ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 23 апреля 1996 г. (НЦПИ) УТВЕРЖДЕНО Генеральным прокурором Российской Федерации 23 апреля 1996 года 1. Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, действующим на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", процессуального законодательства, других законодательных актов, приказов Генерального прокурора и настоящего Положения. 2. Главная задача управления - защита конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу судебного разбирательства по уголовным делам, интересов общества и государства путем обеспечения выполнения в суде функции государственного обвинения, опротестования незаконных судебных постановлений по уголовным делам. 3. Основными направлениями деятельности управления являются: 3.1. Контроль за работой прокуратур республик, краев, областей, гг.Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, транспортных и иных специализированных прокуратур по организации участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, опротестованию незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений, разрешению жалоб на вступившие в законную силу постановления судов, а также постановления судей по делам об административных правонарушениях, разработка и осуществление мер по улучшению их деятельности. 3.2. Непосредственное участие в рассмотрении уголовных дел судами в случаях, предусмотренных приказами и указаниями руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу судебные постановления по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях. 4. Для выполнения этих функций управление: 4.1. Разрабатывает мероприятия, направленные на повышение качества участия прокуроров в отправлении правосудия; анализирует и обобщает информацию, характеризующую состояние этой работы, практику применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства; организует работу, связанную с внедрением новых форм судопроизводства, реализацией концепции судебной реформы; изучает и внедряет положительный опыт работы; проводит работу с отраслевыми кадрами; организует и осуществляет учебно-методические мероприятия и стажирование работников нижестоящих прокуратур; совместно с Институтом проблем укрепления законности и правопорядка, исходя из потребностей практики, разрабатывает пособия и рекомендации для прокуроров, выступающих в судах по уголовным делам; оказывает подчиненным прокурорам помощь в организации работы по участию в рассмотрении уголовных дел; проводит проверки исполнения требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, контролирует устранение выявленных недостатков, оказывает практическую помощь подчиненным прокуратурам. 4.2. Организует участие прокуроров в рассмотрении Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции уголовных дел, расследованных следователями следственного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 4.3. Обеспечивает дачу заключений по делам, рассматриваемым в кассационном порядке судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации. 4.4. Рассматривает жалобы на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам, постановления судей по делам об административных правонарушениях, если в их удовлетворении отказано нижестоящими прокурорами; проводит прием граждан. Проверяет вступившие в законную силу судебные постановления по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, истребованным в связи с жалобами или поступившим с представлениями нижестоящих прокуроров; по результатам проверок готовит проекты протестов на неправосудные приговоры, определения, постановления, вступившие в законную силу. 4.5. Готовит проекты представлений в Пленум Верховного Суда Российской Федерации о даче разъяснений по вопросам применения материального и процессуального права, заключения по проектам таких постановлений; участвует в подготовке предложений о совершенствовании действующего законодательства, дает заключения по проектам законодательных актов. 4.6. Обобщает и анализирует работу прокуроров управления, используя эту информацию для принятия мер по повышению профессионального уровня работников управления. 5. Работа управления строится по зонально-предметному принципу на основе взаимодействия с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также сотрудничества в проведении аналитической и методической работы с Верховным Судом Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, учебными и научными учреждениями. 6. В состав управления входят: организационно-методический отдел с группой государственных обвинителей; 1, 2, 3 кассационные отделы; отделы 1, 2, 3, 4 зон; 5 отдел; канцелярия. 7. Управление возглавляет начальник - старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации, который имеет трех заместителей из числа начальников отделов. Работой отделов руководят начальники отделов - помощники Генерального прокурора Российской Федерации. 8. Начальник управления: 8.1. Организует и контролирует выполнение возложенных на управление задач, несет персональную ответственность за выполнение настоящего Положения. 8.2. Обеспечивает совместно с управлением кадров подбор работников управления; распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками отделов; представляет аттестации подчиненных ему работников и вносит предложения об их поощрении и ответственности. 8.3. Представляет руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации проекты документов по результатам проверок и обобщений практики работы прокуроров по участию в рассмотрении судами уголовных дел, планы работы управления, а также представляет материалы на рассмотрение оперативных совещаний и коллегий. 8.4. Проводит оперативные совещания. 8.5. Представляет ответы на жалобы, по которым принимает решения Генеральный прокурор Российской Федерации. Рассматривает подготовленные для доклада руководству Генеральной прокуратуры ответы на жалобы и проекты протестов в случае расхождения позиций между исполнителем и начальником отдела или заместителем начальника управления, а также по личному поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Разрешает жалобы, ранее отклоненные начальниками отделов, проводит прием граждан. 8.6. Поручает в случае необходимости начальникам отделов выполнение работы, не закрепленной за ними распоряжением о определении обязанностей, но входящей в их компетенцию. 9. Заместители начальника управления, начальники отделов: 9.1. Организуют и контролируют работу старших прокуроров и прокуроров управления по закрепленным предметам и руководству зоной; рассматривают результаты проверок и обобщений, проведенных подчиненными работниками; направляют на места письма по выявленным недостаткам с предложениями по их устранению. Совместно с организационно-методическим отделом проводят стажирование работников нижестоящих прокуратур. 9.2. Обеспечивают исполнение постановлений оперативных совещаний управления. 