2462,4     48      2130,4     44    |
|    4.2. Удовлетворительное       2060,1     40      1947,9     40    |
|    4.3. Неудовлетворительное      583,7     12       759,5     16    |
|----------------------------------------------------------------------|

     Основной причиной   неудовлетворительной   реализации   программы
"Плодородие"   явилось   недостаточное   выделение   ассигнований   из
федерального   и   местных  бюджетов,  несвоевременное  финансирование
выполненных  работ,  перевод  финансирования  агрохимических  работ  с
федерального   на   местный   бюджет.   Выделяемые   ассигнования   на
ремонтно-эксплуатационные   работы   не    обеспечивали    поддержание
существующих мелиоративных систем в работоспособном состоянии.
     Освоение ассигнований,  направленных  в  1992  -  1995   гг.   на
реализацию  программы  "Плодородие",  характеризуется нижеприведенными
показателями:

                                           млрд. руб. в ценах 1995 г.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
|                        | Объемы          | в том числе за             | Удельный вес в %         |
|                        | ассигнований    | счет средств:              | от общих объемов         |
|                        | всего за        |----------------------------|--------------------------|
|                        | 1992 - 1995 гг. | федерального | субъектов   | федерального | субъектов |
|                        |                 | бюджета      | федерации   | бюджета      | федерации |
|                        |                 | (сноска 1.)  | (сноска 2.) |              |           |
|                        |                 |              |             |              |           |
|-----------------------------------------------------------------------|--------------------------|
| По программе                112512            45312         67200     |    40,3           59,7   |
| Выделен лимит                23650            12195         11455     |    51,6           48,4   |
| Освоено                      19195             9835          9360     |    51,2           48,8   |
| Освоено в %%:                                                         |                          |
|  к заданию по программе       17,1             21,7          13,9     |                          |
|  к выделенным лимитам         81,2             80,6          81,7     |                          |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|


     Характерным для анализа положения, сложившегося с финансированием
мероприятий  в  объемах,  предусмотренных   программой   "Плодородие",
является 1994 год (таблица 2).  Требовалось выделить (в ценах 1994 г.)
9,3 трлн.  руб. ассигнований, в том числе за счет средств федерального
бюджета 5 трлн.  руб.  и 4,3 трлн.  руб.  - за счет бюджетов субъектов
федерации и других источников.
     Было выделено лимитов 1,8 трлн.  руб.  (19,4%  от потребности), в
том числе 0,92 трлн. руб. (18%) из средств федерального бюджета и 0,88
трлн.  руб. (21% от потребности) за счет бюджетов субъектов Федерации.
Освоено за год по всем источникам финансирования 1,22  трлн.  руб.,  а
профинансировано  на  конец  1994 года всего 0,75 трлн.  руб.  (42%  к
выделенным ассигнованиям и 62%  к освоенным).  Финансирование работ за
счет средств федерального бюджета в 1994 году было начато только в III
квартале. Погашение кредиторской задолженности практически растянулось
на весь последующий год. Аналогичное положение сложилось и в 1995 году
с той разницей,  что финансирование выполненных работ в  течение  года
практически не было открыто.
     Общий объем выполненных работ в 1994 году по НИОКР  по  программе
"Плодородие"  составил  8  млрд.руб.,  из  которых  на конец года было
профинансировано всего 5,9 млрд.руб. (33%).
     Существенно повлияло на выполнение комплекса агрохимических работ
сокращение  поставок   минеральных   удобрений,   извести   и   других
материалов, что также связано с отсутствием финансирования.
     В 1988 году,  когда в  стране  был  достигнут  наивысший  уровень
производства  и  применения минеральных удобрений,  сельское хозяйство
получило 14,2 млн.  тонн питательных веществ.  В  1995  году  поставки
удобрений  селу сократились почти в 10 раз и составили 1,5 млн.  тонн.
Применение органических удобрений снизилось в 3 раза,  известковых - в
5  раз,  поставка  химических средств защиты растений уменьшилось в 20
раз.  Использование  мощностей   предприятий   минеральных   удобрений
снизилось  до  38%,  химических средств защиты растений - до 18%.  Ряд
производств  останавливается  или   перепрофилируется,   что   создает
опасность необратимого разрушения созданного промышленного потенциала.
     Особенно неблагоприятно влияет недостаточное  внесение  удобрений
на  плодородие  почв мелиорированных угодий.  Если в 1986 - 1990 годах
орошаемый гектар получал в среднем по 220 кг минеральных  удобрений  в
действующем  веществе,  то в 1994 году - только 38 кг,  что в условиях
поливов ведет к ускоренному снижению плодородия и деградации почв.
     Крайне отрицательно сказалась засуха 1995 года,  охватившая около
30 регионов Европейской территории  страны.  Из-за  неподготовленности
насосных  станций,  сети и дождевальной техники к поливу и прекращения
подачи электроэнергии в связи с отсутствием средств поливалось  только
около  50%  площадей.  Из-за  недополива  культур  в 1995 году недобор
продукции в стоимостном выражении составил  более  6,0  трлн.  рублей.
Особенно   сильны  последствия  засухи  в  Калмыкии,  Краснодарском  и
Ставропольском   краях,   Астраханской,   Волгоградской,   Саратовской
областях.
     Имеются серьезные   организационные   недостатки   в   выполнении
программы.  Так,  региональные  программы зачастую не были доведены до
районов   и   хозяйств.   При   составлении   и   реализации    планов
землеустройства  во  многих  случаях  не  учитывались  мероприятия  по
повышению  плодородия  почв.   Совершенно   недостаточно   проводились
противоэрозионные  работы,  являющиеся  необходимой  частью технологии
обработки  почв.   Новые   хозяйственные   формирования   в   качестве
правопреемников  реорганизуемых  колхозов  и  совхозов не обеспечивали
преемственность  выполнения  программы   и   совершенно   недостаточно
занимались вопросами сохранения и повышения плодородия почв.
     Невыполнением программы  повышения  плодородия  почв  нанесен   и
наносится     значительный     ущерб     стабилизации    и    развитию
сельскохозяйственного производства.
     Подорвано выполнение  целевых федеральных и региональных программ
увеличения производства зерна,  сахара,  кормов,  овощей, а также ряда
комплексных программ развития регионов.
     Снижение содержания  питательных  веществ   в   почве   неизбежно
приведет  к  падению  продуктивности  пашни в ближайшие годы с 18 - 20
ц/га зерновых единиц до 9 - 10 ц/га.
     Вместо предусматривавшегося     увеличения     в     1995    году
сельскохозяйственной продукции на  30-35  млн.  тонн  в  пересчете  на
зерно,  произошло падение производства продукции земледелия на 10 - 15
млн. тонн.
     Сложившееся положение   отрицательно   сказывается   на  развитии
многоукладности хозяйствования и решении социальных проблем на селе.
     Тем не   менее   реализация   программы   "Плодородие"   показала
правильность  общего  курса  и  комплекса  мероприятий  по   повышению
плодородия почв.

