ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 25.11.97 69

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
      ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ
       ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ НА КУЛЬТУРНЫЕ
                           ЦЕННОСТИ РОССИИ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          25 ноября 1997 г.
                                 N 69

                    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

                          25 ноября 1997 г.
                                N 777

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

                          25 ноября 1997 г.
                                N 425

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          25 ноября 1997 г.
                                N 700

                              (ТВД 98-2)


                              Извлечение

     Во исполнение   Указа   Президента   Российской   Федерации    "О
координации деятельности   правоохранительных   органов  по  борьбе  с
преступностью" от  18  апреля  1996  г.  N  567,  Федеральной  целевой
программы по   усилению  борьбы  с  преступностью  на  1996-1997  гг.,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации  от  17
мая 1996 г.  N 600,  а также пункта 1.7.  Программы мер по обеспечению
сохранности, усилению  борьбы  с  хищениями  и  контрабандным  вывозом
предметов культурного   и   природного   наследия  народов  России  на
1996-1998 гг.,  утвержденной МВД,  ФСБ,  ГТК, Минкультуры России от 16
апреля 1996 г., приказываем:
     1. Утвердить    прилагаемую    Инструкцию    по    взаимодействию
правоохранительных органов  Российской  Федерации  при расследовании и
раскрытии преступлений,  связанных с  посягательствами  на  культурные
ценности России.

Генеральный прокурор России                                 Ю.Скуратов
25 ноября 1997 г.
N 69

Министр МВД России                                           А.Куликов
25 ноября 1997 г.
N 777

Директор ФСБ России                                          Н.Ковалев
25 ноября 1997 г.
N 425

ВрИО председателя ГТК России                               В.Мещеряков
25 ноября 1997 г.
N 700

                                                            Приложение

                                    к Приказу Генеральной прокуратуры,
                                                  МВД, ФСБ, ГТК России
                                                от 25 ноября 1997 года
                                                      N 69/777/425/700

                              ИНСТРУКЦИЯ

  по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации
        при расследовании и раскрытии преступлений, связанных
           с посягательствами на культурные ценности России

     1.1. Настоящая   Инструкция   разработана   в   целях    создания
согласованной правовой     основы    для    повышения    эффективности
взаимодействия органов прокуратуры,  органов внутренних  дел,  органов
федеральной службы   безопасности   и  таможенных  органов  Российской
Федерации (далее - правоохранительные органы,  если не оговорено иное)
при выявлении,  расследовании,  раскрытии, пресечении и предупреждении
преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности.
     1.2. координация   деятельности   правоохранительных  органов  по
борьбе с   преступными   посягательствами   на   культурные   ценности
осуществляется в  соответствии  с  Конституцией  Российской Федерации,
федеральным законодательством,    нормативными    актами    Президента
Российской Федерации    и    Правительства    Российской    Федерации,
международными   договорами   и   соглашениями,   заключенными    либо
признанными   Российской  Федерацией,  межведомственными  нормативными
актами, настоящей Инструкцией и направлена на выполнение федеральных и
региональных программ борьбы с преступностью.
     1.3. Взаимодействие  сторон  проводится   на   основе   принципов
соблюдения законности,  самостоятельности  каждого правоохранительного
органа в пределах,  предоставленных ему  законодательством  Российской
Федерации полномочий,   процессуальной  независимости  и  персональной
ответственности следователей и сотрудников  оперативных  подразделений
за точное выполнение согласованных мероприятий.
     1.4. Формирование и ведение единого федерального банка  данных  о
похищенных предметах     антиквариата     и    культурных    ценностях
осуществляется на   базе    действующей    в    МВД    России    (ГИЦ)
автоматизированной информационно-поисковой        системы       (АИПС)
"Антиквариат". Представление  информации  в  эту  систему,   а   также
обращение к  ней  и  исполнение  запросов  правоохранительных  органов
осуществляются в  порядке,  установленном  действующими   нормативными
актами МВД России.

