ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ ТРЕНАЖЕРОВ И УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫХ ЦЕНТРОВ ГМССБ И ВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ТРЕНАЖЕРАМ И УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫМ ЦЕНТРАМ ГМССБ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ 14 мая 1996 г. N 18 (НЦПИ) В связи с вступлением в действие поправок 1988 г. к главе IV Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/88) и в целях повышения безопасности мореплавания приказываю: 1. Ввести освидетельствование тренажеров ГМССБ и учебно-тренажерных центров ГМССБ. 2. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 1996 года: - Временное положение об освидетельствовании тренажеров Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии (ГМССБ); - Временное положение об освидетельствовании учебно-тренажерных центров Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии (ГМССБ); - Временные требования к учебно - тренажерным центрам Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии (ГМССБ); - Временные технико - эксплуатационные требования к тренажерам Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии (ГМССБ). 3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на ГП "Морсвязьспутник" и Госморинспекцию РОСМОРФЛОТа. Директор Росморфлота В.Л. БЫКОВ 14 мая 1996 г. N 18 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом РОСМОРФЛОТА от 14 мая 1996 года N 18 ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО - ТРЕНАЖЕРНЫМ ЦЕНТРАМ ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ПРИ БЕДСТВИИ (ГМССБ) Область применения Данные Временные требования распространяются на учебно - тренажерные центры ГМССБ, которые предназначены для совершенствования практической и профессиональной подготовки радиоспециалистов и судоводителей по ведению радиообмена в Глобальной Морской Системе Связи при Бедствии (ГМССБ) согласно требованиям Международной морской организации и Международного союза электросвязи. Назначение Учебно - тренажерные центры ГМССБ предназначены для обучения и проверки знаний судовых радиоспециалистов и судоводителей, получающих диплом оператора или ограниченный диплом оператора ГМССБ по использованию радиооборудования ГМССБ и процедур связи, а также дипломов радиоэлектроника первого и второго классов, согласно главе IX Регламента радиосвязи. Основные задачи УТЦ: - подготовка и переподготовка радиоспециалистов и судоводителей согласно требованиям ГМССБ; - обучение слушателей основным принципам и возможностям морской подвижной и морской подвижной спутниковой служб; - моделирование различных ситуаций с целью обучения слушателей работе в различных подсистемах ГМССБ; - проведение групповых тренировок для отработки взаимодействия с СКЦ во время проведения спасательных операций; - моделирование аварийных ситуаций с целью проведения радиосвязи, связанной с бедствием; - обучение правилам работы в ведомственной сети РОСМОРФЛОТа; - выработка и поддерживание на высоком уровне навыков в применении современных способов радиосвязи и использовании новых типов оборудования. Минимум необходимых знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник учебно - тренажерного центра, получающий диплом оператора ГМССБ 1. Знание основных принципов построения и эксплуатации морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы. 1.1. Основные принципы и возможности морской подвижной службы. 1.1.1. Типы связи в морской подвижной службе: - категории сообщений (бедствие срочности и безопасности) - общественная корреспонденция - служба движения судов - связь в порту - внутрисудовая радиосвязь - междусудовой радиообмен. 1.1.2. Типы станций в морской подвижной службе: - судовая станция - береговая станция - лоцманская станция, станция порта - станции воздушных судов - станции спасательных координационных центров (СКЦ). 1.1.3. Радиочастоты и частотные диапазоны: - что такое частоты - соответствия между частотой и длиной волны - единицы измерения частоты Гц, КГц, МГц, ГГц) - поддиапазоны частот (СВ, ПВ, КВ, УКВ...). 1.1.4. Характеристики частот: - различные виды, распространения р/волн - распространение в свободном пространстве - поверхностные волны - распространение в ионосфере. 1.1.5. Знание принципов различных типов связи: - ЦИВ - радиотелефония - узкополосное прямое буквопечатание - факсимильная радиосвязь - передача данных - азбука Морзе. 1.1.6. Элементарные знания различных типов модуляций и классов излучений: - классы излучений - несущая частота и рабочая частота - ширина полосы излучения при различных классах излучения - официальные обозначения класса излучения (FIB, J3E, A3E, A1A и т.д.) - неофициальные обозначения (т.е. TLX, SSB, AM и т.д.). 1.1.7. Использование частот в морской подвижной службе: - использование частот в диапазонах СВ, ПВ, КВ, УКВ в морской подвижной службе - понятие симплекс и дуплекс. Парные и непарные частоты - частотный план и система каналов - УКВ телефония (приложение 18 к Радио Регламенту) - КВ УБПЧ (приложение 32 к Радио Регламенту) - ПВ телефония и УБПЧ для района 1 (Женева 85 план) - частоты безопасности и бедствия ГМССБ - частоты безопасности и бедствия до внедрения ГМССБ - вызывные частоты. 1.2. Основные принципы и возможности морской подвижной спутниковой службы. 1.2.1. Основы спутниковой связи: - космический сегмент INMARSAT - виды связи - телекс - телефон - передача данных и факсимильных сообщений - передача с промежуточным накоплением - связь для обеспечения безопасности - ИНМАРСАТ А - ИНМАРСАТ С - ИНМАРСАТ М - ИНМАРСАТ В - ИНМАРСАТ Е - приемник расширенного группового вызова. 