ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ И ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 10 апреля 1996 г. (НЦПИ) УТВЕРЖДЕНО Генеральным прокурором Российской Федерации 10 апреля 1996 года 1. Управление является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Организация и порядок деятельности управления определяется Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением. В состав управления входят отделы: организационно-методический; по надзору за соблюдением прав и свобод граждан; по надзору за исполнением законов в сфере экономики; по надзору за законностью правовых актов; по надзору за исполнением природоохранного законодательства; канцелярия. Функции управления: 2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства управление: осуществляет надзор: за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, органами контроля, общероссийскими и действующими на территории России международными общественными объединениями, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами; органами контроля, их должностными лицами; органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций общероссийского значения; готовит от имени Генерального прокурора Российской Федерации: проекты ходатайств в высшие органы государственной власти Российской Федерации о внесении запросов в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности правовых актов субъектов Российской Федерации, а также ходатайств Президенту Российской Федерации о приостановлении действия незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проекты протестов, представлений и информации, а также (во взаимодействии с управлениями по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам и по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе) проекты исковых заявлений в суды и арбитражные суды; участвует (по указанию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации) в работе комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в выездах в регионы в составе бригад высших органов власти Российской Федерации; проводит (совместно с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации) работу по подготовке предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов, а также заключений по проектам законов; разрабатывает (совместно с институтами Генеральной прокуратуры Российской Федерации) методические основы прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, организует работу по повышению профессиональной квалификации отраслевых кадров; рассматривает обращения граждан и организаций на решения, принятые федеральными министерствами и ведомствами, коммерческими и некоммерческими организациями общероссийского значения, а также на решения прокуроров субъектов Российской Федерации; организует и контролирует работу прокуратур субъектов Российской Федерации: по надзору за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов; по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 3. Управление организует работу по предметно-зональному принципу в соответствии с планами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и; планами управления, во взаимодействии с другими подразделениями аппарата, в координации с правоохранительными органами. Отделы управления строят работу по следующим основным направлениям: Организационно - методический отдел информационно-аналитическое обеспечение управления; подготовка планов работы управления и предложений в планы работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации; анализ практики прокурорского надзора и выработка (совместно с другими отделами управления и институтами Генеральной прокуратуры Российской Федерации) методических основ прокурорского надзора, а также мер по совершенствованию надзорной деятельности; организация (совместно с другими подразделениями аппарата) учебы отраслевых кадров, стажирования работников подчиненных прокуратур, рассмотрение вопросов изменения структуры и штатной численности соответствующих отделов (управлений) прокуратур субъектов Российской Федерации; изучение состояния контроля исполнения в управлении и разработка предложений по его совершенствованию; выполнение по указанию руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и начальника управления поручений по наиболее сложным организационным и практическим вопросам деятельности управления. Отдел по надзору за соблюдением прав и свобод граждан надзор за исполнением законов в социальной сфере, соблюдением политических, избирательных, трудовых, жилищных и иных социальных прав граждан федеральными министерствами, ведомствами, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций общероссийского значения, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан; организация и контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов в социальной сфере, соблюдением политических, избирательных, трудовых, жилищных и иных социальных прав граждан представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами контроля, местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики надзор за исполнением законов в сфере экономики федеральными министерствами, ведомствами, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием этим законам издаваемых ими правовых актов; организация и контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере экономики представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами контроля, местного самоуправления, их должностными лицами. Отдел по надзору за исполнением природоохранного законодательства надзор за исполнением природоохранного законодательства, законов о защите граждан, пострадавших от катастроф эколого-техногенного характера и стихийных бедствий федеральными министерствами и