ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
    ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА АРБИТРАЖНОГО СУДА
     АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ
    СТАТЬИ 13 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА
        "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
                                                                            
                          06 ноября 1997 г.
                               N 111-О                                                        

                                 (Д)
                                                                            

     Конституционный Суд  Российской  Федерации в составе Председателя
М.В.Баглая,  судей   Э.М.Аметистова,   Н.Т.Ведерникова,   Н.В.Витрука,
Г.А.Гаджиева,  Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой,
В.И.Олейника,    Н.В.Селезнева,    В.Г.Стрекозова,     О.С.Хохряковой,
Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в пленарном заседании заключение  судьи  О.С.Хохряковой,
проводившей  на  основании  статьи  41  Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"  предварительное
изучение запроса Арбитражного суда Архангельской области, установил:
     1. Арбитражный   суд   Архангельской    области    обратился    в
Конституционный   Суд  Российской  Федерации  с  запросом  о  проверке
конституционности положений статьи 13 Закона Российской  Федерации  от
27  декабря  1991  года  "Об  основах  налоговой  системы в Российской
Федерации",   предусматривающих   бесспорный   порядок   взыскания   с
налогоплательщиков - юридических лиц сумм штрафов,  а также всей суммы
сокрытого или заниженного дохода (прибыли).
     Поводом для  обращения в Конституционный Суд Российской Федерации
явилось находящееся в  производстве  Арбитражного  суда  Архангельской
области  дело  по  иску  Архангельского  инвестиционного коммерческого
банка "Архангельскпромстройбанк" к Государственной налоговой инспекции
по   городу   Архангельску   о   признании  не  подлежащим  исполнению
инкассового поручения от 21 января 1997 года о списании  в  бесспорном
порядке  в  соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации"  заниженной  прибыли
за  1995 год и штрафа в размере ста процентов суммы заниженной прибыли
-  всего  232108300  рублей.  Арбитражный  суд  Архангельской  области
полагает,  что  установленный  оспар _И .ваемой  нормой бесспорный порядок
взыскания с юридических лиц  сумм  штрафов  и  иных  санкций  нарушает
требования  статей  35 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской
Федерации.
     2. Согласно   пункту   3  части  первой  статьи  43  Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
Конституционный   Суд   Российской  Федерации  отказывает  в  принятии
обращения к  рассмотрению,  если  по  предмету  обращения  ранее  было
вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
     Вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации  положений
статьи  13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации",  по существу,  разрешен  Конституционным  Судом
Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о
проверке конституционности подпунктов 2 и 3  части  первой  статьи  11
Закона  Российской  Федерации  от  24  июня  1993  года "О федеральных
органах налоговой полиции".
     Указанные нормы в части, касающейся санкций, применяемых органами
налоговой полиции,  носят отсылочный характер, поэтому Конституционный
Суд  Российской Федерации рассматривал их в системной связи со статьей
13  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в
Российской  Федерации" и статьями 7 (пункты 8 и 9) и 8 Закона РСФСР от
21  марта  1991  года  "О  Государственной  налоговой  службе  РСФСР",
поскольку  именно  этими статьями предусматривается бесспорный порядок
взыскания с юридических лиц недоимок по налогам,  сумм штрафов и  иных
санкций и определяется содержание правомочий органов налоговой полиции
по  применению   санкций.   Таким   образом,   проверке   подвергались
одновременно    нормы    трех    законов,   что   подтверждается   как
мотивировочной,  так и резолютивной  частью  постановления,  и  потому
выводы   Конституционного   Суда   Российской  Федерации  относительно
бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм  штрафов  и  иных
санкций  распространяются  и  на положения статьи 13 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     Конституционный Суд     Российской     Федерации    признал    не
соответствующими Конституции Российской Федерации положения пунктов  2
и  3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных
органах  налоговой  полиции",  предоставляющие   федеральным   органам
налоговой  полиции  право  на  основании  статей  7 (пункты 8 и 9) и 8
Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР"  и  статьи  13
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" производить взыскание с юридических  лиц  сумм  штрафов,  а
также   всей  суммы  сокрытого  или  заниженного  дохода  (прибыли)  в
бесспорном порядке без их согласия. Правовые основания такого решения,
приведенные   в   постановлении,  также  свидетельствуют  о  том,  что
бесспорный порядок взыскания с юридических лиц указанных сумм  без  их
согласия  признан  неконституционным  вне  зависимости от того,  каким
органом - налоговой полицией или налоговой  инспекцией  -  принимается
решение     о    производстве    взыскания.    Данное    постановление
Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу.
     На основании  изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой
статьи 43 и частью  первой  статьи  79  Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный
Суд Российской Федерации определил:
     1. Отказать  в  принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда
Архангельской области о проверке конституционности положений статьи 13
Закона  Российской  Федерации  от  27  декабря  1991  года "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
     2. Настоящее  определение является окончательным и обжалованию не
подлежит.
     3. Настоящее  определение  подлежит  опубликованию  в "Российской
газете",  "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации                                        М.В.Баглай
06 ноября 1997 г.
N 111-О

Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации                                     Т.Г.Морщакова
06 ноября 1997 г.
N 111-О
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru