О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГА ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ 25 апреля 1996 г. N ДВ-58/И (НЦПИ) В целях совершенствования системы сертификации авиационного персонала и приведения ее в соответствие со стандартами ИКАО в гражданской авиации Российской Федерации вводятся категории свидетельств пилота - любителя, линейного пилота и пилота коммерческой авиации. Перечень свидетельств по другим летным специальностям оставлен без изменений. Для обеспечения достижения указанных целей предлагаю: 1. Внести изменения и дополнения в Положение о классификации специалистов гражданской авиации от 19.12.88 N 44/И согласно Приложению. 2. Организовать внесение изменений и дополнений в рабочие экземпляры Положения, их изучение с летным составом и должностными лицами, осуществляющими процедуры сертификации летных специалистов. 3. Изменения и дополнения к Положению ввести в действие с 15 мая 1996 года. Директор Федеральной авиационной службы России Г.Н. ЗАЙЦЕВ 25 апреля 1996 г. N ДВ-58/И Приложение к письму Федеральной авиационной службы России от 25 апреля 1996 года N ДВ-58/И ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ 19.12.88 N 44/И 1. На стр. 3 второй абзац пункта 1.1 изложить в следующей редакции: "Положение определяет порядок выдачи свидетельств соответствующей категории (пилот - любитель, пилот коммерческой авиации, линейный пилот, штурман и др.) и класса специалистам гражданской авиации". 2. По всему тексту "Положения" наименование государственного полномочного органа гражданской авиации (Министерство гражданской авиации СССР с аббревиатурой МГА СССР, замененное ранее на Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации с аббревиатурой ДВТ Минтранса РФ, ДВТ) заменить на новое наименование: "Федеральная авиационная служба России" (аббревиатура "ФАС России"). 3. На стр. 4 первую и вторую строки сверху в этом же пункте изложить в следующей редакции: "Бортоператорам (бортнаблюдателям) других ведомств и пилотам - любителям свидетельство выдается без присвоения класса квалификации". 4. На страницах 16 - 18 главу 5 изложить в следующей редакции: "Глава 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЛОТОВ 5.1. Свидетельства пилотов - любителей 5.1.1. Общие требования к кандидату на получение свидетельства пилота - любителя 5.1.1.1. Свидетельство пилота - любителя может быть выдано лицам, закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации: - летных учебных заведениях по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") или - авиационных учебных центрах по подготовке пилотов. 5.1.1.2. Лицам, закончившим авиационное учебное заведение другого ведомства, для получения свидетельства пилота - любителя необходимо пройти подготовку по утвержденным для этой цели государственным полномочным органом ГА программам на курсах переподготовки или повышения квалификации в сертифицированном этим органом авиационном учебном центре. 5.1.2. Требования к летной подготовке кандидата на получение свидетельства пилота - любителя 5.1.2.1. Свидетельство пилота - любителя может быть выдано указанным в п. 5.1.1 лицам, имеющим налет не менее 42 часов под руководством пилота - инструктора, имеющего сертификат (квалификационную отметку в свидетельстве) на право первоначальной учебно - летной подготовки, выданный государственным полномочным органом или организацией, им уполномоченной. 5.1.2.2. Летная подготовка кандидата должна соответствовать утвержденному государственным полномочным органом курсу учебно - летной подготовки и включать не менее 5 часов полетов по маршруту и 10 часов самостоятельного налета. 