1.2.2. Типы станций в морской подвижной спутниковой службе: - береговая земная станция (БЗС) - координирующая станция - судовая земная станция (СЗС). 2. Детальные практические знания и возможность использовать на практике радиооборудование ГМССБ. 2.1. Знание и возможность использовать на практике следующее радиооборудование. 2.1.1. Приемники частот безопасности и бедствия: - управление и использование приемника 2182 кГц - управление и использование приемника УКВ ЦИВ - управление и использование приемников ЦИВ в ПВ, ПВ/КВ. 2.1.2. УКВ радиостанция: - каналы - управление - использование ЦИВ. 2.1.3. ПВ/КВ радиоустановки: - частоты - подключение питания - выбор приемных частот - выбор передающих частот - выбор канала МСЭ - настройка передатчика - выбор класса излучения - управление контролем мощности и шумоподавителем - использование фильтров или точная настройка приемной частоты - управление усилением радиочастоты - использование автоматического контроля усиления - использование кнопки 2182 - использование генератора аварийных сигналов - проверка генератора аварийных сигналов. 2.1.4. Системы NBDP и TOR: - автоматические системы - полуавтоматические системы - ручные системы - режим ARQ - режим FEC - станции приема и передачи информации (обеспечение ISS/IRC) - ведомый и ведущий - номер радиотелекса - автоответ - нумерация в системе SSFC - управление и индикация - операции с клавиатуры. 2.1.5. Судовая земная станция Инмарсат А: - позиционирование антенны - выбор береговой земной станции - телекс - телефон - передача, прием данных и факсимиле. 2.1.6. Приемник РГВ: - программирование спутниковой станции для использования приемника РГВ - выбор режима для работы приемника РГВ - ввод координат судна. 2.1.7. Судовая земная станция Инмарсат Си: - составные части спутниковой станции Инмарсат Си - ввод / обновление координат судна - использование - прием и передача сообщений. 2.1.8. Антенны: - изоляторы - УКВ штыревая антенна - ПВ/КВ - ПВ/КВ проволочная антенна - конструкция аварийной антенны ПВ диапазона - антенны судовых земных станций Инмарсат. 2.1.9. Батареи: - различные типы батарей и их характеристики - подзаряд батарей - поддержка батарей. 2.1.10. Радиооборудование спасательных средств: - портативные УКВ радиостанции - радиолокационные ответчики - аварийные радио буи. 3. Процедуры и детальные практические знания по работе в ГМССБ в целом и в различных подсистемах ГМССБ. 3.1. Глобальная Морская Система Связи при Бедствии (ГМССБ). 3.1.1. Морские районы и Мастер План ГМССБ. 3.1.2. Наблюдение на аварийных частотах. 3.1.3. Функциональные требования к судовой станции. 3.1.4. Требования к составу судового оборудования ГМССБ. 3.1.5. Источники питания. 3.1.6. Способы обеспечения надежности судовой радиостанции. 3.1.7. Лицензия, сертификат безопасности, проверки и инспектирование. 4. Использование Системы Инмарсат в ГМССБ. 4.1. Инмарсат А. 4.1.1. Связь во время бедствия. 4.1.2. Использование функции аварийной связи. 4.1.3. Позиционирование антенны. 4.1.4. Передача сигналов тревоги по телексу и телефону. 4.1.5. Процедуры передачи сигналов тревоги. 4.1.6. Спасательные координационные центры, связанные с береговыми земными станциями. 4.1.7. Использование приоритетов. 4.2. Инмарсат Си. 4.2.1. Службы для обеспечения безопасности мореплавания и передачи сигналов тревоги. 4.2.2. Передача сигналов тревоги. 4.2.3. Передача сообщений с приоритетом. 4.2.4. Служба для обеспечения безопасности. 4.2.5. 2-цифровой код. 4.3. Приемник расширенного группового вызова. 4.3.1. Цель использования приемника РГВ. 4.3.2. Сообщение "всем судам" и сообщения Инмарсата. 5. Навтекс. 5.1. Система передачи прибрежной информации Навтекс. 5.1.1. Цели использования приемника Навтекс. 5.1.2. Частоты системы Навтекс. 5.1.3. Зоны действия. 5.1.4. Формат сообщения (идентификационный номер передающего центра, тип сообщения, номер сообщения). 5.2. Приемник Навтекс. 5.2.1. Выбор передающего центра. 5.2.2. Выбор типа сообщения. 5.2.3. Сообщения, обязательные к приему. 5.2.4. Использование вспомогательного управления и замена бумаги. 6. Аварийные радио буи. 6.1. Спутниковые радио буи. 6.1.1. Основные характеристики работы на частоте 406 МГц. 6.1.2. Основные характеристики работы на частоте 1,6 ГГц/121,5 МГц, включая функции привода. 6.1 3. Информация, содержащаяся в аварийном сообщении. 6.1.4. Типы кодирования АРБ Коспас - Сарсат. 6.1.5. Ручной запуск. 6.1.6. Функция свободного всплытия. 6.1.7. Периодическое техобслуживание. 6.1.8. Тестирование. 6.1.9. Проверка срока годности батарей. 6.1.10. Протирка механизма автоматического отделения АРБ. 6.2. УКВ АРБ. 6.2.1. Основные технические характеристики. 6.2.2. Информация, содержащаяся в аварийном сообщении. 6.2.3. Ручной запуск. 6.2.4. Функция свободного всплытия. 6.2.5. Периодическое техобслуживание: - тестирование - проверка срока годности батарей - протирка механизма автоматического отделения АРБ. 7. Радиолокационный ответчик (РЛО). 7.1. Радиолокационный ответчик (РЛО). 7.1.1. Основные технические характеристики. 7.1.2. Использование. 7.1.3. Радиус действия. 7.1.4. Периодическое техобслуживание. 7.1.5. Проверка срока годности батарей. 8. Цифровой избирательный вызов. 8.1. Формат вызова: - аварийный вызов - вызов всех судов - вызов одного судна - вызов судов в определенной географической зоне - групповой вызов - автоматический / полуавтоматический вызов. 8.2. Адресация в системе MMSI: - идентификатор кода страны - номер группового вызова - номер береговой станции - номер с тремя последними нулями. 8.3. Категории вызова: - аварийный вызов - срочности - безопасности - служебная - обыкновенная. 8.4. Телекоманды: - аварийные вызовы - другие вызовы, не относящиеся к бедствию - информация о рабочих частотах - связь в случае бедствия, срочности и безопасности. 8.5. Связь в случае бедствия. 8.5.1. Передача сигналов тревоги посредством ЦИВ. 8.5.2. Понятие "сигнала тревоги". 8.5.3. Передача сигналов тревоги. 8.5.4. Передача сигналов тревоги с берега на судно (оповещение). 8.5.5. Передача сигналов тревоги судном, не терпящим бедствие. 8.6. Прием и подтверждение приема сигналов тревоги ЦИВ. 8.6.1. Подтверждение приема, используя телефонию. 8.6.2. Подтверждение приема, используя УБПЧ. 8.6.3. Прием и подтверждение береговой станцией. 8.6.4. Прием и подтверждение судовой станцией. 8.7. Обработка сигналов тревоги: - подготовка к передаче сигналов тревоги - терминология, используемая во время обмена по бедствию. 8.8. Проверка оборудования ЦИВ в эфире: - сигналы тревоги - сигналы безопасности. 8.9. Связь в случае срочности и безопасности: - понятие связи в случае срочности и безопасности - процедуры вызова, связанного со срочностью и безопасностью - связь в случае срочности - медицинский транспорт - связь в случае безопасности. 9. Связь с использованием радиотелефона с радиостанциями, работающими в старой системе: - радиотелефонный сигнал тревоги - сигнал бедствия - вызов в случае бедствия - подтверждение приема сигнала бедствия - терминология, используемая во время обмена по бедствию - передача сигналов тревоги судном, не терпящим бедствие - медицинская помощь. 10. Прием информации по безопасности на море: - прием, используя приемник Навтекс - прием, используя приемник РГВ Инмарсат - прием, используя приемник УБПЧ коротких волн - сигналы навигационного предупреждения в старой системе связи для обеспечения безопасности - навигационные предупреждения, передаваемые по радиотелефону. 11. Защита аварийных частот: - защитные полосы - проверка оборудования на аварийных частотах - использование частот во время связи в случае бедствия - предупреждение вредных излучений - предупреждение случайных передач. 12. Операции по поиску и спасению. 12.1. Роль спасательных координационных центров. 12.2. MERSAR. 12.3. Морские поисковые организации. 12.4. Обязательные явки на связь. 12.5. Связь во время поиска и спасания. 12.6. Операции по поиску и спасанию. 12.7. Знание всех действующих инструкций, касающихся поиска и спасания. 13. Различные навыки и знание операционных процедур для обеспечения радиосвязи. 13.1. Знание обязанностей капитана, вахтенного помощника и члена экипажа, ответственного за связь во время бедствия в части, касающейся радиосвязи. 13.2. Умение использовать английский язык как в устной, так и в письменной форме для связи, относящейся к безопасности на море. 13.3. Умение пользоваться Международным сводом сигналов и Морским разговорником, изданным Международной Морской Организацией. 13.4. Знание стандартных сокращений и общеиспользуемых кодов. 13.5. Использование международного фонетического алфавита. 14. Определение неисправностей. 14.1. Умение определить неисправность посредством встроенных измерительных приборов или программного обеспечения в соответствии с руководством по эксплуатации. Умение устранять элементарные неисправности, такие как: замена предохранителей, индикаторных ламп и т.д. 15. Использование документов и ведение радиожурнала. 15.1. Умение использовать обязательные документы и публикации. 15.2. Ведение радиожурнала. 15.3. Знание правил и соглашений, регулирующих морскую радиосвязь и морскую спутниковую связь. 16. Практические и теоретические знания процедур общественной радиосвязи. 16.1. Выбор наилучшего способа связи в зависимости от ситуации. 16.2. Трафиклист. 16.3. Умение работать в ведомственной телеграфной сети Департамента морского транспорта. 16.4. Вызов по радиотелефону: - методы вызова береговой радиостанции, использующей телефонию - заказ телефонных переговоров через оператора - окончание разговора - процедура вызова береговой станции с использованием ЦИВ - автоматический вызов. 16.5. Радиотелеграммы. 16.5.1. Составные части радиотелеграммы: - преамбула, служебный заголовок - адрес - текст - подпись - адреса - полный адрес - телеграфный адрес - телексный адрес. 16.5.2. Подсчет слов. 16.5.3. Передача телеграмм по радиотелефону. 16.5.4. Передача телеграмм по радиотелексу. 17. Оплата счетов. 17.1. Система оплаты счетов за радиосвязь. 17.2. Система оплаты счетов за спутниковую связь. 17.3. Код расчетной организации. 17.4. Составные части тарифов за услуги связи. 17.5. Валюты, используемые в международных расчетах за судовую связь. 18. Выбор наилучшего маршрута радиосвязи. 19. Мировая география, относящаяся к судоходным путям, и соответствующие маршруты радиосвязи. Минимум необходимых знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник учебно - тренажерного центра, получающий диплом оператора ГМССБ ограниченного района 1. Знание основных возможностей морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы. 1.1. Основные принципы и возможности морской подвижной службы. 1.1.1. Типы связи в морской подвижной службе: - категории сообщений (бедствие срочности и безопасности) - общественная корреспонденция - служба движения судов - связь с портом - внутрисудовая радиосвязь - междусудовой радиообмен. 1.1.2. Типы станций в морской подвижной службе: - судовая станция - береговая станция - лоцманская станция, станция порта - станции воздушных судов - станции спасательных координационных центров (СКЦ). 1.1.3. Радиочастоты и частотные диапазоны: - что такое частоты - соответствия между частотой и длиной волны - единицы измерения частоты Гц, КГц, МГц, СГц) - поддиапазоны частот (СВ, ПВ, КВ, УКВ...). 