                       2. Формы взаимодействия

     2.1. Взаимодействие   правоохранительных   органов  по  борьбе  с
преступными посягательствами на культурные ценности  осуществляется  в
связи с создавшейся криминогенной обстановкой на региональном уровне и
по поручению руководителей федеральных правоохранительных органов  или
по согласованию с ними на межрегиональном уровне.
     2.2. Взаимодействие     осуществляется     в     двух     формах:
координационного совещания  руководителей правоохранительных органов и
региональных (межрегиональных)  следственно-оперативных  групп  (РСОГ,
МСОГ).
     2.3. Порядок созыва,  работы и принятия решений  координационного
совещания регламентируется   Положением   о  координации  деятельности
правоохранительных органов по  борьбе  с  преступностью,  утвержденным
Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 567.
     2.4. Координационное совещание  руководителей  правоохранительных
органов в части обеспечения и совершенствования взаимодействия органов
дознания и предварительного следствия при  раскрытии  и  расследовании
преступлений, связанных с культурными ценностями:
     определяет виды совместных целевых мероприятий,  направленных  на
выявление и пресечение преступных посягательств на культурные ценности;
     координирует взаимное         использование          возможностей
правоохранительных органов  в  проведении этих совместных мероприятий,
издание совместных приказов, указаний, подготовку информационных писем
и иных организационно-распорядительных документов;
     контролирует выполнение   намеченных   мероприятий    и    вносит
коррективы в принятые решения;
     исходя из оперативной обстановки  принимает  решения  о  создании
одной или        нескольких       региональных       (межрегиональных)
следственно-оперативных групп    по    расследованию    и    раскрытию
посягательств на  культурные  ценности,  назначает  руководителя  РСОГ
(МСОГ), определяет конкретных исполнителей,  их число и функциональные
особенности, материально-техническое и финансовое обеспечение;
     обеспечивает координацию   дальнейшей   совместной   деятельности
правоохранительных органов   от   регионального   уровня  до  низового
исполнительного звена в этом направлении.
     2.5. Члены      координационного      совещания,     руководители
заинтересованных правоохранительных  органов   в   целях   обеспечения
решений координационного   совещания   и   работы   РСОГ   (МСОГ)   по
расследованию и  раскрытию   преступлений   в   отношении   культурных
ценностей:
     вносят для  рассмотрения  на  координационном  совещании  проекты
программ, планов  совместной  координационной деятельности,  приказов,
указаний и иных документов требующих предварительного обсуждения;
     участвуют в    работе   координационного   совещания   и   вносят
предложения по  совершенствованию  совместной  деятельности,  принятых
решений и мер по их реализации;
     формируют региональные (межрегиональные)  следственно-оперативные
группы по   расследованию  и  раскрытию  преступных  посягательств  на
культурные ценности,    подбирают    и    выносят    на    утверждение
координационного   совещания   кандидатуры   руководителей   групп   и
конкретных   исполнителей,   решают   организационные    вопросы    по
финансированию,  размещению групп, созданию надлежащих условий работы,
обеспечению средствами передвижения, оперативной, криминалистической и
иной техникой;
     при наличии решения координационного совещания издают  совместный
приказ руководителей   правоохранительных   органов   о   создании   и
функционировании РСОГ    (МСОГ),    обязательной    для     исполнения
координирующими сторонами, независимо от их служебной и функциональной
направленности;
     лично контролируют         целенаправленное         использование
специализированных РСОГ (МСОГ), стабильность их состава, ежеквартально
анализируют результаты   их   работы   и   выполнения  запланированных
мероприятий с обсуждением  отчетов  руководителей  РСОГ  (МСОГ)  и  по
выявленным недостаткам принимают действенные меры к их устранению;
     обеспечивают оперативное доведение информации о  преступлениях  в
отношении культурных  ценностей до всех правоохранительных органов,  в
том числе в  соответствии  с  пунктом  1.4.  настоящей  Инструкции,  и
осуществляют контроль за реагированием на эту информацию;
     совместно с руководителями РСОГ  (МСОГ)  участвуют  в  разработке
согласованных планов   следственных  действий  и  оперативно-разыскных
мероприятий;
     разрабатывают проекты   нормативных   документов  и  методических
материалов, определяющих порядок взаимодействия,  использования сил  и
средств заинтересованных сторон,  обеспечения собственной безопасности
в процессе выполнения  мероприятий,  обмена  оперативной  информацией,
маневрирования негласным аппаратом,  проведения совместных оперативных
разработок лидеров,  авторитетов  преступных  группировок,  скупщиков,
коллекционеров и собирателей культурных ценностей;
     организуют и проводят на  территории  города,  области  и  других