5.1.2.3. Кандидат должен обладать умением: - планировать полет; - проводить предполетную подготовку, включая расчеты, осмотр ВС, подготовку к использованию в полете приборов и оборудования (бортовых комплексов); - выполнять запуск силовых и вспомогательных установок; - выполнять руление, передвижение по аэродрому (буксировку) ВС; - осуществлять управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров; - выполнять взлет и посадку (при различных составляющих ветра) в пределах ограничений ВС данного типа; - выполнять основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью основных и дублирующих пилотажных приборов; - выполнять полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров и радионавигационных средств; - действовать в особых и аварийных условиях; - выполнять уход на второй круг при прерванном заходе на посадку; - выполнять правила воздушного движения, радиотелефонной связи и фразеологии; - выполнять полет на минимально допустимых воздушных скоростях. Предотвращать штопор, распознавать начальное и развивающееся сваливания и выходить из него (для самолета). Предотвращать попадание в вихревое кольцо и выходить из него (для вертолета); - выполнять полеты на максимально допустимых воздушных скоростях; - осуществлять взлеты с коротким разбегом (с укороченной ВПП с учетом высоты пролета препятствий - для самолета), посадки на аэродромы ограниченных размеров, в том числе в условиях предельных метеоминимумов; - осуществлять взлет и посадку по-вертолетному и по-самолетному (для вертолетов). 5.2. Свидетельства пилотов коммерческой авиации 5.2.1. Свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано: - лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот"); - пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре; - пилотам - любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре и отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету. 5.2.2. Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей. 5.2.3. Кандидат на присвоение третьего класса пилота коммерческой авиации должен иметь: 5.2.3.1. Налет в соответствии с курсом учебно - летной подготовки летного учебного заведения, сертифицированного государственным полномочным органом ГА для подготовки специалистов указанной в п. 5.1.1 специальности и специализации. 5.2.3.2. Налет 200 часов, в том числе: - 100 часов самостоятельного налета (из них по маршруту - 20 часов); - 20 часов по приборам; - 10 часов ночью - для лиц, являющихся обладателями свидетельства пилота - любителя. 5.2.3.3. Налет в соответствии с программами летного учебного заведения другого ведомства, но не менее 150 часов, а также переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом ГА учебном заведении (авиационном учебном центре). 5.2.4. Второй класс пилота коммерческой авиации присваивается: 5.2.4.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 1500 часов, из них 50 часов ночью, в том числе самостоятельный налет не менее 1000 часов или налет с правом выполнения взлета и посадки под контролем КВС не менее 1500 часов. Пилоты, не имеющие требуемого налета ночью, должны иметь самостоятельный налет или налет с правом выполнения взлета и посадки под контролем КВС соответственно на 500 часов больше. 5.2.4.2. Кандидаты на присвоение квалификации пилота коммерческой авиации 2 класса должны иметь оценки "пять" по НПП ГА, РЛЭ ВС и не ниже "четыре" по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к настоящему Положению, по летной подготовленности должны иметь оценку не ниже "четыре". 5.2.5. Первый класс пилота коммерческой авиации присваивается: 5.2.5.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 4000 ч, из них 100 ч ночью, самостоятельный налет не менее 2000 ч и допущенным к полетам по предельному производственному метеоминимуму погоды днем и ночью для той местности, где кандидат выполняет летную работу. 5.2.5.2. Пилотам - инструкторам летных учебных заведений, имеющим стаж инструкторской работы не менее трех лет, общий налет не менее 3000 ч, из них 100 ч ночью, в том числе самостоятельный налет не менее 2000 ч. 5.2.5.3. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации пилота коммерческой авиации 1 класса, должны иметь стаж летной работы в качестве пилота коммерческой авиации 2 класса не менее 3 лет, положительную аттестацию и оценки "пять" по технике пилотирования и самолетовождению, РЛЭ ВС, НПП ГА, практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к настоящему Положению, оценку не ниже "четыре". 