1.1.4. Использование частот в морской подвижной службе: - использование частот в диапазонах СВ, ПВ, КВ, УКВ в морской подвижной службе - понятие радиоканала Симплекс и дуплекс. Парные и непарные частоты - УКВ телефония (приложение 18 к Радио Регламенту) - КВ УБПЧ (приложение 32 к Радио Регламенту). 2. Детальное практическое знание и возможность использовать на практике радиооборудование ГМССБ. 2.1. Приемники частот безопасности и бедствия: - управление и использование приемника 2182 кГц - управление и использование приемника УКВ ЦИВ. 2.2. УКВ радиостанция: - каналы - управление - использование ЦИВ. 2.3. Судовая земная станция Инмарсат А: - позиционирование антенны - выбор береговой земной станции - телекс - телефон - передача, прием данных и факсимиле. 2.4. Приемник РГВ: - программирование спутниковой станции для использования приемника РГВ - выбор режима для работы приемника РГВ - ввод координат судна. 2.5. Судовая земная станция Инмарсат Си: - составные части спутниковой станции Инмарсат Си - ввод / обновление координат судна - использование - прием и передача сообщений. 2.6. Радиооборудование спасательных средств: - портативные УКВ радиостанции - радиолокационные ответчики - аварийные радио буи. 3. Процедуры и детальные практические знания по работе в ГМССБ в целом, так и в подсистемах ГМССБ. 3.1. Глобальная Морская Система Связи при Бедствии (ГМССБ). 3.1.1. Морские районы и Мастер План ГМССБ. 3.1.2. Наблюдение на аварийных частотах. 3.1.3. Требования к составу судового оборудования ГМССБ. 3.1.4. Лицензия, сертификат безопасности, проверки и инспектирование. 4. Использование Системы Инмарсат в ГМССБ. 4.1. Приемник расширенного группового вызова. 4.1.1. Цель использования приемника РГВ. 4.1.2. Сообщение "всем судам" и сообщения Инмарсата. 5. Навтекс. 5.1. Система передачи прибрежной информации Навтекс. 5.1.1. Цели использования приемника Навтекс. 5.1.2. Частоты системы Навтекс. 5.1.3. Зоны действия. 5.1.4. Формат сообщения (идентификационный номер передающего центра, тип сообщения, номер сообщения). 5.2. Приемник Навтекс. 5.2.1. Выбор передающего центра. 5.2.2. Выбор типа сообщения. 5.2.3. Сообщения, обязательные к приему. 5.2.4. Использование вспомогательного управления и замена бумаги. 6. Аварийные радио буи. 6.1. Спутниковые радио буи. 6.1.1. Основные характеристики работы на частоте 406 МГц. 6.1.2. Основные характеристики работы на частоте 1,6 Ггц/121,5 МГц, включая функции привода. 6.1.3. Информация, содержащаяся в аварийном сообщении. 6.1.4. Типы кодирования АРБ Коспас - Сарсат. 6.1.5. Ручной запуск. 6.1.6. Функция свободного всплытия. 6.1.7. Периодическое техобслуживание. 6.1.8. Тестирование. 6.1.9. Проверка срока годности батарей. 6.1.10. Протирка механизма автоматического отделения АРБ. 6.2. УКВ АРБ. 6.2.1. Основные технические характеристики. 6.2.2. Информация, содержащаяся в аварийном сообщении. 6.2.3. Ручной запуск. 6.2.4. Функция свободного всплытия. 6.2.5. Периодическое техобслуживание: - тестирование - проверка срока годности батарей - протирка механизма автоматического отделения АРБ. 7. Радиолокационный ответчик (РЛО). 7.1. Радиолокационный ответчик (РЛО). 7.1.1. Основные технические характеристики. 7.1.2. Использование. 7.1.3. Радиус действия. 7.1.4. Периодическое техобслуживание. 7.1.5. Проверка срока годности батарей. 8. Цифровой избирательный вызов. 8.1. Формат вызова: - аварийный вызов - вызов всех судов - вызов одного судна - вызов судов в определенной географической зоне - групповой вызов - автоматический / полуавтоматический вызов. 8.2. Адресация в системе MMSI: - идентификатор кода страны - номер группового вызова - номер береговой станции - номер с тремя последними нулями. 8.3. Категории вызова: - аварийный вызов - срочности - безопасности - служебная - обыкновенная. 8.4. Телекоманды: - аварийные вызовы - другие вызовы, не относящиеся к бедствию - информация о рабочих частотах - связь в случае бедствия, срочности и безопасности. 8.5. Связь в случае бедствия. 8.5.1. Передача сигналов тревоги посредством ЦИВ. 8.5.2. Понятие "сигнала тревоги". 8.5.3. Передача сигналов тревоги. 8.5.4. Передача сигналов тревоги с берега на судно (оповещение). 8.5.5. Передача сигналов тревоги судном, не терпящим бедствие. 8.6. Прием и подтверждение приема сигналов тревоги ЦИВ. 8.6.1. Подтверждение приема, используя телефонию. 8.6.2. Подтверждение приема, используя УБПЧ. 8.6.3. Прием и подтверждение береговой станцией. 8.6.4. Прием и подтверждение судовой станцией. 8.7. Обработка сигналов тревоги: - подготовка к передаче сигналов тревоги - терминология, используемая во время обмена по бедствию. 8.8. Проверка оборудования ЦИВ в эфире: - сигналы тревоги - сигналы безопасности. 8.9. Связь в случае срочности и безопасности: - понятие связи в случае срочности и безопасности - процедуры вызова в случае срочности и безопасности - связь в случае срочности - медицинский транспорт - связь в случае безопасности. 9. Связь с использованием радиотелефона, с радиостанциями, работающими в старой системе: - радиотелефонный сигнал тревоги - сигнал бедствия - вызов в случае бедствия - подтверждение приема сигнала бедствия - терминология, используемая во время обмена по бедствию - передача сигналов тревоги судном, не терпящим бедствие - медицинская помощь. 10. Прием информации по безопасности на море: - прием, используя приемник Навтекс - прием, используя приемник РГВ Инмарсат - прием, используя приемник УБПЧ коротких волн - сигналы навигационного предупреждения в старой системе связи по безопасности - навигационные предупреждения, передаваемые по радиотелефону. 11. Защита аварийных частот: - защитные полосы - проверка оборудования на аварийных частотах - использование частот во время связи по бедствию - предупреждение вредных излучений - предупреждение случайных передач. 