Страницы: 1 2 Статья 14. Продукция, закупаемая за рубежом Закупаемая за рубежом продукция, применение и (или) употребление которой требует непосредственного участия человека, должна соответствовать санитарным правилам и международным требованиям безопасности и безвредности для человека. Предприятия, организации и граждане, осуществляющие заключение договоров, поставку и реализацию в РСФСР такой продукции, обязаны обеспечивать выполнение установленных настоящей статьей требований. Статья 15. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения 1. Жители городов и других населенных пунктов должны обеспечиваться питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и хозяйственных потребностей человека. 2. Качество воды, используемой населением для питьевых, хозяйственных и производственных целей, должно соответствовать санитарным правилам. 3. Предприятия и организации обязаны осуществлять мероприятия, направленные на развитие систем централизованного водоснабжения, обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. Статья 16. Источники водопользования населения 1. Качество воды источников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения, для купания, занятий спортом и отдыха населения,в лечебных целях, а также качество воды водоемов в черте населенных пунктов должно отвечать санитарным правилам. 2. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водопользования населения Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительными комитетами краевых, областных, городских Советов народных депутатов устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом. 3. Предприятия, организации и граждане в случаях несоответствия качества воды санитарным правилам обязаны обеспечить прекращение использования населением водоисточников по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 17. Атмосферный воздух населенных пунктов, воздух рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей 1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей должен соответствовать санитарным правилам. 2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха территорий жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальным режимом. 3. Предприятия, организации и граждане обязаны осуществлять комплексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнения воздушной среды вредными веществами, воздействия на нее физических факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье человека. Статья 18. Захоронение, переработка, обезвреживание и утилизация производственных и бытовых отходов, содержание территорий населенных пунктов 1. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия и способы которых должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здоровья населения. 2. Территории населенных пунктов, организаций и предприятий должны содержаться в соответствии с санитарными правилами. 3. Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий населенных мест устанавливаются исполнительными комитетами Советов народных депутатов. Статья 19. Жилые помещения 1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по своему составу, по площади, расположению и оборудованию должны обеспечивать благоприятные для здоровья условия жизни людей. 2. Предприятия, организации и граждане обязаны не допускать заселение и проживание в жилых помещениях, не отвечающих санитарным правилам. Статья 20. Эксплуатация производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудования 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по предупреждению возникновения и распространения заболеваний среди населения. 2. Предприятия, организации и граждане обязаны приостанавливать либо полностью прекращать свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ и услуг в случае несоблюдения установленных санитарных правил по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 21. Работы с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений 1. При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих и неионизирующих излучений (шум, вибрация, электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений) должны соблюдаться санитарные правила. 2. Производство, применение, хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений, а также применение источников электромагнитных полей допускаются только при разрешении на эти виды деятельности органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР. Статья 22. Условия воспитания и обучения граждан 1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах, высших и средних специальных учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, осуществляющих воспитание, обучение и профессиональную подготовку, должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья граждан и профилактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила. 2. Программы, методики и режимы воспитания, обучения и профессиональной подготовки утверждаются только при наличии заключения органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР об их соответствии действующим санитарным правилам. Статья 23. Профилактические медицинские осмотры 1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники предприятий и организаций, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии. Профилактические медицинские осмотры работающих включаются в перечень услуг, оказываемых при обязательном медицинском страховании. 2. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаются Государственным комитетом РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора и Министерством здравоохранения РСФСР по согласованию с Советом Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР. В случае необходимости по решению исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов в отдельных организациях и на предприятиях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров. 3. Предприятия и организации обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения работающими профилактических медицинских осмотров. Статья 24. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей 1. В целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые комплексные организационные, инженерно-технические, медицинские, гигиенические и противоэпидемические мероприятия. 2. В случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов могут вводиться особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения. 3. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации массовых заболеваний и отравлений людей Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов образуются чрезвычайные противоэпидемические комиссии. 4. Больные инфекционными заболеваниями, граждане с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а при необходимости - лечению, обязательной госпитализации и изоляции (карантину). Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты,или выполняемой работы, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода - временно, до выздоровления, отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию. 5. Для предупреждения инфекционных заболеваний гражданам проводятся профилактические прививки, обязательными из которых являются прививки против туберкулеза, полиомиелита,, дифтерии, коклюша, кори, и столбняка. Порядок, сроки проведения и группы населения, подлежащие прививкам, определяются Министерством здравоохранения РСФСР и Государственным комитетом РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 25. Специальные экспертизы и консультации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. Научно-исследовательские учреждения и организации, высшие учебные заведения обязаны в пределах своей компетенции проводить по поручению органов государственной власти и управления специальные экспертизы и консультации по оценке влияния факторов среды обитания человека на его здоровье. 2. Учреждения, организации и специалисты, проводящие экспертизу и консультацию, несут ответственность за их качество, объективность и полноту с учетом современного уровня научно-технического прогресса. Статья 26. Гигиеническое воспитание и образование граждан 1. В целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должны проводиться гигиеническое воспитание и образование граждан. 2. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляются в процессе: воспитания, обучения в школах и профессионально-технических училищах, высших и средних учебных заведениях, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов отраслей народного хозяйства путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях; профессиональной гигиенической подготовки и аттестации руководителей, специалистов и других работников предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Раздел IV ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РСФСР Статья 27. Санитарное правонарушение и виды ответственности за его совершение 1. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР. 2. Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. 3. Граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РСФСР, подлежат ответственности за нарушение санитарного законодательства РСФСР на общих основаниях с гражданами РСФСР. Статья 28. Дисциплинарная ответственность 1. За совершение санитарного правонарушения должностные лица и работники предприятий и организаций подвергаются дисциплинарным взысканиям, предусмотренным законодательством РСФСР, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. 2. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников этих предприятий и организаций, совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 29. Административная ответственность 1. За совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. 2. Предупреждение выносится главным государственным санитарным врачом или его заместителем в письменной форме. 3. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере: на должностных лиц - не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан - не более суммы месячного дохода; на неработающих граждан - не более 50 рублей. Наложение и взыскание штрафов, обжалование постановлений о наложении штрафов производятся в порядке, установленном законодательством РСФСР. Статья 30. Уголовная ответственность За совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством РСФСР. Статья 31. Экономическая ответственность предприятий и организаций за нарушение санитарного законодательства РСФСР 1. Предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном или арбитражном порядке. 2. Уплата штрафов, возмещение расходов лечебно-профилактическим и санитарно-профилактическим учреждениям в связи с нарушениями санитарного законодательства РСФСР, предусмотренных настоящей статьей, осуществляются в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР. Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ВЕДОМСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Статья 32. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства РСФСР. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает: 1) наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; 2) выявление и установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения; 3) разработку обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; 4) осуществление контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, за соблюдением действующих санитарных правил предприятиями, организациями и гражданами; 5) применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечения к ответственности лиц, их совершивших; 6) ведение государственного учета инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики. 2. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора возлагается на Государственную санитарно-эпидемиологическую службу РСФСР, действующую в соответствии с положением, утверждаемым Советом Министров РСФСР. Статья 33. Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках и на специальных объектах Министерства обороны СССР, Министерства путей сообщения СССР, министерств внутренних дед СССР и РСФСР, органов государственной безопасности СССР и РСФСР, расположенных на территории РСФСР, осуществляется специальными службами указанных министерств и ведомств. Деятельность указанных служб, действующих на территории РСФСР, не должна противоречить санитарному законодательству РСФСР. Статья 34. Производственный контроль На администрацию предприятий и организаций, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, возлагается обязанность по обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных санитарных правил в процессе производства (деятельности) и за выполнением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды, за условиями труда, быта, отдыха, обучения и воспитания людей, за гигиеническими показателями качества выпускаемой продукции. Статья 35. Общественный контроль Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами и другими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением установленных санитарных правил и о его результатах информировать учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР. Статья 36. Взаимодействие при осуществлении государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля Деятельность специальных служб министерств и ведомств, предприятий, организаций и граждан, обеспечивающих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль в соответствии со статьями 33-35 настоящего Закона, осуществляется во взаимодействии с органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР. Раздел VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РСФСР Статья 37. Организация Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР 1. Органы и учреждения Государственной санитарно - эпидемиологической службы РСФСР составляет единую систему, возглавляемую Государственным комитетом РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим. 2. В систему органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР входят: Государственный комитет РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора; центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, входящих в состав РСФСР, в автономных областях и автономных округах, краях, областях, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте; научно-исследовательские учреждения гигиенического и эпидемиологического профиля; высшие и средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов и повышение их квалификации; другие санитарно-профилактические учреждения. 