5.3. Свидетельства линейных пилотов 5.3.1. Кандидат на получение свидетельства линейного пилота должен иметь возраст не моложе 21 года. 5.3.2. Свидетельство линейного пилота присваивается лицам: 5.3.2.1. Закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом летных учебных заведениях по специальности "эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением" или "эксплуатация воздушного транспорта" - по ранее действовавшему классификатору (специализация "пилот", "инженер - пилот") или имеющим диплом об окончании летного учебного заведения другого ведомства и переподготовку (повышение квалификации) для полетов в гражданской авиации. 5.3.2.2. Прошедшим подготовку и проверку техники пилотирования на многодвигательном самолете или вертолете, для эксплуатации которых руководством по летной эксплуатации предусмотрен экипаж из двух пилотов. 5.3.3. Третий класс линейного пилота присваивается: 5.3.3.1. Выпускникам высших летных училищ, имеющим налет в соответствии с курсом учебно - летной подготовки на воздушном судне, отвечающем требованиям п. 5.3.2.2 настоящего Положения. 5.3.3.2. Пилотам коммерческой авиации, окончившим в процессе летной работы высшее учебное заведение по специальностям, связанным с эксплуатацией воздушного транспорта, управлением воздушным движением, авиационной и ракетно - космической техникой, техническими науками (авиа- и ракетостроение, эксплуатация авиационной и космической техники, радиотехника), а также по авиационным специальностям по электротехнике, приборостроению, электронной технике, автоматике и управлению, вычислительной технике и автоматизированным системам, радиотехнике и связи, прошедшим переподготовку на воздушном судне, отвечающем требованиям п. 5.3.2.2 настоящего Положения. 5.3.3.3. Пилотам, отвечающим требованиям п. 5.3.2.1 настоящего Положения и имеющим общий налет не менее 1500 часов, в том числе: 100 часов налета с исполнением обязанностей командира воздушного судна или 1000 часов в качестве второго пилота с правом выполнения взлета и посадки, 20 часов по приборам, 10 часов ночью, прошедшим полный курс переподготовки на воздушное судно, отвечающее требованиям п. 5.3.2.2 настоящего Положения. 5.3.4. Второй класс линейного пилота присваивается: 5.3.4.1. Пилотам воздушных судов, отвечающим требованиям п. 5.3.2.1 настоящего Положения, имеющим: - общий налет не менее 1500 ч, в том числе налет на воздушном судне, соответствующем требованиям п. 5.3.2.2, не менее 1000 ч; - самостоятельный налет не менее 250 ч или налет на воздушном судне, соответствующем требованиям п. 5.3.2.2, в качестве второго пилота с правом выполнения взлета и посадки под контролем командира ВС не менее 1000 ч. 5.3.4.2. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 2 класса линейного пилота, должны иметь: стаж работы в качестве линейного пилота 3 класса не менее 2 лет или пилота 3 класса коммерческой авиации не менее 3 лет, оценки "пять" по НПП ГА и РЛЭ ВС, а по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к настоящему Положению, оценки не ниже "четыре", по летной подготовленности (техника пилотирования и самолетовождение) кандидаты должны иметь оценки не ниже "четыре". Кандидатам - пилотам коммерческой авиации, имеющим квалификацию второго или первого класса, квалификация линейного пилота второго класса присваивается независимо от стажа работы. 5.3.5. Первый класс линейного пилота присваивается: 5.3.5.1. Пилотам многодвигательных самолетов, имеющим: - общий налет 4000 ч, из них 1000 ч ночью; - самостоятельный налет на указанных в настоящем пункте самолетах не менее 1000 часов или общий самостоятельный налет не менее 1500 ч, из которых 500 ч - на многодвигательных самолетах; - допуск к полетам по метеоминимуму I категории. 5.3.5.2. Пилотам вертолетов, имеющим налет не менее 4000 ч, из них 100 ч ночью, самостоятельный налет на вертолетах не менее 1500 ч, допущенных к полетам по правилам полетов по приборам днем и ночью по предельному метеоминимуму погоды для той местности, где базируется авиакомпания. 5.3.5.3. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 1 класса линейного пилота, должны иметь стаж летной работы в качестве линейного пилота 2 класса не менее 3 лет, положительную аттестацию, квалификационную отметку о допуске к полетам по ППП и оценки "пять" по технике пилотирования и самолетовождению, НПП ГА, РЛЭ ВС и практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в приложении 1 к настоящему Положению, оценки не ниже "четыре". Кандидаты - линейные пилоты 2 класса, которым ранее присваивался 1 класс пилота коммерческой авиации, могут быть представлены к присвоению 1 класса линейного пилота без учета стажа работы при соответствии всем другим требованиям настоящего Положения. 