12. Операции по поиску и спасению. 12.1. Роль спасательных координационных центров. 12.2. MERSAR. 12.3. Морские поисковые организации. 12.4. Обязательные явки на связь. 12.5. Связь во время поиска и спасания. 12.6. Операции по поиску и спасанию. 13. Различные навыки и знание операционных процедур для общественной радиосвязи. 13.1. Знание обязанностей капитана, вахтенного помощника и члена экипажа, ответственного за связь во время бедствия в части, касающейся радиосвязи. 13.2. Возможность использования английского языка как в устной, так и в письменной форме для связи, относящейся к безопасности на море. 13.3. Использование Международного свода сигналов и Морской разговорник, изданный Международной Морской Организацией. 13.4. Знание стандартных сокращений и общеиспользуемых кодов. 13.5. Использование международного фонетического алфавита. 14. Использование документов и ведение радиожурнала. 14.1. Умение использовать обязательные документы и публикации. 14.2. Ведение радиожурнала. 14.3. Знание правил и соглашений, регулирующих морскую радиосвязь и морскую спутниковую связь. 15. Практические и теоретические знания процедур общественной радиосвязи. 15.1. Вызов по радиотелефону: - методы вызова береговой радиостанции, использующей телефонию - заказ телефонных переговоров через оператора - окончание разговора - процедура вызова береговой станции с использованием ЦИВ - автоматический вызов. 15.2. Радиотелеграммы. 15.2.1. Составные части радиотелеграммы: - преамбула, служебный заголовок - адрес - текст - подпись - адреса - полный адрес - телеграфный адрес - телексный адрес. 15.2.2. Подсчет слов. 15.2.3. Передача телеграмм по радиотелефону. 16. Оплата счетов. 16.1. Система оплаты счетов за радиосвязь. 16.2. Система оплаты счетов за спутниковую связь. 16.3. Код расчетной организации. 16.4. Составные части тарифов за услуги связи. 16.5. Валюты, используемые в международных расчетах за судовую связь. Требования к преподавательскому составу <*> -------------------------------- <*> Для лиц, не отвечающих требованиям п. п. 2 и 3, необходимо наличие отдельного решения РОСМОРФЛОТа. 1. В штате УТЦ должно быть как минимум два преподавателя, отвечающих нижеперечисленным требованиям, и как минимум один преподаватель морского английского языка. 2. Общий уровень квалификации преподавателя. 2.1. Общий уровень квалификации каждого преподавателя должен быть подтвержден дипломом о высшем морском образовании с присвоением квалификации радиоинженер или инженер - судоводитель. 3. Профессиональная подготовка в области морской радиосвязи. 3.1. Преподаватель учебно - тренажерного центра должен иметь: 3.1.1. Диплом радиоэлектроника первого или второго класса и опыт работы на судах, отвечающих требованиям ГМССБ, не менее одного года, или 3.1.2. Диплом радиооператора первого класса и опыт работы в должности начальника радиостанции не менее двух лет, или 3.1.3. Общий диплом оператора ГМССБ и опыт работы на судах, отвечающих требованиям ГМССБ, не менее трех лет. 4. Наличие Свидетельства преподавателя учебно - тренажерного центра ГМССБ, выданного Федеральной службой морского флота России. Продолжительность обучения По окончании обучения в УТЦ выпускникам выдается документ об успешном окончании обучения: 1. Для получения диплома оператора ограниченного района ГМССБ продолжительность обучения должна быть не менее 60 часов. 2. Для получения диплома оператора ГМССБ продолжительность обучения должна быть не менее 132 часов. Список публикаций, которые необходимо иметь в учебно - тренажерном центре - Списки IV, V, VI, VIIA, публикуемые Международным союзом электросвязи (МСЭ); - Руководство по радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы; - Руководство по поиску и спасанию морских судов (MERSAR); - Правила радиосвязи морской подвижной службы; - Нормативные акты: - Приказ ДМТ от 4 января 1996 г. N 1 и Положение "О тренажерной подготовке судоводителей, радиоспециалистов и операторов систем управления движением судов (СУДС)"; - Приказ ДМТ от 27 апреля 1994 г. N 31 и Инструкцию "Об организации связи и обработке аварийных и контрольных сообщений судов"; - письмо ДМТ от 14.07.93 N СМ 36/1398 "О порядке представления телефонных разговоров по паролю "Бедствие" по каналам Министерства связи Российской Федерации"; - РД 31.64.01-94. "Инструкция по использованию БАПВ "Диск" на судовых каналах"; - РД 31.64.22-94. "Инструкция по работе в автоматизированной системе телеграфной связи ММФ"; - РД 31.64.24-94. "Инструкция для операторов - радиотелефонистов по несению радиовахты, обеспечивающей безопасность на море"; - РД 31.64.27-94. "Размещение на судне станций спутниковой связи. Правила и нормы проектирования"; - РД 31.64.52-94. "Нормативы сроков службы судовых средств радиосвязи"; - Приказ ДМТ от 7 июня 1994 г. N 41. "Положение о порядке и правилах использования ведомственных средств связи морского транспорта. Свод условных наименований должностных лиц морского транспорта для ведомственной связи". УТВЕРЖДЕНЫ Приказом РОСМОРФЛОТА от 14 мая 1996 года N 18 ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКО - ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРЕНАЖЕРАМ ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ПРИ БЕДСТВИИ (ГМССБ) 1. Область применения 1.1. Данные технико - эксплуатационные требования распространяются на тренажеры ГМССБ, которые предназначены для использования в Учебно - тренажерных центрах ГМССБ с целью обучения радиоспециалистов и судоводителей ведению радиообмена в Глобальной Морской Системе Связи при Бедствии (ГМССБ) согласно требованиям Международной морской организации и Международного союза электросвязи. 