                III. Основные цели и задачи программы

     Программа "Плодородие" направлена на реализацию ряда приоритетных
направлений повышения плодородия почв в основных земледельческих зонах
страны:
     в Нечерноземной зоне - создание глубоко окультуренного  пахотного
слоя,  снижение кислотности и переувлажнения почв, защита их от водной
эрозии,  улучшение фитосанитарного состояния  почв.  В  Центральном  и
других  районах Нечерноземной зоны предполагается развернуть работу по
ускоренному  воспроизводству  гумуса  путем  глубокой  заделки  навоза
двухъярусным плугом.  Как  показывают опыты такая заделка органических
удобрений в почву увеличивает,  по сравнению с обычной, прирост гумуса
в 1,6-2,0 раза;
     в Центрально-Черноземном районе,  Поволжье,  на Северном Кавказе,
Урале  и  в  Сибири  -  защита  почвы  от  ветровой  и водной эрозии и
переуплотнения почв,  регулирование водно-воздушного режима,  борьба с
загрязнением  почв  радиоактивными  веществами  и  тяжелыми металлами,
улучшение  агрохимических  свойств  почв,  рациональное  использование
эродированных земель;
     Особое значение в этих регионах придается сохранению и  повышению
плодородия  Черноземов.  Намечается  выработать систему мероприятий по
сохранению и повышению их плодородия,  включая  внедрение  в  практику
земледелия   на   черноземах  почво-  и  влагосберегающих  технологий,
рационального сочетания угодий  и  систем  севооборотов,  удобрений  и
машин,  обоснованное  использование земель.  При формировании программ
повышения плодородия почв  по  субъектам  федерации  предусматривается
целевое выделение мероприятий, связанных с черноземными почвами.
     на Дальнем Востоке - улучшение физико-химических  свойств  почвы,
защита   от  поверхностного  переувлажнения,  создание  благоприятного
теплового режима.
     Во всех  зонах  важнейшими задачами является обеспечение прироста
гумуса  в  почве,  повышение  уровня  питательных  веществ,  улучшение
мелиоративного состояния ранее осушенных и орошаемых земель.
     Для всех регионов на части площадей предусматривается консервация
земель  -  временное  исключение  деградированных сельскохозяйственных
угодий  и  загрязненных   земель   из   хозяйственного   оборота   для
предотвращения   развития  и  устранения  процессов  деградации  почв,
восстановления их плодородия в соответствии  с  положением  о  порядке
консервации,   утвержденным  постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 05.08.92 г. N 555.
     Реализация настоящей   программы   с  учетом  других  мероприятий
позволит восстановить сельскохозяйственное производство до уровня 1990
года.

          IV. Комплекс мероприятий по сохранению и повышению
                         плодородия почв

     Второй этап программы  сохранения  и  повышения  плодородия  почв
предусматривает   дальнейшее   осуществление   комплекса  мероприятий,
включающих защиту  почв  от  эрозии,  агрохимические  и  мелиоративные
работы,  коренное  улучшение  сельскохозяйственных  и восстановление и
улучшение нарушенных угодий.
     При определении  объемов  работ  на  основе предложений субъектов
федерации  с  учетом  возможностей   финансирования,   обеспечения   и
выполнения   принимался   минимально   необходимый   для   поддержания
плодородия почв комплекс  мероприятий,  главная  цель  которого  -  не
допустить дальнейшего снижения плодородия.