регионов совместные  специальные  операции  и  целевые  мероприятия по
выявлению и   пресечению   преступлений,   связанных   с   преступными
посягательствами на  культурные ценности,  а также устранению причин и
условий, способствующих их совершению;
     проводят информационно-аналитическую   и   методическую   работу,
ежегодно обобщают     результаты     координационной      деятельности
правоохранительных органов,  участвуют  в  распространении  передового
опыта. Итоги обобщения при необходимости  выносят  на  координационное
совещание;
     организуют проведение  совместных  рабочих   встреч,   совещаний,
конференций;
     оказывают помощь в проведении научных исследований,  во внедрении
их результатов   в  практику  правоохранительных  органов,  в  издании
учебных пособий,  методических  рекомендаций,  информационных   писем,
бюллетеней, сборников     по    вопросам    борьбы    с    преступными
посягательствами на культурные ценности.
     2.6. Региональные   и   межрегиональные   следственно-оперативные
группы являются    одной    из    основных     форм     взаимодействия
правоохранительных органов  по  расследованию  и  раскрытию конкретных
преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности. При
формировании следственно-оперативной группы издается совместный приказ
руководителей заинтересованных правоохранительных органов,  в  котором
определяются основные   задачи   группы,   ее   состав  с  конкретными
исполнителями,  руководителями,  условия работы,  а  также  выделяемые
материально-технические и финансовые средства.
     Следственно-оперативная группа комплектуется из опытных, наиболее
квалифицированных следователей      и      оперативных     сотрудников
правоохранительных органов,  специализирующихся  по  линии  борьбы   с
преступными посягательствами на культурные ценности.
     Решение о расформировании следственно-оперативной группы,  замене
сотрудников, сроках   их   пребывания  в  составе  группы  принимается
совместно руководителями правоохранительных органов.
     Включенные в  состав  РСОГ  (МСОГ)  сотрудники правоохранительных
органов, независимо от их функциональной  направленности,  подчиняются
руководителю группы.    Следователи   следственно-оперативной   группы
выполняют необходимые  следственные  действия  от   своего   имени   с
указанием наименования    РСОГ    (МСОГ)   в   объеме,   установленном
распределением обязанностей между ее членами.
     Следователи и     дознаватели    органов    федеральной    службы
безопасности, таможенных органов включаются в  состав  РСОГ  (МСОГ)  и
участвуют в  расследовании уголовного дела лишь в рамках отнесенного к
их подведомственности  преступления.  Оперативные  сотрудники  органов
федеральной службы безопасности, таможенных органов могут включаться в
состав РСОГ (МСОГ) независимо от  подведомственности,  если  в  рамках
уголовного дела  реализуются оперативные материалы указанных ведомств.
Финансирование служебных  командировок  и  иных  расходов  по   работе
включенных в РСОГ, МСОГ иногородних сотрудников осуществляется за счет
соответствующих правоохранительных органов.
     2.7. В  соответствии  с уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации   руководитель   региональной   (межрегиональной)
следственно-оперативной группы    -    следователь    или    начальник
следственного подразделения,  в чьем производстве находится  уголовное
дело:
     несет персональную   ответственности   за   организацию    работы
следственно-оперативной группы  и подчиненных сотрудников,  соблюдение
законности, достижение  конкретных  результатов  и   расследовании   и
раскрытии преступлений  в отношении культурных ценностей,  сохранность
получаемой и выдаваемой  информации  по  находящемуся  в  производстве
уголовному делу;
     знакомится с  оперативно-разыскной  информацией,   представляющей
интерес по   расследуемому   уголовному  делу,  проводит  совместно  с
органами дознания проверку и реализацию полученной информации;
     разрабатывает совместно  с членами следственно-оперативной группы
план совместных   следственных   действий    и    оперативно-разыскных
мероприятий;
     дает письменные   поручения   соответствующим   следователям    и
оперативным работникам   взаимодействующих   органов   о  производстве
следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий;
     организует взаимодействие  участников  и  оказывает  практическую
помощь членам   следственно-оперативной   группы   при    производстве
отдельных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий;
     дает разрешение на выдачу задержанных и находящихся  под  стражей
лиц для проведения с ними следственных действий, бесед, свиданий;
     с согласия прокурора или начальника следственного  подразделения,
в производстве  которого находится расследуемое дело,  дает письменное
разрешение на помещение в средствах  массовой  информации  сведений  о
ходе и результатах расследования и раскрытия преступления, получившего
общественный резонанс,  и о работе  следственно-оперативной  группы  в
целом.