2. Назначение 2.1. Тренажер ГМССБ предназначен для обучения и проверки знаний судовых радиоспециалистов и судоводителей, получающих диплом электроника второго класса, диплом оператора ГМССБ или диплом оператора ограниченного района ГМССБ по использованию радиооборудования ГМССБ и выполнения процедур связи согласно главе IX Регламента радиосвязи. 3. Общие требования 3.1. В качестве имитаторов оборудования ГМССБ должны, как правило, использоваться серийно выпускаемые и распространенные на морском флоте типы приборов <*>. -------------------------------- <*> Допускается моделирование пультов управления оборудования на дисплее персонального компьютера. 3.2. Тренажер должен обеспечивать работу в трех режимах: - режим обучения - режим проверки знаний - режим установки программ проверки знаний. 3.3. В процессе обучения ввод оператором неправильных команд и данных должен сопровождаться предупредительным сообщением. 3.4. Тренажер должен обеспечивать возможность ведения радиотелефонного и буквопечатающего обмена как с участием инструктора, так и между обучающимися. 3.5. Тренажер должен обеспечивать наличие фоновых шумов в телефонном режиме. 3.6. Инструктор должен иметь возможность контроля за работой каждого обучающегося. 3.7. Все инструкции и сообщения, выдаваемые тренажером, должны быть на английском языке. 4. Состав оборудования 4.1. Обязательным является наличие в составе тренажера ГМССБ не менее трех имитаторов рабочих мест операторов ГМССБ, объединенных в локальную сеть, одно из которых может быть место инструктора. 4.2. Рабочее место оператора ГМССБ должно состоять из нижеперечисленного оборудования (имитаторов) и обеспечивать имитацию следующих функций. 4.2.1. Приемники частот безопасности и бедствия на 2182 кГц и на частотах ЦИВ: - управление и использование приемника 2182 кГц - управление и использование приемника УКВ ЦИВ - управление и использование приемников ЦИВ в ПВ, ПВ/КВ. 4.2.2. УКВ радиостанция: - выбор каналов - использование шумоподавителя - использование ЦИВ. 4.2.3. ПВ/КВ радиоустановка: - выбор приемных частот - выбор передающих частот - выбор канала МСЭ - настройка передатчика - настройка приемника - выбор класса излучения - управление контролем мощности и шумоподавителем - использование автоматического контроля усиления - использование генератора аварийных сигналов - проверка генератора аварийных сигналов. 4.2.4. Контроллер цифрового избирательного вызова: - формат вызова: - аварийный вызов - вызов всех судов - вызов одного судна - вызов судов в определенной географической зоне - групповой вызов - автоматический / полуавтоматический вызов - категории вызова: - аварийный вызов - срочности - безопасности - служебный - обыкновенный - телекоманды: - аварийные вызовы - другие вызовы, не относящиеся к бедствию - информация о рабочих частотах. 4.2.5. УБПЧ: - автоматические системы - полуавтоматические системы - ручные системы - режим ARQ - режим FEC - ведомый и ведущий - номер радиотелекса - автоответ - подготовка сообщений - передача сообщений. 4.2.6. Система Инмарсат: - судовая земная станция Инмарсат А: - позиционирование антенны - телекс - телефон - приемник РГВ: - программирование спутниковой станции для использования приемника РГВ - выбор режима для работы приемника РГВ - судовая земная станция Инмарсат Си: - ввод / обновление координат судна - использование - прием и передача сообщений. 4.2.7. Приемник Навтекс: - выбор передающих центров - выбор типа сообщения - сообщения, обязательные к приему - использование вспомогательного управления и замена бумаги. 4.2.8. Приемник навигационной информации на КВ. 4.2.9. Радиолокационный ответчик. 4.2.10. Аварийные радио буи, указатели места бедствия: - Коспас - Сарсат - Иммарсат - УКВ. 5. Тренажер должен обеспечивать обучение и проверку знаний следующих процедур. 5.1. Связь в случае бедствия. 5.1.1. Передача сигналов тревоги посредством ЦИВ: - передача сигналов тревоги с судна - передача сигналов тревоги судном, не терпящим бедствие - ретрансляция сигналов тревоги. 5.1.2. Прием и подтверждение приема сигналов тревоги ЦИВ: - подтверждение приема, используя телефонию - подтверждение приема, используя УБПЧ - прием и подтверждение береговой станцией - прием и подтверждение судовой станцией. 5.1.3. Обработка сигналов тревоги. 5.1.4. Подготовка к передаче сигналов тревоги. 5.2. Сигналы срочности и безопасности. 5.2.1. Подготовка и передача сообщений срочности. 5.2.2. Передача сообщений безопасности с берега на судно (оповещение). 5.3. Имитация проверки оборудования ЦИВ в эфире. УТВЕРЖДЕНО Приказом РОСМОРФЛОТА от 14 мая 1996 года N 18 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ ТРЕНАЖЕРОВ ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ПРИ БЕДСТВИИ (ГМССБ) Настоящее Положение распространяется на все тренажеры ГМССБ, предполагаемые к использованию в учебно - тренажерных центрах. 1. Освидетельствование проводится комиссией Федеральной службы морского флота России (РОСМОРФЛОТ), по заявкам фирм - изготовителей, направляемым в ГП "Морсвязьспутник" по адресу: 103030, Россия, Москва, ул. Новослободская, д. 14/19, стр. 7. 2. Комиссия для освидетельствования каждого тренажера назначается приказом РОСМОРФЛОТа. В комиссию включаются представители Главной государственной морской инспекции РОСМОРФЛОТа, ГП "Морсвязьспутник", АОЗТ ЦНИИМФ и других заинтересованных организаций. 3. Освидетельствование проводится путем проверок тренажеров на соответствие их "Временным технико - эксплуатационным требованиям к тренажерам ГМССБ". 