                       1. Защита почв от эрозии

     Эрозия является  одним  из  самых  опасных  негативных процессов,
вызывающих деградацию и уничтожение  почвенного  покрова  и  наносящих
невосполнимый ущерб земельным ресурсам и окружающей среде.
     Отсутствие эффективных мер по регулированию  стока  и  накоплению
почвенной   влаги,   физическая   деградация   почв   от   интенсивной
механической обработки и тяжелой техники являются основными  причинами
развития эрозионных процессов и деградации почв.
     В комплексе мер по борьбе с  эрозией  почв  первостепенное  место
отводится        организационно-хозяйственным,        агротехническим,
гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям.
     Как показала   практика,   весьма  эффективны  организационные  и
агротехнические мероприятия,  которые  необходимо  выполнять  согласно
технологии обработки почв в соответствии с системой земледелия.
     Предусматривается освоить   в   полном    объеме    почвозащитные
технологии    возделывания   сельскохозяйственных   культур,   внедрив
безотвальную обработку в 1996 году на площади 29,3  млн.  га,  в  2000
году - 32 млн.  га,  в том числе плоскорезную,  соответственно на 22,5
млн. га и 24,5 млн. гектаров.
     Среди приемов  безотвальной обработки почвы намечается расширение
объемов нивелевания,  как эффективного приема  устранения  чрезмерного
переуплотнения почвы и защиты ее от эрозии.
     Дальнейшее распространение   в   засушливых   условиях    получит
рыхлитель  параплау,  способный производить обработку почвы на глубину
до 35 см,  без  выворачивания  подпахотного  слоя  и  без  образования
плужной  подошвы,  оставляя  поверхность  почвы  ровной  и  достаточно
рыхлой, обеспечивающей необходимые условия для посева.
     Объемы обработки  почвы  поперек склона составят в 1996 году 19,5
млн.  га,  в  2000  году  -  24,3  млн.  га,  посев  зерновых  культур
специальными  противоэрозионными сеялками соответственно 16,2 млн.га и
19,1 млн. гектаров.
     Широкое применение       получат      другие      агротехнические
противоэрозионные  мероприятия,  включая  щелевание   почв,   рыхление
уплотненного слоя,  полосное размещение сельскохозяйственных культур и
паров,  создание кулис, пожнивное мульчирование почв, посев сидератов,
а  в  районах Северного Кавказа и прежде всего в Ставропольском крае -
минимальная обработка  почв,  обеспечивающая  снижение  энергетических
затрат за счет уменьшения глубины обработки и применения гербицидов.
     Предполагается обеспечить залужение сильноэродированных земель  и
посев многолетних трав в 1996 году на площади 762 тыс. га, в 2000 году
1,3 млн. гектаров.
     Предусматривается более    широко    освоить    приемы   снижения
отрицательного воздействия технических средств  на  почвы:  совмещение
нескольких   технологических   операций   за   один  проход  агрегата,
применение широкозахватных агрегатов,  ограничение проведения  полевых
работ  при высокой влажности почв,  перегрузочных и перевалочных работ
на уборке и перевозке урожая.
     Затраты на  осуществление указанных мероприятий предусматривается
относить на себестоимость  обработки  почвы  и  получаемой  продукции.
Поэтому отдельно в программе они не выделяются.
     В условиях   дефицита   удобрений,   средств   защиты   растений,
мелиорантов и других средств повышения плодородия почв особое внимание
будет уделено освоению научно обоснованных севооборотов.
     В Нечерноземной  зоне  Российской  Федерации  и  других  регионах
предполагается  в  севооборотах  существенно  увеличить  удельный  вес
многолетних   злаково-бобовых  трав,  которые  способствуют  улучшению
структуры почв,  защите ее от эрозии и обогащению  почвы  органическим
веществом.
     Важнейшее значение     в     предотвращении     эрозии      имеют
лесомелиоративные   работы.  Объемы  лесомелиоративных  работ  приняты
согласно  Государственной  программе  агролесомелиоративных  работ   в
России,  одобренной  коллегией Минсельхозпрода России в соответствии с
поручением Правительства  Российской  Федерации  N  ВМ-П-42-31  от  23
сентября 1992 года.
     В 1996 - 2000 гг. намечено:
     1. Заложить  полезащитные лесные полосы на площади 247 тыс.  га и
выполнить противоэрозионные  лесные  насаждения  по  оврагам,  балкам,
берегам рек - на площади 220 тыс. гектаров.
     2. Провести рубки ухода в защитных лесных насаждениях на  площади
240  тыс.га  и выполнить реконструкцию ранее созданных лесных полос на
площади 20 тыс. гектаров.
     3. Осуществить  пастбищезащитные  фитомелиоративные насаждения на
опустыненных и деградированных пастбищах на площади 120 тыс. гектаров.
     Объемы работ   по   лесомелиоративным  мероприятиям  приведены  в
таблице 3.
     Генеральным заказчиком  на  проектирование  и  осуществление всех
защитных лесных насаждений является Министерство сельского хозяйства и
продовольствия  Российской  Федерации,  выполнение  работ по посадке и
выращиванию этих насаждений осуществляется  предприятиями  Федеральной
службы лесного хозяйства России.
     В качестве региональной программы уточняется Генеральная схема по
борьбе   с  опустыниванием  Черных  земель  и  Кизлярских  пастбищ,  в
соответствии с которой в этой зоне продолжится  осуществление  мер  по
коренному    улучшению    земель    и    проведению   пастбищезащитных
фитомелиоративных насаждений с одновременным обустройством пастбищ.
     В целях защиты почвы от водной эрозии намечается:
     1. Наряду   с   обработкой   почвы   поперек   склонов   провести
террасирование  крутых  склонов  на  площади 88 тыс.  га,  осуществить
реконструкцию и ремонт противоэрозионных гидротехнических сооружений.
     2. Выполнить работы по выполаживанию склонов, оврагов, промоин на
площади 43 тыс. га для вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.
     3. Осуществить строительство 2170 водозадерживающих плотин,  5290
км валов, 3350 км водонаправляющих, 4610 водосбросных и 36120 донных и
других противоэрозионных гидротехнических сооружений.
     Объемы противоэрозионных гидротехнических мероприятий приведены в
таблице 4.

