ПОЛОЖЕНИЕ О ВТОРОМ УПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 25 апреля 1996 г. (НЦПИ) УТВЕРЖДЕНО Генеральным прокурором Российской Федерации 25 апреля 1996 года 1. Общая часть 1.1. Управление является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", другими законами, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и настоящим Положением. 1.2. Управление состоит из отделов: по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; следственного; по работе с кадрами и соблюдению режима секретности; канцелярии. Управление возглавляет начальник - старший помощник Генерального прокурора, а отделы - начальники отделов, помощники Генерального прокурора. Начальники отделов являются заместителями начальника управления. В управлении имеются старшие прокуроры и прокуроры, прокурор-криминалист, старший следователь по особо важным делам и следователи по особо важным делам, ведущий специалист, специалисты, заведующий канцелярией, инспектора. 1.3. В управлении создаются комиссии: по аттестованию прокурорско-следственных работников, главных бухгалтеров и заведующих канцеляриями прокуратур войсковых частей; по установлению трудового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет в органах прокуратуры. Комиссии возглавляются заместителями начальника управления - начальниками отделов. Их состав утверждается заместителем Генерального прокурора. 1.4. Работа управления организуется по предметно-зональному принципу в соответствии с планом Генеральной прокуратуры и планами управления во взаимодействии с другими аппаратами и научными учреждениями прокуратуры, а также при необходимости в координации с заинтересованными ведомствами. 2. Задачи и направления деятельности управления 2.1. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства управление, исходя из предоставленных полномочий, осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации (в части, касающейся особо режимных объектов и территорий), органами военного управления, органами контроля, специализированными военно-строительными и иными войсковыми формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо режимных объектов, их должностными лицами, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации (в части, касающейся особо режимных объектов и территорий), органами контроля, органами военного управления, органами местного самоуправления, специализированными военно-строительными и иными войсковыми формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо режимных объектов, предприятиями, учреждениями, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; организацию деятельности следственного аппарата прокуратур войсковых частей; расследование наиболее сложных дел о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах; координацию деятельности 8-го главного управления МВД Российской Федерации, 3-го отдела организационного управления следственного комитета МВД Российской Федерации, других правоохранительных органов и командования войсковых частей по борьбе с преступностью в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах; организацию работы по подбору, расстановке, воспитанию и обучению кадров прокуратур, действующих на особо режимных объектах и в войсковых частях. 2.2. Управление рассматривает и разрешает в пределах своей компетенции жалобы, заявления граждан и организаций на решения, принятые прокурорами войсковых частей, а также федеральными министерствами и ведомствами, другими структурами федерального подчинения. 2.3. Управление участвует в правотворческой деятельности (подготовка проектов законов, нормативных актов, международно-правовых документов) и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Генеральной прокуратуры. 2.4. Управление организует и выполняет поручения, вытекающие из международных обязательств и договоров об оказании правовой помощи и борьбе с преступностью. 3. Функции подразделений управления 3.1. Отдел по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов: осуществляет надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами в части, касающейся деятельности особо режимных объектов и территорий; осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций в части, касающейся деятельности особо режимных объектов и территорий; анализирует и обобщает в целом по системе особо режимных объектов состояние законности и правопорядка; готовит проекты заявлений и исков, представлений об устранении нарушений закона, протестов на незаконные правовые акты, информационных записок по проблемам законности и правопорядка; организует и контролирует работу прокуратур войсковых частей по надзору за исполнением законов представительными, и исполнительными органами власти, управления, контроля, местного самоуправления, юридическими лицами закрытых административно-территориальных образований, особо режимных объектов, военно-строительных и воинских частей, соответствием законам издаваемых ими правовых актов; изучает практику прокурорского надзора и вырабатывает, в том числе совместно с научно-исследовательскими и учебными институтами Генеральной прокуратуры, рекомендации, методические пособия и указания по совершенствованию надзорной деятельности, эффективному использованию прокурорских полномочий; осуществляет информационно-аналитическое обеспечение надзорной деятельности; рассматривает и разрешает жалобы, заявления граждан и организаций. 3.2. Следственный отдел: анализирует и обобщает материалы, характеризующие состояние преступности, соблюдение процессуальных прав и гарантий граждан, работу следственного аппарата и прокурорский надзор за предварительным следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах; вносит предложения о мерах по совершенствованию организации прокурорского надзора, деятельности следственного аппарата, а также о мерах по укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступлений, проводит проверки и оказывает практическую помощь подчиненным прокурорам; координирует деятельность 8-го главного управления МВД Российской Федерации, 3-го отдела ОУ СК МВД Российской Федерации, других правоохранительных органов и командования воинских частей по борьбе с преступностью в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах; осуществляет надзор за исполнением законов при производстве дознания, предварительного следствия, оперативно-розыскных мероприятий в 8-м ГУ и 3-м отделе ОУ СК МВД Российской Федерации; проверяет организацию работы прокуратур войсковых частей по надзору за следствием и дознанием, оказывает им в организации работы и расследовании конкретных преступлений практическую помощь; рассматривает спецдонесения о преступлениях и чрезвычайных происшествиях и принимает по ним решения; контролирует расследование наиболее актуальных и сложных уголовных дел, а также дел, по которым срок содержания под стражей продлен свыше 4 месяцев; проверяет уголовные дела и материалы, дает по ним в соответствии с уголовно-процессуальным законом указания, возбуждает и прекращает уголовные дела, приостанавливает и возобновляет предварительное следствие по уголовным делам) вносит предложения о передаче дел из одного органа в другой; рассматривает обоснованность ходатайств прокуроров войсковых частей о продлении сроков следствия и содержания под стражей обвиняемых, дает по ним заключения, осуществляет контроль за ходом расследования по таким делам; рассматривает и разрешает заявления и жалобы граждан по вопросам следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности; готовит проекты представлений, информации и других документов; изучает и распространяет положительный опыт; обеспечивает прокуратуры войсковых частей криминалистической техникой, контролирует ее практическое применение в расследовании преступлений; ведет статистическую отчетность о преступности, раскрываемости преступлений, работе следственного аппарата и органов, дознания, а также прокурорском надзоре на особо режимных объектах и в воинских частях; осуществляет надзор за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях и их расследованием старшим следователем и следователями по особо важным делам отдела; рассматривает постановления старшего, следователя и следователей по особо важным делам отдела об аресте, продлении сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей и дает по ним соответствующие заключения; участвует в судебных заседаниях по проверке законности и обоснованности арестов и продлении срока содержания обвиняемых под стражей; принимает решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством о создании следственных и следственно-оперативных групп, в том числе с участием следователей территориальных и иных специализированных прокуратур, органов внутренних дел, готовит предложения по этим вопросам Генеральному прокурору Российской Федерации. Старший следователь и следователи по особо важным делам расследуют наиболее сложные и опасные преступления, совершенные на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, выполняют поручения Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и руководства управления. При расследовании дел группой следователей по поручению руководства организуют работу группы и руководят входящими в ее состав следователями, дают членам группы обязательные для исполнения указания о производстве следственных действий и порядке их выполнения; осуществляют контроль за качеством и сроками их исполнения; принимают основные процессуальные решения, лично проводят наиболее важные следственные действия; составляют обвинительное заключение; несут ответственность за состояние трудовой дисциплины в группе и результаты ее работы. 