ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 25 ноября 1997 г. N 69 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 25 ноября 1997 г. N 777 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ 25 ноября 1997 г. N 425 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 25 ноября 1997 г. N 700 (ТВД 98-2) Извлечение Во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" от 18 апреля 1996 г. N 567, Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г. N 600, а также пункта 1.7. Программы мер по обеспечению сохранности, усилению борьбы с хищениями и контрабандным вывозом предметов культурного и природного наследия народов России на 1996-1998 гг., утвержденной МВД, ФСБ, ГТК, Минкультуры России от 16 апреля 1996 г., приказываем: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России. Генеральный прокурор России Ю.Скуратов 25 ноября 1997 г. N 69 Министр МВД России А.Куликов 25 ноября 1997 г. N 777 Директор ФСБ России Н.Ковалев 25 ноября 1997 г. N 425 ВрИО председателя ГТК России В.Мещеряков 25 ноября 1997 г. N 700 Приложение к Приказу Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ГТК России от 25 ноября 1997 года N 69/777/425/700 ИНСТРУКЦИЯ по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России 1.1. Настоящая Инструкция разработана в целях создания согласованной правовой основы для повышения эффективности взаимодействия органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и таможенных органов Российской Федерации (далее - правоохранительные органы, если не оговорено иное) при выявлении, расследовании, раскрытии, пресечении и предупреждении преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности. 1.2. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными посягательствами на культурные ценности осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами и соглашениями, заключенными либо признанными Российской Федерацией, межведомственными нормативными актами, настоящей Инструкцией и направлена на выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью. 1.3. Взаимодействие сторон проводится на основе принципов соблюдения законности, самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах, предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий, процессуальной независимости и персональной ответственности следователей и сотрудников оперативных подразделений за точное выполнение согласованных мероприятий. 1.4. Формирование и ведение единого федерального банка данных о похищенных предметах антиквариата и культурных ценностях осуществляется на базе действующей в МВД России (ГИЦ) автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) "Антиквариат". Представление информации в эту систему, а также обращение к ней и исполнение запросов правоохранительных органов осуществляются в порядке, установленном действующими нормативными актами МВД России. 2. Формы взаимодействия 2.1. Взаимодействие правоохранительных органов по борьбе с преступными посягательствами на культурные ценности осуществляется в связи с создавшейся криминогенной обстановкой на региональном уровне и по поручению руководителей федеральных правоохранительных органов или по согласованию с ними на межрегиональном уровне. 2.2. Взаимодействие осуществляется в двух формах: координационного совещания руководителей правоохранительных органов и региональных (межрегиональных) следственно-оперативных групп (РСОГ, МСОГ). 2.3. Порядок созыва, работы и принятия решений координационного совещания регламентируется Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 567. 2.4. Координационное совещание руководителей правоохранительных органов в части обеспечения и совершенствования взаимодействия органов дознания и предварительного следствия при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с культурными ценностями: определяет виды совместных целевых мероприятий, направленных на выявление и пресечение преступных посягательств на культурные ценности; координирует взаимное использование возможностей правоохранительных органов в проведении этих совместных мероприятий, издание совместных приказов, указаний, подготовку информационных писем и иных организационно-распорядительных документов; контролирует выполнение намеченных мероприятий и вносит коррективы в принятые решения; исходя из оперативной обстановки принимает решения о создании одной или нескольких региональных (межрегиональных) следственно-оперативных групп по расследованию и раскрытию посягательств на культурные ценности, назначает руководителя РСОГ (МСОГ), определяет конкретных исполнителей, их число и функциональные особенности, материально-техническое и финансовое обеспечение; обеспечивает координацию дальнейшей совместной деятельности правоохранительных органов от регионального уровня до низового исполнительного звена в этом направлении. 2.5. Члены координационного совещания, руководители заинтересованных правоохранительных органов в целях обеспечения решений координационного совещания и работы РСОГ (МСОГ) по расследованию и раскрытию преступлений в отношении культурных ценностей: вносят для рассмотрения на координационном совещании проекты программ, планов совместной координационной деятельности, приказов, указаний и иных документов требующих предварительного обсуждения; участвуют в работе координационного совещания и вносят предложения по совершенствованию совместной деятельности, принятых решений и мер по их реализации; формируют региональные (межрегиональные) следственно-оперативные группы по расследованию и раскрытию преступных посягательств на культурные ценности, подбирают и выносят на утверждение координационного совещания кандидатуры руководителей групп и конкретных исполнителей, решают организационные вопросы по финансированию, размещению групп, созданию надлежащих условий работы, обеспечению средствами передвижения, оперативной, криминалистической и иной техникой; при наличии решения координационного совещания издают совместный приказ руководителей правоохранительных