      2. Агрохимическое обеспечение. Химическая мелиорация почв

     Резервы естественного  плодородия почв в основном исчерпаны.  Без
использования удобрений и средств защиты растений  сельское  хозяйство
не сможет получать уже в ближайшей перспективе более 60 - 65 млн. тонн
зерна,  что явно недостаточно для обеспечения потребности страны.  Для
намеченных  на 2000 год объемов производства зерна,  сахарной свеклы и
подсолнечника необходимо не менее 6,5  -  7,0  млн.  тонн  минеральных
удобрений  в действующем веществе,  а всего прогнозируемая потребность
сельского хозяйства в минеральных  удобрениях  под  урожай  2000  года
составляет  11,5  12,0  млн.  тонн,  при  этом поставки должны быть на
уровне 12,5-13,0 млн. тонн.
     В целях   рационального  использования  ресурсов  органических  и
минеральных удобрений для производства сельскохозяйственной  продукции
предусматривается обеспечить в 1996-2000 годах:
     1. Применение органических удобрений в 1996  году  в  объеме  223
млн.тонн  (таблица  5),  в  2000  году  - 567 млн.  тонн и минеральных
удобрений в 2000 году - 12,3 млн. тонн.
     2. Проведение известкования кислых почв на площади 24,5 млн.  га,
фосфоритования - на площади 9,2 млн. га, гипсования солонцовых почв на
площади  0,8  млн.  га,  мелиоративную  обработку  солонцовых  почв на
площади 1,1 млн.га (таблица 6).
     В этих целях намечается довести добычу и использование в сельском
хозяйстве торфа и сапропелей до 397 млн. тонн, обеспечить производство
и  поставку сельскому хозяйству 131 млн.  тонн известковых удобрений и
поставку  фосфогипса  сельскому  хозяйству  в  объеме  5,8  млн.  тонн
(таблицы 7, 8).
     В современных условиях для  решения  проблемы  возможно  быстрого
повышения  плодородия  почв  целесообразна  ориентация на максимальное
использование  местных  дешевых  и  доступных  видов  агроминерального
сырья.  Необходимо  задействовать  имеющиеся  мощности  по их добыче и
производству на предприятиях  торфяной  промышленности,  мелиоративных
организаций, сельскохозяйственных и других предприятий.
     Предусматривается более   полное   использование    в    качестве
органического удобрения животноводческих и пометных стоков и продуктов
переработки.  При  этом   одновременно   решается   важнейшая   задача
обеспечения      экологической      безопасности      функционирования
животноводческих предприятий и птицефабрик.
     С этой   целью   формируются   подпрограмма   "Стоки".   В   этой
подпрограмме  предусматривается  разработка  экологически   безопасных
мероприятий  и  технологий утилизации стоков и сточных вод,  внедрение
важнейших научно-технических  достижений,  реконструкция  существующих
систем  подготовки и утилизации животноводческих стоков и сточных вод,
получение высокоэффективных продуктов переработки.
     Реализация подпрограммы  "Стоки"  позволит  сохранить  и повысить
плодородие почвы,  увеличить урожайность сельскохозяйственных культур,
обеспечить  внесение  дополнительных  объемов  органических удобрений,
экономию минеральных удобрений  и  улучшить  экологическую  обстановку
вокруг крупных животноводческих комплексов и птицефабрик.

                         3. Мелиорация земель

     Приоритетным направлением    в   мелиорации   земель   определено
качественное  улучшение   существенного   мелиоративного   фонда.   Из
имеющихся  5,3  млн.  га  орошаемых  земель  на  площади  1,6 млн.  га
необходимо   провести   комплексную    реконструкцию,    строительство
коллекторно-дренажной  сети,  замену  вышедших из строя трубопроводов,
выполнить ряд других работ.  Из 4,8 млн.  га осушенных земель около  1
млн.га требуют проведения работ по реконструкции осушительных систем и
выполнения культуртехнических мероприятий.
     В 1996 - 2000 годах намечается осуществить:
     1. Работы по комплексной  реконструкции  оросительных  систем  на
площади  650  тыс.  га,  реконструкции  и  восстановлению осушительных
систем - 350 тыс. гектаров.
     2. Строительство   и   переустройство   дренажа  на  существующих
орошаемых землях на площади 80 тыс. гектаров.
     3. Замену   вышедших   из  строя  трубопроводов  на  существующей
оросительной сети - 5 тыс. километров.
     4. Ввод  в  эксплуатацию  270  тыс.  га  орошаемых и 330 тыс.  га
осушенных земель.
     5. Обводнение пастбищ,  включая реконструкцию сооружений на ранее
обводненных пастбищах, на площади 2300 тыс. га (таблица 9).
     В соответствии  с  поручением  Президента Российской Федерации от
29.09.95 г.  N Пр-1341 в программе определены целевые  мероприятия  по
мелиорации  земель  в  1996  - 2000 гг.  в засушливой зоне европейской
части  Российской  Федерации:  в  Поволжье  и  на  Северном   Кавказе,
предусматривающие   в   приоритетном   порядке   проведение  работ  по
комплексной реконструкции оросительных систем на  площади  207,5  тыс.
га,  строительству  и переустройству дренажа на существующих орошаемых
землях - 30,0 тыс.  га,  замене вышедших  из  строя  трубопроводов  на
существующей  оросительной  сети - 2050 км,  ввод в действие орошаемых
земель для гарантированного производства овощей и кормов в объеме 31,5
тыс. га, в том числе:

---------------------------------------------------------------------------------------
|                       | Комплексная    | Строительство   | Замена        | Орошение |
|                       | реконструкция  | и реконструкция | вышедших из   | земель   |
|                       | орошаемых      | дренажа на      | строя         | тыс.га   |
|                       | земель тыс. га | существ.        | трубопроводов |          |
|                       |                | орошаемых       | на существ.   |          |
|                       |                | землях тыс. га  | оросительной  |          |
|                       |                |                 | сети км       |          |
|                       |                |                 |               |          |
|-------------------------------------------------------------------------------------|
| Республика Калмыкия                                                                 |
| Хальмг Тангч               12,5                 -              50             3,5   |
| Астраханская область       21,0                2,5            100             3,0   |
| Волгоградская область      28,0                4,0            400             5,0   |
| Саратовская область        32,5                5,0            450             5,0   |
| Республика Дагестан        26,0                4,5            200             4,0   |
| Краснодарский край         30,0                6,0            400             2,5   |
| Ставропольский край        32,5                5,5            250             5,0   |
| Ростовская область         25,0                2,5            200             3,5   |
|     Всего:                207,5               30,0           2050            31,5   |
---------------------------------------------------------------------------------------


          4. Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий

     Первостепенное внимание  будет  уделено   проведению   работ   по
коренному     улучшению     сельскохозяйственных    угодий,    включая
культуртехнические работы на землях, не требующих осушения.
     Эти виды  работ  намечается  выполнить  в  1996  -  2000 годах на
площадях 3670 тыс. га (таблица 10).