3.3. Отдел по работе с кадрами и соблюдению режима секретности: готовит по согласованию с другими отделами предложения по организации, реорганизации, ликвидации и распределению штатной численности прокуратур, действующих на особо режимных объектах; контролирует соблюдение срока полномочий прокуроров, вносит предложения о назначении, перемещении и освобождении от должности; рассматривает представления прокуроров войсковых частей о назначении, перемещении и освобождении работников, должности которых входят в номенклатуру Генеральной прокуратуры; осуществляет организационное обеспечение работы аттестационной комиссии, контролирует сроки аттестования, готовит проекты аттестаций прокуроров войсковых частей, изучает и вносит на рассмотрение комиссии аттестации заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, следователей по особо важным делам и старших следователей, заведующих канцеляриями прокуратур войсковых частей, контролирует исполнение предложений и решений аттестационной комиссии; следит за соблюдением сроков пребывания прокурорско-следственных работников в классных чинах, рассматривает поступившие с мест представления о присвоении чинов, а также ходатайства о поощрении отличившихся работников; проверяет сигналы о нарушении прокурорами и следователями служебного долга, совершении ими порочащих поступков и вносит предложения об ответственности виновных, рассматривает заявления, письма и жалобы по кадровым вопросам; изучает и обобщает работу прокуратур войсковых частей по подбору, расстановке, воспитанию и обучению кадров; организует работу с лицами, состоящими в резерве на выдвижение; ведет учет кадров и отчетность, оформляет личные дела работников прокуратур войсковых частей, входящих в номенклатуру Генеральной прокуратуры; готовит документы к заседаниям комиссии по определению трудового стажа, дающего право на надбавку за выслугу лет в органах прокуратуры; информирует работников и соответствующих главных бухгалтеров о наступлении срока выплаты надбавки в новом размере; оформляет материалы для получения допуска работниками управления и прокуратур войсковых частей к секретным, совершенно секретным и особой важности работам и документам; обеспечивает соблюдение режима секретности в управлении, контролирует его в прокуратурах войсковых частей. 3.4. Канцелярия: обеспечивает ведение делопроизводства управления. 4. Полномочия работников управления 4.1. Начальник управления - старший помощник Генерального прокурора: организует работу управления и выполнение возложенных на него задач; обеспечивает координацию деятельности поднадзорных правоохранительных органов по борьбе с преступностью; распределяет обязанности между заместителями начальника управления - начальниками отделов; обеспечивает контроль за выполнением работниками управления служебных обязанностей, соблюдением исполнительской дисциплины; принимает меры к созданию надлежащих условий труда и быта; составляет аттестации на заместителей - начальников отделов; вносит предложения руководству Генеральной прокуратуры о назначении, перемещении или освобождении от должности прокуроров войсковых частей, их поощрении и дисциплинарной ответственности, а также аналогичные предложения в отношении работников подчиненных прокуратур; дает указания по вопросам организации работы, осуществления прокурорского надзора и расследования преступлений в пределах своей компетенции; организует проверки деятельности подчиненных прокуратур и оказание им практической помощи; пользуется всеми полномочиями, предусмотренными ст.127-1 УПК РСФСР; возбуждает, прекращает либо приостанавливает уголовные дела, отказывает в возбуждении уголовных дел, истребует от органов дознания, предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы и материалы о совершенных преступлениях, ходе следствия, дознания и проведения оперативно-розыскных мероприятий; отменяет в соответствии со ст.211 УПК РСФСР незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание, прокуроров войсковых частей, начальников отделов управления, старших прокуроров, прокуроров, старшего следователя и следователей по особо важным делам следственного отдела; рассматривает жалобы на решения, принятые заместителями - начальниками отделов; дает заключения по ходатайствам старшего следователя по особо важным делам и следователей по особо важным делам следственного отдела о продлении срока содержания под стражей, а также ходатайства прокуроров войсковых частей о продлении содержания под стражей на срок свыше одного года и представляет их Генеральному прокурору или его заместителям; представляет Генеральному прокурору или его заместителям проекты протестов, представлений, информационных записок и иных документов по вопросам надзора за исполнением законов, вносит предложения по совершенствованию прокурорской практики; проводит оперативные совещания, заслушивает сообщения, отчеты и объяснения прокуроров войсковых частей, их заместителей, работников управления. 