органов о создании и функционировании РСОГ (МСОГ), обязательной для исполнения координирующими сторонами, независимо от их служебной и функциональной направленности; лично контролируют целенаправленное использование специализированных РСОГ (МСОГ), стабильность их состава, ежеквартально анализируют результаты их работы и выполнения запланированных мероприятий с обсуждением отчетов руководителей РСОГ (МСОГ) и по выявленным недостаткам принимают действенные меры к их устранению; обеспечивают оперативное доведение информации о преступлениях в отношении культурных ценностей до всех правоохранительных органов, в том числе в соответствии с пунктом 1.4. настоящей Инструкции, и осуществляют контроль за реагированием на эту информацию; совместно с руководителями РСОГ (МСОГ) участвуют в разработке согласованных планов следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий; разрабатывают проекты нормативных документов и методических материалов, определяющих порядок взаимодействия, использования сил и средств заинтересованных сторон, обеспечения собственной безопасности в процессе выполнения мероприятий, обмена оперативной информацией, маневрирования негласным аппаратом, проведения совместных оперативных разработок лидеров, авторитетов преступных группировок, скупщиков, коллекционеров и собирателей культурных ценностей; организуют и проводят на территории города, области и других регионов совместные специальные операции и целевые мероприятия по выявлению и пресечению преступлений, связанных с преступными посягательствами на культурные ценности, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению; проводят информационно-аналитическую и методическую работу, ежегодно обобщают результаты координационной деятельности правоохранительных органов, участвуют в распространении передового опыта. Итоги обобщения при необходимости выносят на координационное совещание; организуют проведение совместных рабочих встреч, совещаний, конференций; оказывают помощь в проведении научных исследований, во внедрении их результатов в практику правоохранительных органов, в издании учебных пособий, методических рекомендаций, информационных писем, бюллетеней, сборников по вопросам борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности. 2.6. Региональные и межрегиональные следственно-оперативные группы являются одной из основных форм взаимодействия правоохранительных органов по расследованию и раскрытию конкретных преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности. При формировании следственно-оперативной группы издается совместный приказ руководителей заинтересованных правоохранительных органов, в котором определяются основные задачи группы, ее состав с конкретными исполнителями, руководителями, условия работы, а также выделяемые материально-технические и финансовые средства. Следственно-оперативная группа комплектуется из опытных, наиболее квалифицированных следователей и оперативных сотрудников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности. Решение о расформировании следственно-оперативной группы, замене сотрудников, сроках их пребывания в составе группы принимается совместно руководителями правоохранительных органов. Включенные в состав РСОГ (МСОГ) сотрудники правоохранительных органов, независимо от их функциональной направленности, подчиняются руководителю группы. Следователи следственно-оперативной группы выполняют необходимые следственные действия от своего имени с указанием наименования РСОГ (МСОГ) в объеме, установленном распределением обязанностей между ее членами. Следователи и дознаватели органов федеральной службы безопасности, таможенных органов включаются в состав РСОГ (МСОГ) и участвуют в расследовании уголовного дела лишь в рамках отнесенного к их подведомственности преступления. Оперативные сотрудники органов федеральной службы безопасности, таможенных органов могут включаться в состав РСОГ (МСОГ) независимо от подведомственности, если в рамках уголовного дела реализуются оперативные материалы указанных ведомств. Финансирование служебных командировок и иных расходов по работе включенных в РСОГ, МСОГ иногородних сотрудников осуществляется за счет соответствующих правоохранительных органов. 2.7. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации руководитель региональной (межрегиональной) следственно-оперативной группы - следователь или начальник следственного подразделения, в чьем производстве находится уголовное дело: несет персональную ответственности за организацию работы следственно-оперативной группы и подчиненных сотрудников, соблюдение законности, достижение конкретных результатов и расследовании и раскрытии преступлений в отношении культурных ценностей, сохранность получаемой и выдаваемой информации по находящемуся в производстве уголовному делу; знакомится с оперативно-разыскной информацией, представляющей интерес по расследуемому уголовному делу, проводит совместно с органами дознания проверку и реализацию полученной информации; разрабатывает совместно с членами следственно-оперативной группы план совместных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий; дает письменные поручения соответствующим следователям и оперативным работникам взаимодействующих органов о производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий; организует взаимодействие участников и оказывает практическую помощь членам следственно-оперативной группы при производстве отдельных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий; дает разрешение на выдачу задержанных и находящихся под стражей лиц для проведения с ними следственных действий, бесед, свиданий; с согласия прокурора или начальника следственного подразделения, в производстве которого находится расследуемое дело, дает письменное разрешение на помещение в средствах массовой информации сведений о ходе и результатах расследования и раскрытия преступления, получившего общественный резонанс, и о работе следственно-оперативной группы в целом. |