О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДОГОВОР ПРЕЗИДЕНТ РФ 30 октября 1997 г. (РВ 97-233) Исходя из необходимости разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области; принимая во внимание специфические географические, социально-экономические, культурно-исторические и уникальные природные особенности Ярославской области; в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Астраханской области, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации; обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны; исходя из конституционного статуса Ярославской области как равноправного субъекта российской Федерации; руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законодательством Ярославской области; заключен настоящий Договор о нижеследующем: Статья 1 Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области. Статья 2 Исходя из географических, экономических, социальных, природных, культурно-исторических и иных особенностей Ярославской области, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Ярославской области относятся: а) структурная перестройка экономики Ярославской области; б) межбюджетные отношения Российской Федерации и Ярославской области; в) развитие агропромышленного комплекса, включая создание зернового фонда Ярославской области; г) социальная защита населения Ярославской области, включая вопросы занятости населения, пенсионного обеспечения, социальной защиты ветеранов, пенсионеров, инвалидов, военнослужащих, работников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей, медицинского страхования населения Ярославской области; д) вопросы обеспечения устойчивого функционирования энергетических, транспортных, информационных и других систем на территории Ярославской области в соответствии с федеральным законодательством; е) вопросы взаимодействия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации мобилизационной подготовки народного хозяйства на территории Ярославской области в соответствии с федеральным законодательством; ж) вопросы обеспечения устойчивого функционирования промышленности на территории Ярославской области; з) проведение согласованной кадровой политики при осуществлении полномочийв сфере совместного ведения Российской Федерации и Ярославской области. К предметам совместного ведения Российской Федерации и Ярославской области могут быть отнесены также иные вопросы путем внесения дополнений в настоящий Договор или подписания нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий, при этом не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Статья 3 Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Ярославской области по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Россиской Федерации и перечисленным в статье 2 настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения являются неотъемлимой частью настоящего Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое время после его вступления в силу. Соглашения подписываются председателем Правительства Российской Федерации и губернатором Ярославской области. Статья 4 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти Ярославской области проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения, отнесенным настоящим Договором к совместному ведению; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) принимают участие в разработке и утверждают федеральные целевые программы социально-экономического развития Ярославской области; г) обеспечивают финансирование федеральных целевых программ, реализуемых на территории Ярославской области в объемах, установленных федеральным бюджетом; д) обеспечивают экономические условия содержания мобилизационных мощностей оборонных предприятий в Ярославской области, в том числе компенсацию затрат предприятий на поддержание мобилизационных мощностей в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; е) обеспечивают координацию внешнеэкономической деятельности Ярославской области в целях максимальной реализации ее экспортного потенциала; ж) согласовывают с органами государственной власти Ярославской области кандидатуры руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Ярославской области, если иное не установленофедеральным законодательством; з) в соответствии с федеральным законодательством предварительно уведомляют органы государственной власти Ярославской области о создании, реорганизации и ликвидации территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти; и) учитывают мнение органов государственной власти Ярославской области при осуществлении полномочий собственника по принадлежащим Российской Федерации акциям (долям, вкладам) в уставном капитале юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, расположенных на территории Ярославской области. Статья 5 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Ярославской области: а) участвуют в разработке органами государственной власти Российской Федерации проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ярославской области; б) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным настоящим Договором, в соответствии с федеральным законодательством; в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти Ярославской области в соответствие с настоящим Договором; г) участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории Ярославской области; д) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении и освобождении руководителей расположенных на территории Ярославской области территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных предприятий, учреждений и организаций, если иное не установлено федеральным законодательством; е) решают вопросы админстративно-территориального устройстваобласти, образования и упразднения административно-территориальных единиц и населенных пунктов области с соблюдением прав и свобод граждан и единства экономического пространства страны; ж) создают условия для привлечения иностранных инвестиций в Ярославскую область в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством. Статья 6 До принятия федерального закона или иных федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти Ярославской области вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты Ярославской области приводятся в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты рославской области, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат. Статья 7 Если нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем установленные настоящим Договором, то в отношении Ярославской области применяются положения указанных нормативных правовых актов. В случае применения органами государственной власти Российской Федерации в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора. В случае противоречия между законами, нормативными правовыми актами Ярославской области и настоящим Договором действуют положения настоящего Договора. Статья 8 Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органами исполнительной власти Ярославской области в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации может иметь место по соглашению во всех случаях во всех случаях, если в Конституции российской Федерации или в федеральных законах не содержится прямого запрета на передачу осуществления соответствующих полномочий. При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий. Статья 9 Законы и иные нормативные правовые акты Ярославской области, изданные по предметам ведения Ярославской области, подлежат государственной защите и применению судами в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Статья 10 Органы государственной власти Ярославской области имеют право оспаривать в соответствующем суде правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы, отнесенные к ведению Ярославской области, или не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и Ярославской области, или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Ярославской области, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором. Органы государственной власти Ярославской области вправе также вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории области частично или полностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в части первой настоящей статьи. Статья 11 Органы исполнительной власти Ярославской области могут быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений (агентств) органов исполнительной власти российской Федерации в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти Ярославской области и органами исполнительной власти Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законодательством. Территориальные структурные подразделения (агентства) органов исполнительной власти Российской Федерации могут быть наделены полномочиями органов исполнительной власти Ярославской области в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти Ярославской области и органами исполнительной власти Российской Федерации. Статья 12 Ярославская область самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет Ярославской области и бюджеты муниципальных образований Ярославской области в форме отчислений от федеральных налогов и сборов, определяются соглашением между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области, если они прямо не установлены федеральным законодательством. Финансирование расходов федерального бюджета на территории Ярославской области может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства по Ярославской области в установленном порядке в соответствии с отдельными соглашениями, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории Ярославской области и подлежащих перечислению в федеральный бюджет. Статья 13 Ярославская область самостоятельноопределяет системуорганов государственной власти Ярославской области, осуществляющих от имени Ярославской области полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к государственной собственности Ярославской области, в соответствии с федеральным законодательством. Разграничение государственной собственности на территории Ярославской области, включая разграничение собственности на земельные, водные и иные природные ресурсы, на федеральную и областную собственность, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории Ярославской области производится отдельными соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Статья 14 Ярославская область вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Ярославской области. Статья 15 В целях эффективной реализации настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Ярославской области могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах. Статья 16 Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Ярославской области могут иметь полномочные представительства соответственно в городах Ярославле и Москве. Статья 17 Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора. Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке, если иное не установлено федеральным законом. Статья 18 Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего Договора, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области по предметам совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур. В случае недостижения согласия спор выносится на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Статья 19 Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях и вступает в силу с момента опубликования. С момента вступления в силу настоящего Договора ранее заключенные между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей настоящему Договору. Совершено в г. Москве 30 октября 1997 года в двух экземплярах, причем оба текста имеют одинаковую силу. Президент Российской Федерации Б.Ельцин 30 октября 1997 г. Губернатор Ярославской области А.Лисицын 30 октября 1997 г. |