ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА УТВЕРЖДЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ МИНПРИРОДЫ РОССИИ" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 8 мая 1996 г. N 198 (Д) В целях упорядочения работы по подготовке нормативных документов в системе Минприроды России приказываю: 1. Утвердить "Порядок утверждения и согласования проектов нормативных документов в центральном аппарате Минприроды России". 2. Признать утратившим силу приказ Минприроды России "Об утверждении временного Порядка рассмотрения, согласования и утверждения нормативных документов Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации" от 05.09.94 N 259. 3. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой. Министр В.И.Данилов-Данильян Утвержден приказом Минприроды России от 8 мая 1996 года N 198 ПОРЯДОК утверждения и согласования проектов нормативных документов в центральном аппарате Минприроды России Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Государственным институтом прикладной экологии (ГИПЭ) 2. ВНЕСЕН Департаментом правового обеспечения, кадров и связей с органами государственной власти и общественными организациями Минприроды России 3. УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН в действие приказом Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 8 мая 1996 года N 198 4. ВВЕДЕН взамен "Временного порядка рассмотрения, согласования и утверждения проектов нормативных документов" (приказ Минприроды России от 05.09.94 N 259) Введение Настоящий нормативный документ: - разработан с целью обеспечения единого порядка согласования и утверждения проектов природоохранных нормативных документов (далее - нормативных документов) в системе Минприроды России; - распространяется на проекты нормативных документов всех категорий (федеральные, региональные, отраслевые); - является обязательным для центрального аппарата Минприроды России и его подведомственных организаций, территориальных природоохранных органов (при необходимости), разработчиков нормативных документов, подлежащих согласованию и утверждению в Минприроды России. 1. Общие положения 1.1. Утверждению Минприроды России подлежат проекты нормативных документов, разработанные по заданию Министерства в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), целевых программ или подготовленных в инициативном порядке. Порядок разработки нормативных документов приведен в приложении А. 1.2. Согласованию Минприроды России подлежат проекты нормативных документов, которые разработаны: - специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (приложение Б); - министерствами и ведомствами, предприятия и организации которых осуществляют хозяйственную и иную деятельность (отраслевые нормативные документы), оказывающую воздействие на окружающую природную среду; - государственными органами надзора и контроля, в которых затрагиваются вопросы, отнесенные к компетенции Минприроды России. 1.3. Проекты нормативных документов, содержащие положения и требования, относящиеся одновременно к компетенции Минприроды России и других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, могут утверждаться совместно руководителями этих органов. 1.4. Проекты нормативных документов, подлежащие согласованию и утверждению, рассматриваются заинтересованными структурными подразделениями Минприроды России с привлечением его подведомственных организаций и территориальных природоохранных органов (при необходимости). 1.5. Проекты нормативных документов подлежат проверке на соответствие действующему законодательству и иным требованиям, гарантирующим экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование природных ресурсов. 1.6. Проекты нормативных документов, регламентирующих природопользование или воздействие на окружающую среду, подлежат государственной экологической экспертизе, осуществляемой Департаментом государственной экологической экспертизы Минприроды России в соответствии с федеральным законом "Об экологической экспертизе". Государственной экологической экспертизе подлежат проекты: (а) нормативных документов, определяющих правовые основы деятельности, прямо или косвенно воздействующей на окружающую природную среду или связанной с использованием природных ресурсов; (б) нормативно-технических и нормативно-методических документов, регламентирующих вопросы охраны окружающей природной среды; (в) нормативных документов специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и других органов контроля и надзора, содержащие вопросы природопользования или воздействия на окружающую среду; (г) инструктивно-методических документов по оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе объектов хозяйственной и иной деятельности; (д) нормативных документов, регламентирующих порядок разработки, согласования и утверждения прединвестиционной, предпроектной и проектной документации, включающие разделы по оценке воздействия на окружающую среду или ее охране. 1.7. Проекты нормативных документов, не подлежащие государственной экологической экспертизе, направляются в Государственный институт прикладной экологии (Федеральный центр природоохранного нормативного обеспечения-ФЦ ПНО) для проведения нормоконтроля. 1.8. Продолжительность процедуры утверждения (согласования) проекта нормативного документа не должна превышать 3-х месяцев с даты поступления в Минприроды России материалов в объеме, предусмотренном п.п.2.1 и 2.2 Порядка. 1.9. Организацию работ по подготовке нормативных документов к согласованию и утверждению, а также подготовку утвержденных документов к регистрации в Минюсте России осуществляет Департамент правового обеспечения, кадров и связей с органами государственной власти и общественными организациями (далее - Департамент правового обеспечения). 1.10. Порядок рассмотрения и утверждения изменений и дополнений, вносимых в действующие нормативные документы, осуществляется в соответствии с требованиями данного документа. 1.11. При внесении в действующие нормативные документы изменений и дополнений, не содержащих положения по регламентации воздействия на окружающую среду или нормирования качества природной среды, порядок их согласования и утверждения устанавливается Департаментом правового обеспечения. 1.12. Порядок отмены устаревших и продления срока действия нормативных документов устанавливается Департаментом правового обеспечения. 