       5. Меры по улучшению и восстановлению нарушенных земель

     Рекультивацию нарушенных земель в 1996 -  2000  годах  намечается
осуществить   на   площади   300   тыс.  га  (таблица  11).  При  этом
предусматривается  вовлечь  в  сельскохозяйственный  оборот  142  тыс.
гектаров.
     Улучшение (землевание)   малопродуктивных    сельскохозяйственных
угодий  плодородным слоем почвы намечается провести на площади 30 тыс.
га, в том числе 20 тыс. га пашни.

          V. Реализация программы повышения плодородия почвы
                     и контроль за ее выполнением

     Механизм реализации  программы  включает  в себя организационное,
ресурсное, научное, правовое и финансовое обеспечение.

     Организационное обеспечение      предусматривает      организацию
намеченных  мероприятий  через  соответствующие  программы   субъектов
федерации,  строгое  соблюдение научно обоснованных систем земледелия,
осуществляемых   через   ландшафтное   землеустройство,    учитывающее
особенности аграрной реформы.
     Государственным заказчиком  по  программе  является  Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и его органы
в субъектах  федерации,  которые  организуют  выполнение  совместно  с
Роскомземом, Минприроды России и Россельхозакадемией.
     Генеральным подрядчиком по созданию  защитных  лесных  насаждений
является  Федеральная  служба лесного хозяйства России и его органы на
местах в субъектах Российской Федерации.
     Координирующим органом     в     центре     является    созданный
Межведомственный консультативный  совет  по  контролю  за  реализацией
федеральной комплексной программы повышения плодородия почв России,  в
состав  которого  входят  полномочные  представители   Минсельхозпрода
России,   Минэкономики  России,  Минфина  России,  Минприроды  России,
Роскомзема,  Рослесхоза  и  других  заинтересованных   министерств   и
ведомств,  а  на  местах  -  координационные  группы  по  контролю  за
реализацией разработанных региональных программ.
     Общий контроль  за  реализацией  программы "Плодородие" в целом и
региональных программ осуществляется Минсельхозпродом России.
     Контроль за   целевым   использованием   средств,  выделяемых  из
федерального  бюджета  на  выполнение   мероприятий,   предусмотренных
программой, осуществляется Минфином России.
     Контроль за выполнением мероприятий,  предусмотренных  программой
"Плодородие",   осуществляется   Роскомземом,   Минприроды   России  в
соответствии с их компетенцией,  определенной  "Положением  о  порядке
осуществления  государственного  контроля  за использованием и охраной
земель",   утвержденным   постановлением   Правительства    Российской
Федерации  от  23.12.93  г.  N  1362,  а также органами исполнительной
власти субъектов федерации.
     Непосредственная реализация землевладельцами, землепользователями
и собственниками  земли  мероприятий,  направленных  на  сохранение  и
недопущение  дальнейшего снижения,  поддержания и повышения плодородия
почв,  предусмотренных в программах  субъектов  Российской  Федерации,
осуществляется    на    основе    выполнения   утвержденных   проектов
землеустройства, содержащих мероприятия по рациональному использованию
и     охране    земель,    разрабатываемых    проектно-изыскательскими
организациями по землеустройству,  имеющих соответствующие лицензии на
проведение   этих   работ,  по  заказам  местных  сельскохозяйственных
органов.
     Государство оказывает   экономическую   поддержку  и  стимулирует
землепользователей  в  выполнении  почвоулучшающих  мероприятий  путем
финансирования  разработки проектов землеустройства.  Местные комитеты
по земельным ресурсам и землеустройству определяют степень их  участия
в  реализации  проектов  землеустройства  и  осуществляют  контроль за
рациональным и эффективным использованием земель.
     При подтверждении    комитетом    по    земельным    ресурсам   и
землеустройству участия землепользователей  в  выполнении  программных
мероприятий  по охране земель и повышению плодородия почв государством
производится полная или частичная компенсация произведенных затрат.
     Землепользователи, не   выполняющие   предусмотренные   проектами
землеустройства  мероприятия  и  другие  обязательные  требования   по
повышению  плодородия  почв,  несут  ответственность  в соответствии с
земельным  законодательством,   вплоть   до   прекращения   права   на
пользование землей.
     Органы управления   АПК   субъектов    федерации    ежеквартально
представляют  в  Министерство  сельского  хозяйства  и  продовольствия
Российской Федерации отчеты о ходе реализации программы "Плодородие".

     Ресурсное обеспечение         представляется        существующими
государственными водохозяйственными и  агрохимическими  предприятиями,
лесхозами  и  лесомелоративными  станциями,  учреждениями и различными
акционерными  и  другими  предприятиями,  привлекаемыми   в   качестве
подрядчиков.    Часть    работ   будет   выполняться   непосредственно
землепользователями.  Имеющаяся  производственная  база,  в   основном
достаточна  для  выполнения намеченных работ.  В то же время в связи с
тем,  что  последние   4-5   лет   совершенно   не   пополнялся   парк
почвообрабатывающей,   мелиоративной  техники,  машин  для  проведения
агрохимических  работ,   оснащение   подрядных   организаций   низкое.
Требуется поставка большого количества техники.  Необходимы также меры
по укреплению производственной базы водохозяйственных эксплуатационных
организаций,   агрохимической  службы,  лесхозов  и  лесомелиоративных
станций.
     При определении  объемов предстоящих к выполнению работ,  наличии
надежного  финансирования  будет  рассчитана  потребность  в  технике,
платежеспособный   спрос  на  нее  и  сформирован  заказ  промышленным
предприятиям.  С Госкомоборонпромом России  прорабатывается  вопрос  о
возможности  производства  противоэрозионной  и  агролесомелиоративной
техники на конверсируемых предприятиях и реализации ее потребителям на
паритетной основе.
     Разработка новых видов  техники  и  механизмов  предусмотрена  по
утвержденной федеральной программе "Машиностроение для АПК".
     Развитие базы эксплуатационных организаций и  оснащение  складами
для  минеральных удобрений и других химикатов предусматривается решать
с учетом местных условий в региональных программах.
     Обеспечение программы  минеральными  удобрениями,  известковыми и
гипсосодержащими материалами,  стройматериалами  предусматривается  за
счет   возобновления   и   увеличения   их   выпуска  на  существующих
предприятиях и освоения местных  дешевых  источников  агроминерального
сырья.
     Реализация данной программы позволяет  восстановить  производство
промышленной  продукции,  создать дополнительные рабочие места,  будет
способствовать решению социальных задач.