3. Руководство органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР возлагается соответственно на Главного государственного санитарного врача РСФСР, главных государственных санитарных врачей республик, входящих в состав РСФСР, главных государственных санитарных врачей автономных областей и автономных округов, краев, областей, городов, районов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте. 4. На должности руководителей, врачей и их помощников в учреждениях, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор, принимаются граждане, получившие специальную подготовку, в том числе по гигиене и эпидемиологии в высших и средних специальных учебных заведениях. 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР осуществляются из республиканского бюджета РСФСР и внебюджетных средств, поступающих в прядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР. В целях финансирования затрат на проведение в чрезвычайных ситуациях гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации и предупреждению распространения инфекционных и других массовых заболеваний и отравлений населения при Государственном комитете РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора создается специальный фонд. Статья 38. Права должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР 1. Главный государственный санитарный врач РСФСР, главные государственные санитарные врачи республик, входящих в состав РСФСР, главные государственные санитарные врачи автономных областей и автономных округов, краев, областей, городов, районов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте и их заместители имеют право: 1) вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства РСФСР, а также по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения, окружающей природной среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 2) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удостоверения) и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проверки выполнения санитарного законодательства РСФСР, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил; 3) предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; 4) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам основанные на действующих санитарных правилах заключения; 5) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания; 6) приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения - прекращать: работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов; эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков , помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности; разработку, постановку на производство, производство и применение (использование) продукции народного хозяйства; производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей; 7) вносить предложения в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы: о запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения и осуществления ими хозяйственной деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение распространения массовых заболеваний и отравлений населения; о приостановлении финансирования (кредитования) работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий, организаций и граждан в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР о приостановлении или прекращении этой деятельности; 8) принимать решения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты; о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями; об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих; о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещении и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям; 9) вызывать в учреждения Государственной санитарно - эпидемиологической службы РСФСР должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарного законодательства РСФСР и санитарных правил; 10) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия; 11) предъявлять требования: о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан; о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; об уплате штрафов; 12) получать без каких-либо ограничений от предприятий, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР задач; 13) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы. 2. Главные государственные санитарные врачи республик,входящих в состав РСФСР, главные государственные санитарные врачи краев, областей, городов Москвы и Ленинграда имеют также право утверждать в установленном порядке временные республиканские и местные санитарные правила, издавать и вводить их в действие. 3. Главные государственный санитарный врач РСФСР и его заместители имеют также право поручать организациям и учреждениям проведение специальных экспертиз и консультаций и представлять предприятиям, организациям и гражданам заключения по нормам проектирования, нормативно-технической, технологической и эксплуатационной документации на новую (модернизированную) продукцию народного хозяйства и технологию ее изготовления, по контрактной документации на поставку в РСФСР из-за рубежа продукции, предназначенной для использования в народном хозяйстве и быту, а также пищевых продуктов и продовольственного сырья, по программам и режимам воспитания, обучения, учебно-трудовой нагрузки. 4. права, предусмотренные в пунктах 2, 3, 5, 12 и 13 настоящей статьи, распространяются также на должностных лиц и специалистов органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР. Статья 39. Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах своей компетенции, обязаны: 1) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных правонарушений; 2) координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными объединениями граждан, заинтересованными в деле защиты прав и интересов граждан и общества в охране и укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно-эпидемиологического благополучия; 3) сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может стать им известна при выполнении своих функциональных обязанностей; 4) содействовать развитию самосознания и самодеятельности граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и выполнения санитарного законодательства РСФСР. 2. Должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством РСФСР. Статья 40. Обжалование действий должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР Действия (бездействие) главных государственных санитарных врачей, других должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР по предупреждению, обнаружению, пресечению санитарного правонарушения могут быть обжалованы в течение месяца вышестоящему по подчиненности главному государственному санитарному врачу. Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений производятся не позднее 30 дней с момента поступления жалобы. При несогласии с принятым решением действия должностных лиц и специалистов могут быть обжалованы в суд. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия. Статья 41. Правовое положение и социальная защита должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР, осуществление государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства. В своей деятельности они независимы и руководствуются только действующим санитарным законодательством РСФСР, пользуются преимущественным правом при распределении жилой площади, установке телефонов, предоставлении мест в детских дошкольных и санитарно-курортных учреждениях, медицинском обслуживании, а также при решении других вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР. 2. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещается. Должностные лица и отдельные граждане, допускающие указанные действия, подлежат ответственности в порядке, установленном законодательством РСФСР. Статья 42. Взаимодействие органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР и органов и учреждений здравоохранения Органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР и здравоохранения обязаны осуществлять в пределах своей компетенции постоянное тесное взаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Раздел VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 43. Международные договоры Если международным договором, заключенным СССР или РСФСР с другими государствами, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в санитарном законодательстве РСФСР, то они применяются в той мере, в которой не могут представлять опасность для здоровья населения и окружающей природной среды. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.ЕЛЬЦИН УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации В соответствии с Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений ы Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 1992 г. N 1355 "О государственных надзорных органах" постановляю: 1. Установить, что Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России) является центральным органом федеральной исполнительной власти и относится к федеральным надзорам России. 2. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. 3. Сохранить за Государственным комитетом санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации штатную численность, государственное имущество, включая здания и сооружения, закрепленные за Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 января 1992 г. N 30 "О Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации". 4. Признать утратившим силу пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 января 1992 г. N 30. 5. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования. Президент РФ Б.ЕЛЬЦИН УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. N 1965 ПОЛОЖЕНИЕ о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации 1. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсаниэпиднадзор России) является центральным органом федеральной исполнительной власти и относится к федеральным надзорам России. Госкомсаниэпиднадзор России осуществляет государственное нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. 2. Госкомсаниэпиднадзор России, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах федерального значения, районах и городах, научно-исследовательские учреждения и другие санитарно-профилактические учреждения составляют систему органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. 3. В своей деятельности Госкомсаниэпиднадзор России руководствуется Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 4. Госкомсаниэпиднадзор России в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами. 5. Основными задачами Госкомсаниэпиднадзора России являются: обеспечение реализации государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарно-гигиеническое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности; руководство Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации и организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора; определение приоритетных направлений деятельности и организация научно-исследовательских работ, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения; представление интересов Российской Федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения на международном уровне. 6. Госкомсаниэпиднадзор России в соответствии с возложенными на него задачами: организует совместно с центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, местной администрацией разработку федеральных целевых и научно-технических программ по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия и профилактики заболеваний населения, связанных с влиянием неблагоприятных факторов среды обитания на человека и условиями его жизнедеятельности, и осуществляет функции государственного заказчика по этим программам; подготавливает и вносит в установленном порядке предложения, направленные на предотвращение и ликвидацию опасного и вредного влияния на человека факторов окружающей природной среды, условий труда и быта населения; координирует деятельность санитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдения санитарного законодательства Российской Федерации, организации и проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий, профилактики заболеваний населения, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор на основе единых требований к его организации и проведению на территории Российской Федерации; обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического нормирования, организуют разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издает их; проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, а также осуществляет государственный контроль за их качеством; обобщает практику применения санитарного законодательства Российской Федерации, подготавливает предложения по его совершенствованию, участвует в разработке проектов законодательных актов и вносит их на рассмотрение в установленном порядке; определяет единые требования к организации и обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения инфекционных заболеваний человека, а также контролю за экспортом и импортом потенциально опасных для здоровья человека химических и биологических веществ; вносит в установленном порядке предложения по введению и отмене на территории Российской Федерации особых условий и режимов проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения; организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; обеспечивает