4. При предъявлении тренажера на освидетельствование заявитель представляет следующие документы: - технический проект на тренажер с дополнениями и корректировкой; - спецификацию на тренажер; - техническую и эксплуатационную документацию на тренажер; - сертификаты, выданные Морскими Администрациями иностранных государств; - сертификаты безопасности на отдельные изделия, входящие в состав тренажера, выданные органами Госстандарта или уполномоченными им организациями; - методические рекомендации по проведению обучения на тренажере. 5. По результатам работы комиссии составляется Акт освидетельствования (Приложение 1). При положительных результатах изготовителю тренажера выдается Свидетельство об одобрении типа тренажера ГМССБ сроком на пять лет (Приложение 2). 6. Ранее выданное свидетельство может быть изъято Федеральной службой морского флота России в случае обнаружения в процессе эксплуатации несоответствия тренажера "Временным технико - эксплуатационным требованиям к тренажерам ГМССБ". 7. Для обеспечения освидетельствования изготовитель тренажера оплачивает расходы, связанные с его проведением, согласно "Положению о порядке оплаты работ при одобрении типов навигационной и радиосвязной аппаратуры". Приложение 1 к Временному положению об освидетельствовании тренажеров ГМССБ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ АКТ ОБ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ ТРЕНАЖЕРА ГМССБ N -- от ------------ Наименование тренажера ----------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Предприятие - изготовитель тренажера --------------------------------- Дата разработки ------------------------------------------------------ Представленная документация ------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Комиссией в составе: ------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- "---" ------------------------ проведено освидетельствование тренажера ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- в соответствии с "Временными технико - эксплуатационными требованиями к тренажерам ГМССБ", при этом установлено: --------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Заключение. На основании освидетельствования установлено, что -------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- К акту прилагаются --------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Председатель комиссии ------------------------------------------- Члены комиссии -------------------------------------------------- -------------------------------------------------- -------------------------------------------------- Приложение 2 к Временному положению об освидетельствовании тренажеров ГМССБ РОССИЯ герб Российской Федерации RUSSIA ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ FEDERAL MARITIME ADMINISTRATION OF RUSSIA СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОДОБРЕНИИ ТИПА ТРЕНАЖЕРА ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ПРИ БЕДСТВИИ (ГМССБ) CERTIFICATE OF TYPE APPROVAL OF SIMULATOR OF GLOBAL MARITIME DISTRESS AND SAFETY SYSTEM (GMDSS) ---------------------------------------------------------------------- | Свидетельство выдается в | The Certificate is given in | | соответствии с требованиями | accordance with the | | Морской Администрации | Requirements of the DMT | | | (Maritime Administration) | |--------------------------------------------------------------------| | Тип "---------------" | | Type "---------------" | | Изготовитель ----------------------------- | | Manufacturer ----------------------------- | | Акт освидетельствования от "--" ------ 199- г. N ----- | | Supervisor report of "--" ------ 199- N ----- | |--------------------------------------------------------------------| | Выводы Настоящим удостоверяется, что тренажер | | соответствует "Временным технико - эксплуатационным | | требованиям к тренажерам ГМССБ" Морской | | Администрации и может использоваться для | | ---------------------------------------- | | Remarks This is to certify that the equipment complies | | with the Performance Standards of the Maritime | | Administration and can be used by | |--------------------------------------------------------------------| | Действительно до --------- г. Valid until ------------- | |--------------------------------------------------------------------| | N 3/2- --- Москва | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО | | | ФЛОТА РОССИИ | | "--" --- 199- г. Moscow | FEDERAL MARITIME ADMINISTRATION | | | OF RUSSIA | | | | | | ----------------- | ---------------------------------------------------------------------- УТВЕРЖДЕНО Приказом РОСМОРФЛОТА от 14 мая 1996 года N 18 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ УЧЕБНО - ТРЕНАЖЕРНЫХ ЦЕНТРОВ ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ПРИ БЕДСТВИИ (ГМССБ) Настоящее Положение распространяется как на вновь вводимые в эксплуатацию учебно - тренажерные центры ГМССБ (далее - УТЦ), так и на УТЦ, в которых устанавливается новое оборудование, модернизируется действующее оборудование или меняется учебный план. 1. Лицензия на право проведения дополнительного образования выдается отделом лицензирования Федеральной службы морского флота России (РОСМОРФЛОТ) на основании "Свидетельства об одобрении учебно - тренажерного центра ГМССБ". 2. Освидетельствование УТЦ проводится комиссией РОСМОРФЛОТа, по заявкам владельцев центров, направляемым в ГП "Морсвязьспутник" по адресу: 103030, Россия, Москва, ул. Новослободская, д. 14/19, стр. 7. 3. Комиссия для освидетельствования каждого УТЦ назначается приказом Федеральной службы морского флота России. В комиссию включаются представители Главной государственной морской инспекции, отдела кадровой политики РОСМОРФЛОТа, ГП "Морсвязьспутник", государственных морских академий, АОЗТ ЦНИИМФ и других заинтересованных организаций. 