4.2. Заместители начальника управления - помощники Генерального прокурора: осуществляют руководство соответствующими отделами; распределяют обязанности между работниками отделов; обеспечивают в соответствии с возложенными на отделы функциями надлежащую организацию работы, контроль за соблюдением подчиненными служебной и исполнительской дисциплины; организуют по вопросам, относящимся к ведению отделов, контроль за исполнением приказов и указаний Генерального прокурора, его заместителей, а также решений коллегии и оперативных совещаний; ведут работу по подготовке и воспитанию работников отделов, вносят предложения об их поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности, готовят на них аттестации; составляют аттестации на прокуроров войсковых частей; вносят на рассмотрение начальника управления предложения о включении в план работы мероприятий по надзору за исполнением законов, расследованию преступлений, обобщению прокурорско-следственной практики, проверке деятельности прокуратур войсковых частей; дают указания прокурорам войсковых частей и работникам отделов по вопросам организации надзора, о производстве проверок исполнения законов, расследовании дел, работе с кадрами, а также другие поручения, вытекающие из их обязанностей; по указанию руководства организуют исполнение поручений, относящихся к компетенции отделов. При осуществлении надзора за расследованием преступлений, производством дознания в пределах своей компетенции или по поручению начальника управления либо руководства Генеральной прокуратуры заместители начальника управления: возбуждают, прекращают либо приостанавливают уголовные дела, отказывают в возбуждении уголовных дел, отменяют незаконные и необоснованные постановления следователей и органов дознания, прокуроров войсковых частей и их заместителей, старшего следователя и следователей по особо важным делам следственного отдела, старших прокуроров и прокуроров управления; участвуют в производстве дознания и предварительного следствия, в необходимых случаях лично производят отдельные следственные действия либо по указанию Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей производят расследование в полном объеме; рассматривают ходатайства прокуроров войсковых частей о продлении срока следствия и содержания под стражей до одного года и представляют их с заключением заместителю Генерального прокурора Российской Федерации; организуют надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Начальник следственного отдела пользуется всеми полномочиями, предусмотренными ст.127-1 УПК РСФСР. 4.3. Старшие прокуроры, прокурор-криминалист и прокуроры управления: выполняют надзорные, организационные и контрольные функции на закрепленных за ними участках (по предметам, зонам); анализируют статистические данные, оперативную информацию, материалы уголовных дел и другие сведения, характеризующие тенденции в динамике и структуре преступности, законности, состояние следствия, прокурорского надзора, работу с кадрами, вносят руководству соответствующие предложения; осуществляют контроль за деятельностью прокуратур войсковых частей в пределах своей компетенции; проверяют деятельность прокуратур войсковых частей, оказывают им практическую помощь в организации надзора, расследовании уголовных дел, работе с кадрами; проводят проверки исполнения законов, готовят проекты исков, протестов, представлений и иных актов прокурорского реагирования; взаимодействуют по предмету с другими управлениями и отделами, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, экспертными учреждениями и контролирующими органами; рассматривают и разрешают обращения, письма, заявления, жалобы граждан, должностных лиц, учреждений и организаций, ведут прием; вносят руководству предложения по совершенствованию надзора и управления в прокуратурах войсковых частей; изучают отраслевые кадры, вносят замечания и предложения по их аттестациям; в соответствии с распределением обязанностей участвуют в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и уголовных дел, совместно с другими подразделениями Генеральной прокуратуры анализируют состояние законности при осуществлении правосудия, вносят руководству управления предложения об опротестовании не соответствующих закону судебных решений; организуют исполнение поручений об оказании правовой помощи, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации; участвуют в правотворческой деятельности. При осуществлении надзора за расследованием преступлений, производством дознания в пределах своей компетенции или по поручению начальника управления либо руководства Генеральной прокуратуры старшие прокуроры, прокурор-криминалист и прокуроры управления: истребуют от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела и материалы, а также запрашивают информацию о совершенных преступлениях, чрезвычайных происшествиях, организации и ходе расследования для доклада руководству и принятия необходимого решения; возбуждают уголовные дела или отказывают в возбуждении, прекращают либо приостанавливают производство по делам, дают заключения о законности и обоснованности решений, принятых по делам и материалам проверок; по указанию руководства Генеральной прокуратуры, управления расследуют уголовные дела либо выполняют по