в установленном порядке государственный учет инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания и отчетность о них; создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг) и обеспечивает ее функционирование и развитие; формирует базы данных о состоянии охраны здоровья населения и среды обитания человека, организует разработку информационно-аналитических систем и прогнозов изменения состояния здоровья населения в зависимости от неблагоприятного влияния факторов окружающей природной среды и условий жизнедеятельности человека, оказывает по этим вопросам информационные и консультативные услуги государственным органам, а также предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам; обобщает и распространяет информацию о заболеваемости населения в связи с состоянием среды обитания человека, санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению ее благополучия; ежегодно докладывает Совету Министров - Правительству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране, участвует в подготовке государственных докладов по вопросам состояния здоровья населения и окружающей природной среды; управляет организациями и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляет в установленном порядке их финансирование и материально-техническое обеспечение, а также контроль за расходованием ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета Российской Федерации, и материальных ресурсов; осуществляет необходимые меры по совершенствованию системы управления в органах Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и формированию ее структуры в соответствии с задачами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; устанавливает требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации и использованию кадров для органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а также определяет потребность в подготовке в высших и средних медицинских учебных заведениях специалистов для указанной службы; осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 7. Госкомсаниэпиднадзору России предоставляется право: вносить в установленном порядке проекты решений по соответствующим вопросам, входящим в его компетенцию; заслушивать должностных лиц центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, местной администрации, а также предприятий, организаций и учреждений по вопросам соблюдения требований санитарного законодательства Российской Федерации; запрашивать и получать от центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, местной администрации, а также от предприятий, организаций и учреждений сведения, необходимые для организации работ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; привлекать для проведения экспертизы по вопросам, входящим в его компетенцию, ведущих отечественных и иностранных специалистов; разрабатывать в установленном порядке формы государственной и ведомственной статистической отчетности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнении гигиенических и противоэпидемических мероприятий; создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подведомственные учреждения; осуществлять назначение на должность и освобождение от должности руководителей учреждений и организаций, находящихся в его непосредственном подчинении; принимать в установленном порядке участие в формировании прогнозов экономического и социального развития Российской Федерации в части определения приоритетных направлений разработки программ и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также готовить предложения по объемам финансирования на содержание Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; участвовать в установленном порядке в разработке международных договоров Российской Федерации по вопросам, входящим в его компетенцию. 8. Госкомсаниэпиднадзор России возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Председатель Госкомсаниэпиднадзора России имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Председатель Госкомсаниэпиднадзора России по должности является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, а его заместители - заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Председатель Госкомсаниэпиднадзора России: осуществляет на основе единоначалия руководство деятельностью Госкомсаниэпиднадзора России, организует выполнение возложенных на него задач и несет персональную ответственность за их выполнение; распределяет обязанности между заместителями Председателя и руководителями структурных подразделений Госкомсаниэпиднадзора России и устанавливает степень их ответственности за руководство отдельными областями его деятельности, а также за работу учреждений и организаций Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата Госкомсаниэпиднадзора России структуру, штатное расписание и положения о его структурных подразделениях, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, а также положения (уставы) организаций и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; поручает решение отдельных вопросов, входящих в компетенцию Госкомсаниэпиднадзора России, соответствующим центрам государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах федерального значения, районах и городах. 9. В Госкомсаниэпиднадзоре России образуется коллегия в составе Председателя Госкомсаниэпиднадзора России (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников центрального аппарата Госкомсаниэпиднадзора России и подведомственных ему органов и учреждений. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации. 10. При Госкомсаниэпиднадзоре России создаются на общественных началах совет главных государственных санитарных врачей, научно-технический совет, комиссии по санитарно-гигиеническому нормированию, медицинским иммунобиологическим препаратам и дезинфекционным средствам. Положения о советах и комиссиях и их состав утверждаются Председателем Госкомсаниэпиднадзора России. 11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Госкомсаниэпиднадзора России осуществляется за счет ассигнований, предусматриваемых в республиканском бюджете Российской Федерации на содержание центральных органов федеральной исполнительной власти. 12. Госкомсаниэпиднадзор России за счет выделяемых ему из республиканского бюджета Российской Федерации ассигнований образует специальные централизованные фонды, в том числе валютный, предназначенные для финансирования затрат на проведение в чрезвычайных ситуациях гигиенических и противоэпидемических мероприятий, развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а также на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Положения об указанных фондах утверждаются Госкомсанэпиднадзором России и Минфином России. 13. Госкомсаниэпиднадзор России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетный и иные счета, в том числе валютный, в учреждениях банков. 14. Местонахождение Госкомсаниэпиднадзора России - г. Москва. Страницы: 1 2 |