9.3. Представляют руководству проекты протестов на судебные постановления по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, вступившие в законную силу. 9.4. Начальники кассационных отделов организуют и контролируют работу по участию прокуроров в рассмотрении уголовных дел в кассационном порядке Верховным Судом Российской Федерации; утверждают кассационные заключения и контролируют их передачу в канцелярию управления. 9.5. Начальники отделов 1, 2, 3, 4 зон организуют и контролируют работу по рассмотрению жалоб на вступившие в законную силу судебные постановления по уголовным делам; проводят прием граждан; рассматривают представления нижестоящих прокуроров. 9.6. Начальник 5-го отдела организует и контролирует работу по участию прокуроров в разбирательстве Кассационной палатой Верховного Суда Российской Федерации уголовных дел, рассмотренных судом присяжных, и утверждает кассационные заключения по этим делам; контролирует работу по рассмотрению жалоб на вступившие в законную силу судебные постановления по делам, рассмотренным судом присяжных. Проверяет обоснованность надзорных протестов, подготовленных для внесения в Президиум Верховного Суда Российской Федерации, с соответствующим их визированием, а также обоснованность отказов в принесении протестов по представлениям нижестоящих прокуроров. Организует работу, связанную с внедрением новых форм судопроизводства, реализацией концепции судебной реформы и реформированием судебной системы, подготовкой заключений на проекты законодательных актов по этим вопросам; участвует в экспертизах и рецензировании таких законопроектов, взаимодействует при рассмотрении указанных вопросов с организационно-методическим отделом управления и соответствующими структурными подразделениями Верховного Суда Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, ГГПУ Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации. 9.7. Начальник организационно-методического отдела осуществляет контроль за выполнением постановлений коллегий, оперативных совещаний и планов работы управления; совместно с начальниками отделов организует изучение и анализ состояния работы по участию прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами и опротестовании незаконных и необоснованных постановлений судов; организует мероприятия по повышению профессионального уровня работников управления; контролирует организацию рассмотрения жалоб в управлении и работу канцелярии управления; руководит группой государственных обвинителей. Организует во взаимодействии с 5-м отделом работу по подготовке заключений по проектам законодательных актов, предложений о дополнении и изменении действующего законодательства и направлении представлений в Верховный Суд Российской Федерации о даче разъяснений по вопросам применения материального и процессуального права; обеспечивает подготовку заключений по проектам постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации; взаимодействует с научно-образовательными учреждениями прокуратуры. 10. Старшие прокуроры управления: 10.1. Анализируют и обобщают организацию деятельности нижестоящих прокуратур по участию прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также состояние работы по опротестованию вступивших в законную силу постановлений по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, рассмотрению жалоб непосредственно в отделах; выполняют работу по закрепленному предмету. 10.2. Проверяют по поручению руководства управления наиболее сложные дела и жалобы; замещают начальников отделов в случае необходимости; выполняют другие обязанности, возложенные на прокуроров управления. 10.3. Старшие прокуроры, входящие в группу государственных обвинителей, обеспечивают поддержание государственного обвинения по делам, принятым к производству Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции, выполняют иную работу по указанию начальника организационно-методического отдела. 11. Прокуроры управления: 11.1. Осуществляют контроль за работой нижестоящих прокуратур по организации участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; изучают и анализируют поступающую с мест информацию, а также информацию по закрепленным предметам, вносят предложения о заслушивании отчетов работников нижестоящих прокуратур, проведении проверок на местах, принимают участие в таких проверках и оказании практической помощи, контролируют устранение выявленных недостатков. 11.2. Прокуроры кассационных отделов участвуют в рассмотрении Верховным Судом Российской Федерации уголовных дел в кассационном порядке, готовят проекты протестов на незаконные решения кассационной инстанции, участвуют в рассмотрении кассационных и частных протестов в Верховном Суде Российской Федерации. 11.3. Прокуроры отделов 1, 2, 3, 4 зон рассматривают жалобы и проверяют дела со вступившими в законную силу постановлениями по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, готовят проекты протестов, участвуют в их рассмотрении в Верховном Суде Российской Федерации, дают заключения по протестам в порядке надзора Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, проводят прием граждан. 11.4. Прокуроры 5-го отдела обобщают и анализируют практику участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судом присяжных; участвуют в кассационном разбирательстве таких дел Кассационной палатой Верховного Суда Российской Федерации и в их проверке в порядке надзора; рассматривают надзорные жалобы по этим делам, изучают и анализируют поступающую по данной категории дел с мест информацию, проводят прием граждан. Накапливают информацию, связанную с реализацией концепции судебной реформы, введением новых форм судопроизврдства, качественным изменением роли государственного обвинителя, обобщают ее, готовят конкретные предложения и совместно с организационно-методическим отделом работают над их реализацией. Готовят материалы для участия руководства Генеральной прокуратуры в заседаниях Президиума Верховного Суда Российской Федерации; обобщают и анализируют кассационную практику по делам, рассмотренным Кассационной палатой Верховного Суда Российской Федерации, и надзорную практику по делам, рассмотренным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. 11.5. Прокуроры организационно-методического отдела обобщают и анализируют деятельность по организации участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом, а также работу по рассмотрению жалоб, готовят по поручению руководства управления материалы для рассмотрения на коллегии, оперативных совещаниях, Пленуме Верховного Суда Российской Федерации; проекты планов работы; предложения по совершенствованию законодательства; изучают и распространяют положительный опыт работы; организуют занятия по повышению профессионального уровня работников управления и участвуют в их проведении; организуют и проводят совместно с прокурорами других отделов стажирование, а также иную работу организационно-методического характера. 12. Работники канцелярии обеспечивают делопроизводство в управлении в соответствии с Инструкцией по делопроизводству. 13. Все работники управления несут персональную ответственность за надлежащее выполнение служебных обязанностей. |