ним отдельные следственные действия; отменяют незаконные и необоснованные постановления следователей, лиц, производящих дознание, помощников прокуроров войсковых частей; дают письменные указания, направленные на раскрытие преступлений, обеспечение полноты, всесторонности и объективности расследования; проверяют законность оперативно-розыскных мероприятий; контролируют расследование конкретных уголовных дел и осуществление прокурорского надзора за следствием и дознанием; рассматривают ходатайства о продлении срока следствия и содержания под стражей и представляют по ним заключения руководству. Организационные и контрольные функции по делам, находящимся в производстве старшего следователя по особо важным делам и следователей по особо важным делам следственного отдела, осуществляются старшими прокурорами управления согласно распределению обязанностей либо по поручению руководства управления - другими старшими прокурорами или прокурорами управления. При этом старший прокурор (прокурор) пользуется дополнительными полномочиями: истребует у старшего следователя по особо важным делам и следователей по особо важным делам следственного отдела для проверки уголовные дела, а также материалы о совершенных преступлениях; дает письменные указания о расследовании преступлений, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления; участвует в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях лично проводит отдельные следственные действия; рассматривает вопросы об отводах старшего следователя по особо важным делам, следователей по особо важным делам следственного отдела и докладывает свое заключение руководству управления; проверяет законность выполнения требований ст.127-1 УПК РСФСР; рассматривает поступившие материалы о даче санкции на арест и производство следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, а также ходатайства о продлении сроков следствия и сроков содержания обвиняемых под стражей, дает по ним заключения; изучает уголовные дела, поступившие с обвинительным заключением, и докладывает результаты начальнику управления или отдела, а в необходимых случаях - Генеральному прокурору Российской Федерации либо его заместителям; дает заключения о законности и обоснованности решений, принятых по прекращенным и приостановленным уголовным делам и материалам проверок; отменяет с согласия начальника управления либо начальника следственного отдела незаконные и необоснованные постановления старшего следователя по особо важным делам и следователей по особо важным делам следственного отдела; рассматривает и разрешает жалобы и заявления о нарушениях законности при производстве предварительного следствиям оперативно-розыскных мероприятий, истребует в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, объяснения следователей и сотрудников органов дознания; посещает лиц, находящихся под стражей, отбирает у них объяснения или допрашивает их в связи с проверкой жалобы; контролирует своевременное поступление копий процессуальных документов для ведения в установленном порядке делопроизводства; составляет по установленной форме отчет о следственной работе. 4.4. Ведущий специалист: осуществляет сбор, накопление и анализ данных и документов по проблемам, связанным с обеспечением радиационной и ядерной безопасности, взаимодействует по этим вопросам с органами государственного надзора и ведомственного контроля; готовит совместно с прокурорами управления предложения руководству об осуществлении надзорных мероприятий; участвует в осмотре места происшествия, выполнении отдельных следственных действий по делам о преступлениях, имеющих отношение к ядерной и радиационной безопасности особо режимных объектов и закрытых административно-территориальных образований; разрабатывает методики использования специалистов и специальных познаний для проверок исполнения законов о ядерной и радиационной безопасности и сопряженных с ними законодательных актов; выполняет по предмету ведения поручения руководства управления. 5. Заключительная часть 5.1. Режим секретности Работа управления осуществляется в строгом соответствии с действующими нормативными требованиями по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также приказами и указаниями Генерального прокурора по этому вопросу. Прокурорско-следственные и технические работники управления и прокуратур войсковых частей назначаются на должность после оформления соответствующего допуска к секретным, совершенно секретным или особой важности работам и документам. 5.2. Учет и отчетность Управление ведет по системе особо режимных объектов учет преступлений, данных о раскрываемости, состоянии следственной работы и прокурорском надзоре; обеспечивает руководство и контроль за соблюдением в прокуратурах войсковых частей порядка первичного учета работы прокуроров и следователей. В управлении ведется библиотека нормативных актов, архив, оборудуется кабинет криминалистики и камера хранения вещественных доказательств. |