     Научное обеспечение.  Реализация программы  повышения  плодородия
почв  Российской  Федерации  на  базе  восстановления  достигнутого  в
прошлые  годы  уровня   работ   в   области   мелиорации,   химизации,
лесомелиорации  и  интенсификации  сельскохозяйственного производства,
широкого применения технологий в  земледелии  при  многоукладном  типе
хозяйствования  возможна  только  при самом широком и надежном научном
обеспечении.
     Научное обеспечение  федеральной программы "Плодородие" на 1996 -
2000   годы   включает   12    проектов    первого    уровня    единой
научно-технической  программы  повышения  плодородия  почв  Российской
Федерации на 1996 - 2000 годы и  предусматривает  комплексное  решение
научно-исследовательских  и опытно-конструкторских  работ по следующим
направлениям:
     - методы  и системы управления плодородием почв,  направленные на
повышение     ее     продуктивности,      обеспечение      устойчивого
сельхозпроизводства и получение экологически чистой продукции;
     - создание и освоение  новых  технологий  и  систем  экологически
безопасного   применения  агрохимических  и  биологических  средств  в
основных природно-сельскохозяйственных регионах  страны,  направленные
на сохранение и повышение плодородия почв;
     - новые        системы        мониторинга        агрохимического,
санитарно-токсикологического   и   радиационного   состояния   почв  и
сельскохозяйственных культур,  в том числе на мелиорированных  землях,
обеспечивающие их экологическую безопасность;
     - создание базовых ландшафтных  систем  земледелия  для  основных
природно-сельскохозяйственных      зон      России,     обеспечивающие
воспроизводство и управление плодородием почв;
     - комплексные    экологически    чистые   технологии   и   методы
интенсивного    ведения    сельскохозяйственного    производства    на
мелиорированных  землях  за  счет  сбалансированного водно-воздушного,
теплового и пищевого режимов;
     - создание новых технологий и адаптивных систем агромелиорации на
основе нормативов и критериев,  обеспечивающих повышение плодородия  и
предотвращения эрозии пашни;
     - новые  системы  и  технологии  восстановления  и  использования
загрязненных  земель,  направленные  на  повышение их продуктивности и
получение экологически чистой продукции;
     - создание  и  освоение  системы  сертификации средств химизации,
технологических   процессов    и    сельскохозяйственной    продукции,
обеспечивающие контроль качества сельскохозяйственной продукции;
     - автоматизированная информационно-советующая система  управления
и    осуществления    контроля    за   состоянием   плодородия   почв,
сельскохозяйственного земледелия и в целом  осуществления  комплексной
программы "Плодородие почв";
     - создание экономического механизма,  стимулирующего сохранение и
воспроизводство   плодородия   почв  в  новых  экономических  условиях
хозяйствования;
     - организация   повышения   квалификации   кадров   по  проблемам
реализации программы повышения плодородия почв в современных  условиях
рыночных отношений;
     - создание   и    освоение    перспективных    ресурсосберегающих
технологий,    процессов,    техники,    оборудования    и   приборов,
обеспечивающих повышение воспроизводства  плодородия  почв,  повышение
продуктивности пашни и охраны природной среды.
     Для повышения  практической  отдачи  научных  работ  и  ускорения
использования   их  результатов  в  производство  необходимо  повысить
эффективность   функционирования   региональных    центров    научного
обеспечения, научно-производственных систем, опытно-производственных и
учебно-опытных хозяйств, опорных и базовых хозяйств и реализовать меры
по  совершенствованию  системы  подготовки  и  переподготовки  научных
кадров, повышению престижности труда ученых.
     Тематика научных  исследований,  их стоимость и исполнители работ
определены  в  указанной  федеральной   научно-технической   программе
"Плодородие"  с  учетом  требований  "Порядка  разработки и реализации
целевых  программ...",   утвержденной   постановлением   Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594.
     Научно-техническая программа     предусматривает      комплексное
проведение    исследований,    объединение    и   координацию   усилий
научно-исследовательских        организаций        Россельхозакадемии,
Минсельхозпрода  России,  Минприроды России,  Роскомзема и Роскомвода.
Намечается привлечение к работам высших учебных заведений.
     Примерная стоимость научно-исследовательских работ на период 1996
- 2000  гг.,  финансируемых  за  счет  средств  федерального  бюджета,
составит  535  млрд.  рублей.  На  обеспечение  федеральной  программы
"Плодородие"  будут   направлены   также   некоторые   разработки   по
научно-техническим    программам   "Мелиорация   и   гидротехника"   и
"Машиностроение для АПК", намечается использование завершенных научных
разработок   по   проектам   ГНТЦ   "Управление   плодородием   почв",
"Ресурсосберегающие мелиоративные системы",  "Нетрадиционные источники
повышения плодородия почв",  "Биомелиорация" и другие.  При этом будут
использоваться формы организации внедрения,  обеспечивающие  повышение
восприимчивости  АПК к достижениям науки и техники,  сокращение сроков
освоения в производстве научно-технических разработок.
     На экспериментально-производственное     освоение     завершаемой
научно-технической продукции предусматривается направить не менее  15%
средств,    выделяемых    на    НИОКР    Минсельхозпроду    России   и
Россельхозакадемии.
     В результате  проведения НИОКР будут разработаны и апробированы в
производстве  мероприятия,  позволяющие  приостановить  деградацию   и
снижение    уровня    плодородия    почв,    повысить   продуктивность
сельскохозяйственных  угодий  и  эффективность   сельскохозяйственного
производства  в целом,  что обеспечит устойчивое развитие эффективного
земледелия,  экономически  целесообразное   и   социально-обоснованное
использование природных ресурсов.