1.13. Департамент правового обеспечения оперативно информирует структурные подразделения Министерства и его территориальные природоохранные органы о согласованных и утвержденных нормативных документах, а также об отмене или продлении срока действия нормативных документов. 2. Порядок представления нормативной документации 2.1. Проекты нормативных документов, подлежащих утверждению Минприроды России, направляются в Департамент правового обеспечения в комплекте со следующими документами: - сопроводительное письмо; - четыре экземпляра проекта нормативного документа (для окончательных редакций); - пояснительная записка в двух экземплярах; - отзывы на проект нормативного документа. 2.2. В состав документации, представляемой на утверждение с проектами нормативных документов, содержащих методики выполнения экоаналитических измерений, следует дополнительно включать: - технический отчет по исследованию метрологических характеристик; - заключения территориальных природоохранных органов Минприроды России с результатами апробации методики (при необходимости); - заключение Главного метролога Минприроды России или Главного управления аналитического контроля и метрологического обеспечения природоохранной деятельности Минприроды России (ГУАК); - свидетельство о метрологической экспертизе методик в институтах Госстандарта России или свидетельство о метрологической аттестации методики в институтах Госстандарта России. 2.3. Проекты нормативных документов, содержащие методики экоаналитических измерений и подлежащие утверждению Минприроды России, представляются предварительно Главным управлением аналитического контроля в Госстандарт России для проведения аттестации. 2.4. Проекты нормативных документов, подлежащие согласованию, направляются в Минприроды России с сопроводительным письмом на имя Министра (Первого заместителя Министра). Комплект документов, представляемых в Минприроды России, устанавливается в соответствии с п.2.1 Порядка. 2.5. Указанные документы после их регистрации направляются руководством Министерства в Департамент правового обеспечения. 2.6. При поступлении в Минприроды России документации, недоукомплектованной в соответствии с п.2.1 и 2.2 Порядка, разработчик должен быть извещен в течение 5 дней со дня ее поступления в Департамент правового обеспечения о недостающих материалах и сроках их представления. Документация, недоукомплектованная в течение 1 месяца, возвращается разработчику. 3. Порядок утверждения проектов нормативных документов 3.1. Заказчик представляет проект нормативного документа, согласованный заинтересованными структурными подразделениями Министерства, в комплекте с пояснительной запиской, отзывами и листом согласования (приложение В) в Департамент правового обеспечения. 3.2. Департамент правового обеспечения рассматривает проект нормативного документа на соответствие действующему законодательству и направляет указанный документ в двух экземплярах с сопроводительными материалами в Департамент государственной экологической экспертизы (документация, указанная в п.1.6) или в ФЦ ПНО. 3.3. Департамент государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" проводит государственную экологическую экспертизу проекта нормативного документа и передает заключение в двух экземплярах в Департамент правового обеспечения. 3.3.1. При наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы проект нормативного документа возвращается Департаментом государственной экологической экспертизы разработчику на доработку. Разработчик после доработки проекта нормативного документа с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении, вправе представить данный проект нормативного документа на повторную государственную экологическую экспертизу. 3.3.2. При положительном заключении государственной экологической экспертизы проект нормативного документа подлежит утверждению. 3.4. ФЦ ПНО рассматривает проект нормативного документа в 10-дневный срок и передает его с сопроводительными материалами и заключением в 2-х экземплярах в Департамент правового обеспечения для подготовки его к утверждению. 3.5. Департамент правового обеспечения при наличии согласований с заинтересованными структурными подразделениями Минприроды России, положительного заключения государственной экологической экспертизы или ФЦ НПО подготавливает "Представление" (приложение Г) на утверждение Министру. 3.6. При наличии принципиальных разногласий по проекту нормативного документа Департамент правового обеспечения организует и проводит согласительное совещание с участием разработчика и заказчика проекта нормативного документа, а также представителей заинтересованных структурных подразделений Министерства, участвовавших в рассмотрении проекта документа, и независимых экспертов. 3.7. Утверждение проектов нормативных документов осуществляется приказом Министра на основании "Представления", подготовленного Департаментом правового обеспечения. Форма титульного листа нормативного документа, подлежащего утверждению, приводится в приложении Д. 4. Порядок согласования проектов нормативных документов 4.1. На согласование представляется окончательная редакция проекта нормативного документа с сопроводительными документами в соответствии с п.2.1 и п.2.2 Порядка в Департамент правового обеспечения. 4.2. Департамент правового обеспечения рассматривает проект нормативного документа на соответствие действующему законодательству и направляет его с сопроводительными материалами в Департамент государственной экологической экспертизы (документация, указанная в п. 1.6 Порядка), ФЦ ПНО и другие структурные подразделения Министерства, к компетенции которых относятся положения данного документа. 4.3. Структурные подразделения Министерства с привлечением подведомственных организаций и территориальных природоохранных органов (при необходимости) в месячный срок рассматривают проект нормативного документа и передают отзывы по проекту документа в двух экземплярах в Департамент правового обеспечения. 4.4. Департамент государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" проводит государственную экологическую экспертизу проекта нормативного документа и передает заключение в двух экземплярах в Департамент правового обеспечения. 4.4.1. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы по проекту нормативного документа Департамент государственной экологической экспертизы возвращает разработчику материалы на доработку. Разработчик после доработки проекта нормативного документа с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении, вправе представить данный проект документа на повторную государственную экологическую экспертизу. 4.4.2. При положительном заключении государственной экологической экспертизы проект нормативного документа подлежит согласованию. 4.5. ФЦ ПНО рассматривает в 15-дневный срок проект нормативного документа и передает заключение в двух экземплярах в Департамент правового обеспечения для подготовки его к согласованию. 4.6. Департамент правового обеспечения при наличии согласований с заинтересованными структурными подразделениями Минприроды России, положительного заключения государственной экологической экспертизы (по проектам документов, указанных в п.1.6 Порядка) или ФЦ НПО подготавливает "Представление" на согласование Первому заместителю Министра. 4.7. При наличии принципиальных замечаний от структурных подразделений Министерства и отказе в согласовании Департамент правового обеспечения готовит проект письма Минприроды России об отказе в согласовании проекта нормативного документа. 4.8. Согласование проектов нормативных документов осуществляется письмом Минприроды России за подписью Первого заместителя Министра на основании "Представления", подготовленного Департаментом правового обеспечения. Приложение А Порядок разработки проекта нормативного документа 1. Разработчик документа представляет 1-ю редакцию проекта документа с пояснительной запиской в структурное подразделение Минприроды России, являющееся заказчиком этого документа (далее - Заказчик). Заказчик проверяет соответствие нормативного документа техническому заданию на его разработку, полноту и достаточность материалов по обоснованию предлагаемых методов, решений и мероприятий. При наличии принципиальных замечаний заказчик возвращает проект документа на доработку. После доработки указанный документ повторно направляется на рассмотрение заказчику. 2. При отсутствии принципиальных замечаний по проекту документа заказчик организует его рассмотрение заинтересованными структурными подразделениями Министерства, территориальными природоохранными органами Минприроды России (при необходимости) и научно-исследовательскими организациями Минприроды России. 3. При наличии замечаний по проекту документа заказчик совместно с разработчиком документа организует его доработку и согласование окончательной редакции нормативного документа с заинтересованными структурными подразделениями Минприроды России. При отсутствии замечаний по окончательной редакции документа заполняется "Лист согласований". При наличии замечаний разработчик документа представляет отзывы по проекту нормативного документа. 4. Согласованный проект нормативного документа в комплекте с пояснительной запиской, отзывами и листом согласования заказчик представляет в Департамент правого обеспечения. ---------------- * В настоящее время разрабатывается "Порядок разработки природоохранных нормативных документов". После его утверждения настоящий Порядок, приведенный в приложении, отменяется. Приложение Б (информационное) ПЕРЕЧЕНЬ специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды* ----------------- *1. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" от 22 сентября 1993 года N 943. 2. Указ Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов власти" от 10 января 1994 года N 66. 1. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 2. Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр 3. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 4. Комитет Российской Федерации по рыболовству 5. Федеральная служба геодезии и картографии России 6. Федеральная служба лесного хозяйства России 7. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 8. Комитет Российской Федерации по водному хозяйству 9. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов)** (Сноска **. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О специально уполномоченных государственных органах по охране и регулированию использования животного мира" от 4 ноября 1993 года N 1108). Приложение В (обязательное) МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ проекта нормативного документа структурными подразделениями Минприроды России Проект нормативного документа "................................ (название документа) .............................. разработанный .................. (наименование ................................... СОГЛАСОВАН: организации-разработчика) 1. Начальник Департамента правового обеспечения, кадров и связей с органами государственной власти и общественными организациями ................................. (подпись, дата, Ф.И.О.) 2. Начальник .................................................. (название структурного подразделения) ............................................................... (подпись, дата, Ф.И.О.) и т.д. Приложение Г (обязательное) МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ проекта нормативного документа на утверждение (согласование) N ... от ............... Департамент правового обеспечения, кадров и связей с органами государственной власти и общественными организациями представляет на утверждение (согласование) Министру (Первому заместителю Министра) охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации ........................................................ (Ф.И.О.) проект нормативного документа .................................... (название проекта) разработанный .................................................... (наименование организации-разработчика) Приложения: 1. Проект нормативного документа на ... л. в 3 экз. 2. Заключения государственной экологической экспертизы и нормоконтроля на ... л., в 3 экз. 3. Проект Приказа (письма) Минприроды России (при необходимости) Начальник Департамента правового обеспечения, кадров и связей с органами государственной власти и общественными организациями ............ ............. (подпись) (Ф.И.О.) Приложение Д (обязательное) Форма титульного листа нормативного документа, утвержденного Минприроды России МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ _______________________________________________ (Наименование документа) Издание официальное Москва |