5.4. При повышении в классе или первоначальном получении свидетельства в РКК (МКК) пилоты сдают экзамены: - в ВКК ФАС России и (или) РКК по дисциплинам 1 - 8; - в МКК - по дисциплинам 1 - 12; - при продлении срока действия свидетельств - по дисциплинам 1 - 8, указанным в прил. 1 к настоящему Положению. Пилоты, имеющие допуск к международным полетам, ежегодно при продлении срока действия свидетельства обязаны подтверждать знания фразеологии радиообмена на английском языке и правил международных полетов. 5.5. Права обладателей свидетельств пилота 5.5.1. Обладателю действующего свидетельства пилота - любителя при наличии соответствующей подготовки и установленных квалификационных отметок дается право выполнять функции командира или второго пилота любого воздушного судна без права выполнения летной работы по найму и выполнения полетов с целью получения доходов, за исключением типов воздушных судов, в отношении которых государственным полномочным органом временно или на постоянной основе введены ограничения по их использованию в любительских целях. 5.5.2. Обладателю действующего свидетельства пилота коммерческой авиации предоставляются все права обладателя свидетельства пилота - любителя, изложенные в п. 5.5.1 настоящего Положения, а также: 5.5.2.1. Пилоту коммерческой авиации 3 класса предоставляется право: - выполнять функции командира воздушного судна при коммерческих воздушных перевозках на любом воздушном судне, сертифицированном для полетов с одним пилотом, а также однодвигательных воздушных судах с экипажем, включающим второго пилота и (или) членов экипажа других специальностей; - выполнять функции второго пилота при коммерческих воздушных перевозках на самолетах 4 - 3 классов и вертолетах любого класса, для эксплуатации которых требуется наличие второго пилота. 5.5.2.2. Пилотам коммерческой авиации 2 и 1 классов при наличии соответствующей подготовки и квалификационных отметок предоставляются права, изложенные в п. 5.5.2.1, а также право выполнения функций командира ВС на любом воздушном судне при полетах, не связанных с коммерческими воздушными перевозками, а также при выполнении коммерческих воздушных перевозок на любых воздушных судах, не сертифицированных для полетов по приборам. 5.5.3. Обладателю действующего свидетельства линейного пилота 3 класса предоставляется право выполнения коммерческих полетов в качестве командира воздушного судна на многодвигательных самолетах 4 - 3 классов, вертолетах 4 - 2 классов на внутренних воздушных линиях или второго пилота любого воздушного судна. 5.5.4. Линейным пилотам 2 и 1 классов, имеющим соответствующую подготовку и квалификационные отметки в свидетельстве, предоставляется право выполнения функций командира воздушного судна на любом воздушном судне. 5.5.5. Государственный полномочный орган и эксплуатант могут временно или на все время эксплуатации вводить ограничения прав пилотов по классу для отдельных типов воздушных судов". 5. На стр. 19 - 20 пункты 6.2 - 6.4 главы 6 изложить в следующей редакции: "6.2. Третий класс присваивается специалистам, окончившим полный курс обучения на факультетах или отделениях летных учебных заведений, утвержденных ДВТ, имеющих специализацию "Воздушная навигация", на основании решения ГЭК и приказа начальника летного учебного заведения или решением РКК - на основании документов, подтверждающих прохождение указанного в настоящем пункте обучения в других ведомствах и профессиональной подготовки в объеме, установленном государственным полномочным органом ГА". 6.3. Второй класс штурмана присваивается: 6.3.1. Штурманам самолетов 4, 3, 2 классов и вертолетов всех классов, имеющим общий налет не менее 2000 ч, а переученным из числа пилотов - в т.ч. не менее 1000 ч в качестве штурмана. 6.3.2. Штурманам самолетов 1-го класса, имеющим общий налет не менее 1500 ч, в т.