ведомствами, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствием этим законам издаваемых ими правовых актов; организация и контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов об охране и использований земель, недр, лесов, вод, животного мира, континентального шельфа, охране от атмосферного воздуха, а также защите граждан, пострадавших от катастроф эколого-техногенного характера представительными и исполнительными органами, органами контроля, местного самоуправления, их должностными лицами. Отдел по надзору за законностью правовых актов координация и обобщение работы в управлении по надзору за соответствием законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, органами контроля, их должностными лицами; подготовка проектов ходатайств Президенту Российской Федерации о приостановлении действия незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также проектов ходатайств о внесении в Конституционный Суд Российской Федерации запросов о проверке конституционности правовых актов субъектов Российской Федерации; надзор за законностью правовых актов, издаваемых Министерством внутренних дел Российской Федерации; организация и контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации по надзору за законностью правовых актов представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов контроля, местного самоуправления, а также органов внутренних дел и административных комиссий. 4. Начальник управления: осуществляет руководство управлением, подбор и расстановку кадров, организует планирование, контроль и проверку исполнения приказов, указаний, поручений Генерального прокурора Российской Федерации, распоряжений, поручений заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, участвует в работе, коллегии и Высшей аттестационной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, координирует деятельность с другими подразделениями аппарата, научными и учебными институтами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проводит оперативные совещания по вопросам работы управления. 5. Начальники отделов: совместно с начальником управления организуют работу и подбор кадров отделов; обеспечивают руководство и контроль за работой подчиненных им старших прокуроров и прокуроров, в том числе по проверке обращений граждан, депутатов Федерального Собрания Российской Федерации, а также писем и заявлений, поступающих из различных ведомств и организаций; проверяют обоснованность принятых по ним решений старшими прокурорами и прокурорами отделов; оказывают помощь подчиненным работникам в применении законодательства и в работе по предмету и руководству зоной; обеспечивают работу по подготовке предложений и заключений по проектам законодательных актов; разрабатывают предложения в планы работы, организуют их выполнение и лично участвуют в этой работе; проводят оперативные совещания по наиболее важным вопросам работы отделов, организуют заслушивание отчетов работников отделов, а также руководителей отделов прокуратур субъектов Российской Федерации; организуют выезды работников на места; проводят прием граждан, депутатов Федерального Собрания Российской Федерации и представителей организаций; готовят аттестации на работников отделов, вносят предложения о поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности работников отделов, проводят стажирование работников прокуратур субъектов Российской Федерации. 6. Старшие прокуроры и прокуроры отделов: в работе по предмету: анализируют статистические данные и поступающую информацию о нарушениях законности и состоянии прокурорского надзора; вносят предложения по совершенствованию прокурорской практики; добиваются внедрения положительного опыта работы; осуществляют надзор за законностью правовых актов в закрепленных за ними федеральных министерствах и ведомствах, контролирующих органах; проводят проверки исполнения законов, по их результатам готовят протесты, представления, информации, заявления в суды и арбитражные суды, постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, постановления об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; составляют заключения на поступающие законопроекты; в работе по зонам: осуществляют контроль за исполнением приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции управления; систематически анализируют и обобщают статистические данные, характеризующие состояние законности в соответствующих регионах; изучают планы работы, годовые доклады прокуроров субъектов Российской Федерации, рассматривают поступающие с мест обзоры, обобщения, информации и другие материалы и дают по ним заключения; выезжают в территориальные прокуратуры для проверки работы и оказания помощи, готовят документы о реализации результатов проверки, контролируют исполнение принятых решений, принимают другие меры к улучшению работы отраслевых кадров; участвуют в повышении квалификации работников подчиненных прокуратур, стажировании их в аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации, рассматривают и разрешают жалобы, заявления, материалы, ведут прием граждан по закрепленной территории; проявляют инициативу в постановке перед руководством управления актуальных вопросов совершенствования практики надзора в подчиненных прокуратурах. С таршие прокуроры, кроме перечисленных функций, осуществляют методическую работу, оказывают помощь прокурорам отделов, по поручению начальника управления и начальников отделов выполняют иные ответственные поручения. 7. Заведующий канцелярией управления: обеспечивает работу канцелярии в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры; вносит предложения о назначении, поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных работников; распределяет обязанности между старшими инспекторами и инспекторами. |