     Правовое обеспечение  представлено  Земельным Кодексом Российской
Федерации,  Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды",
федеральным   законом   "О   мелиорации   земель",  указом  Президента
Российской Федерации "О регулировании земельных отношений  и  развитии
аграрной реформы в России", Гражданским кодексом Российской Федерации.
     После рассмотрения и  одобрения  программы  "Плодородие"  (второй
этап)   в   установленном   порядке  предусматривается  на  ее  основе
разработать:
     - региональные  программы повышения плодородия почв в республиках
в  составе  Российской  Федерации,  краях,   областях   и   автономных
образованиях с учетом местных условий;
     - необходимые нормативно-правовые документы с  учетом  положения,
сложившегося в агропромышленном комплексе страны.

     Финансовое обеспечение.   Финансирование   намеченных  программой
мероприятий  осуществляется  за  счет  средств  федерального  бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации, земельного налога, а также за
счет  средств  собственников,  владельцев  и   пользователей   земель,
кредитов  банка и других источников,  определенных Федеральным Законом
"О мелиорации земель".
     Объемы финансирования   мероприятий,  предусмотренных  программой
устанавливаются  ежегодно  при  формировании  Федерального  бюджета  и
бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах средств, выделяемых
на государственную поддержку сельского хозяйства.
     Финансирование осуществляется    в    соответствии   с   Порядком
финансирования работ по выполнению программы повышения плодородия почв
России, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

           VI. Обеспечение выполнения комплекса мероприятий
              по сохранению и повышению плодородия почв

     Выполнение мероприятий,  намеченных  программой  "Плодородие"  на
1996  - 2000 гг.,  возможно только при государственной поддержке путем
целевого финансирования ряда важнейших видов работ.
     Состав показателей    программы   второго   этапа   соответствует
показателям  ранее  принятой  программы   первого   этапа   и   объемы
предлагаемых  к  выполнению  работ  сформированы на основе предложений
субъектов Федерации с частичной  их  корректировкой  и  по  экспертным
оценкам реально выполнимы.
     В таблице 12 по всем показателям приводятся сравнительные  данные
намеченных среднегодовых объемов на 1996 - 2000 гг., в сопоставлении с
выполненными  аналогичными  работами  в  1986  -  1990  гг.,  а  также
предусмотренными  программой  первого  этапа  на 1992 - 1995 гг.  и ее
выполнением.
     Предлагаемые к  выполнению среднегодовые объемы работ в 1996-2000
гг. по большинству показателей составляют от 70 до 100% по сравнению с
выполненными в 1986-1990 гг. и от 50 до 85% к уровню заданий программы
первого этапа на 1992-1995 годы,  но в 2-5  раз  превышают  фактически
выполненные.
     В таблице   13   приводятся   показатели   стоимости   проведения
мероприятий  второго  этапа  программы  "Плодородие" в сопоставлении с
показателями действующей программы.
     Расчет стоимости проведения намеченных мероприятий на 1996 - 2000
гг.  произведен в двух вариантах - в ценах 1991 г. (базовая стоимость)
и в ценах 1996 г. (текущие цены).
     Пересчет затрат в  цены  1996  г.  произведен  в  соответствии  с
дефляторами,   установленными   Минэкономики   России  для  разработки
прогноза развития страны на 1996 год.
     Как видно  из  показателей,  приведенных в таблице 13,  на 41-60%
возрастает среднегодовая стоимость проведения лесомелиоративных  работ
и   строительства  противоэрозионных  гидротехнических  сооружений  по
сравнению  с  предыдущей   программой,   а   среднегодовая   стоимость
проведения остальных видов работ программы составляет от 59 до 89%.  В
целом же стоимость проведения мероприятий второго  этапа  программы  в
среднегодовом   исчислении   составляет  87,8%  от  расчетных  затрат,
требовавшихся на реализацию  первого  этапа  (в  сопоставимых  ценах).
Сводные  показатели расчетных объемов ассигнований (в ценах 1991 г.  и
1996 г.), потребных для выполнения мероприятий второго этапа программы
"Плодородие",  намеченных  на  1996  -  2000  гг.,  с  разбивкой их по
источникам финансирования, приведены в таблице 14.
     Расчетная потребность    ассигнований    по    всем    источникам
финансирования на все годы (в ценах 1996 г.)  составляет  130,0  трлн.
рублей,  а  в  среднем  на год 26,0 трлн.  рублей или на 12,2%  меньше
затрат на эти цели в действующей программе.
     Источники финансирования мероприятий,  предусмотренных программой
второго  этапа,  определены  из  положений,   изложенных   в   разделе
"Финансовое  обеспечение".  Затраты  на  выполнение  противоэрозионных
работ составляют 6,4 трлн.  рублей (4,9%  общей стоимости).  Стоимость
проведения     агрохимических     работ,     включая    известкование,
фосфоритование,  гипсование,  работы по торфу и сапропелям, составляет
50,2 трлн.  руб.  (30,6%  от всех затрат),  из которых 46,9 трлн. руб.
финансируются за счет бюджетов субъектов Федерации,  а 3,3 трлн.  руб.
за счет федерального бюджета.
     Ассигнования на все  мелиоративные  мероприятия  составляют  54,3
трлн.  руб.  (41,8% от всех затрат), финансирование их предусмотрено в
следующем порядке:
     - на  содержание  и  ремонт межхозяйственных мелиоративных систем
намечено направить 3,8 трлн. рублей из федерального бюджета;
     - на содержание и ремонт внутрихозяйственных мелиоративных систем
предусматривается выделить за счет местного бюджета 2,6 трлн. рублей;
     - на   строительство   и  реконструкцию  мелиоративных  систем  и
объектов предусматривается направить 47,9 трлн.  руб.,  в том числе за
счет  средств федерального бюджета 11,0 трлн.  руб.  (23%) на объекты,
отнесенные к федеральной собственности,  и за счет бюждетов  субъектов
Федерации 36,9 трлн. руб. (77%).
     При этом из общего объема средств,  предусматриваемых  программой
на   реконструкцию   и  строительство  межхозяйственных  мелиоративных
объектов и внутрихозяйственной мелиоративной сети, намечается привлечь
для  этих целей в регионах Поволжья и Северного Кавказа,  подверженных
засухе,  6,0 трлн. руб. капитальных вложений (в ценах 1996 г.), из них
за  счет федерального бюджета 2,4 трлн.  руб.  (40%) и 3,6 трлн.  руб.
(60%) за счет бюджетов субъектов федерации этих регионов, в том числе:

                                        млрд. рублей в ценах 1996 года
---------------------------------------------------------------------------------------------------
|                    | Затраты   |                 из них по источникам            | В т. ч.      |
|                    | на 1996 - |                    финансирования               | 1996 г.      |
|                    | 2000 гг.  |-------------------------------------------------| из           |
|                    | - всего   | средства     | % к общим | средства | % к общим | федерального |
|                    |           | федерального | затратам  | местного | затратам  | бюджета      |
|                    |           | бюджета      |           | бюджета  |           |              |
|                    |           |              |           |          |           |              |
|                    |           |              |           |          |           |              |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Республика Калмыкия                                                                             |
| Хальмг Тангч           451,5        149,0         33,0       302,5      67,0           10,3     |
| Астраханская область   612,5        153,1         25,0       459,4      75,0           12,8     |
| Волгоградская область  838,5        226,4         27,0       612,1      73,0           18,1     |
| Саратовская область    967,5        387,0         40,0       580,5      60,0           16,5     |
| Республика Дагестан    725,5        493,3         68,0       232,2      32,0           14,2     |
| Краснодарский край     806,0        322,4         40,0       483,6      60,0           15,2     |
| Ставропольский край    919,0        468,7         51,0       450,3      49,0           14,8     |
| Ростовская область     693,0        221,8         32,0       471,2      68,0            7,4     |
|     Всего:            6013,5       2421,7         40,0      3591,8      60,0          109,3     |
---------------------------------------------------------------------------------------------------

     В связи  с резким сокращением ассигнований,  выделяемых сельскому
хозяйству России в последние годы, в 1996 году из федерального бюджета
на   мелиоративное   и  водохозяйственное  строительство  в  указанных
регионах юга России возможно выделить средства  в  объеме  100  -  110
млрд. рублей (в действующих ценах).
     Финансирование проектно-изыскательских работ  по  землеустройству
осуществляется местными сельскохозяйственными органами (заказчиком) по
заявкам землевладельцев,  землепользователей  и  собственников  земли,
направляемых  заказчиком  в  адрес  комитетов  по земельным ресурсам и
землеустройству  субъектов  Российской  Федерации,  под   заказываемые
проекты  землеустройства  за  счет  средств,  выделяемых на выполнение
соответствующих программных мероприятий,  в размере, обеспечивающем их
разработку, исходя из сложившихся затрат, но не менее 5% от выделяемых
ассигнований.
     В соответствии   с   расчетами   ассигнований,   необходимых  для
реализации  второго   этапа   программы   "Плодородие",   затраты   из
федерального бюджета составляют 25,1 трлн.  руб. (19,3%) и из бюджетов
субъектов федерации 104,9 трлн. руб. (80,7%).

                 VII. Оценка эффективности программы

     Эффективность от     реализации      программных      мероприятий
рассматривается в социальном, экологическом и экономическом аспектах.
     Реализация программы в целом является одним из важнейших  условий
обеспечения экологической и продовольственной безопасности страны.
     Социальная значимость программы определяется  улучшением  условий
жизни и производственной деятельности человека,  повышением отдачи его
труда. Реализация комплекса мер, предусмотренных программой, обеспечит
создание   дополнительных  рабочих  мест,  восстановление  и  развитие
деятельности  предприятий  ряда  отраслей   промышленности,   позволит
сельскому  населению  быстрее  адаптироваться  к  новым  экономическим
условиям.
     Экологическая значимость  -  предотвращение  дальнейшего снижения
плодородия почв как основы жизнеобеспечения, ослабление отрицательного
влияния  других  природных  факторов  на  сельское  хозяйство (засуха,
ветровая и водная эрозия и др.), повышение устойчивости преобразования
агросферы к природно-антропогенным нагрузкам.
     Особое экономическое значение имеет  комплексность  осуществления
намечаемых мер.  Противоэрозионные мероприятия, агрохимические работы,
гидротехнические  и  культуртехнические   мелиорации,   восстановление
нарушенных   угодий   каждое   по   себе  дают  возможность  увеличить
производство сельскохозяйственной продукции,  повысить ее качество.  В
разных условиях затраты на них окупаются за 5 - 12 лет.  Выполнение же
их  во  взаимноувязанном  комплексе  в  условиях   учета   преимуществ
ландшафтного  земледелия позволит сократить среднюю окупаемость до 3 -
5 лет. При этом обеспечивается длительность, долговременность действия
всех   факторов   капитальных   мероприятий   по   гидротехническим  и
агролесомелиорациям и достаточно  быстродействующее  влияние  внесения
органических, минеральных удобрений, известкования и фосфоритования.
     Реализация программы при общих затратах 130 трлн.рублей обеспечит
увеличение  производства сельскохозяйственной продукции в пересчете на
зерно 30 - 35 млн.тонн.