ч. не менее 500 ч на самолетах 1 и 2 классов. 6.3.3. Штурманам летных учебных заведений, имеющим общий налет не менее 1500 ч. 6.3.4. Кандидаты, представляемые к присвоению второго класса штурмана, должны иметь стаж летной работы в качестве штурмана третьего класса не менее 2 лет, положительную аттестацию, оценку практической подготовленности не ниже "пять" и сдать экзамены по специальным дисциплинам, указанным в приложении 1 к настоящему Положению, на оценку не ниже "четыре". 6.4. Первый класс штурмана гражданской авиации присваивается: 6.4.1. Штурманам самолетов 1 - 2 классов, имеющим общий налет не менее 2500 часов. 6.4.2. Штурманам самолетов 3 класса и вертолетов 1 класса, имеющим общий налет не менее 3000 часов. 6.4.3. Штурманам самолетов 4 класса и вертолетов (кроме вертолетов 1 класса), имеющим общий налет не менее 3500 часов. 6.4.4. Штурманам летных учебных заведений ГА, имеющим непрерывный стаж работы в должности штурмана - инструктора и выше не менее 3 лет при общем налете не менее 2500 часов. 6.4.5. Кандидаты, представленные к присвоению первого класса, должны иметь стаж летной работы в качестве штурмана второго класса не менее 2 лет, положительную аттестацию, оценку практической подготовленности не ниже "пять", сдать экзамены по специальным дисциплинам, указанным в п. п. 1, 5, 9, 10 приложения 1 к настоящему Положению, на оценку не ниже "пять", а по остальным дисциплинам - не ниже "четыре". 6. На стр. 29 п. п. 12.16 и 12.18 изложить в следующей редакции: "12.16. Второй класс бортоператора грузового ВС присваивается бортоператорам, имеющим стаж летной работы в качестве бортоператора 3 класса не менее 3 лет и общий безаварийный налет не менее 2000 ч". "12.18. Первый класс бортоператора грузового ВС присваивается бортоператорам, имеющим стаж летной работы в качестве бортоператора 2 класса не менее 3 лет с общим безаварийным налетом не менее 3500 ч". 7. На стр. 39 выше первую, вторую и третью строки сверху в пункте 17.5 главы 17 изложить в следующей редакции: "свидетельство линейного пилота первого класса - цвет обложки темно - зеленый; свидетельство линейного пилота - цвет обложки синий; свидетельство пилота коммерческой авиации - цвет обложки голубой; свидетельство пилота - любителя - цвет обложки светло - серый для вертолета и светло - коричневый для самолета;". 8. На стр. 47 в пункте 21.2 после слов "Срок действия свидетельства устанавливается:" вместо слов "пилотам - один год" записать: "пилотам коммерческой авиации и линейным пилотам - один год; пилотам - любителям - два года". 9. На стр. 48 пункт 21.5 дополнить абзацем следующего содержания: "Проверка знаний у пилотов - любителей для продления срока действия свидетельств производится один раз в два года в МКК авиации общего назначения (АОН) или, по согласованию с РКК, предприятия - эксплуатанта воздушного транспорта на основе соответствующего договора". Пункт 21.6 дополнить абзацем следующего содержания: "Проверку техники пилотирования и самолетовождения у пилотов - любителей с целью продления срока действия свидетельства или получения квалификационной отметки проводят назначенные соответствующей квалификационной комиссией инспекторы (инструкторы)". 10. На стр. 50 главу 21 дополнить пунктом 21.25 следующего содержания: "21.25. Действие свидетельства специалиста гражданской авиации должно быть приостановлено при выявлении несоответствия состояния здоровья специалиста выполняемым обязанностям в соответствии с указанным свидетельством или увольнением специалиста из предприятия в связи с уходом на пенсию. Запись "Действие свидетельства приостановлено" делается в п. IX по тексту "Срок действия...", вместо "до" вписывается предлог "с" и ставится дата, с которой специалист лишается прав, предоставляемых ему данным свидетельством. Запись удостоверяется подписью старшего летного руководителя предприятия. Восстановление действия свидетельства производится МКК предприятия (РКК, ВКК - в зависимости от должности специалиста) при устранении несоответствия по состоянию здоровья или при поступлении специалиста на летную работу после увольнения в связи с уходом на пенсию". Председатель ВКК М.И. БЕДНОВ |