4. Освидетельствование проводится путем проверок центра и обучающего персонала на соответствие "Временным требованиям к учебно - тренажерным центрам ГМССБ". 5. При предъявлении учебно - тренажерного центра ГМССБ на освидетельствование его владелец представляет следующие документы: - технический проект на тренажер с дополнениями и корректировкой; - акт приемки тренажера от изготовителя или поставщика; - спецификацию на тренажер; - сертификаты безопасности на отдельные изделия, входящие в состав тренажерного центра, выданные органами Госстандарта или уполномоченными им организациями, если эти изделия приобретались УТЦ самостоятельно; - техническую и эксплуатационную документацию на тренажер; - копию Свидетельства Федеральной службы морского флота России об одобрении типа на устанавливаемый тренажер; - детальный учебный план тренажерной подготовки; - сведения о преподавательском составе; - перечень учебных пособий и официальных изданий, необходимых для обучения. 6. По результатам работы комиссии составляется Акт (Приложение 1). При положительных результатах владельцу УТЦ выдается Свидетельство (Приложение 2) об одобрении учебно - тренажерного центра ГМССБ сроком на пять лет, после чего УТЦ допускается к штатной эксплуатации. 7. Выданное Свидетельство об одобрении учебно - тренажерного центра ГМССБ может быть изъято Федеральной службой морского флота России в случае обнаружения в процессе эксплуатации несоответствия УТЦ "Временным требованиям к учебно - тренажерным центрам ГМССБ". 8. Для проведения квалификационных экзаменов выпускников УТЦ экзаменационная комиссия назначается приказом Федеральной службы морского флота России. 9. Для обеспечения освидетельствования владелец УТЦ оплачивает расходы комиссии, связанные с его проведением, согласно "Положению о порядке оплаты работ при одобрении типов навигационной и радиосвязной аппаратуры". Приложение 1 к Временному положению об освидетельствовании учебно - тренажерных центров ГМССБ ДЕПАРТАМЕНТ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКТ ОБ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ УЧЕБНО - ТРЕНАЖЕРНОГО ЦЕНТРА N -------- "---"--------------- 199- Наименование учебно - тренажерного центра ---------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Принадлежность ------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Изготовитель тренажера ----------------------------------------------- Тип тренажера -------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Дата изготовления ---------------------------------------------------- Документация --------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Комиссией в составе: ------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- "--" ------------- проведено освидетельствование учебно - тренажерного центра --------------------------------------------------------------- в соответствии с "Временными требованиями к учебно - тренажерным центрам Глобальной Морской Системы Связи при Бедствии (ГМССБ)", при этом установлено: ---------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Заключение. На основании освидетельствования установлено, что -------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- К акту прилагаются --------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Председатель комиссии ------------------------------------------- Члены комиссии -------------------------------------------------- -------------------------------------------------- -------------------------------------------------- Приложение 2 к Временному положению об освидетельствовании тренажерных центров ГМССБ РОССИЯ герб Российской Федерации RUSSIA ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ FEDERAL MARITIME ADMINISTRATION OF RUSSIA СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОДОБРЕНИИ УЧЕБНО - ТРЕНАЖЕРНОГО ЦЕНТРА ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ПРИ БЕДСТВИИ (ГМССБ) CERTIFICATE OF APPROVAL OF TRAINING SIMULATING CENTER OF GLOBAL MARITIME DISTRESS AND SAFETY SYSTEM (GMDSS) ---------------------------------------------------------------------- | Свидетельство выдается в | The Certificate is given in | | соответствии с требованиями | accordance with the | | Морской Администрации | Requirements of the | | | Maritime Administration | |--------------------------------------------------------------------| | Предприятие ------------------------------ | | Company ------------------------------ | | Тип тренажера --------------- | | SimulatorЪs Type --------------- | | Акт освидетельствования "--" ------ 199- г. N ----- | | Supervisor report "--" ------ 199- N ----- | |--------------------------------------------------------------------| | Выводы Настоящим удостоверяется, что учебно - тренажерный | | центр соответствует "Временным требованиям к учебно - | | тренажерным центрам ГМССБ" Морской Администрации и | | может использоваться для | |--------------------------------------------------------------------| | Remarks This is to certify that the training simulating | | center equipment complies with the Performance | | Standards of the Maritime Administration and can | | be used for | |--------------------------------------------------------------------| | Действительно до --------- г. Valid until ------------- | |--------------------------------------------------------------------| | N 3/2- --- Москва | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА МОРСКОГО | | | ФЛОТА РОССИИ | | "--" --- 199- г. Moscow | FEDERAL MARITIME ADMINISTRATION | | | OF RUSSIA | | | | | | ----------------- | ---------------------------------------------------------------------- |